Современные проблемы воспитания детей. Проблемы в воспитании современных детей

(4 голоса : 5,0 из 5 )

На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка.

— Добрый вечер, Александр.

— Благословите наших телезрителей.

— Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»!

— Наша сегодняшняя тема — воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем .

— Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, — одна из главных проблем, главных задач — это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно.

Один почтенный господин — весьма почтенного возраста — из тех, кто воцерковился в конце 80-х начале 90-х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове — обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем — это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься — но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы — с точки зрения этого господина, — не знают, для чего постятся. Молятся — но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

Поэтому, дорогие друзья, хочется ваше внимание вот на что обратить. Те проблемы, которые существуют в современном обществе, и на которые святая Церковь всегда реагирует голосом священноначалия — среди этих проблем проблемы чрезмерного благочестия не существует. Если мы смотрим, отслеживаем внимательно, слушаем ежегодное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клирикам и монашествующим города Москвы, в каждом ежегодном обращении подводятся итоги предыдущего года, планы и перспективы на будущее. Посмотрите на документы и решения Архиерейских Соборов, которые в последние годы были; на работу Межсоборного присутствия, на православные сайты – например, pravoslavie.ru, где какие-то проблемы, в том числе и светского общества, обсуждаются, даются разные точки зрения, — везде мы видим, что среди проблем, которые стоят перед общественностью, есть какие проблемы? Религиозная безграмотность — это реальная проблема, религиозное невежество. Почему священноначалие и употребляет столько усилий на то, чтобы повышать грамотность православных христиан. Почему это очень обязательное и очень уместное своевременное благословение священноначалия, чтобы каждого приступающего к Крещению необходимо сначала оглашать — если это взрослый человек. И вот эта религиозная безграмотность — не надо далеко ходить за примером. Дмитровская родительская суббота была позавчера, и многие люди подают в храм записки с такими словами: передай в храм записку, пусть они там помолятся. Буквальная фраза «пусть они там помолятся»- чтобы моему близкому родственнику там, в будущей загробной жизни, было хорошо. А когда человека спрашиваешь: а почему же вы сами не хотите идти в храм? — Мне некогда, у меня дела, заботы, проблемы, пусть «они» — духовенство, они там пусть молятся, а моя задача — написать записочку и отдать. Эта форма обрядоверия — тоже один из видов его религиозной безграмотности.

Такие проблемы действительно есть в современной жизни. А проблемы чрезмерного благочестия — такой проблемы нет, и слава Богу, что нет, и диалог этого пожилого господина с его собеседником оставил очень интересное впечатление. Есть хорошо всем известный литературный персонаж Дон Кихот Ламанчский — это пожилой сеньор, который облачился в доспехи, уже проржавевшие от времени, возомнил себя доблестным рыцарем, сел на коня, взял копье, и устремился искать противников. А так как рыцарей, достойных ему, уже не было — времена прошли, — он увидел мельницу, устремился на мельницу — на вымышленного врага. Мельница показалась ему великаном. Точно также беседа с этим господином оставила — по крайней мере, у меня, как свидетеля этого диалога, очень грустное впечатление в сравнении именно с Дон Кихотом, который борется с ветряными мельницами. Потому что если бы среди проблем современной церковной жизни была бы проблема чрезмерного благочестия, тогда бы мы видели что? Наступает многодневный пост, и машины «скорой помощи» не успевали бы увозить в отделения перепостившихся прихожанок, которые падают в изнеможении; или люди попадали бы в психиатрические больницы, потому что перемолились, и таким образом сошли с ума; или люди вериги на себя накладывали, спали бы на голой земле — как «во время оно» подвижники. Поэтому проблемы чрезмерного благочестия нет. И эти выпады отдельных граждан лишь свидетельствуют, что они мечты сердца своего, т. е. плод своего страстного воображения выдают за реальность. К сожалению, с такими людьми приходится общаться, и особенно по миссионерской работе, пытаться отвечать на их выпады в адрес Церкви.

