Самопознание личности классный час. Разработка классного часа по самопознанию

Тема: Что такое «Я». Знаю ли я себя?

Цель: помочь учащимся познать свой внутренний мир.

Подготовительный этап. Вступительное слово учителя.

Кто я? Какой я? Почему я такой?

На первый взгляд, ребята, очень простые вопросы, но для большинства из вас, согласитесь, найти ответы на них трудно. Между тем ответы на эти вопросы определяют ваше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Цель нашего занятия - формирование представления о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности и достичь своих целей в жизни.

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Посмотрите на доску. Вот несколько высказываний древних мыслителей:

Чаще заглядывай в самого себя.

Цицерон

Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.

Р. Декарт

Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.

Гераклит

Познай себя, и ты познаешь мир!

Софокл

Назовите из этих высказываний слова, которые вероятнее всего отражают суть темы нашего занятия.

Познай; познать самого себя, заглядывай в самого себя и т. д.

Игра «Телефон»

Игровой сюжет.

Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздался телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провоза раздается голос:

Здравствуй, с тобой разговаривает редактор детской телепередачи «Почемучка». Я приглашаю тебя к сотрудничеству. Мне хотелось узнать немного о тебе.

Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче было это сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным «путеводителем».

Путеводитель:

2. Ф. И. О. родителей.

3. Мои друзья.

4. Мои увлечения.

5. Меня радует.

6. Меня огорчает.

7. Больше всего мне нравится в людях.

8. Больше всего мне нравится в себе.

9. Я мечтаю.

Учащиеся по очереди рассказывают о себе.

Интересно ли вам было общаться? Что дал вам рассказ каждого о себе?

Вывод. Каждый имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас продемонстрировали. Я согласна, что вы узнали друг о друге больше, чем знали раньше. Каждому человеку необходимо познавать себя, а это значит оценивать свои возможности и способности, отдавать себе отчет за действия, отвечать за свои поступки.

Представление о себе имеет только человек. Система представлений о себе называется образом «Я».

«Я» сравнивают еще с источником света, лампой прожектора, луч от которого может освещать пространство нашего внутреннего мира.

Образ «Я» многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество «Я».

Послушаем стихотворение В. Лунина «Семь я».

Ролевое чтение стихотворения.

Живет во мне семь я -

Целая семья.

Когда один говорит: «Да»,

Второй говорит: «Нет».

Третий дает совет,

Четвертый - спит,

Пятый мух считает,

Шестой седьмого ожидает,

Кого мне слушать?

И во мне живет семь я -

Целая семья.

Когда один говорит:

«Пойдем пешком»,

Второй говорит:

«Поскачем верхом».

Третий говорит:

«На машине поедем»,

Четвертый:

«На велосипеде»,

«На санях»,

«Не сегодня, а на днях»,

А седьмой - рассказывает сказку.

Кого мне слушать?

Живет и во мне семь я -

Целая семья.

Когда один плачет,

Второй - хохочет,

Третий - знать ни о чем не хочет,

Четвертый задает за вопросом вопрос,

Пятый во все сует нос,

Шестой снова ждет седьмого,

А седьмой - рассказывает сказку.

Кого мне слушать?

Можете ли вы ответить на вопрос «Кого мне слушать?»

Общайся со всеми, тогда узнаешь все о себе.

Вывод. Человек по-разному представляет себя в различных обстоятельствах и ситуациях. Внутри нас живут разные «Я».

Монолог Алисы из Страны чудес

«Я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом, какая-то не такая...

Я давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко не всегда). Иногда я закатывала себе выговоры, что еле могла удержаться от слез. А как-то раз, я помню, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Я люблю понарошку быть разными людьми сразу».

А вы, ребята? Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одними, а в школе другими, в компании друзей - совсем иными?

Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.

Игра «Волшебная почта»

Цель: сравнить представление о себе с мнением одноклассников.

Учитель вытаскивает из огромного конверта письма, адресованные учащимся. По их содержанию учащиеся догадываются, кому написано то или иное письмо.

Вывод. В основном мнение окружающих (одноклассников и классного руководителя) совпало с оценкой самих авторов писем.

Рисованное письмо инопланетянину

Цель: передать информацию о себе в рисунках.

Мини-выводы.

1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это прежде всего необходимо нам самим.

2. Если мы станем внимательны к себе, это отразится на людях вокруг.

3. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, другими людьми в обществе для вас не в тягость, а в радость.

Тема : Познай себя

Задачи : развивать интерес к теме, убедить в важности самопознания для успешного решения жизненных вопросов; развивать практические навыки по самопознанию; обучать общению с использованием дополнительных знаний по философии и психологии; развивать творческие способности учащихся.

Подготовительная работа : задания учащимся по изучению дополнительной литературы; распределение творческих заданий; оказание помощи в подготовке презентаций; работа с психологом, библиотекарем; оснащение демонстрационным материалом; подготовка тестов; распечатка раздаточного материала.

Участники : учащиеся; классный руководитель; психолог.

Ход мероприятия

Для человека нет ничего более интересного, чем люди.

В. Гумбольдт

Классный руководитель. Итак, для человека нет ничего более интересного, чем люди. А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я и что я? — задаем мы себе вопрос. Зачем, для чего и для кого я в этом мире, что могу и на что способен?

