Советы мамам: составляем распорядок дня ребенку. Режим дня ребёнка от рождения до семи лет Режимы дня детей по возрастам

Детские врачи рекомендуют родителям не допускать резких перемен в организации суток для ребенка, достигшего 1 года. Для ребенка в 1 год режим дня мало чем отличается от такового в 10–11 месяцев. Если стараться придерживаться того образа жизни, который установился незадолго до первых именин крохи, то особых проблем не будет.

Переход на одноразовый сон

Может случиться так, что ребеночек в год сам не захочет жить по своему привычному расписанию. Если раньше он легко засыпал и спал днем два раза, то теперь становится очень трудно уговорить кроху лечь в кроватку через пару часов после первого утреннего пробуждения.

Бывает, что дитя спокойно играет до самого обеда, не выказывая никаких признаков утомления или сонливости, не трет глазки, не капризничает. Попытки уложить спать в обычное время сопровождаются капризами и отчаянным сопротивлением. Когда мама все же укладывает его, он долго играет в кроватке с игрушкой, разговаривает сам с собой, без конца требует к себе внимания и засыпает тогда, когда уже пора вставать. Приходится отодвигать время обеденного кормления, а за ним и время второго сна. В итоге малютка просыпается второй раз перед самой ночью, и затем полночи не спит ни он, ни мама. Такие сдвиги во времени вынуждают менять привычный режим всей семьи.

Если ваш ребенок явно не хочет спать до обеда, то в 1 год его стоит перевести на одноразовый послеобеденный сон (рекомендуем прочитать: ). Он вырос из распорядка дня младенца 11–12 месяца жизни. Для деток 1 года распределение времени должно быть удобным и комфортным для них и для родителей. Переход на новое расписание должен быть плавным, ненавязчивыми - так, не нужно ждать послеобеденного сна, если малыш устал, зевает и норовит прилечь. Иногда бывает очень непросто подобрать индивидуальный режим сна, чтобы малыш оставался веселым и спокойным, а родители могли высыпаться и полноценно справляться со своими повседневными обязанностями.



Если малыш уже не готов жить по созданному ранее распорядку, не нужно настаивать: внутренние биоритмы ребенка сами подскажут оптимальное количество, частоту и время сна

Режимы сна и бодрствования годовалого ребенка

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Итак, на 13-м месяце жизни возможны два режима дневного отдыха, учитывая, что кроха такого возраста может бодрствовать без устали примерно 3–4 часа. В любом случае родители должны следить за тем, чтобы малютка спал положенное ему по возрасту количество часов - от этого напрямую зависит состояние его здоровья и психологический комфорт. В 1 год и 1 месяц уже становится заметной склонность ребенка к типу темперамента «жаворонок» или «сова»:

  1. Режим с привычным для малютки 10–11 месяцев двухразовым дневным сном. Годовалый ребеночек-«жаворонок» просыпается рано, в 6–7 утра, не прочь опять уснуть в 10. Поспав часа два, может играть или гулять примерно до 15 часов. Следующий отдых ему будет необходим где-то с 15 до 17, и уже в 20 – 21 час вечера можно укладывать его на ночь. Данная организация сна радует тем, что ваш маленький непоседа будет всегда отдохнувшим и бодрым.
  2. Режим, при котором малютка днем спит один раз. Этот вариант больше подходит для будущих «сов». Такие детки предпочитают поспать подольше утром и долго не засыпают вечером. Дитя просыпается ближе к 9–10 утра и начинает уставать после полудня. Тихий час такого малыша длится около трех часов. Ребенок может спать после обеда, с 13 до 16, тогда к 8–9 вечера он будет уже утомленным и легко рано уснет. Чем хорош второй вариант? Так как малыш долго спит утром и рано засыпает вечером, у родителей есть возможность переделать домашние дела и пообщаться друг с другом.

Если вы хотите отдать малыша в детский сад в раннем возрасте, то организация дня по типу «жаворонок» считается наиболее приближенной к детсадовской. Главное - не позволять ему спать утром слишком долго, до 10 часов утра ребенка лучше разбудить. Если это правило не соблюдать, то может перепутаться день и ночь.

