Ребенок плохо учится ничем не интересуется. Родители и их дети подросткового возраста

Когда ребенок ничего не хочет делать в 11 лет , что делать? Как спасти ситуацию? Ведь их любимое чадо может остаться лентяем на всю жизнь… Что сделать и как помочь своему ребенку? Все эти вопросы волнуют каждого родителя, ведь каждый ребенок - это личность, которую формируют с детства. Если ваш ребенок ничего не хочет делать, то в основном он проводит время на диване или за компьютером. На каждое предложение родителей, такой ребенок говорит «Нет!».

Ребенок ничего не хочет делать в 11 лет, что с этим поделать?

Родители, зачастую пытаясь заставить ребенка что-то сделать, в итоге разочаровываются во всем и в себе самом. Родители раздражаются, ругают ребенка. Ребенок не хочет делать уроки, например. Родителям не стоит примерять на себя роль идеальных родителей и мерять свое состояние успехами детей, ругать их. В первую очередь необходимо определить причины такого поведения ребенка:

  • Необходимо выяснить действительно ли ребенок не хочет что-то делать или он не может это выполнить
  • Детям трех-четырех лет свойственно метание от одной задачи к другой, третьей, поскольку они еще не могут ставить цели
  • Если ребенок не хочет читать, например, книгу, то нужно задуматься, может он не умеет ее осмысленно читать и ему не интересно
  • Ребенок может не обладать какими-то определенными навыками, например, танцы
  • Ребенок может бояться что-либо делать из-за того, что есть страх боязни не получиться результата и расстройства родителей
  • Чрезмерная критика дает результат опускания рук у ребенка
  • Слишком большая опека над ребенком дает ему право думать, что все за него сделают

Для того, чтобы ребенок чем-то увлекался и чего-то хотел, нужно задуматься, чего он сам хочет, что ему нравится? Обязательно самим родителям нужно задумываться о поведении своем собственном, поскольку, если мама и папа смотрят телевизор каждый вечер и в выходные сидят дома или в компьютере, то от детей спрашивать нечего. Нужен активный отдых. Зимой - лыжи, катки, кинотеатры, летом - футбол, гуляние, шашлыки, поездки по музеям, городам и прочее. Тогда и ребенок будет подражать своим родителям и хотеть посмотреть мир, он будет осознавать, что нужно учиться, чтобы заработать деньги и съездить посмотреть страну Китай, например или Канаду…

Какие меры можно предпринять, когда ребенок ничего не хочет делать


Обязательно нужно разделить ответственность. Если ребенок ничего не хочет делать дошкольного возраста, то нужно больше тратить время на его досуг, а не на телевизор или компьютер. Малыш берет пример полностью с родителей, ему хочется побыть вместе с мамой и папой и поиграть с ними, а не с кучей игрушек одному. Поэтому нужно как можно больше уделять внимание ребенку и его организации игр и отдыха, зарядке, прогулке, купанию, сну и прочему. Когда ребенок подрастает, то родители передают часть ответственности ему самому. Родители по- прежнему отвечают за его безопасность и благосостояние, но ребенок сам планирует свое свободное время и не нужно навязывать ему свое мнение.

Обратить внимание нужно на то, что с наших времен, когда мы бегали в «Казаки-разбойники» по дворам многое поменялось и сейчас мир интернета и компьютерных технологий. Дети рождаются в компьютерах, ноутбуках, айфонах, планшетах и прочей технике. Они со всем этим управляются на раз-два -три. А мы когда увидели свой первый телефон сотовый, долго в нем разбирались и привыкали к нему, не говоря уж о компьютере. Многим родителям и сейчас не понятно как можно переустановить виндоус или поставить программы.

Поэтому нужно понимать занятие ребенка, не сильно ограничивать его, но и активный отдых от компьютера ему тоже нужно предлагать и увлекать его. Также если ребенок школьник, то уже владеет математикой, можно увлечь его тем, что за каждое выполненное задание, родители будут выплачивать ему некую сумму. Ребенок сможет копить ее и распорядиться, как он захочет. Это заставит ребенка не сидеть на месте, а помогать маме, папе, братику или сестричке и делать дела по дому. Пусть это и экономический ход, но он - принесет желаемый результат.

