Ребенок 2 года боится чужих. Почему ребенок боится других людей и что с этим делать

Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.

Ваш малыш испытывает то, что обычно называют "боязнью чужих". Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, - нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.

Боязнь чужих

Эта "болезнь" обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта "общительная бабочка" превратилась в "недоверчивую гусеницу". Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.

Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей - по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

Общению нужно учить

Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: "Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая". Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию. Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам - избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.

Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это - элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша. ("На самом-то деле он очень хороший мальчик".) Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно - и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.

Из дневника Марты: "Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью на- чинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать. Когда же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Недоверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя, стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю, что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками, вызывая восторг и радость у незнакомых встречных. Теперь он стал не столь расточительным. Это заставляет меня предположить, что он задумывается над тем, почему улыбается. Когда он отвечает на приветствие чужого человека, улыбка очень медленно появляется на его лице. Он изучает незнакомца, переводит взгляд с него на меня и обратно, как бы проверяя мою реакцию. Иногда он мельком улыбнется кому-нибудь, но тут же зарывается лицом в мое плечо и возобновляет общение только после моих поощрений".

Страх одиночества

Боязнь остаться в одиночестве, как правило, начинает проявляться около 6 месяцев (когда малыш учится ползать) и сохраняется и может даже усиливаться с 12 до 18 месяцев (когда ребенок начинает ходить). Мудрые родители будут считаться с этой совершенно нормальной стадией развития малыша и постараются так спланировать свои дела, чтобы как можно больше быть вместе с ребенком. То, как малыш справится со своим страхом, во многом зависит от родителей.

Не слишком ли зависим ребенок?

"Наш 8-месячный малыш начинает плакать каждый раз, как только я кладу его в кроватку и ухожу в другую комнату. Мне кажется, что я вообще не могу отойти, чтобы не расстроить его. Мы очень близки, но не делаю ли я его слишком зависимым от меня?"

Нет! Вы делаете его лишь лучше защищенным, а вовсе не зависимым. Ваш малыш переживает страх одиночества. Это совершенно нормальное поведение и вовсе не вызвано тем, что вы сделали малыша чересчур зависимым от себя.

Наблюдая за 8-месячным Мэтью, занятым игрой, мы, как нам кажется, смогли объяснить, откуда берется страх одиночества и почему это совершенно здоровое явление. Пока Мэтью ползал по комнате, он поминутно оглядывался, наблюдаем ли мы за ним. Видя, что мы выходим из комнаты или не обращаем на него внимания, он начинает расстраиваться.

Будучи опытными наблюдателями, мы уже знали, что малыши ничего не делают без серьезных на то оснований. Нам показалось интересным, что страх одиночества достигает своего пика как раз в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Может, это своеобразная подстраховка? Ведь в этот момент двигательные возможности ребенка позволяют ему уползти далеко от родителей, а умственные способности развиты еще недостаточно, чтобы такой побег был безопасным. Тело малыша говорит "да", а его разум - "нет". Другими словами, страх одиночества как бы удерживает малыша.

Дайте ему понять, что все в порядке

Пусть вас не беспокоит перспектива воспитать ребенка чрезмерно зависимым от вас и нездорово прилипчивым. Все обстоит как раз наоборот. Зная, что вы рядом, малыш не будет испытывать страха одиночества, сможет увереннее чувствовать себя в окружающей обстановке и вести себя независимо. И вот почему. Предположим, малыш играет в комнате, полной странных игрушек и незнакомых детей. Он взывает к вам. Чтобы успокоить его, вы киваете ему и говорите: "Все в порядке". Успокоившись, он быстрее осваивается в непривычной обстановке, время от времени вновь поглядывая на вас и удостоверясь, что опасности по-прежнему нет. Присутствие человека, к которому ребенок сильно привязан (обычно это папа или мама, или кто-то из близких родственников), действует на него ободряюще. Он как бы получает поддержку и одобрение собственных действий. В этом случае он не боится незнакомой ситуации, а спокойно начинает осваивать ее. По мере того как малыш взбирается по лестнице независимости, он не перестает нуждаться в человеке, который бы поддерживал эту лестницу.

