Шляпа во вьетнаме название. Как называется вьетнамская шляпа

Азиатская коническая шляпа общепринята в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в Бангладеш, Бутане, Китае, Камбодже, Индии, Индонезии, Японии, Кореяи, Малайзии, Мьянме, Филиппинах, части русской Маньчжурии и Вьетнаме. Она держится на голове при помощи подбородочного ремешка. Стиль этой шляпы используется в основном для защиты от солнца и дождя.

Когда она выполнена из соломы или рогожи, ее можно окунуть в воду и носить в качестве импровизированного испарительного охлаждающего устройства. На Филиппинах такие шляпы носят крестьяне, но и даже дворяне в богатых вариациях с драгоценными камнями или изготовленные из панцирей черепах.

Давайте узнаем о них подробнее...

Фото 2.

Такие шляпы носили туземные солдаты, особенно в испанской колониальной армии в последние годы испанского колониального периода. Аналогичным образом в Индии и Борнео, простые конические шляпы носили простолюдины во время повседневной работы. В Сабах красочные конические шляпы носят для определенных танцев, а в Ассаме их развешивают на домах как украшение или носят для особых случаев. В Китае такие шляпы, как правило, связаны с фермерами. Во Вьетнаме, название «Нон Ла» («Non la») переводится, как «шляпа лист». Образы подобных шляп были выбиты на барабанах Нгок Лу около 3000 лет назад.

Фото 5.

Фото 6.

Эта шляпа была изображена на антиквариате - на бронзовом барабане Нгоклу, на бронзовом сосуде Даотхинь 2500-3000 лет назад.

В ходе истории, просуществовав в течение разных эпох, шляпа нон меняется как по фасону, так и по материалу, из которого она сделана. В начале, когда еще не было инструмента для шитья, шляпа была вязаная. А современная пальмовая шляпа, шитая с применением иголки, появилась уже в железном веке (примерно в третьем веке до н.э.).


Материал для пальмовой шляпы не сложен – листья пальмы Sabal palmetto, нитка из волокон лесного растения, очень упругая для шитья (теперь используют нейлоновую нитку для этой цели), и бамбук для каркаса и обруча. Пальмовые листья собирают, когда они еще зеленые и мятые, и мастера гладят их тряпичной вязькой на раскаленном железном листе. Здесь важно отрегулировать температуру – высокая температура делает листья хрупкими, пожелтевшими, а низкая температура делает листья гладкими только на первое время, затем они опять становятся мятыми. После глажения листья держат еще над огнем горящей серы, чтобы листья лучше отбеливались, и чтобы предохранить их от развития плесени и поедания разными насекомыми.

Для каркаса и обруча шляпы выбираются стволы бамбука с длинными поленьями, их размещают на потолках кухни – дым делает бамбук устойчивым к плесени и насекомым. В деревне Чуонг (уезд Тханьоай, Ханой), известной производством качественных шляп, готовят каркас шляпы из 16 обручей. Красота шляпы очень во многом зависит от умелых рук мастера. При шитье шляпы мастера должны делать ровные петли, одного размера. Обычно нити для шитья шляпы имееют разные длины, и их необходимо соединить при шитье. Умелый мастер может спрятать узлы соединения нитей так, что при осмотре шляпы мы видим только красивые, ровные петли шитья.

Фото 7.

Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца – таким шляпам дали название «шляпа – стихотворение».

Фото 8.

Вьетнамцы носят пальмовую шляпу и во время полевых работ, по пути на базар или на народных празднествах. Неудивительно, что вьетнамцы привязаны к этой простой шляпе, где бы не встречали ее в нашем мире.

Фото 9.

Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа «Non la» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе – скрываться за ней для поцелуев во время свиданий

Фото 10.

Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая – от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.).

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.


источники

Исторически сложилось так, что головные уборы стали визитной карточкой всех стран и народностей, например, в США - это бейсболка, в Великобритании - полицейский шлем, в Греции - шапка рыбака, а во Франции - берет. Во Вьетнаме это крестьянская конусообразная соломенная шляпа. Несмотря на то, что это, прежде всего, головной убор самых простых крестьян, «Non la» очень красиво смотрится с длинным платьем «Ао Зай».

