Семейный туризм средства перемещения. Семейный туризм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфика экскурсионно-досуговой деятельности в санаторно-курортных учреждениях. Экскурсионная деятельность как один из основных компонентов индустрии туризма. Разработка мероприятий по совершенствованию экскурсионно-досуговой деятельности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2011

    Трансформация современной досуговой деятельности. Значение сферы досуга. Семейный туризм как форма досуговой деятельности. Центр семейного досуга "СемьЯ". Художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Изучение истории зарождения туризма, его понятие и функции. Характеристика наиболее распространенных видов туризма, экстремальный туризм и его формы. Разработка тура семейного отдыха "Папа, мама, я крепкая семья", посвященного празднику "День семьи".

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Главная черта семейного туризма, как и любой формы семейного досуга. Его определенная специфика, которая проявляется в выборе гостиниц, средств передвижения, организации питания и развлечений. Социальная значимость семейного туризма, его география.

    презентация , добавлен 25.05.2016

    Гуманистический, аксиологический потенциал здорового стиля жизни. Особенности семейного физического воспитания детей младшего школьного возраста. Разработка модели организации взаимодействия семьи и школы на основе деятельности семейного клуба "Солнышко".

    курсовая работа , добавлен 24.03.2012

    Географическое положение и климатические зоны Франции. Описание и национальные особенности Парижского Диснейленда – парка развлечений и аттракционов. Организация семейного программного тура во Францию на основе познавательно-развлекательного потенциала.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Теоретическая основа отдыха и организации культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях. Воспитательная работа, методика подготовки и проведения спортивного мероприятия или коллективной игры. Физическая и туристская подготовка.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2011

Валентина Соколова
Проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками и семьями воспитанников».

Проект «».

Вид проекта : спортивно-оздоровительный,исследовательско – творческий.

Сроки реализации : 2016 – 2017 г. г.

Участники проекта : инструктор по физической культуре Давыдова Н. В., воспитатель группы Соколова В . М., дети подготовительной группы № 9, родители воспитанников .

Продолжительность проекта :долгосрочный.

Обоснование : В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников . Объём познавательной информации для ребёнка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

Ещё одной причиной частой заболеваемости дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания к профилактике здоровья ребёнка.

Были исследованы факторы, влияющие на психофизическое здоровье ребёнка, и одним из проблемных факторов является непонимание родителями важности социализации ребёнка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребёнке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми – всё это сказывается на психическом и физическом здоровье ребёнка. Поэтому и был разработан проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками и семьями воспитанников .

Актуальность проекта : Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам припереходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании , которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что,несомненно, поможет оздоровлению семьи , укреплению внутрисемейных отношений. На наш взгляд, одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками .

Подходы к реализации проекта :

системно – деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого – туристических знаний и умений природопользования;

культурологический - организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде .

Принципы :

Принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений , способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;

Принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе .

Цель :

Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни по средствам ознакомления с элементами туризма .

Задачи :

1. Расширять знания детей и родителей о детском туризме .

2. Использовать элементарные знания о туризме для увеличения кругозора детей, туристском природопользовании , закрепить навыки и умения работы с планом ДОУ ; научить работать с компасом ; закрепить правила поведения в окружающей среде .

3. Познакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначением определённых предметов, необходимых в походе;

4. Закрепить на практике знание основ безопасного поведения на природе; воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде , формирование желания вести здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты :

Сформированы знания о детском туризме .

Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе , во время разведения костра.

Сформированы такие качества как : самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.

Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.

Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести.

Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе.

туристическом походе : умение распределять туристические обязанности , умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями. Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками.

Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта .

Сотрудничество с родителями :

Анкетирование по теме.

Семинар .

Выпуск газеты «Мы туристы » .

Изготовление макета «Уголок туриста » .

Создание туристической тропы на территории площадки группы №9.

Участие в спортивных мероприятиях горда : «Зигзаг удачи» , «Лыжня дошколят » , «Папа и мы спортивны и сильны» .

Походы выходного дня : лыжная прогулка на стадион Динамо,выход на стадион «Северная Олимпия» .

Сбор информации о безопасном поведении в лесу, совместная работа родителей и детей (изготовление поделок для макета, знаков по охране природы, кормушек) .

Изготовление газеты «Наши спортивные достижения»

Организация деятельности участников проекта :

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Деятельность распределяется следующим образом по этапам проекта :

I этап - Подготовительный :

Сбор информации по предмету туризм , изучение научно – методической литературы, подбор пособий : атрибуты и материалы для сюжетно – ролевой игры «Мы юные туристы » , мини – центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно – исследовательской деятельности, стимульный материал : карты – схемы, алгоритмы, модели. Мини – центр «Безопасность в природе» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме «Безопасность в туризме » .Формирование проблемы –цель проекта , формирование задачи. Разработка проекта по теме , составление плана работы по проекту .

