Составить сообщение профилактика нарушений прав ребенка. Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье

Светлана Радионова
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье

«Роль воспитателя по профилактике нарушения прав ребенка в семье»

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.

Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют, ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.

«Счастье дается только знающим» - эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье.

В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;

трансляция родителям положительного образа ребенка;

работа по коррекции детско-родительских отношений.

Жестокое обращение с детьми.

Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими, а также по вине или недосмотру родителей.

Формы жестокого обращения с детьми.

Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Угрозы в его адрес в словесной форме;

Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

Однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,

Жилья, образования, медицинской помощи;

Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

Неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

Присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

Нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

«трудный» ребенок.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны

подтвердить опасения:

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? - Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

Предположение подтверждается (не подтверждается);

Решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдерджки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

Признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

Индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

Использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

Определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Используемая литература:

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 20 июля 2000 года).

Организация: ГБДОУ№75 Красносельского района

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

В современном обществе проблема детско-родительских отношений и соблюдения прав ребенка в семье как одного из основных факторов психофизического благополучия детей приобретает особую актуальность. Данный вопрос является одним из приоритетных направлений государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблемами семейного воспитания занимаются многие ученые и практики нашей страны. Особый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захарова, 1986; А.Я. Варга, 1983; А.И. Спиваковской, 1988; Т.В. Архиреевой, 1989; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980. В их исследованиях затрагиваются различные области детско-родительских отношений. Одним из направлений изучения ученых являются права ребенка в семье.

Несмотря на это, воспитатели ДОУ не всегда уделяют должное внимание профилактике нарушений прав ребенка в семье. По данным статистики 84% родителей понимают необходимость соблюдения прав ребенка, но 74% из них регулярно их нарушают, используя в процессе воспитания физические наказания, словесные унижения и другие действия, противоречащие декларации прав ребенка.

Таким образом, возникают противоречия между теоретическими знаниями родителей прав ребенка и неумением выстроить систему семейного воспитания, не нарушая их.

Детско-родительские отношения широко изучались в разные времена. Современные ученые в своих исследованиях также часто обращаются к данному вопросу. Изучив ряд литературных источников, мы увидели, что в них недостаточно подробно рассматривается взаимосвязь между стилем воспитанием и соблюдением прав ребенка в семье.

Современные родители прекрасно понимают, какой вред наносит унижение достоинства ребенку. Прежде всего, это психологическая травма. То есть, родители знают о последствиях, которыми чреваты для психики ребенка унижения его достоинства, но менять свой стиль воспитания не пытаются. Большинство родителей допускают возможность применения телесных наказаний постоянно или в отдельных случаях.

Лишь малая часть полностью отвергает телесные и другие виды унижения достоинства. Такие родители в процессе воспитания отдают предпочтение разъяснению, которое основывается на взаимном уважении. Таким образом, нарушение прав ребенка в семье очень распространенное явление. Но почему это происходит. Психологи в ходе проведения исследований выявили несколько причин данного явления. Во-первых, с такими родителями в детстве поступали аналогично. Во-вторых, других методов воздействия в своем арсенале они не имеют. И, в-третьих, такое поведение многие из них не считают травмирующим для психики ребенка.

Постоянные предупреждения, приказания, нотации, угрозы, обзывания - все эти формы говорят об отношении к ребенку только лишь как к объекту воспитания. К методам субъективного отношения относятся доброжелательная критика, утешение, советы, выражение обиды, обращение, указания в шутку. Такие формы регулирования отношений необходимо рекомендовать родителям.

Изучая данные статистки, также многочисленные исследования ученых показывают, что ребята, чьи права в семье постоянно нарушаются, часто испытывают некоторые сложности в адаптации. Они учатся с трудом, не организованны, неуравновешенны, агрессивны. Для таких детей характерны быстрые смены настроения, неуверенность в себе, наличие проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Наиболее часто нарушение прав детей наблюдается в семьях, которые живут в тесноте. Излишняя скученность в семье лежит в основе большой нервозности у всех ее членов.