Voyagerix / Depositphotos

Многие современные мамы и папы придерживаются двух противоположных позиций. Одни загружают ребенка развивающими занятиями, чтобы поскорее найти и раскрыть его таланты. Другие решают не «лишать малыша детства», позволив ему вдоволь наиграться и развиваться в своем темпе.

Автор проекта «Дети Mail.Ru» побеседовал с Мариной Червяковой – педагогом, тренером по теннису международного уровня с 29-летним опытом работы с детьми и взрослыми. Специалист дает рекомендации, которые помогут родителям не впадать в крайности и сохранить у ребенка здоровую мотивацию на всю жизнь.

«Многие родители сами не знают, чего хотят, и, как правило, это очень вредит ребенку, – говорит Марина Червякова. – Допустим, мальчик занимается теннисом, параллельно ходит на курсы английского, а потом его отдают в крутую школу и везде требуют высоких результатов. Родителей можно понять – они делают большие финансовые вложения, хотят ребенку самого лучшего, но результат обычно бывает противоположным. Ребенок не успевает все сразу, ему не хватает ни моральных, ни физических сил. Постепенно, от усталости и постоянной гонки он перестает хотеть чего-либо. Этот процесс длительный и незаметный, его очень легко пропустить.

Что делать? К 11-12 годам вам следует хотя бы примерно определиться, по какой стезе пойдет ребенок. Это может быть учеба и в будущем – университет (тогда не нажимаем на спорт). Может быть профессиональный спорт (тогда переводим ребенка в школу попроще) или средний вариант – спортивная стипендия в заграничном ВУЗе. Например, американские университеты охотно приглашают к себе юных спортсменов, предлагая полное обеспечение, если ребенок играет за ВУЗ. Можно попасть на учебу даже в Гарвард, только учите английский язык.

Часто убивает мотивацию занятие, к которому ребенок явно не склонен. Бывает, родители видят дочку балериной, а она высокая, с широкими плечами – ей сам бог велел заниматься плаванием. Там она бы была номер один, а в балете выглядит неуклюже на фоне миниатюрных «дюймовочек». В итоге ребенок начинает стесняться своего тела, думать, что он хуже других.

Что делать? В раннем возрасте советую отдать ребенка на гимнастику или танцы. Это – основа для любого другого вида спорта, осанка, растяжка, баланс. А затем наблюдайте: как ребенок играет во дворе, что он делает – бегает или любит спокойные игры? Какие у него физические и генетические данные? Если самостоятельно это определить не удается, обратитесь к тренеру по спортивной ориентации. Это специалист, который сможет определить, к какому виду спорта у ребенка есть способности. С музыкой, рисованием и другими занятиями – та же история.

Тут и объяснять не нужно – у неподходящего учителя или тренера ребенок быстро потеряет всякое желание заниматься. Подвох кроется в том, что понятие «подходящий» очень размыто и для каждого ребенка различно. Застенчивым детям-интровертам скорее понравится тренер-друг – понимающий, добрый, терпеливый, который лишний раз покажет и объяснит. Активному и непоседливому ребенку может подойти тренер-диктатор – строгий, дисциплинирующий.

Что делать? Посещайте тренировки или уроки. В этом нет ничего зазорного. Смотрите, как ведет себя тренер и как на это реагирует ребенок. Есть ли у них контакт. Но при этом старайтесь не вмешиваться в учебный процесс. Ваша задача – не рассказывать тренеру, как надо тренировать, а понять, воспринимает ли ребенок обучение.

Надо ли говорить, что педагог должен быть профессионалом? Порой определить это сложно, ведь никто не скажет вам о себе плохо. Поэтому смотрите на результаты – кого этот тренер воспитал, в каких соревнованиях и с какими результатами участвуют его ученики.