II этап - Основной :

Календарный план по проекту «Элементарные средства туризма в работе с детьми подготовительной группы»

Форма организации Название мероприятия Задачи Дата проведения Участники Ответственные

Беседа Тема : «Что такое туризм » Познакомить детей с значением слова туризм , поход, туристический инвентарь и др . Октябрь Воспитатель , дети. Соколова В. М. - воспитатель

Дидактическая игра Тем : «Что возьмём с собой в поход» Учить детей собирать рюкзак, значению слов : котелок, компас, палатка, привал. Октябрь Воспитатель , дети. Соколова В. М. - воспитатель

Семинар для родителей, анкетирование Тема : «Оздоровительный семейный отдых» Познакомить родителей с детским туризмом , побуждать желание чаще ходить всей семьёй на пешие прогулки . С целью улучшения работы ДОУ по физкультурно- оздоровительному направлению. Октябрь Воспитатель , родители. Соколова В. М. - воспитатель

Игра -исследование Тема : «Что такое компас? Знакомство с картами –схемами, географическими направлениями» Воспитывать интерес к компасу , обучать работе с прибором . Октябрь Воспитатель Инструктор по физической культуре, дети. Соколова В. М. –

воспитатель Давыдова Н . В. – инструктор

Дидактическая игра Тема : Найди по заданному направлению» Учить детей работать с картами – схемами , определять местонахождение предмета. Октябрь Инструктор по физической культуре, воспитатель воспитатель

Литературная гостиная Тема : «Знакомство с лекарственными растениями, ягодами, грибами» Учить детей разбираться в лекарственных растениях, подготовить сообщения о лекарственных растениях совместно с родителями. Октябрь Воспитатель , дети. Соколова В. М. - воспитатель

Спортивное развлечение (поход в физкультурном зале и на территории ДОУ) Тема : «В гостях у феи» Развивать физические качества : выносливость, ловкость, быстроту, силу. Закреплять понятия тризм, поход. Учить детей работать с картами схемами , ориентироваться на участке ДОУ. Ноябрь Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Художественная мастерская Рисование «Птицы Коми края» Познакомить детей с зимующими птицами Коми края. Ноябрь Воспитатель , дети. Соколова В. М. - воспитатель

Акция Тема : «Накормим зимующих птиц» Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам. Декабрь Инструктор по физической культуре, воспитатель воспитатель

Лыжная прогулка на «Динамо» Тема : «Лыжня зовёт» Развивать физические качества : выносливость, ловкость, быстроту, силу. Декабрь Инструктор по физической культуре, воспитатель , родители, дети.

Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Занятие - прогулка Тема : «Прогулка по экологической тропе здоровья «Зимушка – зима» Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания детей о способах приспособления растений и животных к зиме. Развивать двигательные навыки, содействовать развитию общей выносливости. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Просмотр видео презентации Тема : «Животный и растительный мир Республики Коми» Пополнять знания детей о природе Коми края, животных и птиц, занесённых в красную книгу РК. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Дидактическое лото Тема : «Топографические знаки» Познакомить детей с топографическими знаками, играть в лото, соблюдая правила игры. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Литературная гостиная Тема : «Разучивание туристских речёвок , песен» Познакомить детей с туристическими речёвками , песнями. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель . Дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Игра путешествие по маршруту (физ. зал) Тема : «Мы туристы » Учить детей работать с картами схемами , продолжать изучение топографических знаков. Февраль Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Спортивное развлечение Тема : «Во всем хочу как папа стать» Расширять гендерные представления : формировать у мальчиков стремление стать достойными защитниками Родины, у девочек – уважение к будущим воинам;- помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности;- развивать двигательную активность, музыкальный слух, умение выполнять игровые действия по просьбе взрослого, чувство коллективизма, ответственности, сплоченности.

Февраль Инструктор по физической культуре, воспитатель воспитатель .

Виговская И. П. -муз. руководитель

Художественная мастерская.

Изготовление макета «На

туристичес-

кой прогулке» Закрепить умение детей выполнять работу сообща , дружно; развивать творческие способности, умение придумывать и делать поделки, используя разнообразный природный материал Февраль Воспитатель , дети. Соколова В. М. - воспитатель

Спортивная игра (участок детского сада) Тема : «Зарница» Развивать ориентировку на территории ДОУ, физические качества – ловкость, точность, быстроту, силу. Воспитывать дружеские отношения друг с другом. Март Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Беседа Тема : Ядовитые грибы и ягоды» Создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.

Март Воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Просмотр презентации Тема : «Правила безопасного поведения в лесу, городе, у водоёма» Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, городе, у водоёма. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Литературная гостиная Тема : «Загадки о животных, насекомых,пресмыкающихся» Дать понятие детям о том, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Игра - эстафета Тема : «Я пойду в поход» Закрепить знания детей о том, что необходимо туристу в походе . Развивать физические качества : выносливость, ловкость, быстроту, силу. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель , дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Литературная гостиная Тема : «Экологическая сказка –Волшебный сон» (про мусор) Учить детей бережному отношению к природе, планете Земля, охране природы. Май Воспитатель , дети. Соколова В. М. - воспитатель

Экологический десант Тема : «Трудовой десант» Приобщать детей к труду на участке детского сада. Учить детей бережному отношению к природе. Май Инструктор по физической культуре, воспитатель , родители, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель

Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.

