Сгибание и складывание бумаги. Сгибание и складывание бумаги Как аккуратно согнуть плотный лист а4

Если Вы уже давно изготавливаете открытки, то этот мини мастер-класс Вас вряд ли заинтересует. А для новичков, надеюсь, данная информация окажется полезной.

Для начала немного болтовни...

Итак, Вы решили сделать открытку. На мой взгляд 50% (ну как минимум) красоты и успеха будущей поделки зависит от материала. Во-первых, Вы тратите своё время, прилагаете усилия, фантазируете, продумывая дизайн, чтобы получить прекрасный результат, или надеетесь на это, а если исходно взятый материал не качественен, то всё выше перечисленное будет напрасно. Во-вторых, если Вы раньше никогда не делали открыток, то вначале не нужно хвататься за сложное, а в простом, именно материалы придадут работе выигрышность.

Варианты:

1. Самый простой и незамороченный способ заполучить основу для открытки - купить готовую, из специально предназначенного для этих целей картона. Причем, продаются и наборы уже с подобранными по цветовой гамме детальками, с разнообразными скраповыми мелочами и конвертом впридачу!

2. Пойти в первый же магазин для художников и купить там бумагу, например, для пастели, формата А4. из такого листа получится одна большая открытка или две маленькие.

Лучше не брать для основы картон из наборов для детского творчества (его можно использовать, но для каких-то деталей), т.к. обычно он односторонний, т.е. внутренняя сторона открытки потребует обязательной доработки, это неудобно, лишние затраты времени и сил, короче - морока.
Прекрасно подойдет двухсторонняя бумага плотностью от 160 гр/м2, для сравнения - обычная бумага для принтера - 80 гр/м2.

3. В магазинах с направленностью "всё для творчества" или в специализирующихся на продаже бумаги фирмах (их можно найти в любом городском электронном справочнике) можно приобрести дизайнерский картон. Как правило, это листы размером 70х100 см. Но их нужно ещё умудриться привезти и не помять, потом ещё и нарезать! Я заказывала нарезку и бигование сразу нескольких листов в типографии... Кстати, это тоже способ получить сразу большое количество основ для открыток.

4. Ну если Вы, всё же приобрели лист дизайнерского картона (формата А4, А3 и больше) или простой бумаги, и твёрдо намерены всё сделать самостоятельно, предлагаю обзорный мастер-класс.
Вам может понадобиться, то на чем можно резать, не опасаясь повредить поверхность стола - специальный коврик. Большой площади или поменьше, они также бывают из жесткого материала или более мягкого. Смотрим фото.

Ещё понадобится инструмент для резки, например, обычный макетный нож или более продвинутая модель - нож для художественных работ, можно также использовать дисковые ножи (подходят те что и для ткани и для работ в стиле печворка). А для бигования (биговка -процесс нанесения прямолинейных углублений - бигов) подходит инструмент для тиснения.

Заменить инструмент для тиснения можно обычной вязальной спицей, или пустым стержнем от шариковой ручки. Но мне больше нравиться пользоваться инструментом, это удобно. Так же, знаю есть вариант, когда ножом слегка проводят по поверхности картона, рассекая верхний слой, что тоже позволяет легче сделать сгиб, но тут если перестараетесь, можно и дырку прорезать:))) Не применяю этот способ, ИМХО, работа, как бы сказать... теряет в прочности, особенно если таких сгибов будет много.

Можно воспользоваться для изготовления основы резаком для бумаги. Полезная в хозяйстве вещь:))
Бывают гильотинные, очень острые, легко режут плотный картон. С дисковым ножом, не пробовала, но по отзывам, тоже отличные.


И ещё такая модель:

У меня на формат А5 (3-е фото), тоже режет плотный картон, ножи сменные, для бигования удобный желобок и продается также сменная насадка.

Для нарезки картона используете любой из этих инструментов.

Основа для открытки готова. Можно творить дальше;)


Скажите, как аккуратно согнуть картон на открытку?
У меня получается неаккуратный сгиб с заломами...

