Серия сюжетных картин как щенок нашел друзей. Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Предлагаю вам конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи по теме «Как щенок нашел друзей». Данная работа будет полезной воспитателям подготовительной к школе группы. Вашему вниманию предлагается образовательной деятельности, которая направлена на развитии связной речи у детей подготовительной группы.

  • Образовательные цели. Активизация и актуали-зация словаря по теме «Осень» на основе систематизации и обоб-щения знаний об этом времени года. Совершенствование навыка составления рассказа по серии сюжетных картин. Развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).
  • Со-вершенствование навыка анализа предложений. Совершенство-вание навыка разгадывания ребусов.
  • Развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, твор-ческого воображения, обшей, тонкой и артикуляционной мотори-ки, координации речи с движением.
  • Воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, вза-имопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Магнитная доска,
  • сюжетные картины «Как щенок нашел друзей»,
  • контейнер с полосками и точками для анализа предложе-ний.
  • «Мой букварь» по числу детей,
  • контейнер с карандашами,
  • маг-нитофон,
  • аудиодиск с записью музыкального сопровождения для упражнения «Ветер и листья».

Предварительная работа. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что на заняти-ях с педагогом. Повторение подвижного упражнения «Ветер и листья» на музыкальном занятии.

Ход НОД в подготовительной группе «Как щенок нашел друзей»

1. Организационный момент.

Педагог. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Составьте по ним предложения, в середине которых будут слова потому что.

1-й ребенок. Дети гуляют под зонтом, потому что идет дождь.

2-й ребенок. Лебеди улетают на юг, потому что наступила осень.

3-й ребенок. Люди смотрят в небо, потому что над ними пролетают журавли.

4-й ребенок. Листья кружатся в воздухе, потому что поднял-ся сильный ветер.

Педагог. Вы отлично справились с очень сложным зада-нием!

2. Словесная игра «Закончи предложение».

Педагог ставит на стол контейнер с полосками и точками для анализа предложений.

Педагог. Повторите первую часть своего предложения до слов потому что и составьте схему получившегося предложения. Скажите, сколько слов в вашем предложении, какое в нем есть маленькое слово или предлог.

1 -й ребенок. Дети гуляют под зонтом. В этом предложении четыре слова, предлог под.

2-й ребенок. улетают на юг. В этом предложении че-тыре слова, предлог на.

3-й ребенок. Люди смотрят в небо. В этом предложении че-тыре слова, предлог в.

4-й ребенок. Листья кружатся в воздухе. В этом предложении 4 слова, предлог в. Ребенок выкладывает схему.

Педагог. Молодцы! Я горжусь вами!

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Чтение педагогом рассказа Г. Скребицкого «Осенние дожди».

Педагог. А сейчас я прочитаю вам рассказ «Осенние дожди». Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осен-ний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет нити день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.

5. Беседа по тексту рассказа. Словарная работа.

Педагог предлагает детям обсудить рассказ.

Педагог. Давайте поговорим о том, что вы узнали из этого рассказа. С чего начинается рассказ? С какими дождями сравни-вает автор осенние дожди?

Педагог. Какой осенний дождь?

Дети. Осенний дождь — моросящий.

Педагог. Что значит моросящий дождь?

Дети. Он сыплет мелкими капельками, моросит.

Педагог. Сколько дней может идти такой дождь?

Дети. Моросящий дождь может идти и день, и два, и неделю.

Педагог. Какое настроение вызывает такой дождь?

Дети. Становится скучно.

Дети. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холод-ный, нудный дождь.

Педагог. Что значит слякоть? Как вы понимаете это слово?

Дети. Слякоть — это грязь.

Педагог. Верно. Или мокрая раскисшая земля. А что значит свинцовое небо?

Дети. Это темно-серое хмурое небо.

Педагог. А как вы понимаете словосочетание нудный дождь?

Дети. Это дождь, который идет уже давно и всем надоел.

