Роль родителей в обучении детей в условиях этой трансформации: (эмпирический опыт). Роль родителей в современной школе Роль родителей в качестве образования

Никифорова Эмилия Акимовна,
воспитатель отделения дневного пребывания ЦСПСиД
Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитание и образование детей является сложной деятельностью, которой занимаются все родители без каких-либо эмпирических знаний. Считается, что родители оказывают большее влияние на развитие ребенка как личности, чем вся остальная окружающая среда. В воспитании ребенка у каждого народа отража-ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа-лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни .

С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой.

Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме .

Роль родителей может быть разделена на три основные категории:

  • помощь детям в образовании;
  • установление атмосферы, позволяющей заниматься;
  • помощь детям с домашними заданиями.

Согласно , вовлеченность родителей в учебный процесс является одним из основных факторов в улучшении обучения.

В зависимости от стиля воспитания детей, родители по-разному понимают свою роль, что соответственно приводит к разным результатам.

Стили воспитания детей.

В педагогике принято выделять четыре стиля воспитания детей:

  • авторитарный стиль;
  • авторитетный стиль;
  • снисходительно-разрешающий стиль;
  • безучастно-индифферентный стиль.

Авторитарный стиль подразумевает следование детьми четких правил, установленных их родителями. Невыполнение данных правил, как правило, приводит к наказанию. Авторитарные родители не считают необходимым объяснять смысл этих правил. Если их попросить объяснить смысл устанавливаемых правил, они могут просто ответить, «потому что я так сказал».

Как и у авторитарных родителей, авторитетный стиль предполагает определенные правила и нормы, которые должны соблюдаться детьми. Однако этот стиль воспитания намного более демократичен. Авторитетные родители считают необходимым объяснять, почему правила являются важными и почему они должны соблюдаться. Родители, предпочитающие авторитетный стиль являются отзывчивыми и открытыми со своими детьми.

Снисходительно-разрешающий стиль предполагает установку очень малого количества требований к детям. Американский психолог Диана Баумринд, научные исследования которой посвящены проблемам семьи, социализации и анализу индивидуальных различий в сфере компетентности и нравственного поведения , утверждала идею взаимности прав и обязанностей в качестве нравственной нормы. В случае снисходительно-разрешающего стиля, родители намного более отзывчивы, чем требовательны. Такие родители часто принимаются скорее за друзей, чем за родителей.

Безучастно-индифферентный стиль характеризуется минимальным количеством требований и малым общением с детьми. Родители безучастно-индифферентный стиля, в худшем случае, могут даже отвергать или пренебрегать потребностями детей.

К наилучшим результатам приводит авторитетный стиль управления, в результате которого дети становятся счастливыми, способными и успешными. В результате авторитарного стиля дети становятся послушными и способными, но при этом менее счастливыми и с невысокой самооценкой. Результатом снисходительно-разрешающего стиля являются дети с низким уровнем саморегуляции. Эти дети, как правило, плохо учатся в школе. Наихудшим стилем является безучастно-индифферентный стиль, результатом которого являются дети с низкой самооценкой, менее грамотные и менее способные, чем их ровесники.

В любом из стилей воспитания детей, родители не должны пренебрегать важной составляющей развития и социализации детей, которая называется «игра».

Важность игр в образовании детей.

Игры являются для детей удовольствием, но в то же время они являются средством, при помощи которого ребенок начинает лучше понимать самого себя и мир вокруг него. Здоровое развитие ребенка невозможно без игр. Игры помогают детям развивать:

  • физические навыки (развитие общей и мелкой моторики);
  • когнитивное мышление (решение проблем, таких как «подходит ли эта часть пазла в данное место»; изучение цветов, чисел, размеров и форм);
  • языковые навыки (развиваются во время взаимодействия с другими детьми);
  • социальные навыки (усвоение способности взаимодействия, договариваться друг с другом, и т.д.).

Родители являются для детей первыми и лучшими партнерами в играх. Во время игр, родители должны не просто предоставлять игрушки и наблюдать, они должны играть вместе с детьми. В этом случае дети являются более сообразительными.

В заключение данной статьи приведены советы, которые могут помочь улучшить обучение детей.

Советы для улучшения обучения детей.

Уделяйте больше времени своим детям.

Если не уделять своим детям достаточно времени, они становятся безответственными и теряют интерес к образованию. Уделяйте как можно больше времени своим детям и обсуждайте с ними, что они делали в этот день. Помогайте им делать домашнюю работу.

Поддерживайте своих детей.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Задача педагогов и родителей - научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Познакомьтесь с воспитателем/учителем своего ребенка в садике/школе.

Систематическое общение с воспитателем/учителем вашего ребенка поможет лучше понимать способности и недостатки ребенка.

Обсуждайте со своим ребенком его проблемы.

У вашего ребенка могут быть проблемы, мешающие ему заниматься. Спросите своего ребенка о проблемах и если они есть, постарайтесь помочь ему решить их. Будьте внимательны и расположены по-дружески, чтобы ребенок мог открыто говорить.