Очень часто приходится наблюдать, что чужих детей родители хвалят, а своих непрестанно критикуют. «Не забил, не добежал, не попал в ноту». А то, что предыдущие полчаса ребенок выполнял задание идеально или как минимум старался, мама не замечает. Как-то мне довелось слышать недовольство родителей, которые ругали ребенка за то, что он боится плавать в море: «Выходит, мы тебя зря полгода в бассейн водили?» Увы, эти родители не учитывают, что в бассейне есть дно, стены и тренер рядом. А на море – открытое пространство и новая обстановка. Ребенок растерялся, а его еще и ругают. Как вы думаете, с радостью ли он теперь будет ходить в бассейн? Та же история и с другими занятиями. От переживаний и от мысли, что «мама смотрит», ребенок ощущает скованность, и это нормально.

Что делать? Не просто сократите количество критических замечаний, а вообще избегайте их. Акцентируйте внимание на положительных моментах. Пусть у ребенка укрепляется уверенность, что он все может и все умеет.

Представим, что мальчик забил мяч выше ворот. Плохой тренер раскритикует: «Это никуда не годится!» Хороший отреагирует иначе: «На этот раз не получилось, но в следующий раз обязательно попадешь». И самый лучший тренер скажет: «Ого! Вот это мощный у тебя удар. В следующий раз бей по мячу так и так, и обязательно попадешь». Улавливаете разницу? Не будьте плохими тренерами для своего ребенка.

Марина Червякова

педагог, тренер

Наша система образования основана на том, что ошибки – это плохо. За них стыдят, ставят двойки, ругают. Ничего более вредительского придумать невозможно. Недавно ко мне пришел новый ученик. Поначалу он боялся каждого упражнения, с опаской смотрел на меня, а когда не получалось, очень расстраивался. Сразу видно, что в школе ему уже успели привить страх к ошибкам. Тогда я у него спросила: «Послушай, а ты когда-то уже выполнял такое задание? – Нет. – Тогда почему оно должно у тебя получиться?» Постепенно ребенок успокоился и полюбил тренировки.

Что делать? Прежде всего понять, что в процессе обучения ребенок просто обязан ошибаться в 80% случаев. Если он все делает правильно с первого раза, значит, программа для него слишком легкая, и он никак не развивается. Найдите педагога, который придерживается такого же мнения, и сами всегда об этом помните.

Если ребенок с детства привыкнет к определенному ритму жизни, ему не понадобится никакая дополнительная мотивация, чтобы заниматься хобби или спортом. Он просто не будет представлять, что может быть как-то иначе. «В будние дни мы ходим в школу, по вторникам и четвергам – на тренировки, в субботу гостим у бабушки, а в воскресенье рисуем или читаем книги». Когда режима нет, и ребенок понимает, что «сегодня хочу – иду, а завтра – не хочу не иду», его естественным образом одолевает лень.

Что делать: Создать для ребенка соответствующий его возможностям режим. В расписании обязательно оставьте время для отдыха и «ничегонеделанья», но запланированные занятия старайтесь не пропускать.

Сразу поясню, что такое «комфортные условия». Это прежде всего близость к дому. Когда ребенок говорит: «Я не хочу идти на тренировку», то часто он не хочет именно идти – то есть одеваться, трястись в общественном транспорте. Ему бывает неохота отрываться от своих занятий, просмотра мультфильмов, игры на компьютере, каких-то домашних дел, но когда он оказывается в зале, то занимается с удовольствием.

К комфорту я также отношу качественную красивую форму и инвентарь. Если ребенок занимается теннисом, купите ракетку, как у его кумира, яркую одежду, специальные кроссовки. Если рисует – хорошие краски, мольберт, пенал для кисточек. Дети очень любят «красоваться» и в этом нет ничего плохого.

Лучше, если ребенок будет ходить в секцию вместе с друзьями или уже там найдет себе новых. Поощряйте общение, дружбу, участвуйте в поздравлениях и чаепитиях на день рождения. На праздник пусть ученик сделает тренеру подарок. Совсем недорогой или сделанный своими руками. Все это формирует не только хорошее отношение ребенка с окружающими, но и дает ему дополнительную мотивацию, вовлеченность в то, чем он занимается.