Стремление разобраться в себе всегда было свойственно людям. В древние времена они, познавая себя, стремились определить волю богов в своей судьбе. Древнегреческие мыслители призывали познать свое предназначение на Земле, открыть свои возможности. А что вы можете сказать, исходя из каких потребностей человек стремится разобраться в себе в наше время?

Учащиеся:

— Думаю, что любой из нас хочет знать, что будет с ним завтра. И при этом не стоит надеяться на гадалок. Надо хорошо знать себя (изучить свои особенности и способности) и проанализировать все положительные и отрицательные обстоятельства. Вот тогда можно будет говорить о том, что ты в состоянии создавать свою жизнь и судьбу для себя и для общества, в котором живешь.

— Считаю, что люди, занимающиеся самопознанием, умные и мудрые. Они смотрят далеко вперед. Такие люди если и ошибаются, то не часто. Гете говорил, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

Классный руководитель. Что же является главным в самопознании?

Учащиеся:

— Человек должен знать все свои все свои положительные качества и способности. И на основе этого должен уметь принимать разумные, обоснованные решения. Например, вовремя отказаться от выгодного, но непосильного для него дела.

— Наряду с положительными, надо знать и все свои отрицательные качества и недостатки. Без этого человек не сможет определить, на что он способен, каким он может и должен стать в будущем.

Классный руководитель. Ребята, надо искать в себе свое собственное «Я». Ведь некоторые из вас часто думают больше о престижности чего-то в жизни (профессии, социального статуса, положения в обществе и др.), фантазируют, уходя в детские мечты, не разобравшись со своими способностями и возможностями, а иногда даже с данным им природой даром, развив и закрепив который, можно достичь больших высот. Ведь одно дело хотеть, а другое — стать и быть, состояться как человек, гражданин, профессионал. Вот в чем главная задача самопознания. Сейчас мы поговорим об основных качествах личности и о тех видах деятельности, в которых они проявляются. Какие качества являются ведущими? Какие качества присущи вам?

Учащиеся. Ведущими качествами личности являются нравственные, умственные, волевые и эмоциональные.

Классный руководитель. Давайте поговорим о них подробнее. И я предлагаю, по мере презентации этих качеств, отмечать их наличие у себя {отмечают на заранее заготовленных листах).

Ребята разбиваются на 4 группы. 1-я группа представляет нравственные качества.

К нравственным качествам относятся

— коллективизм и гуманизм;

— трудолюбие;

— честность;

— нетерпимость к безнравственности.

Идет представление качеств:

— Если вы готовы к товарищеской взаимопомощи, всегда и везде заботитесь о людях, умеете согласовать личное и общественное на пути достижения своих целей, если вы не только понимаете и принимаете требования общества, но и действуете с пользой для него, занимаете социально активную позицию в деятельности и отношениях личности, то это значит, что вам характерны такие качества, как коллективизм и гуманизм.

Всегда, везде о людях он в заботе,

Я помощь чувствую и в жизни, и в работе.

Он может быть рабочий иль артист,

А по натуре — человек и гуманист.

— Если ваше трудолюбие распространяется на овладение знаниями, если у вас возникает постоянная потребность трудиться, а не проводить все время в праздности и лени, если вам присуще чувство ответственности за порученное дело и вы выполняете его охотно, с удовольствием, значит, трудолюбие — одно из ваших ведущих качеств.

С утра трудиться и до ночи...

Не многие вот так охочи

За дело браться, да еще с охотой.

Лишь только те, кому мила работа.

— Если вы искренни и верны данному слову, самокритичны, умеете доверять людям, значит, вам присуще такое замечательное качество, как честность.

Скажи, легко ли честным быть,

Именно быть, не просто слыть?

И жить доверчиво, самокритично,

Чтоб люди ставили за суть твою «отлично».

— Если для вас неприятие аморальных явлений — это норма жизни, если вы боретесь со злом в любых его проявлениях, значит у вас развито такое качество, как нетерпимость к безнравственности.

Что в людях аморально,

То в жизни не похвально.

Ты это уяснил сполна.

И зло ты отрицаешь,

И зависть отметаешь,

Ведь жизнь дана на добрые дела.

2-я группа.

Основными умственными качествами личности являются следующие:

— самостоятельность ума (его сообразительность);

— объективность ума;

— любознательность;

— эрудированность.

Если в вашей деятельности преобладает познавательная: исследования, опыты, учение, самообразование, если вы способны к нестандартному и творческому мышлению, значит, у вас самостоятельный и сообразительный ум.

Предлагается задание на сообразительность:

Перевод английского стишка:

Я видел павлина с хвостом огневым,

Я видел комету с хвостом дождевым,

Я видел тучу, на грядке растущую,

Я видел репу, по кочке ползущую...

Чепуха, не правда ли?

А что нужно сделать, чтобы в чепухе появился смысл?

Ответ: переставить знаки препинания, и тогда получится: я видел павлина, с хвостом огневым я видел комету, с лицом дождевым я видел тучу... и так далее.)

— Если у вас есть постоянная потребность впечатлений, получения новой информации, если в этой информации и различных явлениях и событиях жизни вы умеете видеть главное, если это присуще всем видам вашей деятельности, значит, ваш ум объективен и любознателен.