Низкий уровень доходов сказывается на реализации права ребенка на получение образования и развитии индивидуальных его способностей. К подобным результатам приводит также невысокий образовательный статус его родителей. При отсутствии отца, как источника уверенности и авторитета, создает все условия для формирования у ребенка таких черт характера как агрессивность в отношении взрослых, асоциальность, недисциплинированность. А это, в последствие, может провоцировать ответное поведение матери, которая не справляется с ребенком.

Также невысокий интеллектуальный уровень снижается при росте числа детей в семье. Хотя члены многодетных семей обычно внимательнее относятся друг к другу, сплоченнее и заметнее ориентированы на базовые семейные ценности, но при этом, отношение родителей к своим детям становится достаточно однообразным. Они мало учитывают индивидуальные потребности детей и различия между ними. Многодетные родители достаточно редко помогают детям преодолеть трудности в обучении.

Таким семьям требуется профессиональная помощь. Работники детского сада должны проводить просветительскую, профилактическую и коррекционную работу с такими семьями. Это необходимо, так как здесь речь идет о психическом здоровье ребенка, его успешной социализации и вообще его будущем.

При работе с родителями можно использовать различные методы. Среди них наиболее распространенным методом является беседа. Но не менее эффективными являются совместные праздники и игры родителей и детей, ВКН, «Поле Чудес», педагогические ситуации и тренинги. Они помогают родителям понять своих детей и скорректировать свои отношения с ними.

Таким образом, изучение литературных источников показало, что проблема нарушения прав ребенка в семье актуальны. Хотя инструментарий для профилактики и коррекции детско-родительских отношений разнообразен, но на практике мало применяется. Поэтому считаем, что проведение практического исследования по данной теме будет актуальным и иметь большую практическую значимость.

Литература по правовому образованию дошкольников (Документы)

  1. Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Закон РФ «О защите прав ребенка».
  5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  6. Конституция РФ.
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  8. Областной закон «О защите прав ребенка».
  9. О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ.
  10. Т. Доронова Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье /Дошкольное воспитание, №8 – 2001.
  11. Т. Доронова О взаимодействии ДОУ с семьей /Дошкольное воспитание, №3 – 2000.
  12. О. Борисова Правовое образование дошкольников /Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  13. О. Петрова Практикум по правовому воспитанию / Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  14. С.С. Агешкова Золотой ключик или от чего надо защищать детей / Дошкольное воспитание, №6 – 2001
  15. В.Э. Бауэр Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори М., 2002.

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

    убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

    родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

    родители (или один из них) имеют психические заболевания;

    нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

    родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

    родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

    дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

    синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

    ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

    повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

    выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

    участки облысения, кровоподтеки на голове;

    повреждения внутренних органов;

    «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

    боязнь родителей или взрослых;

    редкие проявления радости, плаксивость;

    реакция испуга на плач других детей;

    плохо развитые навыки общения;

    крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

Младший школьный возраст

    стремление скрыть причину повреждений и травм;

    боязнь идти домой после школы;

    одиночество, отсутствие друзей;

    плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

    агрессивность.

Подростковый возраст

    побеги из дома;

    употребление алкоголя, наркотиков;

    попытки самоубийства;

    криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

Множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей :

    противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

    обвинение в травмах самого ребенка;

    позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

    отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

    неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

    больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

    Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

    Поговорите с родителями.

    Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

    Обратитесь в органы опеки и попечительства.

    Обратитесь в милицию или прокуратуру.

    Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.


ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:
эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

* угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
* лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
* однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
* преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
* вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

* задержка психического развития;
* трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
* низкая самооценка;
* эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
* избыточная потребность во внимании;
* депрессия, попытки суицида;
* неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
* ложь, воровство, девиации в поведении;
* нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде - депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

* дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
* дети раннего возраста;
* дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
* дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
* дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
* родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
* в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

* не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
* публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
* сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
* обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.


АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Расскажи о себе:

    Твой пол: м ж

    Возраст ___________ лет

    Перечисли состав c воей семьи (членов семьи, проживающих вместе с вами)
    1 ________________________ 5 ________________
    2 ________________________ 6 ________________
    3 ________________________ 7 ________________
    4 ________________________ 8 ________________

    Как ты оцениваешь материальный достаток своей семьи:
    - высокий
    - средний
    - низкий
    - крайне низкий

    В каком классе ты учишься __________________

    Как ты учишься
    - хорошо (5-4)
    - удовлетворительно (4-3)
    - плохо(3-2)

    Чем занимаешься в свободное время?
    - слушаю музыку
    - читаю
    - сижу дома
    - смотрю телевизор
    - собираемся на улице, в подвале, в подъезде
    - хожу к друзьям
    - что-то другое ________________________________________

    Тебе трудно найти контакт со сверстниками?
    - да
    - нет

    Какие у тебя отношения с родителями?
    - часто бывают конфликты, ссоры
    - тебя наказывают за проступки физически
    - тебя оскорбляют словами, кричат, заставляют чувствовать плохим человеком
    - хорошие отношения

    Как ты относишься к различным формам насилия?
    - с возмущением
    - с равнодушием
    - готов ли что-то предпринять для изменения ситуации
    - считаешь насилие иногда допустимым

    Наблюдал ли ты насилие у себя в семье?
    - да
    - нет

    По отношению к кому было направлено насилие в семье?
    - к матери
    - к отцу
    - бабушке
    - дедушке
    - братьям
    - сестрам
    - к себе самому (причинение вреда самому себе)
    - к животным

    Допускал ли кто-нибудь в семье насилие по отношению к тебе?
    - Да (если да, то кто)________________________
    - Нет

    Подчеркните, пожалуйста, те виды насилия, которые ты испытал или продолжаешь испытывать в своей семье:
    - психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и др.)
    - эмоциональное (оскорбления, грубая брань)
    - вербальное (словесное)
    - экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки
    - физическое (побои, издевательства)
    - уничтожение, повреждение имущества
    - сексуальное насилие (принуждение)
    - изнасилование


    а) да (если да, то кто) _______________________
    б) нет

    В какой форме было это насилие? а) унижения, оскорбления б) крик и брань в) высмеивание перед классом г) грубое одёргивание

    Обращались ли Вы к кому-нибудь за помощью?
    - да (к кому?)

а) друзьям
б) учителям (соц. педагогу)
в) родителям (родственникам)
г) посторонним взрослым д) другое _______________

Нет

Анкета для школьников,
используемая Центром социально-психологической помощи семье и молодежи г. Костамукши, одного из победителей конкурса мини-грантов для районов Карелии по программе "Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье".

    Сколько Вам лет?

    Ваш пол: муж. жен.

    Как Вы относитесь к различным формам насилия?
    а) с возмущением
    б) равнодушно
    в) готовы что-то предпринять для изменения ситуации

    Допускал ли кто-нибудь по отношению к Вам насилие?
    а) да
    б) нет

    Какого рода насилие Вы испытали по отношению к Вам в школе?
    а) физическое
    б) эмоциональное
    в) сексуальное
    г) никакого

    Допускал ли кто насилие по отношению к Вам в школе?
    а) да
    б) нет

    Испытывали ли Вы жестокое обращение со стороны друзей, одноклассников, сверстников, взрослых?
    а) да
    б) нет

    Пытались ли Вы себя защитить?
    а) да
    б) нет

    Наблюдали ли Вы насилие в семье?
    а) да
    б) нет

    По отношению к кому было направлено жестокое обращение в семье?
    а) к матери
    б) к отцу
    в) к бабушке
    г) к дедушке
    д) к братьям
    е) к сестрам
    ж) к себе
    з) к животным

    Какие чувства Вы испытывали, наблюдая жестокое обращение?
    а) страха
    б) ненависти
    в) злобы
    г) незащищенности
    д) ужаса
    е) вины
    ж) стыда
    з) подавленности
    и) безразличия
    к) сострадания
    л) жалости

    Пытаетесь ли Вы встать на защиту обиженного ребенка, человека?

а) да
б) нет

    а) друзьям
    б) учителям
    в) родственникам
    г) родителям
    д) посторонним взрослым
    е) специалисту
    ж) анонимному специалисту

    Делились ли с Вами друзья, одноклассники, другие дети перенесенным насилием? а) да
    б) нет

    Допускали ли Вы сами по отношению к кому-нибудь насилие?

