Сколько свинца в хрустале. Товароведческая характеристика хрустальной посуды

Хрусталь Хрусталь

(от греч. krystallos - кристалл, первоначально - лёд), особый вид стекла, в состав которого входит в значительном количестве окись свинца (или бария). Способы украшения изделий из хрусталя (посуда, осветительные приборы, фонтаны, архитектурные детали) - гравировка (неглубокий матовый рисунок), огранка (широкая полированная грань), резьба (глубокие борозды большей частью треугольного сечения; при частом пересечении борозд образуется сетка, носящая назв. "алмазная грань"), шлифовка. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, тщательной полировке хрусталь отражает и преломляет свет, придавая сверкание и многоцветную игру поверхности изделий (часто массивных толстостенных), обладает красивым звоном. Название "хрусталь" было дано по сходству с горным хрусталём. Наряду с преобладающим бесцветным хрусталём известен цветной хрусталь (синий, красный). Археологические находки свидетельствуют о том, что стекло, содержащее окись свинца, было известно уже в античном мире (Древний Рим), в Древней Руси XI-XII вв. и др. Изготовление посуды из собственно хрусталя (стекла с большим содержанием свинца, отделанного огранкой, резьбой - "алмазным гранением", шлифовкой) распространилось в Англии во второй половине XVII в. (Дж. Рейвенскрофт), получив мировую известность. Во Франции значительное производство хрусталя возникло в XVIII в. в г. Баккара на стекольной мануфактуре Сент-Анн (основана около 1766), где существует и поныне.

В России производство хрусталя достигло особого подъёма во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. на Петербургском стеклянном и зеркальном заводе, где стали изготовляться монументальные архитектурно- художественные изделия - большие вазы, осветительные приборы, фонтаны и архитектурные детали. К созданию их привлекались художники и архитекторы (В. В. Растрелли, Ч. Камерон, К. И. Росси, Ж. Тома де Томон, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов и др.). Хрустальная посуда выпускалась с XVIII в. также частными заводами (Мальцева в Гусь-Хрустальном, Бахметева в Николо-Пестровке). К конце XIX в. качество русской художественной стеклянной продукции, в том числе хрустальной, снижается. В советское время производство хрусталя стало вновь развиваться. Достижением восстановленного производства хрусталя в СССР было создание монументального фонтана для павильона СССР на Международной выставке 1939 в Нью-Йорке (1938, по проекту скульптора И. М. Майкова и инженера Ф. С. Энтелиса).

В 1950-70-х гг. производство хрусталя интенсивно развивается в Великобритании, Бельгии, ГДР, Польше, Чехословакии, ФРГ, Франции и др. Всемирную известность приобрели изделия так называемого скандинавского дизайна, основную роль в создании которого принадлежит финским дизайнерам Т. Вирккала и Т. Сарпанева. Лаконично чёткие по формам, эти изделия отличаются прозрачно-чистыми, лишёнными декора плоскостями. Наряду с такого рода хрусталём производится традиционный хрусталь с "алмазным гранением".

В СССР специализированное производство хрусталя организовано на Ленинградском заводе художественного стекла, цветной хрусталь выпускается на Гусевском хрустальном заводе; другие заводы (Киевский завод художественного стекла, белорусский стеклозавод "Неман", Дятьковский хрустальный завод и др.) производят изделия из хрусталя наряду с простым посудным стеклом. В Ленинграде, основном центре производства хрусталя, сложилась так называемая ленинградская школа советского художественного стекла (так называемый невский хрусталь), для которой характерен стиль торжественно-парадной, строгой, тактично украшенной посуды и сувенирно-подарочных изделий. Ряд уникальных образцов, определивших общее направление "ленинградской школы", выполнили в 40-70-х гг. В. И. Мухина, А. А. Успенский, Э. М. Кример, Б. А. Смирнов. Среди известных художников, работающих исключительно в хрустале, - А. А. Аствацатурьян, А. С. Курилов, В. С. Муратов. А. М. Остроумов, В. А. Филатов, Б. Фёдоров, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская.