Тема : «Прогулка путешествие» Приобщение детей и родителей к совместному отдыху на природе. Учить детей бережному отношению к природе. Июнь Инструктор по физической культуре, воспитатель , родители, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. – воспитатель , родители.

IIIэтап - Итоговый : Подведение итогов проекта . Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.

IVэтап - Презентационный : Создание презентации проекта , показ презентации на итоговом педсовете.

Информационное обеспечение :

Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста . - АРКТИ – 2003г.

Богданова Н. И. Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности. – Москва. - 2004г.

Завьялова Е. П. Туризм в детском саду . Туристята . – Тюмень. – 2006г.

В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само, понятие "досуг" часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д. Гранильщиков, Ю.В. Семейный туризм / Ю.В. Гранильщиков. - М.: Профиздат, 2010. - С. 21.

В основе идеи социально открытой культурно-досуговой деятельности лежит идея о том, что современная семья, каждый человек обретает в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей. Досуг необходим людям для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности Грановская, Н.И. Если ехать вам случится… : Очерк-путеводитель / Н.И. Грановская. - Л.: Лениздат, 1989. - С. 74.:

Спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

Художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

Поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

Забота о животных;

Хобби (разнообразная деятельность по интересам);

Посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

Игры (настольные, компьютерные игры);

Развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

Общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий.

Различают активный и пассивный досуг. Первый вид связан с активными (как физическими, так и умственными) занятиями, различными видами деятельности - игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т. д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, «потребителя» культурных ценностей или с ничегонеделаньем Грановская, Н.И. Если ехать вам случится… : Очерк-путеводитель / Н.И. Грановская. - Л.: Лениздат, 1989. - С. 77..

В современной теории и практике термин "досуг" наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют самые различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией. Здесь число отечественных и зарубежных исследователей, предлагающих свои дефиниции, особенно велико.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи -- динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

Наиболее достоверной является трактовка досуга как временно категории, как свободного времени человека. Что касается рекреация, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляете в рамках досуга, свободного времени.

Способы проведения досуга (или его типы) существенно различаются по разным основаниям: полу, классовой принадлежности, возрасту, доходу и т.п. В значительной мере формы досуга обусловлены культурой массового потребления.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям Беляков, О.И. Семейный туризм как форма досуговой деятельности / О.И. Беляков, И.В. Мещерякова // Tourlib.net: Все о туризме. - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism, свободный. - Загл. с экрана.. Киселева Т.Г. в своем учебнике по социально-культурной деятельности отмечает, что особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г.Киселева. - М. : МГУКИ, 2004. - С. 449..

Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Досуг - немаловажное психотерапевтическое средство при разрешении семейных проблем. Выбранные интересные формы проведения свободного времени помогают снять напряжение, исправить плохое настроение, ликвидировать конфликт в семье. Досуговые формы способствуют родителям в передаче сыновьям и дочерям накопленных знаний, нравственных и культурных ценностей, важнейших норм и образцов поведения, традиций семьи.

В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация её свободного времени, которая включает в себя семейный досуг Гранильщиков, Ю.В. Семейный туризм / Ю.В. Гранильщиков. - М.: Профиздат, 2010. - С. 68..

Формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по:

количеству детей;

структуре;

типу лидерства в семье;

семейным укладам;

однородности социального состава;

семейному стажу;

качеству отношений и атмосферы в семье;

особым условиям семейной жизни Беляков, О.И. Семейный туризм как форма досуговой деятельности / О.И. Беляков, И.В. Мещерякова // Tourlib.net: Все о туризме. - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism, свободный. - Загл. с экрана..

Семейный досуг строится, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Семейный досуг - это деятельность, качество которой зависит от таких факторов как: уровень культуры и образования в кругу семьи, местообитание и уровень обеспеченности семьи, возраста, индивидуальных особенностей и интересов каждого из членов семьи. Зачастую в семьях родители проводят свой досуг за любимым хобби или за просмотром телевизора, что очень часто не совпадает с желанием детей, таких как: поиграть, заняться рисованием, прогуляться на улице и так далее. При этом возникают проблемы в семьи, ссоры и разборки, которые можно было бы избежать. Все это происходит из-за не правильной организации семейного досуга. Можно выделить следующие формы проведения семейного досуга:

Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.

Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

Семейные сеансы в кинотеатрах

Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

Совместное посещение концертов и массовых праздников

Семейные коллективы художественной самодеятельности - редко встречающаяся, но он очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

Одной из форм внедомашнего досуга является туризм. Туризм представляет собой особую форму деятельности тесно связанную с использованием свободного времени. По мнению Г.Е. Зборовского, у двух рассматриваемых социальных феноменов в качестве основы этой связи выступает свободный выбор деятельности, лишенный жесткого давления каких-либо обстоятельств, элементов непреложности и обязательности. «Другая, не менее значимая характеристика туристской деятельности заключается в том, что основным фактором ее мотивации является культура, понимаемая и как производство потребление, самая разнообразная деятельность, образ жизни общества и человека в нем, и как духовные, интеллектуальные, художественные, религиозные, моральные, связанные с искусством аспекты социального и личностного бытия. Следовательно, туризм является, с одной стороны, звеном, соединяющим свободное время и культуру, с другой стороны, он выполняет эту интеграционную функцию, замыкая их непосредственно на себя» Зборовский, Г.Е. Социология досуга и культуры / Г.Е. Зборовский. - М.: Изд-во «Альтекс»,2006. - С. 237.

