Сборник " консультаций для родителей" второй младшей группы. План работы с родителями во второй младшей группе по фгос на год Рекомендации для родителей во 2 младшей группе

В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Происходит нелёгкий процесс адаптации к детскому саду. Грамотно выстроенная работа с родительской общественностью позволяет воспитателю лучше узнать своих подопечных, получить обратную связь от мам и пап и в целом более эффективно организовать образовательно-воспитательный процесс в младшей группе ДОУ.

Важные аспекты теории

Основными особенностями детей, посещающих первую младшую группу (в возрасте 1,5–3 лет), являются повышенная чувствительность к разлуке с матерью и страх нового. Зачастую адаптация малышей к ДОУ протекает болезненно, стресс переживают и дети, и родители. Помимо этого, родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности дошкольного учреждения, оптимальных условиях развития малышей.

Цели и задачи работы с родителями в первой младшей группе

Основной целью работы с родителями детей до 3 лет является объединение усилий семьи и детского сада для успешной адаптации дошкольников к ДОУ, их воспитания и развития.

В первой младшей группе работа с родителями направлена на то, чтобы обеспечить малышу обучение и максимально комфортные условия пребывания в детском саду.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • повысить педагогическую компетентность родителей за счёт распространения актуальной информации;
  • оказать практическую помощь в воспитании и развитии детей;
  • способствовать доверительному отношению родителей к воспитателям группы: учитывать рекомендации специалистов, быть открытыми к диалогу.

Родительские мероприятия для первой младшей группы детского сада имеют свои особенности, но в целом сходны с собраниями в любой группе детского сада. Цель конкретного мероприятия для родителей может быть любой, но в целом она будет вести к достижению главной цели. Увеличение количества целей ведёт за собой автоматическое увеличение числа задач, с помощью которых цели будут достигнуты. Чтобы избежать негатива и впустую потраченного времени и сил, следует помнить, что цель - одна, а задач, её реализующих, несколько (желательно не ставить более 10 задач).

На постановку цели и задач оказывают влияние следующие факторы:

  • Время, когда проводится мероприятие (перед учебным годом, начало учебного года, середина или окончание).
  • Фактическая обстановка в группе (успехи и достижения детей, возникающие затруднения).
  • Потребности родителей в информации об особенностях возраста детей и процессе адаптации ребёнка к ДОУ (оформление стенда, рассказ с примерами, выдача листовок и памяток и т. д.).

В начале учебного года будут актуальными следующие цели:

  • Обеспечение успешной адаптации детей и родителей к ДОУ.
  • Установление психологического контакта с семьёй.

В середине года:

  • Развитие речевых способностей ребёнка раннего возраста в семье и в ДОУ.
  • Построение системы воспитания здорового ребёнка.
  • Закрепление и развитие новых навыков и умений ребёнка.

Доверие и активное взаимодействие родителей ребенка и детского сада формируют морально и психически здоровую личность

В конце года:

  • Акцентируя внимание на достижениях детей за учебный год, дать рекомендации на лето по дальнейшему развитию.
  • Используя совместный опыт, накопленный за прошедший год, помочь родителям подготовиться и подготовить малыша к следующему году обучения (важно акцентировать внимание на психологическом кризисе ребёнка 3 лет).

Формы работы

Все формы работы с родителями в первой младшей группе можно разделить на 3 группы:


Отдельно следует рассмотреть такую форму работы, как досуг с родителями. Он может заключаться в проведении праздника в детском саду или совместной прогулки в лес. Важно помнить, что эта форма работы с родительской общественностью требует долгого и грамотного планирования, а также кропотливой подготовки. Ведь для детей такие мероприятия - это вовсе не отдых, а нестандартная форма обучения, возможность почерпнуть новые знания и эмоции. Поэтому лучше ещё на стадии подготовки мероприятия обсудить все возможные детали и нюансы с родителями.

Таблица: темы и формы мероприятий для родителей в первой младшей группе

Сроки проведения Тема родительского собрания Форма проведения Пояснения
Сентябрь Давайте познакомимся! Беседа, анкетирование Знакомство с родителями, информирование о нормах и правилах, принятых ДОУ.
Октябрь Детские эмоции Беседа
  • Адаптация детей к ДОУ.
  • Налаживание психологической обстановки в группе.
Декабрь Крепкое здоровье Подвижное физкультурное занятие вместе с родителями Наглядная демонстрация правильных полезных упражнений для укрепления здоровья малышей.
Февраль Я - сам! Чаепитие Закладывание основ самообслуживания и воспитание самостоятельности.
Март Учим цифры Круглый стол Формирование элементарных математических представлений.
Апрель Транспорт - друг! Транспорт - враг! Деловая игра Перед летними каникулами необходимо дать детям понятия о правилах дорожного движения.
Май - июнь Прощай, младшая группа! Беседа, дидактическая игра, чаепитие Представление результатов работы в группе за год, рекомендации по развитию способностей ребёнка и по подготовке к следующему учебному году.

