Самуил Маршак. Веселое путешествие от "А" до "Я"

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Предмет: литературное чтение

Тема: Алфавит. С.Я. Маршак «Ты эти буквы заучи…»

Класс: 1

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дидактическая цель: формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности.

Задачи урока: * познакомить с алфавитом;

    формировать навык чтения;

    развивать любознательность.

Оборудование: картинки с буквами; алфавит; справочная литература; выставка книг.

Ход урока

I Организационный момент.

Не прошел еще январь,

Мы закончили «Букварь».

Много мы читали,

Многое узнали.

(Звучит песня «АБВГДейка»)

II Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности.

Послушайте сказку: Жил был Дракон. Он был большой и сердитый. И вот однажды он пролетал над волшебным городом Букваринском.

(Как вы думаете, кто живет в этом городе?)

Услышали буквы шум и заволновались. Они увидели, как что-то большое скрыло солнце. Дракон тоже увидел волнение букв. Спустился он на землю и спросил: «Кто вы такие? Почему я до сих пор вас не встречал?» Буквы спросили Дракона, почему он такой сердитый.

Потому что со мной никто не дружит, я всегда один. Зовут меня Дракон. Это я сейчас такой большой и надутый, как шар. Но я могу стать стать маленьким, если вы согласитесь со мной дружить.

(Как вы думаете, согласились буквы дружить с Драконом?)

Дракон стал уменьшаться и стал совсем маленьким. Буквы стали звать его Дракошей. Он поселился в Букваринске и буквы научили его читать и писать. Трудно ему было вначале. Он один, а букв много.

Пора и нам с вами отправляться в Букваринск. Посмотреть как буквы учили Дракошу грамоте.

Ты садись в счастливый поезд

И помчим от А до Я…

III Актуализация знаний.

(Учитель читает стих-е Г. Сапгира «Азбука» и демонстрирует буквы и слова, которые читают дети)

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге буквы и слова,

Аист видит букву «А».

И, надев очки на нос,

Он читает: аб-ри-кос.

Прочитал индюк:

Ин-дюк.

Это я!- сказал индюк.

Два цыпленка запищали-

Отыскали букву «Ц».

В слове «цап-ля»-

«ц» в начале,

В слове «солн-це»-

«ц»- в конце.

Что же, Чижик,

Ты молчишь?

-«Чер-вя-чок»-

Читает Чиж.

В книгу смотрит

Грач ученый,

Рядом с ним сидит галчонок.

Букву «Г» малыш, учи.

Это «Г»- гнез-до, гра-чи.

Аист крылья расправляет,

Аист книгу закрывает.

Книга очень велика

Это АЗ-БУ-КА.

(Учитель рассказывает о происхождении слов «алфавит», «азбука»)

IV Первичное усвоение знаний.

    Чтение алфавита. Учебник- с.3

    Работа с произведением С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи…»

    Ответы на вопросы.

Что С. Маршак называет ключами?

Почему буквы- это ключи?

Рассмотрите иллюстрацию. Все ли ключи есть у мальчика?

4. Чтение стихотворения детьми.

V Физминутка.

VI Продолжение работы по теме.

Тому, кто хочет много знать,

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря,-

Не обойтись без «Букваря».

Теперь, когда вы знаете буквы русского алфавита, «Букварь» приглашает вас в удивительный мир детской литературы.

    Чтение учителем рассказа В. Голявкина «Спрятался».

    Ответы на вопросы по содержанию в учебнике.

    Игра в «прятки» (найти «спрятанную» букву в слове и прочитать полученное слово)

Крошка, штучка, точки, сурок, беда,слова.

VII Проверка понимания.

Вот веселый клоун Вася

Появился в нашем классе.

И принес с собой шары

Для любимой детворы.

Вам шары я подарю,

Но сначала всех прошу:

Объяснить пословицы.

1.- Объяснить смысл пословиц: «Грамоте учиться- всегда пригодится».

«С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь».

2. Выставка книг: Т. Синицына «Алфавитная семья», В. Волина «Занимательное азбуковедение», С. Ожегов «Толковый словарь», А. Шибаев «Взялись за руки друзья», А. Прокофьев «Красный платочек» .

- «Букварь- первая ваша учебная книга, но чтобы вам было интересно на уроках, «Букварю» помогали другие книги…

VIII Рефлексия.