Вьетнам не был бы Вьетнамом, если бы не привязал возникновение соломенной шляпы к какой-нибудь легенде. По этой легенде некогда жила очень высокая женщина, которая постоянно носила волшебную шляпу, сделанную из четырех круглых листьев соединенных бамбуком. Где бы ни появилась эта женщина, тучи моментально расходились, а погода становилась лучше. Она передавала свои знания людям и научила их выращивать овощи и деревья, а после этого таинственным образом пропала и оказалась в раю. С тех пор люди стали делать шляпы как у той женщины и верили, что они защитят их от солнца, дождей и от всех невзгод.


Конусообразная соломенная шляпа «Non la» изготавливается из соломы и держится на голове благодаря шелковой ленте. Традиционно считается, что этот головной убор наиболее распространен среди фермеров и крестьян. Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа «Non la» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе - скрываться за ней для поцелуев во время свиданий. Но кроме этого, соломенная шляпа «Non la» еще украшает человека согласно вьетнамской этике: красота должна быть нежной и утонченной. Под шляпкой очи, улыбка, белизна шеи девушки кажутся более очаровательными и таинственными.


Вьетнамские девушки заботятся о своей шляпе, как об украшении, как о части своей внутренней, духовной жизни. Иногда крепят маленькое круглое зеркальце на вершине конуса шляпы - для тайного осмотра за собой, соблюдая аккуратность своей внешности. Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца - таким шляпам дали название «шляпа - стихотворение».

Если посмотреть на соломенную шляпу со стороны, то может создаться впечатление, что изготовить ее - пара пустяков. Но, поверьте, это далеко не так! Это безумно кропотливый труд, требующий максимальной сосредоточенности, выдержки и опыта. Итак, каков же процесс изготовления соломенной шляпы «Non la»?


Во время сухого сезона катафиллы (недоразвитый лист) бамбука разделяют на тонкие полоски. После этого их сразу же погружают в воду, чтобы они не расслоились и не поломались. Пальмовые листья очищаются песком и высушиваются до белого цвета. Чем сильнее «жарит» солнце, тем белее будут листья. После «загара», чтобы сделать листья еще белее и закрепить этот цвет, листья пальмы обрабатываются серой, выглаживаются и разделяются на полосы. Сшивание всех частей в одно целое требует просто нечеловеческого терпения и усидчивости.


Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая - от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.).

Эрих Мария Ремарк когда-то сказал: "Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов". Во Вьетнаме не нужно задумываться, какую шляпу надеть, и подходит ли она к лицу. Разумеется, азиатскую, в форме конуса, без которой, собственно, Вьетнам трудно себе представить.


Однажды, как гласит легенда, гигантский дождь потопом сошел на землю, заливая все вокруг. Сжалившись над людьми, с небес спустился посланец, чтобы попытаться развеять облака и прекратить ливень. Это была огромная богиня с закрученными вокруг головы листьями, связанными бамбуковыми палками. Она долго оставалась с людьми, укрывая их своей головой от низвергающегося ливня. Но вот однажды люди задремали, а когда проснулись, то богини не увидели, та возвратилась на небеса. Люди, вспомнив, что голова посланца всегда оставалась сухой, пошли в лес, чтобы собрать широкие и круглые листья, которые сшили на бамбуковой рамке. Так появилась шляпа, ставшая защитой от дождя и палящего солнца…

Родиной азиатских конических шляп считается Восточная и Юго-Восточная Азия - Вьетнам, Китай, Корея. Япония. Скорее всего, во Вьетнам они попали из Китая (хотя с точностью утверждать не берусь) с продвижением китайской экспансии на юг, внедрившись в повседневную жизнь вьетнамцев. С виду похожи, но называются по-разному. В Китае - du lì, в Японии – sugegasa, в Корее - satgat, а во Вьетнаме - nоn lа (нон), что означает шляпа-лист.

Само название вьетнамской уже говорит о том, что изготавливают шляпы из плотных пальмовых листьев. В условиях муссонных дождей и безжалостного солнца такие абсолютно незаменимы как для крестьянина, вкалывающего на рисовых полях, или рыбака на реке, так и жителя суетливого города. А еще можно охладиться, погрузив шляпу в воду, и затем снова ее надеть. Или воспользоваться как ручным вентилятором-опахалом. Или превратить в небольшой контейнер, поместив туда фрукты и овощи. Или скрыть поцелуй, укрывшись завесой от любопытных глаз. Да и вообще удобно оставаться неузнанным под тенью полей укромной крыши, незаметно наблюдая за происходящим вокруг, или спокойно себе дремать.