Родительское собрание в первой младшей группе

Родительские собрания для детей в первой младшей группе - это начало взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Даже если ребёнок далеко не первый в семье, его путь в детском саду будет отличаться от того, что проделали его братья и сестры. Поэтому для родителей малыша далеко не всё повторится, что-то будет впервые. Важно, чтобы самый первый год пребывания в детском саду был для ребёнка успешным, радостным и познавательным. Для этого и родителям, и воспитателю придётся приложить много усилий. Родительское собрание - ключевой момент, когда проверяется, насколько эффективно взаимодействие, и ставятся задачи на ближайшее время. В течение года проводят не менее 3 собраний - в начале учебного года, середине и конце.

Установление контакта с семьёй

При работе с родителями важно учитывать индивидуальные особенности каждой отдельной взятой семьи. Поэтому воспитателю необходимо установить дружелюбные и доверительные отношения с родительской общественностью. Для достижения такого сотрудничества нужно придерживаться следующего плана:

  1. Провести предварительный опрос родителей, позволяющий выявить их потребности и нужды.
  2. На основе полученных при опросе данных выбрать тему и форму предстоящего родительского собрания. Создать для себя конспект, в котором расписать основные пункты собрания.

    Это важно. Не забудьте уточнить у родителей контактную информацию.

  3. Своевременно сообщать родителям об особенностях поведения ребёнка и его достижениях. Это позволит мамам и папам сформировать наиболее полный образ ребёнка.
  4. Проводить с родителями корректные индивидуальные беседы с целью понять обстановку в семье. Выяснить трудности и проблемы в воспитании ребёнка.

Установить контакт с родителями помогают нетрадиционные формы работы

Полученная информация необходима воспитателю для нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку и для планирования направленности групповых занятий.

Требования к организации родительского собрания

Тема родительского собрания является совокупностью потребности родителей и поставленной воспитателем цели. Поэтому тема в большинстве своём подбирается воспитателем с учётом особенностей родительской общественности. Форма проведения родительского собрания должна наиболее полно раскрывать поставленную тему, а также следует учитывать принципы и уклады, принятые в семьях воспитанников.

На воспитателя ложится большая ответственность по подготовке родительского собрания. Готовиться к мероприятию лучше начинать заранее и придерживаться основных правил:

  1. Всё, что планируется, должно быть направлено на реализацию конкретной цели и соответствовать выбранной теме.
  2. Детально прописываются вопросы, которые должны быть рассмотрены на собрании (повестка). Для этого уточняют у родительского комитета, нужно ли им предоставить слово, сколько времени это займёт. Бывает так, что родители предлагают рассмотреть вопрос, который уже заложен в тему собрания. Тогда нужно обсудить какую часть, как и кто будет сообщать.
  3. Заранее регламентируют повестку и общее время проведения собрания. Родители - люди, у которых время ограничено, и они надеются максимально эффективно провести его. Если собрание затягивается и начинает превышать 1,5 часа, то о позитивном настрое можно забыть.
  4. В повестке дня вопросы ставят по степени их важности и форме представления. Так, за чаепитием можно представить видеоотчёт о проведённом празднике, но не следует само чаепитие организовывать до объявления официальной информации или решения актуальных вопросов родительского комитета.
  5. Тщательно проверяют, насколько форма представления информации соответствует выбранному материалу. Сообщать официальную информацию по внутреннему распорядку ДОУ в форме беседы будет большой ошибкой.
  6. В общее время, отведённое для проведения родительского собрания, обсуждают только те вопросы, которые касаются всей группы в целом. Не следует обсуждать одного конкретного ребёнка при всех. Для этих целей планируют время индивидуальных консультаций.
  7. В план собрания обязательно включают пункт - сообщение о достижениях или важных событиях в группе. Не стоит делать развёрнутый доклад на эту тему. Тут можно воспользоваться иными формами: создать небольшой видеоролик с фотографиями или оформить стенд с работами, или воспользоваться иными формами.
  8. Каждое родительское собрание - событие, которое должно запомниться. Тут есть место для творчества и креатива. Главное - помнить о правиле «Золотой середины». Нужно соблюдать баланс между официальной и неофициальной частью, количеством и реальной потребностью в наличии разнообразия и дополнительного материала. К примеру, если запланирована дидактическая игра, то ролевая игра уже не проводится.
  9. Важно вовремя оформлять сопутствующую документацию. Заполняя документы, воспитатель не только прописывает все вышеприведённые пункты, но и помогает себе в дальнейшей деятельности. Чем лучше продумана повестка собрания, тем успешнее оно пройдёт. К тому же спустя полгода трудно вспомнить то, что реально происходило на родительском собрании. Вот тут-то и пригодятся разработки, повестка, протокол, дополнительные материалы. Желательно к общему числу документов прибавить личные заметки о проведённом собрании.
  10. Специалисты - логопед, психолог, преподаватель музыки или физкультуры, тренер по плаванию - помощники. Их приглашают по мере необходимости. Выступление специалиста должно быть органично вписано в родительское собрание или вынесено за его пределы в индивидуальные консультации.

