Сколько речевых зон у девочек и мальчиков. Гендерные различия в развитии речи дошкольников

Наблюдая девочек и мальчиков, мы можем выделить как половые, так и гендерные различия в поведении и психическом развитии.

Для биолога вопрос о различиях мужчин и женщин решается однозначно: существуют (генетический, хромосомный, гормональный пол). Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам и определяется в момент зачатия. Для юриста в законах закреплено равенство полов (мужчины и женщины одинаково ответственны). И начало обучения, и юридическая взрослость для обоих полов в законах государства определяется одинаково (6,5 лет и 18 лет). Но если рассматривать взгляд на мальчиков и девочек с позиции педагога, психолога, социолога, то ответ на вопрос о различиях становится неоднозначным.

Говоря о «психологическом», «социальном» поле исследователи, ученые и практики описывают и приводят достаточно большой, разнообразный перечень различий, особенностей социального поведения, эмоционального, личностного, интеллектуального развития между мужчинами и женщинами, девочками и мальчиками.

Полоролевое развитие в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - важный период в развитии личности ребенка. Исследователями выявлено, что первые различия между мальчиками и девочками появляются в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются различия в анатомических особенностях пола и некоторые особенности развития мозга. Девочки, как правило, имеют меньший вес, рост, обхват грудной клетки, меньший суточный расход энергии (Э. К. Акрюлис, Е. Н. Вавилова, Б. Т. Данован и др.). Через месяц они начинают опережать в общем физическом и психическом развитии, в дальнейшем раньше начинают ходить и говорить. Различия проявляются в физических возможностях: мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, дальше метают в даль, у них больше сила рук, чем у девочек. У девочек лучше развита тонкая моторика, более высокие показатели но гибкости и равновесию. У девочек тонкое обоняние и тактильная чувствительность.

Большинство авторов считают, что различать пол воспринимаемых людей маленькие дети начинают на первом году жизни, а свой пол - в полтора года. В. С. Мухина считает, что ребенок в оценке пола основывается на восприятии анатомических половых различиях. Другие исследователи указывают на специфику одежды, прически, различия имен девочек и мальчиков.

В исследованиях психофизиолога Т. П. Хризман показано различие стратегий мозга дошкольников разного пола и различие эмоций на генетической основе. Т. II. Хризман доказала более высокую эмоциональную восприимчивость девочек в сравнении с мальчиками, их большую сопротивляемость стрессовым ситуациям, большую гибкость при адаптации в новых условиях.

В процесс полоролевой социализации наряду с восприятием своего сходства с представителями того же пола, обобщения представлений о половых ролях включаются предпочтения и интересы, типичные для пола. Наличие сексролевых предпочтений у детей трех-четырех лет отмечают Е. Хагман, С. Броди, В. Харпун и Е. Зун. Дети-дошкольники рано дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают роли, соответствующие их полу. У мальчиков доминируют игры героической тематики, подвижные, спортивные. Девочки играют в «дочки-матери», больницу, детский сад, магазин (Л. В. Градусова, А. Т. Коркки, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванникова, Р. Б. Стеркина и др.). Дети-дошкольники в игре предпочитают сверстников своего пола (Л. А. Арутюнова, Е. А. Кудрявцева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина и др.). К старшему дошкольному возрасту формируются полоролевые стандарты, которые приобретают значение моральных законов: мальчикам не положено играть в девчоночьи игры, девочкам зазорно играть в «войнушку». Т. А. Антонова обнаружила, что девочки в три раза чаще, чем мальчики, ориентируются в игре на сам процесс игры, а также на сверстников и характер отношений с ними.

Отечественные исследователи проявление полового диморфизма у старших дошкольников изучали в тематике рисунков, манере рисования (Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, Н. Л. Шашкова и др.). Авторы обнаружили, что большинство рисунков мальчиков посвящено военной и индустриальной тематике (машины разных марок, танки, корабли, самолеты, космонавты, рыцари, персонажи из мультиков). Девочки рисуют природу, быт (цветы, деревья, животные, люди). Рисунки девочек имеют более законченный характер, содержат больше декоративных элементов. Рисунки мальчиков схематичны, но более динамичны в сравнении с рисунками девочек.