Питание годовалого ребенка

После достижения ребенком возраста 1 года посадите его на специальный стульчик за общий стол (подробнее в статье: ). Он будет с удовольствием пробовать те же самые блюда, которые едят взрослые: борщи, супы, каши, отварную рыбу и курицу, паровые тефтельки, тушеные или вареные овощи, сваренное всмятку яичко, нежный творожок, запеканку.

Рацион питания ребеночка старше 12 месяцев должен отличаться от взрослого рациона отсутствием острых, жирных, жареных и копченых блюд, колбас, цитрусовых. Лучше пока не давать ему сладостей, мучных изделий промышленного производства, шоколада. В конфетах и пирожных содержится большое количество сахара и искусственных жиров, которые чрезвычайно вредны для маленького организма. Гораздо более полезно ставить на стол фруктовые пюре, ягоды, соки.



Хотя желудок малыша уже способен воспринять взрослый рацион, есть и существенные отличия - лучше оградить ребенка от жареной жирной пищи и продуктов с консервантами

Режимы кормления ребенка после года

Время приема пищи зависит от того, сколько раз дитя спит в течение дня:

  1. При сохраненном двухразовом сне остается привычное 5-разовое кормление. Если у мамы все еще есть молоко, можно кормить грудью перед ночным сном и на завтрак. Если грудного молока уже нет, то пусть кроха утром и на ночь сосет детскую смесь из бутылочки. Днем кормите три раза.
  2. Если ваш малыш после года перешел на одноразовый сон, то время его кормления тоже изменится. Теперь просто не получится соблюдать прежнее 5-разовое кормление. Вполне достаточно кормить малютку 4 раза в день, но при этом нельзя его перекармливать. Следует помнить, что объем пищи, съеденной за раз, должен составлять не более 250 мл. Малыш сам даст вам знать, когда насытится.

Режим сна, прогулок и питания ребенка в год

Давайте составим примерный режим дня и питания годовалого малыша по часам при двухразовом и одноразовом дневном сне, а также с учетом времени утреннего пробуждения:

Режимные моменты Ранний подъем Поздний подъем
Пробуждение, утренний туалет, по возможности зарядка 6.00-7.00 8.00-9.00
Первый прием пищи (завтрак) 7.00-7.30 9.00-9.30
Игры, занятия или прогулка. Многие детки в этом возрасте уже пытаются общаться с ровесниками, поэтому можно ходить с малышом во двор или в парк, где обычно гуляют дети. 8.00-10.30 10.00-12.30
Второй прием пищи. На обед ребенок должен получать самую калорийную пищу в течение дня. 10.30-11.00 12.30-13.00
Сонный час на прогулке или дома 11.30-13.00 13.30-16.00
Третий прием пищи - полдник. Он должен быть гораздо менее плотным, чем обед, потому что скоро ужин 14.00-14.30 16.00-16.30
Второй дневной сон 15.30-16.30 -
Время бодрствования - игры, занятия, чтение книжек 16.30-19.00 16.30-19.00
Четвертый прием пищи - ужин 19.00-19.30 19.00-19.30
Вечерний туалет, купание, обливание, воздушные ванны 20.00-21.00 20.00-21.00
Ночной сон С 21.00 С 21.00


Для годовалого ребенка игра - это естественная стихия, которой обязательно должно быть отведено место в распорядке дня. Маме не обязательно все время активно участвовать - следует оставить время и для самостоятельного изучения мира

Все дети разные, поэтому данный распорядок является приблизительным и варьируется на час-два в ту или иную сторону в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Время сна, бодрствования и питания ребенка 13-15-го месяца жизни можно наглядно изобразить в виде таблицы.

Подобранного расписания важно придерживаться, чтобы ребенок привык кушать и ложиться спать в одно и то же время - это позволит избежать ненужных проблем вроде отсутствия аппетита или вялости, сонливости. Если организация дня ребенку подходит, то можно ее соблюдать до 3-4-х лет.