В народе говорят: «Азбука- ступенька к мудрости». Вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляю вас! Желаю вам дружить с книгами, накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.

Стихотворения для детей про азбуку и алфавит, которые собраны на нашей странице пригодятся учителям, воспитателям группы продленного дня, воспитателям в детском саду и родителям, которые стремятся дать своим детям больше знаний и представлений об окружающем мире.

Коротенький стих про алфавит

Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, где нужно.
***

Азбука

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку
Прописная буква М ,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У .

Ф , бедняжку, так раздуло —
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло —
Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась —
Превратилась в букву О .
Буква А , когда очнулась,
Не узнала никого!
Ю. Тувим
***

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат.
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А Б В Г Д Е Ё Ж
Прикатили нам еже!
З И Й К Л М Н О
Дружно вылезли в окно!
П Р С Т У Ф Х
Оседлали петуха!
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
***

Стихи для запоминания алфавита

А, б, в, г, д, е, ё –
Постираем мы бельё.
Ж, з, и, й, к, л, м –
Апельсинку быстро съем.
Н, о, п, р, с, т, у –
Погуляем на мосту.
Ф, х, ц, ч, ш, щ –
Ах, какая чаща!
ъ, ы, ь –
Не запомнятся никак.
Э, ю, я –
Вот и все, мои друзья.
***

Алфавит

А Б В Г Д Е Ё
Знайте место все своё!
Ж З И Й К Л М
Вспоминайте, кто за кем!
Н О П Р С Т У
Стойте дружно все в ряду!
Ф Х Ц Ч Ш и Щ
Размещайтесь не спеша!
Ъ Ы Ь
Стойте рядышком, вот так!
Торопитесь, Э Ю Я!
Вот и в сборе букв семья!
С.Ф. Жуйков, М.М. Зеленина, Е.Г. Карлсон
***

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах…
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А » до «Я ».
***

Лесная Академия

Как-то летом, на лужайке,
Очень умный майский жук
Основал для насекомых
Академию наук.

Академия открыта!
От зари и до зари
Насекомые лесные
Изучают буквари:

А -Акула, Б — Берёза,
В — Ворона, Г -Гроза…
— Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!

Повторяйте, не сбивайтесь:
Д — Дорога, Е -Енот…
Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!

Ж — Журавль или Жаба,
З — Забор или Змея…
— Не смеши клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!

И -Иголка, К — Крапива,
Л -Личинка, Липа, Луг…
— Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!

М — Медведь, Мышонок, Море.
Н -Налим, а О — Олень…
— В академию не ходят
Те, кому учиться лень!

П -Петрушка, Р — Ромашка,
С — Сучок или Сморчок…
-Таракан, не корчи рожи!
Не подсказывай, Сверчок!

Т — Травинка, У — Улитка,
Ф — Фиалка, Х — Хорёк…
— После первой перемены
Мы продолжим наш урок!

Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало —
Только ползать и летать!

***

На пиру у крота

Между собой уже века
Живут в согласье «Г» и «К» ,
И не впадает «К» в обиду,
Когда ее сменяет «Г»,
Что схоже с цаплею по виду
И на одной стоит ноге.

Открыл однажды КРОТ
В огороде огромный ГРОТ.
Достал мешок КОСТЕЙ
И пригласил ГОСТЕЙ.
Издалека ШАКАЛ
На пир к нему ШАГАЛ.
Топтыгин шапку СКИНУЛ —
Шакал от страха СГИНУЛ.
А краб Бороться с КРАБОМ
Давай в тени под ГРАБОМ.
Свернулся ёж в КЛУБОК,
Стал сон его ГЛУБОК.
И, закусив КОРОЙ,
Зайчишка под ГОРОЙ,
Чтоб отличиться в ИГРАХ,
Плясал до боли в ИКРАХ.

Озорные буквы

Воробьишка поскакал —
Где-то КРОШКИ отыскал.
Он одну сейчас же съел
Прямо на дорожке,
Остальные не успел:
Помешали КОШКИ.

«К» в карман к монтёру — прыг! —
А в кармане — РОЛИКИ.
Из кармана в тот же миг
Выскочили КРОЛИКИ!

