«Сад и огород». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме

«Наш зеленый огород нас прокормит круглый год»

(средняя группа, сентябрь 2-я неделя)

Цель: Обобщение представления об овощах и их пользе для человека.

Задачи:

Обучающая: Формировать представления о пользе растений для человека.

Развивающая: Закреплять умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи (капуста, лук, морковь, картофель и др)

Воспитательная: Воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.

Итоговое мероприятие: творческая мастерская «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем»!

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами по реализации образовательной программы ДО

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

ПОНЕДЕЛЬНИК

I. Изобразительная деятельность «Яблочки на яблоне»

Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать дерево, передовая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить приему рисования листьев. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценки своих работ.

Цветные карандаши или восковые мелки бумага ½ листа на каждого ребенка

Среда взаимодействия: ребенок-воспитатель, ребенок

Ребенок

Примерный план действий:

  1. Мотивационно побудительный этап: Проговорить с детьми о том, что в садах поспели яблоки, они круглые, румяные.
  2. Основной этап: Предложить 2 детям нарисовать дерево возле доски, Затем показать как можно круговыми движениями изобразить листья. Пальчиковая игра «Мои игрушки»
  3. Рефлексивный этап: Предложить поставить рисунки ребят на доску и поговорить о том, как много нарисовали яблонь.

II. Музыкальная деятельность. Работа по плану музыкального руководителя. Подготовка к осеннему празднику «Наш веселый огород»

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастики «Мы сажали огород»

Беседа: «С корзиной в огород»

Цель: Знакомить с новыми понятиями.

Артикуляционная гимнастика «Овощи»

Д/И «Сад огород»

Творческая мастерская: «Изготовления овощей из использованного материала»

Прогулка

Наблюдение за почвой Цель: учить видеть зависимость состояние почвы от погоды.

Опыт «Состояние почвы зависимости от температуры П/И «Удочка»

Д/И «Что где растет»

Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения.

Игра «Большой- маленький»

СРИ «Мы поможем бабушке на огороде»

Прогулка Наблюдение за почвой (продолжить опыт с почвой)

П/И «Кто скорее до флажка»

Д/И «Вершки корешки»

Первая половина дня

Иллюстрации овощи и фрукты.

Раскраски овощи и фрукты. Дидактически мультфильм «Огород»

Внесения масок в уголок театрализации «Овощи»

Прогулка

Выносной материал, лопатки, ведерки, машинки, мячи.

Вторая половина дня

Муляж овощей и фруктов для игры «Собири кузовок»

Беседа «Начинаем, учится вместе»

Индивидуальные беседы по запросам родителей.

ВТОРНИК

II. Познавательно-исследовательская деятельность. «В гостях у кролика» (См. метод . стр 13 Помораева)

Программное содержание: Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или не равенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

Предметно-практическая среда: Игрушки: Вини Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы, сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Кубы и призмы треугольные по 5 штук для каждого ребенка.

Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Игровое упражнение «Положим кубы в коробку» Вини пух и Пятачок собираются в гости к Кролику

2. Основной этап: Игровое упражнение «Построим домик», «Поможем Вини Пуху разложить картинки»

3. Рефлексивный этап: вспомнить по картинкам части суток.

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастики.

Ситуативный разговор «Какую пользу приносят овощи»

Игра ситуация «Незаметно пролетело лето» стр 54 Габанова

Пальчиковая музыкальная гимнастика «Ладушки», «10 мышат»

Прогулка

Наблюдение за собакой и кошкой. Цели: продолжать расширять кругозор о животном мире, прививать любовь к домашним питомцам, познакомить с историей приручения собак человеком, дать представления о том как собаки помогают человеку в жизни.

Д/И «У кого кто»

П/И «Птички и кошки»

Трудовая деятельность

Творческая мастерская «овощи с огорода»

Вторая половина дня

Игра «Мы растем»

Дежурство в уголке природы.