Приводят пример «Для вас, любознательные»:

Бесконечный разум, считает американский ученый Э. Холмс, является абсолютной и единственной силой во Вселенной. А разум каждой личности - это какая-то частица вселенского разума, а мысли обладают созидательной силой. Чем больше хорошего мы пожелаем другим, тем больше этого хорошего вернется к нам. Люди — это особое выражение жизни, бесконечное поле сознания. Разум должен протекать через нас и воплощаться во внешний результат наших усилий. Если человек сможет управлять своими мыслями, значит, он сможет сделать все и иметь все, чего он захочет. Для человека, у которого разум и тело активны, жизнь никогда не станет скучной. Необходимо трудиться над развитием и расширением своего мышления и предохранять свой ум от появления негативных мыслей. Если человек научится контролировать свои мысли, значит, он сможет управлять своей судьбой.

Если вы очень любознательны и ваш ум впитывает огромное количество информации, то нагрузка на мозг возрастает, и на такие «мелочи», как что мама поручила купить в магазине, часто уже не остается места. Но с необходимостью запоминать приходится все-таки сталкиваться. Мы предлагаем вам тренинг «Запоминание последовательностей».

«Способ карманов» — самый простой способ запоминания. Вам поручено купить восемь наименований продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье. Первое, что вы должны сделать - рассортировать продукты по отделам магазина: например, хлеб, печенье, сахар и чай скорее всего продаются в одном отделе. Распределите эти продукты во внутренних карманах пиджака: в левый положите булку и печенье (представьте, с какими трудностями вы заталкиваете все в карман, тогда все лучше запомнится). А в правый карман — чай и сахар (пакеты рвутся — неприятное впечатление, но забыть такое трудно). В наружные карманы кладем молочные продукты (пакет разорвался, творог попадает в карман, ужасно!). Шутка? Всерьез? А попробуйте на практике этот прием несколько раз, вы убедитесь, что теперь с запоминанием у вас все в порядке (желающие тренируют память на примере «Быстро соберись в школу», «Классная просила не забыть...»).

— Если вы хорошо обо всем осведомлены и постоянно развиваете свои познавательные способности, значит, вам присуще такое умственное качество, как эрудированность.

Проверьте свою эрудированность:

1. Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось? (Он стал английским королем, а так как был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчика.)

2. Смертный грех, говорящий о скудости ума, по мнению святых отцов, - это: а) чревоугодие; б) сребролюбие; в) любострастие; г) гордыня. (Ответ г) гордыня.)

3. На гербе Суворова, нарисованном им самим, — его девиз: глазомер, быстрота, натиск - венчает слово «победа» и еще одно, не отделимое от победы русского оружия. Назовите его. (Ура!)

А сейчас мы хотим предложить вам технику умственной работы.

1. Обуздайте свой ум (развивайте способность сосредоточиться на одном предмете).

Тренинг-1

Посмотрите на репродукцию картины. Что на ней изображено? Какие тона преобладают? Что дано более крупным планом?

Есть ли изображение людей на картине? Где они расположены? (Закрывают картину, стараются передать увиденное.)

Тренинг-2

Встаньте из-за столов, подожмите одну ногу, закройте глаза и сложите ладони перед собой. Только абсолютное внимание поможет вам удержаться в этой позе (такому сосредоточению учат в индийских школах).

— отключите механизм проговаривания, чтобы он не задерживал вас;

— читайте сперва целыми фразами, потом целыми строчками.

Со временем вы научитесь схватывать одним взглядом целые абзацы (быстро читали О. Бальзак — 4000 слов в минуту, А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, A.M. Горький).

3. Учитесь думать.

4. Проговорите про себя то, что хотите осмыслить. Процесс думания — это диалог двух собеседников.

5. Учитесь говорить.

— Пополните свой словарный запас;

— кратко формулируйте свое высказывание;

6. Узнайте свой биоритм.

Составляя карту своего биоритма, сосчитайте количество дней от своего рождения до сегодняшнего дня. Полученное число разделите на 23 дня физического цикла, 28 — эмоционального, 33 — интеллектуального. То, что останется от деления, определит положение каждого из циклов на данный день. Первая половина цикла — положительная, вторая — отрицательная. День перехода от первой половины ко второй — критический или нулевой. В этот день необходимо быть особенно внимательными и осторожными, меньше заниматься физической деятельностью, не принимать ответственных решений.

7. Учитесь отдыхать.

— Старайтесь не уставать. Разумно проведенные выходные снимают нагрузку рабочих дней. Старайтесь делать 5—10- минутные перерывы после часа индивидуальной работы. Изучите искусство мышечного расслабления.

— Расслабление. Лягте на диван или на пол. Руки вдоль тела. Ноги вытянуты. Носки врозь. Дышите медленно, но без напряжения. Скажите себе: Я начинаю мышечное расслабление. Последовательно сосредоточьте внимание на тех частях тела, которые вы будете называть: Я расслабляю стопы, мышцы голени, бедер, спины, рук, шеи, лица. Если вы хорошо расслабились, то ваша поднятая рука (нога) свободно упадет. Желательно делать такое расслабление дважды в день.

8. Займите свой ум эстетическим самообразованием.

9. Ваш мозг должен быть занят добрыми мыслями и делами. И вы пожнете СУДЬБУ!

Качества личности презентует 3-я группа.

К основным волевым качествам личности относятся самостоятельность, требовательность к себе и другим, целеустремленность, решительность.

Если вы во время общения и труда способны регулировать поведение (его активность и сдержанность), значит, вы обладаете таким волевым качеством, как самостоятельность. (Приводят примеры из литературных произведений, говорят о ребятах своего класса, которые, на их взгляд, обладают этим ценным жизненным качеством.)