Часто пользуются спросом путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта. Семья неизменно выполняет важнейшие функции по передаче глубинных культурных традиций народа, придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения.

Во все времена родители старались устроить культурный отдых с детьми на праздничные и выходные дни. Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. Посещение культурных мероприятий всей семьёй влияет на уплотнение семейных отношений. Всегда такой культурный отдых с детьми приносит удовольствие и незабываемые впечатления и детям, и родителям. Все члены семьи проникают и переживают вместе те эмоции и знания, которые они получают во время культурного туризма. Процесс познания и образования в кругу семьи обогащает её общий духовный мир. Члены семьи становятся, как бы, чуточку ближе, благодаря общим познаниям и пережитым вместе впечатлениям. Гуманитарное значение культурного досуга заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний членов семьи. Совмещение отдыха всей семьёй с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Семейный туризм, являясь составной частью и особенным видом туризма, становится все более востребованным на рынке туруслуг. Основной особенностью семейного туризма является сложность формирования программы семейного тура, связанной, в первую очередь, с учетом социальных, психолого-педагогических условий.

При организации семейных туров следует помнить о следующих важных составляющих:

эмоциональный контакт как необходимость в двухсторонних и многосторонних отношениях в семейном туризме;

учет потребности детей и взрослых в уединении;

общая цель при разнообразном общении (как деловом, так и свободном);

четкая структура (должна быть), несмотря на то, что для семейного досуга характерно отсутствие жестких стандартов, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности;

учет «возможного расслоения в семейном туристском сообществе» Рамзаева, Л.А. Семейный туризм как средство воспитания подростков системе дополнительного образования: автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.08 / Рамзаева Людмила Анатольевна; РАМТ. - Сходня, 2002. - С. 19.;

учет возрастных особенностей общения, создание условий для общения между собой детей разного возраста и взрослых;

творчество, или даже правильнее сказать - «сотворчество»;

анализ жизни детско-взрослого коллектива за определенный период времени. Рамзаева, Л.А. Семейный туризм как средство воспитания подростков системе дополнительного образования: автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.08 / Рамзаева Людмила Анатольевна; РАМТ. - Сходня, 2002. - С. 20.

Необходимо, также, принимать во внимание тот факт, что семейный туризм является одним из самых сложно организуемых видов отдыха. На основании психолого-педагогических и научных исследований можно утверждать, что широко распространенной проблемой семейного досуга является правильное распределение времени для удовлетворения потребностей каждого члена семьи. Зачастую, при организации семейного досуга делается «перекос» в сторону какого-то определенного члена семьи, другими словами, либо родителям приходится отказывать себе в чем-то, либо дети не довольны, чувствуют себя ненужными, а иногда отдых вообще происходит в ущерб здоровью и безопасности ребенка. Такое может происходить в том случае, если родители, к примеру, безответственно отнеслись к рекомендациям детского врача, который предупреждал, что родителям очень не рекомендуется брать своего малолетнего ребенка (инфанта) в путешествие.

Путешествия с детьми требуют особого подхода и строгой организации. Здесь существенная роль отводится такой стороне туристской деятельности, как менеджмент. Специалисты утверждают, и практика только подкрепляет данный тезис: планируя отдых с ребенком, особенно с маленьким, следует останавливаться на курортах только с развитым сервисом, включающим в себя широкий комплекс услуг.

Также большое внимание должно уделяться самой программе путешествия, с тем чтобы ребенок (дети) максимально сохраняли привычный режим, минимально страдали от акклиматизации, и т.п. Следовательно, семейный туризм представляет собой особый вид туризма - и как форма проведения семейного досуга, и как комплексный и финансово выгодный сегмент потребления на рынке Гранильщиков, Ю.В. Семейный туризм / Ю.В. Гранильщиков. - М.: Профиздат, 2010. - С. 98..

Особое место организации развлекательной части путешествия обусловлено тем, что целью семейного туризма ставится не только само путешествие, но и укрепление семьи, развитие детей, формирование новых знаний и отношений в семье. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Сложностью для организаторов является здесь сочетание интересов взрослых и детей, что требует обеспечения гармоничного использования в семейном туре программ, рассчитанных только на детей, только на взрослых и совместных мероприятий, интересных всем. Это также накладывает дополнительные требования на обязательное наличие соответствующей инфраструктуры в местах предполагаемого размещения на маршруте, включая детские площадки и/или игровые комнаты, возможность организации детских праздников и программ, специально обученный персонал.

