Родительское собрание в старшей группе «О детской дружбе. Родительское собрание о дружбе Родительское собрание воспитание дружеских отношений в игре

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образцовская средняя общеобразовательная школа»

Мастер – класс

Родительское собрание:

«Семья и талант доброты»

(о детской дружбе)

Учитель начальных классов: Мороз О.Н.

Тема: «Семья и талант доброты»

Форма проведения: мастер-класс для родителей (метод совместного обучения через

работу в группах)

место проведения : классная комната.

Мастер – класс для родителей – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по проблеме воспитания и гармоничного развития детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений и устоев участников.

Педагогическое воздействие направлено на:

    изменение неадекватных родительских позиций;

    расширение осознанности мотивов воспитания;

    расширение возможностей понимания своего ребенка;

    оптимизацию форм родительского воздействия на детей в процессе воспитания;

    проживания опыта в группе;

    рефлексию и возможность получения обратной связи.

Ожидаемый результат – обогащение, в процессе взаимодействия, воспитательного опыта и представлений каждого родителя за счет способностей всех участников.

Оборудование:

на столах : маячки трех цветов (красного, желтого, зеленого)с надписью «Я хочу», «Я знаю»,

«Я могу»;

Материалы, раздаваемые в ходе собрания:

карточки (красного, желтого, зеленого цветов);

листы с творческими заданиями;

Звукозапись инструментальной музыки, песни «Взрослые и дети», музыка из кинофильма «Вертикаль».

Цель: осознание родителями необходимости воспитания у детей коммуникативных способностей;

Задачи: - оказать помощь родителям в овладении приёмами взаимодействия с детьми, которые

помогут им развить способности в общении;

Познакомить с обязательными составляющими коммуникативных способностей;

Обратить внимание на важность собственного примера.

Введение в тему

Видеоролик «Рассуждения о дружбе детей»

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня с вами?

– Вы слышали рассуждения детей о дружбе. Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг.

Сколько друзей должно быть у моего ребенка? Какого возраста они должны быть? Нужно ли мне вмешиваться в их отношения? Все эти вопросы задают родители, когда их чадо стает на путь формирования отношений со сверстниками. Какова же роль родителей в том, с кем будет дружить их ребенок?

Получить ответы на эти вопросы мы и попробуем сегодня.

Согласитесь, что дружба и доброта - два рядом стоящих понятия.

Каждый день воспитывая своих детей мы дарим им частичку своего тепла, своего доброго сердца.

А что значит быть добрым? (Всловаре Ожегова определение доброты. Слайд)

Ваши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда поступки бывают добрыми. Дети не всегда умеют договориться, уступить друг другу, не любят и не хотят извиняться, прощать друг друга. Бывают даже агрессивны, радуются, если ругают другого. Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Мы должны с вами учить ребёнка быть внимательным к окружающим, уметь сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. Вы являетесь для ребенка образцом для подражания. Ваши поступки, беседы играют большую роль в воспитании. В каждой семье есть свой опыт воспитания доброты и общения с окружающими.

Нельзя воспитывать доброту только запретами. Порой мы чаще говорим, что нельзя делать. А почему нельзя и как правильно поступить не объясняем, не хватает времени. И вот что получается.

Упражнение «Связанный ребенок»

Что слышат чаще всего наши дети?

    Не бегай, не прыгай, не упади!

(связать ноги)

    Не трогай то, не трогай это.

(связать руки)

    Не слушай, это не для твоих ушей!

(завязать уши)

    Не кричи, не разговаривай громко!

(завязать рот)

    Не смотри этот фильм!

(завязать глаза)

Как вы себя чувствуете?

А если ваш ребенок послушный и выполняет все ваши запреты, - вот что получается.

Да он не знает, а что же можно делать?

Запретов не должно быть много. Они должны объясняться, почему нельзя и сопровождаться беседой, как поступить правильно. Всему этому нужно учить с самого раннего детства.

Наверняка, вы сейчас скажете, что именно так мы и делаем. Правильно.Представления о доброте и дружбе формируются в детстве. Но для малышей друг – просто партнер в играх. А вот дети от 7 до 9 лет начинают осознавать уже чувства другого плана.

Приход в школу всё меняет в жизни ребёнка: отношения с взрослыми и сверстниками, виды деятельности, общение. И то, как себя ребёнок ощущает среди товарищей, очень важно для него. В случаях, когда у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, обязанность родителей – дать ему эмоциональную поддержку и предложить пути конструктивного решения проблемы, не вмешиваясь «напрямую». Иначе ребёнок привыкает с любой несправедливостью идти к взрослым. А сам решать свои проблемы не учится. Как помочь родителям осознать это? Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими.