При подготовке родительского собрания важно придерживаться чёткой схемы

Как провести первое родительское собрание в младшей группе

Целью первого родительского собрания в младшей группе является налаживание контакта с родителями воспитанников, совместное создание планов на предстоящий учебный год.

  • Провести краткий опрос родительской общественности с целью выяснить контактные данные и основные семейные приоритеты.
  • Рассказать родителям об учебном заведении, в котором будут учиться их дети. О правилах и требованиях, принятых в ДОУ.
  • Наметить перспективы дальнейшей совместной работы по обучению и воспитанию детей.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:


Советы для родителей помогают им установить доверительные отношения с ребёнком

Таблица: пример конспекта собрания в младшей группе

Автор Герасимова Я.Е., воспитатель МБДОУ ЦРР №25, пос. Сибирцево, Приморский край
Название «Давайте познакомимся»
Повестка дня
  • Познакомиться с родителями, познакомить родителей друг с другом.
  • Выбор родительского комитета.
  • Рассказать родителям об адаптации детей в детском саду.
Ход собрания В.: Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей первой встрече. Сегодня у нас с вами первое родительское собрание, на котором мы познакомимся, узнаем друг друга поближе, я расскажу вам о том, чему наши дети уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что им ещё предстоит узнать.
Перед вами ручки и листочки, можете записывать вопросы, возникшие в течение собрания.
Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения «Отвели бутуза в сад». (Воспитатель читает стихотворение.)
Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т. д.
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребёнок. Как Вы думаете, что произойдёт с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? (Упадёт) Вот именно, упадёт! Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука» где говорится: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, выйдет у него не дело, только мука!». Следовательно, нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с вами будем жить одной, я надеюсь, дружной семьёй. А для начала нужно поближе познакомиться.
Дети очень любят играть в «Волшебную палочку». Мы сейчас с Вами попробуем окунуться в детство и тоже поиграем. Правила игры: Тот, у кого в руках волшебная палочка называет себя так, как хотел бы, чтобы его называли окружающие.
Меня зовут Яна Евгеньевна. Я воспитатель первой младшей группы.
(Каждый родитель представляет себя.)
Вот мы и познакомились. Спасибо!
Теперь я расскажу вам, чему мы уже успели научиться. А научились мы многому. В нашей группе проходит 10 занятий в неделю. Это рисование, лепка, музыкальное, физкультурное, ознакомление с окружающим миром, художественное чтение, развитие речи - в этой области мы видим особенно яркие достижения. Все занятия проходят в игровой форме. Каждый день проводятся 2 занятия по 10 минут. В течение дня проводятся различные подвижные игры, разучиваются пальчиковые игры и потешки, проводятся индивидуальные беседы с детьми.
За время адаптации дети:
  • стали более общительными;
  • начинают учиться играть вместе, делиться игрушками;
  • все дети знают, где находится их шкафчик, полотенце, горшок, кроватка;
  • усвоили некоторые правила поведения в группе;
  • знают, что после того, как помыли руки, нужно отжать водичку и только потом пойти к своему полотенцу;
  • практически все дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых;
  • раздеваются;
  • учатся одеваться;
  • научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки.

