Сценки на колядки короткие. Игры на Коляды

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
Задачи:
- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
- Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа:
Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка(короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Оборудование:
магнитофон, проектор, экран, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена рыбка-2; таблички с загадками, угощения.
Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово»,«Святки»,«Коляда».
Разучивание колядок, стихов, разучивание русских народных игр.
Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
мимики, жестов, движений.

Предварительная работа:
Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры. Изготовить атрибуты обряда колядования – звезду,
месяц, вертеп.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

В этот зимний вечерок

Вьётся из трубы дымок,

Месяц светится над ней,

А у нас полно гостей.

Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Ведущая: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Ведущая: Так что же такое святки? (задник на сцене)
-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Просмотр презентации «Святки»

(слайд 3,4) Одним из самых древних праздников на Руси были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния. После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз.

(слайд 5) Днем - гулянье, во время которого можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах или коньках пробежаться. Вечером - посиделки. Святочные посиделки - это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу.

(слайд 6) Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и чертей, в разных животных, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения, а также песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом.

(слайд 7,8) Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

(слайд 9,10) До нас дошло очень много праздничных песен - колядок, христославок.

Воробышек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

(слайд 11) В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова .

(слайд 12) Хозяева колядующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали их. Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения, полученных колядующими.

(слайд 13) Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода Святочные гадания.

В каждой крестьянской семье накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться .

(слайд 14) Гадания на Святки были не только на женихов и невест, но и другие, более хозяйственные проблемы: о будущем урожае, о приплоде скота…

(слайд 15,16) Заканчиваются Рождественские святки - Крещением (19 января). В этот день освящают воду, которую считают крещенской водой и хранят весь год.

Ведущая: Пора и нам позвать к себе коляду. Ребята, а вы знаете колядки? Да? Ну, тогда наряжайтесь да пойдём по дворам славить!

Дети – «колядовщики» выходят, наряжаются. С остальными проводится игра «Вот так!» (слайды 17 – 27).

Ведущая: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить «вот так» и повторить жест. Попробуем.

Как живёшь? -Вот так!

Как идёшь? -Вот так!

А бежишь? -Вот так!

Ночью спишь? -Вот так!

Как берёшь? -Вот так!

Как даёшь? -Вот так!

Как шалишь? -Вот так!

А грозишь? -Вот так!

Ну, а дразнишь как? -Вот так!

А смеёшься как? -Вот так!

Ведущая: Ряженые готовы? Итак, Пришла коляда – отворяй ворота!!!

(На сцене стоит стол, вокруг стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят хозяин и хозяйка).

Хозяйка: Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

Хозяин: Время быстро бежит. Только недавно урожай убирали, соленья, варенья на зиму готовили, а вот уже и святки.

Хозяйка: А помнишь, как мы в прошлом году колядовать ходили? Вот весело-то было? Интересно, придут к нам сегодня ряженые или нет?

Хозяин: А приготовила ли ты, Ольга, чем ряженых – то угощать?

Хозяйка: Приготовила, приготовила, да вот придут ли?

Звучит музыка(песня Иван Купала «Коляда»). На фоне музыки раздаётся стук в дверь. Входят ряженые. Хозяин идёт встречать.

Хозяева: Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

Колядовщик (воспитатель):

Колядовщики мы, в поле загулялись да сюда забралися
На людей посмотреть, себя показать!
Мы пришли прославлять,
Да хозяев величать.
Хозяину сотни лет прожить,
А хозяюшке много здоровьица.
Вашим деткам, сыновьям и дочерям,
Девяносто быков, полтораста коров.
Надели вас Бог
И житьем - бытьем и богатством.

Колядовщики – дети:

    Вот пришла к вам Коляда

Накануне Рождества.

Шире двери открывай.

Колядовщиков встречай!

    На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

    Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И богатством во всём,

И дай Бол вам, господа,

Здоровья на долгие года!

    Коляда идёт к вам в дом.