Способность к общению – это дар или то, чему можно научиться? Ребёнок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. «Ну и что,- скажете Вы, – мой всё это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается.»

Но практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без стеснения и конфликтов общаться. Так давайте поможем нашим детям пройти необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.

Цель нашего собрания – овладеть приёмами взаимодействия родителей с детьми, которые помогут ребятам развить свои способности в общении.

Сейчас мы попробуем в какой-то степени окунуться в детство и поиграть. На такие серьёзные вопросы, которые стоят перед нами на собрании, нам поможет ответить игра. Кто-то из Вас попытается оказаться на месте ребёнка, кто-то на месте взрослых. Надеюсь, эта работа будет для нас увлекательной и плодотворной.

Работа в группах

Для начала я приглашаю выйти трёх человек, считающих себя достаточно общительными и коммуникабельными.
А теперь каждый из вас выберет в свою команду по 1 человеку, с которым Вам будет наиболее легко и комфортно работать. Этот человек встанет за вами. Выберите ещё по 1 человеку и т.д. Итак, мы создали 3 команды.

Попрошу подойти ко мне лидеров команд. Выберите одну из трёх цветных карточек.
Займите, пожалуйста, места за столом, соответствующим цвету карточки вашей команды. У Вас на столах находятся таблички того же цвета – переверните их и прочитайте надпись на обратной стороне. Озвучьте, что прочитали. Эти фразы не случайны.
«Я хочу» - означает желание человека вступить в контакт с окружающими.
«Я знаю» - говорит о том, что человек знает правила и нормы, которым необходимо следовать при общении.
«Я могу» - это конкретные умения. Может ли человек применять их на практике.

Сейчас каждая команда получит своё творческое задание.

Выслушайте, пожалуйста, задания для всех команд.
Команда «Я хочу». Вам предстоит выполнить упражнение, которое называется «С кем дружить». Для этого необходимо письменно составить словесный портрет друга для вашего ребёнка. Выполнять задание Вы будете на листе №1.

Следующее задание для команды «Я знаю». получает на листе №2 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции ребёнка.

Команда «Я могу » получает на листе №3 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции родителя.
. Обсуждение.

(Музыку включаю). На выполнение этих заданий отводится ровно 10минут – пока играет музыка. Начали

Выступление групп.
(Музыку выключаю). Закончили работу.
Сейчас Вам предстоит озвучить результаты своей работы. Это может сделать как один человек, так и несколько, на ваше усмотрение. На выступление каждой команде отводится по 3 минуты.
Слово предоставляется команде «Я хочу».
(Выступления родителей).
- И в дополнение к Вашим суждениям хочется сказать, что сейчас очень велико влияние родителей на выбор, мнение ребёнка. Поэтому будьте очень осторожны, осуждая того или иного друга Вашего ребёнка, отговаривая от дружбы с кем-либо или навязывая дружбу.

Слово предоставляется команде «Я знаю». (после них сразу же, для сравнения)
Слово предоставляется команде «Я могу».
(Родители зачитывают ситуации и пути их разрешения)

Ситуации.

    Кто - то из одноклассников обозвал ребенка.

    Соседка по парте забрала у вашего ребенка новую ручку.

    В столовой на ребенка опрокинули стакан с компотом.

    Во время занятия на шведской стенке одноклассница случайно задела ногами вашего ребенка.

    Одноклассник испортил (порвал) учебник вашего ребенка.

ОБОБЩЕНИЕ

Даже в одной семье стили поведения взрослых значительно отличаются. Мы даём примеры различного поведения и нельзя требовать от ребёнка своей точной копии. В итоге ребёнок сам выберет тот образец, стиль общения, который подходит только ему. Опираясь, естественно, на Ваш пример. Очень важно здесь, чтобы в семье дети не видели примеров отрицательного поведения – они также могут копироваться.

Конечно, мы понимаем - сколько людей, столько и мнений. И мы в этом ещё раз убедились, выслушивая результаты работы команды «Я могу». Из любой ситуации могут быть разные конструктивные выходы. Как ребёнку понять, правильно ли он поступил? Объясняйте так: «Если после твоего поступка у тебя хорошее настроение, хочется улыбаться и играть – значит, ты принял правильное решение. А если стало грустно, играть не хочется и может быть хочется плакать – значит, выход ты выбрал неправильно.