А среди реальных проблем современной церковной жизни, несомненно, одна из главнейших — это как нам научиться воспитать нравственную личность, как наших детей, подростков которые в силу возраста, в силу переоценки ценностей, как они, общаясь с окружающими людьми, воспринимают на себя действие современной массовой культуры — порой агрессивной, тлетворной, развращающей; как им устоять, как привить детям духовный иммунитет, чтобы они через эти непростые годы переходного возраста прошли — не побоюсь этого слова — не запачкавшись нравственно, — или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души. Вот это проблема, которая стоит перед каждым из нас.

— И конечно же, самое опасное, что может произойти со стороны самих родителей — это некоторые ошибки или неточности, или совершенно неправильное поведение по отношению к своим детям. Если какие-то основные категории?

— Да, действительно, Александр, можно условно свести к двум общим основным ошибкам, которые совершают вообще все родители — нельзя сказать, что только верующие, церковные родители, — а вообще все родители. Мудрые люди, педагоги, пастыри с большим опытом обращают всегда внимание своих пасомых прихожан, духовных чад на эти две ошибки.

Первая — это чрезмерная ласка, которая ошибочно называется любовью, хотя любви здесь нет, а это не что иное, как потворство, потакание страстям ребенка, когда ребенок мнит себя некоронованным королем в семье. Худший вариант, если ребенок только один — пока он один, естественно, все внимание к нему, и он, действительно, вырастает эгоистом. Но даже если несколько детей в семье, то последний, как правило, которому больше всего внимания — и родителей, и старших детей, тоже может вырасти с этими эгоистичными наклонностями. И эта чрезмерная ласка, потакание страстям, когда ребенок вырастает и чувствует себя центром внимания. Он убежден – это, может, помимо сознания проходит, но он убежден, что весь мир и родители созданы только для него, чтобы удовлетворять все его похоти. И такой эгоист, перед которым совершается преклонение как перед языческим идолом, как правило, в жизни сталкивается с очень большими проблемами, и это совершенно очевидно, что окружающий мир не будет ведь к нему относиться так же; он обязательно столкнется с отношением к себе более достойным его, на самом деле, но будет это воспринимать с обидой, с огорчением, будет ненавидеть весь мир, на всех обижаться, думать, что ничтожества и недостойные люди стали выше меня, меня недооценили и т.д. И родители, которые чрезмерно потакают ребенку, превращают в его в идола — одна из главных ошибок, — они обрекают его на то, что он будет одинок в жизни, у него не будет настоящих друзей, настоящей поддержки. И он будет в состоянии мысленной перманентной войны с окружающим миром постоянно находиться.

— Значит, первое — это чрезмерная ласка, а второе?

— Вторая ошибка, которую иной раз делают родители, и тоже нередко — это чрезмерная строгость. Это другая крайность. Как очень мудро говорит старец Паисий: все крайности от врага. Чрезмерное потакание — это одна крайность, другая крайность — когда ребенок растет обезличенным, растет как бы в условиях полицейского участка, где каждый его шаг, каждая его мысль, жестко контролируется родителями, и причем родители могут искренно считать, что это они делают для блага ребенка. Ребенок, как правило, в такой семье вырастает слабовольным, забитым безынициативным, запуганным. Вот это внутренняя подавленность — не побоюсь такого резкого сравнения, — «тюремное детство» такого ребенка впоследствии может вылиться в два направления. Или агрессия в адрес всех остальных необъяснимая — сам подросток, юноша не может понять, откуда у него внутри такая агрессия ко всем — на него кто-то не так посмотрел, что-то не так сказал. Или выражается в том, что человек всю жизнь так и останется слабовольным, безынициативным, подавленным. Он как бы ищет людей с более сильной волей, которые бы им управляли. Он везде боится проявить какую-то инициативу, боится окрика, и это также несчастные люди, которые недополучили любви.

