Родительское собрание логопеда в старшей группе. Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в группах для детей с общим н

Лариса Козионова
Логопедическая гостиная «День за днем говорим и растем!» Конспект родительского собрания

Логопедическая гостинная «День за днем говорим и растем

Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков»

Цель : Повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения.

Задачи :

1. Рассказать родителям о специфике работы логопункта .

2. Ознакомить с результатами диагностики речи детей.

3. Уточнить знания родителями логопедических терминов (логопедических заключений ) .

4. Познакомить с этапами работы над звуками.

5. Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.

6. Уточнить знания родителей об организации проведения артикуляционной гимнастики.

7. Закрепить практические навыки выполнения артикуляционных упражнений.

8. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям по введении звуков в речь.

Организация : сидя за столами, родителям предлагается чашечка чая (по желанию) .

Оборудование :

Листочки и ручки (по количеству человек) ;

Зеркала (по количеству человек) ;

Снежинки из салфеток;

Предметы для дыхательной гимнастики;

Буклеты «Занимаемся дома» ;

Комплексы артикуляционных гимнастик;

Направления на консультацию к невропатологу .

Ход встречи:

Логопед :

Добрый вечер, уважаемые родители !

Сегодня на нашей встрече я расскажу Вам об особенностях работы учителя-логопеда в условиях детского сада, о результатах диагностики Ваших детей. Так же мы разберемся в основных логопедических заключениях , более подробно узнаем, что такое дислалия и дизартрия. Поговорим о том , как наиболее эффективно выполнять домашние задания. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

На территории нашего города существует три формы организации логопедических занятий с детьми , это :

Частные логопедические занятия (принимаются все желающие) ;

Посещение детьми специализированных логопедических групп или садов (в Кунгуре есть логопедический сад № 9 и логопедические группы в ДОУ № 36 , зачисляются дети со сложными речевыми диагнозами);

Посещение логопедических занятий в условиях логопункта при ДОУ .

Более подробно остановимся на последней форме. Работа логопункта регулируется «Положением» , подписанным администрацией города. По положению на одну ставку приходится 20 рабочих часов в неделю, из них 16 часов – на работу с детьми и 4 часа на работу с документацией и заполнение тетрадей для домашних заданий. Дети на логопункт зачисляются по рекомендациям специалистов центра диагностики и консультирования . В сентябре учителя-логопеды Центра диагностики и консультирования выходят в детский сад, проводят диагностику речи детей старшей и подготовительной группы, выдают справку, на основании которой заведующая детским садом издает приказ о зачислении детей на логопункт .

Логопед :

Развитие речи происходит в разных направлениях :

Связная речь (умение ребенка говорить развернутыми предложениями, пересказывать сказки и рассказы, составлять рассказы из опыта, описательные рассказы, составлять рассказы по серии сюжетных картинок);

Грамматический строй речи (словообразование (из стекла – стелянный, словоизменение по числам (стол – столы, родам (красный флаг, но красная юбка, по падежам, правильное употребление предлогов , при согласовании различных частей речи правильное употребление окончаний слов (один карандаш, два карандаша, пять карандашей) ;

Словарный запас. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) В предложении используются все части речи. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда» , «овощи» , «животные» и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов .

Фонематический слух – это умение различать на слух звуки речи, впоследствии умение выделять по порядку звуки в словах для дальнейшего правильного письма в школе. К этому мы вернемся в подготовительной группе.

Звукопроизношение. К пяти годам в норме ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

А сейчас я бы хотела познакомить вас с логопедическими заключениями , которые встречаются у детей вашей группы. Начнем с самых легких. Итак :

НПОЗ (неправильное произношение отдельного звука, остальные компоненты речи не нарушены)

ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – нарушено произношение нескольких звуков;

Фонематическое недоразвитие речи – нарушение фонематического слуха при нормальном звукопроизношении;

ЛГНР (лексико – грамматическое недоразвитие речи) ;

ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) – нарушено звукопроизношение и снижен или не развит фонематический звук;

НОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи) – незначительные нарушения во всех речевых компонентах;

ОНР (общее недоразвитие речи) – значимые нарушения во всех компонентах развития речи. Подразделяется на три уровня : 1 уровень – речь отсутствует или в речи отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; 2 уровень – речь малопонятная, сильно сокращенные слова, простая фраза; 3 уровень – речь довольно понятная, со множеством нарушений звукопроизношения, ограниченным словарным запасом и нарушениями в других компонентах речи.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе, сохранном интеллекте и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Проявления : расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет .

Причины :

Недостаточное развитие движений органов артикуляции

Недостаточная сформированность фонематического слуха («как слышу, так и говорю » )

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга, а также проводящих путей от центральной нервной системы к мышцам артикуляционного аппарата.

