Самое высокое звание железной дороги. История форменной одежды железнодорожников


Железная дорога при товарище Сталине была военизированной организацией. В определенных случаях железнодорожники находились на казарменном положении. У железнодорожнков была своя форма, похожая на военную.

http://content.foto.my.mail.ru/community/poezdavokzal/2295/h-2420.jpg
С 1943 года, как и во всех военизированных организациях были введены погоны согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943 года "О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта", Народный комиссар путей сообщения Л.М.Каганович 13 сентября 1943 года издал приказ №711Ц. Кроме погон были введены новые звания, новые знаки различия и новая форменная одежда. Младшему начальствующему составу звания присваивались приказами начальников железных дорог, совместно с начальниками отраслевых управлений и начальниками объединений - по представлению начальника предприятия. Среднему и старшему начальствующим составам Народный комиссар путей сообщения присваивал звания приказом, по представлению начальников железных дорог, начальников управлений, отделов, объединений и строек НКПС. Высшему начальствующему составу звания присваивались постановлением Совета Народных Комиссаров СССР по представлению Народного комиссара путей сообщения.
К званиям высшего начальствующего состава относились генерал-директор путей сообщения, вице-генерал-директор путей сообщения первого и второго ранга, генерал-директор первого, второго и третьего ранга. К званиям старшего начальствующего состава относились директор-полковник, директор-подполковник и инженер-майор. Срок выслуги у них был пять лет. К званиям среднего начальствующего состава относились инженер-капитан, инженер-лейтенант и техник-лейтенант. Срок их выслуги составлял четыре года. Младший начальствующий состав - техник первого, второго и третьего ранга, старший бригадный и бригадный - имели сроки выслуги по три года (бригадный - два года). Персональные звания являлись пожизненными, лишение звания производилось только по приговору суда. Для высшего начальствующего состава требовалось еще и специальное правительственное постановление.

Погон директора - полковника службы движения.
Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты, и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см.

Погон младшего начальствующего состава.
Каждая служба железной дороги имела свои эмблемы. Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги - электровоза (последнее, впрочем, встречалось довольно редко). Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.

Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции.
Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды, что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, "женскую" сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев - берет. В зимнее время женщины носили кубанку.
(более подробно -

Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 сентября 1943 г.
О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта

1. Ввести персональные звания и новые знаки различия для личного состава железнодорожного транспорта.
2. Установить нижеследующие персональные звания для начальствующего состава железнодорожного транспорта:
Для высшего начальствующего состава
Генерал-директор путей сообщения
Вице-генерал-директор путей сообщения I и II ранга
Генерал-директор движения I, II и III ранга
Генерал-директор тяги I, II и III ранга
Генерал-директор пути и строительства I, II и III ранга
Генерал-директор связи I, II и III ранга
Генерал-директор административной службы I, II и III ранга
Для старшего начальствующего состава
Директор-полковник движения
Директор-полковник тяги
Директор-полковник пути и строительства
Директор-полковник связи
Директор-полковник административной службы
Директор-подполковник движения
Директор-подполковник тяги
Директор-подполковник пути и строительства
Директор-подполковник связи
Директор-подполковник административной службы
Инженер-майор движения
Инженер-майор тяги
Инженер-майор пути и строительства
Инженер-майор связи
Инженер-майор административной службы
Для среднего начальствующего состава
Инженер-капитан движения
Инженер-капитан тяги
Инженер-капитан пути и строительства
Инженер-капитан связи
Инженер-капитан административной службы
Инженер-лейтенант движения
Инженер-лейтенант тяги
Инженер-лейтенант пути и строительства
Инженер-лейтенант связи
Инженер-лейтенант административной службы
Техник-лейтенант движения
Техник-лейтенант тяги
Техник-лейтенант пути и строительства
Техник-лейтенант связи
Техник-лейтенант административной службы
Для младшего начальствующего состава
Техник движения I, II и III ранга
Техник тяги I, II и III ранга
Техник пути и строительства I, II и III ранга
Техник связи I, II и III ранга
Техник административной службы I, II и III ранга
Старший бригадный движения
Старший бригадный тяги
Старший бригадный пути и строительства
Старший бригадный связи
Старший бригадный административной службы
Бригадный движения
Бригадный тяги
Бригадный пути и строительства
Бригадный связи
Бригадный административной службы
Всех железнодорожников, коим не присвоено персональное звание, именовать «работник железнодорожного транспорта».
3. Установить, что персональные звания высшему начальствующему составу железнодорожного транспорта присваиваются постановлением Совета Народных Комиссаров СССР.
4. Утвердить образцы и описание новых знаков различия для начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта.
5. Народному комиссару путей сообщения СССР установить сроки перехода на новые знаки различия для начальствующего состава и рядового состава железнодорожного транспорта.