Существуют ли различия между мальчиками и девочками? Чаще всего указываются более высокий уровень математических, технических способностей, пространственного восприятия и мышления у мужчин, их большую активность, целеустремленность, агрессивность, а у женщин отмечают лучшее развитие письменной и устной речи, излишнюю разговорчивость, меньшее развитие логического мышления, большую эмоциональность и ранимость.

Так ли это? И какие из различий получили объективное научное подтверждение?

За 30-летний период середины XX в. за рубежом было проведено более 40 исследований интеллектуального и личностного развития мужчин и женщин, девочек и мальчиков (с участием более 35 тыс. человек). В большинстве исследований по многим показателям развития интеллекта, речи и математических способностей достоверных различий между мальчиками и девочками школьного возраста не выявлено. Некоторое превосходство мальчики 8-11 лет продемонстрировали в решении невербальных задач. Превосходство девочек отмечено но вербальному интеллекту (формирование понятий в 8-14 лет и тест достижений Стенфорда в 10-11 лет).

При обсуждении проблем психологических различий мальчиков и девочек наиболее часто ссылаются на обзор Э. Маккоби и К. Джеклин (1974 г.), в котором выделены только четыре отличия: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность . Мужчины хорошо ориентируются в пространстве, имеют лучшие математические способности, но более агрессивны. Женщины обладают лучшими речевыми навыками.

Исследование Дж. Крамер было посвящено изучению зрительно-пространственных способностей нормальных детей. В результате было выявлено, что девочки (в отличие от мальчиков) уделяют больше внимания частным характеристикам объектов (детали предмета, детали пространственных отношений), а мальчики - на обобщенные (предмет в целом, пространственные отношения в целом). Различия зрительного восприятия лежат в разных способах и навыках восприятия.

Долгое время считалось, что девушки априорно имеют более развитые вербальные способности , но на данный момент это не столь очевидный факт. Например, исследования, проведенные в 1995 и 1996 гг. Розеном и Робинсоном, не выявили каких-либо значимых различий в вербальных способностях между девочками и мальчиками в дошкольный период и в начальных классах школы.

Некоторые исследования подтверждают превосходство мужского пола в области математики и естественных наук . В начальных классах школы эта разница не столь существенна, но на более поздних стадиях она становится более значимой и очевидной. Показатели мужчин при прохождении различных тестов на математические и научные способности сильнее варьируются, чем у женщин. То есть мужчины чаще, чем женщины, имеют очень низкие либо очень высокие показатели.

В исследовании социального интеллекта выявлено более высокое его развитие у девочек, чем у мальчиков в подростковом возрасте. У девочек лучше развиты, по сравнению с мальчиками, такие компоненты социального интеллекта, как прогнозирование развития событий в коммуникативной сфере и гибкости речевого общения.

Социальный интеллект обеспечивает ребенку возможность адекватно понимать эмоциональное состояние и личностные особенности окружающих, устанавливать дружеские отношения с одноклассниками, рационально разрешать возникающие конфликты, корректно взаимодействовать с учителями. Социальный интеллект может быть одним из факторов академической успеваемости и школьной адаптации особенно у девочек (Л. А. Ясюкова).

В одном из современных исследований интеллектуальноличностного развития учащихся 1 - 10 классов выявлены различия между мальчиками и девочками по индивидуально-динамическим показателям, независимо от возраста но темпу работы (работоспособности); точности выполнения работы; аккуратности в исполнительской части учебной деятельности.

Обобщая результаты, приведем в табл. 10.1 наиболее часто упоминаемые и, на наш взгляд, значимые для обучения мальчиков и девочек различия.

Таблица 10.1

Общепринятые различия в развитии мальчиков и девочек

(лучшее развитие параметра указано в соответствующей колонке)

Мальчики

Моторика

Более раннее двигательное созревание

Крупная (грубая) моторика

Мелкая моторика

Сила действия

Дифференцировка мышечных усилий

Восприятие

Обобщенные характеристики объекта восприятия (предмет в целом, пространственные отношения в целом и т.п.)