Есть несколько способов как сделать красивый сгиб (биговку):
1. Самый простой и экономичный: отмечаете середину листа (или то место, где должен быть сгиб), прикладываете линейку, проводите линию непишущей ручкой, шилом или спицей. Делать это лучше на специальном макетном коврике (можно попробовать подложить гофрокартон), чтобы линия не просто обозначилась, но и слегка продавилась. Складываете лист, по линии сгиба проглаживаете, например, пластиковой линейкой. Если бумага плотная и складывается не очень хорошо, можно на некоторое время положить под пресс (стопочку книг).
2. Использовать резак со специальным лезвием для биговки. Я пользуюсь резаком Fiskars "Nouveau Portable Trimmer 12inch" и к нему купила сменные лезвия (оранжевое - для резки, черное - для биговки).

3. Существует инструмент для создания сгибов - специальная костяная палочка, которой можно и проводить линию сгиба, и проглаживать для лучшей фиксации сгиба. Ею можно пользоваться как под линейку, так с резаком: просто с нажимом проводите линию по лунке, по которой идет лезвие. Видео по использованию этой полочки можно посмотреть .

4. Ну и самый приятный вариант - доска для создания сгибов. На ней уже есть разметка и палочка для биговки. Очень удобно и быстро! К тому же, можно делать сразу несколько сгибов (если это нужно для вашего проекта).


На ютубе есть много видео с примерами использования этого инструмента. Вы можете посмотреть их пройдя по ссылке . Видео по сравнению досок для биговки - Martha Stewart Score Board и Scor-Pal.

Если для основы вы используете плотный и толстый картон, то простая биговка вам не очень поможет. В таком случае, линию сгиба лучше немного надрезать - острием ножниц или канцелярского ножа.
В общем, экспериментируйте с бумагой для основы - разная по качеству, по плотности, она по-разному ведет себя на сгибах.

Вопрос от Lepesto4ex
В каких случая уместно обработать край бумаги ножницами или специальной штучкой от Тима Хольца.
И после обработки, обязательно ли делать декоративную строчку?

Край обрабатывается в том случае, если Вы хотите создать эффект потертости, состаренности. Чаще всего этот прием используют в работах в стиле винтаж, шебби-шик, херитаж. А в стиле Clean and Simple, в детских работах, это будет, пожалуй, лишним.
Декоративная строчка, конечно, не обязательна, но она придает работе особый шарм, и чаще смотрится более выигрышно. Хотя, например, известная польская мастерица Nimucha не всегда использует строчку в работах с состаренным краем. В таком случае, открытка кажется более легкой, не утяжеленной.

Казалось бы такой простой момент, но иногда и он нуждается в разъяснениях))

Периодически приходится видеть, как человек, собрав листы бумаги в неаккуратную стопку, начинает сильно лупить ее краем по столу… Если такой варварский способ иногда проходит без повреждений с офсетной бумагой небольшого формата, то попробуйте столкнуть таким образом, например, тонкую меловку формата А3-А2 да еще и слегка наэлектризованную… Нижний край превратится в лохмотья…

Поэтому правильное сталкивание бумаги — чуть ли не первое, чему приходилось учить печатников. На полиграфическом сленге такая операция называется «пушИть или перетряхивать бумагу»))

  1. Подберите бумагу в более-менее аккуратную стопку.
  2. Зажмите узкие края бумаги пальцами.
  3. Согните бумагу, большими пальцами придерживая верхний край стопки, позволяя нижним листам свободно перемещаться в ваших руках.
  4. Сожмите пальцы. При этом ваша стопку бумаги примет форму арки, что позволяет воздуху свободно проходить между листами, создавая «воздушную подушку».
  5. Аккуратно опустите стопку широким обрезом на поверхность стола, ослабив прижим пальцев. За счет воздушных промежутков листы свободно выровняются без повреждений кромок. Можно большими пальцами подправить листы, которые из-за наэлектризованности слиплись с соседними, и не хотят вставать на место.
  6. При необходимости повторите предыдущие шаги.
  7. На выходе получаем аккуратную стопку бумаги.

Такая нехитрая операция поможет и тем, у кого в принтере бумага часто слипается от статики.

Тема: Как согнуть картон по кривой линии?

Цель: учить сгибать картон по кривой линии.

