Региональные компоненты в доу. Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в ДОУ

Гоцуляк О.В., старший воспитатель МБДОУ № 56

В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс .

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ в сентябре 2012г. была проведена диагностика детей по выявлению уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.

Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях детей по национально - региональному компоненту. Дети знали сказки, игры, но затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и адыгов в давние времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и растительным миром РА; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства, традиций.

По результатам проведенного исследования нами были определены:

Цель: Построение инновационной модели образовательного пространства ДОУ, обеспечивающей доступность и новое качество образования в соответствии с ФГТ.

Задачи:

Разработать систему мероприятий направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность по региональному компоненту.

Создать условия для повышения квалификации педагогических работников по инновационной деятельности.

Обеспечить обновление предметно - развивающей среды ДОУ.

Наметить последовательность и содержание работы с детьми по национально - региональному компоненту.

Разработать систему мероприятий по региональному компоненту совместно с социумом, обеспечивающих реализацию ФГТ.

Для успешной реализации данных задач были объединены усилия многих специалистов учреждения: воспитателей, музыкальных руководителей, педагога-психолога, инструктора физического воспитания.

В ДОУ пригласили преподавателей АГУ В.В. Зайко, Б.Х. Панеш, и научного руководителя проекта Л.Х. Цееву. Они познакомили педагогов с дополнительной программой «Я и мой мир», отличительным признаком которой является наличие регионального компонента. Программа предусматривает введение ребенка в мир общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Совместно было принято решение создать на базе ДОУ экспериментальную площадку для апробации данной программы.

Так же используем дополнительную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - под ред . О.Л. Князевой. Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа.

Особое внимание было уделено созданию предметно-развивающей среды, с помощью которой ребёнок входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни.

В уголках национально-регионального воспитания для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Именно здесь для детей расширяется подача информации посредством игры. Был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал: в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города Майкопа», «Мой край», «Наш Майкоп» и др.), куклы в национальных костюмах «Русская красавица» и «Черкешенка», предметы обихода, макеты жилищ адыгейских и русских семей, карты РФ и РА. Так же оформлен наглядный материал по патриотическому воспитанию «Моя большая и малая Родина «, где дети знакомятся с Российской и Адыгейской государственной символикой. Даже в самом оформлении заложен глубокий смысл единства народов.

«Народное творчество» - обогатили предметами народных художественных промыслов («Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись», адыгейская керамика, игрушки, сделанные народными умельцами и др.), музыкальными инструментами.

В методическом кабинете собран материал по краеведению: методическая и художественная литература (стихи, рассказы, народные сказки); оформлены тематические альбомы: «Мой любимый город Майкоп» для знакомства детей с памятниками архитектуры и «Природа Адыгеи» (Большой Кавказский заповедник, Гузерипль, Лаго-наки, водопады Руфабго и т.д.), подобрана видеотека; картотека конспектов занятий и методических разработок в данном направлении; фотоматериалы, наглядно-демонстрационный краеведческий материал: иллюстрации и альбомы для знакомства с растительным и животным миром РА «Птицы нашего края», «Животные РА», оформлена «Красная книга», которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными РА. Существует электронный «Банк идей», где накапливается опыт педагогов ДОУ по работе с детьми.

Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:

Педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи» и т.д.

Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе и РА способствует перспективно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как: «День Республики», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме «День театра» драматизируются детьми и педагогами народные сказки.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:

«Физическая культура» - инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с достижениями спортсменов нашей Республики Адыгея (мы – чемпионы дзюдо, рукопашному бою, волейболу, гимнастике) - в наших планах создать портретную галерею выдающихся спортсменов нашей РА.

«Познание» - знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии В.Воскобовича: «Игровизор», «Крестики», «Соты», «Конструктор букв», «Веселые цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера» т др.

« Коммуникация – проводим беседы («Я в многонациональной семье», «Знаменитые имена в мире, стране и Адыгее», знакомим с особенностями адыгского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).

« Чтение детям художественной литературы » - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и поэтов России и РА. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники».

« Музыка » - музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы («Удж», «Лезгинка», хороводы, русские пляски) знакомят с народными инструментами (адыгейские: пшине - гармошка, пхачичи - трещетки; русские-гармошки, флейты, балалайки и др.), помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.

В ДОУ действует театральный кружок «В гостях у сказки». Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно - театрализованных представлений, обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» «Сэтэнай-цветок»и др.

Проводим фольклорные концерты и народные праздники.

«Художественное творчество» - на занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и адыгской посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков по теме «Русские и адыгские народные сказки».

«Социализация» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении РА на карте России, достопримечательностями РА, Символикой России и РА - герб, гимн, флаг.