Частные характеристики объекта восприятия (детали предмета, детали пространственных отношений)

Внимание

Ориентация на точность работы

Ориентация на быстроту работы

Произвольное внимание

Распределение внимания

Избирательность внимания

Работа с незнакомыми, новыми стимулами

Работа со знакомыми или старыми стимулами

Интеллектуальные способности

Технические способности

Классификации

Осведомленность

Аналогии

Арифметический счет

Социальный интеллект: прогнозирование развития событий в коммуникативной сфере; гибкость речевого общения

Беглость чтения

Раннее развитие речи

Понимание прочитанного

Артикуляция

Словарный запас (5 лет, 14-17 лет)

Словарный запас (18-21 год)

Окончание табл. 10.1

Мальчики

Использование более длинных речевых конструкций

Скорость чтения

Богатство ассоциаций

Личностное развитие

Самооценка зависит от успеха в делах

Самооценка подвержена влиянию социальных взаимодействий

Стремление к независимости

Легкость вступления в социальные контакты

Утверждение индивидуальности

Повышенная чувствительность к неудачам на работе и в общении

Беспокойство

Эмпатичность

Заботливость

Самоутверждение в общении

Большая агрессивность, особенно физическая

Более высокая тревожность (в том числе и школьная)

Толерантность: большая широта взглядов, открытость и доброжелательность

Темперамент

Эргичность

Социальная пластичность

Пластичность

Эмоциональность

Индивидуальный темн

Социальная эмоциональность

Эти различия подтверждаются большим количеством исследований, но в то же время многие из них носят противоречивый характер. В части исследований приводятся данные о преимуществе развития тех или иных способностей

(интеллектуальных и речевых) мальчиков, а в других работах но тем же способностям преимущество имеют девочки. Результаты исследований, проведенные в разные годы, в разных странах, на разных контингентах испытуемых, различны. В настоящее время существует тенденция к уменьшению различий по количеству и степени выраженности. Разброс результатов мужчин больше, но в целом результаты мужчин менее подвержены изменениям.

Причины различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами обусловлены биологическим (природным) фактором, в том числе полового созревания, социальным фактором (роль в обществе мужчин и женщин) и культуральным (влияние культур).

Таким образом, между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в психическом развитии больше сходств, чем различий. Психические и половые различия между мужчинами и женщинами не столь существенны. Разброс индивидуальных различий выше, чем между полами. Не обнаружено значимых различий по большинству параметров развития: интеллектуального, эмоционального, личностного. Гендерные различия во многом объясняются теми социальными условиями, в которых ребенок растет и воспитывается в конкретно-исторический период, а также теми представлениями, которые существуют в обществе о предназначении мужчин и женщин, о социальных ролях, гендерных стереотипах. Женщины в благоприятных условиях при равноправном с мужчинами положении в семье и обществе могут достигать не меньших высот в политике, науке, искусстве, профессии.

В практике педагога важно учитывать сильные и слабые стороны индивидуального развития любого ребенка (и девочки и мальчика). Особенности и различия личности определяют не столько результат, сколько способ достижения этого результата, легкость или трудность достижений, удовлетворенность своими успехами или разочарование.

Гендерные различия во многом исторически и культурно обусловлены. Подробный обзор и анализ интеллектуального, эмоционального, социального развития мальчиков и девочек, мужчин и женщин можно найти в учебниках по дифференциальной и гендерной психологии (Т. В. Бен- дас, Е. П. Ильин , Ш. Берн и др.).

  • Еремеева В.Д.у Хризман Т. П. Девочки и мальчики - два разных мира.СПб., 2001.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины.СПб.: Питер, 2006.

Каляан Н.В.
учитель-логопед, с. Мильково, МКДОУ

Как известно, жизненно важным условием развития личности является овладение речью, поскольку последней принадлежит ведущая роль в формировании и развитии мышления у детей.

В этой связи особую значимость имеет суть объяснения неодинакового воспитания, связанного с физиологическим различием в развитии мальчиков и девочек.

Ряд отечественных исследователей, таких как В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Д. Громова отмечают неодинаковое развитие у мальчиков и девочек речи, зависящее от времени созревания центральной нервной системы. Эта особенность проявляется в период их зрелости, поскольку девочки в этом отношении рождаются более зрелыми, чем мальчики, с разницей в три-четыре недели.

