Семейная гостиная "дружная семья". Семейная гостиная
Перспективный план работы с родителями
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
В дошкольном учреждении ребенок получает образование, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к самому себе, что определяет его самооценку. Суть взаимодействия образовательных учреждений и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Детей, родителей и педагогов объединяют общие проблемы и заботы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Сотрудничество образовательных учреждений и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы педагогов, который предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, еѐ особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
В работе с родителями используем следующие направления:
- информационно-аналитические – изучение семьи, установление контакта с еѐ членами. Это направление помогает изучить индивидуальные особенности и потребности каждой семьи.
- наглядно-информационные - родительские уголки, папки-передвижки.
- познавательные – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
- культурно-досуговые -неотъемлемая часть в деятельности общеобразовательных учреждений, которое способствует повышению эффективности воспитательно- образовательного процесса и создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Применяя данные направления в работе с семьей решаются следующие задачи:
- установка партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединения усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания и общих интересов.
При общении с родителями используем доброжелательный стиль общения, т. к. позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с семьей. Используем в работе индивидуальный подход не только к детям, но и к родителям. Используем принцип сотрудничества, а не наставничества, т. к. создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуация будут гораздо эффективнее, чем наставления. Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными не были наши общеобразовательные учреждения, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.
Основные формы взаимодействия с родителями .
- Групповые родительские собрания – 1 раз в квартал
- Анкетирование родителей по различным темам
- Консультирование специалистов (индивидуальные, групповые)
- Дни открытых дверей
- Совместные выставки рисунков, тематических плакатов, поделок - согласно годового плана
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, конкурсов - согласно годового плана
- Информационные центры для родителей (консультации, советы, рекомендации, памятки)
- Участие родителей в реализации групповых проектов
- Привлечение родителей к оснащению и оформлению предметно-развивающей среды.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
« Капитошка »
на 2014-2015 учебный год
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания ребенка 6-7 лет». 2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 3. Выставка совместных работ детей и взрослых “Огородные чудеса”. 4. Папка-передвижка на тему» «Родителям о безопасности дорожного движения». 5. Консультация «Закаливание». |
Октябрь | 1. Консультация «Игры в жизни вашей семьи». 2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 4.Выставка совместных работ детей и взрослых на тему «До чего же он хорош, край, в котором ты живешь». 5. Анкета для родителей “Какой тип темперамента у вашего родителя?” |
Ноябрь | 1. Консультация «Здоровье всему голова» 2. Фотовыставка “Запечатли природы чудеса”. 3. Выпуск стенгазеты на тему: «Я и моя семья». 4. Папка-передвижка на тему: «Понимаем ли мы друг друга». 5. Папка-передвижка на тему: «Вся семья вместе, так и душа на месте». 6. Республиканский конкурс детского рисунка “Будущее планеты-наше будущее” посвященный Году окружающей среды. |
Декабрь | 1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Зима!» 2 Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов) 3. Подготовка подарков на Новый год 4. Папка – передвижка на тему: «Зимние приметы, стихи, пословицы, загадки». 5. Консультация “Первая помощь при обморожениях”. 6. Смотр – конкурс “Зимние фантазии ”- совместные работы (поделки) детей и взрослых. |
Январь | 1. Консультация « Готовность к школе: Что мы не понимаем?” 2. Семинар -практикум «Готовность детей к школе» 3. Индивидуальные беседы. Тема: « Оздоровительные упражнения ». 4. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». |
Февраль | 1. «Зимние забавы» (на лучший зимний участок). 4. Подготовка к празднику «Масленица» |