Постарайтесь сделать образование своего ребенка его привычкой.

Научите ребенка ложиться спать вовремя и просыпаться рано утром. Заставьте его сидеть и заниматься, если он не хочет, чтобы развить привычку заниматься. Избавьте его от бесполезной деятельности .

Литература

  1. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  2. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.
  3. Harris, A., and J.H. Chrispeels, eds. 2006. Improving schools and educational systems: International perspectives. London: Routledge.
  4. Baumrind, D. (1967). Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior. Genetic Psychology Monographs, 75(1), 43-88.
  5. Parents’ role in the education of their children.

Малышева Елена Витальевна,
ГБОУ СОШ № 359

Цель : Показать значимость семьи в процессе обучения младших школьников.

Задачи : Проанализировать отношение родителей к развитию у детей интересов

В процессе обучения.

Изучить взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к

Обучению.

«Благородный человек предъявляет требования к себе.
низкий человек предъявляет требования к другим»
Конфуций.

Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников. Какова же роль семьи в обучении?

Ведь никто, покупая даже обычный мобильный телефон, не сетует, что придётся соблюдать определённые условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А 11 лет учёбы-это посерьёзнее мобильника. Почему же отдавая ребёнка в 1-й класс, многие родители уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придётся признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанности. Если они не будут ими пренебрегать, их дети избегут многих проблем.

Итак, родители должны:

1. Следить чтобы ребёнок пришёл в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выполненным домашним заданием.

2. Посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса.

3. Обучать ребёнка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказать, что и у других детей есть права.

4. Объяснить важность и значимость учения. Если бы ребёнок был « полым сосудом», заполнить его знаниями не составило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения-наш общий труд.

Учитель обязан дать знания, а родитель-проконтролировать, чтобы у ребёнка были все возможности (и, конечно, желание) их получить и усвоить.

Правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима!

Порой родители искренне не понимают, почему ребёнок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: « Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не моё». И как главный аргумент: « Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно так и было, особенно в начальной школе. А с учётом того, что современные программы усложнились и времени на усвоение даётся меньше, помогать необходимо каждому ребёнку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определённая цель: научить его работать самостоятельно. Как? Учим выполнять домашнее задание пошагово.

1 шаг. Определяем правила: объясняем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать необходимо сообща, чтобы ребёнок понял, зачем всё это надо. И чем подробнее вы вместе отработаете технологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать всё самостоятельно. И не забывайте поощрять его за качественное выполнение домашнего задания.

2 шаг. Совместно-раздельная работа. Пусть ребёнок посильную часть задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача-дать ребёнку почувствовать собственные возможности.

3 шаг. Самостоятельность под контролем: постепенно доверьте ребёнку готовить домашнее задание без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, чтобы помочь вашему ученику сконцентрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания. Совет: на рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.

Помните: все эти навыки вырабатываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на старте, кому-то-на протяжении 11 лет обучения. И оказывать её необходимо ровно столько, сколько требуется.

Главная ошибка родителей -делать домашнее задания за детей. А надо помочь разобраться в непонятном материале, организовать процесс. А после того, как ребёнок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему похожее задание для самостоятельного выполнения, чтобы отработать и закрепить навык.

По количеству времени, которое дети проводят в школе, можно сказать, что школа-это второй дом. Всем, кто работает в школе, хочется, чтобы детям было комфортно, уютно, тепло и сытно. Но! Если ребёнку неинтересно и тяжело учиться, у него нет друзей, зато есть конфликты с педагогами, на дом это похоже мало. Конечно, есть дети, которые в школе себя чувствуют намного лучше, чем дома. Но в целом стоит признать: образовательное учреждение-достаточно жёсткое заведение, тут есть правила, которым надо неукоснительно следовать, свой ритм, режим. Школа ориентирована на среднестатистического ученика, а значит, все, кто выделяются в ту или иную сторону, могут испытывать дискомфорт. А уж если при всём этом ваш ребёнок не такой, как все-не хочет общаться с ребятами, не умеет сам себя занять, несправедлив в игре,-тут и самая комфортная среда бессильна.

Что же надо сделать родителям на этапе адаптации ребёнка к школе, чтобы она хотя бы отчасти стала вторым домом?

1. Поиграть с ребёнком «в школу»-это поможет ему быстрее усвоить правила новой жизни. Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки.

2. Принимать участие в классных мероприятиях: так дети увидят, что родителям важно происходящее в школе, а также усвоят, что активная позиция-это хорошо и верно.

3. Научить мирно решать конфликты (проиграть типичные ситуации)

4. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у ребёнка без помощи родителей формируются трудно и долго.

5. Повторять дома, что пройдено в школе в игровой форме, чтобы ребёнку самому была интересна эта работа.

6. Не сравнивать с другими детьми, не требовать от него больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая мешает успешности.

7. Соблюдать режим дня.

8. Хвалить даже за самые маленькие достижения.

9. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись.

10. При необходимости (если самостоятельно проблему не решить) обращаться к психологу.