В стародавние времена «нон» носили только мужчины, сейчас - в основном женщины. Во всяком случае, мужчины в шляпах практически не попадались. И по форме шляпы отличаются друг от друга. Мужская не такая широкая, с небольшим набалдашником в виде башенки наверху. В разное время существовало свыше 50 разновидностей - для взрослых, детей, солдат, монахов и даже носящих траур. Еще шляпы различают по высоте и диаметру.

Считается, что ныне 80% населения Вьетнама не изменяет старым традициям, водружая «нон» на свою голову. Да и иностранные туристы не прочь приобрести недорогой, за пару-другую долларов, экзотический убор. Авось на садовом участке пригодится. Только вот транспортировать хлопотно, ни в один чемодан не помещается. А в России уже попадалось предложение купить за 1500 рублей.

Существует несколько разновидностей nоn lа. Кроме традиционной формы конуса, «нон» может быть в виде плоской шляпы с маленькими полями – "нон куаи тхао" (nоn quai thao), традиционной для северной части Вьетнама. Но самые лучшие шляпы, как считается, делают в древней столице Вьетнама – городе Хюэ. Это шляпа «нон баи тхо» (nоn bаi thо) или "поэтические лист", на которой сверху размещают рисунки и стихотворные строчки, видимые на просвет снизу.

Местом зарождения искусства изготовления таких шляп считают деревню Тэйхо, недалеко от Хюэ. Как делают эти шляпы, мы наблюдали недалеко от гробницы императора Ты Дык под Хюэ, где местные умельцы изготавливают не только эти головные уборы, но и знаменитые ароматные палочки, те самые, что потом несут в храмы по всему Вьетнаму.

Плетение шляп "нон" - настоящее искусство. Сначала нужно тщательно подготовить пальмовые листья - нарезать, просушить и пропитать их чуть ли не утренней росой. И лишь затем, прогладив, переплетают их на раме из тонкого бамбука и сшивают шелковой ниткой. Для «поэтического листа» существует особая технология подготовки. О мастерстве изготавливающей шляпу мастерицы судят по плотности прилегания листьев друг к другу, отсутствии видимых узлов, тонкости наносимых на листья стежков и округлости обода.

Каждый убор снабжается лентой, придерживающей шляпу на голове. Лучше всего, когда лента сделана из натурального материала, тогда подбородок не чешется. Такая лента, особенно разноцветная, очень украшает не только убор, но и самого обладателя шляпой. Зачастую вместо ленты многие прикрепляют небольшой платок, который используют как повязку, прикрывающую лицо.

И это, наверное, не все, что можно рассказать об удивительной вьетнамской шляпе.

Вьетнамская шляпа нон.
Вьетнамская шляпа нон &ndash- неотъемлемая часть вьетнамского мужчины и женщины. Этот традиционный вьетнамский головной убор был изображен на старинных вещах - на антикварных барабанах Нгоклу на бронзовом вьетнамском сосуде 2500-3000 лет назад.
Во время истории, существуя в течение различных эр, шляпа нон изменяется и на стиле, и на материале, из которого она сделана. Вначале, когда все же не было никакого инструмента для шитья, шляпа нон была связана. И современная пальмовая шляпа нон, сшита с применением иглы, уже появилась в Железном веке (приблизительно в третьем веке до н.э).
Материал для пальмовой шляпы нон не трудный &ndash- листья пальмы пальметто Sabal, нити от волокон лесного дерева, очень упругие для шитья (теперь используют нейлоновую нить), и бамбук для структуры и обруча. Пальмовые листы собираются, когда они еще зеленые и крепкие, и разглаживаются тряпкой на горячем железном листе. Здесь важно приспособить температуру &ndash- высокая температура делает хрупкие листья, превращая их в желтый, и низкая температура делает листья, гладкие только первоначально, тогда они снова становятся прочными. После глаженья листья держатся на огне горящей серы, что бы листья лучше отбеливались и защищали их от деформации формы и различных насекомых.
Для изготовления структуры и обруча шляпы нон пальмовые стволы пропитываются составом, бамбук пропитывается дымом и становится устойчивым против природы и насекомых. В деревне Чуонг (район Тхэниоей, Ханой), известный производством качественных шляп, готовят структуру шляпы нон от 16 обручей. Красота шляпы нон очень во многих отношениях зависит от умелых рук владельца. Когда шитье шляпы нон должно сделать равные петли, одного размера. Обычно нити для шляпы нон, имеют различные длины, и они соединяются между собой при шитье. Квалифицированный владелец может скрыть узлы связи нитей так, чтобы в шляпе рассмотрели, мы видим только красивые, равные петли шитья.
Вьетнамцы заботятся о шляпе нон, украшая их, с части внутренней, духовной жизни. Иногда имеется маленькое круглое карманное зеркало наверху конуса шляпы &ndash- для секретного обзора, наблюдая точность появления. Иногда владельцы шляпы нон помещают различные образцы, картины или лирическое, которое видимо только в представлении о шляпе нон против солнца на пальмовых листах &ndash- таким шляпам, дали имя "шляпа - стихотворение".
В фольклорных танцах со шляпами нон, выполненными девочками в изящном аозай, всегда выставочная нежность и мягкость вьетнамских женщин.
Вьетнамская коническая шляпа нон
Пальмовую шляпу нон считают неотъемлемой часть традиционного головного убора вьетнамской женщины и мужчины. Шляпа нон может принять различные формы &ndash- форма конуса, с широкой пустотой или немного более тонкая &ndash- для укрытия человека от дождя и защиты от палящего тропического солнца. Купить шляпу нон для защиты от плохой погоды. Шляпа нон украсит любого, благодоря своему универсальному размеру