Что делать? К этому совету можно добавить, что родители должны следить за чистотой спортивной формы, помогать ребенку собирать сумку перед занятием. Конечно, все хотят, чтобы ребенок все делал сам, но поверьте, даже семилетнему очень трудно запомнить, что надо взять и полотенце, и воду, и форму, и кроссовки, и много чего еще. Если ребенок что-то забудет, придет в нестиранной с прошлого раза одежде, вряд ли ему будет комфортно на занятии. И главное, не опаздывайте! Придите за 10-15 минут до начала тренировки, пусть ребенок настроится, проникнется атмосферой и отвлечется от того, чем был занят весь день.

В заключение хочу напомнить одну очевидную, но важную мысль. Спорт и любые другие занятия изначально выбирают для ребенка родители, и они должны отвечать за свой выбор. Мама с папой не просто «привезли-увезли», они – активные участники учебного процесса. Когда ребенок приходит из школы, вы смотрите его дневник, спрашиваете, что было на уроках. То же самое должно быть и после урока в музыкальной школе или спортивной тренировки. Спросите, что понравилось, что сегодня получилось? Ребенок должен видеть, что вам интересно, чувствовать контакт. И, конечно, всегда держите в уме первоначальную цель: «Для чего вы все это делаете? Что в итоге желаете получить?»

Многие родители детей возраста 10-14 лет "вдруг" начинают замечать, что их ребенок не только вырос и возмужал, но и стал несдержанным, агрессивным и своенравным. "Ребенка словно подменили, - жалуются они. Он стал просто невыносимым, мы не знаем, что с ним делать?".

За последние годы выросло целое поколение детей-подростков , которые целыми днями просиживают за компьютером и ничего не хотят делать. Их не интересуют девочки, они не желают учиться и помогать родителям по дому, а о всяких кружках, занятиях спортом и общении с друзьями они и слышать не хотят. Вся жизнь их протекает в стенах родительской квартиры, а отношения с другими членами семьи складываются у них очень плохо.

Вхождение в подростковый период меняет каждого ребенка. На фоне гормональных изменений в организме у девочек в 10-11 лет, а у мальчиков в 12-14 лет процессы торможения в головном мозге идут медленно, а возбуждения, наоборот, очень быстро. Поэтому детей подросткового возраста любая мелочь очень быстро раздражает, а вот после того как они "заводятся" их затормозить уже очень трудно. Они любят цепляться к словам и обижаться на окружающих без никакой на то причины. В школе подростки становятся менее внимательными, запоминая только то, что им интересно и не загружая память той информацией, что им скучно. Кости и мышцы у детей подросткового возраста растут неравномерно, поэтому внешний вид у многих из них неуклюжий и непривлекательный.

Гормональные всплески заставляют подростков жить в постоянном напряжении и смене . То им кажется, что жизнь полна радости и счастья, то они вдруг впадают в апатию и плачут, считая, что их незаслуженно обидели или невзлюбили. Особенно сильно проявляется эмоциональная неустойчивость характера у девочек-подростков, в связи с началом менструального цикла.

С вступлением в подростковый возраст девочек больше всего интересует то, как они выглядят и могут ли они нравиться мальчикам. И если она замечает, что у нее маленькая грудь, тонкие ноги или нос с горбинкой, то это все и может стать причиной потери интереса к жизни. Больной темой мальчиков подросткового возраста является маленький рост, поэтому папам мальчиков маленького роста надо терпеливо объяснять подростку, что они сами в его возрасте были ниже ростом всех девочек в классе.

Современные условия жизни ставят родителей в такие условия, что они вынуждены основную часть суток проводить на работе, а на общение с ребенком у них времени не хватает. В результате этого многие родители, приходя поздно вечером домой с работы и застав ребенка сидящего за компьютером, не спрашивают у него: "Как твои дела, все ли у тебя нормально?", а грозным голосом произносят: "Сколько можно сидеть за компьютером? Сиди прямо, не сутулься! А уроки ты уже сделал?".