Часто родители допускают ошибки, не понимая этого. Ненормально, когда мама чуть ли не с садика ждёт от ребёнка только побед, только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звёзд с неба не хватает. И вот это чадо, изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспешный не нужен». Как следствие, у ребёнка формируется тревожность, он начинает бояться сделать ошибку, отвечать у доски.

Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость ещё понижается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оценки у своего ребёнка.

Важный момент: тройки и двойки не показатель «глупости» и «лени»-это сигналы о проблемах, с которыми ребёнку хорошо бы справиться. Так что. Увидев в дневнике плохие оценки, не спешите гнобить своего школьника.

Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно исправлять. А для этого ребёнок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полётов» важно проводить в доброжелательном тоне.

Литература : Азаров Ю.П. Семейная педагогика, Москва 1993 г.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании, Москва 1957 г.

Болсуновская Н.В. Школа-реальность и мифы, Москва 2011 г.

Родители играют первостепенную роль в жизни ребёнка. Они влияют на процесс его социализации, на его успехи, неудачи и вообще на всю его жизнь.

Большая роль отводится родителям в сфере образования. На данный момент родители должны принимать непосредственное участие в образовательном процессе их ребёнка, начиная от покупки линейки и заканчивая сдачей денег в фонд класса.

Наилучшим способом изучения данного явления, на наш взгляд, является изучение мнений самих родителей об их обязанностях в структуре школьного образования.

В качестве первого метода выбрано анкетирование. Было опрошено 300 родителей учеников городских и сельских школ.

Обработка полученных данных производилась в компьютерной программе IBM SPSS Statistics.

Помимо анкетирования в ходе исследования было проведено интервью с использованием визуализации типичных ситуаций. Оно носило характер индивидуального, формализованного, проводилось с использованием заранее составленного списка вопросов и картинок с типичными ситуациями.

Итак, перейдем к описанию социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в нашем социологическом опросе.

В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 300 человек. Процесс сбора информации проходил следующим образом: анкеты получали ученики начальной школы, те в свою очередь приносили их домой на заполнение родителям. Важно отметить, что 76% респондентов оказались женщинами, остальные 24% - мужчины. Что касается демографических характеристик детей, то по данным опроса 49% составляют мальчики, 51% - девочки.

В исследовании активное участие принимали родители, чьи дети учатся в старших классах начальной школы, так как у респондентов уже имеется накопленный «опыт» в сфере школьного образования их детей.

Таким образом, 42% детей, чьи родители принимали участие в опросе, являются учениками четвёртого класса, 28% учится в третьем классе 21% - во втором, и, наконец, 10% - в первом.

Среди опрошенных большую часть составляют люди с высшим образованием (52%), с большим отрывом по количеству респондентов (34%) оказались с начальным или средним образованием и, наконец, 14% составили респонденты, которые окончили среднюю школу.

В ходе опроса мы получили следующие данные, касающиеся состава семьи. Большая часть учеников, а именно 83%, проживает в полой семье (есть оба родителя), остальные 17% воспитываются в неполной семье (один родитель).

В общем можно отметить, что круг наших респондентов весьма специфичен (родители учеников городских и сельских школ), а так же придерживается весьма разнообразных точек зрения на качество школьного образования. Это позволяет нам проанализировать данную проблему и достигнуть поставленной цели.

Нынешние нововведения в системе школьного образования заставляют задуматься о дальнейшем обучении детей в школе, об их знаниях и умениях и в большей степени этим вопросом озабочены родители. Трансформация института образования накладывает большой отпечаток, как на эмоциональном, так и на материальном благополучии, как родителей, так и их детей.

Второй блок нашего исследования мы посвятили таким вопросам как мотив выбора школы, а так же оплата за школу (в том числе питание) и дополнительные образовательные услуги, взносы в фонд школы, класса.

Если говорить о том, что для респондентов является важным в обеспечении условий обучения их ребёнка, то на первом месте, по количеству выбранных ответов, находится контроль учебной успеваемости ребёнка (54%), второе место занимает выбор школы ребёнка и помощь при выполнении домашнего задания (53%), на третьем месте стоит общение с учителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка (50%). Следующее место занимает контроль над поведением ребенка в школе (37%). Профиль обучения ребёнка ни так остро волнует родителей (32%). И, наконец, замыкает наш рейтинговый перечень высказывание об оплате расходов за содержание ребёнка в школе (27%).

Что касается мотива выбора школы, то особое предпочтение респонденты отдают такому фактору, как уверенность в педагогах, которые будут работать с ребенком (65%), а так же тому, что школа находится рядом с постоянным местом жительства (64%). Немаловажным мотивом является уверенность в том, что ребёнку дадут качественные знания (61%).