И мешки несёт с добром.

Кто даст нам больше всех,

Ждёт того большой успех!

    Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Лёгких – лёгких вам дорог!

6. Ой коляда, коляда

У нас нынче беда

Маленький мальчик

Упал на стаканчик.

А стаканчик на бочок.

Дай, хозяйка, пятачок!

    Чем, хозяева, нас одарите?

Что, хозяева, нам подарите?

Кувшин молока или каши горшок?

Кусок пирога или денег мешок?

    Тётушка добренька,

Дай кусочек сдобненький.

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

    Сеем, веем, посеваем.

Счастья, радости желаем!

Хозяин: Ах, спасибо вам, ребятки

Что пришли в наш дом на святки!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Сыр да печенье

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

(Музыка. Колядовщики уходят. Хозяйка и хозяин спускаются в зал.)

Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда мальчики с девочками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Игры, конкурсы.

    Загадки (слайды 28 – 40). (А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки).

Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молоко дает.(корова)

Их бабуля с сахарком

Выпекала сладкие.

Первый вышел – словно ком,

А другие – гладкие.(блины)

Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу.(овца, баран)

Я в стаканчике, в рожке,

Вкусное и нежное.

Сделано на молоке,

Чаще – белоснежное.

В морозилках проживаю,

А на солнце сразу таю.(мороженое)

Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем.(собака)

Кто имеет пяточек,

Не зажатый в кулачек.(свинья)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые ….(снежинки).

    Игра «Сугроб». (снежинки со скрепками, 2 «удочки» с магнитами)

Вот и у нас много снежинок нападало. Надо сложить их в сугроб, но пользоваться руками нельзя, а то они быстро растают.

    Игра «Заплети косу». (шест, 6 лент)

На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из 3 человек. Каждый член команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команд – заплести из своих лент длинную красивую косу.

2 команды из 3 человек. Задача обратная – не выпуская ленту из рук расплести «косу»

Игра «Моталочка»

Вызываются 6 человек. Ленты надо красиво и аккуратно смотать в рулончики. Кто быстрее и аккуратнее.

    Игра – плясовая «Тётя – весельчак».

Играющие становятся в круг. Ведущий показывает движения, все повторяют.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, ручки мои, мои ручки хороши.

Вы танцуйте, мои ручки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, ножки мои, мои ножки хороши.

Вы танцуйте, мои ножки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, плечи мои, мои плечи хороши.

Вы танцуйте, мои плечи,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, боки мои, мои боки хороши.

Вы танцуйте, мои боки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя.

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Прыжочки мои, вы прыжочки хороши,

Прыжочки мои, вместе прыгнем от души.

    Игра «Совушка». (таблички «день», «ночь»).

Выбирается сова. Остальные дети = мышки, зайчики, и т. д. По сигналу «День» сова спит, живность танцунт, веселится. По сигналу – «ночь» все замирают, сова летает и высматривает пошевелившихся.

Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Проводится шуточное гадание. Дети достают, не глядя, из сундучка бумажку с картинкой – предсказанием. Что выпало – то ожидает в этом году. Например,

лента-к долгой счастливой жизни,

монета- к богатству,

картошка – большое счастье,

гвоздь – на пороге гость,

сердечко – любовь,

колечко – быть свадьбе,

ключик – новоселье,

пуговка – обновка в одежде,

колёсико – купите или выиграете машину,

карта географическая – путешествие,

цветочек - быть красивым,

конфетка – сладкая жизнь,

копейка – к деньгам, и др.

Хозяйка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим воспитателям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

Славно мы колядовали,

Танцевали и играли.

А теперь пора,

Угощаться, детвора!!!

Приглашаю всех в столовую на праздничный ужин.

Ирина Степанова
Сценарий праздника «Рождественские колядки»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Белинский

Рождественские колядки

Разработали и провели :

Муз. руководитель - И. И. Степанова

Воспитатель - Букшина И. Н

Учитель- логопед : Устинская Н. Н.