При желании отправиться в семейную поездку нужно определиться с видом отдыха: можно выбрать для себя оздоровительную поездку или тур, связанный со спортивными мероприятиями. Отлично подходят для семейного отдыха экскурсионные туры. Словом, выбор достаточно большой и разнообразие программы часто зависит только от возраста детей - если они еще слишком малы, то выбирают более спокойную программу.

Также следует учитывать аспекты, связанные с детской психологией и физиологией. Отель, где предполагается проживание, должен обладать всей инфраструктурой, которая понадобится для полноценного отдыха маленьких гостей и их родителей. Одним из главных требований - это экологическая чистота. Место для семейного отдыха должно быть безопасным, спокойным, желательно расположенным в местности с большими зелеными массивами. Гостиничные номера должны быть рассчитаны на большую компанию, как минимум, они должны быть трехместными. Также в отелях, оказывающих услуги семейного отдыха, обязательно должны быть детские игровые комнаты.

Выбирая тур для семейного отдыха, обязательно нужно уточнить, какие мероприятия будут проводиться для детей и понадобится ли для них присутствие взрослых. Например, на длительные экскурсии лучше не отпускать детей без сопровождения, а вот посмотреть мультфильм или поиграть с другими ребятами ребенок может и без родительского присмотра. Очень хорошо, если в программу входят прогулки в лес или к морю. Также детям очень нравятся посещения зоопарков и парков аттракционов.

Организовать семейный туризм - непростая задача для туроператора, требующая знаний о климатических условиях в странах, услугах различных отелей, экскурсионных турах, парках развлечения и других важных нюансах. В программу туризма может входить посещение Диснейленда, купание в море, велопрогулки и многое другое.

Применительно к условиям досуга воспитание можно определить, как целенаправленное стимулирование позитивных сущностных сил личности в процессе совместной деятельности и педагогически целесообразного взаимодействия субъектов воспитания. В таком определении в значительной мере отражены идеи гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Т. Олпорта и других ученых, которые рассматривали воспитание как процесс создание условий для самореализации и самоактуализации личности.

Оздоровительную направленность использования средств туризма можно объяснить прежде всего Джанджугазова, Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.А. Джанджугазова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 132.:

воздействием постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма;

возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения физкультурных занятий и активного отдыха;

обеспечением тренирующего эффекта занятий и рекомендуемого уровня двигательной активности.

Россия не может конкурировать по уровню сервиса с зарубежьем, но зато предлагает такой распространенный и доступный вид детского отдыха как санаторно-курортное лечение и оздоровление Зорин, И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/, свободный. - Загл. с экрана..

Также формой укрепления здоровья в рамках активного семейного отдыха эффективными являются пешие прогулки, желательно, в «зеленой зоне». Их основными достоинствами являются:

Физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма ребенка;

Профилактика ряда заболеваний опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, респираторных заболеваний;

Оптимизация отношений в семье за счет формирования приятной атмосферы и совместного проведения времени, позволяющего лучше узнать и понять друг друга;

Развитие нравственных качеств: настойчивость, любознательность, любовь к окружающему миру;

Положительное воспитательное воздействие за счет освоения новых знаний и умений, расширения кругозора, формирования целостного представления о мире и родине.

В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят. Прогулка с дошкольниками требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.

Семейные туристские походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха и разнообразной двигательной деятельности. Совместные походы и поездки способствуют укреплению семьи. Формируют у детей положительные нравственные качества, они расширяют кругозор ребёнка, формируют первичные представления об истории родного края. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки выживания в природной среде. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля Егоров, В.Е. Туризм как социально-экономическое явление в современный период/ В.Е. Егоров. - Режим доступа: http://spasibo.viperson.ru/, свободный. - Загл. с экрана..

Семейный туризм - это замечательная возможность отдохнуть, расслабится, хотя бы ненадолго забыть о скучных буднях и прекрасно провести время со своей семьей. Отдых с родными помогает стать еще ближе друг другу, способствует укреплению семьи, что немаловажно и актуально во все времена. Турфирмы должны учесть все возможные проблемы, возникающие в связи со спецификой отдыхающих при предложении семейного тура. Самый высокий спрос на семейный отдых совпадает по времени со школьными каникулами: летние месяцы, весенняя и осенняя недели плюс две недели зимой. Но важнее всего, чтобы туристское предложение было интересно всем членам семьи. Именно поэтому в следующем параграфе мы исследовали спрос на семейные туристско-экскурсионные программы с посещение музеев-усадеб и усадебных парков Ленинградской области.

Семейный туризм является относительно новым видом путешествий. Он включает в себя совместные путешествия родителей и детей, так что его можно считать не только формой отдыха, но и инструментом воспитания. Семейный туризм может включать в себя целый ряд направлений, такие как осмотр достопримечательностей, культурных, образовательных и развлекательных поездок, путешествий с целью пляжного отдыха, а также разнообразные форм активных развлечений.

Под понятием семья принято понимать ту социальная группу, обладающую исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью.