Из исследований Д.Б. Эльконина видно, что у девочек более развит вербальный интеллект, у них раньше происходит формирование речи.

В исследованиях В.Д. Громовой отмечается, что у мальчиков, однако, лучше развиты способности, связанные с усвоением пространственных соотношений.

Наряду с отмеченным, названные исследователи отмечают особенности у разнополых детей в понимании речи. Так, если девочки более полно воспринимают речь, построенную на эмоциях, то мальчики обращают внимание на такие критерии, как содержательность и краткость.

Что касается произношения ребенком звуков речи, то это зависит от готовности фонематического слуха к восприятию отдельных фонем языка. В исследованиях В.Д. Еремеевой отмечено, что на начальных стадиях развития девочки в возрасте семи лет превосходят мальчиков и у них намного раньше формируется речь, а у мальчиков к этому времени более развиты математические, зрительно-пространственные наклонности.

Изучая исследования Т.П. Хризман о восприятии неречевых звуков разнополыми детьми, можно отметить, что, начиная с пяти лет, мальчики воспринимают левым ухом лучше неречевые звуки (шум ветра, крики животных), чем девочки.

Большое влияние на развитие речи ребенка старше года шести месяцев оказывает ускоренный переход слов из пассивного в активный словарь. Девочки старше одного года восьми месяцев становятся более «говорливыми», в то время как мальчики достигают такой активности только после года и десяти месяцев.

Этой же проблеме уделяет определенное внимание и С.Н. Цейтлин, указывая на особенности в формировании речи мальчиков, девочек с начала детского возраста. При этом она считает, что девочки, достигнув восемнадцати месяцев, уже знают, приблизительно, порядка пятидесяти слов, в то время как мальчики указанное количество слов могут запомнить лишь не ранее двадцати двух месяцев.

Вместе с тем она отмечает, что у девочек речь богаче по словарному запасу и грамматическому строю, чем у мальчиков. Но они, усвоив детский лексикон, активно становятся на путь пополнения объема своего глагольного словаря.

По мнению М.Ю. Ушаковой глагольная лексика повествования мальчиков свидетельствует о значительной динамичности, информативности, в то время как высказывания девочек из-за частого применения существительных сравнительно предметна и статична. Кроме того, в рассказах девочек содержится и много прилагательных, что говорит об их повышенной внимательности к качеству, признаков явлений, предметов.

По мнению М.Ю. Ушаковой, девочки раньше мальчиков овладевают навыками чтения. Но, как правило, к шести годам указанные различия исчезают.

В пять лет у разнополых детей степень развития слухоречевой памяти становится одинаковым.

В.Д. Еремеевой отмечается и отсутствие различий у детей разного пола в овладении фразовой речью с акцентом на то, что у девочек наблюдается небольшой временной сдвиг в два-три месяца в их пользу.

Вместе с тем девочки обладают способностью выучить с участием взрослыми высказывания из трех слов в отсутствие глагола, но потом не в состоянии перерабатывать указанные сочетания в развернутое предложение.

Особого внимания требуют отдельные высказывания детей разного пола. Так, девочки иногда неправильно подбирают глаголы, сообщая о каких-то событиях, относящихся к мужской деятельности, а мальчики свидетельствовали о действиях, которые имели прямое отношение к женщинам. Такие ошибки имеют место до тех пор пока дети не приобретают определенного опыта.

М.Ю. Ушакова в своих исследованиях отмечает, что взрослые, сознательно либо нет, нередко присваивают высказываниям мальчиков вместе с логичностью низкий уровень их грамотности с применением подобающих языковых средств.

Несмотря на это, указанные представления используются воспитателями, педагогами, ограничивая тем самым развитие детей, в то время как различия речевой деятельности считается естественным и закономерным явлением.

Наряду с этим выявлены и психологические различия между одним и другим полом. Экспериментально установлено повышенная вербальная способность у девочек. У них более развиты способности к артикуляции и подражанию. Совершенствуя речевые навыки пониманием прочитанного, они меньше допускают ошибок во время чтения. У мальчиков же значительно развиты математические и другие способности.