Даем первоначальные представления об истории коренных народов РА - черкесов, адыгов, русских, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов РА. Говорим о национальной кухне адыгов, русских, традиционной национальной одежде.

Разработали краеведческие игры: -Поле чудес по теме: «Моя большая и малая Родина», «Люби и знай свой край». «Старинное-нестаринное», «Особенности быта народов России и Адыгеи», «Достопримечательности родного города»; -игры-беседы «Нам нужны различия», -игры – путешествия «Россия-страна моя родная», «Отгадай, где живут»; игры-экскурсии «Лавка сувениров».

«Труд» - создали макеты города Майкопа и городского парка из бросового материала.

«Безопасность» - педагоги разработали игры «Безопасность на улицах города», «Найди дорогу домой» и др.

В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Москва – столица нашего Отечества», «Адыгейский национальный костюм», «Сказка о толерантности»). В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.

Национальный колорит всегда присутствует в различных мероприятиях. Особым значимым событием является празднование дня города Майкопа - педагоги изготавливают поделки совместно с детьми и родителями, приуроченные к этому дню.

Особо хочется отметить проведение открытого мероприятия: к «Международному дню родного языка» - было организовано театрализованное представление по мотивам р. н. с. «Гуси – лебеди» с целью пропаганды знания родного языка, русского и адыгского фольклора и народных детских игр, развития интереса к изучению народных сказок. Ребята пели частушки, читали стихи русских и адыгских поэтов о родном языке и родном крае: «О родном языке» Г. Пурга, «Родной язык» М. Паранук). Были приготовлены национальные блюда (щелям, блины) с помощью родителей и сотрудников ДОУ.

Воспитатели совместно с родителями составили «Книгу народной мудрости» - сборник, включающий русские и адыгские пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, считалки, приговорки, песенки.

В ДОУ проводим развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой: «День адыгейского национального костюма», «День славянской письменности и культуры», «День адыгейского языка и письменности». Были организованы: конкурсы чтецов стихотворений на родном языке и на лучшую иллюстрацию к произведениям адыгейских авторов, открытые показы ООД. Дети с интересом принимают активное участие во всех мероприятиях.

Семья является главным источником народных традиций. Мы заинтересовали их проблемой приобщения детей к культурно - историческим ценностям России и РА. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как: - родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»); -консультации для родителей («Русские и адыгские традиции в воспитании детей», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»); -практикумы в форме деловых игр, посещение национального музея.

Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея), оказали помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.

В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Национальный костюм», «Генеалогическое древо моей семьи »).

Были организованы встречи детей с сотрудниками Национального музея г. Майкопа (игровая программа по ознакомлению детей с предметами быта адыгов «Бабушкин сундук», с народной игрушкой «История игрушки»), ансамблями «Майкопчанка», «Казачата».

После апробации программ в апреле 2013 года, было проведено контрольное исследование. Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы : что работа по программам « Я и мой мир», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» принесла положительные результаты: у многих детей повысились знания о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно - прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство воспитанников групп имеют представления об этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.

Активно включившись в проектную деятельность, наши педагоги в прошлом году особое внимание обратили на создание проектов, методических разработок и авторских программ по региональному компоненту, представленных в рамках городских и республиканских конкурсов: проект - «Я и моя республика Адыгея!» и методические разработки – «Наша многонациональная семья», «Моя родина – моя Адыгея», программа «Родной свой край люби и знай…..» Опыт работы по региональному компоненту обобщается в печати, на педагогических чтениях, обсуждается на научно-практических конференциях.

Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего то, что созданная единая система:

Дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

Позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;

Дает возможность гармонично ввести требования ФГТ в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.


Наталья Казеева

Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.

Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.

Формирование личности ребенка происходит с ранних лет : развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» , родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона . Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры Г. Петелиным, А. А. Бычковым спорта Г. В. Пекиным, Маскаевым, за подвиги во время Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В нашем дошкольном учреждении была принята к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» , поэтому этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает в нашем детском саду как система воспитания и обучения, воспитательная работа с детьми ведётся в соответствии с примерным комплексно -тематическим планированием.

Мы, воспитатели детского сада №3 «Ручеек» в процессе воспитания стараемся включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Для этого в нашей группе создан уголок краеведческого мини-музея, где мы расширяем представления об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа. В нашем мини- музее есть печка, оформленная в мордовском колорите. На печке спит дед, который, видимо, устал от тяжелого труда в поле. На предпечнике висят лапти, которые являются символом мордовской обуви.

