Родительское собрание на тему: «Роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей. Конспект родительского собрания в детском саду "нравственное воспитание ребенка" Общее родительское собрание в доу нравственное воспитание

Мария Анисимова
Конспект родительского собрания «Нравственное воспитание в семье»

Цель :

Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей .

Заинтересовать родителей проблемой , приобщить родителей к развитию нравственности в условиях семьи .

Задачи :

Развивать стремление к педагогическому росту родителей ;

Познакомить родителей задачами нравственного воспитания детей ;

Вооружить родителей знаниями по вопросам нравственного воспитания , убедить в их целесообразности;

Оптимизировать детско- родительское взаимодействие ;

Оборудование : конфедератка, мантия; большая книга «нравственности » .

Предварительная работа : подготовка презентации и видео роликов;

Методы активизации родителей :

Обсуждение темы;

Слушание материала;

Анализ проводимых мероприятий в ДОУ;

Здравствуйте уважаемые родители !

Сегодня мы все с вами собрались , чтобы обсудить важную тему- нравственное воспитание .

Для начала мне бы хотелось с вами поздороваться, для этого встаньте в круг.

Игра на сплочение «Здравствуйте!»

Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия :

В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим) .

В Италии – горячо обниматься.

В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.

В Зимбабве – трутся спинами.

В Македонии – здороваются локтями.

В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.

Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению.

«Давайте познакомимся»

Представляется первый участник, говорит, как его зовут, рассказывает о своей семье . И так далее по кругу.

Большое спасибо присаживайтесь.

Рассуждая мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни . Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность ? Как Вы это понимаете?

(Ответы родителей , высказывание собственных мнений) .

Да, действительно это любовь, красота, милосердие согревают нас подобно солнечным лучам, распускаются в наших сердцах подобно цветку, помогите нашему бутону распустится в цветок нравственности .

(Родители называют составляющие понятия нравственности , на слайде презентации распускается цветок).

Чтобы окончательно разобраться с понятием, мы пригласили магистра нравственного воспитания .

Магистр :

Слушая ваши высказывания, я поняла, что вы совершенно правы! Придя к вам, я конечно не забыл свою большую книгу нравственности , в которой содержатся следующие блоки нравственного воспитания :

Воспитание гуманности как качества личности (1 страница в книге) ;

Воспитание трудолюбия и желания трудится (2 страница в книге) ;

Воспитание коллективизма (3 страница в книге) ;

воспитание гражданственности и начал патриотизма (4 страница в книге) ;

Большое спасибо за интересную лекцию.

И так, мы выяснили, что нравственное воспитание это - справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений. (слайд)

Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности . Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Недаром народная мудрость гласит : «Сердце матери лучше солнышка греет» .

Сегодня мне бы хотелось заострить ваше внимание именно на гражданственном воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду работа по воспитанию любви к матери проводится с детьми всех возрастных групп, но особое место уделяется старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности . Во время общения с детьми, мы выявили, что у некоторых дошкольников достаточно ярко выражены чувства тревожности, и даже враждебности по отношению к своим родителям , проявляющиеся в высказываниях, поступках. Излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем, эмоциональная «закрытость» родителей , не желание вести беседы, общаться, приводит к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства, что выражается в его полном безразличие к своим родителям и близким людям . (СЛАЙД)

В своей работе мы попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании духовно - нравственно ребенка - ребенка не только любящего своих родителей , и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно : проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами.

От матери человек берет все прекрасное и самое чистое. Поэтому каждая мать должна помнить, что она главный педагог, главный воспитатель . От нее зависит будущее общества. Надо помнить, что ребенка в семье надо специально воспитывать , имея в виду, что он в будущем станет отцом или матерью.

Для этого мы организовали работу по приобщению детей к жизни своих мам, и приобщение мам к развитию нравственности своих детей . Для этого разработали ряд мероприятий :

Беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему : «Почему мама грустит?» (просмотр роликов) ;

Проведение праздников день матери (просмотр фото) ;

Игры-упражнения : «Скажи ласково» , «Найди свою маму» , «Чья мама?» (просмотр ролика «Скажи ласково» ).

Конкурс : «В гостях у мастериц» (выставка) ;

Для Вас уважаемые мамочки мы приготовили список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей (раздача памяток) ;

А также папку с пословицами и дидактическими играми, которые можно организовать дома;

Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.

Входит ребенок читает стихотворение :

Мне мама приносит

Игpyшки, конфеты,

Hо мамy люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Hам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Hо маму люблю я

Hе только за это.