Наряду с указанным отмечается, что мальчики, усваивая язык, в два раза больше подвержены страданиям от расстройства речи. Их позднее развитие речи в течение небольшого времени развивается совершенно нормально – без каких-либо патологий.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Еремеева В.Д. Психологические особенности мальчиков и девочек.

2. Ушакова М.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста 2006.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. 2000.

4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. 2009.

2.9. Особенности развития мальчиков и девочек

Средние показатели развития тех или иных психических функций (уровень интеллекта, эмоциональность и т. п.) у мальчиков и девочек, мужчин и женщин если и различаются, то не очень существенно. Более важное различие состоит в другом: у мальчиков больше «разброс» всех этих показателей, у девочек же они обычно стремятся к «золотой середине». Это проявляется и при анализе средних показателей многих людей, и при рассмотрении особенностей развития конкретного человека. Так, например, практически во всех сферах деятельности максимальные результаты достигаются мужчинами, и по этому признаку можно предположить, что талантливых людей среди них гораздо больше, чем среди женщин. Это так, но… ведь и интеллектуально малоразвитых людей среди мужчин тоже куда больше, чем среди женщин! В среднем то на то и выходит, но «разброс» (по-научному, дисперсия) показателей у мужчин гораздо выше.

У девочек оценки по разным предметам в школе обычно довольно близки, разница редко оказывается больше одного балла. У мальчиков же часто встречается ситуация, когда дневник пестрит всей гаммой отметок от двоек до пятерок.

Различаются общие темпы развития мальчиков и девочек. В среднем, у девочек они несколько выше. Хотя в дошкольном и младшем школьном возрасте эти различия не очень заметны: в общем-то, мальчики и девочки взаимодействуют вполне на равных. Зато это различие начинает ярко проявляться в младшем подростковом возрасте: половое созревание у девочек начинается, в среднем, на полтора года раньше, чем у их сверстников-мальчиков. (Впрочем, это только средние различия: индивидуальные темпы созревания могут довольно сильно варьировать, и не столь уж редки ситуации, когда мальчик оказывается более развит в физиологическом плане, чем девочка такого же возраста).

Различается очередность развития различных психических функций. Так, девочки обычно раньше начинают говорить, что существенно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие. Ведь когда они встречаются с какими-то проблемами, то и решить их пытаются, в первую очередь, с опорой на речь: сформулировать, обсудить (либо с собеседниками, либо сами с собой, во внутренней беседе). У мальчиков же быстрее развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, с опорой на него они и решают проблемы. Им нужно все потрогать и/или представить себе в виде какого-то образа, а не обсуждать. Для них это более эффективный путь познания мира, в отличие от девчонок, им нужно не столько рассказывать, сколько показывать и давать «повертеть в руках» заинтересовавшие их предметы.

Имеются данные, что девочки, в целом, превосходят мальчиков в речевых задатках, мальчики же оказываются сильнее в пространственных и зрительных. Так, у них богатое воображение, но работает оно «в картинках», им сложнее выразить то, что они представляют себе, с помощью речи. В этом одна из причин того, что взрослым зачастую труднее установить доверительные контакты с мальчиками, чем с девочками. Ведь их внутренний мир, богатый и интересный, обычно скрыт от нас, так как они не очень склонны раскрывать его в словах.

Есть и ряд других любопытных различий в темпах и очередности развития психических функций. Так, память у девочек развивается несколько быстрее, чем у мальчиков, но только до младшего школьного возраста, а потом темпы ее развития начинают отставать от мальчишеских.

Различается динамика работоспособности . Девочки набирают оптимальный уровень работоспособности быстрее, чем мальчики, легче включаются в новые виды деятельности. Но и устают быстрее. Мальчики же дольше «раскачиваются», но и медленнее устают.

Вероятно, у многих читателей возникнет желание поспорить с этим утверждением. В самом деле, мальчики чаще всего демонстрируют более высокую отвлекаемость, особенно при выполнении учебных заданий. Однако дело тут все же не в работоспособности как таковой, а в том, что у них, как правило, несколько меньше развита способность к волевой регуляции своего поведения и, в частности, к произвольной концентрации внимания. То есть они не менее работоспособны, а более активны, динамичны и отвлекаемы.