Поэтому в отношениях с детьми надо помнить мудрый пример любого опытного садовода: когда садовод сажает маленькое деревце, он его подвязывает, чтобы оно росло ровно, и должен позаботиться, чтобы его поливать вовремя — не перелить, потому что и избыток влаги, и отсутствие влаги одинаково вредит деревцу. Также и избыток любви – точнее, не любви, а потакания, и чрезмерная строгость также вредит личности ребенка.

— Вопрос из Московской области. В Притчах Соломона есть слова «аще кто любит своего ребенка И́же щади́тъ жéзлъ [свóй], ненави́дитъ сы́на своегó» (Пр.13:25). Т.е. воспитание ребенка допускает наказание. И еще вопрос: когда дети уходят в алтарь, зачастую ребенок, облаченный в стихарь, выходит, как бы показаться, что он такой хорошенький.

— Спаси Господи, очень хороший вопрос. Цитата премудрого Соломона продолжается следующим образом: «а кто любит, тот с детства наказывает его». Я еще раз напомню этимологию славянского слова «наказание»: это не месть, это не кара, это не проявление безумной власти и жестокости, не желание как бы насладиться от страдания беспомощного существа, а наказание — это научение, вразумление. Поэтому кто любит своего сына или дочь, то естественно, должен их наказывать – читай: вразумлять и воспитывать.

— Вопрос из Нижегородской области. У моей умершей пять лет назад сестры остался трехлетний сын, и я с его отцом воспитываем его. Два года назад отец купил ребенку компьютер. Ребенок уже не может жить без компьютера, он для него — все. Когда компьютер, наконец, сломался — я обрадовалась, а ребенок на меня сердится. Что мне делать?

— Спаси Господи, достаточно широко распространенная проблема в современной жизни, потому что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей, и я не думаю что в программе ТК «Союз» вы услышали фразу, что компьютер — это отрава. Сам компьютер не может быть отравой, потому что это творение рук человеческих, человеческого ума и таланта. Все зависит от того, как его использовать. Сколько православной литературы на компьютере набирается, сколько сайтов интересных познавательных, обогащающих с нравственной точки зрения! Все зависит от того, в чьих руках это орудие. И само собой разумеется, что для ребенка, который еще не умеет распределять свои силы и время, который еще слабоволен, нуждается в опеке родителей, долгое сидение у компьютера для него опасно во всех отношениях — как в физическом — постоянное облучение от этого экрана и поражение определенных частей головного мозга, об этом специалисты уже много говорили, в т. ч. из Центра реабилитации пострадавших от наркомании, лудомании имени св. праведника Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье — Изяслав Александрович Адливанкин, отец Анатолий Берестов, много статей на эту тему написано. Вы можете почитать и ознакомиться с тем, насколько вреден не столько компьютер, а неразумное использование его, особенно когда дети, подростки тратят уйму времени перед ним. Поэтому, конечно, лучше, чтобы все это было дозированно.

Самый лучший вариант, который можно посоветовать, раз уж вы обратились именно ко мне — если бы ребенок вообще до определенного возраста не знал, что существует интернет. Даю себе отчет, что может быть, мои слова окажутся очень категоричными. И лучше, чтобы ребенок до определенного возраста не знал, что существует телевидение. Это не касается телеканала «Союз», а именно светского телевидения. Чтобы он не знал, как присоединяется к телевизору антенна. Сейчас много православных дисков, мультфильмов, старых советских фильмов, которые хоть с каким-то смыслом. Вот, смотри DVD — это лучший вариант, когда родители дозированно дают информацию и заботятся, чтобы этой информацией ребенка не перегрузить. Поэтому дай вам Бог мудрости и терпения, чтобы в этой ситуации найти слова и объяснить ребенку о вредоносности чрезмерного долгого сидения у компьютера.

воспитательный подростковый профессиональный образование

Воспитание: понятие, формы воспитания в истории и контексте современности

Прогрессивное развитие любого государства основано на его духовном богатстве. Духовные ценности любой нации и общества становятся важнейшим фактором, определяющим их будущее.