У всех работников железных дорог всегда имелась своя отличительная профессиональная форма, причём, каждая дорога привносила в служебную одежду свои отличительные элементы, характерные для определённого региона.

Всё это происходило по той простой причине, что большую часть работников РЖД представляли милые и красивые россиянки. Например, на Северо-Кавказской железной дороге, в зимнее время, проводницы кокетливо одевали на свои прекрасные головки кубанки, их пальто оторачивалась натуральным каракулем.

Ко всем видам верхней одежды, а это шинель или пальто , форменный китель , рубашка , к которым необходимо было пришить на каждую плечевую сторону погон , прикрепить отличительные знаки, шевроны , петлицы , что могло свидетельствовать о ранге, о занимаемой должности, об отношении к определённой службе того или иного работника. В комплект входили стандартные и нестандартные брюки или юбки , имелись форменные фуражки .

Исторический путь развития железнодорожной формы не стал исключением и эволюционировал точно также, как развивалась жизнь нашего российского общества, в зависимости от решения различных социальных вопросов и требований той или иной эпохи.

Такая историческая, закономерная зависимость подтверждена самим временем.

Об этом же свидетельствует и сама эпоха, когда в обществе существовала строгая классовая градация с закреплением иерархической лестницы. Когда разразилась вторая мировая война, а тыловая часть страны превратилась в единый трудовой фронт, работники железной дороги всех рангов стали вновь носить на своих плечах погоны . По окончанию кровопролитной войны. люди возвращались к мирному труду, восстанавливая города, заводы, строя новое жильё для советских людей. Железнодорожная форма претерпела в очередной раз изменения, став больше похожей на бытовую одежду, при этом знаки различия были сохранены.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения

Первые образцы железнодорожной формы появились в 1809 году, когда создавался Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Данное учебное заведение должно было готовить технические кадры для железных дорог. Кадеты и выпускники учебного заведения по сути дела носили форму военного образца. Звания и чины работающего люда различались по серебряным эполетам и золочёным звёздочкам на них. Все институтские воспитанники носили офицерский мундир, но эполеты на нём отсутствовали.

Пуговицы

Прошло девять лет и на мундирах железнодорожников появляется зелёная выпушка. С 1830 года гладкие пуговицы заменяются на новый формат. Теперь на них изображены в крестообразном положении якорь и топор. У высшего начальствующего состава на мундирах появляется государственный герб в виде двуглавого орла. Пуговицы с якорем и топором прослужили до 1932 года, после чего появился знак, состоящий из молотка и ключа.

Эмблема МПС

Во второй половине девятнадцатого столетия в 1871 году Министерство Путей Сообщения обретает новую эмблему, на которой изображены колесо и распростёртые два крыла. В последующем эмблема вновь поменяла свой вид, но смысловая её расшифровка свидетельствовала о том, что основное кредо российских дорог не поменялось, они по-прежнему стремились увеличить скорость, быть всегда точными, создавать для пассажиров комфорт. Впервые единой формой для железнодорожников стала с 1876 года. Исключением становится лишь территория Финляндии, несмотря на то, что эта страна тогда находилась в составе Российской империи.

Разряды служащих

Градация служащих, работающих в Министерстве путей сообщения в то время, происходи по четырём разрядам. К первому разряду были отнесены все те, кто по своей дипломной специализации считался инженером путей сообщения и занимал соответствующую должность. Ко второму разряду была отнесена чиновничья «братия», служившая в центральных учреждениях. В состав третьего разряда входили чиновники, работающие в региональных учреждениях. К четвёртому разряду отнесли всех остальных железнодорожных служащих.

У персонала служащих депо и станций, форменный костюм , отличался только цветом выпушки на кителях двух родов. Цвета были: жёлтый с синим и красный с зелёным.