Семейным же туризмом условно считают путешествия родителей с детьми до 11 лет. Однако это не совсем верно. Так как к его целевой аудитории так же следует отнести: молодых, не состоящих в браке; молодые семьи без детей; молодые семьи с детьми; семьи старшего возраста без детей; семьи старшего возраста с детьми и пожилые семьи.

Рынок семейного туризма очень специфичен, так как имеет свои особенности и требования. В последнее время во всем мире наблюдается заметная тенденция к семейному отдыху. Этот вид отдыха может быть очень разнообразен: стационарный и мобильный, спортивный и оздоровительный и т. д. Поэтому и программы могут быть совершенно разными. Набор их зависит от тематической направленности тура. Однако наличие среди путешественников маленьких детей налагает свои специфические особенности на требования к организации данных туров. При выборе мест размещения, питания и средств передвижения прежде всего необходимо учитывать особенности детской физиологии и психологии, а также не забывать об интересах взрослых (их родителей).

Во-первых, размещение на такие туры необходимо проводить в здоровых и экологически чистых местностях, спокойных и зеленых местах. Кроме того, гостиницы, где будут размещаться туристы, должны отвечать специфическим функциональным требованиям для семей: 2-3-местные номера, система объединяющая номера, помещения для детских игр и т. д. Программы таких туров обязательно должны содержать мероприятия для детей, взрослых, а также совместные мероприятия.

Такие программы должны включать ознакомительные экскурсии, в которых могут участвовать и взрослые, и дети. Могут включаться также и отдельные экскурсии для взрослых (при наличии услуги по присмотру за детьми). Очень популярны прогулки на природе (по лесу, реке, морю). Должны быть организованы экскурсии в зоопарки или парки отдыха.

При организации рекреационных программ необходимо также сбалансировать интересы детей и взрослых, чтобы была возможность организовывать специальные детские праздники, (праздники кукол, праздники сказок, день мороженого или шоколада), отмечать дни рождения гостящих в настоящий момент детей и т. п. Для этих целей часто нанимается специальный сотрудники, занимающийся организацией детских и совместных программ (аниматоры детского и семейного отдыха). Должны быть созданы условия такие как: наличие игровых площадок и небольших аттракционов на территории, прилегающей к гостинице, а также игровых комнат на случай плохой погоды. В то же время не должны забывать о взрослых: организация вечеров знакомств, творческих программ, наличие вечерних баров, куда могут пойти родители, уложив детей спать. Также интерес представляют совместные программы: организация художественной самодеятельности, танцы для детей и взрослых и пр.

Спортивные программы на семейные туры доступны в качестве дополнительных услуг (бассейны, теннисные корты, тренажерно-спортивные залы). Очень популярны соревнования по спортивным играм (футбол, волейбол, "Веселые старты") между взрослыми, детскими и смешанными командами. Спортивные игры между семейными командами с вручением символических призов вызывает дополнительный интерес к спортивным программам на таких турах. Наиболее важной функцией сервиса является создание такой расслабляющей атмосферы, в которой остальные члены семьи могут чувствовать себя комфортно, спокойно, и при этом отдыхать им интересно.

Как уже было отмечалось, туристический отдых в настоящее время играет важное место в досуге семьи.

Говоря о конкретных мотивах участия семьи в туристической деятельности, следует иметь в виду, что руководящим принципом является стремление содержательно и интересно провести свободное время вместе.

Таким образом, семейный туризм, являясь одной из форм семейного досуга, имеет большое значение в жизни семейного человека, так как стремиться восстановить физические и психические силы, способен удовлетворять потребности человека в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе.

В зависимости от организационных форм выделяются следующие виды туризма. Организованный туризм - это строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты. Туристы могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фирмы или без её участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объёму предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частичным туристским обслуживанием (купив, например, курсовку только на питание).

Неорганизованный туризм. В отличие от организованных, неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма - поездки путём автостопа, с использованием в качестве средства передвижения попутные автомобили. X. В зависимости от определяющего принципа формирования цены на продукт различаются такие виды туризма.

Коммерческий туризм - это «стандартный вариант, когда туристская фирма реализует свой турпродукт покупателю и получает прибыль». Предлагаемые турфирмой товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристские расходы из семейных бюджетов.

В противовес коммерческому туризму возникает социальный (дотационный) туризм. Под «социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера». Это определенные дотации в различных формах, как от государственных, так и от общественных организаций, а также коммерческих структур, в целях обеспечения возможности получения отдыха и участия в туристических мероприятиях различных слоев населения, не имеющих для этого достаточного количества денежных средств. К таким слоям относятся пенсионеры, студенты, категории низкооплачиваемых работников и т.д. Концепция социального туризма покоится на трёх основополагающих принципах: обеспечение отдыха каждого члена общества путём широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов; субсидирование туризма малоимущих; активное участие цен- тральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии.

Особую привлекательность туризму придают эстетическая и эмоциональная стороны путешествий. Историческое и культурное окружение затягивают человека в свой необычный мир. Поэтому основным условием развития культурного туризма является историко-культурный потенциал той или иной страны, национальное наследие народа, в целом туристские ресурсы, расположенные на конкретной территории.