Теперь мы знаем, что для того, чтобы у ребёнка всё получилось в общении, ему необходимо хотеть вступить в контакт, знать нормы и правила, уметь организовать общение.

Игра: “Устами младенца”.

Уважаемые участники мастер-класса, вы все когда-то были детьми, не знали многих слов, но объясняли их по-своему. Попробуйте узнать слова по описанию.

Это когда все вместе: мама, папа, сестра и я (семья).

Самый нежный, самый дорогой, самый любимый человек на земле (мама).

Место, где мы все бываем вместе (дом).

За столом утром (завтрак)

Бывает один раз в году, но все его очень любят и ждут (день рождения).

У детей этого половина наполовину. Потому что мама то ругает, то мороженое покупает (счастье)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят, (ребенок).

В них играют все дети (игрушки).

Это взрослые, но в будущем, когда вырастут, а сейчас они маленького роста (дети).

Вы прекрасно справились с заданием, можно с уверенностью сказать, что вы понимаете своих детей.

Музыкальное задание.

Давайте посмотрим, поёте ли вы песни со своими детьми? Предлагаю узнать, о ком или о чем поется в песне?

Она всё лежит да на солнышко глядит. (Черепаха)

Представьте себе: зелёненький он был. (Кузнечик)

Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка)

Он бежит, качается. (Вагон)

Они бегут неуклюже. (Пешеходы)

С нею весело шагать по просторам. (Песня)

От неё становится всем теплее. (Улыбка)

Они были неразлучны, дружили, жили на белом свете. (Взрослые и дети)

Итог работы.

Я благодарю всех Вас за интересную, творческую работу. Мне очень приятно, что здесь собрались родители, всей душой любящие детей, и готовые им помочь. Главное, чтобы вы сегодня поняли, что…

Детская дружба отличается от дружбы взрослых людей своей чистотой и непредвзятостью. Взрослый человек, так или иначе, ищет от дружбы скрытых выгод, его отношения с кем-то включают в себя жизненный опыт, готовый в любой миг включить защиту. Взрослая дружба более рациональна, детская дружба - интуитивна. Взрослый человек - частично наполненный водой сосуд. По этой причине все, «вливающееся в него», будет смешиваться с тем, что уже содержит сосуд души. Ребенок - еще пока не наполненный душевный сосуд, не содержащий опыт измен и предательств, опыт поиска выгоды и опасения. Дети дружат душой, взрослые - разумом.

Давайте вместе попробуем вынести решение нашего собрания. Что же мы должны с вами делать, чтобы наши дети умели выбирать друзей, умели ценить и хранить дружбу.

Предлагается выбрать из предложений самые «правильные» и составить проект решения собрания.

Возможное решение родительского собрания:

    Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

    Соблюдать в общении правила дружбы.

Зачитывается решение собрание.

Рефлексия.

Приложение.

Для первой группы.

Составьте словесный портрет друга для вашего ребёнка.

Кого бы вы хотели видеть другом своего ребёнка?

Только отличника; -хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;

Вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.

Для 2 группы

Для 3 группы.

Литература

    Методическое пособие «Мастер-класс учителя начальной школы» с электронным приложением. Издательство «Планета», 2011

    Н.И. Дереклеева «Родительские собрания». М., ВАКО, 2004.

Мангистауская область. г. Актау.

ГУ « Общеобразовательная школа № 23 с дошкольным мини-центром и лицейскими классами».

Учитель биологии и самопознания высшей категории.

Абдуллаева Шамсият Надировна.

Школа № 23.

Дата- 20.05.2014г.

Класс- 8-Е.

Кол-во уч-ся- 17.

Кол-во род- 15.

Родительское собрание.

Тема: «Поговорим о дружбе наших детей».

Цель: Показать значение друзей в жизни ребёнка.

Задачи:

Способствовать формированию интереса к взаимоотношениям своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;

Проанализировать проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период;

Форма проведения собрания: беседа.

Родительское собрание проводиться в конце учебного года, можно проводить это собрание в классе.

Подготовительная работа к собранию:

    Проведение конкурса пословиц, поговорок и рисунков о дружбе. Подготовка выставки сочинений "Мой друг".

(Выставка сочинений "Мой друг". Все работы ребят оформляются в папку под названием "Дружба это я и ты." « Школьные годы чудесные») , (эта и другие подборки,например, фото и видео с участием уч-ся делаются для того, что бы можно было использовать такой материал из архива учителя в выпускном- 11 классе).

2.Информация для родителей о возрастных особенностях в данный период.

3. Анкетирование детей.