Название "хрусталь" применяется не только к свинцовому стеклу. Во второй половине XV в. в Венеции хрусталём ("кристалле") называлось высококачественное бесцветное стекло (без огранки), не содержащее свинца. С XVII в. в Чехии выпускаются толстостенные, украшенные глубокой гранью изделия из кальциево- известкового стекла, называющиеся хрустальными (так называемый богемский, или чешский, хрусталь; см. Чешское стекло).


Литература: Н. В. Воронов, Дубова М М., Невский хрусталь Очерки основных этапов развития, Л., 1984; Kдmpler F., Viertausend Jahre Glas, Dresden, 1966, Savage G., L"art du verre, P., 1968. Glassproblemer og problemglass, Oslo, 1971.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Хрусталь" в других словарях:

    Кристалл, хрусталь. Созвучие слов и морфологических элементов определяет пути «народной этимологии». Звуковое подобие часто является опорой переосмысления и морфологического переоформления чужого, этимологически неясного слова. Например, греческ … История слов

    - (от греч. krystallos). Обыкновенное стекло, в котором, вместо извести, употреблена окись свинца, гораздо плотнее и прозрачнее обыкновенного свинца. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРУСТАЛЬ… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХРУСТАЛЬ, хрусталя, мн. нет, муж. (от греч. krystalios прозрачный камень, кристалл). 1. Стекло высокого сорта, обладающее особым блеском и способностью сильно преломлять свет. 2. Посуда из такого стекла. «Духи в граненом хрустале.» Пушкин. || То… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., нем. чистое белое стекло, особ. граненое. Горный, самородный хрусталь, чистый, сквозистый кварц. льный, из хрусталя или к нему относящийся. Народ производит хрусталь от хрусткий, твердый и хрупкий. Хрусталик, внутренняя часть глаза, как бы… … Толковый словарь Даля

    Кристалл, пьезокварц Словарь русских синонимов. хрусталь кристалл (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    хрусталь - ХРУСТАЛЬ, я, м. 1. Пустые бутылки, стеклотара. 2. Любая емкость, сосуд для распития спиртного. Один хрусталь на всех. Операция « хрусталь» сдача пустой посуды, обычно после попойки … Словарь русского арго

    ХРУСТАЛЬ, я, муж. 1. Стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Ваза из хрусталя. 2. собир. Посуда и другие изделия из такого стекла. Коллекция хрусталя. Стол сервирован хрусталём. Горный хрусталь бесцветный прозрачный минерал,… … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. krystallos кристалл) особый вид стекла, в состав которого входит в значительных количествах оксид свинца (или бария). Название по аналогии с горным хрусталем. Изделия из хрусталя, украшенные гравировкой, огранкой, резьбой, отличаются… … Большой Энциклопедический словарь

Производство рукотворного хрусталя

Во времена Древнего Рима считалось что хрусталь - это изменившие свои свойства вода.

С егодня простое стекло заменило хрусталь. Крупные Российские предприятия, не выдержав наплыва дешевого товара, закрывают свои производства. Многие пытаются под видом хрусталя продавать стеклянные вещи, это такой маркетинговый ход, рассчитанный на не очень знающего потребителя.

Подарки как символ эпохи, огромные картины, скульптуры, ковры ручной работы и конечно изделия из хрусталя, такими подношениями баловали придворные чиновники своих кумиров, и все с царским размахом. Хрусталем одаривали "высокопоставленных" и в царское время, в советский период, дарят хрусталь и сейчас.

Варка хрусталя


Хрусталь тоже стекло, но в него обязательно добавляют окись свинца, который придает материалу совершенно новые свойства, это прозрачность и мелодичный звон. Помимо свинца в состав хрусталя входят и другие компоненты, например, сурьма, мышьяк. Все засыпается в огромную, с трех этажный дом, печь, в ней варится около ста тонн хрусталя.

Опасен или нет свинцовый компонент хрусталя?