а) да
б) нет

    Какого рода насилие Вы применяли по отношению к другим людям?

а) физическое
б) психологическое
в) сексуальное

    Какие чувства Вы испытывали, применяя насилие? Укажите.

    Как Вы думаете, стоит ли терпеть насилие, не применяя никаких мер?

а) да
б) нет

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Дорогой друг!
С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее:
- как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников;
- анонимная помощь каких специалистов тебе при этом необходима.
Анкета анонимна- указывать свою фамилию не обязательно! Твое мнение никому не разглашается!
Отвечая на каждый вопрос анкеты:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
Спасибо за помощь в работе!

    Отметь свой пол: м ж

    Сколько тебе лет? __________

    Сколько человек в твоей семье? __________
    Отметь всех, кто живет с тобой:
    Папа
    Бабушка
    Дедушка
    Отчим
    Мачеха
    Тетя
    Дядя
    Братья
    Сестры

    Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:
    Мама
    Папа
    _______
    _______

Рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- инвалид

    Есть ли у тебя родные братья и сестры?
    Да Нет
    Если да, то сколько их? ___________

    Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:
    -Спокойные и дружные
    -Иногда бывают ссоры
    -Напряженные, но без видимых конфликтов
    -Постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
    Другое________________

    Приходилось ли тебе убегать из дома?
    Да Нет
    Если да, постарайся написать причину ___________

    Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
    -моральные (психологическое)
    -физические

    Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)
    -Очень часто (каждый день)
    -Часто
    -От случая к случаю
    -Только иногда (не чаще 1 раза в год)
    -Никогда

    Напиши, за что тебя чаще всего наказывают
    _________________

    Отметь, кто чаще тебя наказывает
    - мама
    - папа

    Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо
    -Да - Нет

    Считаешь ли ты наказание насилием по отношению к тебе?
    Да Нет

    Отметь, как часто употребляют спиртные напитки у тебя дома
    -Каждый день
    -Несколько раз в неделю
    -Один-два раза в месяц
    -Только по праздникам
    -Никогда

    Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

    Считаешь ли ты это:
    -Насилием
    -Воспитательными мерами

    Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
    -Да -Нет

    Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников

Да -Нет
19.Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
-Да -Нет
Кому ты рассказал об этом?

Родителям
-Друзьям
-Никому

    Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
    -Обида
    -Гнев
    -Желание исчезнуть
    -Тоска
    -Безразличие
    -Страх
    -Ненависть
    -Желание ответить тем же

    Кому Вы могли бы рассказать о ситуации, связанной с жестоким обращением?

    а) друзьям
    б) социальному педагогу (учителям)
    в) родственникам
    г) родителям
    д) посторонним взрослым
    е) в полицию
    ж) Уполномоченному по делам ребёнка

з) ни к кому бы не обратился.

Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которого вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Семья - важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значение семьи в формировании личности.

Для решения правовых задач в ДОУ необходимо: во-первых, убеждённость педагогов в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, определённый уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов, и в-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
    щите детей от жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
  1. трансляция родителям положительного образа ребенка
  2. работа по коррекции детско-родительских отношений.
  1. Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
    взрослыми.

Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются наблюдение, беседы, тестирование родителей, изучение продуктов детской деятельности и посещение неблагополучных семей на дому.

Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако она наиболее эффективна в работе с родителями.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку: употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). А также на ответную реакцию детей (их настроение, содержание обращений, тон, мимику).

Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребёнка.

Необходимость решения этой задачи определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.

Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.

Родители, которые изо дня видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребёнка.

Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:

Использование папок-передвижек с темами, например «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»;

Уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;

Рисунки детей на тему «Мои права».

Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов. Темы семинаров разнообразны: «Что такое наказание и запрет?», «Типы родительской любви», «Мама, папа, я – дружная семья» и др.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, сам должен быть компетентен в этих вопросах.

С этой целью выпущен сборник методических материалов «Каждый имеет право» - результат работы творческой площадки «Содружество», действующей на базе нашего ДОУ. В сборник включены материалы для работы с педагогами, родителями и детьми по правовому воспитанию.