Как сделать, чтобы малыш не переживал, оставаясь один? Если он не может вас видеть, а умом пока не осознает, что вы где-то рядом, нужно поддерживать с ним контакт голосом. Это не только ободряет малыша, но и позволяет ему ассоциировать ваш голос с вашим воображаемым образом и успокоиться. До второго года жизни большинство малышей еще не владеют навыком воображаемого постоянства предметов и людей, т.е. в их памяти не восстанавливаются образы предметов и людей, которых в данный момент нельзя увидеть. Умение сохранять в памяти ментальный образ родителей позволяет малышу легче переходить от знакомых ситуаций и предметов к незнакомым.

Тесная взаимная привязанность родителей и детей усиливает независимость последних.

Процесс умственного развития ребенка легче понять, если сравнивать его с процессом звукозаписи - это наша теория глубокой бороздки. Чем сильнее привязанность в паре родители - ребенок, тем глубже зарубки в памяти малыша и тем проще попасть ему в нужную бороздку, когда возникает такая необходимость. Теории, широко распространенные некоторое время назад, уверяли, что при такой сильной привязанности к родителям ребенок никогда не сможет выбраться из такой бороздки (колеи), станет зависимым и не сможет действовать самостоятельно. Наш опыт и эксперименты демонстрируют совершенно обратное. В классическом исследовании, называемом "экспериментами в незнакомой ситуации", ученые изучали две группы детей (одна - "дети, сильно привязанные к родителям", другая - "дети, не привязанные к родителям"). Дети первой группы, т.е. те, у кого наиболее глубокие бороздки, проявляли минимум страха, когда их разъединяли с мамой, чтобы они в той же комнате поиграли в новые игрушки. Время от времени малыши, проверяли реакцию мамы на происходящее, чтобы убедиться, что все в порядке, и спокойно играли дальше. Поскольку детям не надо было растрачивать энергию на плач по поводу отсутствия мамы, они всю ее направляли на освоение новой игры. Когда такой ребенок оставался в одиночестве, он как бы искал равновесие между желанием продолжить игру и получить подтверждение мамы в том, что опасности нет.

Таким образом, присутствие рядом близкого человека поддерживает у малыша уверенность и чувство защищенности и способствует его независимости, доверию и спокойствию. В конечном счете это ведет к одолению такой важнейшей вехи развития ребенка на первом году жизни, как умение играть одному.

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы поговорим, о том, что делать и как себя вести, если ребёнок боится незнакомых людей. В этой статье мы рассмотрим причины, которые могут вызывать подобные страхи, вы узнаете, какие ошибки можно совершить в подобной ситуации. Вам станет известно, как и почему малыш проявляет страх к незнакомцам в зависимости от возрастных периодов.

Почему ребёнок боится людей

  1. Один из самых распространённых вариантов, особенно в раннем возрасте – это страх, что маму украдут. Малыш ещё достаточно тесно к ней привязан, а когда появляется какой-то незнакомец, ребёнок не может знать, что он не причинит ей вреда.
  2. Усиливает предпосылки к боязни незнакомцев долгая разлука с мамой, в частности в ситуации, когда она заболела, и малыша от неё изолировали.
  3. Ребёнок в год боится чужих людей, потому как привык только к узкому кругу общения. Долгое время в его поле зрения находились родственники и никого чужого. Однако, если и они будут редко появляться, ребёнок тоже начнёт думать, что это чужие и будет их бояться.

У меня сложилась такая ситуация. Когда племяннице было меньше года, это не сильно бросалось в глаза. А когда исполнился годик, она перестала меня узнавать. Дело в том, что в гости я приезжала раз в две недели. И чаще Настенька общалась со мной по скайпу. Кстати, видя на экране, всегда узнавала. А когда я приезжала, то боялась и даже не хотела ко мне подходить. Потом, спустя пару часов, она всё-таки привыкала к моему присутствию и могла даже на ручки пойти. Сейчас ей почти три годика и такой проблемы нет. Хоть теперь мы живём ещё дальше друг от друга и в лучшем случае видимся раз в два месяца.

