С какой целью проводят филиппинский тест. Филиппинский тест — критерий «школьной зрелости

В первую очередь будущий первоклассник должен быть готов к школе в физиологическом плане

Дело не в пропорциях

Для родителей будущих первоклашек наступила горячая пора – весной нужно записать ребенка в школу и пройти с ним медкомиссию. Кое-кто уже постепенно начинает закупать ученический арсенал – ранец, форму, красивые тетради и ручки. Конечно, родители больше волнуются по поводу того, научился ли их ребенок бойко читать и логически мыслить. А врачи из года в год не устают повторять, что современные дети не отличаются крепким физическим здоровьем.

А без него весь набор навыков и умений не спасет маленького человека от перегрузок и неудач в первый школьный год. Так что при определении степени готовности к школе нужно учитывать не только возраст ребенка, но и степень его физиологической зрелости, утверждает специалист детской областной больницы Елена Лапшина.

Многие родители считают, что главный критерий соответствия паспортного возраста биологическому – рост, но это далеко не так, говорит она. Ребенок может быть вровень со сверстниками, но при этом быть физиологически незрелым. А «мальчик-с-пальчик», едва дотягивающийся до плеча одноклассников, – вполне соответствовать своему календарному возрасту.

Есть простой способ определить степень зрелости ребенка, это так называемый филиппинский тест. Попросите ребенка дотянуться через макушку правой рукой до мочки левого уха (локоть направлен в потолок). Он сделает это, если пройден этап полуростового скачка, когда меняются пропорции тела и активно растут конечности.

Однако дело не только в пропорциях. Одновременно с ростом тела происходят серьезные изменения в обменных процессах. Вместе с этим расширяются адаптивные возможности ребенка, позволяющие энергетически выдержать школьные нагрузки.

Полуростовой скачок тесно связан с функциональным развитием мозга, готовностью ребенка к восприятию, запоминанию, анализу информации – всем необходимым при обучении процессам.

Другой показатель физиологической зрелости – начало замены молочных зубов коренными. Если к моменту поступления в первый класс ребенку еще нет шести с половиной лет, он не прошел филиппинский тест или у него даже не начали выпадать молочные зубы, со школой, возможно, стоит подождать до следующего года.

Учиться или лечиться?

Для того чтобы выдержать минимальную школьную нагрузку в четыре академических часа, ребенок должен обладать адаптивным ресурсом, который определяет его трудоспособность и эффективность работы в школе.

Но следует отметить, что сегодня в первом классе по четыре часа занимаются редко, в большинстве школ бывает и по пять, и по шесть уроков. Такой график способен выдержать лишь стопроцентно здоровый ребенок. Часто болеющим детям (более шести раз в год) такая нагрузка не под силу. По сути дела, сегодня под это определение подходит едва ли не каждый ребенок.

Для таких детей характерна сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, более низкие показатели внимания. Не слишком крепкое здоровье неизбежно сказывается на восприятии, памяти, а в этом случае гораздо сложнее, чем здоровому, крепкому ребенку, осваивать программу первого класса, нередко не адекватную возрасту.

Часто болеющим детям, безусловно, стоит отложить поступление в первый класс до семи или даже до семи с половиной лет. Ведь по мере взросления адаптивные возможности детского организма расширяются. И чем старше ребенок, тем ему легче будет включиться в учебу. Кроме того, год перед школой можно будет целенаправленно потратить не только на подготовку к первому классу, но и на то, чтобы укрепить здоровье малыша.

Если у ребенка есть хронические заболевания, ему просто нельзя идти в школу раньше шести с половиной, а еще лучше – семи лет. Между тем некоторые родители всеми правдами и неправдами стремятся уговорить врачей не вносить в обменную карту данные об истинном состоянии здоровья ребенка, опасаясь, что без «первой группы» его не примут в престижную гимназию. Скрывать истинное состояние здоровья ребенка ни в коем случае нельзя, предупреждает Елена Лапшина. Это может грозить серьезными осложнениями.

К примеру, на основании группы здоровья, которая записана в карте, ребенок со всеми наравне будет заниматься на физкультуре, ему станут давать непомерные физические нагрузки, которые маленькому ученику, возможно, категорически противопоказаны.

Есть список хронических заболеваний, при которых поступление в 1-й класс лучше отложить до 7 лет:

– анемия, порок сердца;

– язвенная болезнь желудка;

– гипертрофия небных миндалин III степени;

– хронический тонзиллит;

– эндокринопатия;

– нейродермит;

– прогрессирующая близорукость.

Берегите нервы

Особо нужно сказать о детях с пограничными нарушениями нервной системы:

– они бурно реагируют на любые ситуации, часто плачут, склонны к резким перепадам настроения;

– с трудом засыпают и беспокойно спят;

– у них наблюдаются навязчивые движения. Они могут грызть карандаши или ногти, шмыгать носом или покусывать губу, бесконечно крутить пуговицу. У таких детей порой дергается веко;

– нередко наблюдаются запинки речи;

– их часто мучают страхи неудач, темноты, плохих оценок и т.д.;

– им трудно усидеть на месте, долго удерживать внимание;

– они часто жалуются на недомогания: болит голова, живот, тошнит.