Мнение Комаровского

Известный педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский рекомендует соблюдать точный распорядок дня для ребенка ясельного возраста. В своих научных работах он описывает семьи, где в результате неорганизованности родителей маленькие дети засыпают к 2-м часам ночи, а потом полудня отсыпаются. Такую ситуацию Комаровский называет перевернутым днем.

Ученый считает, что наладить нормальную жизнь такой семьи может только работа психолога с родителями. Она заключается в выяснении причин неправильного построения дня, обучении родителей планированию своей деятельности с учетом интересов и здоровья ребенка. Мамы и папы должны осознать, что и сон их малютки, и порядок в детской комнате, и активность ребенка зависит прежде всего от них. Чтобы приучить малыша к рациональному режиму дня, молодые родители сначала должны научиться строить его для себя. Мама и папа ребенка должны сами создать все условия для здорового питания и полноценного сна малыша.

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 8700 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 10:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Режим дня дошкольника - это комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, нервной системы и пищеварительного тракта ребёнка. Правильно составленный распорядок поможет снизить утомляемость и обеспечить все потребности малыша. Однако во всём следует знать меру, поэтому не следует ставить дошкольника в жёсткие рамки, которые только навредят ему.

Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Перед тем как составлять режим дня для детей дошкольного возраста, необходимо определиться с его назначением и подробно изучить основные преимущества. Вся эта информация поможет создать оптимальный распорядок, который будет полезен ребёнку и не станет причиной каких-либо проблем.

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и правильно развивался, необходимо правильно составить режим дня дошкольника. Для дома достаточно немного модернизировать распорядок, предусмотренный в детском садике. Это поможет малышу быстро адаптироваться к новым условиям, что значительно снизит вероятность негативной реакции. Детские психологи утверждают, что дневной режим:

  • повышает работоспособность;
  • улучшает сон;
  • повышает аппетит;
  • делает ребёнка более ответственным;
  • улучшает дисциплину;
  • повышает самооценку;
  • увеличивает умственные способности.

Приучать сына или дочь к распорядку дня следует с самого раннего возраста. Это сформирует у них привычку, которая может остаться с ними на всю жизнь. Дети младше 6 лет намного легче приспосабливаются к установленному дневному режиму, поэтому рекомендуется составлять его именно в этот период жизни.

Основные преимущества

Распорядок дня дошкольника дома имеет большое количество преимуществ. Их обязательно нужно брать во внимание перед началом составления дневного режима. Это поможет подготовить идеальный вариант для ребёнка, который станет неотъемлемой частью его жизни. Главными достоинствами дневного распорядка считаются следующие:

Оптимальный вариант распорядка

В большинстве случаев образец распорядка дня дошкольника представляет собой сбалансированное сочетание всех видов деятельности и отдыха. Составлять его могут только родители, которые знают все особенности малыша, его предпочтения и способности.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.

Основные моменты , которые следует учитывать при выборе продуктов:

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 - днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

  • шумные игры;

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

Режим дня дошкольника - это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

Появление малыша для каждой семьи – это большая радость, но, вместе с тем, и большая ответственность. Помимо ежедневного ухода за малышом – кормления, купания, массажа, прогулок и других процедур – необходимо найти время и для домашней работы, которая никуда не исчезает с рождением ребенка. Кроме того, родителям нужно успевать отдыхать, чтобы были силы на выполнение всей этих обязанностей. Правильный режим дня поможет малышу и родителям распределить энергию и оставаться в хорошем настроении весь день. Составить план дня поможет А.Л. Караваева, врач-неонатолог, м.н.с. отделения новорожденных отдела неонатологии и педиатрии ФГБУ НЦАГиП им. В.И.Кулакова.

Режим дня ребенка первого года жизни составляют чередование периодов сна и бодрствования, кормления, прогулок, гигиенические процедуры, а также ритуалы, связанные с их выполнением (например, ритуал ночного засыпания, утреннего пробуждения). Их продолжительность и частота зависят от характера вскармливания и традиций семьи и изменяются с возрастом ребенка.