Март | 1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему. 2. Консультация для родителей на тему: «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен». - Папка передвижка с заметками, стихами и поздравлениями. 4.Выставка детских работ на тему “Моя мама – лучше всех!” 5. Смотр-конкурс «Огород на окне» с участием родителей. |
Апрель | 1 Консультация для родителей на тему: « Первый класс, или как подготовить ребенка к школе” 2. Оформить статью: «Профилактика сколиоза у детей-шпаргалка для будущих школьников». 3.Папка – передвижка. «Детям про микробов». 4. Подготовка к Выпускному вечеру «До свидания, детский сад!» |
Май | 1. Родительское собрание: «Скоро в школу!» 2. Выставка рисунков на тему «Мир, труд, май». 3. Папка - передвижка для родителей ко Дню Победы. 4. Подготовка к Выпускному вечеру. 5. Благодарности родителям. 6.Выпускной вечер. |
Перспективный план работы с родителями в средней группе « Колобок »
на 2015-2016 учебный год
Месяцы | Название мероприятия. |
Сентябрь | 1.Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 2.Консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» 3.Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 4.Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации ребёнка «Ребёнок идёт в детский сад» 5. Здоровый ребёнок - Консультация «Как уберечь ребёнка от простуды». 6.Организация выставки детского творчества совместно с родителями «Осенний калейдоскоп» |
Октябрь | 2.Родительский уголок «Игры с малышом осенью» 3. Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет» 4. Консультации для родителей: «Как помочь ребенку стать самостоятельным» 5. Здоровый ребёнок - Консультация «Режим - залог нормального развития ребёнка - дошкольника». |
Ноябрь | 1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания и содержания работы с детьми 1 младшей группы» 2.Консультация «Подвижная игра как средство физического, нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой личности» 3. Индивидуальные беседы с родителями. 4. Беседа «Одежда детей в группе». 5. Выставка фото ко Дню Матери. «Мамочка моя!» 6. Фотовыставка «Мне хорошо, здесь мамочка» 7.Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой». 8. Консультация для родителей «Для чего нужны кормушки для птиц» 9.Здоровый ребёнок «Здоровое питание» |
Декабрь | 1.Оформление папки – передвижки «Зима!» 2.Родителям на заметку: «Как проводить с ребёнком досуг» 3.Папка – передвижка: «Дети любят сказки» 4.Здоровый ребёнок «Правила питания детей» 5. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Здравствуй гостья – Зима!» 7. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». |
Январь | 1. Консультация «Какие игрушки необходимы детям» 2. Здоровый ребёнок «Острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Ангина» 3.Родительский уголок «Научите детей узнавать цвета» 5. Консультация «Приобщение детей к здоровому образу жизни» |
Февраль | 1. Фотовыставка: «Мой папа, дедушка». 2.Родительский уголок «Воспитание ребёнка: роль отца» 3. Консультация для родителей «Растим будущего мужчину» 4.Здоровый ребёнок «точечный массаж при ОРЗ», «Что нужно знать при ОРВИ» 5. Родительское собрание. |
Март | 1.Оформление папки – передвижки: «Весна» 2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Мамочка милая, мама моя!» 3.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». |
Апрель | 1.Родительский уголок «Мама, я сам!» 2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Светлая Пасха!» 3.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!» 4. Здоровый ребёнок «Вредные привычки» |
Май | 1. Родительское собрание «Игры для детей трёхлетнего возраста» 2. Папка-передвижка для родителей ко Дню Победы. 3. Здоровый ребёнок «Не оставляйте малышей одних» 4. Советы родителям по соблюдению правил ПДД 5Консультации: «Поговорим о воспитании» «Приучаем к порядку». |
Перспективный план работы с родителями в средней группе « Лучик »
на 2016-2017 учебный год
Месяцы | Название мероприятия. |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Перспективный план работы с родителями в средней группе « Капитошка »
на 2017-2018 учебный год
Сентябрь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
«Режим дня», «Задачи на новый учебный год», «Нам 4 года!». | |||
памятка, консультация. | |||
Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» | Выставка, оформление. | ||
Родительское собрание - «Задачи воспитания и обучения на новый учебный год. Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет » | Объявление - приглашение | Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, Обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. |