Цель : Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре познакомить с обрядами, которые существуют на Руси.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с понятием Рождественские Святки , с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением : гадания, народные гуляния, колядование , украшение елки. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие :

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественныйвкус.

Воспитательные :

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям .

Предварительная работа : беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок ; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки , игры, поговорки) .

Материалы и оборудование : диск с аудиозаписями, плоскостной театр (вертеп, звёзды для сюрпризного момента, маски, костюмы (для ряженых, предметы быта для «избы» ,мультимидийный проэктор, материал для гадания.

Ведущая : Дети, наши новогодние встречи продолжаются. На пороге большой христианский праздник - Рождество . А вы знаете, что это за праздник ? (ответы детей) Усаживайтесь поудобнее за стол и слушайте.

Ведущая : Кругом Рождественская мгла

Во мгле звучат колокола

А с ними в лад слова звучат

Мир на земле и счастье всем.

Мы рады нашей встрече

Зажжем сегодня свечи

Пусть горят меж нами

Волшебными огнями.

Ведущая : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том , что кто- то родился. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлиееме родился Иисус Христос - Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлиеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Дети поют песню «Рождество » .

Ведущая : Когда родился Сын Божий все пришли к нему с дарами. Пришли к младенцу три дерева- пальма, маслина и маленькая елочка. Послушайте о том, что из этого вышло.

Воспитатель

Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.

И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная елка печально стояла : она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.

Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал :

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена» .

Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество

Ребенок ли, взрослый - все празднику рады , и в каждой семье торжество!

Ведущая : Повеселимся и мы у рождественской елочки .

Песня «Вот какая елочка»

Ведущая : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово . Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками . Послушайте песенку-колядку .

Коляда , коляда , подавай пирога, дай блин, дай кишку,

Свиную ножку, всем понемножку. Неси, не тряси - давай, не ломай!

Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.

Слышится веселая песенка колядовщиков .

Ведущая : Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Входят ряженые и поют :

Пришла коляда ,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда , Коляда !

Никому не спится! Расступись, чесной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

Бородой козёл трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух :

Душегрейка на меху –

Знай кричит : “Кукареку!”

Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна -

То ль зима, то ли весна?

А лисица, ну и пава,

Выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

А вы хлопайте дружнее.

«Было у матушки 12 дочерей» -хоровод.

А давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(посередине зала на лавке стоят шесть горшочков. Из зала по очереди выходят желающие погадать)

Дети (водят хоровод и поют)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшочка вынимают полотенце)

Хозяюшка Полотенце! Далеко расстилается… Ждет тебя дорога, путешествие.

(Хоровод продолжает кружиться. Выбирают второй горшок-с булкой)

Хозяюшка

Мышь в горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

В твоем доме достаток будет, благополучие!

(В третьем горшке – кольцо)

Хозяюшка

Сейте муку, пеките пироги!

К тебе гости будут, ко мне – женихи!

(В четвертом горшке лента)

Хозяюшка

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком переплетаючи,

Златом перевиваючи!

Лента – к богатству, прибыли.

(В пятом горшке пуговица)

Хозяюшка

Пуговица!

Ой, ходил жучок по завалинке,

Выбросил добро по мочалинке.

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью.

Проводятся игры подвижные.

Игра- хоровод «Пошел козел» .

Вед. Пришла пора нам поиграть

Всех, всех, всех позабавлять.

Игра «Плетень»

Игра «Катится клубок»

Хоровод «У оленя дом большой» .

РЯЖЕНЫЕ :

Не пора ли вам, друзья, колядовщиков – то одарить !

Щедро всем распорядитесь!

Воспитатели с детьми одаривают колядовщиков приготовленным заранее угощением.

Колядовщики :

Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

(раздают угощение, приговаривают) .

Чтобы колос – с бревно,

А зерно с ведро!