Задачи:

Познавательные:

    учить выполнять биговку;

    подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;

    выполнять анализ образцов изделий;

    самостоятельно изготавливать детали по шаблону;

    выполнять симметричное вырезывание;

    аккуратно наклеивать детали на основу.

Развивающие:

    развить внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику кисти рук.

Воспитательные:

    воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Оборудование: картон, клей, гуашь, карандаш, ножницы, кисточка для клея, образец изделия, презентация.

Ход урока

I . Организационный момент.

1. Создание эмоционального настроя. (Слайд 2)

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы сейчас, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

2. Проверка готовности рабочих мест. (Слайд 3)

Какие инструменты понадобятся для работы?

II . Актуализация знаний.

Ребята, давайте вместе с вами вспомним, что вы знаете о картоне.

Чем картон отличается от бумаги? (Слайд 4)

Где он используется?

Что такое биговка?

Как правильно выполнить биговку?

III . Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться сгибать картон по кривой линии. Послушайте внимательно загадку. (Слайд 5)

И не рыба, и не зверь.
В сказке он живет, поверь.
Весь в чешуйках до хвоста,
И тройная голова. (Дракон.)

Как зовут дракона в русских народных сказках?

А были ли драконы на самом деле? Рассмотрите рисунки на слайде. Это яще­ры, которые жили в глубокой древности. (Слайд 6)

Похожи ли эти животные на сказочных драконов?

Итак, сегодня изготовим Змея Горыныча, закрепим приём биговки, умение выполнять симметричное вырезание, разметку по шаблону.

Физминутка. (Слайд 7)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

IV . Работа над темой урока.

1. Анализ образца. (Слайд 8)

Внимательно рассмотри изделие.

- Какая конструкция у изделия?

Сколько дета­лей?

Какой формы?

Из каких материалов изготовлено изделие?

Можно ли использовать другие материалы, например, бумагу? Почему?

Как можно разметить детали?

Можно ли назвать эти детали симметричными? Как это проверить?

Как лучше отделить детали от заготовки?

Как можно соединить детали?

Где можно применить данное изделие?

- Какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами, клеем? Давайте их повторим.

2. Беседа о технике безопасности.

Правила работы с ножницами. (Слайд 9)

Хранить ножницы в определенном месте в закрытом виде.

Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед.

Резать сидя, не размахивая ножницами, не ронять их,следить за пальцами.

По прямой линии резать серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии.

При резании по кривой линии смотреть на место разреза, плавно поворачивая рукой бумагу .

Правила работы с клеем. (Слайд 10)

- Под каждую деталь, на которую наносишь клей, обязательно подложи сухой лист бумаги, тогда можно работать, не боясь испачкать стол.

Клей нужно брать кистью или выдавливать его из тюбика понемногу.

Равномерно наноси клей на заготовку от середины к краям.

Нельзя пробовать клей на вкус, при попадании клея на кожу рук, лица, особенно глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.

3. Тренировочное упражнение на получение криволинейно­го сгиба. (Слайд 11)

1. Возьми полоску картона.

2. Вырежи любой треугольник.

3. Попробуй выполнить биговку прямой и вол­нистой линиями.

4. Сложи детали по линиям биговки.

Сравни приёмы получения прямолинейного и криволинейного сгибов.

Можно ли сгибать картон по кривой линии?

Какой приём помогает делать линии сгиба ровными и акку­ратными?

4. Планирование практической работы .

Составление собственного плана, сравнение его с данным учителем.

С чего начнёте работу?

Что сделаете потом?

Сравните собственный план с планом на слайде:

План работы. (Слайд 12)

1. Изготовь детали.

2. Выполни надрезы (клюв) и сгибание.

3. Собери изделие.

4. Выполни отделку изделия.

В какой части работы можно проявить творчество и сделать что - либо по своему?

5. Творческая практическая деятельность.

Приготовьте рабочее место, подберите необходимые инструменты и материалы. Что берете правой рукой, расположите справа от себя, что берете левой рукой- слева.

Бережно относитесь к инструменту, экономно расходуйте материал. (Учитель контролирует правильность выполнения разметки деталей по шаблонам, изготовление деталей, сборку изделия, аккуратность выполнения работы.)