4.Решение родительского собрания.

5. Сценарий собрания. Презентация.

6.Фото-слайд, видеофрагменты с участием уч-ся в мероприятиях класса, проведенных за текущий год. (можно провести кофе- брейк)

Анкетирование учащихся №1

1. Есть ли у тебя друзья?

2. Кого ты считаешь своим лучшим другом?

3. Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?

4. Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

5. Знакомы ли они с ним?

6. Бывает ли твой друг у тебя дома?

7. Как часто вы с ним видитесь?

8. Как относятся твои родители к вашим встречам?

9. Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

10. Знаком ли ты с ними?

11. Какое мнение у тебя о них?

Анкетирование учащихся №2 Продолжи предложение:

1. Друг - это тот, кто

2. Лучший друг - это тот, кто

3. Я переживаю, когда мой друг

4. Я радуюсь, когда, мой друг

5. Мне приятно, когда мой друг

6. Мне неприятно, когда мой друг

7. Мне хотелось бы, чтобы мой друг

8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг

9. Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг

10. Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг

Сценарий проведения собрания

На доске эпиграф.

"Дружба - это созвучие душ в соединенности судеб"

Мудрость Востока

1. Орг. Момент.

Пока все рассаживаются, звучит песня "О дружбе" ("Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..."). (Автор слов и композитор Олег. Митяев).

Вступительное слово классного руководителя. "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Добрый день Уважаемые родители.

2. Ход собрания.

Тема нашего разговора сегодня - дружба. А что значит слово "дружба"? (родители высказывают свое мнение). Приводят примеры из жизни. Родители рассказывают интересные истории собственной дружбы.

Прошел конкурс пословиц, поговорок и рисунков о дружбе, выставка сочинений "Мой друг". Все эти мероприятия прошли в течении года, они помогли сплотить коллектив. Некоторые пословицы мы решили с ребятами сделать девизом нашего класса. Слайд № 3.

Старый друг, лучше новых двух.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями. и др.

Классный руководитель дал информацию о возрастных особенностях детей в данный период. Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 7 до 9 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения. Слайд № 4.

Прошло анкетирование для уч-ся. Результаты анкетирования обработаны мною. Классный руководитель продолжает выступление и зачитывает мнения ребят о дружбе, не озвучивая конкретных уч-ся, а дает общую информацию по классу. Слайд. № 5, 6.

На родительском собрании было принято решение: Слайд № 7.

1.Использовать для преодоления ребёнком проблем в общении со сверстниками упражнения предложенного тренинга;

2. Наблюдать за своим ребёнком во время общения со сверстниками, корректировать его поведение;

Ув. Родители, спасибо за внимание,вот и подошло к концу наше род. собрание. Поздравляю вас с окончанием учебного года. Желаю вам терпения, здоровья,счастья и благополучия вашим семьям.

(Можно провести кофе –брейк под просмотр видео-фрагментов с участием класса в открытых уроках, мероприятиях класса, можно использовать фото-слайд о мероприятиях класса проведенных за текущий год. (в такой обстановке родители могут пообщаться друг с другом о своих детях или могут возникнуть вопросы к классному руководителю индивидуального характера).

Наталья Удовиченко
Родительское собрание для родителей в старшей группе «Детская дружба»

Цели : Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками

Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений. Провести тест на выявление уровня общения ребёнка.

План :

1. Консультация воспитателя на тему : «Первые уроки дружбы »

2. Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)

3. Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»

4. Обсуждение истории «Как выбрать друга» .

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители !

Сегодня мы собрались , чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе , об общение дошкольников со сверстниками». Поиграем в игры, способствующие дружескому , благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит нам выявить уровень общительности вашего ребёнка. Но для начала я прочитаю вам стихотворение о дружбе .

Стихотворение «Подружки » чтение стихотворения на фоне спокойной музыки)

Накрылись две подружки

Резиновым плащом.

Две пары быстрых ножек

Мелькают под дождём.

Под мокрым капюшоном

Видны издалека

Четыре синих глаза, четыре василька,

Две пёстрые косынки на русых волосах.

Лукавые смешинки

В прищуренных глазах.

Уже вода стекает

За ворот в три ручья.

Девчонкам не хватает

Короткого плаща.

А им и горя мало :

Промокнут – ну и что ж!

У них такая дружба –

Водой не разольёшь.