Если вы предъявляете высокие моральные требования к людям и себе, признаете ответственность за выполнение этих требований, если в процессе самовоспитания научились признавать и исправлять свои ошибки, значит, вы требовательны к себе и другим.

Ребята демонстрируют портрет маршала Г.К. Жукова, описывают его мощный подбородок, прямой и твердый взгляд, уверенность и властность каждой черты его лица, говорят, что его требовательность к подчиненным была и талантом, и наукой. Рассказывают о любопытном случае на охоте, когда Жуков, столкнувшись лицом к лицу с медведем, не растерявшись властно приказал ему: «Стоять!» И медведь остановился, а затем убежал в лес.

Ребята говорят о том, что талант руководителя, его властность должны использоваться во благо людям, что требовать от людей надо только то, что они в состоянии сделать. Иначе человек, не справившись с чем-то, может потерять веру в себя. Воля полководца Жукова сочеталась с прекрасным знанием военного дела. А главное в требовательности — это требовательность к себе. Приводят пример Кирсанова, Рахметова и т.д., а также своих родителей.

Если вы умеете сосредоточиться на определенной цели, преодолевая трудности на пути ее достижения, умеете организовать свою жизнь по плану, включив в нее способы

достижения своей цели, значит, вам характерна целеустремленность. (Приводят примеры своих жизненных целей и план их достижений. Например, поступить в институт: 1 — получить «отлично» по... предметам, 2 — посещать курс по выбору, 3— заниматься на подготовительных курсах в институте, прочитать литературу о будущей профессии, 4 — проконсультироваться у психолога, 5 — посоветоваться с родителями, 6 — изучить рынок труда и т.д.)

— Если вы способны брать на себя ответственность за решения и поступки, значит, вам свойственна решительность.

Ребята говорят о том, что часто, когда возникает проблема выбора, инициатива и немедленные действия имеют большое значение для успеха дела. (Приводят примеры из жизни воспитателей, спортсменов, операторов, военных и из жизни ребят своей школы (спасение на воде, при пожаре и т.д.)). Нравственная оценка решительных поступков зависит от их содержания и результата. Предлагают обсудить вопрос: «Победителей не судят?»

Выступление 4-й группы.

К эмоциональным качествам личности относятся оптимизм, совестливость, восприимчивость, человечность.

— Если вы живете с верой в себя и свое будущее, а в людях умеете видеть прежде всего хорошее, значит, вы обладаете бесценным для человека качеством - оптимизмом.

Ребята предлагают записать свою реакцию на следующие фразы:

— завтра дополнительный урок по химии;

— вы получили публичное порицание;

— в гардеробе оторвали вешалку у вашей куртки.

(Раздаются листки с заранее отпечатанными фразами.)

Желающие комментируют свою реакцию, ребята из 4-й группы делают выводы.

— Если вам знакомо чувство вины и стыда за содеянное или неблаговидный поступок, если вы делаете что-то не ради хвастовства, а для добра, если вы не кричите повсюду о своих делах, своем превосходстве и исключительности, значит, вам не чужда совестливость.

Ребята проводят мини-конкурс на знание русских народных пословиц и поговорок о похвальбе и совести.

— Задрал нос — и кочергой не достанешь.

— Гроша не стоит, а глядит рублем.

— Не гляди широко — запорошишь око.

— Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.

В ком стыд, в том и совесть.

Волосом сед, а совести нет.

Чего стыдился, о том таился.

Жили, жили, а стыда не нажили.

Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Платье черненько, да совесть беленька.

Если вы не равнодушны к чужим бедам, способны к сопереживанию, если вы в состоянии понять духовный мир другого человека, значит, вы наделены таким качеством, как восприимчивость.

Ребята говорят о том, как иногда важно бывает для человека просто выговориться, чтобы тебя кто-то выслушал, особенно в трудной жизненной ситуации. А если тебя еще и поймут, тогда происходит выброс негативной энергии, человек больше не раздавлен обстоятельствами, у него появляется надежда на лучшее. Иногда это помогает уберечь человека от крайних мер.

Дают положительные примеры своих одноклассников, рассказывают о работе телефона доверия, о том, как важно, чтобы там работали люди по призванию.

Если вы готовы к самопожертвованию ради других людей, если вам неприятны люди завистливые и корыстные, если вам присуще стремление сделать добро, если вы отзывчивы и вам свойственно дружеское отношение к людям, значит, у вас есть, пожалуй, самое главное качество — человечность.

Мой юный друг, задумайся,

Сколько тебе лет.

А после этого мне дай

Прямой, честный ответ:

Ты заплатил за все добром,

Теплом души своей,

За то, что в жизни получил

От близких и друзей?

Или ты требуешь всех благ,

Не думая о том,

Что за все это заплатить

Не плохо бы трудом?

Лишь только слабые добры

В пустых, сладких словах.

А сильные душой добры

В поступках и делах.

А лучше дай

Себе ответ:

Какой ты, добрый

Психолог. Ребята, главными приемами самопознания являются:

— самонаблюдение (здесь большую роль играет такое качество, как наблюдательность; так как время обычно искажает картину случившегося, то хорошо бы вести дневник наблюдений; научившись наблюдать внешний мир, переключайтесь на себя);

— самокритика (вы обрабатываете результаты самонаблюдения при помощи самоанализа и самооценки);

— самоанализ (что сделано, как, что можно было сделать лучше, моя вина, вина других, всели нравственно, что сделано; что получили вы сами, что благодаря вам приобрели другие; смотрите на себя глазами своих друзей и недругов; умейте признать свои ошибки и слабости и преодолеть их).