С самого рождения каждый новорожденный настроен на определенный ритм, который отражает и период внутриутробного развития, и особенности его развития, и потребности в объеме и частоте кормлений и многое другое. Для того, чтобы малыш чувствовал себя хорошо, рос здоровым и активным, необходимо внимательно следить за ним. Важно выяснить все особенности суточного режима своего малыша и стараться подстроиться под его биоритмы.

Режим дня: основные моменты

Каждый малыш, вне зависимости от того, на каком виде вскармливания он находится, должен научиться придерживаться определенного распорядка. Режим дня приучает ребенка к правильной смене сна и бодрствования, учит различать день и ночь, а также предохраняет малыша от переутомления, гарантирует его активность и бодрость, что является залогом физического и умственного развития. Кроме того, ежедневно повторяющиеся действия успокаивают кроху, создают чувство безопасности, формируют дисциплину и закладывают многие положительные черты на будущее. По некоторым наблюдениям, дети, приученные к режиму, менее тревожны, спокойнее спят, отличаются лучшим аппетитом.

Кормление

У детей на грудном вскармливании и получающих грудь по требованию только в первые 1-1,5 месяца во время установления лактации график будет скользящим, но со временем мама сможет понять, какие примерно промежутки времени проходят между прикладыванием к груди . Обычно, они составляют 1,5-2 часа в первые месяцы и по мере роста ребенка постепенно увеличиваются. Сокращение промежутков между кормлениями или, наоборот, их увеличение на 30-60 минут не являются катастрофическими. Не стоит строго выдерживать между кормлениями 3 часа, как любят советовать бабушки и педиатры старой школы, потому что такой немного скользящий режим кормлений является оптимальным и для малыша, и для мамы. Для ребенка материнское молоко – это не только еда, но и способ общения с мамой, а также успокоение, например, во время смены погоды, или когда кроху мучают колики. Материнское тепло, вкусное и полезное молоко – самые лучшие успокаивающие средства, дарующие ребенку, помимо насыщения, чувство защищенности, стабильности, спокойствия и даже радости. Регулярное прикладывание малыша к груди является залогом успеха , становления лактации, что поможет избежать многих проблем, например, сцеживания , появления застоя молока (лактостаза) и многих других.

Дети, по тем или иным причинам находящиеся на искусственном вскармливании , имеют более стабильные интервалы между кормлениями. Объем и частота кормления определяются врачом, наблюдающим малыша в зависимости от его веса, возраста, а также с учетом его физиологической зрелости. Недоношенные и маловесные дети, как правило, получают питание чаще (примерно каждые 2-2,5 часа), чем крупные доношенные (3-3,5 часа).

Начиная с четырех-шести месяцев вводится прикорм. Ребенок должен постепенно приобщаться завтракать, обедать и ужинать в отведенное время, желательно – вместе со всеми членами семьи.

В первые месяцы после рождения малыш довольно много спит. В среднем, продолжительность сна на первом месяце составляет около 20 часов в сутки. Начиная со 2 месяца время сна в основном перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. К 3 месяцам дети спят в среднем 17-18 часов в сутки, а к полугоду – 16 часов, при этом на ночной сон приходится примерно 10-11 часов. Конечно же, чередование периодов сна и бодрствования, а также преобладание ночного сна устанавливается не сразу.

Многие родители не могут понять: почему их кроха на первом месяце жизни более активно ведет себя именно в вечернее и, зачастую, в ночное время? Для этого достаточно вспомнить, характер внутриутробной активности ребенка. Наглядный пример: будущая мама в течение дня достаточно подвижна (она работает, гуляет, совершает передвижения по дому) при этом младенец укачивается и активность его невелика. Вечером же, когда наступает время сна, расслабляются мышцы живота мамы, укачивающих движений больше нет, малыш начинает активно толкаться и шевелиться, чем несказанно радует будущих родителей. Однако после рождения эта вечерняя активность никуда не исчезает. Ребенок за время внутриутробного развития уже привык жить в таком режиме и, естественно, ему потребуется время для того, чтобы свой ритм перестроить.