В комнате находится стол, на котором мы видим типичные предметы, присущие и свойственные мордовскому народу. Это самовар, старинный утюг, кувшины разного назначения. Около печки стоят кочерга, ухват, горшки разного размера. В уголке краеведения у нас живут куклы в костюмах разных национальностей - в костюмах народов эрзи, мокши. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды (мокщанской и и эрзянской) рубаха – панар (мокш, покай (эрз) , передник – сапоня (мокш, пояс-каркс (мокш, эрз, головной убор –панга, нагрудное украшение –сюлгам (мокш, сюлгамо (эрз)


Здесь же находятся тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, альбомы с репродукциями картин Ф. Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С. Д. Эрьзи.

В уголке краеведения присутствуют так же российский и мордовский флаг, русские и мордовские матрёшки, фотографии с достопримечательностями Зубово- Полянского района, книги соответствующей тематики, - с целью наглядного ознакомления детей с родным поселком, формирования представлений о его достопримечательностях и о мордовской национальной культуре.


Организуя работу с детьми нашего сада, мы нацеливаем её на приобщение дошкольников к различным национальным культурам, и формируем толерантное отношение к их носителям. Такая систематическая работа с детьми по данному направлению способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию детьми мира во всем его многообразии.

Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для развития детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГТ реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям : физическое развитие (образовательная область «Здоровье» , социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация» , «Безопасность» , «Труд» , познавательно-речевое развитие (образовательные области «Познание» , «Коммуникация» , , художественно-эстетическое развитие (образовательная область «Художественное творчество» ).

ОО «Социализация» осуществляем через ознакомление с родным поселком, его названием, которое реализуется посредством показа репродукций с видами поселка, рассказов о нём. Также проводим экскурсии в природу, к достопримечательным местам поселка.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» - это непосредственное ознакомление детей с напевными произведениями мордовского национального фольклора. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Продолжаем знакомить детей с мордовским фольклором (мифами, легендами, сказками, былинами, так как народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Продолжаем знакомить детей с мордовскими песнями и танцами, формируем навыки их исполнения.






В данном направлении проводится также работа с родителями,- расширяем представления об истории семьи совместно с историей родного края, а также советуем использовать произведения национального фольклора (русского и мордовского) ; прибаутку «Нумолня ялгакай, колядку «Уси, тавуси, песню В. Корчеганова «Я о Мордовии пою» и многие другие произведения мордовского и русского народа.

С помощью фольклорных произведений и произведений мордовских писателей мы знакомим детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения и формируем элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка : мордовская народная сказка «Мышка» , сказка Я. Пинясова «Веточка» , В. Корчеганова «Рыба как лапоть» , Я. Пинясова «Березкина песна» и многие другие произведения, которые знакомят детей с природой Мордовии. А родителей мы знакомим с экологической ситуацией в Мордовии, информируем, как уберечь ребенка от вредных для здоровья факторов окружающей среды. Беседуем о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательную область «Познание» реализуем опять же через знакомство с родным поселком (ближайшее окружение : ближайшие улицы и дома, садик, школа, магазин); знакомство с родной природой – животными и растениями (также в ближайшем окружении и на картинках) .

Для формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни стараемся обеспечивать оптимальную двигательную активность в течении всего дня, используя мордовские подвижные игры с простым содержанием : «В капусту» , «В горшочки» , «В платки» , «Раю-Раю, «В курочек» , «В зайчиков» , «В белочек» . Проводим фольклорные мероприятия «Праздник урожая» , «День птиц» , «Масленица» , «Пасха» , «Весенняя ярмарка» , «Федул-ветренник» , «День поселка» которые также знакомят детей с традициями народов, населяющих Мордовию, с музыкой композиторов Мордовии .



Образовательная область «Труд» предполагает формирование первичных представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, чему способствует чтение детям произведений Ф. Бобылева «Кто ленивей?» и П. Машканцева «Огородница» , а также наблюдение и труд в уголке живой природы, наблюдение за трудом взрослых на огороде, клумбе, посильное участие в помощи взрослым.

Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем через ОО «Художественное творчество» путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами рубашки, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т. д.




В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Чувство Родины. Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как «труд» , «долг» , «честь» , «Родина» именно в семье. Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам : языку, песне, сказке, поэзии и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.

Проблема ознакомления детей с родным краем – актуальна в современном обществе. Она обусловлена требованиями современного общества к воспитанию подрастающего поколения, обладающего такими интегративными качествами личности, как патриотизм, гражданственность. Несмотря на изученность некоторых аспектов, проблема ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем в настоящее время остается значимой. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую Родину.

Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, терпимого отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.

«Реализация регионального компонента в деятельности ДОУ»

Агишева Н.А.-

воспитатель МБДОУ

«Зубово-Полянский детский

сад №3 «Ручеёк» комбинированного вида»

Воспитание, созданное самим народом,

основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших

системах, основанных на абстрактных

Н К. Ушинский

Уважаемые коллеги!!!

Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.

Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. В общем, мы хотим вырастить гражданина. Но высокое чувство гражданственности не рождается само по себе. Его надо пробуждать в растущем человеке и как можно раньше. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.

Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, к ним относятся Г. Петелин, А.А. Бычков, в области спорта Г.В.Пекин, краевед Прохоров А.А.,за подвиги во время Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В нашем дошкольном учреждении была принята к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», поэтому этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает в нашем детском саду как система воспитания и обучения, воспитательная работа с детьми ведётся в соответствии с примерным комплексно-тематическим планированием, во всех возрастных группах нами составлены перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.

Образование сегодня ориентировано на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей, что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с историей, искусством, традициями народов, населяющих нашу Республику. В связи с этим одной из задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду. Мы, воспитатели детского сада №3 «Ручеек» в процессе воспитания стараемся включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Для этого в нашей группе создан уголок краеведческого мини-музея, где мы расширяем представления об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа. В нашем мини - музее есть печка, оформленная в мордовском колорите. На печке спит дед, который, видимо, устал от тяжелого труда в поле. На предпечнике висят лапти, которые являются символом мордовской обуви.

В комнате находится стол, на котором мы видим типичные предметы, присущие и свойственные мордовскому народу. Это самовар, старинный утюг, кувшины разного назначения. Около печки стоят кочерга, ухват, горшки разного размера. В уголке краеведения у нас живут куклы в костюмах народов эрзи, мокши. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды: рубаха – панар (мокш), передник – сапоня (мокш), пояс-каркс (мокш), головной убор –панга, нагрудное украшение –сюлгам (мокш).

Здесь же находятся тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, о п. Зубова Поляна, альбомы с репродукциями картин Ф.Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С.Д.Эрьзи.

В уголке краеведения присутствуют так же российский и мордовский флаг, русские и мордовские матрёшки, фотографии с достопримечательностями Зубово- Полянского района, книги соответствующей тематики, - с целью наглядного ознакомления детей с родным поселком, формирования представлений о его достопримечательностях и о мордовской национальной культуре.

При этом даем представление, что на земле много стран, в которых живут люди разных национальностей. Они говорят на своих языках, имеют свою культуру, свои обычаи и традиции. Объясняем в доступной форме как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру. Даём детям элементарные представления о финно-угорских народах, к которым относится мордва (в России – удмурты, карелы, марийцы, коми, ханты, манси; в мире - финны, эстонцы, венгры). Организуя работу с детьми нашего сада, мы нацеливаем её на приобщение дошкольников к различным национальным культурам, и формируем толерантное отношение к их носителям. Такая систематическая работа с детьми по данному направлению способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию детьми мира во всем его многообразии.

Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для развития детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГТ реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям: физическое развитие (образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»), социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация», « Безопасность», «Труд»), познавательно-речевое развитие (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»), художественно-эстетическое развитие (образовательная область «Художественное творчество», «Музыка»).

ОО «Социализация» осуществляем через ознакомление с родным поселком, его названием, которое реализуется посредством показа репродукций с видами поселка, рассказов о нём. Также проводим экскурсии в природу, к достопримечательным местам поселка.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» - это непосредственное ознакомление детей с напевными произведениями мордовского национального фольклора. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Продолжаем знакомить детей с мордовским фольклором (мифами, легендами, сказками, былинами, так как народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Продолжаем знакомить детей с мордовскими песнями и танцами, формируем навыки их исполнения.

В данном направлении проводится также работа с родителями,- расширяем представления об истории семьи совместно с историей родного края, а также советуем использовать произведения национального фольклора (русского и мордовского); прибаутку «Нумолня ялгакай, колядку «Уси, тавуси, песню В.Корчеганова «Я о Мордовии пою» и многие другие произведения мордовского и русского народа.

С помощью фольклорных произведений и произведений мордовских писателей мы знакомим детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения и формируем элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка: мордовская народная сказка «Мышка», сказка Я.Пинясова «Веточка», В.Корчеганова «Рыба как лапоть», Я.Пинясова « Березкина песна» и многие другие произведения, которые знакомят детей с природой Мордовии. А родителей мы знакомим с экологической ситуацией в Мордовии, информируем, как уберечь ребенка от вредных для здоровья факторов окружающей среды. Беседуем о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательную область «Познание» реализуем опять же через знакомство с родным поселком (ближайшее окружение: ближайшие улицы и дома, садик, школа, магазин); знакомство с родной природой – животными и растениями (также в ближайшем окружении и на картинках).

Учим детей способности к общению, развиваем словарный запас в соответствии с возрастными особенностями, развиваем речь детей и при этом нам помогают беседы на тему: « «Расскажи, где и с кем ты живешь», «Кто твои друзья», «Расскажи о своем любимом поселке». « Расскажи о самом интересном для тебя месте в Зубова Поляне» и т.д.