Люблю свою мамy,

Скажy я вам прямо,

Hy просто за то,

Что она моя мама!

На этой прекрасной ноте мне хотелось бы закончить нашу беседу.

Желаем Вам успехов!

Юлия Ковалёва
Общее родительское собрание в ДОУ на тему «Нравственное воспитание детей в семье»

Общее родительское собрание в ДОУ.

Тема: Нравственное воспитание детей в семье.

Цель:

вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей;

применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

раскрыть роль сказки в нравственном воспитании детей.

Повестка дня:

1. Вступительное слово заведующему.

2. Сообщение по теме: «Нравственное воспитание детей в семье».

3. Способы воспитания нравственных качеств у дошкольника.

4. Анкетирование родителей.

5. Спектакль «Репка» средняя группа.

6. Подведение итогов.

1. Вступительное слово заведующему

2. Сообщение по теме: «Нравственное воспитание детей в семье».

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей – нравственное воспитание дошкольников и роль семьи в этом воспитании.

Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире «вещи», которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость – считались качествами, недостойными «настоящих людей».

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях.

Уважаемые родители, какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т. д.) и должны стать опорой воспитателя.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств: чувство привязанности и любви к близким, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих их. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать.

Например: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».

Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др., которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Очень часто дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться знаниями в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми.

3. Способы воспитания нравственных качеств у дошкольника.

Уважаемые родители, что может помочь в воспитании нравственных качеств? Конечно же сказки.

Можно ли представить нашу жизнь без тебя, милая, чудесная, добрая сказка! Сказка умеет так ненавязчиво, по-доброму, с такой любовью и без назиданий и нотаций рассказать о смысле жизни и о том, как стать счастливым. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить. Сказка, наш преданный друг, бескорыстно даришь нам крохотные семена мудрости, которые продолжают расти и дальше, вместе с нами.

Использование народных сказок в работе с детьми играет важную роль. Так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес один не ходи – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется.

Сказка не любит лжи и притворства. Она открывается только тем, кто безгранично доверяет ей!

Еще один помощник – это мультфильм.

Мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные. Если ребёнку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают. Здесь-то и таится главная опасность: если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения.

1. 101 далматинец

3. Винни-Пух (1969)

4. Головоломка

6. Даша-путешественница

7. Зверополис

8. Король лев

9. Кот Леопольд

10. Котёнок по имени Гав

11. Красавица и чудовище

12. Леди и Бродяга

13. Лило и Стич

14. Малыш и Карлсон

15. Малышарики

16. Простоквашино

17. Скуби-Ду

18. Смешарики

19. Фиксики

20. Холодное сердце

21. Хранитель Лев

Стоп-лист

2. Губка Боб - Квадратные штаны

3. Девочки из Эквестрии

4. Кик Бутовски

5. Маша и Медведь

6. Миньоны

7. Свинка Пеппа

8. Том и Джерри

9. Финес и Фёрб

Мультфильмы были отобраны по следующим критериям:

1. Мотивационный. Мультфильм не должен побуждать ребёнка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.

2. Ценностно-смысловой. Мультфильм должен формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.

3. Эмоциональный. Мультфильм не должен вызывать у ребёнка такие негативные чувства как тревога или неуверенность в себе. Если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребёнок, - это вредный мультфильм. Если после просмотра ребёнок испытывает позитивные эмоции или учится справляться с негативными - это полезный мультфильм.

4. Познавательный. Мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Поясним на конкретных примерах. Оскароносная «Головоломка», например, была выбрана в список потому, что учит не совершать поспешных поступков, а стараться найти компромисс со своими близкими. Этот мультик учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, что жизнь бывает не так уж проста, но в этом её прелесть. А ещё в этом мультфильме прекрасная графика, хорошо прорисованы сами герои и выражения их лиц: так «Головоломка» получила плюс за каждый критерий.

«Свинка Пеппа» - другой пример. Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а ещё они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит. Полезен ли этот мультфильм ребёнку? Мы решили, что нет.

Насмотревшись на проказы Маши из популярного российского мультфильма «Маша и Медведь», дети могут решить, что вседозволенность - вполне приемлемое поведение. Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила всё вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости. Но Миша прощает такое Маше, а родители - нет!

Ну, хорошо! А о каких детях речь? Дети ведь бывают разного возраста, в три года ребёнок не поймёт «Головоломку», а в 12 не станет бездумно подражать Маше из «Маши и Медведя».