— Самооценка (завершающий этап самопознания). Человек судит о наличии или отсутствии у него определенных качеств. Часто эти качества бывают просто слабо выражены. Оценивая себя, человек как бы примеряет свои качества, свой характер на определенный эталон, образец. Самооценка человека во многом зависит от того, насколько у человека развита критичность, требовательность к себе и окружающим. В любом обществе существуют общепринятые социальные и нравственные нормы, а также традиции и обычаи, которые и являются основой самооценки. Говоря о самооценке человека, мы обычно подчеркиваем ее результат, т.е. у данного человека она низкая или высокая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Высокая самооценка предполагает обычно достаточно низкий уровень тревожности у человека, дает ему возможность реально понимать ситуацию, себя и людей.

— Предлагает «Тест для исследования самооценки» (Модификация Л.П. Пономаренко, 1999).

При измерении самооценки можно воспользоваться методикой семантического дифференциала (Ч. Осгуда).

Инструкция. Известно, что личностные качества, присущие человеку, расположены на континууме, состоящем из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера,

имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство определяется у вас. В середине бланка (или листочка) колонки, имеющие номера от 1 до 7.

Общительный

Замкнутый

Уверенный в себе

Неуверенный в себе

Раздражительн ый

Спокойный

Неоткровенный

Откровенный

Нерешительный

Решительный

Понимающий других

Непонимающий других

Симпатичный

Несимпатичный

Нуждающийся в поддержке других

Самодостаточный

Импульсивный

Уравновешенный

Подчиняющийся

Доминирующий

Активный

Пассивный

Целеустремленный

Беспорядочный

На примере первой пары разберем, как работать с методикой. Если вы выбираете столбец под №1, это означает, что вы на 100% добрый человек (в вас нет ни 1% злости). Если вы считаете себя на 100% злым человеком, то должны выбрать столбец №7. Столбец №4 означает среднюю позицию (т.е. в вас 50% «доброты» и 50% «злости»). Столбец №3 — вы скорее добрый человек, чем злой (примерно 65% «доброты» и 35% «злости»). Столбец №2 — примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная справа, и на 20% — та, что слева. Выбор столбца №5 соответственно означает, что у вас немного больше выражено качество, представленное слева (в данном случае — примерно 65% «злости» и 35% «доброты»). Столбец №6 - примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная слева, и на 20% - та, что справа. Итак, вы уже догадались, что чем ближе расположен столбец к правой или левой стороне пары свойств, тем больше выражен этот полюс и, соответственно, меньше - второй.

На первом этапе работы по каждой паре вы выбираете номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у вас в настоящий период вашей жизни («Реальное Я»). Выбор обозначьте крестиком («X») в соответствующем квадратике. После того как все участники выполнят это задание, можно приступить ко второму этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть. Например, вы оценили себя как человека, доброго на 100% (крестик под столбцом с № 1), но в жизни это часто мешает, и вы хотели бы, чтобы в вас поровну были представлены «злость» и «доброта». В таком случае вы на втором этапе выбираете позицию столбца №4 и обозначаете свой выбор кружочком. Может случиться, что вы удовлетворены тем положением, которое есть, в таком случае поставленный на первом этапе крестик просто обведите кружком. После того как вы еще раз просмотрели все 15 пар и по каждой из них отметили кружком позицию, отвечающую вашему «идеальному Я», приступаем к 3 этапу работы.

Обработка результатов

По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок. Например, по первой паре вы оценили себя как человека, доброго на 80% (крестик в столбце с №2), а хотели бы, чтобы «доброты» и «злости» было 50x50 (кружок в столбце с №4). В этом случае разница будет составлять 4-2=2. Эту цифру запишите рядом с первой парой. Если крестик в столбце с №7, а кружок — под №6, разница 7-6= 1. Если позиция крестика и кружка совпадает, разница будет 0. Эту цифру тоже следует записать рядом с соответствующей парой.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Интерпретация

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недоволь ство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительны. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Сравнивая себя с другими, они приходят к неутешительным выводам, не любят принимать комплименты, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Обычно такие люди тонко чувствуют переживания других, ранимы, впечатлительны, «тонкокожи». Часто (если низкая самооценка не сопряжена с гиперкомпенсаторным стремлением демонстрировать собственную значительность) они больше заботятся об удобстве других, чем о собственной пользе, могут пожертвовать своими интересами ради другого человека. Бывает, что этим пользуются окружающие. Надо сказать, что с такими людьми другим хорошо, однако сами они часто страдают.

В некоторых случаях пониженная самооценка приводит к стремлению самоутвердиться за счет других, болезненной склонности видеть за поступками других людей желание уязвить или обидеть. Иногда может проявляться немотивированная агрессивность и вспышки гнева.

Скорее всего, истоки низкой самооценки следует искать в стиле воспитания в семье. Вероятно, родители (или кто-нибудь один из них) были слишком строги или критичны, или часто сравнивали вас с другими, или предъявляли высокие требования к вашим достижениям. Этого уже не изменить, и путь к зрелости лежит через осознание и проработку своих детских «комплексов».