  1. В большинстве случаев ребёнок боится представителей мужского пола, особенно тех, кто явно отличается от родителей по поведению и темпераменту, в особенности от мамы.
  2. Возможно, ранее был случай, когда незнакомый человек навредил ребёнку, что-то не так сказал или сделал, или обидел маму, например. У малыша это осталось в памяти и поэтому он теперь так реагирует.
  3. Страх перед чужими может быть лишь этапом адаптации. Если малыш в 1 год боится незнакомого человека, в этом нет ничего страшного. Со временем ребёнок к нему привыкнет и перестанет бояться. А насторожиться стоит в совсем противоположной ситуации, когда ваш карапуз спокойно идёт на руки ко всем незнакомцем, без доли страха и сомнений.

Ошибки родителей

Довольно часто причиной того, что у малыша появляются страхи перед незнакомцами, оказывается неправильное поведение родителей. Какие же действия бывают ошибочными:

  1. При встрече с незнакомым человеком, мама может изменить интонацию разговора, а это в свою очередь насторожит ребёнка.
  2. Родители могут беспокоиться о том, что карапуз не сможет принять незнакомого человека. Ребёнку передаются эти переживания, и он начинает бояться чужого ещё до встречи с ним.
  3. Когда малыш не проявляет никакого интереса к новому человеку, а родители заставляют его с ним подружиться, да ещё пойти на ручки или показать свои игрушки.
  4. Некоторые родители, когда видят, что незнакомец не понравился малышу или чем-то его напугал, отводят ребёнка подальше и просят чужого человека не приближаться. Такое поведение неправильно повлияет на восприятие ребёнка, к тому же он почувствует, что мама может выполнить любую его прихоть.

В большинстве случаев страх перед незнакомцами проходит по мере взросления ребёнка. Хоть бывают и такие ситуации, когда и взрослый человек замыкается в себе, не идёт на контакт, практически ни с кем не общается и не знакомится.

Возрастные особенности

Можно условно выделить три периода в жизни детей, когда у них просыпается страх перед незнакомцами, но обусловлены они разными факторами. Давайте рассмотрим их поближе.

  1. Возраст, приближающийся к годику (семь – восемь месяцев) и до двух лет. Основная причина страха – потеря мамы. Малыш с недоверием относится к чужим людям. Он сильно привязан к маме, не может без её заботы и тепла. В таком возрасте ребёнка вообще сложно надолго и без слёз оставить без мамочки. А когда ещё и неизвестный человек появляется – это пугает малыша. Но нужно понимать, что ребёнок перерастёт этот страх.
  2. Возраст от двух до четырёх лет. Большинство специалистов склоняются к мнению, что страх незнакомцев вплоть до двух лет — это вариант нормы, старше двух – отклонение. А значит, должно быть предпринято решение по устранению такой боязни. В этот возрастной период считается нормальным знакомство с опаской, насторожённостью, но не паника и истерика при виде незнакомца. В таком случае вам понадобится консультация невролога и, возможно, психолога. Не исключено, что в раннем детстве что-то случилось, что оставило отпечаток на всей дальнейшей жизни малыша и сидит теперь на подсознательном уровне, постепенно грызёт ребёнка. Именно поэтому крайне важна консультация психолога. Если вовремя не обратить внимания на проблемы подобного рода, у ребёнка могут начаться серьёзные проблемы в психоэмоциональном плане и ему будет тяжело во взрослой жизни.
  3. Дети старше четырёхлетнего возраста. В таком возрасте ребёнок уже не должен паниковать или нервничать при виде чужого человека. Малыш может просто невзлюбить незнакомца или не захотеть с ним общаться, но не более того. Если же ребёнок в таком возрасте буквально шарахается от незнакомцев, скорее всего причина в психологической травме и малыш чувствует угрозу от любого взрослого человека. Помочь тут в силах только психиатр.

Страх перед чужими детьми

Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:

  1. Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
  2. Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
  3. Малыш не знает, как завести разговор.
  4. Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
  5. Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.