Всё так. Поэтому мы изначально разбирали мультфильмы именно для детей, а не подростков и старше. Принято считать, что подростковый возраст начинается примерно в 12 лет (так гласит известная классификация Лидии Божович). Потому мультфильмы для взрослых мы не разбирали. Известный сатирический мультфильм «Южный парк», например, получил бы жирный минус за каждый из вышеперечисленных критериев, но имеет официальный рейтинг 18+, а потому из обсуждения сразу был исключён и в итоговый список не попал.

Кроме того, к каждому мультфильму мы написали короткую аннотацию и присвоили рекомендуемую возрастную планку. Последняя определялась с учётом теории о зоне ближайшего развития. Это понятие ввёл известный советский психолог Лев Выготский. Речь идёт о функциях, которые у ребёнка ещё не созрели, но вот-вот появятся.

Чтобы мультфильм был полезен, его идея или содержание должны помогать развивать функции ребёнка. Каждому возрасту своё время: подростку уже бесполезно навязывать мораль в форме «хорошо-плохо» или показывать развивающую «Дашу-Путешественницу», а вот «Скуби-Ду» получил «рейтинг» 6+ потому, что до этого возраста ребёнок ещё не сможет в полной мере оценить детективный сюжет этого мультфильма.

Пример аннотацию к мультфильму «Смешарики»

«Этот мультфильм демонстрирует разнообразие внешнего мира, знакомит с различными временами года, миром профессий, отношениями между людьми. Мультфильм показывает, что все мы разные. В конце каждой серии подводится итог, помогающий усвоить моральные ценности, такие как дружба, доброта, взаимопомощь и честность. Кроме того, благодаря этому мультику, ребёнок учится основным правилам поведения. Рекомендован к просмотру с четырёх лет».

До четырёх лет мультфильм, скорее всего, ребёнком правильно понят не будет. Это не значит, что для двухлетнего малыша мультфильм вреден и разрушителен. Нет, просто бесполезен.

Аннотация к мультфильму «Том и Джерри»

«Данный мультфильм не рекомендован для просмотра детям до десяти лет, поскольку существует риск того, что ребенок начнёт плохо относиться к животным. Главные герои часто дерутся и пытаются навредить друг другу. У ребёнка может сформироваться неправильное отношение к тому, какими могут быть последствия необдуманных действий».

В «Южном парке» Кенни Маккормик регулярно умирает (порой довольно нелепо) и в новой серии воскресает снова - но в идеале этот мультфильм ребёнок и не увидит, ведь он имеет рейтинг 18+ и транслируется только в ночное время. А вот «Том и Джерри» такого рейтинга не имеет, хотя демонстрирует не менее небрежное отношение к смерти: и кот, и мышонок наносят друг другу смертельные увечья каждую минуту, но через мгновение отряхиваются и бегут дальше. Мы считаем, что правильно воспринято подобное будет только детьми постарше.

Наши аннотации пока что нуждаются в доработке, поэтому выкладывать их все мы не стали, да и слишком бы это было объёмно. Надеемся сделать это как можно скорее и выложить в отдельной статье!

Как правильно ребёнок должен смотреть мультфильмы

Мультфильмы не должны заменять ребёнку все виды активности. Конечно, очень удобно занять малыша, посадив его у экрана. Однако это вредит не только его зрению, но и психическому развитию. Согласно периодизации отечественного психолога Даниила Эльконина, дети от года до трёх лет учатся орудовать предметами, общаясь со взрослым. Дошкольники в процессе живой игры овладевают новыми понятиями и социальными ролями. От 6 до 12 лет ведущая потребность ребёнка - учёба и научное познание мира. Мультфильмы выступают приятным дополнением для всего этого, но никак не заменой.

Если родители никогда не участвуют в просмотре, ребёнок может неправильно понять смысл мультфильма. Некоторые моменты могут нуждаться в пояснении: почему другие животные невзлюбили Дамбо в одноименном мультфильме или почему кот Леопольд всё прощает хулиганам-мышам? Поэтому важно, чтобы ребёнок мог всегда задать взрослому вопрос и получить на него доступный ответ.

А некоторые мультфильмы будут интересны и детям, и родителям. Например, мы рекомендуем смотреть всей семьёй «Король Лев» и недавно вышедший «Зверополис». Во время просмотра важно наблюдать за своими эмоциями и эмоциями ребёнка. После просмотра можно обсудить мультфильм и задать вопросы.

Что тебе понравилось?

Какие моменты запомнились?

Какой герой тебе был ближе?

Как ты считаешь, этот персонаж в такой ситуации поступил хорошо или плохо?