6. Уборка рабочих мест.

Уберите рабочее место, уложите аккуратно инструмент и материал.

V . Рефлексия. Выставка работ.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам её достигнуть?

VI . Итог.

Предлагаю устроить выставку поделок и оценить готовые изделия по критериям:

Качество исполнения;

Оригинальность.

Конспект урока по

технологии

Тема: «Сгибание и складывание бумаги»

Цель: изготовить «пароходик» в технике оригами

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с историей оригами

2. Научить выполнять «Пароходик» в технике оригами

3. Познакомить с правилами сгибания и складывания бумаги

Воспитательные:

4. Воспитывать аккуратность и бережливость

Развивающие:

5. Развивать мелкую моторику рук

6. Развивать память и внимание

Содержание:

1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята. Выпрямите спины, расправьте плечи и потихонечку садитесь. Сегодня я проведу у вас урок технологии.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

(Дети ставят правую руку локтем на парту, а левой загибают пальцы). Учитель перечисляет все предметы и инструменты для работы на уроке, а дети загибают пальчики: ножницы, лист бумаги, учебник и рабочая тетрадь по технологии, карандаши (фломастеры).

(обеспечение материалами и инструментами тех, кто забыл)

Все готовы, можно начинать?

2. Вводная беседа

5-7 мин.

Сегодня на уроке ребята, мы с вами попутешествуем.

А куда мы отправимся, догадайтесь сами, по иллюстрациям на доске и по музыке этого народа.

(на доске: фотографии Японии; звучит японская музыка)

Вы правы ребята, отправимся мы с вами в Японию, на родину одного замечательнейшего искусства.

А называется это искусство – оригами.

- «Ори» обозначает сложенный, а «Ками» - бумага.

Что же у нас получилось?

Как переведём название этого искусства? (складывание бумаги)

Верно ребята.

На доске: Оригами – искусство складывания и сгибания бумаги.

ОРИГАМИ - сгибание, складывание бумаги. Как вид искусства он возник в Японии более тысячи лет тому назад, а позднее нашёл активное распространение в других странах. Это искусство привлекает как взрослых, так и детей, которые с удовольствием делают игрушки из бумаги. Это всевозможные хлопушки, лодочки, шапочки, кошельки, рыбки, птички, цветы.

Оригамисты, так называют людей, которые занимаются оригами, делают в этой технике самые разнообразные фигурки: по форме, цвету и даже размеру!

*Самый большой журавль был создан из квадрата со стороной 33 метра! (иллюстрация)

*Самый компактный журавлик.

Его крошечный размер потрясает: в ход пошел квадрат со стороной всего 1 миллиметр! При работе использовались иглы и микроскоп.

*Бумажный микро-самолетик: 9 на 7 миллиметров!

Есть и количественные рекорды, масштабность которых поражает. Оригамисты из Канады сложила три тысячи бумажных бабочек. В качестве материала применялась обычная макулатура.

*В память о атомной бомбардировки Хиросимы японскими-оригамистами было сложено 200 тысяч журавлей, на каждом из которых было нанесено имя автора и пожелание мира.

Но мы сегодня с вами лишь познакомимся с этой техникой и кто знает, может быть и вы попадёте в историю, создав что-то необычное.

3. Выбор объекта изготовления

(на доске: иллюстрация, на которой дети пускают кораблик)

Ребята, посмотрите на иллюстрацию.

Что делают дети?

А у нас на улицах уже есть ручейки?

Я предлагаю вам сделать кораблик, чтобы запустить его, как только появятся первые ручейки.

4. Анализ образца

Ребята, посмотрите на мои кораблики. Чем они отличаются? (размером)

Давайте посмотрим, из какой фигуры сделан мой кораблик? (квадрат)

А как вы думаете, если я разверну другой (маленький) пароходик, какой по размерам квадрат будет в его основе? (маленький)

Какой можем сделать вывод? (размер кораблика зависит от размера квадрата)

Ребята, а каким должен быть материал, чтобы изготовить фигурку в технике оригами? Можем мы использовать картон? (нет, плохо сгибается)

Итак, ребята, что же мы заметили в результате наших экспериментов? (фигурки оригами мы делаем из бумаги, картон нам не подойдёт, а размер кораблика зависит от размера листа бумаги)

Молодцы ребята, совершенно верно!