Н. П. Саконская

Воспитатель : Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании ? Потому что дети вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становится для ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми : он раскрепощён, более самостоятелен. Общение развивает ребёнка как личность : учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников : в нашей группе все это делают по – разному : кто-то принесёт что – нибудь, чтобы похвалиться, кто – то поделится, кто – то старается на занятиях отличиться хорошим ответом; кто-то силой берёт, задирается, но чаще с такими детьми потом не играют.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т. е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам , в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же, самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Например, если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, то и ребёнок тоже говорит спокойно. Если ребёнку всегда объяснят причину, почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив .

В группе преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Также появляется и парная дружба , которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми , кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов . (Арина и Арсений, Полина и Дима, Рома и Вика) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.

Проведя опрос детей, с кем они хотят дружить , в лидеры вышли в нашей группе – Арсений , Арина, Полина, Семен. На вопрос, почему они хотят с ними дружить , они отметили такие качества : как доброта, умение делиться, не дерутся, не кричат. Лидеры постоянно могут меняться в 5 лет отношения у детей не устойчивые, если провести опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения, появляются первые ростки дружбы .

Таким образом, ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, и в том числе подготовки его к школе.

1. ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

(проводится с родителями )

Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся» .

Цель : снять мышечное напряжение, т. к. игре сопутствует разнообразие тактильных ощущений. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчуждённости.

Описание : Родители по сигналу начинают хаотично двигаться по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

Здороваться надо определенным образом :

1 хлопок – здороваются за руку;

2 хлопка – здороваются спинами.

Игра «Я люблю.»

Цель

Описание : Играющие, сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например : «Меня зовут Тамара. Я люблю путешествовать» и т. д.

Игра «Подарим друг другу комплимент» .

Цель : Развивать внимание к другому человеку, умение выражать свои чувства.

Родители обводят свою руку на листе бумаги и подписывают листочек. Затем воспитатель предлагает передавать по кругу листочки с обведёнными ладошками и написать на одном пальце ладошки комплимент обладателю данной руки. В конце зачитывает каждый родитель все комплименты , которые написаны на его ладошке, что думает о нём каждый родитель .

4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей

1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

А) Всегда

Б) Никогда

В) В зависимости от настроения

2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?

А) Легко, ему нравится заводить новых друзей

Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу

В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт

3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?

А) Может внимательно выслушать собеседника

Б) Старается быстрее закончить разговор

В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника

4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?

А) Старается помочь , успокоить, развеселить

Б) Не обращает на него внимание

В) Раздражается, когда кто-то расстроен

5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?

А) Искренне радуется вместе с ним

Б) Ему безразлична радость другого ребёнка

В) Вызывает зависть, раздражается

6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?

А) Да, всегда

Б) Иногда

В) Никогда

7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно» , «Мне весело» и т. д.

Б) Не всегда

8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?

А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков

Б) Начинает плакать, обижается, капризничает

В) Резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав

9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?

А) Заступится за обиженного

Б) Не обратит никакого внимания

В) Сам начнёт дразниться

10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?

А) Достойно ответит

Б) Промолчит и пойдёт жаловаться взрослым

В) Оскорбляет в ответ

11. Как ребёнок реагирует на наказания?

А) Соглашается с тем, что заслужил его

Б) Начинает плакать

В) Спорит, не соглашается с наказанием

Большинство ответов «А»

У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей, успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б»

У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми, любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется

Большинство ответов «В»

На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

В заключении предлагаю вам историю, которая поможет вашему ребенку разобраться, например, в том, кого можно считать верным другом, а кого нет, как выбрать себе хорошего товарища. На основе этой истории вы сможете сочинять рассказы для своего ребенка.

«Давным-давно жила женщина, и было у нее три сына. Когда дети выросли, отправила она их в дальний путь - мир посмотреть, делу научиться. Каждому сыну дала мать совет, как правильно друга выбрать. Первому сказала : «Нарочно отстань в пути, а спутнику крикни : «Седло съехало набок, надо поправить, а ты поезжай, я тебя догоню» . Если уедет попутчик, не предложит помощи - не товарищ он тебе». Второму сказала : «Проголодаешься, достанешь из дорожного мешка хлеба краюху, протяни ее спутнику, чтобы разделил. Если возьмет он себе большую часть хлеба, а меньшую отдаст тебе - жаден он, не иди с ним дальше*. Третьему сказала : «Если придется в пути туго , нападут на вас разбойники, предложи своему попутчику скакать вперед, спасать свою жизнь. Если бросит тебя, умчится прочь - трус он, не годится для верной дружбы ».