В процессе социального взаимодействия, вызванного контактами между культурами, возникают разные по характеру взаимоотношения, во многом определяющиеся национально-культурным менталитетом представителей разных стран.

Рынок семейного туризма обладает своей спецификой и особенностями. В настоящее время во всем мире семейный туризм набирает популярность. Этот вид отдыха может быть любым: спортивным и оздоровительным, отдыхом на одном месте или турпоходом. Поэтому и программы такого отдыха сильно отличаются друг от друга. Набор их определяется тематикой выбранного тура. Тем не менее, присутствие среди отдыхающих маленьких детей всегда означает наличие особых требований к организации подобных туров.

Семейным туризмом считаются путешествия родителей с детьми до 11 лет.

Под семейным туризмом мы понимаем - временные путешествия семьи (с детьми или без), или группы состоящей из нескольких семей в местность, отличную от места постоянного жительства, совершаемые в свободное время. Главной чертой семейного туризма, как и любой формы семейного досуга, является взаимодействие всех членов семьи. Именно оно позволяет определить является данное путешествие семейным или нет. Если родители на курорте предпочитают сдать детей аниматорам или няням, а сами хотят отправиться на экскурсию или пляж, то к семейному туризму, по нашему мнению, это не имеет никакого отношения. Можно охарактеризовать это как семейный отдых[Кравченко А.И. "Психология семейных отношений" - М:"Арсофт", 2005г].

Семейный туризм решает следующие задачи:

    способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального кон-

такта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;

    реализует потребность в отдыхе и физической активности. Особенно это

касается спортивных видов семейного туризма;

    ориентирует на здоровый, активный образ жизни и освоение здоро-

вьесберегающих технологий;

    способствует активной социализации детей, многие виды семейного ту-

ризма являются командными, совместная работа, сотрудничество, взаимодействие в команде создают естественные условия для приобретения социального опыта у детей [Беляков О. И., Мещерякова И. В. – семейный туризм как форма досуговой деятельности // Известия ПгПу им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. с. 690–693. – В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы организации семейного туризма как формы досуговой деятельности].

Классифицировать семейный туризм сложно, он многогранен, разнообразен, так же как разнообразны семьи. По уровню организации среди различных видов семейного туризма можно выделить две большие группы:

1. Семейные туры, разработанные туроператорами – этот вид предполагает минимальную творческую активность семьи при выборе маршрута. В туристическом бизнесе ориентация на семью является приоритетной, априори считается, что семейные туристы приносят хороший доход, это способствует выстраиванию особой детской индустрии развлечений и потребления. К сожалению, на практике оказывается, что далеко не всегда речь идет именно о взаимодействии членов семьи. Тем не менее, туроператоры стараются максимально подбирать тур, ориентируясь на основные особенности семейной аудитории, особенно уделяя внимание вопросам комфортного проживания, питания, организации детских развлечений, удобства транспортного сообщения, предоставления дополнительных услуг (например, детский стульчик, коляска, детская кроватка, радионяня и т. п.), разработке экскурсионных маршрутов, интересных и доступных детям.

2. Самостоятельные путешествия. В этом случае семья самостоятельно планирует маршрут, определят способ передвижения (поезд, самолет, автобус, автомобиль, пеший поход, велотуризм, водный туризм). Кроме того, самостоятельная организация предполагает и большее взаимодействие между членами семьи на всех этапах подготовки и проведения, так как приходиться совместно отвечать на массу вопросов.

Семейный туризм - недавно возникшая и активно развивающаяся форма организации отдыха, играющая важную социальную и воспитательную роль. Она характеризуется в первую очередь, тем, что воспитательные, оздоровительные, нравственные задачи гармонично сочетаются с приобщением детей к систематическим занятиям туризмом, физкультурой, спортом.

Потребность в наличии такого отдыха существовала всегда, что доказывали, в частности, социологические исследования. И это неудивительно. В любой стране семья является важной сферой гармоничного развития личности, ее материальных и духовных ценностей, правильного использования досуга. Наше общество очень заботится о семье и детях. Этим объясняется дальнейшее развитие бытовой службы, системы общественного питания, создание развитой сети детских и оздоровительных учреждений, в том числе и туристских. Увеличение интереса к семейному и детскому туризму со стороны граждан нашей страны доказывает их постоянно растущие материальные и духовные потребности. Сегодня уже не сотни, а тысячи семей выбирают отдых на туристских базах и маршрутах, и нашим долгом является предоставление им всех необходимых условий.

Не вызывают сомнений воспитательные, нравственные достоинства семейного туризма по сравнению с раздельным отдыхом детей и родителей. В первую очередь, семейный туризм способствует пробуждению духа коллективизма, формированию у детей выдержки, самостоятельности, выносливости, умения справляться с трудностями, сплочению семьи, укреплению родительского авторитета. Расширяется кругозор детей, они учатся любить свою Родину, природу своего края. Мы все знаем, какое значение имеют первые детские впечатления и наблюдения. Они остаются в людях на всю жизнь, определяют характер, мировоззрение юного поколения..