Один из самых запоминающихся образов Вьетнама – нон – шляпа конической формы из пальмовых листьев. К слову, вьетнамцы с древних времен использовали разнообразные головные уборы – другой формы и из других растительных материалов. Но именно шляпа нон стала самой популярной в стране и в мире.

Особенности конструкции

Нон – экологически чистый головной убор, созданный исключительно их природных материалов. Используются пальмовые листья, высушенные добела тропическим жарким солнцем, и бамбуковые прутья, обработанные специальным образом.

Из невероятно прочных и одновременно гибких прутьев изготавливают кольца различные по диаметру. Это каркас будущей шляпы. Для одного головного убора требуется минимум 15 таких колец с постепенно сужающимся диаметром: от самого большого диаметром в 40 см до самого маленького ободка диаметром в 4 см.

Поверх колец накладываются пальмовые листья и затем сшиваются нитками, изготовленными также из натуральных волокон. Современные масштабные производства по изготовлению шляп нонов используют тонкую леску.
Размер вьетнамских шляп – единый универсальный, выработанный на протяжении веков.

Многофункциональная шляпа

Вьетнамское изобретение – шляпа нон – многофункциональный головной убор. Главное предназначение нона – защита головы человека от палящего солнца и тропического дождя. В душную погоду она служит вполне эффективным опахалом.

На этом функции удивительной вьетнамской шляпы не заканчиваются.

Время от времени вьетнамцы используют нон как посуду для еды или тару для фруктов. Головной убор из качественных материалов великолепно удерживает воду. Поэтому его можно применить в качестве черпака – для того чтоб умыться-освежиться на берегу водоема или утолить жажду, зачерпнув из кристально чистого горного потока.

Натуральные вьетнамские шляпы широко используют интерьерные дизайнеры для украшения помещений. А предметы, стилизованные под нон, используются в культурологических инсталляциях. Во многих национальных парках Вьетнама установлены фонари, имитирующие по форме легендарную коническую шляпу.

Любопытные факты использования шляпы-конуса дошли из 1980-х. В годы послевоенного дефицита товаров народного потребления вьетнамцам приходилось выстаивать огромные очереди в магазинах. Поскольку персональный нон воспринимается как идентификатор своего хозяина, вьетнамцы запросто оставляли шляпу вместо себя «держать очередь», когда самим требовалось куда-то отойти.

Из сферы духовной

Утилитарные цели – не единственная сфера использования уникального головного убора. Например, при помощи шляпы нон чиновники разработали специальную систему условных знаков и обменивались ними во время публичных встреч.

Вьетнамцы знают более романтичные и возвышенные способы применения чудесной шляпы. Вьетнамские юноши, например, эффектно ее задействуют для признаний возлюбленным в своих чувствах. На этот случай готовят особый нон – поэтический. Его необычность в том, что между слоями листьев вложены картинки с лирическими сюжетами и записочки-стихотворения – собственного сочинения или известные цитаты знаменитостей.

В современном Вьетнаме нон не утратил своей популярности. Островерхие шляпы-конусы в повседневном обиходе у провинциальных жителей – мужчин и женщин, стариков и юнцов, крестьян и горожан. В крупных городах шляпы чаще носят иностранные туристы.



Публикации по теме