Проявления : ограничение движений органов артикуляции, невозможность удержания нужной артикуляционной позы, саливация (излишнее слюнотечение, постоянно приоткрытый рот, мокнущие уголки рта, речь не внятная, малопонятная, нарушена звуко-слоговая структура слов , трудность ввода звука в речь.

Причины :

Внутриутробная инфекция

Токсикоз во время вынашивания ребенка

Нарушения родовой деятельности у матери (скорые или затяжные роды)

Родовые травмы

Гипоксии (кислородное голодание, обвитие пуповины вокруг шеи)

Травмы головы

Инфекционные заболевания на первом году жизни.

Итак, перейдем к непосредственной работе логопеда :

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно :

I. Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются :

развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ) . На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом .

II. Этап постановки звука.

III. Этап автоматизации (закрепления) звука.

После постановки изолированного звука, следует продолжительный этап включения звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности : сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы . Их следует проводить ежедневно около 15 мин.

YI. Этап дифференциации.

Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук там, где не надо (ш – шобака, Шаша) . Поэтому часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях :

Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

Задания должны быть прочитаны ребенку;

Все задания выполняются до конца;

Ежедневно выполняются дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные упражнения по отработке звуков.

Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно :

Не ругать ребенка за неправильную речь;

Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов ;

Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Из всего вышесказанного Вы, уважаемые родители , увидели, что самыми важными для постановки звуков являются два направления :

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика.

Начнем с дыхания. Кто может рассказать, какое же оно – правильное речевое дыхание? (выслушиваю ответы) Итак, правильное дыхание для речи

– это нижнереберное дыхание или диафрагмальное, так в легкие попадает больше кислорода;

Вдох через нос, плечи при этом не поднимаются, «надуваем шарик в животе» ;

Выдох плавный, свободный через рот, щеки не надуваются, «сдуваем шарик» .

Попробуем вместе. У вас на столах лежат снежинки, кладем снежинку на ладонь – Вдох! – Выдох! Молодцы! Таких подходов может быть до пяти.

(Выполнют 3-4 подхода.)

Логопед :

А теперь поиграем в «Футбол» (на столы ставятся «ворота» нужно «забить гол» , задувая ватный шарик в ворота). Не забываем : вдох через нос, выдох через рот! У Вас здорово получилось!

Логопед :

Если у ребенка не получается «надувать шарик» сидя или стоя.

Начинаем с лежачего положения. На живот кладем игрушку и наблюдаем, как на вдохе игрушка поднимается, а на выдохе опускается.

Второе, самое важное направление – артикуляционная гимнастика.

По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Цель проведения артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении) .

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого , а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений : точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем) .

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

А сейчас я предлагаю взять в руки зеркала и вместе со мной поучиться выполнять артикуляционные упражнения, ведь от правильного выполнения их вами зависит правильность выполнения упражнений вашими детьми. Итак, готовы?

(родители берут в руки заранее приготовленные зеркала)

Упражнения для губ

1. Улыбка - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка) - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор) - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок - чередование положений губ.

Статические упражнения для языка

1. Окошечко - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится) - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Желобок - язык просунуть через округленные губы. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник) - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку . Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

3. Качели - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку) - рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов - рот открыт. Языком водить по верхним и нижним резцам с внутренней стороны зубов.

6. Лошадка - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

7. Гармошка - рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

8. Маляр - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

9. Вкусное варенье - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

10. Оближем губки - рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

11. Дятел - рот открыт. Я зык в форме «чашечки» поднят за верхние зубы. Кончик языка стучит : «Д, д, д, …»

12. Барабан - тоже, что и «Дятел» , но произносим «Дын, дын, дын, …» .

13. Балалайка - выполняем упражнение «Барабан» . В это время чистым, прямым пальцем водим по языку вправо – влево. Слышим : «Дрын, дрын, дрын, …»

Логопед :

Молодцы! Я думаю, что ваши дети, глядя на вас, будут стремиться выполнять упражнения правильно!

Далее логопед раздает подготовленные рекомендации для детей, не попавших на занятия и для всех буклеты по проведению дыхательной и артикуляционной гимнастики. Выслушивает и отвечает на вопросы родителей . Благодарит за внимание.

Родительское собрание в логопедической

группе № 5

Тема: « Будем знакомы.»

Родительское собрание в логопедической группе № 5 «Будем знакомы»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатель, родители, учите ль-логопед.

План проведения

2Поздравление родителей с началом учебного года.

3 Знакомство с воспитателем, учителем-логопед ом.

40собенности образовательного процесса в старшей логопедической группе.

