Ребенок впервые идет в детский сад. Что необходимо знать, когда ребенок идет в сад? Как происходит зачисление в детское дошкольное учреждение

Идем в садик или нет?
Малышу уже исполняется полтора-два годика, и родители начинают задумываться о вопросе поступления в детский садик для своего крохи. На первый план, конечно, выходит сам детский садик, наличие в нем мест, но кроме этого, чтобы малыша взяли в детский сад, он должен быть здоров, и иметь на руках специальную заполненную по всем правилам карту.
Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений была утверждена в 2000г. приказом Минздрава России. Карта должна быть правильно заполнена медицинскими специалистами, если она не заполнена или ее нет, то руководство садика может отказать вам в приеме ребенка. Кроме того вам временно могут отказать в приеме малыша по так называемым эпидемиологическим показаниям, когда в группе или в саду имеется вспышка заболевания, от которого малыш не привит, но отказ этот временный, когда ситуация нормализуется – вас обязаны взять.

Обращаю ваше внимание. Что для жителей Российской Федерации (по другим странам правила другие) - отсутствие всех или какой-то части прививок не является ограничением к приему деток. Если вам отказывают в приеме в детский сад только потому, что ваш ребенок не привит или не подписывают карту, заставляя делать прививки – это незаконно. Делать или не делать прививки – это ваше личное дело, никто не должен вам указывать или шантажировать вас садиком.

В каких случаях не возьмут малыша в садик?
Подготавливать малыша к поступлению в детский садик необходимо задолго до этого, в идеале с самого рождения. Если родители четко знают, в каком возрасте и когда малыши отправятся в сад, нужно знать в каких случаях могут отказать в приеме (кроме тех, что были перечислены выше).

Отказом для приема в садик могут стать, в первую очередь, острые заболевания инфекционной и неинфекционной природы. Если у малыша имеются заразные болезни глаз, кожи, педикулез, ограничение это так же временное. И не снимется до того момента, пока малыш полностью не поправится и не восстановит силы после заболевания. В том случае, если у малыша имеются хронические заболевания, и в недавнем времени были обострения, или недавно были перенесены корь, коклюш, ветрянка, малыша не возьмут в садик, пока не закончатся сроки карантина и изоляции. Сроки эти регламентированы и у каждого заболевания свои.

Кроме того, могут отказать в приеме в садик, если при лабораторном исследовании кала, смывов с горла, носа выявят носительство опасных микроорганизмов, которые являются возбудителями кишечных или респираторных инфекций. Отказ могут дать и в случае онкологических заболеваний, нарушениях кровообращения, туберкулезе, эпилепсии с частыми приступами, эндокринных нарушений и тяжелой аллергии, которые требует специальной диеты. Все остальные дефекты здоровья препятствием для похода в сад не являются.

Оформляем карту.
Чтобы поход в садик доставлял меньше проблем – необходимо пройти тщательное обследование не только педиатра, но и узких врачей-специалистов. Проходить их необходимо не раньше, чем за два месяца от предполагаемой даты поступления. В том случае, если вы проходили комиссию в прошлом году, и не попали в садик, карта считается не действительной и все необходимо пройти снова. Первым специалистом, к которому необходимо зайти, является, конечно, педиатр, после его посещения будет необходима консультация других специалистов, направления к которым даст участковый или семейный доктор.

Ортопед. Данный специалист оценит состояние скелета, осмотрит малыша и исключит или подтвердит нарушения осанки, плоскостопие. Если будут выявлены какие-либо патологии, даст свои рекомендации по профилактике заболеваний.
Консультация хирурга необходима для исключения грыж, фимозов у мальчиков, а так же проблем с яичками или любых других заболеваний, при которых может понадобиться хирургическое вмешательство.
При исследовании ЛОР-органов первоначально необходимо исключить очаги хронической инфекции на миндалинах, имеется ли у малыша аллергический насморк, аденоидные разрастания и другие заболевания.
Кроме того, у окулиста необходимо определить остроту зрения, и исключить косоглазие у крохи. Невролог проверит рефлексы, тонус мышц. Оценит, соответствует ли малыш своему развитию, и исключит неврозы, возможные нарушения сна.
Для установления проблем с адаптацией у крохи необходим прием у психолога.
Для исключения заразных заболеваний кожи, волос необходима консультация врача-дерматолога, который помимо всего прочего исключит или установит аллергию.