В современных условиях развития нашего общества и государства острейшей проблемой остается уровень духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Неблагоприятная демографическая ситуация, рост преступности, нивелирование семьи как ценности, утрата патриотического сознания, снижение уровня здоровья и качества жизни требуют серьезного пересмотра векторов развития образования, определения его не только материальных, но и духовных ресурсов. Если материальные ресурсы в последнее время через национальные проекты помогают повысить, то духовные пока вызывают серьезные опасения.

В обществе все еще нет системы, которая боролась бы с негативными явлениями, оказывающими растлевающее действие на души людей. Российское образование, после модернизации и реформирования, утратило свою воспитательную функцию. Вслед за пионерией и комсомолом наши дети лишились и тимуровского движения, и клубов интернациональной дружбы, и строевых смотров военной песни, и «Зарницы», и шефства, и соревнований за право быть правофланговыми... В свое время эти и другие формы реально способствовали воспитанию коллективизма, лидерских качеств, любви к Отечеству, уважения к другим народам, стремления старших помочь младшим. Взамен мы получили шквал пропаганды жестокости, насилия, равнодушия, цинизма, рекой льющейся с экранов телевизоров и компьютеров.

Кто может сегодня противостоять этому натиску? Прежде всего -- семья, организованная система воспитания в образовательных учреждениях, церковь. Эти социальные институты всегда боролись за сохранение нравственности, моральных устоев российского общества, как самое драгоценное оберегали духовный мир людей от черствости, хамства, карьеризма.

Жизнь диктует необходимость формирования у студентов активной гражданской позиции, привлечения их к общественно полезной деятельности, пропаганды здорового образа жизни, физического и нравственного развития.

В современном российском обществе идея патриотизма может и должна стать стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества. Истинный патриотизм предполагает формирование и постоянное развитие комплекса позитивных качеств, основой которого должны явиться духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Большую роль в воспитании подрастающего поколения играет семья. Именно в семье закладываются те основные мировоззренческие, нравственные позиции ребенка, его ориентиры, представления о хорошем и плохом, которые потом, на последующих этапах воспитания и образования в учебном заведении, лишь конкретизируются. Семья должна стать партнером государства в осуществлении патриотического воспитания молодежи и детей. Отчий дом притягивает людей теплотой и открытостью, создает возможности для самореализации и самовыражения. Именно любовь к Родине сохраняет в веках народ, обеспечивает его ресурсом не только для выживания, но и для саморазвития, раскрытая потенциала.

Чрезвычайно актуальна, как для настоящего, так и для будущего России, проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Сохранение и укрепление здоровья учащихся и подростков -- важнейшая задача современного образования. Качество образования, формирование ключевых компетенций учащихся находятся в прямой зависимости от их физической подготовленности. Повседневные занятия физическими упражнениями содействуют духовному в физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой социально полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию ориентации на духовно-нравственные ценности, на возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину, -- доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.

После Октябрьской революции 1917 г. и до середины 1980-х гг. в нашей стране концепция воспитания определялась особенностями коммунистической идеологии и тоталитарного общества. Несмотря на отдельные достижения теории и практики воспитания (в первую очередь это связано с А.С. Макаренко, поставившим во главу угла разновозрастной коллектив и его влияние на формирование ребенка, так как «там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений» ), оно было направлено на формирование людей, преданных коммунистической идеологии, обладающих качествами, полезными для социалистического строительства, вследствие чего понятие о самоценности личности утрачивалось. Однако в период «оттепели», после XX съезда КПСС (1956), осудившего культ личности Сталина, и в педагогике начались перемены.