Октябрь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Понимаем ли мы друг друга | Консультация - папка | ||
Консультация | |||
Выставка поделок из природного материала «Осенний натюрморт» | |||
Фотовыставка: «Осенняя мозаика» | фотовыставка | Познакомить с наилучшими фотографиями, помочь родителям в оформлении. |
Ноябрь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
| консультация | ||
Приглашение | |||
Семейный конкурс «Наши чувства» - изготовление коллажа по мотивам русских народных сказок » | |||
День открытых дверей, посвящённый Дню матери | Объявление - приглашение |
Декабрь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Консультация, памятка |
Январь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Консультация, памятка | |||
«Мой микрорайон» - | Выставка по ПДД |
Февраль
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Консультация, памятка | |||
Родительское собрание: | Приглашение - объявление | ||
Организация фотовыставки. |
Март
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Консультация, памятка | |||
Приглашение - поздравление | |||
Проект «Сказка для всех!» | Продолжать приобщать семьи к театру, разв.желание поучаствовать в совм. Театр. деят Восп. Активн. и любовь к театру |
Апрель
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
консультация | |||
Приглашение - объявление | |||
Приглашение, |
Май
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Итоговое общее родительское собрание: «Здравствуй, лето». Подведение итогов учебного года | средней группы» | ||
«День именинника!» | |||
Консультация: «Показатели успешности обучения ребёнка средней группы» | консультация | Дать информацию о показателях успешности обучения детей среднего дошкольного возраста |
Перспективный план работы с родителями в старшей группе « Капитошка »
на 2018-2019 учебный год
Сентябрь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Совместная подготовка к учебному году. | «Режим дня», «Задачи на новый учебный год», «Нам 5 лет!». | Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. |
|
Духовно-нравственное воспитание у детей дошкольного возраста | Памятка, консультация. | Помочь родителям раскрыть возрастные особенности! |
|
Фотовыставка «Вот оно какое, наше лето!!!» | Выставка, оформление. | ||
Родительское собрание - «Задачи воспитания и обучения на новый учебный год ». | Объявление - приглашение | Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к созданию мини- музея «Русская изба», участию во всех мероприятиях. Обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. |
Октябрь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Понимаем ли мы друг друга | Консультация - папка | Помочь родителям раскрыть познавательные способности у детей |
|
Консультация «Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи» | Консультация | Дать углублённые знания о закономерностях развития детской речи. |
|
Выставка поделок из природного материала «Дары осени» | Объявление, выставка поделок | Привлечь родителей к оформлению выставки, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива |
|
Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для участка. | фотовыставка | Привлечь родителей к совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива |
Ноябрь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Консультация «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации программы «Русская изба»». | консультация | Помочь родителям в воспитании детей. |
|
Родительское собрание «Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье» | Приглашение | Приобщать детей к духовно-нравственному воспитанию |
|
Семейный конкурс «Наши чувства» - изготовление коллажа по мотивам русских народных сказок» | Коллаж по мотивам русских народных сказок | Заинтересовать родителей в конкурсе, раскрыть значение сказок в нравственном воспитании малышей. |
|
Развлечение и выставка посвящённый Дню матери | Объявление - приглашение | Порадовать в День матери мамочек поделками, сделанными своими руками |
Декабрь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
«Почитай мне мама..» конкурс чтецов. | Разучивание стихотворений про зиму. | Привлечь родителей к активной совместной деятельности с ребенком дома. |
|
Совместный праздник «Новогодняя сказка» | Приглашение – объявление, поздравление | Получить положительные эмоции от праздника, воспитывать сплочённость, коммуникабельность. |
|
Конкурс новогодних поделок «Зимняя сказка» | Объявление, советы по изготовлению поделок. | Приобщить малоактивных родителей к совм. групповой деят. дать возм-ть всем семьям проявить тв-во, восп. желание порадовать всех на празднике, сплочённость. |
|