Имеются различия в самовосприятии . Они хорошо видны на примере детских рисунков. Мальчики чаще рисуют какие-либо действия или неодушевленные объекты, а девочки – людей, в том числе самих себя. Если, например, попросить ребенка нарисовать снегопад, то мальчишка, скорее всего, изобразит что-нибудь типа работающей снегоуборочной машины, а девчонка – себя, прыгающую через сугробы. Что же стоит за такими различиями? Для девочек самовосприятие выстраивается, в первую очередь, через призму межличностных отношений . Они считают себя такими, как, с их точки зрения, их видят окружающие люди. Для мальчиков же восприятие себя основано на тех действиях , что они совершают.

Различаются реакции на сложности . При возникновении затруднений девочки предпочитают приспосабливаться к ситуации, а мальчики – менять саму эту ситуацию или просто уходить из нее. Так, когда взрослые ругают девочку, то она обычно стремится изменить поведение, чтобы начать соответствовать их требованиям. Мальчик же в такой ситуации склонен «замыкаться» и игнорировать критику, а если она повторяется – начинает попросту избегать тех ситуаций, в которых столкнулся с ней (по типу «раз в школе меня ругают – значит, буду ее прогуливать»). Они не столько адаптируются к требованиям, по тем или иным причинам вызывающим их протест, сколько пытаются уйти из-под контроля того, кто их предъявляет. И если такой стиль взаимодействия между родителями и сыном становится устойчивым, то остается один шаг до так называемой «трудновоспитуемости», стойкого и подчас агрессивного неприятия мальчиком любых воспитательных воздействий, от кого бы они ни исходили.

Девочки при возникновении сложностей обычно стремятся обсудить их, а мальчики, наоборот, склонны замыкаться в себе.

Различается реакция мальчиков и девочек на критику . Если необходимо сделать замечание девочке, не стоит спешить высказывать отрицательное эмоциональное отношение к ее поступку – скорее всего, это вызовет ответную бурю эмоций, которая помешает девочке понять, за что же ее ругают. Сначала нужно спокойно указать, в чем именно она не права, а уже потом, убедившись, что она поняла это, можно высказать и собственное отрицательное отношение. В общении же с мальчиками допустима и обратная последовательность (но объяснить, что именно вызвало отрицательную реакцию, необходимо в любом случае: ребенок – не экстрасенс, ваши мысли он читать не умеет). Говорить необходимо кратко и точно, длинные нотации в общении с мальчиками неприемлемы, так как в этих случаях они просто «отключаются», перестают воспринимать обращенные к ним слова.

Различается реакция на утомление . У мальчиков в первую очередь снижается эффективность логических операций и речевого мышления, у девочек же – эмоционального самочувствия и образного мышления. Это объясняется тем, что у мальчиков более подвержено утомлению левое полушарие головного мозга (и проявляется оно, соответственно, в снижении функций этого полушария), у девочек же – правое. Поэтому у девочек усталость проявляется в капризах без причины или по незначительным поводам, мальчики же в таких случаях начинают «тупить», они как будто забывают, что у них есть разум, плохо воспринимают информацию и проявляют склонность к совершению глупых поступков. Ругать детей и в том и в другом случае бесполезно, это только усугубляет ситуацию. Более эффективно просто ненадолго оставить ребенка в покое, дать ему небольшой отдых.

Мальчики и девочки по-разному справляются с разнотипными заданиями . Девочкам легче даются те задания, в которых способ решения уже известен заранее, требуется лишь тщательное исполнение, проработка деталей. Большинство учебных задач, особенно в начальных классах, именно такие – сначала объясняется, как их решить, а потом требуется аккуратно воплотить это в жизнь (вот, кстати, одна из причин того, что девочки обычно успевают лучше мальчиков). Мальчики же лучше решают те задачи, которые являются для них принципиально новыми, где нужно выдвинуть оригинальные идеи, но требования к качеству ее воплощения, пунктуальности и аккуратности невелики. В школе такие задачи встречаются довольно редко, и эти качества, присущие мальчикам, оказываются невостребованными. Между тем важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения заданий.