Вывод : хочется сказать, что от того, как ребёнок общается в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если мы научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

Тарабрина Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад № 26 "Флажок"
Населённый пункт: г.Красный Кут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Встреча добрых друзей"
Дата публикации: 14.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Родительское собрание «Встреча добрых друзей»

Цель встречи:

1. Сократить психологическую дистанцию между родителями и педагогами.

2. Помочь родителям лучше понять, что значит быть ребенком определенного

возраста, учить видеть мир глазами детей.

3. Научить родителей опираться в своей воспитательной деятельности на

оказания

поддержки

отзывчивости

сострадания личным примером.

Собрание начинается небольшим концертом детей для своих родителей.

развешаны

воспитания

обучения – детский сад», «Мы Вам рады! », «Ура! Пришли! »,

«Доброе слово доходит до сердца», «Час в добре пробудешь - всё горе

забудешь», «Ласковое слово, что весенний день! »

Ход встречи:

Столы стоят полукругом

Воспитатель 1: Добрый вечер, наши дорогие родители, рассаживайтесь. Мы

собрались,

познакомиться,

пообщаться в нетрадиционной обстановке, и поговорить о воспитании детей.

Воспитатель

Трудности

воспитании

заставили

обратить

внимание на следующие правила:

Ребенка сначала люби, а потом – учи.

Какой ребенок есть – таким его и принимай!

Помогать ребенку действовать самостоятельно; он должен познавать себя и

самосовершенствоваться.

Воспитатель 1: Если вы согласны с этими правилами, и принимаете их, тогда

будем начинать. Проблемы воспитания решать!

Воспитатель 2: Для начала, дорогие родители, мы узнаем с вами, какое

настроение царит в нашей аудитории. Сейчас предлагаем вам описать свое

настроение, с которым вы пришли на встречу, используя термины прогноза

погоды. Например, если настроение хорошее: «солнечное, безоблачное, дует

ветерок, т. д. », если грустное, неважное, то: «пасмурно, скоро грянет гром,

налетит ураган, и т. д. »

Начали… (подводим итоги настроения)

Воспитатель 1: Предлагаю порассуждать, каким вы хотите видеть своего

вырастет

(выслушиваются

ответы. Мысли у всех разные. Но от желаемого до исполнения порой бывает

пропасть.

приготовили

совместно

заповедей

родительства».

приоткрыть

доброты! (раздаются брошюры с аппликацией детей, внутри распечатаны 10

заповедей)

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или как ты хочешь. Помоги

ему стать не тобой, а собой.

Не думай, что ребенок принадлежит только тебе, он не твоя собственность.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему

жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот –

третьему. Это закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб,

ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по

силам, и будь уверен, ему тяжело не меньше, чем тебе. А, может, и больше,

потому, что у него нет еще привычки и опыта.

Не унижай!

Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь –

если можешь, но не делаешь.

Помни – перефразируя одного человека, сказавшего это об Отечестве – для

ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы,

чтобы сделали твоему.

неталантливым,

неудачливым,

взрослым.

Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с

Воспитатель 2: Предлагаю каждому родителю зачитать по 1 заповеди по

Ваш ребенок должен ощущать на себе силу вашей любви. Легче чему-то

научить ребенка, чем его перевоспитывать. Да и нет методик воспитания

добрых чувств. Важно только одно: уважение, требовательность, любовь.

Воспитатель 1: Скажите, а что значит делать добрые поступки? Какие добрые

поступки может совершать малыш 3-х лет? И как этому учить? (ответы

родителей)

Воспитатель

взаимопомощь,

престарелых,

родственникам,

большому счету, - неравнодушие к другим и заботливость, желание помочь.

Если мы хотим, чтобы малыш был добрым, следует исключить из речи

недобрые рассуждения о людях. Животных в присутствии детей. Детское ухо

впитывает

обращает

внимание. Вот пример. Семья с малышом 4-х лет идет на детский праздник к

друзьям. Малыш говорит: «Подарю своему другу поломанную машину, мне

она не нужна», мама: «Так нельзя, нельзя дарить старые вещи», малыш: «А

вы шли с папой на день рождения к тете Вале, и ты сказала, что денег нет,

подарим старую вазу, что в углу стоит»

Воспитатель 1: Знакомая ситуация? Чтобы воспитывать добрые поступки,

следует упражняться даже в словесном плане.

Сейчас мы вам предлагаем поучаствовать в обсуждении ситуаций (разделить

родителей на подгруппы) .

1 ситуация для 1 подгруппы:

Три дороги, на них три таблички: 1 – налево пойдешь – игрушку найдешь, 2 -

направо пойдешь – друга потеряешь, 3 – прямо пойдешь – выручишь друга.