СРИ «Наши дружные соседи»

Д/И «Перепутанные картинки»

Прогулка

Наблюдения за облаками

П/И «Ловишки»

Загадки (овощи)

Первая половина дня

Трафареты для рисования «овощи»

Д/И «Разрезанные картинки»

Прогулка

Выносной материал.

Пакеты для мусора.

Вторая половина дня

Настольно печатные игры. Картотека комнатных растений. Лейки для полива цветов.

Бумага для создания макета овощей. Краски, клей.

Создать условия для Организации сюжетно-ролевых игр «Овощной магазин», «Семья»

Подготовка к выставке «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем!»

Подготовка к родительскому собранию.

Предложить родителя изготовить макеты овощей в разной технике

Поговорить о самочувствие детей

СРЕДА

  1. Двигательная деятельность. Работа по плану инструктора по физическому развитию.

II. Коммуникативная деятельность. «Звук [С] [СЬ]

Программное содержание: Объяснить детям артикуляцию звука С , упражнять в правильном, отчетливом произнесения звука (в словах и фразовой речи).

Предметно-практическая среда: Чистоговорки на звук С , полоска бумаги

Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок, ребенок- ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Сказка про язычок.

2. Основной этап: упражнения с полоской бумаги, Упражнения «Язычок сочиняет песенки» Чтение стихотворения «Сорока, сорока» Загадка физминутка «Закачалось деревцо»

3. Рефлексивный этап: Что запомнили?

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастике

Игровое упражнение «Румяные щёчки»

Чтение рассказа Э.Мошковская «Чужая морковка», Ю.Тувим «Овощи»

Игровое упражнение «Угощение для гостей». Цель: Учить находить сходство и различие между фруктами и овощами.

Работа в уголке природы

Игра- забава: заводные игрушки

Театрализованная игра по сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу»

Прогулка

Наблюдения за изменением цвета листвы. Цель: Расширять представление об осени как времени года, развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства, воспитывать интерес к самостоятельным наблюдения.

Трудовые поручения: подготовка почвы для пересадки комнатных растений и посадки огорода

Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения.

Познавательный рассказ « Вкусно и полезно»

Творческая мастерская «Огород»

Напомнить детям о правилах поведения в группе.

Беседа «Движение»

Д/И «Что сажают в огороде»

Прогулка

Наблюдение за березой

Д/И «Узнай чей лист»

П/И «Жмурки»

Первая половина дня

Центр книги: внесение книг.

Маски в центр театра

Прогулка

Выносной материал. Мяч, шарф для игры в жмурки.

Дидактические упражнения по ПДД «Можно нельзя», «Собери машину», «сломанный светофор»

Вторая половина дня

Свободная деятельность под контролем педагога. Конструирование из песка.

Создать условия для рисования по трафаретам овощей, грибов, фруктов Цель: учить аккуратно, обводить контуры, отличать фрукт от овоща

Подготовка к выставке «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем!»

Беседа «Начинаем учится вместе»

Подготовка к родительскому собранию.

Предложить родителя изготовить макеты овощей в разной технике.

Анкетирование.

Выпуск газеты «Наш огород»

ЧЕТВЕРГ

  1. Музыкальная деятельность. Работа по плану музыкального руководителя.

II. Изобразительная деятельность. (Лепка) «Овощи большие и маленькие» (стр. 26 Комарова)

Программное содержание: Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умения катать прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы. Учить, пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Предметно-практическая среда: Натуральный огурец и свекла. Пластилин, доска для лепки

Среда взаимодействия: ребенок воспитатель, ребенок-ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Рассмотреть с детьми огурец и свеклу. Чем отличаются овощи?

2. Основной этап: Показать прием лепки огурца. Затем вместе с детьми повторить в воздухе. В процессе лепки уточнять приемы. Пальчиковая игра «Репка»

3. Рефлексивный этап: Все выполненные овощи рассмотреть с детьми, отобрать разные по величине изображения.