Кому песни поём,

Тому будет добро,

Тому сбудется,

Не минуется.

(колядующие , пританцовывая, уходят с пением) .

Уродись, коляда ,

Накануне Рождества !

Коляда , коляда ,

Отворяй ворота!

Ведущий : Снегу маленько я растопила. Кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится.

(Из ведерочка брызгает на ребят и гостей)

Новогодний хоровод «Зимушка» .

А еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь… И желание загадаешь… То оно непременно исполнится.

(под потолком на тарелочках лежат звездочки из фольги. Тарелочки висят на леске. Хозяюшка берет в руки леску и дергает).

Ребята ловите!

(Дети ловят звездочки)

Только берегите звездочку, а то вы забудете – и ничего не сбудется.

Ведущий :

Ребята, посмотрите, какой чудесный пирог со свечами.

Давайте загадаем желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось.

(Дети встают вокруг ведущего, загадывают, дуют) .

Ведущий :

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

(Преподносит пирог со свечами и говорит, что дети должны задуть свечи, загадав желание, идут в группу пить чай)

Сценарий колядок на Рождество будет очень интересным для детей. Главное, чтобы колядки для детей были короткие. Сценарий рождественских колядок подарит в дом счастье и веселье. Красочные костюмы, веселые колядки.

Сценарий колядок

Колядки русские народные короткие для детей

Очень оживит праздник исполнение детьми колядок, которые распевались на Святки в очень далекие времена, но близкие детям своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Поэтому можно рекомендовать разучить с детьми предложенную сценку.

Сценарий

Колядки для детей

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

1 -й колядовщик.

Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

2-й колядовщик.

Я - маленький юнчик,
Сел на стульчик,
Снял колпачок:
Пожалуйте пятачок!

Дети (стучат в окошечко). Отворяйте, хозяева!

Выходят хозяин и хозяйка, несут корзинку с гостинцами.

3-й колядовщик.

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку.

4-й колядовщик.

Кто подарит пирога,
Тому - полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, соломкой пуста.

5-й колядовщик.

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломкой густа.

Сценарий колядок продолжается и хозяин одаривает колядовщиков мелкими монетками из мешочка.

6-й колядовщик.

А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог. Колядовщики (хором).

Сейся, родися, жито и пшеничка,
Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.
Будьте здоровы, счастливы будьте.
Живите без бед много-много лет.
Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Появляется колядовщик, он выводит «козу». На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах - валеночки, на руках - яркие варежки. Сценарий колядок продолжается тем, что колядовщики поют с козой.

Колядовщик с Козой (поет).

Мы не сами идем - мы козу ведем.
Где коза ходит, там пшеница родит,
Где коза хвостом, там жито кустом,
Где коза ногою, там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом.

1-й колядовщик.

дет в гости коза,
К вам коза-дереза.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.

2-й колядовщик.

Где ты, козочка, ходила,
Где ты, белая, бродила? Коза.
Ходила коза по темным лесам,
По сырым борам,
Устала.

Коза падает, а сценарий колядок продолжается…

Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

3-й колядовщик.

А нашей козе немного и надо:
Ведерочко гречки на перепечки
Да горшок овса на конец хвоста.

4-й колядовщик.

Решето овса, поверх него - колбаса.
Да три куска сала, чтобы коза встала!

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод. Вот какой забавный сценарий колядок для детей. Но действие продолжается…

Понравится детям игра «Пошла коза по лесу». Это дает им возможность подвигаться, попрыгать, похлопать в ладоши, посмеяться.

Начинается игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем Участники хоровода подпрыгивают на месте.
И ножками подрыгаем.
Подрыгаем, коза, Коза трясет ногами, дети повторяют за ней.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем, Все хлопают в ладоши.
И ножками потопаем,
Потопаем, коза. Дети топают ногами в такт музыке.

Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

Коза (начинает задавать загадки).