Бодрствование

В первые месяцы после рождения режим дня ребенка, по сути, представлен кормлением и последующим сном. Со временем количество и продолжительность дневного сна сокращается, а время бодрствования – увеличивается. Таким образом, режим ребенка начинает меняться. Можно выделить несколько этапов:

С рождения до месяца

Малыш спит до 20 часов в сутки, перерывы между кормлениями могут варьироваться в зависимости от вида вскармливания. В этот период скорее мама подстраивается под режим ребенка, чем наоборот.

С месяца до 3 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка сокращается до 17- 18 часов, количество периодов сна в дневное время – до 4 раз. Максимальная продолжительность бодрствования – от 1 до 1,5 часа.

С 3 до 6 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка немного сокращается и составляет уже 16 – 17 часов, количество периодов сна в дневное время – 3-4 раза. Бодрствует малыш уже 1,5-2 часа. Перерывы между кормлениями могут увеличиться до 3,5-4 часов.

С 6 до 9 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка уже составляет 15 – 16 часов. В этот период малыш переходит на трехразовый дневной сон . Бодрствует малыш уже по 3 часа. Среднее количество кормлений в сутки сокращается до 5 раз, перерывы между кормлениями до 3,5 часов.

С 9 месяцев до года
Общая продолжительность сна 15 – 14 часов. Теперь малышу достаточно двухразового сна, приблизительно по 2,5 часа. К году у большинства малышей остается один 2-3-часовой послеобеденный сон. Перерывы между кормлениями могут достигать 4,5 – 3,5 часов.

Конечно же, такое распределение на периоды весьма условно. Зачастую дети сами выбирают себе режим (в соответствии со своим биологическим ритмом), и каждой маме необходимо внимательно следить за поведением малыша. Например, если он активно трет глазки и зевает, капризничает или же мерно посасывает грудь, то необходимо уложить его раньше. Также потребность в длительном сне может увеличиваться во время заболеваний малыша, после перенесенных ярких эмоций (как положительных, так и отрицательных), при утомлении. В такие дни необходимо создать ребенку более спокойные и комфортные условия, так как их резкая смена может негативно отразиться на состоянии его психического здоровья. И наоборот, если ребенок не хочет спать – насильно укладывать его нельзя. Нужно дать ему возможность еще немного пободрствовать, чтобы «нагнать» сон.

Следует помнить, что все дети, как и взрослые, неодинаковы, поэтому в зависимости от возраста ребенка и типа его темперамента количество дневного сна может сильно разниться. Большинство детей к году имеют в среднем продолжительность сна около 12-14 часов, но если ваш кроха не совсем придерживается этой «нормы», но при этом хорошо себя чувствует, то повода для беспокойства, даже при не очень стабильном дневном сне, нет.

Для того, чтобы помочь ребенку первого года постепенно приучиться к режиму дня, необходимо стараться придерживаться определенного правила: засыпать и просыпаться в определенное время. Укладывая кроху вечером вовремя можно быть уверенным, что он лучше выспится и меньше будет капризничать днем. Однако помните, что это правило не работает в первые месяц-полтора. Так как в этот период именно мама подстраивается под потребности своего малыша.

Ритуалы

Каждый ребенок чувствует себя более комфортно, если перед засыпанием, особенно ночным, совершается определенная последовательность действий – ритуал засыпания. Как правило, это купание, успокаивающий массаж перед сном, кормление, укачивание или мамина колыбельная. Повторяясь изо дня в день, эта последовательность настраивает ребенка на засыпание и на крепкий сон.

Ритуал утреннего пробуждения малыша всегда должен проходить в радостной и спокойной атмосфере – это залог его хорошего настроения в течение дня. Улыбнитесь малышу, нежно обнимите и поцелуйте его. Если малыш проснулся раньше, чем обычно, но при этом лежит тихо, не торопитесь сразу вынимать его из кроватки, брать его на руки: немного повертевшись, он, скорее всего, опять уснет.