Педагог. Правильно. Вы очень хорошо ответили на мои во-просы, объяснили значение новых слов. Вы удивили и порадовали меня. Вы так много знаете! А теперь давайте пройдем на и немного отдохнем.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. А сейчас посмотрите на эти 4 картинки и скажите, что здесь изображено (составление рассказа по серии картинок «Как щенок нашел друзей»

8. Работа в тетради.

Педагог. Откройте тетради на странице 3. Что нарисовано на ней?

Дети. На ней нарисован кленовый лист.

Педагог. Вы будете штриховать лист горизонтальными ли-ниями, как показано стрелкой. Вспомните, какими бывают осен-ние , выберите правильно карандаши для штриховки и при-ступайте к работе. Дети выполняют штриховку.


Цели и задачи:
1. Активизировать и актуализировать словарь.
2. Формировать навык составления грамматически правильной фразы.
3. Развивать связную речь, умение составлять рассказ описательного характера, из жизненного опыта, по плану, по серии картинок.
4. Развивать мышление, умение выстраивать причинно-следственные связи.
5. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Давайте поиграем в игру, которая называется «Я знаю…»
- Я знаю 5 имён девочек.
- Я знаю 5 кличек собак.
- Я знаю 5 детенышей домашних животных.
- Я знаю 5 признаков осени.
2. Посмотрите, я нашла старую детскую книжку. Она вся потрепанная, буквы в ней стерлись, остались только обложка и иллюстрации. Очень хочется узнать, о чём говорилось в этой книжке. Давайте рассмотрим картинки и сами придумаем по ним историю (логопед расставляет картинки на доске). Для этого нужно правильно расставить картинки. Прежде, чем мы станем это делать, ответьте на вопросы:
- О ком будет наша история?
- Кто еще является персонажем нашей истории?
- Когда происходит действие на картинах? Почему вы так решили?
- Где происходит действие на картинах?
- А где, по-вашему, началась эта история, и где закончилась?
- На какой картинке изображен щенок, о котором можно сказать «бедненький»? Почему вы так думаете? (опущена голова, хвостик опущен, мокрый, ...) А какие еще слова-признаки можно подобрать к щенку на картинке? (маленький, трогательный, беззащитный (почему?), пятнистый (почему?), бездомный (почему? как узнали?), одинокий (почему?)
- На какой картинке изображен щенок, о котором можно сказать «счастливый»? Как можно по внешнему виду об этом догадаться? (радостное выражение мордочки, хвостик задорно торчит вверх).
3. Расставьте картинки по порядку. (Если неправильно расставлены картинки, можно предоставить детям возможность задавать вопросы в рамках причинно-следственных отношений).
4. Ф/М
У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
Папе тапочки принёс.
5. Если картинки расставлены верно, логопед продолжает работу по составлению рассказа по серии картин. Картинки выставляются по одной, но остальные картинки тоже не убираются совсем. По мере необходимости (при неправильных ответах детей) логопед апеллирует к ним, поясняя неверность умозаключений.
1 картина
Чтобы описать всё, что происходит на первой картинке, можно поиграть в игру: я предлагаю вам слова, а вы из них составляете предложения.
Наступить поздний осень.
Листья на деревья пожелтеть и опасть.
Только один желтый листок качаться на ветер.
Часто лить дождь.
Около детская площадка сидеть щенок.
Это начало нашего рассказа. Чтобы продолжить его, рассмотрите щенка, изображенного на картинке, расскажите о нём. (Щенок маленький, бедненький, промокший, бездомный, дрожит от холода и дождя). Давайте придумаем и расскажем, как мог появиться щенок на детской площадке.
2 картина
Вопросы:
- Кто увидел щенка?
- Как звали девочек?
- Кто они друг другу?
- Откуда они шли?
- Что им помогало укрыться от дождя?
- Что почувствовали девочки, когда увидели щенка?
- Почему?
- Что решили сделать девочки?
3 картина
Расскажите подробно, что делали девочки дома со щенком, и как изменился щенок.
4 картина
Прежде чем вы начнёте описывать последнюю картинку, я разделю её на две части: сначала вы расскажите про одну половинку, а потом про другую. (Логопед сначала закрывает верхнюю часть картины, дети рассказывают о щенке; потом закрывает нижнюю часть, дети рассказывают о девочках).
6. Каждая история имеет свой конец. Стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, поможет вам придумать, чем закончилась наша история.
Почему дрожит щенок?
Потому что он промок.
Потому что у него
Нету дома своего.
Почему грустит щенок?
Потому что одинок.
Потому что у щенка
Даже клички нет пока.
Мы домой его возьмём,
Позаботимся о нём,
Назовём его Малыш...
- Мама, ты же разрешишь?
Н.Радченко
7. Ф/М
У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
Папе тапочки принёс.
8. Как можно назвать наш рассказ? (Осенью. Щенок. Щенок и девочки. Спасение щенка.)
9. Кто хочет рассказать весь рассказ? (Ребенок рассказывает рассказ полностью).
10. Понравился вам наш рассказ? Мы запишем рассказ, починим книжку и подарим его детям старшей группы – пусть читают.