Проблема с детьми подросткового возраста не возникает у родителей, которые с детства привыкли доверять своему ребенку и не имели привычки контролировать его без необходимости. Уже с детства они общаются с ребенком на равных, не сюсюкаются с ним и не требуют от него безусловного подчинения взрослым. Ребенок в такой семьи хорошо понимает, что любые ошибки и оплошности родители ему простят. Поэтому он в подростковом возрасте, также как и в детстве, делиться с родителями своими переживаниями и мыслями, а не старается избегать общения с ними.

Подростковая дурь не проявляется у тех детей, которых родители приучили чувству ответственности и трудолюбию. Кроме уборки по дому и покупки продуктов в магазине, эти дети находят время для занятий спортом и посещения различных кружков по интересам.

Если же ребенок с детства привык только играть, кушать и спать, то и в подростковом возрасте он будет безучастен ко всему. Тут уж не стоит удивляться, если на все ваши попытки привлечь его к работе по дому, он вас просто "посылает". Он не привык трудиться и считает, что за ним должны ухаживать родители, а сейчас, когда он чувствует себя сильным, это его еще и забавляет. Упрекать в лени и ругать ребенка, стараясь возбудить у него остатки совести бесполезно, так вы только сделаете его более агрессивным.

Для начала попытайтесь просто поговорить с подростком, расскажите ему, как прошел у вас рабочий день и как вы устали. Сославшись на усталость, попросите его помощь вам помыть посуду. Если реакция у ребенка будет положительной, то и дальше ведите себя с ребенком также дружески. Секретничайте с ним, делитесь своими мыслями и впечатлениями. Очень скоро подросток сам захочет рассказать вам о своей жизни и отношениях со сверстниками, слушая его, никогда не делайте ему замечаний и нотаций. Не ругайте его, не критикуйте и не требуйте изменения поведения.

Всякие нравоучения и советы заставят его только закрыться, а общаться подростки любят только с теми, кто их хорошо понимает и любит таким, какие они есть. Но смеяться и радоваться тому, когда подросток рассказывает вам о том, как он отобрал чего-то у маленького ребенка, конечно же, не следует. В этом случае нужно серьезно поговорить с ним и найти пути формирования у него правильного отношения к жизни. Возможно, за помощью придется обратиться к психологу, но помочь подростку избежать повторения ошибок родители обязаны.

Если вы ищите ответ на вопрос : "Почему подросток ничего не хочет?", то посмотрите на свою жизнь со стороны. Родительский пример - самое главное в воспитании ребенка. Если вы любите работу, никогда не унываете, умеете радоваться и общаться, то и дети ваши будут иметь оптимистический взгляд на жизнь. Ничего не хотят делать дети тех родителей, которые постоянно жалуются на жизнь, любят валяться в кровати или сидеть с бутылкой пива перед телевизором, вместо того, чтобы вместе прогуляться или сходить в театр с ребенком подростком. Положительный настрой родителей на будущее и их вера в исполнении всех мечтаний обязательно повлияет на мировоззрение подростка и научит его находить интересные стороны жизни.

Что делать? К 11-12 годам вам следует хотя бы примерно определиться, по какой стезе пойдет ребенок. Это может быть учеба и в будущем - университет (тогда не нажимаем на спорт). Может быть профессиональный спорт (тогда переводим ребенка в школу попроще) или средний вариант - спортивная стипендия в заграничном ВУЗе. Например, американские университеты охотно приглашают к себе юных спортсменов, предлагая полное обеспечение, если ребенок играет за ВУЗ. Можно попасть на учебу даже в Гарвард, только учите английский язык.

Совет №2: Реально оценивайте способности ребенка

Часто убивает мотивацию занятие, к которому ребенок явно не склонен. Бывает, родители видят дочку балериной, а она высокая, с широкими плечами - ей сам бог велел заниматься плаванием. Там она бы была номер один, а в балете выглядит неуклюже на фоне миниатюрных “дюймовочек”. В итоге ребенок начинает стесняться своего тела, думать, что он хуже других.