Гигиенические процедуры

С самых первых дней после рождения, уже в родильном доме каждому новорожденному проводится утренний туалет. Утреннее умывание сигнализирует о том, что начинается новый день. Во время периодов бодрствования, как правило, перед кормлением, новорожденным проводятся такие гигиенические процедуры, как смена подгузника , подмывание.

У детей с 6-месячного возраста присоединяются гигиенические навыки – мытье ручек после возвращения с прогулки, а также перед каждым приемом пищи и после него (во время введения прикорма) вытирание рта, одевание нагрудника и прочее.

Вечернее купание означает завершение дня и подготовку ко сну. Помочь установлению такого успокаивающего ритуала могут детские косметические средства с успокаивающими ароматами, которые можно использовать во время вечернего купания и массажа.

Все перечисленные ежедневные проводимые в одно и то же время ритуалы помогут крохе легче привыкнуть к режиму и научат распознавать разное время суток. Поэтому их значение, обязательность и систематичность очень важны.

Ежедневные прогулки

Во время организации правильного режима дня у ребенка первого года жизни нельзя забывать о ежедневных прогулках , которые должны проводиться минимум дважды в день, а их общая продолжительность должна составлять не менее 3-4 часов. С детьми до 6 месяцев удобно гулять во время их сна. Начиная с 6-месячного возраста, предпочтительнее выходить на прогулку во время бодрствования, так малыши с большим энтузиазмом познают окружающий мир. Когда малыш начинает ходить, прогулки должны быть достаточно активными. Не стоит заставлять кроху сидеть в коляске, пусть он какое-то время ходит, бегает, играет.

Профилактический массаж

Подрастающему малышу в течение дня во время периодов бодрствования обязательно нужно выделить время для проведения профилактического массажа. Для массажа подойдет время днем или вечером, когда малыш лучше себя чувствует, не хочет спать или кушать. Длительность массажа должна составлять от 5 до 10 минут, чтобы не вызвать усталость и беспокойство у крохи. Во время проведения массажа следите за реакцией ребенка, так как эта процедура должна приносить только положительные эмоции. Если малыш капризничает или голоден, перенесите массаж на другое удобное время, чтобы не сформировать отрицательные реакции на эти полезные процедуры.

Психология режима

Если в вашей семье есть традиции жить по расписанию или придерживаться определенного распорядка дня, то и ваш малыш со временем будет вести себя точно так же.

Однако в первые месяцы режим должен определяться именно биологическим ритмом ребенка, и это требует внимательности, чуткости и терпения со стороны мамы и папы. Сначала родители подстраиваются под режим малыша, а начиная с 3-6 месячного возраста, ребенок постепенно приучается к традициям и распорядку семьи (прием пищи, прогулки и пр.). При этом именно «постепенность» имеет огромное значение. Принуждать ребенка к режиму, выгодному родителям, очень опасно, так как могут возникнуть не только нарушения со стороны органов пищеварения, если, к примеру, ребенок получает недостаточное питание (мама выдерживает ровные удлиненные интервалы между приемами пищи), но также может травмировать и нервную систему малыша.

Придерживаться режима дня следует и в выходные, и праздничные дни, чтобы не сбить малыша с толку.

Малыш перепутал день и ночь

Малыши не только в первые недели после рождения, но и в течение первого года часто путают день и ночь. Это означает, что в привычное вечернее время ребенок продолжает активно себя вести, аукать, гулить или петь песни, ползать по кроватке, тянуться за игрушками, что совершенно не радует родителей, которые уже настроились на отдых. И, конечно же, первым побуждением мамы будет взять малыша на ручки и начать укачивать. Но и такие мероприятия не всегда приводят к желаемому эффекту.

Очень часто такие периоды возникают при уменьшении необходимости в дневном сне, то есть при переходе ребенка, например, с трехразового на двухразовый сон, а также при перевозбуждении малыша, несоблюдении режима дня, более длительном дневном сне (более 3-4 часов) и пр. Конечно же, рано ли поздно малыш уснет, но для того, чтобы данная ситуация не повторялась каждый вечер, на следующий день нужно обратить внимание на сон ребенка в течение дня.