Даже если у вас пока нет детей, просто смотрите хорошие мультфильмы и не теряйте контакт со своим внутренним ребёнком!

4. Анкетирование родителей.

Цель: выяснить у родителей проблемы нравственного воспитания ребенка в семье.

1. Как вы считаете, является ли нравственное воспитание основным?___

2. Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?___

3. Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?___

4. Часто ли Ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения

Да, часто

Не очень, часто

Никогда

5. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, во время ссоры с другими детьми?___

6. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

Никак не реагирует

Чувствует себя виноватым

Агрессивно

Другое___

Мама или папа

Бабушка или дедушка

Старший брат или старшая сестра___

8. Объясняете ли вы своему ребенку, каким должен быть хороший человек?___

9. Под влиянием, каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение?

Угрозы, физическое наказания

Беседы о плохом поведении

Обещание подарков за хорошее поведение

Другое___

10. Выполняет ли дома ребенок поручения по дому?___

8. Позволяете ли Вы своему ребенку играть в компьютерные игры?___

9. Как часто вы читаете ребенку сказки?

Совсем не смотрит

10. Кто из героев сказок нравится Вашему ребенку больше всего?___

11. Какая любимая игрушка у Вашего ребенка___

12. Выберите утверждение, с которым Вы согласны:

Ребенок никогда не должен забывать, что взрослых нужно уважать

Жалей и люби своего ребенка и в будущем он ответит тебе тем же

5. Спектакль «Репка» средняя группа.

6. Подведение итогов.

«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер

и их поведение.

Эрих Фром.

Форма проведения:

поисково-апробационная игра,

на родительском собрании определяются следующие группы:

  • «Добрые родители»;
  • «Активные родители»;
  • «Строгие родители»;

Цель:

  • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Оборудование:

  • Включить тихую мелодию;
  • Детские работы, фотографии;
  • Таблички с обозначением групп;
  • Варианты ситуаций;
  • Карточки с вопросами;

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня вы станете участниками деловой игры.

Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей - что такое семья, счастье, домашний очаг.

Основные наши условия – это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Итак, правила игры:

Внутри группы должен высказаться каждый, но помните: «краткость – сестра таланта», аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать.

Условия игры:

Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу

Психологическая разминка «УЛЫБКА»

Воспитатель.

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи

во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

«Правила родительской гармонии».

(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).

1. В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?

2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?

3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?

4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей?

5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение - 30%

Детский сад - 10%

улица -10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:

1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?

3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)

ответы родителей в микро группах

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости , которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка , которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы ». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла .

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели, они учатся жить у жизни.

Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убеж­денного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом до­брый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Работа в микро группах.

Активные родители:

"Лукошко сказок"

Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

В сказках – кладезь мудрости воспитания. Сказка «Колобок» – о трудном ребенке.

Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

Добрые родители:

"В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

Строгие родители.

"Конверт откровений"

с признаниями в любви.

Организовать выставку рисунков родителей «познакомьтесь – это я!» (рисование родителями своих детей).

Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Удачи вам, дорогие родители!


Чаркова Людмила Юрьевна

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Гармония"
г. Нягань
воспитатель

Общее собрание

для родителей детей, посещающих отделение дневного пребывания

«Нравственное воспитание детей в семье»

Место проведения: конференц-зал

Повестка собрания:

  1. Вступление по теме собрания
  2. Сообщение по теме «Нравственное воспитание детей в семье»
  3. Тестирование родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
  4. Подведение итога собрания. Раздача тематических памяток и буклетов.

Цель: вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей. Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Подготовка : 1. Тестирование родителей на тему «Мой стиль воспитания ребенка в семье».

2. Изготовить карточки с характеризующими качествами нравственного человека.

3. Заранее подготовить и раздать родителям памятки “Основы нравственных отношений в семье”, «Памятка родителям от детей»

4. Пословицы:

Ход собрания.

Вступительное слово.

Уважаемые родители, сегодня на нашем собрании, мы обсудим вопросы нравственного воспитания детей в семье. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

«Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» Эрих Фром.

«Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души - невозможно» Монтень

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Нравственное воспитание - это процесс целенаправленного формирования моральных черт личности, навыков и привычек поведения, которые выступают в роли регуляторов взаимоотношений людей в общественной и личной жизни.

1 задача : Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям - взрослым и сверстникам, побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю, сверстникам).

Пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово).

2 задача: Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения в обществе (по показу и побуждению старших). Пользоваться вежливыми словами: «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «Спокойной ночи»; выражать просьбы спокойным тоном. Воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании.