Последняя форменная реформа железнодорожников прошла 24.08.1904 года. С этой поры, инженерный и чиновничий составы обладали семью установленными формами обмундирования, в которую входили: дорожный, летний, будничный, особый, обыкновенный, праздничный и парадный комплекты одежды.

Ранее, вплоть, до 1867 года инженерный состав носил мундиры военного образца. В последующем выпускникам института стали присваивать гражданское звание инженеров с присвоением чина губернского или коллежского секретаря.

О железнодорожной форме времён первой половины девятнадцатого столетия известно немного. Главным проектантом и создателем железной дороги, идущей из Санкт-Петербурга в Царское село, господином Францем Антоном Риттером фон Герстнером закупалась форма, предназначавшаяся для вагонных кондукторов, в странах Западной Европы. Управление Санкт-Петербургской-Московской железной дороги в канун начала регулярного движения между Москвой и Санкт-Петербургом издало положение, в котором весь персонал обслуги разделялся на четыре ротные единицы. Военная терминология по-прежнему сохранялась. Первая рота состояла из кочегаров, машинистов и их помощников. Вторая рота включала в себя: кондукторов и обер-кондукторов. Они носили военный мундир, роль головного убора выполняла каска . Предписывалось обязательное ношение фашинного ножа и чёрной портупеи.

С 1855 года нижние чины : машинисты и мастера, прослужившее пять лет на Николаевской дороге, носили серебряные галуны на рукавных обшлагах, за десятилетнюю службу им полагались в дополнение галуны на фуражку и воротник.

У дорожного матера имелся металлический нагрудный и нарукавный знак. Помимо этого, у специалистов первого класса на фуражке имелись галунные полоски в количестве трёх штук. Специалисты второго класса носили на фуражке два галуна и у спецов третьего класса имелся один галун.

Закончилась крымская война, российская казна значительно опустела, требовались инвестиции частного капитала, который с перспективой на будущее вложился в железную дорогу России. За двенадцатилетний период удалось основать пять десятков железнодорожных акционерных обществ, которые вводили форму строго своего образца.

В послеоктябрьское время, вплоть до 1932 года, служащие и нижние чины железной дороги носили форму, оставшуюся со времён существования Российской империи.

Начиная с 1932 года, форменный костюм железнодорожника становится тёмно-синего цвета. Отличительные знаки петлиц отображались на эмали красного цвета. Для рядового и младшего состава – это были углы, среднее звено носило в петлицах шестигранники, а высший командный состав – звёздочки.

Погоны

В середине Великой Отечественной войны, в 1943 году на армейской и железнодорожной форме вновь засверкали погоны . Средний, старший и высший командный состав железнодорожников носил погон со светло-зелёным подбоем отороченный серебряным галуном. Рядовому и младшему составу полагались погоны , изготовленные из суконного материала чёрного цвета. Данная амуниция была изготовлена в комбинированном варианте: у начала рукава, погон имел шестиугольную поперечную форму, а от воротника пришивался, как прямоугольник.

Эмблемы по отраслям

Отраслевое значение хозяйства железнодорожников определялось посредством эмблемы, для её изготовления использовался оксидированный металл. Вся административная служба носила эмблему с серпом и молотом, наложенные на французский молоток и ключ, для связистов выпускалась эмблема в виде скрещённых молний. Те, кто на железной дороге обеспечивали безопасность движения, отличались эмблемой со светофором. Машинисты локомотивов носили на эмблеме изображение паровоза, у проводников была эмблема с изображением вагона, у железнодорожных строителей на эмблеме красовался мост. Гражданским костюмом форма становится с 1955 года. Различительные знаки появляются на петлицах.

На железных дорогах Советского Союза в 1963 году заменяют символы эмблемы, появились крылья и колесо. Ключ и молоток в виде технического знака остался прежним.

Начиная с 1973 года, на основании приказа Министерства путей сообщения СССР, на железнодорожном транспорте изменяются различительные знаки рабочих и служащих. Рядовой и младший состав теперь обязаны были носить на левых рукавах курток, жакетов, пиджаков и пальто различительный знак пятиугольной формы. Ширина его равна шестидесяти пяти миллиметрам, а высота варьировалась от восьмидесяти пяти до ста восьми миллиметров. Пятиугольное поле знака имело чёрный цвет, окантовка отображалась зелёным цветом. В венок помещался технический знак жёлтых тонов. Выше венка отображалась эмблема железнодорожного транспорта. Нижняя часть венка разрывалась надписью «Метро» или «МПС».