Первая половина дня

Комплекс утреней гимнастики

Рассматривание альбома «У природы нет плохой погоды».

Чтение потешки «Солнышко- вёдрышко»

Дидактическая игра « Угадай, кто я?»

Чтение: русск. нар. сказка «Бычок- чёрный бочок, белые копытца»

Самостоятельная игровая деятельность (сюж.- рол. Игры)

Труд. Поручения: помогаем накрывать на стол

Прогулка

Наблюдение за листьями клена и березы. Цель: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру, закреплять представления о сезонных изменениях

П/И «Зайцы и волк»

Д/И «Кто же я»

Вторая половина дня

Гимнастика после сна

Чтение Сутеев «Яблоко» Цель: уметь поддерживать беседу, слушать внимательно, сопереживать героям произведения.

Творческая мастерская:

Прогулка

Наблюдение за растениями в огороде.

П/И «Кто скорей соберет»

Д/И «Что сажают в огороде»

Первая половина дня

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Дидактическая игра: «Косыночка» . Цель игры: развить в детях доброту и заботливое отношение к окружающим, а также мелкую моторику рук.

Прогулка

Показать детям, как нужно убирать игрушки для песочницы. Предложить понаблюдать за работой дворника.

Вторая половина дня

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование. Ситуативные разговоры и беседы. Трудовые поручения. Релаксации: минуты тишины, уголки уединения, музыкальные паузы.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Памятка для родителей: «Нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми»

ПЯТНИЦА

I. Познавательно- исследовательская деятельность «Моя семья»

Программное содержание: Внести понятие семья. Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), мама- папа, дочка- сын, дедушка- бабушка. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Предметно-практическая среда: матрешка, шестью матрешками, мяч, корзиночки, 3 комплекта картинок Семьи, коши, собаки, птицы, рыбы. 3 листа бумаги формата А3 , текст стихотворения Маршака С. «Матрешки», фотографии членов семьи педагога планшет для набора фотографий.

Среда взаимодействия: воспитатель- ребенок, ребенок – родитель, ребенок- ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Загадка. От имени матрешки знакомиться с ребятами, предлагает найти перечисленных родственников матрешки

2. Основной этап: Игра рассуждения «Кто ушел? Кто пришел», Игра «Составь портрет своей семьи» Рассказ детей по фотографии о своей семье. Игра с мячом «Назови ласково»

3. Рефлексивный этап: Кто был в гостях? Назовите членов семьи? Что запомнили?

II. физическое развитее (двигательная деятельность, плаванье) Работа по плану инструктора по плаванью

Первая половина дня

Рассматривание альбома «Овощи»

Дидактическая игра « У кого какой предмет?»

Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными растениями.

Сюж.-рол. игра «Магазин»: сюжет «Овощной магазин»

Творческая мастерская: рисование пальчиковыми красками «Овощи в корзинке»

Изготовления сказочных героев из овощей.

Прогулка

Наблюдение за насекомыми.

Цель: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду, воспитывать любознательность, любовь к природе.

Д/И «Кто летает»

П/И «Замри»

Вторая половина дня

Гимнастика после дневного сна.

Игра ситуация «Наши дружные соседи»

Д/и «А у нас порядок» - закреплять умение наводить порядок в группе.

Прогулка

П/И «Пчелки»

Д/И «Что за насекомые»

Первая половина дня

Овощи для игры овощной магазин.

Краски для рисования пальцами.

Листы бумаги А 4 с изображением корзинок.

Прогулка

Свободная деятельность под контролем педагога.

Подвижные игры по желанию детей .

Вторая половина дня

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование. Д/и «Чудесный мешочек» - определять форму предметов на ощупь.

Центр Экспериментирования Альбом «Семена овощей»

Сценарный план итогового мероприятия для детей среднего дошкольного возраста

Творческая мастерская «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем»

Цель: обобщения представления у детей знания об овощах, их разновидностях.

Задачи:

Обучающая: Совершенствование умения определять овощи по признакам, группировать по цвету, вкусу, семенам.