Для формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни стараемся обеспечивать оптимальную двигательную активность в течении всего дня, используя мордовские подвижные игры с простым содержанием: « В капусту», «Ключи», «Коршун и цыплята», «В горшочки», «В платки», «Раю-Раю, «В курочек», «В зайчиков», «В белочек». Проводим фольклорные мероприятия «Праздник урожая», «Жаворонки», «Масленица», «Пасха», «Весенняя ярмарка», «Федул-ветренник», «День поселка», которые также знакомят детей с традициями народов, населяющих Мордовию, с музыкой композиторов Мордовии.

Образовательная область «Труд» предполагает формирование первичного представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, чему способствует чтение детям произведений Ф. Бобылева « Кто ленивей?» и П.Машканцева «Огородница», а также наблюдение и труд в уголке живой природы, наблюдение за трудом взрослых на огороде, клумбе, посильное участие в помощи взрослым.

Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем через ОО «Художественное творчество» путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка), иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами предметы посуды, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т.д.

В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Чувство Родины... Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина» именно в семье. Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам: языку, песне, сказке, поэзии и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.

Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую Родину.

Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения иуважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.

МБДОУ «Зубово - Полянский детский сад № 3 «Ручеёк» комбинированного вида»

Доклад на тему:

«Реализация регионального компонента в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Подготовила и провела воспитатель 1-ой младшей группы Агишева Н.А.


Содержание регионального компонента «Родной край» направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Липецкий край; формирование представлений о достопримечательностях родного села и его государственных символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Липецкой области; ознакомление с картой Липецкой области и своего района.


Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям: управление реализацией программы; создание и обновление предметно- развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.


Первое направление – управление реализацией программы. Для реализации регионального компонента в условиях ДОУ необходимо создать соответствующие условия: кадровая подготовка, расстановка специалистов разного профиля: наличие специалиста по краеведческой работе в ДОУ; программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий; эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры. Обязательной составляющей является программное обеспечение дополнительных услуг по приоритетному направлению.






Использование экспонатов и краеведческого материала будет способствовать формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Создать небольшой музей непосредственно в дошкольном учреждении или посещать районный краеведческий музей.


Третье направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.








Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейный проект «Родословное древо моей семьи», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.




Планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы по краеведению «Родной край»: дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе Липецкой области; проявляют заботу о своей семье; имеют первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших Липецкий край; могут рассказать о своем родном селе, назвать его; знают государственную символику родного села; проявляют интерес к народному творчеству, узнают и называют изделия народного промысла Липецкой области (Елецкие кружева, романовская игрушка); знают представителей растительного и животного мира Липецкой области; имеют представление о карте родного края;

Ч. 1

Реализация регионального компонента

в образовательном процессе МДОУ«Детский сад №3 «Незабудка»,

г.Котласа Архангельской области.

Заведующий Никитина Л.Ю.

« Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к

своей семье, к своему жилищу, к своему детскому

саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к ее

истории, прошлому и настоящему. Всему

человеческому.»

Д.С.Лихачев

На основании приказа № 655 от 23.11.09г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определяется ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера через реализацию задачи: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Одним из средств решения данных задач является введение в образовательный процесс регионального компонента.

Для работы по данному направлению в нашем дошкольном учреждении выработаны условия, необходимых для организации инновационной деятельности по краеведческому развитию детей:


  • Программно - методическое обеспечение: сочетание комплексной образовательной программы Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», с программой «Посмотри как хорош, край в котором ты живешь» С.Н.Брызгуновой и новых эффективных технологий.

  • Перспективное планирование.

  • Развивающая среда, как условие для успешной реализации программы «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», проекта «О чем расскажет старая фотография».

  • Взаимодействие с родителями.

  • Установка связей с социумом и учреждениями дополнительного образования, культуры.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальным, но и духовно-нравственным, идеологическим, культурно - историческим, и другими компонентами.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы на основе расширения знаний об окружающем, стоит задача- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине, через область «Социализация», в области «Познание» - знакомить с родным городом, а через раздел «Культурно - досуговая деятельность» - расширять представления о государственных, народных и православных праздниках. Поэтому мы представляем 2 часть ОО Программы , формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает: специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, который проходит как интеграция через другие области.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается через эмоциональное восприятие окружающего мира, непосредственное взаимодействие с ним и накопление определенного социального опыта именно в том месте, где он родился и растет. Это база для формирования гражданственности и патриотических чувств.