Куда пойдет сын (дочь? Объяснить с учетом возрастных особенностей.

2 ситуация для 2 подгруппы: Говорят, «доброе сердце», а как еще можно

сказать? (ответы). У кого из сказочных персонажей было доброе сердце? А

злое? (ответы) .

3 ситуация для 3 подгруппы: Если плачет кто-то из детей, как его успокоить?

(обыгрывается в сценке: 1родитель – мама, другой – ребенок)

4 ситуация для 4 подгруппы: Обсудим, в чем заключается смысл наказаний?

Какие допустимы, а какие нет? Почему? Для чего ребенку нужна игра? Как

можно с ним играть дома?

Воспитатель 2: Сейчас вопросы для всех:

Назовите

известные

подвижные

(«прятки»,

«жмурки»,

«догонялки», «вышибалы», «гуси-лебеди», др.)

2. Вспомните пословицы и поговорки о воспитании, доброте

Кто свою мать уважает, чужую не обругает (азерб) .

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.) .

К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т. е. взрослым

следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера

(Ювенал) .

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет - потребует жертв. (П.

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А. П. Чехов) .

преподносит

находить

Дистервег) .

чувствительность

притупляется, и дозы приходится удваивать (Бичер-Стоу) .

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они

умеют пользоваться настоящим (Ж. Лабрюйер) .

Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает

их лучше, чем если бы он оставил им наследство (Уэйтли) .

Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает (Фромм) .

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся

себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И. Кант) .

Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них (Я. Райнис) .

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях

шалунов (Ж. -Ж. Руссо) .

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего

глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим (Ж. -Ж. Руссо) .

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,

Это приучить его не встречать ни в чем отказа (Ж. -Ж. Руссо) .

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и

смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом

могут уберечь сами дети (В. А. Сухомлинский) .

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не

для счастья, а приготовить к труду жизни (К. Д. Ушинский) .

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и

назидать

по-человечески.

исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с

самого себя (А. Н. Острогорский) .

воспитываете

разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его

Макаренко) .

Предлагаем

выслушать

обсудить

следующую

педагогическую ситуацию:

«За Димой в сад пришла мама. Он радостно рассказывает ей: «Мама, а мы

сегодня птичку клеили! » Мама: «А почему у тебя вся одежда грязная? »

Дима: «Мама, воспитатель сказала, что я очень старался! » Мама: «Сколько

раз тебе говорила, на улице не играй в песок, вечно грязный! », Дима: «А я

еще дома попробую такую же сделать», мама «Вот и пойдешь, как свинья,

грязный»

Родители, почему диалог не состоялся? (ответы, обсуждение)

Воспитатель 1: Сейчас мы с вами сделаем пирог доброты.

Представьте, что ваш пирог надо разделить и раздать членам семьи: тёще,

тестю, жене, сыну, дочери, но при этом сказать добрые и тёплые слова. Как

вы это сделаете? (4-5 родителя обыгрывают)

Воспитатель 2: Предлагаем игру «Словарь вежливых слов», в которую вы

сможете поиграть вместе с детьми.

Растает ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)

В России, Белоруссии, и в Дании на прощание говорят… (до свидания)

Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)

Воспитатель 1:

При воспитании добрых чувств важно помнить, что как ребенок строит

отношения

относиться

отношения и с другими людьми в течение всей жизни.

Предлагаем дома провести с ребенком мини-эксперимент «куда сядет ваш

ребенок» (тест Ж. РЕНЕ) :

1. Если ребенок безоговорочно садится у телевизора рядом с мамой, то папе

стоит задуматься о своих отношениях с ребенком.

2. Если сел между родителями – радуйтесь, он относится к вам примерно

одинаково.

3. Если сел отдельно на стул или забился в угол кресла, дивана – надо бить

тревогу. Ребенку в семье одиноко и дискомфортно. Уделите ему больше

внимания и любви.

Воспитатель 2:

Закончить нашу беседу «Воспитание добром» хотелось бы словами великого

педагога 20 века Ш. Амонашвили:

Ты маленький ребенок, я большой.

Вот моя, представьте, педагогика,

Тебе со мной, а мне с тобою хорошо.

У педагогики моей простая логика!

Пусть вашим детям будет с вами и снами хорошо, пусть они учатся у нас

добру, человечности, и растут хорошими и чуткими людьми!

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Аньковский детский сад

«О детской дружбе»

Конспект родительского собрания

составитель:

А.В.Беляева

воспитатель

ноябрь 2014г.