Как помочь малышу

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Могут потребоваться дни, недели, а то и месяца, пока ребёнок сможет перестать бояться незнакомца и примет его в свой круг. Главное, не торопите его, не подгоняйте процесс адаптации. Поймите, со временем малыш привыкнет к новому человеку и перестанет его бояться.
  2. Если карапуз боится родственников или, например, няню, покажите своим поведением, что это хорошие и близкие люди, им можно доверять.
  3. Практикуйте сказкотерапию. Можно показывать и мультфильмы о дружбе. Придумайте историю, в которой познакомятся два чужих человека или, например, кот и зайчик. Поверните историю, таким образом, чтоб малыш смог понять, что ничего плохо не произошло и герои подружились, и смогли весело провести время. Ещё лучше, если у вас есть наручные куклы. Вы сможете поставить целый спектакль, малышу будет интереснее за всем наблюдать, а изложенный материал окажется более доступным и понятным.
  4. Часто ребёнку помогает рассказ мамы или папы об их страхе, который был успешно переборот.
  5. Знакомьте ребёнка с чужими людьми (которых нужно подружить с малышом) заочно. Покажите карапузу фотографию вашей подруги, расскажите, как её зовут, опишите её характер, положительные стороны. Повторяйте это каждый день. Потом, пролистывая альбом, спросите, кто изображён на фотографии, наверняка малыш уже сможет вам ответить. Так ребёнку будет практически не страшно при личной встрече. Ведь, по сути, он уже знает этого человека.

Теперь вам известно, что может провоцировать развитие страха у детей. Прочитав статью, вы поняли, как необходимо бороться с детской фобией, и как помогать ребёнку в такой ситуации. Главное, не забывайте об ошибках, совершаемых, порой даже опытными родителями, чтоб вы лично не стали причиной развития страха перед незнакомцами.

Большинство семей сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок начинает испытывать страх к окружающим людям. Многие родители сильно переживают по этому поводу, сомневаются в том, нормально ли это, не знают, как правильно действовать, чтобы и психике ребёнка не навредить, и лучше адаптировать его к жизни в обществе.

Некоторым даже знакомо чувство неудобства, ведь «в немилость» малыша могут попасть и близкие родственники, в том числе бабушки и дедушки. Давайте разберёмся в том, почему ребёнок боится чужих людей и как с этим справиться.

В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?

Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.

  • После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих». Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;
  • У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;
  • После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.

Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.

Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.

Почему у ребёнка возникает страх чужих людей?

  1. Младенец привык быть с мамой, ощущать её тепло. При появлении постороннего человека у него, на подсознательном уровне, возникает страх её потерять. Ребёнку кажется, что незнакомец может причинить ему вред;
  2. Вероятнее всего, это выступает проявлением инстинкта самосохранения. Чем больше выражена непохожесть поведения и внешнего вида «чужого» на маму, тем сильнее обычно боязнь. По этой причине малыши чаще испытывают страх к мужчинам, чем к женщинам;
  3. Когда ребёнок редко видит кого-то из родственников или посторонних людей, то может сильнее их бояться. Если в первые полгода своей жизни малыш часто взаимодействует с кем-то, кроме родителей, то обычно привыкает к нему и впоследствии не испытывает страх. А может начать пугаться даже отца, если он много времени проводит в командировках и мало общается с малышом;
  4. На ребёнка также мог повлиять негативный прошлый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, если ему причинили боль или психологический дискомфорт;
  5. Усиливает страх и пережитое малышом длительное расставание с мамой, например, при её болезни или вынужденном отъезде.
  6. Существует также мнение, что страх по отношению к незнакомцам выступает проявлением реакции на новизну. Ребёнок учится узнавать людей, различать их черты (лица, голоса, поведение), исследует предметы, знакомится с миром. Сначала всё неизвестное (в том числе новые люди) пугает, потом - начинает вызывать интерес.

Поэтому нет ничего страшного в том, что ребёнок в 1 год боится чужих людей, это нормальный этап адаптации к обществу. Настораживать должен как раз тот факт, когда малыш не испытывает никакого страха перед незнакомцами и готов общаться со всеми.

Как справиться со страхом чужих людей?

Чего делать нельзя

  • Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом;
  • Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству. И вы должны продемонстрировать это;
  • Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится. А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.

Что делать, если ребёнок боится чужих людей?