Поэтому проблему регионализации образования необходимо решать с дошкольного детства, осуществляя воспитательно-образовательную работу с детьми с учетом следующих принципов :


  • принципа постепенности , реализация которого предполагает постепенный переход от более близкого (дома, семьи) к менее близкому (культурно-историческому материалу);

  • принципа деятельности , благодаря которому ребенок должен находиться в постоянном процессе познания, открытия новых знаний и закрепления уже полученных;

  • принципа развивающего обучения , через который задачи регионального содержания реализуются через деятельность каждого ребенка, в зоне его ближайшего развития;

  • принципа непрерывности , который предполагает то, что социально-личностное развитие не заканчивается только единичными какими-то образовательными ситуациями, а продолжается в совместной деятельности педагогов и детей, в различных видах детской деятельности;

  • принцип историзма , реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое/давным-давно/ и настоящее/в наши дни/. Это обусловлено не сформированностью у дошкольников исторического сознания.

  • принципа гармоничности образования , предполагающего взаимодействие ребенка с различными сферами деятельности: игрой, родным языком, изобразительным искусством, музыкой и т.д.;

  • принципа интеграции , который позволяет интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач и который является основополагающим в ФГТ, так как без него невозможна полноценная организация образовательной деятельности детей.
Воспитание патриотических чувств начинается с любви к своей семье, малой Родине, дому, в котором родился и живет человек, т.е с ближайшего окружения.

По мнению многих социологов на современном этапе наблюдается разрыв между поколениями, утрачивание семейных традиций, застой народной культуры и народного творчества. Эти факторы отрицательно влияют на формирование патриотических чувств у детей, чувства гордости за свою Родину, за свой народ, свою малую родину. Поэтому

Цель нашего дошкольного учреждения по реализации регионального компонента является : развитие познавательного интереса к истории Родного края и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Задачи:


  1. Приобщать детей к традициям Северного края, формировать представления об истории родного города, героях-котлашанах, достопримечательностях города Котласа, знаменитых людях и коллективах, работающих на предприятиях нашего города.

  2. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и социальном окружении, способствовать проявлению интереса детей к истории, культуре родного края.

  3. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, природе.
В течение многих лет наше дошкольное учреждение работает над реализацией регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Работа проводится последовательно, в определенной системе. Проведя анализ годового планирования, пришли к следующим результатам: в период с 2009 по 2012 учебный год были запланированы и проведены следующие мероприятия(эпизод)

Год

Задача

Формы работы

Работа с родителями

2012-2013 гг.

1.Совершенствовать систему работы в ДОУ по реализации регионального компонента в образовательном процессе.

Педсовет « Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Консультация «Воспитание у дошкольников культуры народных традиций»

Семинар- практикум «Северные росписи»

Выставка работ детей, воспитателей, родителей «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь»»

Выставка русского валенка
Участие в городском конкурсе «Родная сторонушка».


Анкетирование родителей.

Родительское собрание «Семейные увлечения»

Конкурс блюд с дегустацией «Бабушкины рецепты

Анкетирование родителей


2012г. Ежегодное участие в туристической игре «Папа, мама я-туристская семья», участие в городском конкурсе «Знатоки-туристята»-3 место,

С 2012-15 гг . дошкольное учреждение работает над единой методической темой ««Реализация регионального компонента в образовательном процессе МДОУ № 3 «Незабудка».

В дошкольном учреждении разработан перспективный план по реализации регионального компонента во все возрастных группах.(Эпизод персп.плана)

Календарно-тематическое планирование 2-я младшая группа.



Тема


Форма

День знаний

  • «Милости просим, гости дорогие»

  • Первое посещение детьми русской избы. Знакомство с ее хозяйкой. Знакомить детей с домом и предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Дать первые представления о родной стране. Знакомит с родным городом (названием, его достопримечательностями) Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения. Формировать представлений о правилах дорожного движения.

«Угощаем всех чаем», чаепитие с родителями.

Экскурсия вокруг детского сада


Осень

  • Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, участок д/с), об уборке урожая в садах и на полях. Знакомство с правилами поведения на природе. Замечать красоту природы. Расширять представления о домашних и лесных животных и птицах. Знакомство с сундучком, в котором живут загадки об овощах.

  • «Солнышко» (Лешуконский район, Архангельская область).

  • «Чудесный сундучок».

Развлечение

«Что у осени в корзине?»
Русская народная игра

Д /игра


С детьми старшей группы реализуется проект «О чем расскажет старая фотография»

Цель проекта : Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:


  • Дать знания об историческом прошлом и культурном облике родного края.

  • Осуществлять ознакомление детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

  • Развивать бережное отношение к родной природе.

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально –ценностное отношение к родному краю.
Задачи проекта «О чем расскажет старая фотография» реализуется через НОД: Экскурсии в музей «Как жили люди в старину», «Как рубашка в поле выросла», «Земляки –герои войны», « О чем расскажет паровоз?», экскурсию в редакцию газеты «Вечерний Котлас»,игровую деятельность «Игры старины», «Игры народов Севера», мастер –класс в ДДТ «Северная кукла», развлечения «Посиделки у бабушки Агафьи», «Традиции и обряды северного края»

Эпизод календарно-тематического планирования по проекту,

старшая группа.