Развивающая: Развивать творческие способности детей.

Воспитательная: Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми

Образовательная среда:

Характер взаимодействия субъектов деятельности: Воспитатель – ребенок, ребенок- родитель, ребенок - ребенок

Среда обучения и восприятия: центр выставочного материала

Предметно-практическая среда: Дидактический материал по теме огород, овощи. Работа в центре творчества.

Ведущая образовательная область: социально- коммуникативная развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты: В ходе наблюдений у детей будет сформирован уровень знаний об овощах, цветах.

Дети научатся ухаживать за растениями, определять и называть растения по их внешнему виду, семенам.

С помощью наблюдений, экспериментирования дети научатся делать простейшие умозаключения .

Примерный план действий:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность

Мотивационно- побудительный

Создание в группе творческой мастерской. Маски овощи.

Дети изображают овощи различными художественными способами овощи.

Основной

Изготовления масок «Овощи»

Разучивание стихов о овощах

Театрализация «Огород»

Выставка групповых и семейных поделок.

Изготовления сказочных героев из овощей

«Изготовления овощей из использованного материала»

(коробки, баночки, пластиковые бутылки)

Дети изображают овощи различными художественными способами.

Описание овощей по мнемотаблицам.

Рефлексивный

Что мы делали? Зачем нам это надо? Где пригодиться? Что узнали нового? Что понравилось?


Экспериментальная деятельность в детском саду. Средняя группа

Конспект НОД «Посадим огород». Экспериментальная деятельность в средней группе.

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» ст. Тацинская Ростовская область.
Назначение работы: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования
Цель: Формирование знаний об овощах.
Задачи:
- Учить различать овощи по характерным признакам
- Развивать память, обследовательские действия.
- Создать чувство эмоционального комфорта.
- Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью
- Развивать умение правильно сажать в землю в землю семечко и ухаживать за ним.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.
Обогащение словаря: Семечко, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать.
Материалы к занятию: Комнатный горшок с землёй, совочек, лейка с водой, пачка с семенами.

Ход занятия:

1.Вводная беседа с детьми о времени года и осеннем урожае.
- Какое время года? (осень)
- По каким признакам догадались, что наступила осень? (дети перечисляют)
2. Сюрпризный момент:
Стук в дверь, входит кукла Маша и приносит красивый мешочек
Проводится игра «Чудесный мешочек»
Кукла Маша предлагает желающим на ощупь отгадать, что там лежит.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети обследуют и вытаскивают овощи.
4.Загадки.
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста).

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
(Картошка).

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)

Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
(Помидоры)

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок.
(Огурец)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

5.Дидактическая игра «Узнай на вкус». Овощи режут на кусочки, вызывают ребёнка, завязывают глаза и дают пробовать овощ. Нужно по вкусовым качествам определить, какой овощ попался.
6.Дидактическая игра «Вершки – корешки» Дети выбирают, что растёт в земле, а что на поверхности.
Заострить внимание на огурце.
Загадка
Зеленые поросятки выросли на нашей грядке, К солнцу - бочком, хвостики у них - крючком. Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)
- Какого цвета огурец? (зелёного)
- Какая поверхность? (с пупырышками)
- Чем полезен огурец?

Огурец содержит очень много витаминов, которые полезны нашему организму. А так же имеет и целебные свойства – огуречный сок полезен при заболеваниях кожи, обладает жаропонижающим действием. Ваши мамы делают салаты и закатывают в банки, зимой вы с удовольствием пробуете огурец из банки.

А где растёт огурец? (на грядке)
- А сейчас можно вырастить на огороде и почему? (потому что холодно и он замёрзнет)
- Давайте посадим в группе на подоконнике и попробуем вырастить огурец.
7. Практическая часть.
- А сейчас Маша мы покажем, как надо сажать огурцы.
- Что нужно для посадки? (семя, землю, воду и горшок цветочный)

- Мы заранее насыпали в горшок землю и размяли, чтобы не было комочков.
Возьмём семечко и посадим в землю, а затем польём водой.
Поставим горшок на окошко и будем наблюдать, что произойдёт с нашим семечком.
Наши наблюдения.
Через некоторое время показался росток с двумя листиками.