Вопрос об оплате за обучение ребёнка в школе, его питание, секции, кружки, дополнительные занятия так же остро волнует респондентов. В анкете мы предложили вопрос, в котором респондент должен был указать, сколько приходится платить в месяц за питание и остальные услуги. Нам удалось подсчитать средний денежный коэффициент в рублях. Итак, за питание ребёнка в среднем родители платят 1130 рубля в месяц, за кружки и секции - 825 рублей, за дополнительные занятия 786 рублей, за охрану - 291 рубль и, наконец, в фонд класса, родители отдают 258 рублей. В среднем за месяц обучения ребёнка в школе родители выделяют 3290 рублей из своего семейного бюджета.

В связи с этим респондентам был задан такой вопрос: «Как Вы относитесь к платному образованию?». В итоге мы получили такие данные, что 28% ответивших согласны платить за своего ребёнка, 19%, напротив, не согласны платить деньги в «чужой карман», остальные же 53% утверждают, что платить они будут, но подчёркивают, что образование должно быть бесплатным.

Таким образом, можно отметить, что большинство родителей особое место в образовательном процессе их ребёнка отдают педагогам, а так же контролю за учебной успеваемостью и выбора школы, в которой должен учится их ребёнок. Что касается услуг, предоставляемых школой (питание, дополнительные занятия, охрана, кружки, секции, фонд класса и т.д.), то они весьма разнообразны и родителям, естественно, приходится за них платить, но большинство респондентов придерживаются мнения, что образование должно быть бесплатным.

Как обычно мы представляем школьного учителя? Важны не внешние характеристики, а именно его склад ума, его ответственность, готовность провести ребёнка за руку в необычный, наполненный различными событиями, мир.

В анкетном опросе большинство респондентов на вопрос: «Какие отношения сложились у Вас с учителем Вашего ребёнка?» утверждают, что присутствует полное взаимопонимание (47%), 32% родителей считают, что отношения с учителем их ребёнка в целом деловые, остальные 11% расценивают свои отношения с учителем их ребёнка как удовлетворительные и сталкиваются с некоторыми проблемами.

То есть в общем можно сказать, что для родителей важно поддержание тесных и дружественных отношений с учителем их ребёнка, так как в их представлении учитель - это тот, человек, который большую часть времени проводит с их ребёнком и именно от него зависит то, какие знания приобретет ребёнок, как он социализируется в коллективе и какие жизненные представления он получит. Именно поэтому респонденты заинтересованы в поддержании взаимных отношений с учителей их ребёнка.

В третьем блоке мы рассмотрели проблемы, которые возникают у ребёнка в школе и то, как родители информированы о них.

Среди всех проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в процессе обучения в школе, мы выбрали самые основные, такие как освоение учебной программы, взаимоотношение с одноклассниками, взаимоотношения с учителем, поведение на уроках и переменах и представили их в анкетном опросе.

При освоении учебной программы у 61% школьников не возникает особых проблем, а вот 31% респондентов утверждают, что у их детей есть некоторые проблемы при усвоении полученных знаний.

Большинство родителей уверены, что их дети отлично чувствуют себя в коллективе, у них нет конфликтов среди своих сверстников и отношения вполне дружелюбные (64%), но вот 25% респондентов уверены, что в отношениях с одноклассниками у их детей возникают проблемы.

Значительный процент ответивших респондентов о проблемах, которые возникают у ребёнка в школе, утверждают, что в отношениях «учитель - ребёнок» существует взаимопонимание и не возникает весомых проблем (71%), однако, 20% родителей отмечают, что есть некоторые проблемы.

Доминирующей проблемой ребёнка в школе, родители считают его поведение на уроках и переменах, 34% отмечают, что в этом плане у их ребёнка существуют трудности, 51% уверены, что поведение их ребёнка в школе является нормальным, приличным, то есть вполне удовлетворяет как учителей, так и родителей.

Так же в нашем исследовании мы проанализировали влияние школьной нагрузки на здоровье детей. Значительная часть родителей (67%) уверены в том, что школьная нагрузка ни как не влияет на здоровье их детей, оно как не улучшилось, так и не ухудшилось. 16% респондентов утверждают, что здоровье ребёнка ухудшилось. Остальные 17% родителей отмечают, что здоровье их ребёнка, в процессе обучения в школе, укрепилось.

Таким образом, для большинства родителей, основными проблемами в процессе обучения их ребёнка являются такие как освоение учебной программы, а так же поведение их детей на уроках и переменах. Родители уверены в том, что школьные нагрузки не влияют на здоровье их детей и это не является значимой проблемой.

В последнем блоке мы уделили особое внимание именно тем вопросам, которые непосредственно связаны с выявление роли родителей в процессе обучения их ребёнка (время для общения с детьми, контроль учебной деятельности детей, стимулирование учёбы, развитие детей, организация досуга и т.д.).

Самая первоочерёдная проблема для родителей, связанная с обучением их детей касается того, где будет проходить подготовка их ребёнка к школе.