Раздел области

Содержание регионального компонента

Форма

Познание

Социализация


История города

  • Осуществлять ознакомление
детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

  • Развивать бережное отношение
к родной природе.

  • Воспитывать чувство гордости
за своих земляков, эмоционально –ценностное отношение к родному краю.

Чтение:

«История Котласа в рассказах для детей»


Создание фотоальбома: «Прошлое и настоящее города Котласа»

Развлечения: «Посиделки у бабушки Агафьи»(игры старины), «Край наш Северный»

Мастер –класс : куколка –оберег

Экскурсии в музей : Экскурсия по городу «О чем расскажет старая фотография», «Как рубашка в поле выросла», «О чем расскажет паровоз»,«Земляки –герои войны»

Дидактические игры : «Чей портрет?», «Мой город»

Выставки : «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь»

Видеотека «Создание слайд фильма о старом и современном городе»

Презентация «Родной город Котлас»

Работа с родителями : «Оформление папки –передвижки на тему «Край родной, любимый»


Предполагаемые результаты по работе по проекту «О чем расскажет старая фотография»:

    Результатом будет являться итоговая экскурсия по городу, где дети покажут свои знания по теме.

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

  • Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.

  • Развитие связной речи, обогащение словаря.
С 2003г. в дошкольном учреждении функционирует кружок «Рюкзачок», который посещают дети подготовительной группы, реализующий программу «Посмотри,как хорош,край в котором ты живешь» С.Н.Брызгуновой

Цель кружковой работы: формирование начал краеведческо-туриской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Вся работа строится по циклам и временам года. В каждом цикле запланированы выходы, как в природную, так и в социальную среду

Региональный компонент: познакомить детей с родным краем по разделам программы:

Раздел « Мы - котлашане» . Темы для изучения: Родословие. Природное наследие. История города Котлас сегодня.

Раздел «Начала туристской техники» . Темы: Основы топографии. Ориентирование.

Азбука туристско - бытовых навыков.

Раздел «Уроки Айболита». Темы: Лекарственные растения нашей местности.

Ознакомление дошкольников с региональным содержанием может быть успешной в том случае, если педагоги обеспечивают активную познавательную, игровую, коммуникативную и художественную деятельность детей. (Слайд)

Формы организации краеведческо –туристской деятельности кружка «Рюкзачок»:


  • Учебная деятельность, ее формы: занятия познавательного цикла-по знакомству с бытом и историей Северного края, а так же тематические прогулки, экскурсии, «походы»…

  • Игровая деятельность: это сюжетно-ролевые игры, отражающие труд людей нашего города, общественно – бытовую, патриотическую тематику, дидактические игры.

  • Изобразительная деятельность: создание творческих работ на основе впечатлений от природного и социального окружения, оформление сезонных выставок, участие в общегородских выставках

  • Коммуникативная деятельность: беседы, разговоры,ситуации, интервью,обмен информацией, словесные игры, чтение художественной литературы,просмотр альбомов, иллюстраций,рассмотривание картин художников города Котласа,телепередач краеведческо-туристского содержания.

  • Познавательно -исследовательская: наблюдения в разное время года, знакомство с лесом, полем, парком, рекой, ручьем,экскурсии,экспериментирование,коллекционирование.

  • Познавательно –конструктивная деятельность: изготовление макетов микрорайонов города, улица города, ландшафтов:лес, тундра,

  • Туристская деятельность: ориентирование по плану группы, участка, туристические игры, встречи с туристами из ЦДЮТЭК, участие в городских соревнованиях «Папа, мама, я –туристская семья»
Музыкальная деятельность : праздники народного календаря, театрализованные развлечения (Слайд )

Разнообразная деятельность естественным образом связывает краеведческо –туристскую деятельность со всеми процессами развития личности маленького ребенка. Непосредственно образовательная деятельность направлена на развитие наблюдательности, любознательности, творческой активности детей. Каждый цикл завершается праздником по разделу программы.

Эпизод календарно-тематического планирования, кружок «Рюкзачок», подготовительная группа.


Раздел

Области


Содержание регионального компонента

Формы работы с детьми

Познание

Социализация


« Мы Котлашане»

  • Пробщать детей к традициям Северного края, формировать представления об истории города, героях-котлашанах, достопримичательностях родного города.

Чтение сказок: С.Писахова, рассказов Б.В.Шергина;

Создание фотоальбома : «Узнай мой город» (фотографии в видами старого и нового Котласа»

Викторина : по творчеству С Писахова.