Если у малыша в прошлом были отмечены проблемы почек, ЖКТ, или были инфекционные заболевания, необходимо будет попасть на прием к соответствующим специалистам. Кроме того, необходимо пройти стоматолога, который оценит состояние полости рта, выявит очаги хронической инфекции – кариозные зубы. Если малыш поступает в садик после 3 лет, обязательно нужна консультация логопеда. Каждый доктор после осмотра может назначить дополнительные методы исследования, если таковые нужны. Если нет, то в соответствующей графе врач оставляет свое заключение о здоровье ребенка, закрепив это подписью и печатью.

Проверим анализы и прививки.
На своем приеме педиатр даст направление на 4 стандартных анализа, в некоторых случаях их требуется больше. Это общий анализ крови, мочи, кал на наличие яиц гельминтов, и на кишечную группу. Если малышу делаются прививки, доктор должен проверить наличие всех необходимых вакцинаций и ревакцинаций, и если каких-то прививок нет, то необходимо закончить их, как минимум, за 2-3 месяца до поступления в сад, тем более, если это прививка от полиомиелита. Если так получилось, что по срокам провести прививки не получается, лучше их отложить и сделать после адаптации малыша в садике. В завершении педиатр окончательно заполняет карту, анализирует рекомендации, выставляет группу здоровья малыша (о них мы поговорим в отдельном материале), дает рекомендации для медработника детсадовского учреждения.

Определяем готовность малыша к садику.
Определением готовности в основном занимаются педиатры, опираясь на заключение специалистов и на основании проведенного тестирования. Доктор оценивает в первую очередь биологическую зрелость малыша, психофизические критерии и уровень развития.

Биологическая зрелость определяется по зубной формуле, т.е на момент данного возраста сколько молочных зубов есть у малыша в наличии, на основании данных делается вывод, соответствует ли малыш своему паспортному возрасту, опережает, либо отстает. Кроме этого, используются и другие тесты, и не стоит впадать в панику, если малыш не проходит какой-либо тест, все малыши индивидуальны.

Когда придет пора?
Детский сад – это коллектив детей, в группе их будет как минимум 8-10 человек, если это частый или садик семейного типа. А в обычных детских садах детей бывает до 20-25 человек.
Вообще по нормам «Типового положения о ДДУ» – группы для детей разных возрастов четко прописаны и нарушать их количество нельзя – это грозит болезнями. Дети, посещающие ясли с года до трех лет, ходят в группу, где должно быть максимум 12-15 детей, а с трех лето допустимо увеличить группу до 20 детей. Это позволяет каждому ребенку иметь достаточно личного пространства. А воспитателю и его помощнику успеть следить за всеми детьми – вовремя подмыть их, переодеть и собрать на прогулку. Если это возможно, не торопитесь с поступлением в детский сад как минимум до трех лет, тогда иммунная система окрепнет, и ребенок будет болеть все-таки поменьше.

Выберите садик, где по возможности соблюдаются нормы приема в группу (это касается госсадиков, частники не берут много детей, им важно, чтоб дети ходили, Болезни детей приносят убытки). Если вы решили отдать ребенка в сад рано – в 1-2 года, заранее позаботьтесь о том, чтоб научить ребенка жизни в социуме – там он будет не вашей единственной кровинушкой, а одним из десятка. Чтоб создавать у малыша меньше стрессов и проблем, позаботьтесь о приучении его к пользованию горшком (или хотя бы проситься на него), хотя бы минимальным навыкам одевания и возможность пользоваться столовыми приборами – вилкой и ложкой. Воспитатели, конечно, присмотрят за вашим крохой – помогут поесть, одеться и сменят мокрые колготки, но он не один и постоянно следить только за вашим малышом будет невозможно.