Затем появились листики покрупнее. На ощупь листик мохнатый и мягкий. Всё время поливаем водой комнатной температуры, проводим рыхление. Дети с удовольствием ухаживают за маленьким ростком.


Наш стебелёк растёт и появились ещё листики


Возле листочка появились маленькие зародыши огурчика и цветочки.


Мы поставили лесенку, с помощью усов огурец цепляется за неё и взбирается вверх.
Огуречные лианы –
Не растут на них бананы
Лишь зелёный огурец,
Ловкий, сладкий удалец!
Огурец-канатоходец
По канатам важно ходит.
Выше, выше, ближе к солнцу,
Ус-пружинка цепко вьётся…
Пьёт росу на зорьке ранней,
В жаркий день - дожди желанней!
Тёплым светом напитался,
Чистым ветром обдувался,
Круглобоким стал пострел,
Звонким хрустом он созрел!
Вот и наши цветочки.
А вот уже и огурчики.
Вот зелёные юнцы -
Молодые огурцы!
Раз, два, три... четыре... пять -
Сразу всех не сосчитать!
Крепкий стройный молодец,
Тонкокожий огурец,
И солёный, и в сметане -
Вкуса дивного творец!


Огурец рос – рос и вырос.



Мы его сорвали, помыли.


Порезали кружочками и угостили всех деток.
Дети славно потрудились, вырастили великолепный урожай!


– Я – зелёный огурец,
Витаминный удалец!
Летом я на грядке зрею,
А зимой – в оранжерее.
Все со мной дружить хотят,
Ведь меня со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой,
В завтрак, в ужин, и в обед…
Ничего полезней нет!

Проект в средней группе детского сада «Мы сажаем огород».

Цель:
Создать условия для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса, формирование навыков экспериментирования.
- Закрепление представлений об общих признаках растений и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
- Развитие чувства ответственности за порученное дело.
- Развитие у детей умения наблюдать, делать выводы.
- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
Прогнозируемый результат:
- Воспитать бережное отношение к растительному миру.
- Познакомить детей с посадкой и выращиванием культурных растений.
- Привить детям уважительное чувство к труду.
- Получить урожай свеклы, редиски, томата, огурцов, патиссонов, петрушки, лука, укропа.
Формы реализации проекта: беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры, экспериментирование.
Участники проекта:
- средней группы;
- воспитатели;
- родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный 4 месяцев (с 1 мая по 31 августа 2016г.).

Этапы:

1 Этап- подготовительный:
1 Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно (воспитатели с 01.05.16г. по 08.05.16г.)
2 Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта (воспитатели, родители с 01.05.16г. по 08.05.16г.).
3 Разработать консультации для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». (воспитатели с 01.05.16г. по 30.05.16г.).
5 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта (воспитатели, родители с 01.05.16г. по 12.05.16г.).
2 Этап- основной:
1 Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширять знания детей о культурных растениях на огороде.
2 Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях.
3 Чтение художественной литературы: С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
4 Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян.
5 Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Опиши овощ», «Угадай, что это», «Вершки-корешки», «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»
Игра-лото «В саду, на поле, огороде», «Один – много».
6 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет - продукты», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка».
7 Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли. 8 Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур.
9 Экспериментирование «растение - человек».
10 Беседы «Овощи», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Овощи на грядке и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения».
11 Труд в природе. Сбор созревших овощей.
12 Употребление созревших плодов.
13 Художественно - эстетическое развитие: «Лепка помидор из пластилина», аппликация «На грядке», коллективная лепка из соленого теста «Корзина овощей».
3 Этап- заключительный:
1 Оформление фотовыставки «Наш урожай».
2 Создание презентации «Наш урожай».
3 Анализ результативности.
Список используемой литературы.
Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду/
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
Приложение





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Сочи детский сад №92

ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4-5 ЛЕТ)

Огород на окне: «Вершки и карешки»

Воспитатели:

Ноздрина Оксана Андреевна

Сочи,2017

Паспорт проекта

Тип проекта информационно – творческий; групповой.