Драматизация сказки «Громка мода» С Писахова.

Мастер–класс : «Ангелочек», «»Кукла-скрутка»

Экскурсии в музей : «Как жили люди в старину», «Северная изба»

Дидактические игры : «Знаменитые земляки»,»Узнай по модели»,»Собери здание».

Выставки : «Старый альбом», «Родной мой край»

Работа с родителями : оформление фотовыставки «Край родной, наш Край Северный»

Ожидаемые результаты и способы их проверки по освоению программы «Посмотри как хорош край, в котором ты живешь». Базовые знания.

*Социальная компетентность детей старшего дошкольного возраста к концу года обусловлена сформированностью представлений: об истории г.Котласа; о быте, одежде, ремеслах, игрушках северян в старину; о героях-котлашанах; о производствах г. Котласе, об адресах общественных зданий города, о «правилах туристят», снаряжении туриста, об организации привала, о способах транспортировки пострадавших; о пользе лекарственных растений нашей местности.

*Самостоятельность прослеживается в умении : экипироваться в туристское снаряжение; оказывать первую помощь при незначительных повреждениях в походе; ориентироваться по карте с помощью условных знаков; моделировать план группы, микрорайона по схеме и по памяти.

Способы проверки знаний и умений детей дошкольного возраста осуществляется с помощью мониторинга на начало и конец учебного года, кроме того, в конце года проводится итоговые занятия, познавательные игры по краеведческо-туристской деятельности.

Наравне с традиционными формами работы в работе по реализации регионального компонента используем инновационные методы и технологии:


  • Метод проектов: проект «О чем расскажет старая фотография», автор-воспитатель, Брызгунова С.Н.; «Здравствуй, это я», автор-воспитатель, Вяткина Н.И.; «Город Котлас – родной мой край», автор-заведующий МДОУ, Никитина Л.Ю..

  • Уголок русской избы, мини-музеи «Три богатыря», «Часы», «Куклы разных времен», «Лукошко», « Русской березки»;

  • Вернисаж - выставка картин художников города.
фотовыставка родителей и детей: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Старый альбом».

  • Художественное творчество с использованием росписей Северной Двины
Чайные сервизы «Пермогорский узор», Из папье-маше «Мезенский сервиз»

  • Использование компьютерных технологий в работе с детьми

  • Использование методики интегрированного обучения детей дошкольного возраста.
Интеграцию регионального содержания, осуществляемую в образовательном процессе ДОУ, можно представить следующим образом на примере некоторых форм работы (эпизод)

Модель предметно-развивающей среды ДОУ:


Мини-музеи

предметно-развивающая среда МДОУ

«Незабудка»



Центр краеведения и туризма


Фото-выставки


Передвижные выставки художников


Уголки

краеве-

дения


Уголок «Русская изба»


  • Уголок передвижной «Русская изба».

  • Мини-музеи «Три богатыря», «Часы», «Куклы всех времен», «Лукошко», «Музей русской березки».

  • Передвижные фотовыставки: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Старый альбом», «Наши путешествия», «Вот оно какое наше лето».

  • Вернисаж - передвижная выставка картин городских художников.

  • Групповые уголки по краеведению.

  • Центр краеведения и туризма «Рюкзачок» (Слайд)
Работа по краеведческому направлению невозможна без взаимодействия с социумом :


МДОУ «Детский сад №3 «Незабудка»


  • Центр народного творчества и ремесел

  • ЦДЮТЭК – центр туризма.

  • Дом детского творчества.

  • Детская библиотека имени А.А. Островского.

  • Котласский краеведческий музей.

  • Музеи Котласского района.

  • Выставочный зал Дома культуры железнодорожников.

  • Досуговый центр «Таусень», театр драмы.

  • МОУ ДОД «Школа искусств «Гамма». Важное место в работе ДОУ отводиться взаимодействию с родителями и вовлечение их в образовательный процесс:

  • Изучение и обобщение опыта работы МДОУ с семьёй по патриотическому воспитанию детей: «Увлечения семей детей», «Персональные выставки родителей»,»Семейные традиции»

  • Педагогическая пропаганда через СМИ: «Все что не известно, нашим детям интересно». «Рюкзачок» зовет в дорогу», «День рождения домового».

  • Педагогическое просвещение: родительские собрания, анкетирование, дни открытых дверей.

  • Фольклорные праздники, конкурсы и викторины.

  • Совместные мероприятия родителей с детьми: тематическая, интегрированная нод; конкурсы рисунков, фотографий и поделок; посещение персональных выставок; экскурсии в музеи города и района.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ООП позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника. (Фильм).

«Маленькая Родина, все равно большая, ведь она единственная» Ж.Ренар(Слайд)
ч. 1



Публикации по теме