Через шесть лет производится очередные изменения форменной одежды у рабочих и служащих, работающих на железнодорожном транспорте. Основные детали одежды остались без изменений, включая цветовую гамму: светло-серую для летнего периода и чёрную для зимнего сезона. Приказ утвердил должностной табель, кто должен был обеспечиваться отраслевой одеждой в полном объёме. В первую очередь – это касалось тех людей, кто обеспечивал непосредственное движение поездных составов, занят был в перевозке грузов или обслуживал пассажиров. Означенным приказом определялись размеры скидок в процентном соотношении, определена была стоимость всей одежды и сроки ей ношения. Различительные знаки старшего административного звена тоже видоизменялись. Петлицы и галуны приобрели золотистый цвет. У рядового и младшего состава изменяются параметры пятиугольной нашивки , но меняется только высота, теперь она варьируется от девяносто до ста миллиметров.

Исторически сложилось так, что работники транспортной отрасли в нашей стране привыкли различать должности по нарукавным нашивкам. Летный персонал и наземные службы гражданской авиации делали это практически во все времена своего существования, равно как их коллеги – транспортники из морского и речного флота. У железнодорожников в период с 1926 по 1932 и с 1972 по 1994 годы чин определяли также по рукаву. И вот в настоящее время происходит возврат к системе нарукавного различия работников по командному составу.

Знаки различия у железнодорожников

Исторически принадлежность к той или иной отрасли определялась по расположенной ниже пуговицы металлической эмблеме. У строителей она была в виде моста, у вагонников в виде вагона, у локомотивщиков красовался паровоз, у движенцев – светофор, связисты были отмечены скрещенными молниями, а серп и молот, наложенные на французский ключ и молот, выделяли административый аппарат.

Плащ форменный мужской летний для проводников фирменных поездов, а также машинистов и помощников машинистов высокоскоростного поезда темно-синего цвета из смесовой ткани

В новой системе ОАО «РЖД» к знакам различия относятся галуны и звезды специального рисунка. На рукавах – знак региональной принадлежности: буквенное обозначение дороги-филиала РЖД. У младшего руководящего состава обязательно присутствует галун, который был принят еще в конце 19 века для гражданских чиновников. У командиров среднего звена к галуну добавляются звездочки, а по их количеству определяется старшинство.

Рисунок звездочек для РЖД делали специально. Руководителей высшего звена узнают по широкому галуну особого рисунка. У вице-президентов над галуном виноградные листья (установлены еще «Положением о гражданских мундирах для гражданского персонала Министерства путей сообщения» от 1834 года) и на лацканах воротника вышиты позументы. Главным знаком принадлежности к персоналу ОАО «РЖД» является шеврон, выполненный в форме овального контурного щита красного цвета на ткани цвета предметов форменной одежды. Внутри щита – эмблема из стилизованных букв РЖД красного цвета. Шеврон предназначен для ношения на левом рукаве. На форменных пуговицах также эмблема компании. Разработкой знаков для ОАО «РЖД» занимался Геральдический совет при президенте.

Действующие знаки отличия

  • Начальник железной дороги (генеральный директор) имеет галун в 30 мм и три звезды по 25 мм в диаметре.
  • Диспетчеры – галун 15 мм и четыре звезды.
  • Начальник дистанции, ж/д станции, депо, ПМС, внеклассного и первого класса вокзалов – два галуна по 15 мм и столько же звезд.
  • Начальник ПТО локомотивов и вагонов, дежурные и мастера – один галун и две звезды.
  • Машинист локомотива 3-го класса, осмотрщик вагонов, составитель поездов, старший билетный кассир – один галун шириной 15 мм.

История разработки и введения нового форменного стиля

Новая форма была разработана согласно приказу ОАО «РЖД» от 2010 года в целях улучшения имиджа организации.