Символом гуманистических исканий стал В. А. Сухомлинский (1918--1970), считавший, что нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. По Сухомлинскому, «воспитывать совесть -- это значит утверждать в человеке мысль о том, как оценят его поступок люди, добиваться того, чтобы человек боялся осуждения людей и видел бы себя всегда как бы освещенным ярким светом людской молвы, того, что в народе нашем называют слух, слива... Воспитывать совесть -- это значит учить человека с детства отдавать себя другим людям, переживать потребность в человеке» . Подход к воспитаннику, основанный на непреходящих общечеловеческих ценностях, предполагает усвоение детьми таких нравственных категорий, как счастье, свобода, честь, достоинство, долг, справедливость, уважение достоинства личности другого. В школе Сухомлинского эти категории усваивались через заботу об окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Проблема воспитания человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в конце XX в. в связи с усиливающейся технократизацией общества, прагматизацией социального бытия людей, сопровождающихся снижением нравственных барьеров.

Интересным представляется опыт воспитания достойной личности, предложенный В. Ф. Шаталовым в трудах, раскрывающих основные принципы и содержание разработанной им методической системы («Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Эксперимент продолжается», 1989, и др.). Педагог размышляет о влиянии оценки на формирование личности человека, которая при неумелом с ней обращении может стать средством угнетения личности, о том, что подчас «в погоне за сиюминутными внешними результатами» упускается из внимания главное -- человек, его отношение к другим людям.

Во второй половине 80-х гт. в качестве альтернативы официальной педагогики была выдвинута и обоснована идея педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили. Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и др.), основанная на предоставлении обучащимся, где только можно, свободного выбора и призывавшая к строящемуся на уважении достоинства совместному труду педагогов и студентов.

По убеждению Ш. А. Амонашвили, гуманная педагогика должна способствовать реализации природы каждого человека, которая у детей проявляется в стремлении к развитию, страсти к свободе, потребности взросления, -- именно в этом ее высший смысл и главное предназначение; «личностно-гуманный подход заключается в том, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать значимым, т. е. чтобы ребенок осознавал учебную задачу (педагогически и социально обязательную)

Наука и практика продолжают двигаться по пути гуманистических преобразований. Гуманистическая педагогика ориентирована на человека, признавая уважение достоинства его личности. В первую очередь ее отличает то, что приоритет отдается развитию психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности формированию свободной, самостоятельно думающей и действующей гуманной личности, способной делать обоснованный выбор в различных учебных и жизненных ситуациях, обеспечению условий для успешной переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика требует предъявлять к воспитаннику разумно сформулированные требования, уважать его права.

Гуманистическая концепция народного образования практически означает введение нового типа образования, ориентированного на освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно-исторического процесса.

В свете этой концепции образовательное учреждение становится важнейшим культурно-образовательным институтом. Его основная и стратегическая цель -- подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Понятие «воспитание» для отечественной системы образования неразрывно связано с духовно-нравственным формированием и развитием человека. Причем если мы рассматриваем обучение с точки зрения освоения участниками образовательного процесса определенных знаний.

Все это достигается на основе гуманизации всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогики сотрудничества и сотворчества, посредством использования новой технологии, активных форм и методов обучения и воспитания. В конце XX -- начале XXI столетия возникла принципиально новая педагогическая ситуация, когда каждый педагог, каждый педагогический коллектив получили возможность проектировать воспитательные системы, адекватные природе детства, культурно-историческим традициям общества. Следствием этого явилось появление значительного количества гуманистически ориентированных концепций воспитания, в которых воспитание рассматривается в разных аспектах.

Целью воспитания в XXI в. должно стать содействие индивидуальному развитию человека, формированию у вето высоких нравственных качеств, гражданского самосознания. Доминантой нового воспитания, позволяющего студентам реализоваться на всех ступенях их личностного развития, является принцип формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в социуме.

Привитие учащимся гуманистических идеалов, в том числе толерантности, коллективизма, взаимопонимания, ответственности, признания за другими права на уважение достоинства их личности - одни из главных задач современного образовательного процесса.