Если вы набрали балл менее 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» — вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!

Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Результат мене 10 баллов может интерпретироваться по-разному. Иногда это свидетельствует о скрытом нежелании участвовать в тестировании, формальном выполнении задания. Низкий балл может говорить о защитной реакции, а также демонстрируемой высокой самооценке («У меня все хорошо, отстаньте») или свидетельствовать об отрицательном отношении к тестированию, нежелании быть откровенным. Такой балл набирают также люди, не склонные к самоанализу и рефлексии, не любящие заглядывать внутрь себя.

Если человек отвечал искренне и действительно считает, что его «реальное Я» почти не отличается от «идеального Я», можно говорить 0 завышенной самооценке, т. е. такие люди уверены в собственной Непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении.

Классный руководитель. Итак, вы определили, какую степень самооценки вы имеете: высокую или заниженную, уверены вы в себе или мало уверены. Если самооценка занижена, то это будет вам существенно мешать. Думаю, что у каждого из нас есть желание изменить что-то в своей жизни. Тем более, если вы обнаружили, что имеете заниженную самооценку. Послушайте, какую своеобразную программу правил предлагают нам наши девочки, которые в будущем собираются стать психологами. (Ученицы зачитывают стихи.) Правила поднятия самооценки:

— Постарайтесь же с утра

Быть в наилучшем виде.

Себе, как другу улыбнись,

В зеркале увидев.

Не забудьте вы о том

И в обед, и перед сном.

— О физических изъянах

Вам не надо всем трещать.

Кто-то просто их не видит,

Зачем вниманье заострять?

— Кругом народ, ой, как же быть?

Ведь надо речь вам говорить.

Вы смущены, лицо ваше краснеет...

Так знайте, для других

Оно всего лишь только розовеет.

— Хотите людям нравиться

И остроумьем славиться?

Нет, лучше помолчи,

Других послушай,

Пусть изольют тебе всю душу.

Отличным слушателем ты прославишься

И, будь уверен, каждому понравишься.

— А в окружении своем

Найдите, кто бы вас послушал.

Волненья, страхи, даже сны —

Откройте все и даже душу.

И обсудите не таясь

И планы, и пророчества.

Так будет легче избежать

Тоски и одиночества.

— Иногда, чтобы кому-то

Самоутвердиться,

Надо с кем-то поругаться,

Надо разозлиться.

Постарайся к людям этим

Проявить терпение.

Часто в них совсем не злость,

А робость и смущение.

Тебе придется говорить,

Старайся, не смущайся.

Лучше добрыми речами

Самоутверждайся.

— Не говорите плохо о себе,

Грехи, ошибки прошлые простите.

А вас обидели, ну что ж, за что — поймите.

И, все забыв, к успеху вновь спешите!

— С кем-то не хочется общаться?

Так поспешите попрощаться,

Чтоб дискомфорт не ощущать

И комплексы в себе не развивать.

— Будь компетентным в интересной теме,

Учись общаться и толково и любезно,

Ты новый круг общения найдешь,

И будет он и умным, и полезным.

— А за успех себя тихонько похвали,

Не жди, пока похвалят люди.

Ведь эти мысли «про себя»

Никто не слышит, не осудит.

Себя в бахвальстве не вини,

Уже ты знаешь, как наш мир устроен.

Так прежде сам себе скажи,

Где ты не прав и где чего достоин.

Классный руководитель. Вы видите, ребята, насколько по-разному можно подойти даже к негативным моментам в своей жизни. Просто

Пессимист по жизни видит неудачу,

Все ему не так, расстроен он и плачет.

А оптимист? Он по-другому скроен

И только на успех настроен.

Помогут почувствовать уверенность в себе и 10 заповедей от Дейла Карнеги.

Ребята, мало просто знать эти заповеди. Лучше повесить их на листе в своей комнате и каждое утро повторять их. Вечером проанализируйте свой день, отметьте, что вам удалось сделать. Посоветуйтесь с близкими вам людьми или специалистами, как научиться следовать этим мудрым словам. Это ли не программа для самосовершенствования и самовоспитания! (Предлагает ребятам распечатки заповедей.)

А психолог Дж. Келли утверждает, что, усвоив основные права человека и приняв их как правила жизни, вы не потеряете уверенность в себя.

Основные права человека

— Право быть одному.

— Право быть независимым.

— Право быть выслушанным и принятым всерьез.

— Право не быть напористым.

— Право получать то, за что платишь.

— Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.

— Право просить то, чего ты хочешь.

— Право на успех.

— Право делать ошибки и быть ответственным за них.

— Право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека.

Собрав воедино все советы и заповеди, найдя в себе силы и мужество разумно им следовать, вы сможете достичь в жизни своего акме. Акме (от греч. расцвет, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

Вершина зрелости человека (акме) — многомерное состояние, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности.

Классный час.
Тема: "Доброта начинается с детства"
Учитель: Маркштедер О.Г.
Цели:
Формирование у учащихся ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения.
развитие умения отличать плохое от хорошего.
воспитание заинтересованности к предмету.