ВВЕДЕНИЕ

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение де­тей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:


  • бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь ;

  • плохое понимание оттенков значений слов;

  • аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложе­нии, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;

  • предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существитель­ных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;

  • связная речь развита слабо - пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называ­ние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.
Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение заня­тий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Мето­дика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четы­рех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгруп-повых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение де­тей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:


  • расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и сло­варь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);

  • развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую па­мять и логическое мышление детей;

  • упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.
Цель основного занятия - обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

  • составлять предложения по опорным словам ;

  • преобразовывать деформированные фразы;
3

  • распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих воп­росов педагога и самостоятельно;

  • составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.
Цель итогового занятия - составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

  • развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание;

  • составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова - подсказки логопеда;

  • обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского язы­ка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
- воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.
Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это по­
может поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий
логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подго­
товленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов воспри­ятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быс­трее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содер­жательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, разви­ваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современ­ные средства обучения:


  • магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;

  • магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).
Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выра­ зительно. Работая над интонационной выразительностью речи , логопед учит де­тей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развер­нутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Подготовительные лексические упражнения

по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»

Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению расска­за по серии сюжетных картин (ССК).

Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внимания , зритель­ной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК; стиму­лирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (№ 1-4), мяч.

Ход занятия

/. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних живот­ных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-за­гадку Т.А. Шорыгиной:

Он забавный, неуклюжий, Прямо в нос меня лизнул, Напустил в прихожей лужу И хвостом слегка вильнул. Я чесал его за ухом, Щекотал ему живот, Стал он самым лучшим другом И теперь у нас живет. (Щенок)

Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, кото­рые помогли догадаться , что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.

1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные дейс­твия (словосочетания), которые может выполнять щенок.

Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), ску­лит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)...

При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа «что де­лает щенок с мячиком?» «с костью?»

2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».

Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.

Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.

П. Основная часть занятия

1. Вступительное слово логопеда.

Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произош­ло и о ком эта история.

2. Беседа по содержанию каждой картины.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на воп­росы.


  • Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок та­кой печальный? Почему щенок никуда не уходит?

  • Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит ще­нок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали де­вочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?

  • Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и ще­нок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?

  • Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?
3. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

и 4 картинами серии.

4. Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети).

Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить*.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на трех заняти­
ях? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнес­
лись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным,
природе?
И т.д. ^ *

* Используя маленькие картинки серии «Как щенок нашел друзей», логопед и вос­питатель закрепляют навыки рассказывания у каждого ребенка на индивидуальных занятиях.

Продолжение занятия направленного на обучение детей поставлению рассказа по картинкам

Цель: обучение детей составлению и распространению предложений по картинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи.

Тема: Составление предложений по серии сюжетных картин « Как щенок нашел друзей».