Под

А.С. Макаренко, А.С. Макаренко

– техника дисциплины;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Субъекты и объекты педагогического проектирования.

Начнём с субъектов . Именно они являются активными участниками проектной деятельности. Прежде всего, здесь стоит оговорить, что в педагогическом проектировании субъектами становятся как взрослые, так и дети.

В зависимости от вида и цели проектной деятельности субъектами могут выступать:

Учебные и творческие группы

Коллектив общеобразовательного учреждения

Профессиональное или сетевое сообщество

Менеджеры образования

Педагогический коллектив учреждения.

Объектами педагогического проектирования являются:

Личностный потенциал преподавателя;

Система педагогического образования;

Педагогическая ситуация;

Целостный педагогический процесс (единство целей, содержания, форм, методов, средств и приёмов).

Педагогических проектов на стадии конструирования.Содержание

Система педагогического образования в нашей стране представлена сегодня в виде проекта многоуровневого образования.

За основу её проектирования взяты стандарты высшего (или среднего) специального образования. Стандарты отражают три основных блока профессиональной подготовки преподавателя:

- общекультурный (философия, логика.политология, социология, культурология, язык и т.д.);

- психолого – педагогический ;

- предметно – методический (введение в специальность и т.д.).

3. Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Она реализуется как ряд последовательно следующих друг за другом этапов. По сути, проектирование в этом случае воплощает общую идею в детально описанные конкретные действия.

Как осуществляется проектирование педагогического процесса ?

Проектирование педагогического процесса традиционного, классического урока может выглядеть следующим образом:

Чётко сформулированная тема урока;

Конкретное определение цели урока;

Выделение образовательных задач в соответствии с темой и целью урока;

Определение оборудования, необходимого для эффективности урока (наглядность, звуковой ряд сопровождения урока и т. д.);

Определение основного хода урока;

Выводы по теме;

Творческое задание на дом;

Подведение итогов урока – выяснение у детей, что им понравилось, что заинтересовало, кто активно работал и т. д. Благодарность детям за хороший урок.

Давайте рассмотрим также пример проектированиявнеурочного воспитательного мероприятия. Его проект будет примерно выглядеть следующим образом:

Тема мероприятия

Определение места проведения, его оформление

Сценарий вечера

Заключительный этап вечера (то, что останется на память).

Как осуществляется проектирование педагогической системы ?

Проектирование педагогической системы может осуществляться в нескольких вариантах:

Воспитательный проект работы школы

Проект концепции развития школы

Рассмотрим кратко каждый из этих вариантов.

Воспитательный проект работы школы. Для его разработки необходимо проделать примерно следующую работу:

1. Провести диагностирование школьников и их родителей с целью выяснения того, какой бы они хотели видеть свою школу.

2. Нужно корректно выяснить, дети каких национальностей и конфессий учатся в школе, для того, чтобы определить особенности общения, воспитания, религии и национальности (некорректно отмечать только праздник христианского рождества, если в школе учатся и дети – католики).

3. Разработать проект массовых деятельностных форм, которые бы заинтересовали детей и родителей.

4. Составить совместную программу дел школы.

5. Установить открытые связи школы с другими учреждениями микрорайона, города или области.

Понятие содержания образования и принципы его формирования

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности , обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности , проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности , заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма , означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности , предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности , определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования . В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Теории организации содержания образования

Сторонники материального образования разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образованным .

Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Наряду с несомненными преимуществами материальное образование имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, при этом недооценивая значение гуманитарных наук для формирования всесторонне развитой личности.

К.Д. Ушинский критиковал теории формального и материального образования, утверждая, что нужно не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями и приучать пользоваться ими в практической деятельности.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т. д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе.

Проблемно-комплексная теория , предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей. Эта теория во многом перекликается с известным в истории педагогики «методом проектов».

Содержание обучения, по мнению польского профессора педагогики К. Сосницкого, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Отсюда название теории – структурализм . Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точных предметов.