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Диагностика нарушений прав ребенка в семье

Диагностика проводится в три этапа. 1-й этап. выявление детей, имеющих те или иные пси хологические проблемы.

Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, обыч но испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они неорганизованны, агрессивны, неурав новешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, воровство. Метод проведе ния диагностики - экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели.

Многочисленные отечественные и зарубежные психо логические исследования показали, что права детей чаще нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя ску ченность порождает большую нервозность у всех членов се мьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребен ка на образование и индивидуальное развитие его способно стей. К тем же результатам приводит и невысокий образо вательный статус родителей.

Отсутствие отца - источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера, как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою оче редь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Отмечается также снижение среднего интеллектуального уровня при увеличении числа детей в семье. Исследования показали, что, хотя члены больших семей обычно вниматель нее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на се мейные ценности, тем не менее отношение родителей к де тям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Мно годетные родители редко помогают детям преодолевать труд ности в обучении.

При увеличении размера семьи в первую очередь страдает развитие речи детей. Когнитивное развитие детей, незави симо от их пола, связано с интеллектуальными характерис тиками отца и его авторитарностью в семье.

Итак, при первичном знакомстве с семьей необходимо предложить родителям заполнить анкету, которая отразит г социальные параметры жизни данной семьи и позволит выделить для более внимательного знакомства психолога и педагогов те семьи, у которых есть объективные основания попасть в группу риска. Подчеркнем еще раз, что к числу объективных оснований относятся: тесное жилье, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, непол нота семьи, многодетность

2-й этап. выявление родителей, нарушающих права сво их ДЕТЕЙ, ТО ЕСТЬ ПРИМЕНЯЮЩИХ К НИМ ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИ ХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

С этой целью проводится диагностика агрессивности ро дителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, а также выясняются методы воспитательного воздействия, принятые в семье. При приеме детей в дошкольное учреж дение родителям предлагалась следующая анкета для выясне ния их общего отношения к физическим наказаниям.

анкета для родителей

Наказания происходят потому, что...________________________________________

Мне приходится наказывать ребенка, когда он...____________________________

_______________________________________________________________________

Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве?

Они могли: дать пощечину; высечь ремнем; шлепнуть по попе; ущипнуть; поцарапать; ударить кулаком; посадить в темное место; поставить в угол; поставить на колени на кру пу; не разговаривать; лишить еды; лишить удовольствий; другие ____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?

_______________________________________________________________________

Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье ваших родителей?______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

В вашей семье?__________________________________________________________

Что раздражает вас в вашем ребенке?______________________________________

В жене (муже)? _________________________________________________________

В родителях?____________________________________________________________

В себе самом?___________________________________________________________

Затем родителям, у которых выявилось неадекватное от ношение к использованию физических наказаний, предлагал ся опросник Басса-Дарки (см. приложение). Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но в данном случае были выбраны только те шкалы, с помощью которых мож но оценить, насколько агрессивны родители.

Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 7. Вербальная агрессия.

Всего 44 вопроса.

Время заполнения опросника - 10-15 минут. Время заполнения анкеты 5 минут. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занима ющимися воспитанием ребенка. В полной семье методики заполняют оба родителя.

показатели нарушения прав ребенка :

Высокий балл по любой из шкал опросника Басса-Дарки.

Констатация факта использования физических наказа ний.

Оценка частоты использования физических наказаний в анкете - 2 балла (что соответствует их применению «в ис ключительных случаях») и выше.

По результатам этой диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка.

3-й этап. диагностика особенностей семейного воспи тания И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ В ТЕХ СЕМЬЯХ, ГДЕ НА РУШАЮТСЯ ПРАВА ДЕТЕЙ.

Здесь используется методика определения родительских установок и реакций (по методике PARY). Это опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жиз ни и воспитания детей (см. приложение).

Время заполнения опросника - 25-40 минут.

Методика PARY, помимо шкал, в которых констатиру ются проблемы родителей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отноше ния. Поэтому она дает возможность провести многосторон нюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей и провести коррекционную работу с опо рой на эти сильные стороны.




Публикации по теме