Если днем ваш малыш крепко уснул и спит более 2-3 часов, особенно если до предполагаемого ночного сна остается менее 3-4 часов, то не бойтесь его разбудить. Делать это нужно аккуратно, чтобы не вызвать негативной реакции со стороны крохи. Можно взять ребенка на руки, погладить его по спинке, ножкам, ручкам, ласковым голосом поговорить с ним, включить негромкую музыку.

После таких искусственных пробуждений малыш может очень активно выражать свое недовольство, капризничая. Приготовьте бутылочку или приложите ребенка к груди, заинтересуйте чем-нибудь интересным, например, игрушкой, или просто поносите его по дому, показывая разные комнаты и предметы.

Во время дневного сна не изолируйте ребенка от бытового шума, не зашторивайте окна от дневного света, достаточно ограничить попадание солнечных лучей на кроватку, чтобы кроха осознавал, что сейчас день.

Если малыш начал увеличивать интервалы между дневным сном, постарайтесь пропустить одно укладывание. Но при этом помните, что нужно быть готовым организовать более ранний ночной сон.

В течение дня старайтесь занимать малыша активными играми, песнями, танцами и обязательно прогулками на свежем воздухе. Но перед ночным сном все активные игры и упражнения нужно прекратить, иначе ребенок перевозбудится и не сможет уснуть.

Последнее кормление перед сном ребенка по возможности сделайте более сытным. Если малыш засыпает с грудью, то дайте возможность сосать ее ровно столько, сколько ему необходимо.

Старайтесь в ночное время в комнате, где спит малыш, не оставлять яркий свет, если вам все же необходим ночью свет, то лучше воспользуйтесь приглушенным ночником. Иначе малыш может подумать, что настал новый день и снова пора играть.

Есть и еще один очень действенный способ помочь ребенку уснуть – совместный сон , мамино тепло и ровное дыхание. Близость к материнской груди поможет малышу успокоиться и уснуть вовремя.

Режим дня во время путешествий

Путешествия с ребенком могут оказывать воздействие не только на физическое, но и на психологическое здоровье малыша, так как переезды сопряжены с посещением людных мест, сменой климата, привычной и комфортной обстановки, а часто и с характером питания. Поэтому для создания спокойной атмосферы во время путешествий, а также психологического комфорта постарайтесь придерживаться привычного для ребенка ритма жизни и режима дня.

Если поездка предстоит со сменой часового пояса, то в первые дни постарайтесь придерживаться домашнего расписания. Через несколько дней малыш постепенно начнет адаптироваться к изменившемуся световому дню.

Захватите с собой игрушки, книжки и другие вещи, которые ассоциируются у ребенка с домом. Они позволят соблюсти ставшие привычными ритуалы засыпания, утреннего пробуждения , дневные игры, в каком бы месте вы ни находились – в другой стране или у бабушки в деревне.

В первые несколько вечеров уделите крохе немного больше времени перед вечерним ритуалом засыпания – это поможет успокоиться после полученных эмоций и впечатлений и ощутить себя более комфортно в изменившейся обстановке.

Будьте готовы к тому, что может быть беспокойным, поэтому возможно несколько дней вам придется организовать совместный сон, чтобы ребенок чувствовал психологический комфорт.

По возвращении домой вы снова вернетесь к строгому режиму. Не бойтесь, что придется начинать обучение заново, ведь у малыша уже сформировались нужные навыки, и если вначале он немного собьется с ритма, то быстро вернется к правильным привычкам.

А.Л. Караваева, врач-неонатолог, м.н.с. отделения новорожденных отдела неонатологии и педиатрии ФГБУ НЦАГиП им. В.И.Кулакова
журнал для родителей «Растим Ребенка», апрель 2014


Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Правила "НЕ" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Признаки правильного распорядка:

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Принципы режима:

1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Приемы пищи:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Особенности развивающих мероприятий:

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!




Публикации по теме