Специалисты по поводу свинца поясняют так:

Когда производится варка хрустальной массы, свинец оказывается уже в химической связи с другими компонентами стекла и более выделиться уже никуда не может.

Поэтому хрустальная посуда совершенно не опасна.

Стеклодувы и конвейер


Далее за дело берутся стеклодувы. У мастеров стеклодувов все просто и слажено, мягкий стеклянный шар опускают в нужную форму из жаропрочной стали. Более сложные вещи выдувают, без каких либо заготовок. В соседнем цехе работает конвейер, ножницы автоматически отрезают кусочек расплава, который выплевывается на вращающуюся форму, порисуется, снимается и изделие готово. На конвейерах делаются чайные стаканы, стопки, небольшие рюмочки и т.д. Редкой вещью из хрусталя считается, конечно же, только изделие ручной работы.


Отжиг


Важным этапом производства хрусталя является, так называемый "отжиг" изделия - это процесс при котором температура разогретого хрусталя в течении четырех часов медленно опускается до комнатной. Если остудить стекло резко, то внешние слои отдадут тепло быстрее внутренних и фужер просто разорвет.

Гранение


Следующий этап - гранение. На этом этапе вазы, фужеры, подносы гранят - наносят клинообразные канавки. Чем глубже и острее края, тем больше преломляются и отражаются лучи света и хрусталь начинает сверкать всеми цветами радуги.

Химическая шлифовка


Дальше происходит химическая шлифовка хрусталя, в том числе и серная. Воздух в этом цехе пропитан едкими испарениями, через несколько минут начинает першить в горле. После нанесения огранки алмазная грань становится матовой, чтобы сделать ее прозрачной изделия укладываются в специальные кассеты, подвешиваются на специальной установке и поочередно окунаются, то в кислоту, то в воду. Постепенно верхний слой разъедается, и поверхность становится идеально гладкой, отполированной.

Конец 70-х в советской семье хрусталь считается признаком достатка. Предприятия наращивают темпы и объемы производства, посуда из этого материала становится массовой и как следствие качество хрусталя снижается. А сегодня в моде обычное стекло, а хрусталь если и останется эталоном изысканного вкуса, то только для любителей роскошной и дорогой посуды.

Мы привыкли отсчитывать историю хрусталя от 1676-года, когда англичанин George Ravenscroft добавил в стекольную шихту некоторое количество окиси свинца, в результате чего полученный сплав засверкал, зазвенел и засиял преломлённым лучом света.

Между тем, первые опыты по введению свинца в стекло проделали древние египтяне, а вслед за ними – и жители Междуречья. Результат не впечатлил стародавних мастеров: без отжига свинцовистое стекло проявляет непомерную хрупкость и норовит рассыпаться в пыль даже без приложения к нему внешних сил, а отжечь готовое стеклоизделие никто в ту пору не догадался...

Горный хрусталь как природный образец

Стеклоделам всех времен и народов было к чему стремиться: кристаллы давали им безупречный образец для подражания. Увы, все попытки создать материал, подобный природному, оканчивались получением не очень прозрачного и не вполне бесцветного стекла.

Дело в том, что песок, из которого варят стекло, химически неоднороден. Примеси заставляют готовое стекло желтить либо зеленить, и попутно отнимают прозрачность. Лишь венецианские стеклоделы, использовавшие чистейший песок из урочища Фонтенбло да белейший русла реки По, сумели сварить относительно бесцветное стекло. Которому тут же присвоили горделивое наименование «кристалло».

Еще дальше пошли богемские стеклоделы. Пользуясь своей собственной рецептурой, они сварили стекло еще более высокого товарного качества, и без ложной скромности нарекли свое детище «кристаллином». Опыт богемцев оказался настолько удачным, что богемское бессвинцовое стекло и сегодня относят к хрусталям.

Однако появлению современного хрусталя мы обязаны все-таки Георгу Равенскрофту.