5Ознакомление родителей с целями и задачами МДОУ на новый учебный год.

6 Выступление учителя-логопеда ««Специфические особенности старшей группы для детей с ОНР»

10 Выборы состава родительского комитета.

Ход мероприятия

Родители заходят, рассаживаются произвольно.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На мольберте — стенгазета.

Звучит торжественная музыка.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим ребятам исполнилось пять лет, они перешли в старшую логопедическую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.

Воспитатель. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Ирина — инициативная и т.д.)

Игра « Знакомство».

Учитель-логопед: все мы здесь собрались не просто так и мне бы хотелось, что бы каждый из Вас ответил на вопрос « Что каждый из нас ожидает от сегодняшней

встречи?» В руках у учителя-логопеда мягкая игрушка, он отвечает на вопрос и передает игрушку. (Ответы, например: понимания, сотрудничества, взаимность, информация и т. д.)

Воспитатель знакомит с целями, задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей. Далее слово предоставляется учителю- логопеду, который рассказывает о своей деятельности в группе (доклад прилагается).

Воспитатель. Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.

Игра « Хвастовство». Каждый из участников должен похвастаться каким — либо качеством или умение своего ребенка. Передается мягкая игрушка и каждый говорит о своем ребенке. (Например: мой Миша лучше всех завязывает шнурки и т.д.)

Учитель-логопед: Вот мы узнали ваших детей немного ближе. А для того, что бы детям было комфортно в детском саду, им необходимы игрушки. Сейчас мы с вами разделимся на две подгруппы, в каждой будет свой воспитатель, все остальные родительский комитет.

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической

группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи.

План проведения:

1. С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. И большинство детей с такими нарушениями по заключению ПМПК оказываются в логопедической группе.

Логопедия — это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством

специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в

индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Что же выявило обследование детей?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

У многих детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Некоторые дети неправильно держат карандаш.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса.

V. Ознакомление родителей с целями и задачами МОУ на новый учебный год.

Выступление учителя-логопеда Масловой В М «Специфические особенности старшей группы для детей с ОНР»

Игра « Чемоданчик». (Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов).

Учитель-логопед: Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы каждому нам в общении с Вашими детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут качества, например: доброта, внимание и т.д.

VII. Выборы нового состава родительского комитета

Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.

Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.

Родителям предлагается заполнить анкету.

Анкета для родителей

воспитателями?

Воспитатель. В обмен на анкеты мы предлагаем Вам памятки (зачитываются в слух) Памятка

10.Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не скупитесь на похвалу.

VIII. Заключительная часть

Учитель-логопед: наше собрание заканчивается, а в руках у меня остался волшебный клубочек (клубок ниток)

каждому из Вас намотать на палец нить и ответить на вопрос: Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку? (Каждый наматывает нить и называет качества,) Учитель-

логопед: Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, мы ее сейчас сложим в конверт и она будет храниться до выпуска в школу. Я уверена, что все Ваши пожелания исполнятся, ведь слово имеет свойство материализоваться.

Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

Выступление воспитателя: Возрастные особенности детей 5-7лет Вашему ребенку исполнилось 5 -7лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Малыш готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались. Пусть в вашем доме будет место и для компьютерных игр и для сказок, выдуманных вашими детьми. Удачи вам!

Двигательные навыки

С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

Эмоциональное развитие

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться.) Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его очень волнуют.

Социальное развитие

С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек — маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек — женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнью. У малыша закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики — роль женщины, через общение с мамой. В этом возрасте уже следует рассказать в доступной для малыша форме о том, как он родился. Ребенок дорос до понимания такой тайны. Правильнее будет, если вы раскроите ему ее дома, иначе это сделают дети во дворе. После пяти лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими. Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по

различным признакам, находить между ними сходства и различия. После пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых

помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни), складывать и вычитать в пределах десяти. Особенности поведения

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер).

К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах — становится более аккуратным, следит за своим внешним видом — прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.

Творческое развитие

Пик творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись, превращая простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет.

В пять лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки — ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.

Родительское собрание.

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Время проведения: I период обучения, октябрь.

План проведения:

1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?

2. Особенности логопедической работы:

Формы логопедической работы.

3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы.

4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

Совершенствование грамматического строя речи;

Обогащение, активизация словарного запаса речи;

Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

Не ругать ребенка за неправильную речь;

Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

Задания должны быть прочитаны ребенку;

Все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

Коррекция звукопроизношения;

Формирование грамотной, выразительной речи;

Обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;

Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

Усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

Индивидуальный подход к ребенку;

Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.


Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:

«Добро пожаловать в логопедическую группу!»