Ход классного часа
Оборудование:
Плакаты: / Солнце с лучами и надписью /, портрет С.А.Назарбаевой
Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.
Маркировка начала занятия.
Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский “Времена года”.
Учитель. Метафора “Все в твоих руках”.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Показ на плакат: “Добрые дела красят человека”.
Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о доброте. Давайте встанем в круг, улыбнёмся друг другу, скажем добрые слова друг другу. Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву “Д”.
Ученики. Добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.
Учитель. Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Как вы понимаете это слово?
Ученики. Доброта проявляется в поступках.
Учитель. Приведите примеры доброго отношения людей.
Высказывания детей.
Ученики. Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.
Учитель. Какие добрые поступки совершили вы?
Ученики. Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, убрали мусор, защитил от собаки, починил парту, ухаживаем за цветами.
Учитель: Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.
Работа в группах. А теперь поиграем. Игра называется “Собери пословицы и поговорки”. Объясни значение.
Добрые дела красят человека
Делать добро спеши
Без добрых дел нет доброго имени
Жизнь дана на добрые дела
Злой не верит что есть добрые люди
Скромность каждому к лицу
Скромность украшает человека
За добро добром и платят

Учитель: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Выступление детей:
1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты- культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это- просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

Учитель. Послушайте басню..
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно Что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Учитель. Кто из героев сказки вызывает ваши симпатии, а кто нет?
Высказывания детей.
Учитель. В чем нравоучительный смысл сказки? Чему учит сказка?
Высказывания детей.
Вывод. Не делай зла, будь добрым.
Учитель: А сейчас давайте поиграем.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Перед вами портрет С.А.Назарбаевой – основателя предмета самопознания
Давайте внимательно посмотрим на портрет С.А. Назарбаевой. Сколько доброты во взгляде. А как вы думаете, какие еще положительные качества у Сары Алпысовны? (Дети называют качества, а один из учеников записывает их на доске).
радостная
веселая
красивая
скромная
вежливая
сердечная
внимательная
Далее учитель просит опустить головы и закрыть глаза, а сам стирает с доски слова.
Учитель: Поднимите головы. Посмотрите на доску. На ней ничего нет. Но куда же ушли лучшие качества? В ВАШИ СЕРДЦА!!!
Учитель. Спешите делать добро!
Детям предлагается составить “букет добрых дел”.
(На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зеленой бумаги – на доске).
Каждый должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить свой цветок на основу букета.
Обобщение.
- Я уверена, что вы всегда будете совершать добрые поступки, делать добрые дела.
- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. (Эти слова на доске).
На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца.
IV. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.
Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.

Классный час

в 4 классе

"Доброта спасет мир"

Классный руководитель: Янн.Я.А

2016-2017 уч. год

Классный час

"Доброта спасет мир"

Цель: воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.

Задачи:

раскрыть положительные стороны доброты;

побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;

сформировать в сознании детей понятие “доброта”;

расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.

Оформление, оборудование, реквизит:

- презентация к теме;

Карточки с пословицами;

Карточки с названиями команд;

Карточки с ситуациями;

Плакат “Дерево доброты”;

Яблоко, зубочистки;

Портфель. 3 книжки, свёрток;

Мандарин;

Листочки красные, жёлтые, зелёные;

Текст песни “Дорогою добра”.

Дети предварительно поделены на 2 группы, каждая группа сидит за своим столиком.

Ход классного часа

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой…

Учитель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и успехов.

Вы готовы? Тогда начнём. Мы начнем наше занятие с одной удивительной песни.

Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час.

Звучит фонограмма песни “Если добрый ты” из мультфильма “День рождения Кота Леопольда” или фрагмент мультфильма (видеозапись).

Учитель: Вы послушали песню. О чём она? (О добре, о друзьях…) Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей) Верно, о доброте. А как вы понимаете это слово? (Что-то хорошее, светлое) Доброта – это чуткость, отзывчивость, хорошее отношение ко всему вокруг. Сегодня мы с вами постараемся раскрыть положительные стороны доброты.

Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество

В сердце у многих живет
И о боли других

Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.

Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: “Доброе слово и кошке приятно”. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Вы знаете их? (Ответы детей) Мы с вами постараемся сейчас вспомнить некоторые из них. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл этой пословицы, представить её нам. Задание понятно? Приступаем. (Звучит музыка, дети работают)

1: Доброе слово лечит, а злое калечит.

2: Не одежда красит человека, а добрые дела.

Учитель: Вы уже готовы? Тогда мы вас слушаем (выступления детей). Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Учитель: Ребята, скажите, а легко ли быть добрыми? (Ответы детей)

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление группы «исследователей».

Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

Игра «Вежливые слова»

У. - Давайте поиграем. Я прочту стихотворение, а вы доскажите подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Разминка
В центре класса стоит парта на ней находится ватман, учащиеся встают вокруг стола и с помощью маркера обводят свою ладошку и пишут на ней свое имя. А затем звучит песня «Дорогой добра», пока она звучит, дети ходят по кругу она заканчивается напротив чей ладони они оказались, пишут на пальчиках пожелания.

Дерево добрых поступков (Изображено на плакате, без листьев)

Учитель: Ребята, давайте с вами посадим дерево добрых поступков. Скажите, какие --добрые поступки вы совершили в классе ? Запишите их на зелёных листочках.

Добрые поступки, которые вы совершили дома , запишите на жёлтых листочках.

Добрые поступки, которые совершили в природе , запишите на красных листочках.

Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков (дети записывают добрые дела, прикрепляют листочки к дереву под музыку). Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в нашей школе.

Работа с пословицами.

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

1. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2. Доброе слово лечит, а злое калечит.