Что делать? В раннем возрасте советую отдать ребенка на гимнастику или танцы. Это - основа для любого другого вида спорта, осанка, растяжка, баланс. А затем наблюдайте: как ребенок играет во дворе, что он делает - бегает или любит спокойные игры? Какие у него физические и генетические данные? Если самостоятельно это определить не удается, обратитесь к тренеру по спортивной ориентации. Это специалист, который сможет определить, к какому виду спорта у ребенка есть способности. С музыкой, рисованием и другими занятиями - та же история.

Совет №3: Выберите хорошего педагога

Тут и объяснять не нужно - у неподходящего учителя или тренера ребенок быстро потеряет всякое желание заниматься. Подвох кроется в том, что понятие “подходящий” очень размыто и для каждого ребенка различно. Застенчивым детям-интровертам скорее понравится тренер-друг - понимающий, добрый, терпеливый, который лишний раз покажет и объяснит. Активному и непоседливому ребенку может подойти тренер-диктатор - строгий, дисциплинирующий.

Что делать? Посещайте тренировки или уроки. В этом нет ничего зазорного. Смотрите, как ведет себя тренер и как на это реагирует ребенок. Есть ли у них контакт. Но при этом старайтесь не вмешиваться в учебный процесс. Ваша задача - не рассказывать тренеру, как надо тренировать, а понять, воспринимает ли ребенок обучение.

Надо ли говорить, что педагог должен быть профессионалом? Порой определить это сложно, ведь никто не скажет вам о себе плохо. Поэтому смотрите на результаты - кого этот тренер воспитал, в каких соревнованиях и с какими результатами участвуют его ученики.

Совет №4: Избегайте критики

Читать еще

Очень часто приходится наблюдать, что чужих детей родители хвалят, а своих непрестанно критикуют. “Не забил, не добежал, не попал в ноту”. А то, что предыдущие полчаса ребенок выполнял задание идеально или как минимум старался, мама не замечает. Как-то мне довелось слышать недовольство родителей, которые ругали ребенка за то, что он боится плавать в море: “Мы тебя зря что ли полгода в бассейн водили?” Увы, эти родители не учитывают, что в бассейне есть дно, стены и тренер рядом. А на море - открытое пространство и новая обстановка. Ребенок растерялся, а его еще и ругают. Как вы думаете, с радостью ли он теперь будет ходить в бассейн? Та же история и с другими занятиями. От переживаний и от мысли, что “мама смотрит”, ребенок ощущает скованность, и это нормально.

Что делать? Не просто сократите количество критических замечаний, а вообще избегайте их. Акцентируйте внимание на положительных моментах. Пусть у ребенка укрепляется уверенность, что он все может и все умеет.

Представим, что мальчик забил мяч выше ворот. Плохой тренер раскритикует: “Это никуда не годится!” Хороший отреагирует иначе: “На этот раз не получилось, но в следующий раз обязательно попадешь”. И самый лучший тренер скажет: “Ого! Вот это мощный у тебя удар. В следующий раз бей по мячу так и так, и обязательно попадешь”. Улавливаете разницу? Не будьте плохими тренерами для своего ребенка.

Совет №5: Измените свое отношение к ошибкам

Наша система образования основана на том, что ошибки - это плохо. За них стыдят, ставят двойки, ругают. Ничего более вредительского придумать невозможно. Недавно ко мне пришел новый ученик. Поначалу он боялся каждого упражнения, с опаской смотрел на меня, а когда не получалось, очень расстраивался. Сразу видно, что в школе ему уже успели привить страх к ошибкам. Тогда я у него спросила: “Послушай, а ты когда-то уже выполнял такое задание? - Нет. - Тогда почему оно должно у тебя получиться?” Постепенно ребенок успокоился и полюбил тренировки.

Что делать? Прежде всего понять, что в процессе обучения ребенок просто обязан ошибаться в 80% случаев. Если он все делает правильно с первого раза, значит, программа для него слишком легкая, и он никак не развивается. Найдите педагога, который придерживается такого же мнения, и сами всегда об этом помните.