Как видите, научились мы многому, но ещё больше нам предстоит узнать и самое главное - научить детей самообслуживанию. И в этом процессе вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т. д. А при общении с родителями выясняется, что дома вы все делали за него, потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т.д.
Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.
Итог собрания.
В заключение хочется сказать, что мы вместе будем закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском саду и в родительских коллективах. Нужно сделать так, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шёл в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой.
Мы с вами хорошо поработали.
Решение:
Выбрать родительский комитет в составе:

Председатель родительского комитета:
Председатель:
Секретарь:
Спасибо! До новых встреч!

Протокол собрания

Протокол - это письменный документ, в котором подробно отражается ход ведения собрания. Он необходим для фиксации всех принятых решений, которые потом должны быть реализованы на практике. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других специалистов, которые выступали на мероприятии. К сожалению, не все педагоги считают обязательным ведение, оформление и хранение подобной документации.

Это важно. Протокол - это своеобразная страховка воспитателя, подтверждающая правомерность его действий и администрации ДОУ, если возникают неприятности или спорные вопросы.

Правильное и своевременное заполнение протокола помогает в решении спорных вопросов и подготовке к следующему родительскому собранию

Чаще всего протоколы родительских собраний - это документы внутреннего пользования, поэтому при их создании не используют бланк и не указывают полное наименование учреждения. Важно оформлять протоколы своевременно, в течение 3 рабочих дней. В приведённом ниже образце дана наиболее часто употребляемая форма протокола (сокращённая).

Протокол №____

Родительского собрания группы №______ Тема:_______________________________________________________

от « »_____________201_______года.
Присутствовало: ______человек.
Отсутствовало: _______ человек.

У каждой группы участников открытого занятия разные цели

Нельзя нарушать требования к открытым занятиям в детском саду:


Это важно. Продолжительность непрерывной НОД в первой младшей группе не превышает 10 минут.

Обычно открытые занятия проводятся без репетиции, поэтому они требуют долгой и кропотливой подготовки. Может быть репетиция только отдельных элементов, такие как стихи, песни, то есть то, что дети должны выучить (подготовить) заранее. Но это возможно с детьми средней группы. В младшей группе возможна только психологическая, моральная подготовка детей к мероприятию.

Теоретическая часть подготовки к открытому занятию

Воспитатель должен чётко сформулировать цель открытого занятия, а также навыки и знания детей, которые оно должно будет закрепить. После того как цель будет определена, можно сформулировать тему. Важно проследить, чтобы открытое занятие вписывалось в учебный план и имело связь с последующими занятиями. Когда уже есть цель и тема, необходимо составить список задач, реализуемых на открытом занятии.

Затем можно приступать к выбору литературы, которая должна наиболее быстро и просто решать поставленные задачи. Нужно подобрать задания для детей (лучше всего из выбранной литературы), которые будут:

Используя стандартную схему, воспитатель составляет свой план открытого занятия

После того как задания будут подобраны, следует составить чёткий план занятия. Для этого нужно выработать последовательность действий и продумать моменты активности и спокойствия. Маленькие дети не могут долго сидеть на одном месте, им обязательно нужно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Если используется какая-то новая методика или технология, то желательно опробовать её на других занятиях. И последнее, что требуется обдумать - это контроль и безопасность деятельности детей.

Практическая часть подготовки к открытому занятию

Любое мероприятие вначале прописывается в календарном планировании всего учреждения, так как требует привлечения других сотрудников (к примеру, психолога, логопеда и др.). Затем готовится приказ по всему учреждению. Потребуется список всех наглядных пособий и приспособлений, которые будут нужны для проведения открытого занятия. Если необходимо какие-то наглядные пособия сделать своими руками, то нужно все приготовить заранее. Каждый пункт следует подготовить и проверить, желательно, не один раз.

Не менее чем за 2 недели, а лучше за месяц, необходимо пригласить родителей. Родителей предупреждают, что они лишь наблюдатели, поэтому не стоит подсказывать или помогать ребёнку. Нельзя вмешиваться в занятие, подсказывать, выскакивать с камерой или фотоаппаратом. Очень важно донести до каждого приглашённого тот факт, что, что бы ни случилось, не следует вмешиваться. У детей в возрасте 1,5–3 года концентрация внимания очень мала, и они быстро реагируют на изменение обстановки и отвлекаются.

Правильное поведение родителей на открытом занятии поможет детям

Работа с родителями в детском саду имеет огромное значение для формирования здоровой личности каждого ребёнка. Каждое мероприятие с родительской общественностью требует подготовки и поэтапного планирования. Мероприятия с родителями малышей первой младшей группы призваны облегчить процесс адаптации детей к образовательному учреждению и способствовать успешной социализации.