Королевский запрет как основа успеха

Среди неоднозначных декретов английского короля Якова I одним из полезнейших следует признать запрет 1615-го года на использование деловой древесины в любой отрасли, кроме судостроения. Подчиняясь королевскому указу, собственники английских стекловарен перевели свои предприятия на каменноугольное топливо. Взаимодействуя с продуктами сгорания каменного угля, стекло теряло цвет – хотя и не прибавляло в прозрачности!

Воодушевленные случайным открытием, английские стекловары бросились экспериментировать с рецептурой шихты. Опыты продлились шестьдесят лет, а успеха добился лишь Джордж Равенскрофт. Ему, посвятившему долгие годы общению с мастерами стеклоделия разных стран, пришла в голову идея добавить к калиево-кальциевого стекла некоторое количество растертой в пудру окиси свинца.

Опыт оказался успешным! Полученное стекло блестело на солнце и нисколько не окрашивало свет. Правда, красота изделий из первых партий свинцового стекла оказалась крайне недолговечной. В течение года (редко – двух лет) вазы, тарелки и бокалы покрывались сеткой мельчайших трещин, а то и вовсе рассыпались.

Меняя рецептуру и температурный режим обработки изделий, Равенкрофт сумел усовершенствовать технологию. Идея отжига, заключающаяся в нагревании хрусталя до температуры красного свечения и последующем полуторачасовом охлаждении обдувом, оказалась плодотворной. Воодушевленный мастер придумал клеймо в виде головы ворона и принялся торговать своими изделиями.

Первый хрусталь с головой ворона (raven – «ворон» в переводе с английского, croft - «поместье») в качестве фирменного клейма сохранился до сих пор. И хотя большинство из этих изделий таки покрылись сеткой трещин, их сегодняшняя стоимость исчисляется многозначными суммами...

За двадцать лет, последовавших вслед за созданием первых партий свинцового стекла, патент на производство хрусталя был куплен более ста раз. Эта сотня безвестных стеклоделов внесла в изобретение Равенскрофта коррективы, превратившие английский flint-glass (дословно «кремень-стекло») в привычный нам хрусталь.

Современный хрусталь

Единого для всех стран стандарта товарного хрусталя не существует. Промышленностью выпускаются стекла с содержанием оксида свинца от 6% до 36% - все это хрустали. Стекло с включением оксида бария или оксида цинка вместо соединений свинца – тоже хрусталь. И, наконец, богемское калиево-кальциевое стекло тоже принято звать хрусталем – хотя для нашего времени это наименование уже немного архаично.


В отечественной товароведческой практике используется ГОСТ 24315-80, принятый в 1981-м году и описывающий посуду и декоративные изделия из стекла. По этому ГОСТу:

  • стекло с суммарным содержанием легирующих окисей (PbO, BaO, К2О, ZnO) менее 10% называется «хрустальным стеклом»;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 18% до 24% является малосвинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 24% до 30% является свинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 30% и выше относится к высокосвинцовому хрусталю;
  • стекло с содержанием BaO в концентрации 18% и возможными добавками окисей щелочных металлов называется бариевым хрусталем.
Европейские нормы определения хрусталя отличны от российских. В Европе:
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 1% до 15% называется Crystalline («кристаллин»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 16% до 23% называется Crystal («хрусталь»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 24% до 30% называется Full Lead Crystal («полносвинцовый хрусталь»).

Свойства хрусталя

С нарастанием процентного содержания свинца у хрусталя растет коэффициент преломления света (от 1.520 до 1.545 по ГОСТУ), увеличивается плотность, усиливается блеск. Нерасчетная оцвеченность (как правило, едва заметный желтовато-коричневый оттенок) допустима, но снижает сортность хрусталя.


Бесцветный хрусталь может слегка «синить»: подобное свойство помогает скрадывать желтизну света ламп накаливания. Однако зеленые (сине-зеленые, фиолетовые) тона в неокрашенном хрустале недопустимы совершенно!


Светопоглощение товарного хрусталя не должно превышать 2% на 1 см толщины стекла, при этом лучшие сорта материала показывают и 1%, и даже рекордные полпроцента! Стоит отметить, что оптические сорта флинтгласса, содержащие 36% PbO, могут поглощать до 9% проходящего сквозь них света. Такое стекло выглядит тусклым и товарным хрусталем считаться не может.