Консультация: «Нравственно- патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста» | Консультация, памятка | Раскрыть актуальность нравственно-патриотического воспитания у дошкольников. |
Январь
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Консультация «Воспитание сказкой» | Консультация, памятка | ||
«Мой микрорайон» - конкурс- выставка рисунков по ПДД. | Выставка по ПДД | Приобщать родителей к совместному творчеству в семье |
Февраль
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Консультация: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании » | Консультация, памятка | Помочь родителям воспитывать у ребят интерес к изобразительной деятельности и |
|
Родительское собрание: «Без напоминаний и с удовольствием» | Приглашение - объявление | Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания. |
|
Оформление фотовыставки «Наши замечательные папы» | Организация фотовыставки. | Привлечь мам и детей к оформлению выставки. Поздравления ко дню защитника Отечества |
Март
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Консультация: «Мы любим рисовать» «Как правильно организовать рабочее место» | Консультация, памятка | Помочь родителям в правильном выборе изоматериала |
|
Оформление фотовыставки: “Самые обаятельные и привлекательные!”. | Оформление семейных газет « Любимые женщины». | Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями. |
|
Приглашение - поздравление | Формировать у родителей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции |
||
Театральный фестиваль «Сказка для всех!» | Приглашение на театрализованный вечер с участием детей и родителей, оформление проекта. | Продолжать приобщать семьи к театру, развивать.желание поучаствовать в совм. Театр. деят Восп. активн. и любовь к театру |
Апрель
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
консультация | |||
Семейный творческий конкурс: «День победы» | Приглашение - объявление | Способствовать патриотическому воспитанию дошкольников |
|
День открытых дверей для родителей. | Приглашение, Список мероприятий в День открытых дверей. | Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, на занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу. |
Май
Активная форма работы | Наглядная информация | Цель |
|
Родительское собрание «Прошел еще один год. Наши достижения». Подведение итогов учебного года | Статьи: “Что должен знать и уметь выпускник средней группы» “Как организовать летний отдых детей”, памятки | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год. |
|
Фотографии, приглашение - объявление | Сплотить на совместном развлечении коллектив группы и поздравления всех именинников! Получить эмоции от встречи. |
||
Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника в летний период», «Чем и как занять ребенка летом?». | консультация | Дать информацию о правилах безопасного поведения в летний период. |
Воспитание ребенка – это сложный процесс, за который в полной мере несут ответственность родители. Однако когда дети подрастают и отправляют в ясли, детский сад и школу, к процессу их воспитания подключаются и педагоги. Ошибочно в этот момент большая часть родителей думает, что с этого момента можно расслабиться, ведь теперь воспитатели и педагоги должны прививать нормы, ценности и знания их детям. По последним социологическим исследованиям установлено, что самоустранение родителей из воспитательного процесса в большинстве случаев приводит к развитию детской безнадзорности, что приводит к асоциальному поведению детей (начало ранней половой жизни, детский алкоголизм, преступность, наркомания и т. д
Задача педагогов на любом уровне, будь то детский сад или школа, донести важность участия и координации деятельности, направленной на обучение и воспитание дошкольников и школьников.
Выбор формы работы педагога с семьей должен базироваться на типологии личности родителей, которые классифицированы следующим образом: Первая группа. Родители – помощники учителя. К этой группе относятся семьи, где уважают традиции, имеют активную жизненную позицию и всегда ответственно подходят к поручениям учебного учреждения. Вторая группа. Родители – потенциальные помощники учителя. Как правило, это семьи, которые готовы выполнить поручение учебного учреждения, если их об этом попросят в открытую и аргументируют свою просьбу. Третья группа. Родители, не оказывающие помощи учителю. Родители этой группы игнорируют учебный процесс и отрицательно относятся к учреждению и педагогам. В этой группе можно выделить семьи, где негативное отношение к учебному учреждению скрыто, и те, где родители заявляют об этом открыто.