предварительная работа:

    Совместно с детьми оформила « карту дружбы» группы.

    Подготовила выставку детских рисунков на тему «Мой самый лучший друг».

    Записала высказывания детей о дружбе.

    Подготовила список литературы о дружбе для чтения детям «в родительскую копилку».

Ход собрания:

Под музыкальное сопровождение детских песен о дружбе родители входят в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг»; рассматривают «Карту дружбы» группы, на которой фотографии детей соединены линиями со стрелками на конце, указывающими, кто с кем дружит. (Такая карта ярко показывает лидеров группы и детей, испытывающих затруднения в общении).

Читаю стихотворение Н.Саконской:

Накрылись две подружки

Резиновым плащом.

Две пары быстрых ножек

Мелькают под дождём.

Под мокрым капюшоном видны издалека

Четыре синих глаза.

Четыре василька, две пёстрые косынки

На русых волосах.

Лукавые смешинки в прищуренных глазах.

Уже вода стекает за ворот в три ручья.

Девчонкам не хватает короткого плаща.

А им и горя мало: промокнут – ну и что ж!

У них такая дружба – водой не разольёшь.

    Доклад «Уроки дружбы».

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают своё отношение к другим детям. Но самое главное в этом возрасте – стремление завоевать уважение сверстников. Это даёт ребёнку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.

С детьми ребёнок ведёт себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощён, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен, потому что рядом нет заботливых родителей. Совместная с другими детьми игра – это условие формирования чуткости, взаимопомощи, справедливости, доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Для ребёнка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими. Контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребёнка, помогают ему обрести самостоятельность.

Первоначальное отношение ребёнка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребёнка – положительное отношение к себе, ощущение безопасности, чувство доверия к людям. По мере взросления и появлении первых требований к ребёнку, он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно использовать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.

Впервые опыт общения с родителями подвергается серьёзному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребёнка новыми знаниями о себе. Ребёнок, не прошедший « школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписанными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, скорее всего, будет отторгаем ими.

Зачастую общению ребёнка со сверстниками нужна помощь взрослых. Иногда во взаимоотношения детей необходимо вмешаться напрямую: ребёнка нужно учить как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника. В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что друг – это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся.

Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда – эгоизмом ребёнка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.

Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Помогите ребёнку в осознании своих нравственных качеств, оценивая его действия и поступки.

Ребёнок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, доброжелателен, чувствителен к переживаниям других. Другими словами, популярный ребёнок умеет общаться и неэгоистичен.

Лидерами в коллективе могут стать только уверенные в себе люди. А детям помочь укрепить веру в себя можем мы – взрослые. Если вовремя не обратить внимания на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек.

    Уделяйте ребёнку как можно больше внимания. Чаще хвалите его. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства – дети любого возраста нуждаются в родительской нежности и ласке.

    Чаще приглашайте к себе гостей с детьми.

    Общайтесь с ребёнком на равных. Старайтесь внимательно его выслушивать. Спокойная беседа с ребёнком будет способствовать созданию между вами атмосферы доверия и станет источником новой информации об окружающем мире.

    Не кричите на ребёнка, даже если он не прав. Подобное поведение лишь ступенька к взаимному отчуждению. Пусть тон общения будет решительным, но не крикливым.

Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

Ежедневное доброжелательное общение родителей друг с другом – необходимое условие позитивного отношения детей друг к другу.

    «Не секрет, что друзья не растут в огороде…». Радиостанция «Малышок».

Предлагаю родителям прослушать высказывания детей о дружбе. Дети отвечали на следующие вопросы:

    Что такое дружба?

    У тебя много друзей?

    С кем ты дружишь?

    Зачем человеку друзья?

    Как подружиться с человеком?

    Что такое настоящий друг?

    «В родительскую копилку».

Предлагаю родителям литературу о дружбе для чтения детям:

    А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

    А. Милн. «Винни-Пух и Все-Все-Все».

    П. Ершов. «Конёк-Горбунок».

    Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».

    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

    Д. Родари. «Приключения Чиполлино».

    А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

    Л. Толстой. «Лев и собачка».

    Другое:

    Выборы родительского комитета группы (2 человека); из них один в общий.

    О безопасности вблизи водоёмов, на дороге.

    Об участии в конкурсах.

    Напомнить сообщать об отсутствии детей в ДОУ.

    Поблагодарить за активное участие в конкурсах, помощь в оформлении группы, участков.



Публикации по теме