Совет №6: Придерживайтесь расписания и режима

В предыдущей статье мы говорили об этапах формирования самостоятельности . Если у вас еще все впереди и ваш ребенок совсем маленький, то из нее вы можете сделать выводы, как нужно действовать, чтобы развить в ребенке умение действовать независимо, отдельно от других. А сейчас сосредоточимся на тех ошибках, которые часто допускают родители при формировании самостоятельного поведения у детей. И на том, как действовать родителям, чьи дети уже подросли, а самостоятельными так и не стали.

В этом случае действует поговорка: «Лучше поздно, чем никогда». И первое, что надо сделать, это задать себе вопрос, а где и в чем мой ребенок может быть самостоятельным и ценно ли это для него. Известно, что излишне опекаемые дети не могут научиться быть независимыми по определению, им просто негде приобрести такой опыт.

Найти место и время для проявления самостоятельности.

Если ваш ребенок хочет сделать что-то сам (помочь по дому, испечь пирог, обуть сапоги), позвольте ему и постарайтесь не критиковать результат, каким бы он ни был. Даже если трехлетний карапуз выйдет на прогулку в сандалиях не на ту ногу - ничего страшного, а лужи на полу после помывки полов подростком можно незаметно протереть, если шансов, что они высохнут в ближайшие сутки, немного.

Если то, что хочет делать самостоятельно ваш ребенок, невозможно из соображений безопасности, найдите альтернативу. Например, печь блины на газовой плите для шестилетки - может быть слишком рискованно. Но малыш вполне справится с задачей замесить под вашим чутким руководством тесто, а может, и наливать его на сковороду, которая находится у вас в руках.

Вполне может быть и так, что уже никакой инициативы от своего ребенка вы дождаться не можете. Поговорите с ним, сформулируйте свои ожидания и желания. Постарайтесь, чтобы это не выглядело как нотация или претензия. Расскажите своему чаду о том, что вы нуждаетесь в его помощи, объясните, какую пользу принесет его труд вашей семье и какие новые возможности откроются, если он будет больше помогать вам. Только вы знаете, что может замотивировать вашего ребенка на маленькие бытовые подвиги.

Кто-то согласится на ежедневную помывку посуды после ужина в обмен на обязательную семейную вечернюю партию в Уно, а кто-то готов разделить тяготы субботней уборки квартиры в обмен на право провести воскресенье по своему усмотрению, а кому-то вполне достаточно часто слышать и знать, что его вклад в домашний уют очень ценен.

Идя по пути назначения обязанностей для ребенка, не забывайте узнавать его мнение. Вы хотите, чтобы ваш ребенок самостоятельно выносил мусор, а это последнее, что ему хотелось бы делать. Но, может быть, он с радостью будет поливать цветы. Обсудите с ребенком какую помощь он готов вам оказывать и сформируйте его обязанности по дому.

Присвоить ответственность.

Важная роль в формировании автономности - отдавать ребенку ответственность за его поступки. Если уж вы доверили (или, тем более, если ваш отпрыск сам выбрал) мыть посуду перед приходом мамы, не стоит делать эту работу за него. Лучше всего, если он увидит, что происходит при невыполнении обязательств. Вы, например, можете просто отказаться готовить ужин, если раковина заставлена грязной посудой, так как вам негде вымыть овощи.

Часто родители говорят о том, что они не могут допустить тех последствий, которые ведет за собой невыполнение договоренностей. Так в последнем примере сложно оставить всех домашних голодными из-за нежелательного поступка ребенка. А в случае, когда речь идет о возможных последствиях для здоровья, выбор между «позволить столкнуться с проблемой» или «уберечь» от нее становится еще сложнее. Так не высушенные и не приведенные вовремя в порядок ботинки могут быть обуты ребенком на другой день и привести к простуде.

Отсутствие логичных, связанных с нашими действиями последствий, никак не помогает сделать нужные выводы и изменить поведение. И тут именно вы должны расставить приоритеты. Чего вы хотите больше: комфорта домашних, отсутствия каких-либо рисков, вашего душевного спокойствия или же понимания и принятия ребенком ответственности?