Чтобы крохе было проще перестроиться – пойдите в садик заранее (в идеале за полгода-год) и попросите ксерокопию меню сада и его расписания. Уверена более чем на 100%, что ваш режим не совпадет с режимом сада – а перестройка режима сама по себе стресс, что приводит к снижению сопротивляемости и болезням. Начинайте ежедневно смещать режим дня на 5-10 минут в сторону садикового, таким образом не вызывая срыва адаптации и удобно для малыша вы подстроите его под режим ДДУ. Кроме того, чтобы избежать проблем в едой в саду и отказом кушать садиковую пищу, подстройте свое меню дома под меню садика – научите ребенка принимать пищу в те же временные промежутки, а состав блюд приблизьте по составу того, что дают в саду.

Кроме того, важно систематически заниматься закаливанием, это, конечно, не спасет от болезней полностью, но может реально сократить их количество в несколько раз. Только вот закаливание – это вещь эффективная, только если использовать ее день за днем, месяц за месяцем, не делая выходных и праздников. Не обязательно швырять малыша ежедневно в прорубь – закаливание это хождение босиком, контрастные души, обливание ног, воздушные ванны, прогулки и пробежки на свежем воздухе.

О проблемах адаптации в саду мы еще поговорим, обсудим все основные вопросы.

Скоро наступит лето. Для кого-то оно станет последним, проведенным с родителями, ведь впереди первый коллектив – детский сад. И хотя самих малышей ожидает множество приятных дней, новых знакомств, веселых игр и первых привязанностей, у мам душа не на месте. Насколько легко адаптируется ребенок к детскому саду, не будет ли скучать по дому? А главное – можно ли помочь ему заранее, подготовив его к предстоящим переменам?

Идеальный возраст для сада

Кто-то считает, что малыш ясельного возраста (1,5 – 2 года) адаптируется намного быстрее и легче. Кроха быстро привыкает к воспитательнице, считая ее второй мамой, да и взрослые переживания и горечь от расставания с родителями в силу возраста ему пока не грозят. Другие уверены, что лучше подождать до 3 лет – ведь именно в этом возрасте дети не только умеют играть в совместные игры, но и получают от дружбы огромное удовольствие. Родители уже не могут обеспечить им необходимый уровень коммуникации, а потребность в новых знакомствах и общих играх со сверстниками сильно возрастает.

Необходимые навыки

Времена, когда каждому родителю вручался список — перечень необходимых навыков, потихоньку отходят в прошлое. Если раньше такие требования, как:

  • отказ от памперсов;
  • умение проситься в туалет;
  • самостоятельный прием пищи;
  • самостоятельное одевание и раздевание

были необходимы, то сейчас условия меняются. В большинстве заведений работники берутся приучить ребенка к самообслуживанию в краткие сроки. Еще одно важное условие – устанавливание режима дня, соответствующего расписанию детского сада. Если у родителей получается подготовить малыша заранее – это замечательно, однако если процесс идет туго – не стоит переживать. Дети, не уверенно владеющие этими навыками, в коллективе осваивают их намного быстрее, да и режим быстро входит в норму. Намного важнее психологическая подготовка.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Характер и психологические особенности каждого ребенка имеют намного большее значение, чем навыки самообслуживания и даже возраст будущего детсадовца. Будет ли ребенку комфортно в новом коллективе, легко ли он расстанется с мамой и как быстро адаптируется, зависит только от степени его готовности к жизни в коллективе.