Как-то вздумали газели
С буквой «Г» затеять ИГРЫ,
И за это чуть не съели
Их безжалостные ТИГРЫ!

Вот такая смехота:
«Р» свалилась на КОТА!
Кот не кот теперь, а КРОТ,
Роет он подземный ход.

Как буквы женятся

Как одинок бедняга М ,
Он от тоски засох совсем,
Как майский жук в коробочке.
И вот красотка буква У
Однажды встретилась ему
На алфавитной тропке.
И бедный М сказал с мольбой:
-Давай поженимся с тобой.
Но встречен был сурово:
-Ты М , я У , а вместе МУ ?
Всю жизнь мычать мне ни к чему.
Прощай, я не корова.
Наш М был страшно оскорблён.
Но букву Ы посватал он.
И та была согласна.
Она ему сказала: — Мы
Составим вместе слово МЫ ,
А это так прекрасно.
Ю. Вронский

Стихотворения веселые, динамичные с забавными историями, безусловно понравятся взрослым и детям. Из них ребята узнают, что в русском языке 33 буквы-сестрицы. Что они стоят в определенной последовательности. При помощи стихов легко можно выучить алфавит.

При чтении желательно объяснить детям, что в языке есть буквы — это то что мы пишем и читаем, и звуки — произносим и слышим. Желательно, чтобы дети четко дифференцировали эти понятия. Потому как согласные буквы и звуки имеют различное звучание. Например «ррррр» — это звук, а вот «эр» — буква. Сначала детям это сложно понять и усвоить, но со временем они это поймут и их знания систематизируются.

Начинайте с малого и скоро великое придет к вам и вашим деткам!

Стихи про буквы поэта С.Я.Маршака интересны и поучительны. Про буквы, алфавит, азбуку Самуил Яковлевич Маршак знал всё. Иначе он бы не написал столько прекрасных стихотворений для детей и взрослых, не сделал бы множество великолепных переводов. Буквы были послушны автору Маршаку. Они становились красиво в ряд, образуя правильные слова, словосочетания, предложения, и, в конечном итоге, замечательные стихи, читаемые и перечитываемые миллионами.

«Весёлая азбука про всё на свете»
Автор стихов: Самуил Маршак

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Гриб растёт среди дорожки, —
Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка — тоже.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

Звёзды видели мы днём
За рекою, над Кремлем…

Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.

Мёд в лесу медведь нашел, —
Мало мёду, много пчел.

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот —
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон —
Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, —
То-то теплое местечко!

Ученик учил уроки —
У него в чернилах щёки.

Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.

Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч!

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.

Юнга — будущий матрос —
Южных рыбок нам привёз.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

Вырастет ещё не одно поколение, которое будет изучать буквы с помощью познавательной азбуки С.Я.Маршака. Буквы для поэта были, словно живые. Причём ни одной из них С.Я.Маршак не отдавал предпочтение. Они все были для него одинаково важны.

Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мёрз он в стужу.

Когда Самуил Яковлевич сочинял стихи про буквы, он старался уделить внимание каждой из них. Ведь в русском языке нет второстепенных букв. Если потеряется или заблудится хотя бы одна из них, то нужное слово никак не сложится. А если не найдутся нужные слова, то потеряется смысл. И начнётся хаос и бардак.

Алик — авиатор (это значит — летчик) —
Алым самолетом режет облака.

Боря — барабанщик.

Влас — водопроводчик.

Глеб — гранатометчик, меткая рука.

Дима —
Детский доктор. Ходит он в больницу.

Ева —
Ездит в цирке на коне верхом.

Женя —
Жница в поле.
Жнёт она пшеницу.

Зинаида —
Зодчий.
Значит, строит дом.

Игорь — самый главный
Инженер завода —
Из фанеры строит новый пароход.

Костя капитаном будет парохода,
К берегам Камчатки Костя поплывёт.

Лёня — лучший лоцман. Он через пороги
Лодок, пароходов водит караван.

Миша машинистом служит на дороге,
Мчится днём и ночью — в бурю и в туман.

Николай — наборщик. Он за буквой букву
Набирает в строчки опытной рукой.

Осип —
Огородник,
Он копает брюкву.

Павел —
Пограничник,
Парень боевой.

Родион —
Рабочий,
Рудокоп в Донбассе.

Соня —
Санитарка.