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

Летал Порхан по всем торгам,
На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

В воздухе летит,
На земле лежит,
На дереве висит. (Снег)

Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (Снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Сам Самсон мост мостил без гвоздя, без топора, без топорища. (Мороз)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

«РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК»
(Сценарий колядок)

Оформление сцены: Изба, плетни, на них висят горшки. В течение всех святочных вечеров молодежь собирается на игрища. С песнями да играми ряженые ходят по всему селу, колядуют.

(Звучит веселая музыка, на сцене появляются колядовщики).

ПЕРВЫЙ: Пойдем-ка коляда петь да людям добра желать.

ВТОРОЙ: Да давайте-ка, нарядимся, нынче крещенский вечер.

ТРЕТИЙ: А к кому пойдем?

ЧЕТВЕРТЫЙ: Да хоть к Марьюшке. (Идут к дому с песнями и шнеками)

ВСЕ: Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Уж мы ходили, уж мы бродили по проулочкам, по закоулочкам
Мы уж ходили, уж мы искали госпожи двор, Марьюшкин двор.

ПЕРВЫЙ: Смотрите, огонь горит в избе!

ВТОРОЙ: Давайте хозяйку кликать.

ТРЕТИЙ: Кисонька, лапонька, где была? – Холсты ткала –

ЧЕТВЕРТЫЙ: Что заработала? – Кусок сала.

ПЯТЫЙ: А где сало? – Собака украла –

ШЕСТОЙ: А где собака? – За сарай убежала. –

СЕДЬМОЙ: А где сарай? – Огнем спалили –

ВОСЬМОЙ: А где огонь? – Водой залили –

ДЕВЯТЫЙ: А где вода? – Куры выпили –

ПЕРВЫЙ: А где куры? – Девки покрали –

ВТОРОЙ: А где девки? – Замужья ушли –

ТРЕТИЙ: А где мужья? – На печке спят, на боку лежат. –

ХОЗЯИН: Да кто тут пришел к нам?

ЧЕТВЕРТЫЙ: Дозволь, хозяйка, коляда петь?

ПЯТЫЙ: Дозволь хозяйка с праздником поздравить! (Поют колядку)

ВСЕ: Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
На телят, на жеребят, и на маленьких ребят!
Кабы нам колядок на недель десяток.

ПЕРВЫЙ: Коляда, коляда ходила по дворам.

ВТОРОЙ: Дайте для накала нам кусочек сала,

ТРЕТИЙ: ветчины кусочек, маслица горшочек.

ЧЕТВЕРТЫЙ: Не дадите пирога, расколотим ворота.

ПЯТЫЙ: Не дадите ветчины – расколотим чугуны,

ШЕСТОЙ: Не дадите свеклы – расколотим стекла.

СЕДЬМОЙ: Не дадите кишки – поколотим вое горшки.

ВОСЬМОЙ: Не дадите лучку – уведем телушку,

ДЕВЯТЫЙ: Не дадите хлеба – уведем мы деда.

ПЕРВЫЙ: Ну, что дали?

РЯЖЕНЫЕ: «Ничего не дали».

(девушки гурьбой начинают судить хозяйку)

ВТОРАЯ: А Федулова жена очень жадная была.

ТРЕТЬЯ: .У ней шуба не зашита, и рубаха не помыта.

ЧЕТВЕРТАЯ: Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж.

ПЯТАЯ: У ее свекра голова как свекла.

ШЕСТАЯ: А свекровья – помело, ее набок повело,

СЕДЬМАЯ: Золовушка неудаха, и не птаха и не пряха.

ВСЕ: Ха-ха-ха-ха!

ХОЗЯЙКА: Быстро расходитесь по домам, ничего я вам не дам. (Колядовщики устремляются к другому дома)

ВОСЬМОЙ: Посмотрите в соседнем доме огонь горит, две тетушки живут.

ДЕВЯТЫЙ: А пахнет как вкусно! Хорошие там хозяйки живут! Пойдемте скорее к этому двору (поют) .