Мелодичность хрустального звона, а также способность изделия «петь» при соприкосновении с влажной человеческой кожей не имеет решающего значения. Тем более что звенеть при соударении способны все стеклянные изделия, формой повторяющие колокол.

Чем красив хрусталь?

В потребительской среде принято различать изделия из хрусталя по способу производства. Менее ценным вполне справедливо считается так называемый «прессованный» хрусталь. Дело тут даже не в избыточной, явно с запасом прочности, толщине стенок. И не в простоте декора. Машинная работа, массовое производство... Произведение искусства не может сходить с конвейера!


Сам по себе хрусталь обладает ограниченной привлекательностью. Стакан из тонкого качественного стекла и тонкостенный недекорированный стакан из хрусталя малоразличимы между собой. Но хрусталь, в отличие от обычного стекла, мягок и «с охотой» принимает механическую обработку!

Огранка, гравировка, полировка, послойное или сплошное окрашивание, резьба и матирование превращают хрустальное изделие в драгоценность. Ручная обработка гарантирует уникальность!

Хрусталь безопасен!

Обывательские опасения касательно миграции ионов тяжелых металлов из хрустального массива в пищу или напиток необоснованны, доказывает наука. Сохраняется, однако, опасность физического разрушения хрустальной посуды над обеденным столом. Чокаться бокалами – неискоренимая традиция, не так ли?

Передовые производители хрустальной посуды применяют особые методы упрочнения краев стаканов и рюмок. Специальная закалка и повторный отжиг создают из верхней кромки бокала настоящее «кольцо безопасности».


Обрезка краев при помощи мощного лазера и упрочняет, и сглаживает кромки хрустальной посуды. Монолитная формовка изделия снижает вероятность отделения ножки бокала от емкости для напитка (так называемого «пойла»).

Введение в рецептуру шихты максимально возможного количества хрустального боя также способствует упрочнению готовых изделий.

Горный хрусталь - разновидность кварца, одной из кристаллических модификаций кремнезема (SiO 2). Термин применяется для обозначения бесцветных прозрачных кристаллов кварца. Чистые однородные кристаллы горного хрусталя встречаются сравнительно редко. Практическое значение имеют кристаллы размером свыше 3-5 см. Кристаллы настольrо совершенны и чисты, что в давности этот минерал воспринимался людьми как окаменевший лед. У хрусталя существует еще одно интересное свойство: он на ощупь сохраняет свою прохладность, что еще раз навевает на мысль о его ледяном происхождении. К тому же кристаллы этого минерала в основном находили в горах, среди льда и снегов.

Смотрите так же:

СТРУКТУРА

Тригональная сингония. Кремнезём, наиболее распространённой формой нахождения которого в природе является кварц, обладает развитым полиморфизмом.
Две основные полиморфные кристаллические модификации двуокиси кремния: гексагональный β-кварц, устойчивый при давлении в 1 атм. (или 100 кн/м 2) в интервале температур 870-573°С, и тригональный α-кварц, устойчивый при температуре ниже 573°С. В природе широко распространён именно α-кварц, эту устойчивую при низких температурах модификацию обычно называют просто кварцем. Все гексагональные кристаллы кварца, находимые в обычных условиях, являются параморфозами α-кварца по β-кварцу. α-кварц кристаллизуется в классе тригонального трапецоэдра тригональной сингонии. Кристаллическая структура - каркасного типа, построена из кремне-кислородных тетраэдров, расположенных винтообразно (с правым или левым ходом винта) по отношению к главной оси кристалла. В зависимости от этого различают правые и левые структурно-морфологические формы кристаллов кварца, отличимые внешне по симметрии расположения некоторых граней (например, трапецоэдра и др.). Отсутствие плоскостей и центра симметрии у кристаллов α-кварца обусловливает наличие у него пьезоэлектрических и пироэлектрических свойств.