По содержанию : обучающий.

По числу участников проекта : групповой.

Сроки реализации проекта: краткосрочный, март-апрель

По характеру контактов : в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: у частник от зарождения идеи до получения результата.

Цель проекта - Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков, расширять знания детей о способах посадки

Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи проекта :

Обучающие:

Формировать представление о том, как выращиваются огородные растения.

Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для роста растений.

Систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека, животных, растений.

Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука.

Развивающие:

Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.

Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).

Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.

Воспитывающие :

Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.

Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.

Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.

Проект включает в себя 3 этапа :

Подготовительный этап

Разработка стратегии реализации проекта

Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе «Что должно присутствовать в «зимнем огороде» в средней группе.

Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

Основной этап включает в себя

    Совместная деятельность – посадка

    Наблюдение и уход за «огородом»

    Рассматривание альбома «Что мы посадили»

    Беседа «Чем полезен лук»

На заключительном этапе

    Участие в конкурсе «Огород на окне»

    Этот проект значим для всех его участников:

Дети : получения новых знаний, проявления активности в процессе выполнения трудовых поручений

Педагоги : продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители : предоставление материала для выполнения трудовых и экспериментальных действий

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель : занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка растений), эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками (лейка, совок), организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе

Предполагаемый результат проекта

Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород»

Этапы работы над проектом:

1. Проектировочный

Изучение методической литературы по теме: Вовлечение детей в трудовую деятельность посредством экологического воспитания

Составление перспективного плана работы по проекту: «Огород на окне»

Подборка игр для проведения различных видов деятельности

Работа с родителями

Помощь в проектировании модели «Огород на окне»

Сбор материалов для модели «Огород на окне»

Работа с детьми

Настольно - печатные игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород».

Изготовление атрибутов к драматизации:

Сюжетно-ролевой игры «На даче»

Музыкально-дидактической игры «Огородная - хороводная»

Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»

сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород».

2.Практический

Реализация проекта «Огород на окне», организация всех видов детской деятельности (перспективный план).

Работа с родителями

Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.

Работа с детьми

Продуктивная деятельность: НОД «Декоративный забор», свободное рисование овощей, фруктов, сюжетов сельской и дачной жизни.

Образовательные области Познание, Здоровье, Безопасность,

Коммуникация: НОД «Весна пришла»

Двигательная, игровая, музыкально-художественная деятельность: настольно - печатные игры - «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород»; Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Повара»; Музыкально-дидактической игры - «Огородная - хороводная», «Мыши в кладовой», драматизация сказки «Вершки и корешки, «Репка».

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Познавательно – исследовательская деятельность: составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Труд: составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.



Цель: расширять представления детей о саде и огороде.

Задачи:
1. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.
2. Учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ с помощью картинок-опор.
3. Развивать зрительное внимание детей, память.

Оборудование: демонстрационный материал: натуральные овощи и фрукты, корзина, подставки для картин, сюжетные картины «Сад», «Огород», картинка Незнайки, картинки-опоры для составления рассказа.
раздаточный материал: цветные карандаши, индивидуальные листы с заданием «Обведи по контуру».

Ход занятия

I. Орг. момент.

1. Игра на развитие зрительного внимания «Сядет тот, у кого в руках два красных карандаша, один желтый карандаш и т.д.»