В апреле 2003 года был объявлен конкурс для художников-модельеров страны, которые захотели принять в нем участие. Предварительно проводился опрос железнодорожников, которые высказались за отмену философии военизированности и монопольного положения железнодорожного транспорта в новом фирменном стиле.

В июне 2006 года состоялся первый показ образцов одежды, знаков и аксессуаров. Жюри отдало предпочтение эскизам Дома моды Виктории Андреяновой (Москва). И после рабочих показов в 2006-2007 годах состоялось официальное одобрение их заказчиком. Начался этап конструирования и составления технических условий.

В 2009 году проводились эксплуатационные испытания на Октябрьской железной дороге. В целом одежда была одобрена, но прописаны замечания, которые впоследствии учли при запуске одежды в массовое производство.

Фирменные цвета – синий, серый, серебристый, красный.

Форменная одежда железнодорожника

Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России имели 7 установочных форм обмундирования – парадную, праздничную, обыкновенную, особую, будничную, летнюю, дорожную. Нынешняя верхняя зимняя и демисезонная одежда (пальто, плащ, куртка) выдается работникам для ношения в течение 4-х лет (для работников в фирменных поездах – на 3 года), костюм подлежит использованию в течение 2-х лет. Ношение форменной одежды является обязательным для всех структурных подразделений при условии непосредственного участия в организации движения и обслуживании пассажиров и приобретается за счет средств самого РЖД.

Смешение форменной одежды с иной не допускается.

Пенсионеры-железнодорожники могут в торжественных случаях носить форму и знаки различия, которые полагались им по статусу в момент выхода на пенсию.

Шевроны РЖД обозначают принадлежность к службе Российских Железных Дорог, а так же обозначают старшинство. Так же специальные нашивки РЖД носят охранники. У некоторых частных и элитные поездов тоже есть свои служащие и фирменные нашивки для них.

Надо сказать, что вариантов было множество. Выбрав лучшие, РЖД устроили настоящий показ мод, на котором жюри выбрало вариант формы, созданный Викторией Андрияновой.

Что интересного в этой форме? Она сочетает связь с историческим прошлым железных дорог и современные модные мотивы. Удобная и функциональная, эта форма ещё и красива. В 2009 году провели её эксплуатационные испытания: она прошла их великолепно! К 2013 году форма была введена по всей стране.

Женский комплект проводника . Костюм: серые брюки и юбка серого или красного цвета, блузки - красные, голубые и белые - с разной длиной рукава, серый трикотажный жилет, серая куртка на молнии с красным кантом вдоль неё. Возможен рабочий фартук с курткой. Аксессуары: шёлковый платок, красный шерстяной шарф, фирменная шапочка. Зимняя одежда: чёрное утеплённое пальто с шапкой из дублёной овчины с кокардой.

Мужской комплект проводника . Костюм: серые брюки, рубашки - белые и голубые - с разной длиной рукава, серый вязаный жилет. Куртки: серая куртка с красным кантом без подстёжки, куртка на подстёжке из плащевой ткани. Возможен рабочий фартук с грудкой. Аксессуары: фуражка, галстук на резинке, зажим для галстука. Зимняя одежда: плащ с подстёжкой, шапка из овчины.

Комплект для локомотивных бригад . Костюм из ткани, изготовленной с помощью нанотехнологий.Форменная куртка графитового цвета на молнии, брюки, рубашка, серый трикотажный жилет. Аксессуры: фирменный галстук машиниста, фуражка с красными кантами на тулье и серой лентой на околыше. Зимняя одежда: чёрная куртка на подстёжке.

Костюм кассира . Костюм: жакет серого цвета из полушерстяной ткани, серая прямая юбки или брюки, красный жилет из костюмной полушерстяной ткани, блузки разного цвета с разной длиной рукава. Аксессуары: шёлковый шарф с символикой ОАО "РЖД".

Шевроны на форме охраны РЖД

У РЖД существует собственная охрана - ЧОП "Охрана РЖД". Как и у всякого охранного предприятия, у них есть свои нашивки. Расположение шевронов на форме охранника РЖД строго регламентировано.

На правое плечо крепится нашивка на форменной одежде о принадлежности к охране РЖД. Стандартное расстояние от верхнего края нашивки до плечевого шва - 8 см. Если на рукаве есть карман, то нашивка пришивается по центру кармана.



Публикации по теме