СВОЙСТВА

Свойства минерала обусловлены отсутствием в нем примесей металлов.
С ними кварц приобретает цвет. Основное же свойство хрусталя – прозрачность. Как и у всех кварцев, твердость прозрачной разновидности по шкале Мооса равна 7-ми баллам. По 6-бальному гранату минерал прочертит линию, но поцарапать 8-бальный сапфир не сможет. Плотность камня так же равна показателю остальных кварцев в 2,64 грамма на кубический сантиметр. Минерал имеет раковистый излом и характерный стеклянный блеск.

Часто образует двойники. Растворяется в плавиковой кислоте и расплавах щелочей. Температура плавления 1713-1728 °C (из-за высокой вязкости расплава определение температуры плавления затруднено, существуют различные данные). Диэлектрик и пьезоэлектрик.

Относится к группе стеклообразующих оксидов, то есть может быть главной составляющей стекла. Однокомпонентное кварцевое стекло из чистого оксида кремния получают плавлением горного хрусталя, жильного кварца и кварцевого песка. Диоксид кремния обладает полиморфизмом. Стабильная при нормальных условиях полиморфная модификация - α-кварц (низкотемпературный). Соответственно β-кварцем называют высокотемпературную модификацию.

МОРФОЛОГИЯ


Обычны кристаллы в виде шестигранной призмы, с одного конца (реже с обоих) увенчанной шести- или трехгранной пирамидальной головкой. Часто по направлению к головке кристалл постепенно сужается. На гранях призмы характерна поперечная штриховка. Наиболее часто кристаллы имеют удлиненно-призматический облик с преимущественным развитием граней гексагональной призмы и двух ромбоэдров, образующих головку кристалла. Реже кристаллы принимают облик псевдогексагональной дипирамиды. Внешне правильные кристаллы кварца обычно сложно сдвойникованы, образуя наиболее часто двойниковые участки по т. н. бразильскому или дофинейскому законам. Последние возникают не только при росте кристаллов, но и в результате внутренней структурной перестройки при термических β-α полиморфных переходах, сопровождаемых сжатием, а также при механических деформациях.

В магматических и метаморфических горных породах кварц образует неправильные изометричные зерна, сросшиеся с зернами других минералов, его кристаллами часто инкрустированы пустоты и миндалины в эффузивах.
В осадочных породах - конкреции, прожилки, секреции(жеоды), щётки мелких короткопризматических кристаллов на стенках пустот в известняках и др. Также обломки различной формы и размеров, галька, песок.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Будучи минералом магматического происхождения, кварц оседает из горячих растворов лавы. То есть, процесс гидротермальный. Воды, обогащенные минеральными примесями, просачиваются через расщелины в земле, остывают. Во время охлаждения и происходит выпадение, кристаллизация кварца, появляется горный хрусталь. Единичные кристаллы кварца – редкость. Обычно, из одной основы возвышается пучок разноразмерных шестигранников с пирамидальными верхушками. Кристаллы, зачастую, направлены в разные стороны. Композиция красива и гармонична. Поэтому, ее часто не разделяют в ювелирном деле. Если ансамбль состоит из небольших кристаллов, его впаивают в перстень, или кулон целиком.

Встречается главным образом в пустотах гидротермальных жил, большинство промышленных месторождений и находок крупных кристаллов связаны с хрусталеносными жилами «Альпийского типа». Встречается также в миаролитовых пустотах пегматитовых жил и контактово-метаморфических месторождений различного типа. В осадочных породах весьма распространён, но крупных кристаллов не образует, а находится в виде кристаллических щёток на стенках трещин и в форме жеод, преимущественно среди известняков и в известковых толщах.

Месторождения многочисленны и разнообразны. В России крупные месторождения известны на Приполярном Урале и в Вост. Сибири (Алданский щит, Верхоянский хр. и др.). Бездефектные монокристаллы горного хрусталя для технических нужд и ювелирной промышленности выращивают в автоклавах.

ПРИМЕНЕНИЕ


Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний, изготовления призм, спектрографов, линз. Горный хрусталь используется для изготовления украшений и декоративно-прикладных изделий, окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни.