Проанализировав высказывания родителей на различных форумах, мы пришли к выводу, что существует весьма различное мнение о том, где и как ребёнок должен готовиться к школе. Одни родители считают, что лучшее и самое безопасное место для ребёнка-дошкольника - это дом и главными педагогом на данный момент являются его родители, бабушки, дедушки и т.д., другие же уверены, что лучше всего с самого раннего детства отдавать ребёнка в детский сад, а так же на различные курсы. Приведём две противоречивые цитаты по этой проблеме: «Моё мнение как мамы троих сыновей и преподавателя ВУЗа: конечно же, в первую очередь подготовка ребенка к школе должна проводиться родителями! Подготовка к школе - это не умение читать, считать или учить иностранные языки с 3-4 лет в группах развития. Это часть того воспитания и развития, которое проходит ребенок с самого рождения в своей семье…», а так же «…В последнее время, наблюдаю обратный процесс: дети приходящие на подготовительные курсы в 5-ти летнем возрасте, уж я молчу про первоклассников - уже умеют читать, считать, на высоком уровне логическое мышление, широкий кругозор, азы английского языка! А это не появиться за 30-ти минутные занятия в школе или в садике. Думаю, что Вы со мной согласитесь. Во-вторых, родитель, который хочет облегчить своему ребёнку период адаптации, обязательно отдаст его на подготовительные курсы в школу, порог, которой он переступит в сентябре месяце, а ещё лучше к учителю, даже если его чадо уже читает, считает и т.д. Ведь самое главное психологическая готовность ребёнка к школе, и многие современные родители это уже понимают! И конечно, свой голос я отдала за то, что подготовка ребенка к школе должна осуществляться в группах развития при школе, учителями…»

В нашем исследовании на вопрос «Где осуществлялась подготовка Вашего ребёнка к школе?» 61% респондентов отметили, что в детском саду, 21% отдали своих детей на курсы по подготовке к школе, 16% ответивших готовились с ребёнком дома и 2% родителей отметили, что подготовка их ребёнка к школе осуществлялась на занятиях с логопедом.

Сами же родители, а именно 62%, считают, что уровень подготовленности их детей к школе выше среднего, 29% респондентов оценивают этот уровень как удовлетворительный. Следовательно, большинство родителей удовлетворены подготовкой их детей к школе.

Уже с первых дней в школе ребёнок сталкивается с множеством трудностей, с которыми ему помогут справиться только родители. В настоящее время система школьного образования требует от родителей постоянного участия в образовательном процессе их ребёнка.

Самая большая проблема, которая возникает у ребёнка с первых дней в школе - это выполнение домашнего задания. В нашем опросе мы попытались выяснить, сколько в среднем времени ребёнок уделяет выполнению домашнего задания. Из трёхсот опрошенных респондентов, каждый вариант ответа мы умножали на количество ответивших и складывали с последующим умножением на другое количество ответивших. Полученную сумму мы делили на триста. В конце подсчета мы пришли к выводу, что в среднем ребёнок уделяет три часа на выполнение домашнего задания.

На вопрос: «Как часто Вы принимаете участие в выполнении домашнего задания Вашего ребёнка?», 51% родителей отмечают, что помогают иногда, если ребёнок сам просит помочь с уроками. Родители, которые утверждают, что ребёнок нуждается в постоянном контроле и помощи, постоянно помогают ему с выполнением домашнего задания (30%), но есть и круг ответивших, которые считают, что ребёнок должен быть самостоятельным и сам справляться с уроками (19%).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что родители принимают активное участие в помощи ребёнку при выполнении домашнего задания, они следят за временем, которое проводят их дети за учебниками и в курсе тех проблем, с которыми ребёнку приходится сталкиваться.

Так же мы выяснили, каким образом проявляется помощь родителей в выполнении домашнего задания их ребёнка. Варианты ответов мы проранжировали от большего количества ответивших. Итак, первое место мы присваиваем объяснению трудных тем (68%), 61% ответивших проверяют письменные задания, третье место занимает помощь в решении задач (53%), четвёртое и пятое место заняли такие позиции как слушание пересказов тем (44%) и проверка чтения (43%), шестое и седьмое место почти в равной степени разделили такие варианты ответов как помощь делать поделки, рисунки (33%) и помощь в запоминании стихов, правил (35%) и, наконец, последнее место занимает такая позиция как чтение вслух (17%).

Чтобы у ребёнка не возникало проблем в процессе обучения, многие родители уверены в том, что необходимо стимулировать учебную деятельность ребёнка. В ходе нашего опросы, мы изучили то, каким образом родители чаще всего стимулируют ребёнка в учёбе. 60% стараются вызвать интерес к новым знаниям, 56% респондентов отмечают, что необходимо контролировать успеваемость ребёнка в школе, 45% читают книги, 33% ответивших смотрят с детьми образовательные фильмы, передачи. Ставят в пример детей, которые учатся лучше 30% респондентов. Доля родителей, которые играют с ребёнком в интеллектуальные игры - 27%. 20% родителей посещают с детьми выставки, концерты.

Второй метод нашего исследования - интервью с использованием визуализации типичных ситуаций. В процессе подготовки проведения данного метода, нами были отобраны картинки, которые несут в себе типичные ситуации отношения родителей и ребёнка в процессе обучения в школе. Так же мы разработали список вопросов, которые использовали для того, чтобы направить респондента в нужное русло беседы. Все типичные ситуации были распределены по блокам, это помогло структурировано, последовательно и точно получить достоверную информацию.