  1. Самое важное правило – это терпение и умение ждать. Дайте ребенку время на то, чтобы он привык к новому человеку (пусть даже это близкий родственник), к его внешнему виду, голосу, поведению. При этом всегда будьте рядом с малышом, держите его на руках. Так он легче и быстрее освоится и перестанет бояться;
  2. Расскажите малышу о своих детских страхах и о том, как вам удалось с ними справиться. Успешный пример родителей всегда вдохновляет детей;
  3. Демонстрируйте ребёнку своим поведением, что ему бояться нечего. Но здесь стоит делать различие между человеком, к которому нужно чтобы ребенок привык (няня, бабушка, помощница по дому) или это посторонний человек, с которым ребенка ничего не связывает;

Важно! Есть разные тактики общения с незнакомыми людьми. О них вы узнаете из семинара Внимание: прогулка! Как безопасно гулять с малышом на детской площадке >>>

  1. Рассказывайте малышу о родственниках, знакомых (в их отсутствие), характеризуйте их с положительной стороны. Вместе рассматривайте фотографии, называя по именам тех, с кем хотите подружить ребёнка. Можно даже превратить этот процесс в игру на узнавание различных людей и их характеристик, это поможет сделать «чужих» «своими»;
  2. Чаще проигрывайте с малышом ситуации знакомства, успешного взаимодействия и дружбы (на примере игрушек). Например, как Мишка познакомился с Зайкой и они стали друзьями, или как Котёнок боялся других кошек и собак, но потом преодолел свой страх и подружился с ними;

Вариаций можно придумать много, всё зависит от вашей фантазии. Чем ярче будут разыграны ситуации, тем лучше. Обращайте внимание на положительные и отрицательные чувства персонажей, просите малыша изобразить их мимикой.

  1. Предупредите своих родственников и знакомых о том, что ребёнок может испугаться их и заплакать, попросите относиться к этому с пониманием. Скажите, что он сейчас почти всех, кроме мамы и папы, боится, нужно подождать, и малыш привыкнет;
  2. Не торопитесь отдавать ребёнка в детский сад. Важно плавно подготовить его к этому событию, чтобы адаптация прошла менее болезненно. В этом вам с успехом поможет материал семинара Я иду в детский сад. Легкая адаптация к садику !>>>

Если ребёнок в 2 года и старше боится чужих людей, то обычно это связано с недостатком взаимодействия с окружающими, в том числе, с другими детьми. Вероятно, круг его общения ограничивается семьёй: мамой, папой, бабушками, дедушками. Малышу сложно идти на контакт с посторонними, поскольку он не знает, как это правильно делать, или чересчур привязан к родителям.

Ребёнка в этом возрасте следует стимулировать к общению с другими детками. Необходимо чаще бывать на детских площадках, гулять в парках, ходить в гости к знакомым, приглашать к себе родственников и друзей, особенно тех, у кого тоже есть малыши. Посещайте культурно-массовые мероприятия, делитесь с ребёнком своими эмоциями от увиденного, учите и его выражать свои чувства.

Главные люди в жизни малыша – это родители. С ними он начинает взаимодействовать и проводит максимальное количество времени. Поэтому, чем комфортнее будет это общение и атмосфера в семье, чем больше внимания и заботы он получит в младенчестве, тем более доверительное отношение у него сложится к миру и к окружающим, и среди них не останется «чужих» людей. Всё в наших руках!

Ольга Королькова , Мужчина, 1 год

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Сын (1 год 7 месяцев) дома со мной, папой, бабушкой и другими родственниками, которых часто видел с раннего возраста активен, общителен. Улыбается, выказывает радость от встречи, играет. Любит, когда ему читают книги, узнает героев, имитирует их действия (дедушка играет на гармошке), любит музыку детскую. Играет с игрушками (например, кормит кота из ложки и говорит ням-ням), умеет управлять машинкой на дист.Упр, узнает себя и родных на фото...Но когда попадает в коллектив все меняется. На контакт идет плохо. От других детей дистанцируется, если подходят и хотят забрать его игрушку - всё отдает молча (если я не вмешаюсь в ситуацию и не скажу другому малышу, что нужно сначала спросить у сына, даст ли он свою игрушку). Если он поднимается по лесенке на горку и рядом залезает другой ребенок, будет стоять и ждать внизу, пока тот не уедет с горки или не уйдет из поля зрения. Когда другие дети даже младшего возраста подходят близко, проявляет беспокойство и хочет спрятаться за меня. Я не настаиваю на общении в таких ситуациях, т.К. Боюсь травмировать или напугать его. Мы уходим или отходим, если он говорит "пойдем" и показывает в другую сторону. Просто рядом с другими детьми на площадке или в детской игровой комнате играет со мной охотно, с ними - нет. С детьми более старшего возраста 5-6 лет и более ведет себя спокойно. Когда пришли в гости к моей подруге (у нее дочь 2,5 лет) с порога начал кричать "пойдем", рыдать и показывать на входную дверь, не отходил от меня, когда успокаивался и пытался играть девочка отбирала у него все игрушки и он снова начинал рыдать... Мы в итоге ушли домой. Хотя, когда подруга с дочкой к нам приходили вел себя спокойно, играл рядом с девочкой, но не вместе. Я очень переживаю, ведь детский садик уже не за горами. Переживаю, что мой сын испытывает испуг или дискомфорт. Подскажите, нормально ли это и что делать. Еще добавлю, что без меня он почти никогда не находился (не более 2-3 часов в день и то очень редко). Заранее большое спасибо!