Перспективный план работы с родителями детей младшей группы

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с родителями детей младшей группы. Данный материал поможет спланировать работу с родителями в течении всего учебного года.

Сентябрь
1. Наглядно – текстовая информация «Кризис 3 лет».
2. Фотовыставка «Летние деньки».
3. Консультация: «Режим дня и его значение в жизни ребенка».
4. Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения на учебный год».
5. Консультация «Мы - пешеходы».
6. Индивидуальные беседы с родителями «Адаптация ребёнка к детскому саду. Как помочь ребёнку полюбить детский сад?»
7. Памятка «Дети – это счастье»
8. Памятка для родителей «Создание благоприятной атмосферы в семье»

Октябрь
1. Консультация «Особенности развития детей 3-4 лет».
2. Консультация «Значение игровой деятельности в развитие детей 4 года жизни».
3. Памятка «Не оставляйте детей дома одних».
4. Выставка поделок из природного материала «Дары осени».
6. Беседа «Одеваемся по погоде».
7. Памятка «Что делать, если ребенок кусается?»
8. Консультация «Растём здоровыми»
9. Консультация «Капризы и упрямство»
10.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа.

Ноябрь
1. Консультация «Как вести себя с незнакомыми людьми?».
2. Изготовление папки-передвижки «Что мы уже умеем?».
3. Консультация «Какие сказки читать детям?».
4. Беседа «Что должно быть в детском шкафчике в детском саду?».
5. Памятка «Если ребёнок испытывает страхи»
6. Консультация «Подвижная игра в жизни ребенка»
7. Мастер-класс «Поделки из соленого теста»
8. Памятка для родителей «Как развить интерес к ручному творчеству?»
9. Фотовыставка «Семейный досуг»
10.Консультация «Почему дети ломают игрушки?»

Декабрь
1. Беседа «Как не болеть?».
2. Памятка «За что не надо наказывать детей?».
3. Консультация «Говорите с ребенком правильно».
4. Новогодний утренник для детей и их родителей.
5. Папка – передвижка «Сенсорное развитие детей».
6. Мастер-класс «Чесночница, как средство борьбы с простудой»
7. Родительское собрание «Речь младшего дошкольника».
8. Консультация «Что делать, когда ребенок плачет?»

Январь
1. Выставка поделок и сувениров «Новогодняя красота».
2. Памятка для родителей «Искусство быть родителем».
3. Оформление тематического информационного стенда «Правила безопасности».
4. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
5. Папка – передвижка «Играем всей семьёй».
6. Консультация «Как понять собственного ребёнка?»
7. Памятка «Закаливание – путь к здоровью»
8. Консультация «Если ребенок проявляет агрессию»

Февраль
1. Консультация «Влияние психологического микроклимата семьи на здоровье ребёнка».
2. Практические советы «Значение режима дня для воспитания детей».
3. Памятка «Подвижные игры для детей 3-4 лет».
4. Беседа «Вредные привычки детей».
5. Мастер-класс «Подарок для папы».
6. Консультация «Как научить ребёнка убирать игрушки?».
7. Родительское собрание «Игра в жизни дошкольника».

Март
1. Оформление информационного стенда «Здоровье ребёнка и компьютер».
2. Стенгазета «Наши мамы – лучшие самые»
3. Памятка «Развиваем моторику. Игры с прищепками».
4. Фотовыставка «Прогулка – это здорово!».
5. Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек.
6. Праздник «Наши бабушки и мамы».
7.Консультация «Можно ли ребёнка наказывать?»
8 Консультация «Играя, тренируем внимание и развиваем память»

Апрель
1. Подборка фотоматериалов по теме «Забавные моменты».
2. Наглядно – текстовая информация «Почитайте детям».
3. Выставка детского творчества «Весна пришла!».
4. Папка – передвижка «Первая помощь».
5. В родительскую копилку «Что должен знать ребенок 3 – 4 лет».
6. Консультация «Чистота – залог здоровья».

Май
1. Папка-передвижка: «Профилактика кишечных заболеваний».
2. Папка-передвижка: «Эхо войны».
3. Фотовыставка «Из жизни нашей группы».
4. Консультация «В отпуск с ребёнком».
5. Советы: «Если у ребёнка плохой аппетит».
6. Родительское собрание «Успехи нашей группы за год!».
7. Консультация «Меры безопасности в летнее время года на улице»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.