Эти различия, кстати, сохраняются и у взрослых: женщины лучше справляются с такой работой, которая является однообразной, где требуется изо дня в день тщательно и аккуратно выполнять одно и то же. Мужчины же быстро теряют интерес к однообразной работе, им более свойственно стремление осваивать или создавать что-то новое (вот почему, к примеру, женщины обычно работают на конвейерах эффективнее мужчин, зато почти все инженеры, проектирующие эти конвейеры, – мужчины).

Родители, не желая вырастить сына агрессивным, не давали ему игрушки военной тематики и стремились вообще изолировать его от всего милитаристского (например, запрещали ему смотреть такие фильмы). Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что он выгрыз из пряника нечто напоминающее по форме пистолет и играет с ним в «войнушки»!

Мечтали родители о сыне, а родилась дочка. Воспитывать ее стремились по-мальчишески: в частности, давали для игры не кукол, а военные игрушки. И вот они с упоением наблюдают, как она играет с тремя танками. А потом решили спросить, что же у нее в игре происходит. Она и рассказала: «Этот танк – папа, этот – мама, а это дочка. Они ее кормят, потом спать укладывают».

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Глава 12 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода Л. Э. Семенова, В. Э.

Из книги ОДИНОКАЯ.NET! автора Еникеева Диля

СЕКС - ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, ЛЮБОВЬ - ДЛЯ ДЕВОЧЕК Девочка рыдает:- Мои родители не разрешают мне выйти за тебя замуж!Ее приятель:- Да не плачь, ничего страшного! Я найду себе другую невесту. АнекдотЕще одна причина, из-за которой женщина остается одинокой, -

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Приложение 3 Разница в результатах диагностического обследования мальчиков и девочек Ряд нейропсихологов и психофизиологов считают, что между мальчиками и девочками существует большая разница. Например, девочки по природе обладают более сильными нейронными связями в

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Глава 17 Воспитание девочек и мальчиков: сходства и различия Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат рассердился:– А я саблезубый тигр! У меня из пасти торчат

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Инфантилизм, или Проблема «хороших» мальчиков и девочек Недостаточный самоконтроль – частая причина опозданий – может быть следствием незрелости личности. Если мама все детство будила ребенка в школу, собирала портфель, напоминала о каких-то делах и постоянно

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Из хороших мальчиков и девочек в славных людей Славный человек рано понимает, что любовь – приз, который непросто получить. Поэтому ему необходимо понять, как стать достойным любви. Ребенок с тревожной привязанностью верит, что материнская любовь – вещь хрупкая и она

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна

Влияние культуры на мальчиков и девочек Хотя стрессы современной жизни ощущаются и мальчиками, и девочками, когда речь идет о тревожности, наше общество весьма разборчиво в вопросах пола. Далее мы рассмотрим некоторые

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Из книги автора

Одаренность мальчиков и девочек? У мальчиков понижена мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях, а также в науках, требующих точного, логического мышления.? По данным ряда исследований, одаренных

Из книги автора

Женское воспитание мальчиков и мужское поведение девочек Поскольку мы живем в эпоху смешения традиционно мужских и женских ролей, возникает различий между полами, когда мы воспитываем наших детей? По-моему, различию полов на биологическом, психологическом, социальном

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:

  • девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
  • мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
  • мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
  • к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?

На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?

Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?

Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

Мальчики

Девочки

Острота слуха до 8 лет

Выше

Ниже

Чувствительность к шуму

Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами

Более чувствительны

Кожная чувствительность

Ниже

Выше

Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление)

Медленное.

С возрастом начинает лидировать

Быстрое

Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).

Быстрое.

Имеется уже в 6 лет

Медленное.

Трудности даже в 13 лет

Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга

Медленное

Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)

Речевое мышление

Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно

Лучше развита речь, но мышление более однотипно

Поисковая деятельность.

Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества

Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи

Лучше выполняют типовые задачи

Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)

Лучше

Хуже

Период врабатываемости

Медленно набирают нужный уровень работоспособности

Быстро набирают работоспособность

Развитие памяти

Длится достаточно долго

Завершается рано.

Больше опираются на механическое запоминание

Утомление

Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)

Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

Сегодня электрический гриль Вебер является передовым на рынке.

Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей

Низкое

Высокое

Скорость чтения

Ниже

Выше

Правописание

Хуже

Лучше

Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении

Смотрят не научителя, больше нацелены на информацию

Смотрят в лицо учителю , улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение

Добрые слова (которые нравятся самим детям)

Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов

Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше

Рисунки детей

Танки, самолёты, человек – паук

Дом, цветы, животные, человек!

Нарушения речи

Бывают чаще и тяжелее.

Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях

Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии

Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию

Адаптируются хуже, стараются не подчиниться

Адаптируются лучше

Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.


Однако факт остается фактом - разница есть, но нет единого мнения, чему эту разницу приписать: особенностям развития мозга и организма того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания. Скорее всего, истина где-то посередине.

Нам же, как воспитателям, достаточно просто знать, что среднестатистическая двадцатимесячная девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем среднестатистический двадцатимесячный мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше. Таким образом, благодаря жизненному опыту, мы знаем, что девочки раньше начинают говорить: у них - в соответствующем возрасте - более четкое и правильное произношение, в речи раньше появляются предложения.

Все это ни в коем случае не означает, что мальчики далее не догонят девочек. Непременно догонят, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению. Воспитывая детей разных полов, полезно понимать некоторые особенности, связанные с небольшими различиями в процессе развития речи. Например, отличаются преимущественные способы накопления словарного запаса. Девочки (в среднем) склонны словарный запас «расширять», а мальчики – «углублять». Для примера: девочки будут пытаться охватить тему «машина-автобус-колесо-гараж-ехать-водитель...», а мальчики – подробно и точно описать конкретное действие «машина-гараж-ехать-заехать-приехать-отъехать-подъехать...». Подобные «углубленные» описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.

Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Например, мальчики позже начинают распознавать эмоциональные оттенки. Нередко родители мальчиков жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры. Это происходит потому, что главная информация, которую несет родительский выговор – эмоциональная, а маленькие мальчики еще не умеют воспринимать эту составляющую речи. Для них выговор родителей совершенно не несет смысловой нагрузки, никакой: невозможно десять минут выслушивать, что он влез на подоконник! Он и так в курсе: он сам туда лез и знает, что влез! О чем разговаривать-то?

Девочки устроены иначе - для них как раз важны чувства и эмоции ругающего. Именно их они пытаются уловить, прислушиваясь к речи родителей. Поэтому ругать мальчиков и девочек имеет смысл по-разному. Мальчиков надо ругать конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Внятно и не распыляясь, иначе на третьей минуте он «уйдет в себя», и вы будете наслаждаться монологом в пустом театре. Девочек можно ругать гораздо дольше, но – важно! – тихим и спокойным голосом. Излишняя ваша резкость и экспрессивность может произвести на девочку слишком тяжелое впечатление: она не услышит ничего «по смыслу», но при этом будет ощущать себя объектом плохого отношения и нелюбви.

Кстати, в выражении эмоций тоже есть подобная разница, подкрепленная еще и стереотипами воспитания. Девочки чаще выражают эмоции словами и плачем. Мальчики – действиями, и нередко эти действия выглядят агрессивными: например, от большого огорчения мальчик может наброситься на маму с кулаками, порвать и разбросать по комнате неудавшийся рисунок, и тому подобное.

Есть разница и в восприятии мальчиками и девочками информации. Девочки воспринимают мнения и наставления окружающих, выраженные словесно. Именно поэтому у родителей складывается впечатление, что с девочками легче договориться. Мальчики, в основном, черпают информацию из поведения взрослых, и часто копируют это поведение. Особенно следует помнить об этом родителям, которые, например, не всегда переходят улицу на зеленый свет. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут. Увы, мы в этом не всегда преуспеваем.

В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником.

Ко всем этим особенностям нужно, видимо, относиться способом «от обратного»: стараться их сгладить. Помогать ребенку там, где его пол «отстает», и не слишком «давить» на сильные стороны. Чтобы у нас не вырастали в чистом виде «болтушки-плаксы-сплетницы», в ужасе убегающие с уроков физики, и мрачные замкнутые «технари», не умеющие сказать девушке «люблю».



Публикации по теме