Первый блок носит название: «Учитель глазами респондента». Здесь мы планировали представить образ идеального учителя. Для всех респондентов учитель их ребёнка обязательно должен быть понимающим, добрым, чтобы умел слушать и слышать каждого ребёнка. Авторитарный стиль обучения ни один родитель не поддержал, по их мнению, к ребёнку нужно найти особый, мягкий подход. Учитель для школьника должен быть примером.

Что касается гендерных характеристик, то здесь мы видим характерную особенность. Восемь из десяти ответивших считают, что «мужчина - учитель» это редкость. Родители уверены, что женщина в полной мере может дать все необходимые знания и умения для их ребёнка. Как отмечает одна мама: «Учитель начальных классов - это мамочка, которая все расскажет, отведёт в столовую и покажет, как нужно правильно жить в школе». Так же можно отметить тот факт, что родители, которые воспитывают мальчиков, положительно относятся к тому, чтобы учитель их ребёнка был мужчиной, так как именно мужчина может достойно и правильно воспитать их чадо.

Из вышесказанного можно сформировать образ идеального учителя. Это мудрая женщина, которая может найти подход к каждому ребёнку, которая умеет решать проблемы не криком, а своим умом. Ребёнок не должен бояться своего учителя, он должен ему доверять и тогда родители будут спокойны за своё чадо.

Второй блок мы посвятили вопросам, которые касаются выполнения домашнего задания. Здесь мы сделали упор на то, с кем ребёнок чаще всего выполняет домашнее задание. Большинство респондентов отмечают, что их ребёнок сам делает уроки, а на проверку несёт родителям. С бабушками и дедушками дети редко делают уроки, лишь в том случае, если родители находятся на работе. Как отмечает одна мама: «Я воспитываю своих детей одна, приходится постоянно работать, чтобы их обеспечить, поэтому, когда моя Сашенька возвращается из школы, на помощь приходит бабушка, которая ежедневно делает с ней уроки». В общем можно отметить, что родители положительно относятся к кому, что бабушки и дедушки принимают участие в выполнении домашнего задания их внуков.

Что касается самих родителей, то большинство отмечают, что у них в семье все распределено, какая то часть предметов ложится на мамины плечи, а какая то на папины.

В следующем блоке мы рассмотрели отношение ребёнка к выполнению домашнего задания. Важно отметить, что девочки намного прилежнее и спокойнее подходят к выполнению уроков, нежели мальчики. Девочки делают уроки с удовольствием, а вот с мальчиками приходится работать. Как отмечает одна мама: «Мой сын с пристрастием выполняет только уроки по китайскому языку, потому что ему это действительно интересно». Здесь мы задали вопрос: «А что бы Вы изменили в образовательной программе вашего ребёнка?». На этот вопрос все родители ответили единогласным мнением, что программа для детей, которые учатся в начальной школе, слишком сложная, насыщенная и разнообразная и ребёнок не понимает для чего ему это нужно, тем самым при выполнении домашнего задания по всем предметам ребёнок очень сильно устаёт.

Последний блок нашего интервью носит название: «Негативные эмоции, проявляемые при выполнении домашнего задания». Большинство родителей отмечают, что им приходилось сталкиваться с криками, истериками своего ребёнка, когда тот садился за уроки. Родители понимают, что негативные эмоции, проявляемые ими в ответ, ни к чему хорошему не приведут, поэтому стараются спокойно решать проблемы.

Таким образом, можно отметить, что за последние годы система школьного образования значительно изменилась, родителям приходится в плотную заниматься процессом получения знаний их ребёнка. Школьная программа стала более сложной, часто дети не понимают темы домашнего задания, не могут разобраться в задачах, иногда даже бывают весьма рассеянными (как рассказывает одна мама о своем сыне: «…всегда теряет дневник, учебники, шарфы, даже портфель забывал…») и сталкиваются с недопониманием среди сверстников, учителей. Родители понимают, что внимание, помощь забота как никогда необходимы их школьнику, поэтому всячески стараются помочь разрешить возникшие у него проблемы.

Возможно, мы признаем, что школьная программа не так и нужна, но нужен аттестат, а для этого нужно сдать школьную программу. Возможно, мы считаем, что знания лишними не бывают, и школьная программа не так уж и плоха. В любом случае, ребенок должен как-то ее постичь. В школе это миссия возложена на учителя/учителей. А если ребенок не посещает школу, то как быть?

Говоря о школе и учителе мы, как правило, представляем того самого учителя у доски и активное «вливание» знаний в голову ребенка. Вспоминаем свой детский опыт или безнадежную попытку растолковать любимому чаду — пока еще школьнику задачку по математике… При мысли о том, что этим придется заниматься каждый день по несколько часов, у некоторых родителей начинается нервный тик.