Добрый день! Прежде всего уверяю Вас, что это совершенно нормально:). В таком возрасте ребенок еще не умеет самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми. Если при посредничестве взрослых, то да - иногда удается играть в одну игру, например, но скорее всего не ВМЕСТЕ, а рядом, как бы параллельно. Ребенок может с любопытством смотреть на других детей, а может и вовсе не интересоваться ими ПОКА. Лучше идти как бы "за" ребенком, то есть следовать ЕГО "плану" - хочет приблизиться к другому ребенку - идите вместе с ним и контролируйте "скользкие" моменты: когда другой ребенок забирает твои игрушки - ВОТ где травма может быть, тут взрослые за детей строят правильные "взаимовыгодные" отношения (меняемся игрушками, причем по обоюдному желанию детей:). Если не получается и кто-то из детей не хочет отдавать игрушку - не надо заставлять и рассказывать про жадность и прочее, лучше выйти из ситуации, отвлечь или просто отойти. На самом деле в этом возрасте детей оставлять играть одних рано, так как это неизбежно приводит к у какой-либо из сторон: младшие еще не могут защитить свои права, старшие не могут адекватно оценить возможности младших и могут нанести им вред. Когда ребенок на своей территории, он чувствует себя уверенно - значит, способен и делиться, и в перспективе, освоив правила общения и "практикуясь", общаться с товарищами по играм. Сад детям все же рекомендуется с 3, а лучше с 4 лет, когда ребенок уже и хорошо разговаривает, и обслуживает себя сам, и уже понимает значительно более сложные вещи, чем сейчас. Не торопитесь, все придет. Удачи, Светлана.

Ольга Королькова

Большое Вам спасибо! Похоже родителям, таким как я самим нужна помощь специалиста! Очень много переживаний по поводу ребенка. Хочется правильно его воспитать... а как и что правильно частенько не понимаю. Не хочу его стеснять или как-то ущемлять, заставлять что-то делать "насильно". А в итоге понимаю, что не получается правильно установить границы что ли... Он вовсю командует парадом! Бабушки говорят, что надо с детства приучать к тому, что правильно. Но в итоге, когда сидят с ним сами - все разрешают!

Родители часто предъявляют к СЕБЕ завышенные требования - быть "идеальными" , воспитать "правильно". Конечно, это только стереотипы и несбыточные мечты:). Мы все иногда ошибаемся, иногда не сразу нащупываем верные пути в отношениях с людьми, в том числе и с нашими детьми. Дайте себе возможность импровизировать: у Вас достаточно развито мышление и интуиция, чтобы понять, что и когда нужно именно ВАШЕМУ ребенку. Бабушки иногда дают неплохие подсказки, но "первую скрипку" в воспитании ребенка играют не они, а родители. ВЫ устанавливаете правила и просите бабушек их придерживаться РАДИ блага ребенка. Потому что если правила различаются, то ребенок учится манипулировать взрослыми (что иногда и пригодится в жизни), но и усваивает, что взрослые не такие уж и безоговорочные авторитеты (а это уже не очень полезно для развития и дальнейших отношений с родителями). Конечно, границы устанавливать нужно уже сейчас, но потихоньку:). Удачи, Светлана.