5. Инструктаж по технике безопасности.

С каким опасным инструментом будем работать на сегодняшнем уроке?

Давайте вспомним правила пользования ножницами:

Как нужно правильно держать ножницы? (средним и большим пальцами, указательный, придерживает снизу)

Как нужно передавать ножницы? (сомкнутыми лезвиями, кольцами вперёд)

В каком виде храним ножницы на столе? (с сомкнутыми лезвиями)

6. Технологическая цепочка с объяснением этапов действий (+ совместное выполнение)

А теперь давайте приступим к изготовлению фигурки в технике оригами, но прежде обговорим правила работы: по сигналу колокольчика глазки поднимаем на меня, когда я объясняю (показываю) ни кто не работает.

Итак, приступим:

1. Для выполнения кораблика нам понадобиться квадрат, для этого выгибаем лист на уголок, обратите внимание на то, что бумагу мы складываем на столе, сгиб проглаживаем от центра к сторонам, а затем отрезаем остаток.

2. Затем снова складываем лист пополам (так, чтобы уголки совпали), разворачиваем.

3. Внимательно посмотрите на лист и найдите точку, в которой встречаются линии сгиба – это центр листа. Уголки квадрата сгибаем к намеченному центру.

4. Затем заготовку переворачиваем и повторяем операцию, выполните эту операцию самостоятельно.

5. Снова переворачиваем и повторяем операцию, выполните самостоятельно.

6. Переворачиваем и два противоположных кармана расправляем, из них получатся трубы.

7. Складываем фигурку пополам, при этом растягиваем углы в стороны.

8. Расправляем получившийся пароход.

А сейчас ребята, я расскажу вам сказку:

1. Жил-был один человек. Была у него земля (квадрат)

2. Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается по диагонали), но денег ему не хватило.

3. Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали).

4. Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа) …

5. …и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же)…

6. …а потом продал и всю остальную землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий раз)

7. На эти деньги он решил отправиться в путешествие захотел на мир посмотреть (квадрат переворачивается)

8. Путешествовать он собрался на пароходе (квадрат разворачивается в пароход)

9. Много где побывал, в путешествии купил он себе красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами)…

10. … и крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево)

11. Так наш путешественник объехал весь мир, много чего повидал, но особенно ему понравилось в Японии, где он познакомился с удивительным искусством оригами.

7. План действий

Итак, ребята, вы все сделали пароходики, просмотрели сказку о путешественнике. Давайте мы теперь с вами попробуем в нужном порядке расположить эти операции.

(на доске листы со схемой этапов выполнения «пароходика»)

8. Итог урока. Анализ результатов.

Ребята, как вы думаете, по каким критериям (признакам) оценивается работа, выполненная в технике оригами? (красота сгибов, правильность выполнения этапов, аккуратность)

Итак, давайте подведём итог нашего урока.

Что нового узнали на сегодняшнем уроке? (техника оригами)

Чему мы сегодня учились? (выполнять фигурки в технике оригами, складывать и сгибать бумагу)

Какие правила сгибания и складывания бумаги усвоили? (бумагу складываем на столе, линии сгиба разглаживаем от середины в стороны)

9. Оформление фигурки выполненой в технике оригами.

Ребята, оформите пожалуйста свои фигурки карандашами или фломастерами.

10. Рефлексия

Ребята, понравился вам урок?

Что новое узнали на уроке?

Если вам понравился урок, возьмите в руки красный парус, если не понравился – синий парус.

Свистать всех на верх!

Поднять паруса!

Молодцы ребята, спасибо за работу.

11. Резерв

Но чтобы освоить технику оригами, нужно знать некоторые обозначения и научиться выполнять основные приёмы складывания.

Возьмите учебник и откройте его на стр. 5 и 2 (запись на доске)

Найдите красную рамочку и покажите мне её пальчиком.

Хорошо, вижу, что все нашли.

Рассмотрите условные обозначения.

Такие обозначения используются в книгах по оригами.

(демонстрация книг по оригами)

Зная их, вы сможете понимать все схемы.



Публикации по теме