ВСЕ: Щедровочка шедровала под оконце подбегала.

ПЕРВЫЙ: Что ты тетка наварила, что ты тетка напекла?

ВТОРОЙ: Выноси вам поскорее, не морозь-ка детей!

ТРЕТИЙ: У нас чоботы маленькие, у нас ножки зябнут.

ЧЕТВЕРТЫЙ: У нас рукавички худенькие, у нас ручки зябнут.

ПЯТЫЙ: У нас платочки тоненькие, у нас ушки зябнут.

ШЕСТОЙ: А кафтан – то короток, колядовщик передрог.

ХОЗЯИН: Ой, ребятушки, заходите погрейтесь. У нас угощенье давно готово.

(Ряженые входят в дом, впереди идет девушка, которая несет укрепленную на шесте звезду. Все поют коляду).

СЕДЬМОЙ: Ходила коляда накануне Рождества.

ВОСЬМОЙ: Искала коляда да боярского двора.

ДЕВЯТЫЙ: На семи столбах, на семи дворах.

ПЕРВЫЙ: А хозяин-то в дому, что соколик в терему.

ВТОРОЙ: А хозяйка-то я дому, что оладушка в меду.

ТРЕТИЙ: Ее детушки, что конфетушки.

ЧЕТВЕРТЫЙ: Ox и добрые хозяева, а мы Вам козу привели на счастье.

ВСЕ: Ого-го-го.коза. где же ты была? Кланяйся коза, кланяйся.

(Коза кланяется головным поклоном)

ПЯТЫЙ: Плохо кланяешься – ниже кланяйся

(Коза кланяется поясным поклоном)

ШЕСТОЙ: Опять плохо кланяешься, еще ниже кланяйся!

(Коза кланяется земным поклоном и падает)

ШЕСТОЙ: Хозяйка коза упала – поднимайте!

(Коза не встает)

СЕДЬМОЙ: Хозяйка, дай кусок сала, чтоб коза встала?

ХОЗЯЙКА: – Вот вам сало свежее, засоленное с чесноком да тминчиком. Нравится тебе коза мое сало? (коза поднимает голову) .

ВОСЬМОЙ: А к салу что?

(Хозяйка приносит бутыль, наливает и угощает козу, она встает)

ВСЕ: Коза, надо отблагодарить таких щедрых хозяев (подводят козу к хозяину) .
– Куда коза рогом – туда и сено стогом (коза бодается) .
– Куда коза бочком – туда и стол богатый с пирожком (коза то одним, то другим боком приклоняется к хозяйке).

ДЕВЯТЫЙ: Эй, коза! Вы со своим хозяином два сапога – пара, глянь-ка чем твой хозяин занимается.

(Кумушки-молодушки, вместе с козой наблюдают за влюбленными. Между парнем и девушкой происходит музыкальный диалог).

ОН: Много звездочек на небе, но одна из них ярчей,
Много девочек на свете, а одна из них милей.

ОНА: С неба звездочка упала, вся любовь наша пропала.

ОН: Так зачем же завлекала, если я тебе не мил.
Ты бы с осени сказала, я бы зиму не ходил.

ОНА: Почему в печи не жарко? Я водичку пролила.
Почему дружка не жалко? Я другого завела.

ОН: Я кошу – валится на косу зеленая трава.
Я люблю, а ты не любишь, ягодиночка моя.

ОНА: Позавянь, позавянь на окошке герань.
Позавяньте все цветы, забыла я, забудь и ты.

ОН: Прощайте горы, прощай лес, прощайте звездочки с небес.
Прощайте синие моря, прощай и милочка моя.

Парень встает и уходит. У самой двери перехватывает его другая девушка, обнимает, забирает козу и уходит.

ПЕРВАЯ: Глядите, в конце улицы мужики идут, давайте догоним их да денежки на гулянку попросим.

(Подходят к мужикам, окружают их и хороводом поют).