Выбирая форму работы с семьей, важно учесть следующее: Семьи первой группы – это надежная опора при создании родительского коллектива, они играют большую роль при формировании общего мнения и принятии решений. Семьи второй группы – это люди, которые охотно идут на контакт и готовы принять участие в процессе воспитания и учебы только тогда, когда педагог детально объяснит их действия и смысл реализации тех или иных функций. Семьи третьей группы – это люди, с которыми трудно вести беседу, а привлечение их должно начинаться с просьб, которые не будут занимать у них много времени и сил, что позволит постепенно приобщить их к общему процессу.
Педагогические беседы Пожалуй, данная форма работы с семьей является самой распространенной и доступной, но одновременно и одной из самых эффективных. Данная форма также может служить как дополнение к другим формам, таким как родительские консультации, собрания и т.п.
Открытые занятия Данная форма помогает родителям увидеть своими глазами, как воспитываются их дети, и побывать, так сказать, внутри самого учебного процесса. Педагог за время этого занятия должен вовлечь в общение всех учащихся и тем самым дать возможность родителям со стороны понаблюдать за своим чадом: как дает ответы, насколько хорошо себя ведет и т. д.После окончания открытого занятия можно обсудить ход его проведения с родителями. Благодаря этому можно понять, какой же является их обратная реакция.
Посещение семей Эта индивидуальная форма работы с семьями предполагает, что педагог посещает ребенка на дому. Это крайняя форма, прибегать к которой следует только в самых сложных ситуациях.Однако не всегда педагог может посещать семьи на дому только для того, чтобы обсудить серьезные проблемы. В некоторых ситуациях приход педагога в дом может быть и радостным событием. К примеру, если ребенок заболел, то учитель может навестить его, заодно пообщаться с родителями и своими глазами увидеть, как организовано его место для обучения в доме.
Выбор формы работы с семьями – это важный момент в общении с родителями, ведь за счет них обеспечивается плодотворность взаимодействия, от которого в последующем зависит уровень образования и воспитания ребенка. Каждый педагог самостоятельно определяет для себя форму, однако это должно быть аргументировано и находить обратную связь от родителей.
Галина Кобзева
Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.
В соответствии с Законом Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г., который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад " для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в детском саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также является причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду ? Как сделать родителей (законных представителей) активными участниками воспитательного процесса?
В настоящее время практикой дошкольных образовательных учреждений накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников . Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.
Наш детский сад не является исключением. Коллектив ДОУ постоянно проводит планомерную целенаправленную работу с родителями (законными представителями) воспитанников, в которой решаются следующие задачи :
Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
Объединение усилий для развития и воспитания детей;
Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров.
Проанализировав методическую литературу, опыт коллег разных ДОО по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей , было решено организовать в ДОУ клуб для родителей (законных представителей) «Семейная гостиная » . Именно здесь происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи . Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы) . И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.
Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания , повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
При организации заседаний используются разные формы : круглый стол, тренинги, беседы, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье . За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения : заведующего ДОУ, педагогов, музыкального руководителя, ст. медсестры. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования.
Темы заседаний «Семейной гостиной » :
1. «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения);
2. «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье );
3. «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности) ;
4. «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка раннего возраста) и др.
На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода. Поэтому в работе клуба используется проектная деятельность :
1. Проект «Мой выходной день» : результат - презентация семейных проектов ;
2. Проект «Мой родной поселок» - создание фотогазеты;
3. Проект «Мы счастливы, потому что мы вместе» - презентация семейных проектов и создание фотогазеты и др.
Обязательно проводим практические занятия :
1. «Мы любим играть» - семинар – практикум, на котором родителей обучали играть с малышами в сюжетно – ролевые и дидактические игры;
2. «На улице – не в комнате, вы все об этом помните!» - семинар – практикум, на котором был представлен материал по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах.