1. Речь как регулятор поведения

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

2. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.

Помните, по программным задачам, в воспитании и обучении под редакцией Васильевой, у детей 2 младшей группы занятия длятся до 10 минут (когда ребёнок проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то можно исходить от его желания).

Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 - 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребёнок 3 - 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.

3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

Слушать взрослого;

Выполнять простые просьбы, поручения;

Умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами;

поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит требования в разные ситуации.

Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.

Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.

Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:

От личной заинтересованности;

От умений, которые сформировались при помощи взрослых; -от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы.
Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.

В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.
Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками. При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается :

Быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться в чём дело) ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребёнку показать и обучить в определённой деятельности; знания, которые даются могут быть не по возрасту; у ребёнка отсутствует упорство, настойчивость а это важное качество при обучении; - ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребёнок возможно стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему трудна деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за вашей помощью);

Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.

4. Воспитывайте культурно- гигиенические навыки

Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.

Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.

Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Всё в ваших руках уважаемые родители!

Список использованной литературы

1. Гаврилова Т.Г. « О воспитании нравственных чувств» (1984г.)

2. Гарбузов «От младенчества до отрочества» (1991 г.)

Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом несамостоятельны, и поэтому для них важно быть уверенными, что взрослые - люди, которые в любой момент придут на помощь, поддержат, утешат и найдут способ преодолеть любую проблему.

Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. Например, он уже способен самостоятельно раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разделить на части котлету еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создадите у него чувство защищенности - основу психологического комфорта.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то коленку больно ушиб, то мяч закатился - не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет у взрослого не только помощи и защиты, но и сочувствия.

Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Психологи показали, что возникающая уже у младенца потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом.

Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, малыши быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Не пускайтесь в разъяснения, давайте ясные инструкции по поводу желательного поведения.

Роль взрослых в

развитии речи ребёнка

Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Больше разговаривайте с ребенком глаза в глаза.

Маленькие дети не могут познать мир, если взрослые не объяснят им смысл того, что они видят, слышат и т. д. Нужно сопровождать все происходящее ясными речевыми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь малышу выучить новые слова.

Побуждайте ребёнка пользоваться речью, дожидайтесь ответа, даже еслиего речь пока ограниченна. Голос взрослого не должен доминировать. В то же время помните, что речь ребенка только формируется и он еще не понимает многое из того, что вы говорите. Используйте более простые конструкции и короткие предложения.

В мир культуры - песен, сказок, рассказов, картин - ребенка также вводят взрослые. Как можно больше читайте и рассказывайте ребёнку, не жалейте на это времени.

Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Многократно повторяйте стихи и потешки, сказки и истории.

Сюсюкание и использование «детских» словечек (бибика, ням-ням) в общении с детьми 2-3 лет это уже лишнее.

Роль взрослых в познании ребёнком 2-3 лет окружающего мира

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Взрослые должны обеспечить ребёнку разнообразную предметную среду, которая позволяет активно исследовать не только внешние свойства различных предметов, но и их внутреннее устройство.

Малыш внимательно обследует с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболочку каждого предмета. Теперь наступает время интереса к тому, что у этого предмета внутри. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить, а затем вынуть. Надолго завладеет вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес представляют детали, из которых можно что-то сконструировать самостоятельно. Итак, ребенок использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить и опустошить полость в предмете.

Ребенок двух-трех лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку, так же как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым ребенок усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Реагируйте на такое поведение ребенка адекватно, не порицая его, а объясняя, что бабочка живая и ее нельзя «разбирать на части» - она не сможет жить, погибнет, и ей больно. Систематически показывайте образцы различного поведения по отношению к живым и неживым объектам.

Предоставляйте ребёнку разнообразные емкости, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы. Делайте вместе с ребёнком звучащие игрушки - «шумелки» и «гремелки» из пустых флаконов, наполняя их различными семенами, металлическими предметами, песком и т. п.

Игрушки для 2-3 летнего ребёнка

Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому им необходимы движущиеся игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а также механические игрушки типа «Богородских» медвежат-кузнецов и клюющих курочек.

Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану ладошкой или специальной палочкой.

Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной.

Предоставляйте детям также разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. п.).

К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию сериации - упорядочения по размеру. Предоставляйте детям достаточно пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек-вкладышей.

Формирование представлений о цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактических игрушек (вкладыши, мозаики), которые могут дать детям так называемые эталонные представления.



Публикации по теме