Сегодня, мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье.

Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. (Раздать карточки с качествами, сделать выборку качеств, характеризующих нравственно воспитанного человека ).

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё - понятия нравственности. Педагог М.Климова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить и деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому и маленькому, двигаться к поставленной цели.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

В заключении, я хотела бы рассказать ещё одну историю. Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что - то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни! Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

Твори добро

Твори добро

Нет большей радости

И жизнью жертвуй,

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь судьбой униженной,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь - действительно

Всё встанет на свои места

Ты сильный!

Сильные не мстительны!

Оружье сильных - доброта!

Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему - это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Карточка с нравственными качествами

АКТИВНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, ВЕЖЛИВОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ, ВЕРНОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, ВЫСОКОМЕРИЕ, ГЕРОИЗМ, ГРУБОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ДОБРО, ДОЛГ, ДОСТОИНСТВО, ЗАВИСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ИНДИВИДУАЛИЗМ, ИСКРЕННОСТЬ, КАРЬЕРИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ, ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЮБОВЬ, МАЛОДУШИЕ, МЕЩАНСТВО, МУЖЕСТВО, НЕНАВИСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, СОВЕСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ, ТРУСОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, УБЕЖДЁННОСТЬ, ЦИНИЗМ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТОЛЮБИЕ АКТИВНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, ВЕЖЛИВОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ, ВЕРНОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, ВЫСОКОМЕРИЕ, ГЕРОИЗМ, ГРУБОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ДОБРО, ДОЛГ, ДОСТОИНСТВО,ЗАВИСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ИНДИВИДУАЛИЗМ, ИСКРЕННОСТЬ, КАРЬЕРИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ, ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЮБОВЬ, МАЛОДУШИЕ, МЕЩАНСТВО, МУЖЕСТВО, НЕНАВИСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, СОВЕСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ, ТРУСОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, УБЕЖДЁННОСТЬ, ЦИНИЗМ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТОЛЮБИЕ.

Памятка родителям от ребенка

1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество .

3.Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

8.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

11.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе, мало времени.

Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

Памятка “Основы нравственных отношений в семье”:

  • Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, он очень скоро вернет это вам.
  • Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
  • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
  • Поведение - это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Тестирование родителей

“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному, родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше - а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент - научить его отвечать за себя и свои поступки. “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы - порицание и наказание.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»

(старшая логопедическая группа)

Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Эрих Фром.

Форма проведения:

поисково-апробационная игра,

на родительском собрании определяются следующие группы:

  • «Добрые родители»;
  • «Активные родители»;
  • «Строгие родители»;

Цель:

  • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Оборудование:

  • Включить тихую мелодию;
  • Детские работы, фотографии;
  • Таблички с обозначением групп;
  • Варианты ситуаций;
  • Карточки с вопросами;

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня вы станете участниками деловой игры. Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей - что такое семья, счастье, домашний очаг.

Основные наши условия - это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Итак, правила игры:

Внутри группы должен высказаться каждый, но помните: «краткость - сестра таланта», аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать. Условия игры:

Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу Психологическая разминка «УЛЫБКА»

Воспитатель.

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать - величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду

нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

«Правила родительской гармонии».

(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи). Вопросы:

  • В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?
  • Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?
  • На чем необходимо строить контакт с ребенком?
  • Всегда ли ребенок должен походить на родителей?
  • Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений? Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение - 30%

Детский сад - 10%

Улица-10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:

  1. Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
  2. Как учитываются возрастные особенности ребенка?
  3. Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Поговорка гласит: посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются) ответы родителей в микро группах

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Нравственные потребности начинаются

  1. С отзывчивости , которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

  1. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка , которую можно сформулировать так: « Не вредить никому, а приносить максимум пользы ». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
  2. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла .

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы

Оказаться. Как поступит достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели, они учатся жить у жизни.

Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
  5. Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Работа в микро группах.

Активные родители:

"Лукошко сказок "

Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка - это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки - преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

В сказках - кладезь мудрости воспитания. Сказка «Колобок» - о трудном ребенке.

Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы - символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

Добрые родители:

"В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

Строгие родители.

"Конверт откровений"

С признаниями в любви.

Организовать выставку рисунков родителей «познакомьтесь - это я!» (рисование родителями своих детей).

Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы - родители,

Л все остальное - потом!

Удачи вам, дорогие родители!

Памятка для родителей

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:

Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;

Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказании;

Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;

Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;

Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;

Уважайте достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.

Не забывайте сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;

Часто используйте похвалу;

Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.




Публикации по теме