Цель: обучение детей составлению и распространению предложений по картинам.

Задачи:

В образовательной области « Коммуникация»

- обучение детей составлению предложений по опорным словам; упражнение детей в преобразовании деформированных фраз; распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно: обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии; развитие словесно-логического мышления и памяти.

В образовательной области « Познание»

Развивать умение внимательно слушать, понимать содержание предложения и отвечать на вопросы, активизировать словарь.

В образовательной области « Социализация»

Воспитывать уважение к ответам сверстников, умение выслушивать ответы детей.

Интегративные качества детей: формировать активность, любознательность, самостоятельность, умение обращаться за помощью.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза.

Оборудование: серия сюжетных картин « Как щенок нашел друзей» (№ 1-4), маленький мячик или камушек.

Ход занятия .

I. Интеллектуальная разминка.

Повторение игры « Путаница» с произвольно расположенными картинами данной серии.

II. Основная часть.

1. Составление предложений по опорным словам

Осень, наступить. – Наступила поздняя осень. Деревья, листья, облететь. – Маленький, щенок, двор, гулять. – Щенок, мерзнуть, скулить, - Увидеть, девочки, щенок.- Подружки, забрать, щенок, дом. – Дом, девочки, кормить, малыш. – Щенок, согреться, коврик, уснуть. – Щенок, спать, девочки, смотреть. – Девочки, Дружок, назвать, щенок.-

2. Физкультминутка

По ходу стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой.

Шерстка пестрая,

Зубки острые.

Гав!

3. Игра « Исправь ошибку»

Преобразование предложенных воспитателем фраз. Воспитатель говорит детям о том, что щенок поиграл с предложениями и перепутал в них слова. Воспитатель предлагает детям исправить ошибку.

Наступила поздняя весна

Большая собака гуляла во дворе.

Мальчики увидели щенка.

Дома малыш накормил девочек.

Щенок назвал девочек.

Щенок назвал девочек Дружком.

Щенок сидел на диване и смотрел на девочек.

С листьев облетели деревья.

Щенок согрелся и обсох под дождем.

Щенок решил забрать девочек домой.

Коврик лег на щенка и уснул.

4. Распространение предложений. Игра « Добавь слово» с передачей мячика.

Воспитатель предлагает детям запомнить предложение (например: Маленький щенок). Кто-то из детей должен повторить его и составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребенок справился с заданием, он передает мячик следующему ребенку. При затруднениях воспитатель помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением.

Например: Кто? (Маленький щенок) Что делал? (Маленький щенок гулял). Гулял где? (Маленький щенок гулял в парке.)…. Постепенно темп проведения игры увеличивается.

Примерные «цепочки предложений»:

Маленький щенок. Маленький щенок гулял. Маленький щенок гулял во дворе. Маленький щенок гулял во дворе один. Маленький щенок гулял во дворе один осенью.

Девочки шли. Девочки шли домой. Девочки шли домой через двор. Девочки шли домой через двор вечером. Девочки шли домой через двор дождливым вечером.

Девочки, взяли. Девочки взяли щенка. Девочки взяли щенка домой. Девочки взяли щенка к себе домой. Девочки взяли щенка к себе домой жить….

5. Физкультминутка

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

У собаки мокрый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик.

вероучение детей составлению повествовательного плана.

Рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных воспитателем и выставление (рисование) на доске соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка).

Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дож-дем_.... Дети и собака.

Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка….. Щенок под. – лгм. Зонтик и щенок. Щенок у девочек.

Картина А 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка.

Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике….. Щенок прыгает. Девочки сидят на диване.

Воспитатель (делает вывод): Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:

Щенок остался в парке под дождем (1)

Девочки увидели щенка (2).

Девочки кормят щенка (3).

Щенок уснул на коврике(4).

III. Подведение итогов занятия.

Воспитатель задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинках? Кого запомнили?




Публикации по теме