В некоторых ситуациях, кстати, можно предусмотреть и альтернативные варианты. Так в примере с ботинками можно иметь запасную пару обуви, желательно такую, которая бы сильно проигрывала в привлекательности основной, и которую приходилось бы носить в вышеописанных случаях.

Казнить или помиловать.

Еще одной формой присвоения ответственности за невыполненные решения могут быть определенные санкции: лишение компьютера, телевизора, приятных поездок и так далее. Но только помните, что если вы выбираете путь логичных и естественных последствий от невыполненных действий, то вы прививаете ответственность, и учите видеть к чему ведет нежелательное поведения. А если вы выбираете идти по пути применения санкций, не связанных напрямую с невыполненными обязанностями, то вы скорее формируете умение подчиняться и выполнять, то есть больше формируете послушание.

В любом случае, если вы хотите добиться хоть каких-то результатов, вы должны быть последовательны в предъявлении своих требований. Однажды установив правило, не стоит мириться с его нарушением и отменять оговоренные с ребенком санкции. Так вы только создаете у своего чада ощущение, что ваши указания выполнять совсем не обязательно. Не можете отследить выполнение вашего требования, лучше вообще его отмените, чем создавать прецедент, когда у ребенка есть возможность убедиться в вашей педагогической несостоятельности.

Конечно, есть такие моменты, когда отменить требование невозможно. Как, например, можно отменить чистку зубов по утрам, посещение школы, подготовку домашних заданий и т.д. И что делать, если любое из обязательных действий делается только под жестким и неусыпным контролем?

Двигаться не спеша

Вы упустили время, пропустили тот период, когда научить ребенка самообслуживанию, помощи по дому, самостоятельной подготовки уроков (нужное подчеркнуть, недостающее добавить) можно было гораздо легче. Поэтому сейчас не стоит ждать, что у вас все получится легко и просто.

Начните с наименьшего действия. Если вы хотите самостоятельности в выполнении обыденных вещей: чистке зубов, раскладывания по местам одежды, уборки со стола своей посуды и так далее, то выберете что-то одно из всего списка и постарайтесь добиться выполнения именно этого правила.

Обговорите с ребенком, что с сегодняшнего дня он будет делать какое-то действие сам, расскажите, чем это поможет вам и какие даст бонусы ребенку. Например: «Если мне не придется постоянно напоминать тебе, что нужно с утра умыться и одеться, у тебя появиться возможность перед выходом в сад посмотреть мультик (для дошколенка), а я смогу спокойно собраться и ничего не забыть. И у нас у обоих будет с утра хорошее настроение».

Отработайте схему ответственности за невыполнение. В вышеупомянутом случае придумывать ничего не надо, ребенок просто не будет успевать посмотреть желанный мультфильм и уже этого будет достаточно.

Найдите свои рычаги воздействия, создайте свой позитивный опыт приучения ребенка к самостоятельности пусть и даже на самом незначительном моменте. Дальше будет проще, так как и у вас, и у вашего чада уже будет позитивный опыт. Двигайтесь постепенно и в соответствии с возможностями ребенка.

Терпение, понимание, последовательность…

Это, наверное, основные слова в воспитании ребенка, и в том числе и в формирование ответственности.

Выше мы уже говорили о том, как много на самом деле могут наши дети. Но не стоит забывать и об индивидуальной истории. Иногда отчаявшиеся родители, готовы просто все бросить на самотек: перестать контролировать уроки, убирать вещи, чистить за ребенка его обувь и т.д. То есть просто отдать ему всю ту долю ответственности и самостоятельности, которую они хотели вы в нем видеть, но которой никак не удается добиться. Вдруг все-таки дите одумается и начнет действовать по-другому. Но, увы, так происходит крайне редко.

Чтобы решить проблему важно:

  • ставить реальные цели;
  • быть готовым принимать тот результат, который может показать ребенок, а не тот, который хотите вы;
  • быть последовательным в выдвижении требований и контролем над их выполнением;
  • учить видеть связь между своим нежелательным поведением и получившимся результатом.

И помните, что для любого изменения нужно не только усилия, но и время, не стоит пытаться за неделю сделать то, на что нужны годы труда быть родителем.



Публикации по теме