Родители редко всерьез обращают внимание на эти особенности, объясняя их плохим воспитанием, дурным характером, ленью. На самом деле все это говорит о неполадках в нервной системе. Тут нужна консультация невропатолога: если у ребенка не все благополучно с нервной системой, ему будет очень сложно справиться со школьными перегрузками. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка в школу раньше семи лет. Возможно, это как раз тот случай, когда нужно продлить ребенку детство.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что ему придется делать уроки и выполнять правила общего поведения, значит, у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля и формы и его больше всего интересуют сверстники и перемены, значит, малыш еще попросту психологически не готов к поступлению в первый класс.

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

10-14 баллов, вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет, на каком направлении вам нужно сделать упор;

9 и меньше, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Андрей у меня февральский, и на 1 сентября ему будет 6,5 лет. То есть можно отдать в школу на следующий учебный год, а можно подождать еще годик… Никак не могу принять окончательного решения, как же лучше поступить.

В очередной раз бороздила интернет в поисках ответа на свои вопросы и сомнения. И нашла интересный способ определения готовности к школе, который раньше мне почему-то не попадался - филиппинский тест .

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости» .

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много.

Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

По некоторым данным (Европейский Конгресс по вопросам школьной и университетской медицины), менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, полностью здоровы. После первого года обучения таких деток становится еще меньше. Отчасти так происходит по той причине, что организм первоклассника просто не был готов к серьезным нагрузкам.

Медики настаивают на том, что родителям будущего школьника необходимо подготовить к 1 сентября не только красивую форму, портфель и букет, но и самого ребенка.

1. Обучите ребенка правилам личной гигиены. Если у новоявленного школьника привычка регулярно мыть руки доведена до автоматизма, то шансы не подхватывать каждую вторую инфекцию существенно повышаются. Важно донести до ребенка мысль о необходимости мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.

2. Следите за питанием ребенка. Очень важно к школе сформировать у ребенка здоровое пищевое поведение, тем самым вы обезопасите его на весьма длительное время от склонности к вредной пище. Из меню необходимо убрать чипсы, газированные напитки, соусы, полуфабрикаты, фаст-фуд, предпочитая блюда из отварных или запеченных продуктов.

3. Пусть утренняя гимнастика станет нормой. Почти вся жизнь у школьника проходит сидя, а у современных детей в таком положении проходит в том числе и досуг. Как итог - к пятому классу у половины сколиоз, к подростковому возрасту первые признаки ожирения. Чтобы этого не допустить, вам необходимо привить ребенку любовь к движению. И стоит отметить, что самой сильной мотивацией в данном случае выступает личный пример. Если малыш видит, как мама или папа, или все вместе каждое утро начинают с зарядки, пробежки (возможно, с собакой на улице!) или даже танцев под энергичную музыку, вряд ли он останется в стороне.

4. Не лишним будет обучить ребенка дыхательной гимнастике. Этот вид упражнений является хорошим способом как для снижения частоты простудных заболеваний, так и для укрепления нервной системы ребенка и развития у него выносливости.

5. Сформируйте четкий распорядок дня. Когда день расписан, то становится проще формировать правильные привычки и легче выполнять домашнее задание. Ребенок должен засыпать не позже 22 часов, продолжительность сна должна составлять не менее 9-10 часов. Оптимальная продолжительность для подвижных игр на свежем воздухе - 2-3 часа.

6. Сформируйте у ребенка здоровую психику. Для этого в семье должен царить психологический комфорт. Самое главное - не выяснять взрослые отношения при ребенке и не отзываться дурно о его способностях при посторонних. Необходимо укреплять его уверенность в собственных силах, всячески поощрять его успехи. Приучайте ребенка к самостоятельности, способствуйте формированию его собственного мнения и больше времени проводите с ним.

7. Очень важно перед школой обойти врачей , чтобы выяснить слабые стороны здоровья ребенка. Доктор даст полезные советы по адаптации ребенка к учебному году с учетом имеющейся проблемы и, возможно, назначит курс необходимой терапии.

И последнее, о чем стоит задуматься, особенно тем родителям, которые считают своих детей гениями: готов ли вообще ваш ребенок физиологически к школе . Нередко детей отправляют в первый класс чуть пораньше, например, в шесть лет. Однако есть замечательный тест - филиппинский : ребенка просят дотянуться правой рукой до левого уха через голову. Если дотягивается - то значит, он сформирован настолько, что может пойти учиться. Если нет - значит, пока рано.

А рано потому, что данный тест показывает именно биологический возраст ребенка , так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Большая часть мам на определенном этапе задает себе вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Можно отправить чадо грызть гранит науки в 6 лет, а можно продлить его беззаботное существование еще на год. Как лучше поступить? Взвешивая плюсы и минусы, характерные для вашей конкретной ситуации, обратите внимание на интересный способ определения готовности к школе - филиппинский тест.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест - один из главных критериев «школьной зрелости». Для того, чтобы узнать, прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».



Публикации по теме