Цель:

    Познакомить родителей с назначением логопедической группы.

Ход собрания:

Зачем нужен логопед и логопедическая группа?

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:

    словарный запас;

    фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);

    грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

    связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

А сейчас, давайте поприветствуем детей подготовительной логопедической группы, которые уже многому научились и приготовили для Вас небольшой сюрприз:

(входят дети, исполняют частушки)

Частушки.

1. В дидактические игры

Полюбили мы играть.

Они классно помогают

Буквы нам запоминать!

2.Логопед к нам приходила,

Говорить нас всех учила.

Открывает, смотрит в рот -

Ничего не разберет.

3. На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

4. Мы играем в пулемет,

Мы рычим, как рация.

Не ругайте нас, идет

Автоматизация!

5. А вчера я объясняла

Маме с папой гласные.

Этих взрослых обучать -

Затея ох напрасная!

6. Написали мне в тетради

Трудное заданье.

Даже бабушка сказала:

Что за наказанье!

7. Я решила в воскресенье

Все заданья повторить.

Даже наша кошка Мурка

Научилась говорить!

8.Мы пока частушки пели,

Заплелися языки.

Вы похлопайте погромче

Мы старались,

Как могли!

(дети прощаются, уходят)

Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Залогом успеха коррекционной работы являются:

    медикаментозное лечение (по показаниям врача);

    регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);

    контроль за речью ребенка.

Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!

Презентация «Добро пожаловать в логопедическую группу

Для того, чтобы ребенка зачислили в логопедическую группу необходимо пройти обследование в РПМПК. По результатам обследования ПМПК дает направление, на основании которого ребенок зачисляется в логогруппу и посещает фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом ДОУ.

    Зачем необходимо проходить обследование на ПМПК

Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает хорошие положительные результаты.

Для ребенка дошкольника обследование проводится в игровой форме, в доброжелательной обстановке в присутствии родителей, в течение 30 минут.

В состав ПМПК комиссии входят: логопед, психолог, психиатр. В ходе обследования вам и вашему ребенку могут предложить пройти обследование у дополнительных специалистов: невролог, психиатр, лор, ортодонт. Зачем нужно обращаться к данным специалистам? Попробуем ответить на этот вопрос:

    Логопед - обследует речь ребенка (звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь)

    Психолог - обследует эмоционально – волевую сферу ребенка, развитие (в соответствии с возрастом) процессов внимания, мышления, памяти.

    Психиатр - индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.

По результатам диагностики Вам и вашему ребенку может быть предложено дальнейшее обследование у специалистов:

    Невролог - Основная задача специалиста: вовремя увидеть, правильно диагностировать неврологическое заболевание (если такое имеется) и назначить грамотно индивидуальное лечение. (в нашем случае консультация невролога необходима в первую очередь детям, страдающим заиканием) . На сегодняшний день в школах преподаются совершенно другие программы, дети должны успевать, в них больше «закладывается» материала. Дети с ослабленной нервной системой просто будут не готовы к восприятию такого объема информации. Если мамочки пренебрегали советами детского невролога, то их дети просто не будут успевать усваивать необходимый объем информации, не потому что они глупые, а просто потому что у них быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из-за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят. Такие дети требуют уже педагогической коррекции, а иногда коррекции детского психолога. А бывает, мамочки просто боятся услышать какой–нибудь диагноз, они считают, что это какой–то приговор. Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.

    Ортодонт - желательно первый раз показать ребенка врачу-ортодонту в возрасте 3-4 лет, когда полностью сформирован молочный прикус. Врач определит, есть или нет проблемы, объяснит, когда и зачем их нужно решать, даст необходимые рекомендации. Также считаю необходимым отметить тот факт, что современные методы лечения позволяют проводить качественное выравнивание зубов и прикуса в любом возрасте, если ребенок в этом нуждается - тому подтверждением является многолетний опыт работы большинства ортодонтов. Ортодонтическое лечение нужно не только для обретения красоты и уверенности в себе, но и для снижения рисков заболевания пародонта, кариеса и заболеваний слизистой оболочки полости рта, для улучшений функций дыхания, жевания, пищеварения, а так же для рационального, грамотного протезирования.

На этом родительское собрание закончено.

Желаю вам и вашим детям успехов в предстоящей работе по овладению родным языком. Будем рады видеть Вас в нашей логопедической группе!


«Человек рождается не для того,

чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой….

Человек оставляет себя прежде всего в человеке.

В этом высшее счастье и смысл жизни.

Если хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай своих детей.» .

В. А. Сухомлинский

Дорогие родители!