3. Что посеешь, то и пожнёшь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

4. Не хвались серебром, хвались добром.

5. Не ищи красоты - ищи доброты.

Творческая работа в группах

Составить синквейн со словом доброта

Доброта

Душевная, светлая

Утешает, поддерживает, примиряет

Доброта спасёт наш мир.

Любовь

Верная, сильная

Выручает, сближает, радует

Помогать другу в беде.

Дружба

Давайте проведём небольшое исследование.

Поднимите руку те, кто считает себя добрым, дружелюбным. А теперь я вам раздам бланки для ответов в виде сердечка, и вы в них напишите двух самых добрых человека в нашем классе. (Дети пишут).

(Вручение медали “Самый добрый человек класса”)

Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

«Магическая свеча».

В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:

Если бы я стал волшебником, я бы сделал...

17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично.

Исполнение песни “Дорогою добра”

Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

Всего вам доброго! И помните: «Доброта спасёт мир!»

Доброе слово лечит,

а злое калечит.

Не одежда красит

человека, а добрые дела.

Жизнь дана на добрые дела.

Подготовила:

учитель самопознания

КГУ «СШ Прапорщиково»

ВКО, Глубоковский район

Зейнолдина А.Д.

Разработка классного часа для учащихся 5-11 классов на тему духовно- нравственного воспитания.

«Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;

Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;

В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование : презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.

Подготовка: класс делится на три группы. Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.

Ход занятия:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

1.Мотивационный блок.

Учитель : Наш разговор сегодня называется «Здравствуй, человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий(зачитать эпиграф).

2.Работа с понятием.

Ученик :заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

Учитель :Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).

Ч - честность, чуткость, честолюбие.

Е - единовластный, единодушие, единоличник.

Л - Легкомысленный, лжец, любознательный.

О - обманчивый, образованный, ответственный.

В - вероломный, внимательный, воспитанный.

К - каверзный, капризный, коллективный, контактный.

Почему вы выбрали не все качества?О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? (выступление группы,оформлявшей кабинет)

3.Ученики предложили высказывания:

1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)

4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

Учитель :А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет(можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

Ученик : Привычки (Татьяна Валяева)

Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!

Совсем невозможны беседы с тобой!"

А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"

Но только сказала – и снова на крик;

Привычка – не то, что приходит, уходит

Легко, словно ветер поднялся и стих.

Движенье к привычке идёт вертикально,

К хорошей – с огромным усилием вверх,

А вниз – оступился, как будто случайно,

И только тому, кто хоть как-то цеплялся,

На уровень прежний вернуться дано,

Но вряд ли кому удаётся подняться,

Спустившись в привычке на самое дно.

Лишь редкие лица со дна выползают,

А чаще и взгляда на верх не ведут,

От лени привычку свою оправдают

И даже достойной её назовут.

Жестокость – желаньем добиться порядка,

А ревность – особенной формой любви,

Красивая с виду, пустая накладка,

Попытка прикрыть недостатки свои.

Подмена понятий с названием новым,

И вместо падения виден успех.

Так проще, так легче – оправдывать словом,

Чем делать попытки подняться наверх.

Ученик :А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»

А что такое- сила воли?-

Уменье не кричать от боли,

Когда поломано крыло?

Уменье ждать: пока срастётся,

Потом летать- не как придётся,

А чтобы только повезло?

Но, может быть, совсем иначе?

Крича от ярости и плача,

Заставить целое крыло

Решить нелёгкую задачу:

Подняться выше неудачи.

И победить- беде назло!

4.Учитель:Тренинг «Волшебные руки»( 10 пальцев- 10 качеств.)

На листке выразить в баллах сформированность каждого.(индивидуально)

Нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

Степень сформированности

(от 1 до 5 баллов)

Человечность

1.Благодарность

2.Великодушие

3.Вежливость

4.Доброжелательность

5.Сострадание

6.Любовь к людям

7.Забота о ближних

8.Послушание

9.Щедрость

10.Умение прощать

Сделай вывод:

К чему ещё стремиться?

Учитель :«Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза.Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

5.Работа в группах с задачами.

1.Стрелка-советчик.

Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда.А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.

2.Цветок на клёне.

Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.

3.Уменяка.

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

4.Забивон.

Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.(на решение- 3 минуты и потом обсуждение)

6.Учитель :Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

Давайте послушаем советы.

Ученик :Умейте управлять собою,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбо.,

Учитесь жизнь начать с начала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять.

Не надо жаловаться всем

Ни на судьбу, ни на болезни-

Ничто не будет бесполезней

Избитых, жалких этих тем.

Не жгите сердце табаком,

И мозг вином не заливайте,

И жизнь свою не сокращайте

Воспоминаньем о плохом.

Друзей имейте- в трудный час

Они поддержат и помогут,

Не будет трудною дорога

Ни для друзей и ни для вас.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,-

Ненастья тоже устают.

За днём несчастья- день счастливый.

7.Учитель :Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»(просмотр и комментарии)

8.Учитель :Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

1.Самый лучший день- сегодня.

4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.

6.Самый опасный человек- лжец.

7.Самое большое богатства- здоровье.

8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

Человек! Это высокое звание.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

Дм.Голубков.

«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом каждого человека.

8.Рефлексия: отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора: а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас;

б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;

в)красный цвет(жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.

Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.

3.Алоева М.А. Классные часы в 5-9 классах.

4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.

5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.



Публикации по теме