Толя —
Тракторист.

Умная
Ульяна
Учит деток в классе.

Федя —
Физкультурник, первый футболист.

Харитон — художник. Он для вас картинки
Хорошо умеет кистью рисовать.

Цезарь вам картинки вытравит на цинке,
Цинковые доски передаст в печать.

Чарли — это черный мальчик-африканец.
Чужестранцам Чарли чистит башмаки.
Чёрною суконкой он наводит глянец,
Часто получая только тумаки.

Шура — славный штурман.
Штурмовал он льдины.
Шквал ему не страшен, в стужу он не мёрз.

Щёлкают копыта. Это с Украины
Щорс верхом несется, настоящий Щорс.

Эрик, мой приятель, чинит выключатель.
Это наш электрик, слесарь и монтёр.

Юрий будет дельным
Юнгой корабельным.
Юрий любит бури и морской простор.

Яков — знаменитый маленький садовник —
Яблони и груши вырастил в саду,
Ягоду малину, ягоду крыжовник.

Я на днях учиться к Якову пойду.

Стихи про буквы интересны и необходимы многим, но особенно они нужны маленькому читателю, который только начинает познавать волшебный мир строчных и прописных (заглавных) букв. Буквы — они все разные, тоненькие и толстенькие, длинные и коротышки, с хвостиками и без. Но они все одинаково важны и нужны нам.

Урок Обучение грамоте УМК «Начальная школа 21 века»
АЛФАВИТ.
С. Я. МАРШАК «ТЫ ЭТИ БУКВЫ ЗАУЧИ...».
В. ГОЛЯВКИН «СПРЯТАЛСЯ»

Цели : способствовать заучиванию алфавита; формированию навыка чтения; развитию любознательности, стремления к познанию нового.

Создать условия для формирования УУД:

- Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Ход урока

    Организационный момент. 5 мин чтение

Чтение слов и предложений с плакатов, задания «Найти слова»

Целеполагание.

– За окнами январь, снег в воздухе кружится, а нам пора учиться! Что вы изучали на уроках обучения чтению по первой части «Букваря»? (Звуки и буквы.)

– Для чего вам это нужно? (Чтобы научиться читать.)

– Перед вами вторая часть «Букваря». Попробуйте предположить, чему он научит.

II. Введение в тему.

В «Букваре» живёт семья:

Буквы все – от А до Я .

– Чего больше в русском языке: букв или звуков?

III. Работа по теме урока.

1. Работа по группам.

– Каждая группа получает конверт, в котором «вагоны» – буквы русского алфавита. Ваша задача – собрать поезд. Обратите внимание на то, как называются буквы русского алфавита.

– Прочитайте алфавит.

2. Фронтальная работа.

Ты садись в счастливый поезд,

И помчим от А до Я .

Ведь у нас сегодня праздник,

Славный праздник «Букваря».

– Встреча с книгой – это всегда праздник.

Г. Сапгир

3. Рассказ учителя о происхождении слов «алфавит» и «азбука».

4. Работа с произведением С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи…».

– Что Маршак называет ключами? Почему буквы – это ключи?

Это русский алфавит.

Буква к букве в ряд стоит.

– Рассмотрите иллюстрацию, сравните с алфавитом.

Вот такие наши буквы –

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик!

– Все ли ключи-буквы есть у мальчика?

Чтение стихотворения детьми: 1-ю строфу читает любой ученик; 2-ю строфу продолжает только хорошо читающий; 3-ю строфу читают несколько учеников по одной строчке.

Физминутка

5. Продолжение работы по теме.

Тому, кто хочет много знать,

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звёзды и моря, –

Не обойтись без «Букваря».

– Теперь, когда вы знаете буквы русского алфавита, «Букварь» приглашает в удивительный мир детской литературы.

6. Чтение учителем рассказа В. Голявкина «Спрятался».

Ответы на вопросы по содержанию – в учебнике.

IV. Итог урока.

Вот весёлый клоун Вася.

Появился в нашем классе

И принёс с собой шары

Для любимой детворы.

– Вам шары я подарю,

Самостоятельное чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался».

Учитель раздаёт детям закладки для книг, на которых нарисованы воздушные шары.

– Желаю вам дружить с «Букварём», накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.