II. Работа по теме занятия

1. Д/и «Овощи-фрукты»: педагог говорит детям, что в гости к ним пришел Незнайка и принес корзину, предлагает посмотреть и назвать что в ней:
-Что находится в корзинке? (Овощи и фрукты.) Правильно, где растут овощи/фрукты? (На огороде, в саду.) Верно, давайте «отправим» каждый овощ и фрукт в то место, где они живут.
Логопед демонстрирует детям сюжетные картины «Сад», «Огород», вызывает по одному ребенку и спрашивает: «Что это? (Это помидор.) Помидор овощ или фрукт? (Помидор-это овощ.) Где растет помидор? (Помидор растет на огороде, на грядке.) Молодец, положи этот овощ к картинке, где нарисован его домик и т.д. »
2. Д/и «Угадайте, где мы были?»

Логопед просит ребенка показать нужную картинку. Вызванный ребенок показывает картинку «Сад».
-Что это? (Это сад.)

Логопед просит ребенка показать нужную картинку. Вызванный ребенок показывает картинку «Огород».
-Что это? (Это огород.)

3. Д/и «Что в саду? Что в огороде?». Рассмотреть картинки «Сад», «Огород»
Вопросы детям:
-Что растет в саду? (В саду растут фрукты.)
(Поставить рядом с картинкой «Сад» картинку «Фрукты».)
-На чем растут фрукты? (Фрукты растут на дереве.)
(Рядом с картинкой «Фрукты» поставить картинку «Дерево.»)
-Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)
(Рядом с картинкой «Огород» поставить картинку «Овощи».)
-На чем растут овощи? (Овощи растут на грядке.)
(Рядом с картинкой «Овощи» поставить картинку «Грядка».)

III. Физкультминутка



1. Составление короткого рассказа по теме.
-Ребята, послушайте мой рассказ о фруктовом саде: «Это сад. В саду растут фрукты. Фрукты растут на дереве». (Педагог показывает соответствующие картинки по тексту.)
Затем логопед предлагает повторить 2-3 детям рассказ о саде. После чего ребята составляют самостоятельно рассказ об огороде: «Это огород. На огороде растут овощи. Овощи растут на грядках».
2. Развитие графомоторных навыков «Обведи по контуру»

V. Итог. Педагог совместно с детьми вспоминает, чем они занималась на занятии.

Конспект занятия №2 по теме «Сад-огород»

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах.

Задачи:
1. Продолжать учить детей отгадывать описательные загадки.
2. Учить детей составлять сравнительный рассказ по картинкам-опорам.
3. Развивать словесно-логическое мышление детей.
4. Развитие графомоторных навыков.

Оборудование: демонстрационный материал: натуральные овощи и фрукты, карточки-опоры для сравнения объектов.
раздаточный материал: карточки к игре «Угадай по половинке», инд. листы «Проведи стрелочки».

Ход занятия

I. Орг.момент.
1. Д/и «Угадай, что нарисовано?»: логопед раздает каждому ребенка карточку с изображением половинки фрукта или овоща, ребенок должен догадаться, что спрятано на картинке.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Угадай, что у меня?»: логопед описывает фрукт или овощ, не проговаривая его названия: «Это овощ. Он красный, круглый, большой, сладкий». (Помидор.) Дети должны догадаться о чем идет речь.
2. Д/и «Подбери признак»: лимон (какой?)-…; апельсин (какой?)-…; груша (какая?)-… и т.д.
3. Д/и «Сравни»: дети с помощью картинок-опор сравнивают овощи и фрукты, например: «Что это? (Это морковь и лимон.) Скажите, что из них овощ, а что фрукт? Сравните морковь и лимон по цвету, форме, вкусу и месту, где растут».
Логопед рассказывает сравнительный рассказ полностью, затем кто-то из детей его повторяет.

III. Физкультминутка.

См. 1 занятие.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Составление сравнительного рассказа по 5 признакам. Дети с помощью картинок-опор сравнивают: банан-чеснок, лук-груша, кабачок-слива.
2. Работа с индивидуальными листами «Проведи стрелочки» (От овощей и фруктов продолговатой формы к подносу, а от круглых овощей и фруктов-к тарелке).



Публикации по теме