ВСЕ: Богатые мужички, открывайте сундучки, доставайте пятачки!

ВСЕ: Если нет пятака, то давайте пирога, не дадите пирога, мы корову за рога.
Поведу на торжок, там продам пирожок (под музыку «Дорогой длинною» подходит девушка к мужикам).

ВТОРАЯ: Дяденьки не скупитесь, с нами поделитесь, дай хоть рубль, хоть два, хоть полтину серебра (цыгане пляшут и поют, мужики раздают денежки, все приговаривают) – Наделял бы вас господь и житьем, и бытьем, и богатством. (Цыгане угощают их вином, провожают на место в зал и возвращаются на сцену) .

ТРЕТЬЯ: Тише. Я погадаю.
Цыганка комментирует гадание:

ЧЕТВЕРТАЯ: А я погадаю на плетне. Рукой трогает колышки на плетне и говорит: «Вдовец-молодец, вдовец-молодец, вдовец…», «Ой, вдовец… почему? (Все смеются) У другой девушки получается – молодец.

ПЯТАЯ: А в соседнем переулке дядька Емельян живет, он нас в гости приглашал, пойдемте скорее, погреемся. (Идут наигрывая шумовыми инструментами, пляшут) . Смотрите, а там гадают.

ХОЗЯИН: Это кто здесь шумит, колядовщики что – ли?

ШЕСТАЯ: Дядя Емельян, назови мужское имя.

ЕМЕЛБЯН: Федул.

СЕДЬМАЯ: (Все смеются) . Ну имячко придумал дядька Емельян твоему суженому.

ХОЗЯИН: Заходите, гости дорогие, раздевайтесь, грейтесь, пейте, угощайтесь. У нас семеро детей, дочерей и сыновей, все вас ждали.

ВОСЬМАЯ: А где ваши дети?

ХОЗЯИН: А вот они. (Показывает на зал) .

ВСЕ: Для таких хозяев мы рады и попеть, и поплясать, и в игры поиграть и загадки загадать (загадывают загадки) .

Гадание с петухом.
На столе положить столько кусочков хлеба, сколько играющих. Выпускают петуха, чей кусочек первым клюнет петух, та первой и выйдет замуж. Затем раскладывают на столе хлеб, дерево, уголь, ставят зеркало и блюдце с водой. В этот раз девушки узнают – какого же быть замужем?

Внеклассное мероприятие в начальной школе

«Пришла Коляда, отворяй ворота!»»

МБОУ СОШ №3 г. Липецка им. К. А. Москаленко


Сценарий праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

Цель: приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.

Задачи:

    Познакомить обучающихся с русским народным праздником Коляда.

    Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

    Возрождение русских обычаев и традиций.

    Сплочение детского коллектива

Ход мероприятия.

Выбегают глашатаи с указами.
1-й глашатый.
Гости, велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой Зимой.

2-й глашатый.
Каждый год сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Хором. Непременно все должны быть на празднике зимы. Глашатаи убегают, а на сцену выходят ребята: 1-й
Эй! Спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, играться,
Бегать, прыгать, забавляться.
2-й
Вот и зимушка пришла!
Растворяй -ка ворота!
Пришла и Коляда, да из Красногорода.
3-й
Гости наши дорогие!
Взрослые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
4-й
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними и прабабушки.

Учитель. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.

Выходят дети и читают стихи:

1-й

Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
2-й
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3-й
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Рассказ о славянском празднике «Коляда».


Учитель . Вы уже знаете, ребята, что наши предки были язычниками. Давайте вспомним, что такое язычество? Одним из главных праздников у славян был праздник Коляда. Он был посвящён славянскому языческому богу Коляде. Праздновали его в ночь с 21 на 22 декабря. Это особая ночь – самая длинная в году. Праздник Коляда, который отмечали после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году становилась короче, а самый короткий день - длиннее. С этого момента начинался новый астрологический год, рождалось новое зимнее солнце – Божич Коляда, так называли его наши предки, отсюда и название нашего праздника. Коляда – проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого.