Кристаллы чистого горного хрусталя значительных размеров встречаются редко, поэтому он относительно дорог. Искусственный материал под названием «хрусталь» изготовляют путём добавления в обычное стекло оксида свинца и бария. В торговле люстры, бокалы и т. д., изготовленные из искусственного хрусталя, нередко выдают за предметы из природного камня.

В ювелирном деле можно найти не только серьги с горным хрусталем, но и линзы из него. Мастера древности использовали их для расплавления металлических элементов, их сплавления в украшениях.
Гранулы прозрачного кварца шли на производство окон, и по сей день, используются при изготовлении керамических плит, керамогранита.

Горный хрусталь (англ. Rock crystal) — SiO 2

КЛАССИФИКАЦИЯ

Strunz (8-ое издание) 4/D.01-10
Nickel-Strunz (10-ое издание) 4.DA.05
Dana (7-ое издание) 75.1.3.1
Dana (8-ое издание) 75.1.3.1
Hey’s CIM Ref. 7.8.1
27.03.2018

Мы привыкли, что в хорошем заведении напитки подают в хрустале, а дома его держат для особых случаев.

Обращаться с ним надо нежно: мыть только вручную, специальными средствами, и стараться не разбить и не поцарапать. Чтобы сэкономить, раньше использовали стекло с немного измененным составом. Оно прочнее хрусталя, но стенки толстые, грани не играют на свету, нет такой кристальной прозрачности и мелодичного звона. Наконец, лет 10 назад появилось хрустальное стекло, которое выглядит точно как хрусталь, но не содержит вредного свинца и намного прочнее.

Такое стекло хорошо смотрится и в дорогом ресторане, и в винном баре, его можно мыть в посудомоечной машине и ронять без риска.

Как делают хрусталь?

Искусственный хрусталь стали делать, имитируя природный - он же горный хрусталь, разновидность кварца, из которого изготавливают украшения. В составе искусственного хрусталя - 24% оксида свинца, который выплавляют вместе с кремнием, содой, другими оксидами. Впервые с таким составом хрусталь изготовил английский мастер Джордж Рейвенскрофт в 1676 году.


Свинец придает стеклу пластичность. Поэтому у хрустальных бокалов такие тонкие стенки, можно изготовить очень мелкие детали и украсить сетью граней или гравированным рисунком. Второе, за что отвечает свинец - преломление света. Вот почему хрусталь такой прозрачный и так эффектно играет на гранях. Внешне это похоже на то, как мерцает ограненный бриллиант - отсюда и ассоциации с чем-то драгоценным, роскошным. Однако постоянная замена разбитого хрусталя обходится дорого, и фабрики все эти века искали другие составы, чтобы придать посуде прочность.

Как делают хрустальное стекло?

Раньше хрустальным стеклом считалось то, в котором оксида свинца меньше, чем в хрустале - 13-23%, а оксидов калия - 17%. Такими, например, были традиционные венецианское и чешское стекло, но их все равно относят к хрусталю.


Сейчас производители отказываются от свинца, который считается токсичным тяжелым элементом. Вместо оксида свинца добавляют, к примеру, кремний и титан - как это делают в . Эта марка изготавливает бокалы, графины и декантеры из запатентованного материала Tritan™, точный состав которого держат в секрете. Готовую посуду закаливают в контрастных водяных банях при температуре от 15 до 70 градусов, охлаждают и тщательно шлифуют, а срез делают лазером по еще мягкому краю, чтобы он был идеально ровным и тонким.

В результате посуда из такого стекла получается очень прочной, прозрачной, красиво преломляет свет, как настоящий хрусталь. Тонкие стенки не бьются, и бокалы можно мыть в посудомоечной машине. Чтобы они были еще прочнее, уязвимые участки чуть утолщают и уплотняют.

Словом, современное выглядит, как хрусталь, но гораздо прочнее и безвреднее для организма. Такое сочетание - идеальный ход для заведений, где посуда нужна и презентабельная, и практичная.



Публикации по теме