За период функционирования «Семейной гостиной » самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию : были проблемы с посещением, их низкой активностью. Причины самые разные : нехватка времени, ощущение несостоятельности, неуверенности, непонимание важности вопроса - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм , практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной .
На заседаниях «Семейной гостиной » педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов. Родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания друг с другом, вместе ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания .
Поэтому мы, педагоги, должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка . Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей .
Критериями эффективности работы клуба , на наш взгляд, являются :
Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
Положительная оценка родителями (законными представителями) деятельности клуба;
Предложения о дальнейшем сотрудничестве.
Современные формы работы с семьями воспитанников , в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ и семьи , имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это :
Открытость дошкольного образовательного учреждения;
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на взаимодействие по воспитанию детей ;
Активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе ДОУ;
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников.
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие ! Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты, позиция родителей становится более гибкой. Своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Теперь они не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.
Литература :
1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
4. Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями [Текст]: / А. А. Бражицкая, Е. В. Корнеева // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 28-31.
5. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча. С. -Пб.: Каро, 2005.
6. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
7. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
8. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ;Просвещение,2015.-126с.
9. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
Организация работы семейной гостиной
как эффективной формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях.
Процесс становления новой системы образования в России, ориентированной на мировое образовательное пространство, сопровождается изменениями в педагогической теории и практике. Главной целью дошкольного образования на современном этапе является развитие свободной, любознательной, творческой эмоционально отзывчивой личности.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Образовательные организации призваны оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Кроме того, согласно новому закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так же с оценками успеваемости своих детей.
Важнейшим направлением обеспечения качества дошкольного образования является поиск новых форм сотрудничества педагогов с родителями. Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы акцентировали внимание на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в подходах к решению задач образования детей. С этой целью родителей необходимо знакомить с динамикой развития способностей детей, с достижениями в образовании детей, по желанию родителей - с материалом, осваиваемым в дошкольном учреждении.
Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи - семейная гостиная, участие в работе которого является добровольным. Свой вклад в организацию деятельности гостиной вносят разные специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники). Общение в рамках семейной гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
В рамках работы семейной гостиной проводятся совместные праздники, творческие мастерские для детей и родителей.
Цель работы гостиной : гармонизация детско - родительских отношений.
Задачи:
Формирование у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития;
Формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру.
Формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка;
Поддержание интереса родителей к внутреннему миру своего ребенка.
Периодичность : встречи семейной гостиной проводятся 4–5 раз в год.
Работа в семейной гостиной реализовывается через игровую деятельность детей и взрослых, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы общения с ними:
Семейные игровые программы;
Совместный досуг взрослых и детей;
Познавательно-игровые викторины;
Творческие мастерские;
Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги.
В процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные и танцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться.
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями в процессе формирования ценностных ориентиров - защита детско-родительских проектов. Проект строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное служит поводом для разработки и реализации проекта. Работа проходит в несколько этапов.
1 этап - выбор темы. Совместно с детьми определяется тема, собирается информация, используя «модель трех вопросов»: что мы знаем? что еще хотим узнать? как мы можем это сделать?
2 этап - подготовительный, на основе интересов и особенностей детей, а также возможностей тематического проекта подбирается соответствующий инструментарий, материал, музыкальный репертуар и атрибуты.
3 этап - реализация проекта в разных видах деятельности в центрах активности. Совместными усилиями педагогов и родителей создаются центры активности - особая предметно-развивающая среда, обеспечивающая каждому ребенку право выбора деятельности.
4 этап - заключительный - презентация проекта в виде музыкального спектакля или праздника, досуга, где дети совместно с родителями демонстрируют свои музыкальные и творческие способности.
Современные формы организации работы семейной гостиной позволяют активизировать взаимодействие с родителями по вопросам всестороннего личностного развития воспитанников, создают атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Литература:
И. Н. Каменская [и др.] Использование интерактивных форм работы с родителями // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014.
Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2011.