Спешу успокоить. Есть множество вариантов не заниматься этим. Но прежде, чем я их озвучу, я предлагаю немного задуматься о роли Учителя в полном смысле этого слова. Кто такой учитель и какова его роль? Чему на самом деле учатся дети в школе? Что мы хотим от образования?

Я предлагаю сделать в этом месте паузу и подумать об этом серьезно, в широком смысле. Желая дать своему ребенку хорошее образование, мы чаще всего имеем ввиду знания, которые позволят ребенку выбрать дело по душе, хорошо зарабатывать и хорошо устроиться в жизни. Также не будем забывать о развитии личных качеств, ценностях, мировоззрении. Предполагается, что учитель передает ребенку знания по какому-то определенному предмету.

Однако, думаю любой родитель, наблюдая за своим ребенком или за другими детьми, уже понял, что качество передачи информации сильно зависит от личности самого учителя и его контакта с ребенком. Хотим мы этого или нет, труд учителя выходит за рамки его предмета: учитель передает ребенку не только знания, но и информацию о себе, своем отношении и взглядах. Учителя влияют на формирование мировоззрения и ценностей. От личности учителя зависит судьба уроков и самого предмета. Состоявшийся учитель-профессионал транслирует ребенку увлеченность, любовь к своему предмету и работе. Неудачник – усталость от жизни, негатив, раздражение…

  1. С рождения ребенок страстно пытается самостоятельно познавать окружающий его мир: смотрит, трогает, слушает, бросает, задает множество вопросов, проводит эксперименты…. Отправляясь в школу, ребенок неожиданно получает «программу», шаблоны решений, необходимость сидеть и слушать. Теперь его собственное стремление узнавать становится «вне закона», его интересы больше никого не волнуют или на них не остается времени, он должен быть послушным, соблюдать дисциплину и отвечать то, что есть в программе. Ему не интересно…
  2. Ребенок растет, развивается и учится независимо от того, «учат» ли его и «развивают» ли его. Он учится и развивается в любом случае, вопрос только в направлении. Чем более качественна и разнообразна среда и доступны источники информации, тем больше знаний о самом себе получит маленький человек и тем легче ему будет найти свое место в жизни. Среда оказывает влияние на ребенка.
  3. Значимый взрослый имеет способность повлиять на результат. Позитивный эмоциональный отклик вдохновляет продолжать, негативная реакция или безразличие тормозят. Его реакция формирует в ребенке представление о себе самом. Он хочет быть услышанным, понятным, принятым. И при этом – самостоятельным. Ребенок хочет жить свою жизнь сам, ощущая поддержку важного для него человека.

Таким образом, если ответственно подойти к вопросу взросления, дальнейшего формирования личности ребенка и образования, необходимо обратить внимание на три вещи:

  1. разнообразная среда
  2. возможность для самостоятельного творчества и свободного поиска
  3. личность учителя

А что же со «знаниями»? За окном XXI век и, к счастью для нас, любой человек имеет неограниченный доступ к информации во всех видах через интернет или книги. Я даже не веду речь о специализированных предметах (хотя на самом деле можно найти буквально всё) – мы говорим о школе. Абсолютно вся информация по школьной программе есть в открытом доступе.

Если у ребенка есть свобода выбирать, какие знания он хочет получить, и есть доступ к информации, лучшее, что может учитель – поддержать, возможно помочь с направлением и помочь ребенку овладеть нужными инструментами: источники информации, методы поиска, сортировки и т. п. Конечно, сам учитель по-прежнему может быть источником информации, если это нужно ребенку. По сути, любой внимательный родитель является учителем для своего ребенка.

Школьные учителя играют свою роль в условиях школьной системы, дисциплины, расписания, программы, школьных стен. 10-12 лет. 3/4 активного времени дня. Мерой понимания и принятия становится «оценка». Большую часть времени ребенок подчиняется системе и является пассивным участником безразличного системного процесса. Возможен ли в таких условиях желаемый результат образования?

Здесь наверняка могут возникнуть сомнения. Свободное развитие, творчество и всё такое… Это всё хорошо. Так что, теперь вообще исключить школу, пустить все на самотек, ждать, пока сам не спросит и не вмешиваться? Понимая взаимосвязь ребенка, учителя и школы, мы можем принять осознанное и взвешенное решение относительно его образования в целом, образовательной среды, роли взрослых, учителей, родителей и степени их участия в процессе.

Необходимо ли данному конкретному ребенку активное вмешательство взрослых в процесс его взросления? Совпадает ли круг его интересов со школьной программой? Насколько? Могут ли
школьные учителя дать то, что ему необходимо? Если нет, то кто может? Насколько важна побочная информация школьной системы? Любит ли ребенок рамки и нуждается ли в четкой организации собственной жизни? Или он птица вольного полёта?.. Разница между школой и хоумскулингом в том, что образование вне школьных стен, свободное образование, предполагает в том числе и свободу в выборе методов образования своего ребенка. А душевный покой родителей играет далеко не последнюю роль!