  • Расставание. Малыш, моментально забывающий обо всем на свете, завидев компанию других детей на площадке и подолгу остающийся с родственниками, вызывает меньше тревог, чем маленький хвостик, начинающий беспокоиться, как только мама отходит дальше, чем на метр. Подготовкой такого ребенка придется заняться заранее, начав отлучаться из дома на короткие, а потом и на более длительные периоды.
  • Закаливание. Всем известно, что в саду начинается одна бесконечная болезнь, переходящая из простуды в ветрянку и потом обратно в простуду. Не стоит преждевременно сдаваться перед неизбежным. Лето – прекрасный период для закаливания и поднятия иммунитета. Теплые месяцы, проведенные на даче или на берегу моря, помогут дать отпор болезням, главное – забыть о тепличных условиях. Позвольте малышу вдоволь набегаться босиком, накупаться в водоемах и наестся свежих фруктов. Тотальный запрет на холодное питье и сквозняки придется смягчить, в противном случае, именно эти факторы могут стать причиной частых заболеваний.
  • Общение. Далеко не все дети умеют быстро находить общий язык со сверстниками. Малыши, как и мы, могут стесняться, и конечно, не все являются прирожденными лидерами, умеющими собрать вокруг себя других детей. Научите ребенка первым завязывать знакомство, представляться и предлагать вступить в игру. А вот пускать на самотек имеющиеся трудности в общение не стоит – коллектив в детском саду слишком велик, и существует риск, что малыш просто не сумеет проявить достаточно смелости и самостоятельности, чтобы включиться в общение.
  • Открытость. Важно успеть научить ребенка доверять старшим и открывать им все свои обиды и тайны. Малыш должен знать, что при необходимости он может обратиться за помощью к старшему – воспитателю. Доверять необходимо и родителям, а значит, еще до поступления в садик требуется научить ребенка каждый вечер делиться с мамой или папой всеми переживаниями за день – обидами, радостями, страхами и горестями.

Существуют ли дети, которым противопоказан детский сад?

«Несадовский» ребенок — конечно же, не миф. Такие дети, действительно, существуют. У них поднимается температура при каждом посещении дошкольного заведения, они замыкаются в себе и тихо страдают до самого прихода родителей, тяжело встают по утрам и теряют аппетит. Обычная для сверстников адаптация, длящаяся не более трех месяцев, у них затягивается – ребенок не столько привыкает к новым условиям, сколько терпит их. В таком случае, сад придется отложить до следующего года, а в подготовку малыша включить посещение психолога и поработать еще и с родителями. Ведь часто ребенок впитывает именно материнскую тревогу и страхи.

Текст: Вера Гюлер


В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективе

Первый этап адаптации

К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.

Собираем информацию

Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.

Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.

Определяемся с оптимальным возрастом

По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.



Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения

Оцениваем степень готовности всех членов семьи

Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад - сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время - в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.

Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.

В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.



Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день

Проходим физподготовку

Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.

Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.

Начинаем жить по расписанию

Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.

Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.



Чем раньше ребенок привыкнет к «садиковскому» расписанию, тем проще ему будет адаптироваться

Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.

Все сам!

Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам , пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, он будет ощущать себя в группе более комфортно.

Старайтесь . Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.


Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей

Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.

Проводим время с другими детьми

До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей - благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.

Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.



Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения

Мама, не уходи!

По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.

Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.

Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете - приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.

Второй этап адаптации

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:

  1. Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
  2. Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
  3. Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
  4. При входе в раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.


Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки - это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
  • Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
  • Не стоит долго прощаться - уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
  • Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
  • Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
  • Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.

Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:

  1. Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
  2. Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
  3. Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки - это может серьезно препятствовать процессу адаптации.

По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:

  1. На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
  2. Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
  3. Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.

Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.

Ребёнок идёт в садик… Это предмет гордости и, одновременно, волнения родителей, ведь впереди знакомство с воспитателем и одногруппниками, привыкание к коллективу и режиму детского сада.

Ситуация осложняется тем, что любимой мамочки, которая способна понять своё драгоценное чадо с полуслова и полужеста, рядом не будет.

Однако просто переживать и беспокоиться – мало, мамина и папина задача – принять все меры для подготовки малыша к дошкольному учреждению. Но чтобы всё сделать правильно, нужно знать, что должен уметь ребенок, готовящийся к детскому саду.

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Как помочь ребёнку?

Таким образом, дети должны усвоить множество сложных для них вещей, перед тем как освоиться в детском саду. Не всегда ребенок с лёгкостью осваивает все навыки, поэтому родителям нужно помочь ему справиться с различными проблемами и научить многим полезным умениям.

Психологи советуют готовиться к саду примерно за 3-4 месяца до начала первого похода в группу. Адаптация в детском саду у детей проходит по-разному, однако быстрее приспосабливаются те дети, которых с раннего детства приучали к самостоятельности и поощряли их желание делать всё самим.