РЕФЛЕКСИЯ (Заполнение лист успеха) Оцените свою работу на уроке: я работал активно или нет
своей работой на уроке я доволен или нет
урок для меня показался коротким или длинным
мое настроение стало лучше или хуже

МБОУ Воинский УВК

Литературное чтение

1 класс

Учитель начальных

Классов Капаева Г.Р

Тема: С.Я. Маршак «Ты эти буквы заучи…»

Цель: формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности; учить отвечать на вопросы полными ответами; повторить алфавит; формировать навыки выразительного чтения; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности; воспитывать интерес к предмету, внимание, мышление, память, трудолюбие.

Тип урока:

Усвоение новых знаний.

Оборудование:

Песня «АБВГДейка», иллюстрации

Ход урока

I Организационный момент.

У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит - как я!

(Звучит песня «АБВГДейка»)

II Постановка цели и задач урока.

Мотивация деятельности.

Послушайте сказку.

Жил-был Дракон.

Он был большой и сердитый. И вот однажды Дракон пролетал над волшебным городом.

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный,

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

Подумайте, кто живет в Букваринске? (Буквы.)

Услышали буквы шум и заволновались. Они увидели, как что-то большое скрыло солнце. Но и Дракон увидел волнение букв, спустился и спросил: «Кто вы такие? Почему я вас до сих пор не встречал?»

Буквы спросили Дракона, почему он такой сердитый?

Потому что со мной никто не дружит, я всегда один. Зовут меня Дракон. Это я сейчас такой большой, надутый, как шар. Но я могу стать маленьким, если вы согласны со мной дружить.

Оставайтесь у нас, Дракон, - сказали буквы, - у нас много места для друзей.

Дракон стал уменьшаться и стал совсем маленьким. Буквы стали называть его Дракошей. Дракоша поселился в Букваринске и буквы научили его читать и писать. Трудно было ему вначале. Он один, а букв много. Пора и нам с вами отправляться в Буквознай-ку. Посмотреть как буквы учили Дракошу грамоте.

III Актуализация знаний.

Учитель читает стих-е Г. Сапгира «Азбука»

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге буквы и слова,

Аист видит букву «А».

И, надев очки на нос,

Он читает: аб-ри-кос.

Прочитал индюк:

Ин-дюк.

Это я!- сказал индюк.

Аист крылья расправляет,

Аист книгу закрывает.

Книга очень велика

Это АЗ-БУ-КА моя.

(Учитель рассказывает о происхождении слов «алфавит», «азбука»)

Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита). Слово азбука – копия со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки.
Более 1000лет назад азбуки, которая передавала бы славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал брат Мефодий, хорошо владевший славянским языком.

IV Первичное усвоение знаний.

  1. Знакомство с биографией С.Я.Маршак
  2. Работа с произведением С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи…» стр. 82

Чтение стихотворения учителем.

  1. Ответы на вопросы.

О каких ключах идет речь в стихотворении С.Я. Маршака?

Почему буквы- это ключи?

Рассмотрите иллюстрацию. Все ли ключи есть у мультипликационных героях?

4. Чтение стихотворения детьми.стр.82

V Физминутка «Алфавит»

Вв
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

VI Продолжение работы по теме.

Тому, кто хочет много знать,

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря,-

Не обойтись без «Букваря».

Теперь, когда вы знаете буквы русского алфавита, «Азбука» приглашает вас в удивительный мир детских игр.

  1. Игра в «прятки» (найти «спрятанную» букву в слове и прочитать полученное слово)

Крошка, штучка, точки, сурок, беда,слова.(кошка, тучка,очки,урок,еда, сова)

Электронная физкультминутка дл глаз «Нарисуем песенку»

VII. Проверка понимания.

Вот веселый клоун Вася

Появился в нашем классе.

И принес с собой шары

Для любимой детворы.

Вам шары я подарю,

Но сначала всех прошу:

Объяснить пословицы.

1.- Объяснить смысл пословиц: «Грамоте учиться- всегда пригодится».

«С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь».

- «Азбука- первая ваша учебная книга, но чтобы вам было интересно на уроках.

VIII Рефлексия.

В народе говорят: «Азбука- ступенька к мудрости». Вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляю вас! Желаю вам дружить с книгами, накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.




Публикации по теме