В начале собрания я хочу напомнить Вам,что теперь мы старшая логопедическая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Так же появилось дополнительное занятие - хореография, кружковая деятельность. В кружковой деятельности дети знакомятся с новыми технологиями, закрепляют умения работать с ножницами, пластилином, бумагой.

Чтобы образовательный процесс быль правильно организован мы в своей работе опираемся на основные нормативно-право вые документы, регламентирующим и деятельность ДОУ:

    Федеральный закон «Об образовании»;

    Проект -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

    ФГТ к созданию ПРС;

    ФГТ к структуре общественно-обра зовательной программы.;

    СанПин 2.4.1.2660-10.

    Международная конвекция о правах ребенка.

На сегодняшний день мы работаем по программе дошкольного образовании « От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Васильевой Т.С., Комаровой М.А.

Ваши детки стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. И мне бы очень хотелось, чтоб Вы- родители относились серьезно к образовательному процессу.

Согласно ст.18 Закона РФ об образовании,

п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуальног о развития личности ребенка в раннем детском возрасте.»,

п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.»,

Еще раз напомню, что наша группа теперь называется старшей логопедической группой. Мы готовим детей к школе, вырабатываем усидчивость, любознательность, внимание, память. На всех занятиях логопед и воспитатели будут работать над исправлением речи ваших детей; при этом каждому ребенку обеспечен индивидуальный подход.

И именно совместная работа педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.

Дома не надо относиться к ним как к малышам, а наоборот привлекать к помощи по дому. Учитывать те рекомендации, которые дают Вам воспитатели в плане занятий. Закреплять навыки детей в лепке, рисовании, умении пользоваться ножницами. Развивать их моторику, вкус, интерес к творчеству.

Большое внимание прошу уделить Вас чтению художественной литературы. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение. После прочтения произведения обязательно обсудите с ребенком прочитанное.Чтоб ребенок учился слушать и слышать. Воспитатели речевой группы и логопед поддерживают тесную взаимосвязь.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации, математике они закрепляют лексические темы, пройденные детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях, следят за правильным звукопроизношени ем в течении всего дня.

На вечерних занятиях воспитатели по заданию логопеда занимаются с детьми.

Основная задача на начальных этапах работы активного отношения Вас родителей к коррекционной работе с вашими детьми.

Хочу обратить ваше внимание на то, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: Если мы будем совершенствовать речь- значит, повышается уровень развития мышления. Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.

Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

Важно, чтобы Вы следили за правильной речью своих детей. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить! »; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь. Более подробно по этой теме в конце собрания выступит логопед нашей группы Мизина Марина Александровна.

Сейчас мы поговорим о возрастных особенностях Ваших детей.

У пяти - шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой, ножом.
Таким образом, за старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию и родителям необходимо напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты.
Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Недопустимо, если воспитатели приучают детей к самостоятельност и, а родители не поддерживает ее. Подобные разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет воспитателей в глазах детей.
Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Приучая ребенка.к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех.

Одежда у детей должна быть удобная, чтоб процесс одевания не вызывал у ребенка затруднения и дискомфорт.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентично. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.Дети начинают начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли для них являются более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникнуть конфликты связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность .Это возраст наиболее активного рисования В течении года дети способны создать до 2000 рисунков.Рисунки самые разнообразные по содержанию, это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации и иллюстрации к фильмам, мультфильмам.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия в которых протекает деятельность. Дети используют и называют различные детали.Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз, из природного материала.Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственног о положения объекта.

Развитие воображение в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие истории.

Но хочу отметить, что воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации.

Продолжает совершенствовать ся речь , в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонетический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в повседневной жизни.

Развивается связанная речь. Дети могут пересказывать,рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали.

Вот основные особенности детей 5-6 лет.

Так же довожу довашег сведения, что у нашего детского сад есть теперь сайт: сайт, в закладке группа №8 « Ягодка» будет размещаться полезная информация по группе, лучшие работы ваших детей.


Выступление логопеда Мизиной М.А.

Родительское собрание № 1 .

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Время проведения : I период обучения,17 сентября 2013 год.

План проведения :

1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. Особенности логопедической работы:
- содержание логопедической работы;
- формы логопедической работы.
3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы.
4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.

Содержание.

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированн ая работа с детьми по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношени я;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствовани е фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствовани е грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствовани е просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
Конечно, нарушения звукопроизношени я (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированнос ть грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

Не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношени ю. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

Тетради забираются каждый день;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

Коррекция звукопроизношени я;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению и письму в подготовительной группе;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствовани е психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика » будет проводится на индивидуальных консультациях.

Спасибо за внимание.

Учитель-логопед Мизина Марина Александровна.



Публикации по теме