При выборе гостиниц, питания и транспорта, в первую очередь, нужно принимать во внимание особенности детского организма и при этом учитывать интересы взрослых (родителей).

Прежде всего, для размещения во время отдыха с семьей нужно выбирать здоровые и экологически чистые районы, тихие места с большим количеством зелени. Кроме того, отели, где будут проживать туристы, должны соответствовать особым функциональным требованиям для отдыха с семьей: 2-3-местные номера, система объединения номеров, детские площадки и т. д. В программы таких туров обязательно должны быть включены мероприятия для детей, взрослых, а также общие мероприятия.

К подобным программам относятся ознакомительные экскурсии, в которых могут принимать участие как дети, так и их родители. Существуют также отдельные экскурсии для взрослых (при наличии услуги по присмотру за детьми). Большой популярностью пользуются прогулки на открытом воздухе (по лесу, реке, морю). Также существуют экскурсии в аквапарки, зоопарки или парки отдыха.

При выборе развлекательных программ необходимо учитывать интересы детей и взрослых: устраивать специальные детские праздники (праздник кукол, карнавал), праздновать дни рождения гостящих в настоящий момент детей и т. п. Для подобных целей в гостиницах обычно существует специально подготовленный персонал, отвечающий за организацию детских и совместных программ (аниматоры детского и семейного отдыха). Детских площадок и небольших аттракционов на территории должно быть как можно больше, нужно позаботиться также о наличии игровых комнат на случай непогоды. При этом нужно подумать и о взрослых развлечениях: устроить вечера знакомств, творческие программы, поход в вечерние бары, где можно отдохнуть, когда дети лягут спать. Интерес представляют также объединенные программы: организация художественной самодеятельности, танцы для детей и взрослых и пр.

Спортивные программы для отдыха с семьей доступны в виде дополнительных услуг (тренажерные и спортивные залы, бассейны, теннисные корты). Часто устраиваются соревнования по активным играм (футбол, волейбол, «Веселые старты») между взрослыми, детскими и смешанными командами. Организация спортивных игр между семейными командами с вручением приятных призов подогревает дополнительный интерес к спортивным программам на подобных турах.

Курортные программы для отдыха с семьей доступны в зависимости от условий, но также пользуются популярностью.

Вопрос питания во время отдыха с семьей также имеет свои особенности. Лучше всего, когда в наличии имеются два разных меню (взрослое и детское) с учетом их вкусов, а также особенностей организма. Для детей обычно имеется Фразовое питание: завтрак, обед, небольшой полдник и ужин. В некоторых случаев (для малышей) можно заказывать вечерний кефир или молоко перед сном. Питание должно быть сбалансированным, богатым витаминами и питательными веществами (овощи, фрукты), а также подходящим по калорийному составу.

Основной задачей обслуживающего персонала является поддержание такой атмосферы отдыха и уюта, которая позволит детям и их родителям чувствовать себя удобно, спокойно, и при этом наслаждаться отдыхом.

Турфирмы должны учесть все возможные проблемы, возникающие в связи со спецификой отдыхающих при предложении семейного тура:

    учет особенностей детского организма - умеренный график экскурсий,

наличие детской тематики, возможность послеобеденного отдыха, 4-разовое питание, возможность смены детской одежды и т. д.;

    организация отдыха детей с учетом интересов родителей - наличие дет-

ских комнат с услугами по присмотру за детьми, когда родители заняты своими развлечениями, увеселительные мероприятия детского, взрослого и совместного характера и др.

На фоне традиционных видов семейного туризма в настоящее время существуют и инновационные предложения. Так, Г. В. Талалаевой предложено творческое развитие социальных форм туризма в виде семейного познавательного туризма в формате «прародители и внуки». По мнению автора, данный вид социального туризма актуален для современной России. Это связано не только с наличием свободного времени у старшего поколения, его отсутствием у среднего и стремлением к интерактивному общению у младшего. Это подкреплено новыми экономическими реалиями: развитием финансовой системы страны, совершенствованием форм деятельности пенсионных фондов и служб социальной защиты населения. Сегодня сложились все условия, чтобы социальная миссия туризма по консолидации общества активно развивалась.

Таким образом, семейный туризм представляет собой насыщенную, интересную, весьма многообразную форму культурно-досуговой деятельности семьи и оказывает большое влияние на семейные взаимоотношения. Обдуманное планирование, учет интересов всех членов семьи в выборе путешествия позволит полноценно провести свободное время [Талалаева Г. В. Разработка инновационных технологий в сфере социального менеджмента // успехи современного естествознания. 2009. № 2. С. 511–512.].

Семейный туризм будет эффективным средством в воспитании подрастающего поколения, если:

    будут проанализированы социально-экономические условия развития се-

мейного туризма и с их учетом будет разработана его модель;

    будет разработано содержание семейных туристских программ, обеспе-

чивающих развитие познавательных интересов;

    будут определены и экспериментально проверены эффективные и орга-

низационные формы развития семейного туризма в условиях учреждений образования.

[«Шпаргалка»http://school8.rcuzuluk.ru/teacher_kopilka_kalashnikova.html]



Публикации по теме