анонимно

здравствуйте. Моему сыну 2,3 года. Примерно с полутора лет он начал сильно бояться врачей (даже прослушать стетоскопом не дается) и вообще незнакомых людей. Если люди на улице пытаются нагнуться к нему и заговорить убегает или прячется за меня. Если приходят гости не выходит к ним и даже плачет. Когда был совсем маленький мы ходили в в гости. Там поначалу боялся, но потом осваивался. С детками на площадке и в песочнице играть не хочет. Любит чтоб мы гуляли с ним вдвоем. Ездит в транспорте с удовольствием, заходит в крупные магазины где много людей без проблем. Но дома и при "личном" контакте - проблемы. Также стесняется некоторых персонажей мультиков или. к примеру, говорящих игрушек. Сам говорит очень плохо. В малышкиной школе немного напугался, но сидел у меня на руках пока не началось занятие, где учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался, что пришлось уйти. Что это может быть по вашему мнению, "перерастёт" ли это с возрастом или у нас какие то серьёзные проблемы с социализацией?

Здравствуйте. Понимаю Вашу тревогу и спешу Вас успокоить: в этом возрасте страх чужих людей у ребенка – это обычное явление. Это ни в коем случае не является показателем проблем с социализацией. Вы пишите: «с детками на площадке и в песочнице играть не хочет». Как правило, в этом возрасте некоторые дети играют не друг с другом, а рядом друг с другом – это нормально. Многим детям надо сначала присмотреться к «чужаку», прежде чем подпустить его ближе, и когда незнакомый человек нагибается и пытается заговорить, то страх маленького ребенка вполне объясним: он может воспринимать это как преждевременное вторжение в свое личное пространство. Вы пишите: «Сам говорит очень плохо». Посещали ли Вы с ребенком логопеда для того, чтобы определить, по возрасту ли протекает речевое развитие ребенка? Вы пишите: «учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался …». Возможно, Ваш сынишка – чувствительный, ранимый ребенок, с . Это не диагноз, это – особенности эмоциональной сферы ребенка. С возрастом эта ранимость и тревожность снизятся. Таким детям нужна доброжелательная атмосфера, минимум критических высказываний и максимум поддержки и одобрения – этого достаточно для того, чтобы с возрастом они перестали отличаться по своим эмоциональным реакциям от сверстников.

анонимно

Большое спасибо Вам за оперативный ответ! Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься если малыш всех боится?) Мы были на приеме у невролога, который прописал пантогам с глицином, после чего Магне Б6. Общается только с членами семьи и няней, к которой мы водим его на 2 часа каждый день. С ней ведёт себя нормально. Я сильно переживаю, потому что планирую около 3 лет отдать его в детсад, как он будет социализироваться в группе незнакомых взрослых (воспитателей) и детей? Наверняка это как раз случай повышенной тревожности, плюс он очень "домашний". что бы Вы как специалист посоветовали мне? Одни говорят водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), дрегие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей. Очень надеюсь на Ваш ответ. Заранее большое спасибо. С уважением.

Вы пишите: «Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься, если малыш всех боится?». Как правило, логопеды не занимаются с такими маленькими детьми, логопед может проконсультировать Вас по поводу речевого развития ребенка, сможет определить, достаточное оно или нет, даст Вам рекомендации исходя из своих наблюдений за ребенком или из Вашего описания того, как говорит малыш. Впрочем, не обязательно делать это прямо сейчас, можно подождать до 3 лет. То, что Вы наблюдаете малыша у невролога – это очень хорошо. Вы пишите: «Одни говорят, водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), другие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей». Я бы категорически не советовала Вам насильно социализировать малыша несмотря на плач. Это может травмировать его психику. Если Вы принимаете препараты от невролога (пантогам, глицин, магне Б6 – это мягкие препараты), на их фоне должна быть позитивная динамика. Обязательно после того, как пропьете курс, снова посетите этого невролога, чтобы он скорректировал дальнейшее лечение, если будет необходимость. Поэтому надо подождать с навязыванием общения. Дайте возможность Вашему малышу привыкнуть к какому-нибудь месту, где есть его сверстники. Не торопите ребенка, не подталкивайте его к контакту с другими, дайте ему возможность освоиться в новой обстановке на Ваших руках или с Вашей защитой. Пусть Ваш малыш сам решает, хочет ли он общения или нет. Если не хочет, надо уважать его желания. Скорее всего, он будет сложно адаптироваться к детскому саду, Вам надо быть к этому готовой. Но это – практически норма для такого ребенка. При мягком, доброжелательном уходе такие детки уже к школьному возрасту «перерастают» эти проблемы.



Публикации по теме