Позднее, с принятием христианства, языческий праздник Коляда слился с христианским Рождеством. Весь период праздников стал называться «святки», которые продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался , под которую клали или . На столе рождественская да . Обязательно на блюде и, , и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и ) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.

Коляда был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца.
В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.


Сценка «Колядки».

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

По стенам зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

1 колядующий.

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

2 колядующий:

Пойдём к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

1-й

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

2-й

Не подашь пирога - возьмём корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

3-й

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, а с зерна по пирогу.

Хозяин Никола:

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка:

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках принимает дары хозяев .

1-й:

Дай Бог тому, кто в этом дому!

2-й:

Вам и плюшек с творогом.

Все:

И детишек полный дом.

Колядующие идут к следующему дому.

Учитель.

Во время празднования коляды проводился также обряд «Кормление мороза». В земледельческой культуре русских крестьян мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. Ведь несвоевременное появление мороза может испортить или полностью уничтожить посевы. Мороза представляли в образе низенького старика с длинной бородой. Называли его трескуном или студенцом или Карачуном. Давайте вспомним пословицы и поговорке о морозе:

    Мороз невелик, а стоять не велит.

    Дедушка мост мостит без топора и клиньев.

    Мороз и железо рвёт и птицу на лету бьёт.

    Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

    Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

    Если бы не мороз, то горох бы до неба дорос.

Чтобы мороз был к людям благосклонным, проводили обряд «кормления мороза». Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при этом произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме по возрасту и статусу - хозяин или хозяйка. В рамках суток кликанье производилось в полночь:

Мороз, мороз, иди кисель есть!
Не бей наш овес, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник.

Мороз, мороз, не морозь наш овес,
Киселя поешь, нас потешь.

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, неминуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

Гадания.

ПОСРЕДСТВОМ ОЛОВА, СВИНЦА И ВОСКА

Льют олово, свинец или воск. Растопив хорошенько, загадывают и выливают в воду; потом, вынув из воды, рассматривают, какое изображение вышло, по нему и угадывают будущую свою судьбу в жизни.

СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ

Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут

говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.

ЧУЖОЕ ИМЯ

Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени - и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.

ГАДАНИЕ СНЕГОМ

Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той

стороне, куда брошен снег; если грубым голосом, то быть гадающей за старым мужем; если же тонким, то за молодым.

ПОЛЕНОМ

Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно

попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с

трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено

попадет суковатое

И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра «Баба Яга».

Дети.

Бабка Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

Баба-яга. У меня живот болит.

(Начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы Баба-яга их метлой не задела. Кого она заденет метлой, того сажает на метлу и забирает к себе в избушку (или отводит в сторонку). Играют до тех пор, пока Баба-яга всех не переловит. А потом все вместе катаются на метле.)

Игра «Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании. 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза,

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, коза.

Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

У медведя во бору

Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.

Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.

На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча , при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

Проводится игра «К нам коза пришла»:

К нам коза пришла, коляду привела.

Сама прошла, всех детей провела,

(говорком) А самого маленького оставила.

Снеговик и Медведь образуют воротики. Через эти воротики дети цепочкой, взявшись за руки, проходят с песней. На слова «А самого маленького оставила» воротики закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

После игр ведущий может загадывать загадки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1.Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2.Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4.Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5.В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу - топ-топ.

(Балалайка).

Ведущий: Молодцы ребята, а теперь послушайте какие пели частушки на Святки.

Девочки поют частушки.

1.Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2.Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

3.Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла -

Я не удержалася!

4.По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

6.Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

7.Мы всегда везде такие -

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

8.Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

9.На столе стоит стакан,

А в стакане - тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

10.Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

Весело играет.

11.У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

ВСЕ: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Пожелания всем зрителям.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

4-й ребёнок

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Учитель.

И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!



Публикации по теме