1. Учим ребёнка одеваться-раздеваться

Подобные умения должны быть сформированы к трём годам, но только если взрослые постарались научить малыша заранее натягивать непослушные рукавчики и штанины. Что нужно делать?

  • Заинтересованность к самостоятельному одеванию важно поощрять, например, через похвалу любой незначительной попытки одеться своими силами. Ребёнок сам подтягивает штаны, слезая с горшочка? Обязательно хвалите. Уже 15 минут пытается застегнуть пуговку или надеть носочки? Не торопите, напротив, подбодрите, не замечая маленькие промахи.
  • Нужно научить ребёнка снимать одежду таким образом, чтобы у взрослых не возникало необходимости её выворачивать лицевой стороной. Не секрет, что дети просто сдирают колготки, попутно выворачивая их наизнанку. Кроме того, следует приучать кроху укладывать одежду на стульчик, а не бросать куда попало.
  • Не забудьте обеспечить ребёнка перед детским садом легко снимающейся и одевающейся одеждой. Кофточка с широкой горловиной в данной ситуации лучше водолазки или свитера, молния предпочтительнее пуговиц. Приобретайте ботинки с липучками, от шнурков лучше отказаться.

Мыть ручки ребёнок должен уже в 2-3 годика, конечно, поначалу он будет мокрым, а всё вокруг забрызганным водой, однако детская самостоятельность намного важнее. Аккуратности нужно приучать чуть-чуть позднее.

  • Дети должны заходить в ванную комнату перед каждым приёмом пищи или после всякого похода к горшку. Чтобы научить малыша мыть ручки, сделайте следующее:
    • поставьте рядом с раковиной удобную и безопасную скамейку, подвесьте маленькое полотенце так, чтобы кроха смог до него дотянуться;
    • превратите процесс обучения в увлекательную игру, которая будет сопровождаться стишками, потешками и песнями, в непринуждённо форме рассказывая, как нужно намыливать ладони, смывать пенку и вытирать пальчики полотенцем;
    • не забывайте высказывать одобрение детским попыткам, проявленному усердию.
  • Ребёнок, поступающий в дошкольное учреждение, должен уметь пользоваться горшком или унитазом. Нужно научить его снимать штаны или трусики, усаживаться на горшок, вытирать попу бумагой. К трём годам вы должны забыть о , даже при длительных прогулках.

  • Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.
  • Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.
  • У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.
  • Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.
  • Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.

Дети лучше воспримут полученные навыки, если подавать их в несерьёзной форме. Этим правилом активно пользуются в детском саду, чему есть очевидные подтверждения. Почему бы и вам не перенять воспитательский опыт?

  • Собираясь на улицу, читайте малышу простые стишки, которые повторяют каждый этап сборов. Пусть ребенок с радостью выполняет сложные задачи, это хорошо помогает в развитии самостоятельности.
  • Кто сказал, что мытьё рук – скучнейшее занятия? Веселые потешки должны стимулировать ребенка закатывать рукава, намыливать ручки, вытирать их после водной процедуры полотенцем. А в финале можно похлопать, продемонстрировав качество умывания.
  • Повторить и закрепить навыки вы можете в ходе сюжетно-ролевой игры. Погуляв с куклой, малыш должен вымыть ей ручки. За «обедом» кукла должна кушать ложкой и вытирать ротик салфеткой. Укладывая пупса спать, малыш раздевает и снимает с него одежду, а после «сна» одевает и отправляется на улицу.
  • Все эти манипуляции невозможны без достаточного уровня развития тонкой моторики пальцев. Можно приобрести готовые ручные тренажёры, а можно и сделать из подручных материалов. К отрезу плотного материала просто пришейте различные застёжки (пуговки, молнии, липучки и кнопки). Расстёгивая и застёгивая, ребёнок тренирует пальцы и память, фиксируя в голове очерёдность действия.

Если ваше чадо обладает описанными выше навыками, можете немного выдохнуть. Ещё один шажок на пути к лёгкой адаптации сделан.

Однако размышляя над тем, что должен уметь ребёнок, поступающий в садик, не забывайте и о психологической готовности.



Публикации по теме