Не хотите быть школьным учителем? Не нужно. Многое зависит от наличия внешнего давления в виде школьных аттестаций. И отношения родителей к необходимости и глубине изучения школьных предметов, особенно «нелюбимых». Имеют значение сферы профессиональных и личных интересов самих родителей.

С учетом всего этого, задача родитель-учитель может иметь несколько решений (могут быть и другие варианты).

  1. Найти репетитора
  2. Обратиться к бабушке/дедушке/подруге/знакомому профессионалу и т.п.
  3. Пойти в кружок/на курсы
  4. Записаться в онлайн школу с учителем или только с «контрольными»
  5. Попробовать себя в полноценной роли учителя, вспоминать программу вместе с ребенком: а вдруг понравится?
  6. Показать ребенку возможность самостоятельного обучения и поиска нужной информации: youtube, google, книги, вопросы взрослым и т.п.
  7. Взять на себя урезанную роль учителя, оставив, например, только функцию контроля или подачи новой информации
  8. Передать все полномочия ребенку вместе с возможностью завалить пару аттестаций и ответственностью за это
  9. Предоставить полную свободу и исключить аттестации. Учитывая все факторы хоумскулинга в моей семье, у нас присутствует большинство вариантов.

«Новая школа», «новый учитель», обновлённая школьная инфраструктура, уютные тёплые кабинеты, светлые чистые хорошо оформленные коридоры, доброжелательная атмосфера на уроке, учителя-профессионалы, любящие свой предмет и зажигающие этой любовью учеников, дети, адаптированные к современному ритму жизни, знающие, чего хотят достичь – всё это качество образования, о котором так много говорят в настоящее время. Отрадно, что в нашем государстве сейчас не только говорят об образовании, но и многое делают для повышения его качества. В рамках Комплекса мер модернизации общего образования наша школа в 2012 году из федерального, регионального и муниципального бюджетов получила и реализовала 7641610 рублей 98 копеек:

Капитальный ремонт спортивного зала – 4056100 рублей,

Замена деревянных оконных блоков на металлопластиковые – 2643910 рублей,

Установка узла учёта тепловой энергии – 173224 рубля,

Ремонт помещения пищеблока – 99000 рублей,

Приобретение художественной литературы – 14656 рублей,

Приобретение учебников – 252966 рублей 98 копеек,

Закупка компьютерной техники – 99900 рублей,

Приобретение учебно-наглядных пособий – 18210 рублей и 25820 рублей,

Поставка цифровых микроскопов – 10160 рублей,

Закупка мебели для школьной библиотеки – 99999 рублей,

Поставка туристического оборудования – 40365 рублей,

Обустройство локальной вычислительной сети в соответствии с требованиями – 70000 рублей,

Поставка пищевого оборудования – 21800 рублей,

Курсы повышения квалификации педагогических работников – 15500 рублей

Как видим, огромные средства выделены уже в настоящее время и будут ещё выделены. Но все проблемы сиюминутно решить невозможно, поэтому образовательные учреждения вынуждены обращаться за физической, а порой и финансовой помощью к родителям. Для того чтобы все средства, поступающие от родителей в качестве благотворительного пожертвования на улучшение материально-технической базы школы, можно было легко отследить, операции с ними были прозрачными, мы открыли специальный счёт. Выражаем слова благодарности всем родителям, которые понимают, что они не сторонние наблюдатели образовательного процесса, а непосредственные его участники. Активно работают члены Управляющего совета, только после согласования с ними, распределяются финансовые средства, определяется перечень первоочередных затрат. По согласованию с Управляющим советом в текущем году потрачено:

Закуплены коммутаторы и розетки для локальной сети – 3690 рублей;

Установлен прибор учёта расходования холодной воды – 8675 рублей;

Опломбирование счётчика – 523,39 рублей;

ремонт холодильника в пищеблоке – 4342, 40 рубля;

закупка эмалей и красок для ремонта – 22906 рублей;

электросушилки, символика и мебель для актового зала (трибуна и стол) – 27119 рублей;

оплата за права на программу «Контур-Электрон» – 4300 рублей;

доплата за ремонт комнаты в пищеблоке – 421 рубль;

оплата за расчёты экологии – 797,96 рублей.

Всего с 01.01.2012 от родителей, спонсоров поступило на улучшение материально-технической базы школы – 95443,44 рубля, израсходовано – 81447,19 рубля.

Некоторые родители категоричны. Они ни при каких обстоятельствах не хотят выделять денежные средства на улучшение материально-технической базы школы, и это их право. Но, к сожалению, именно основная часть таких родителей вообще не желают участвовать в учебном процессе. Они считают, что дети определены в школу, вот пусть учителя сами и решают все проблемы: успеваемость ребёнка, пропуски уроков, опоздания, внешний вид детей и многое другое. Да, школа готова со многими проблемами справиться самостоятельно. Но какова же тогда роль родителей? Разве они не должны быть первыми заинтересованными лицами в конечном результате? Всегда говорю, что родители, дети и педагоги должны «плыть в одной лодке», только тогда сможем достичь заветной цели.



Публикации по теме