Словесные методы обучения

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование .

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным .

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит :

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Актуальные проблемы современного воспитания.

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.

Таковы, с нашей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.

3. Понятие "педагогическое проектирование", история его развития.

Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.

Педагогическое проектирование используется каждым педагогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской, гностической (поиск содержания, методов, средств взаимодействия с учениками) и, конечно, коммуникативной.

Под педагогической технологией понимают последовательное движение, которое является непрерывным и все компоненты, этапы, состояния, процессы, явления, участники этого движения взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим историю развития педагогического проектирования и технологии. Конструкторские дисциплины, такие как системотехника, метод исследования операций, теория решений, сетевое планирование, эргономика, техническая эстетика, стали началом развития педагогической технологии и проектирования. Все эти дисциплины были построены на основе теорий конструирования, которые тем или иным способом связывают технику и человека.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как своеобразно организованное «педагогическое производство». А.С. Макаренко был против неорганизованного процесса воспитания, следствием этого стало его предложение разработать единую систему воспитания, в конечном итоге он и стал разработчиком педагогической техники. Так как А.С. Макаренко участвовал в разработке системы воспитания, то его предложение было объединить и совершенствовать такие понятия, как:

– техника дисциплины;

– техника разговора педагога и воспитанника;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Для проектирования в человеке, воспитаннике всего лучшего, формирования сильной и

С социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые разные социальные проблемы - от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочие. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Так было в нашей истории после отмены крепостного права, так было в нашей истории в 20-е годы XX столетия, так было в Америке в 20-е и начале 30-х годов, и, наконец, в Германии и Японии после Второй мировой войны. То есть это достаточно типичная ситуация, когда в обществе переходного типа само воспитание становится социальной проблемой.

В силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных обществ, изменение положения учащихся в системе отношений со взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России. Причиной служат те кардинальные изменения в социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений.

Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка, например старшеклассника, а по некоторым исследованиям и дошкольника - есть очень интересные исследования психологов, психологического института РАО, которые об этом свидетельствуют - существенно, принципиально во многом различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляют счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы.

Воспитание как социальная проблема - это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования. Поэтому сразу возникает вопрос: как может реагировать система образования, воспитание в системе образования на такую ситуацию?

Е.Е. Чепурных говорил: «Когда у взрослых и у младших картины мира существенно различаются, то первыми шаг навстречу младшему должны делать взрослые. А для этого, пользуясь образным выражением одного итальянского драматурга, взрослым надо постоянно учить марсианский язык нового поколения, чтобы быть в состоянии вести диалог с этим новым поколением». Но тут мы сталкиваемся с очень серьезным ограничением: мы можем очень много говорить о необходимости диалога в воспитании и вообще о единственно возможном сегодня воспитании - идеологическом воспитании, но, к сожалению, мы должны при этом иметь в виду, что наши взрослые, если хотите, культурно, генетически не готовы изменить стиль взаимодействия и вести идеологическое взаимодействие. Они в этом не виноваты. Мы все выросли в другую эпоху, и мы стоим на плечах предыдущих поколений, которые тоже росли в те эпохи, когда диалог отнюдь не поощрялся и не был сущностной характеристикой взаимодействия старших поколений с младшими.


Что же делает воспитание социальной проблемой в нашем обществе? Дело в том, что современное общество не в состоянии формулировать реальные задачи перед системой воспитания. Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин, что единственный европеец в России - правительство. Теперь же и государство в переходный период оказалось не в состоянии формулировать задачи системы воспитания.

Только последние год-два государство стало лихорадочно искать те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Но система воспитания не есть нечто абсолютно изолированное в рамках общественной государственной жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать с теми задачами, которые государство ставит перед собой.

В заключении хочется сказать, что воспитание как социальная проблема может решаться лишь при условии мобилизации обществом, государством максимальных личностных ресурсов для воспитательной деятельности. Академик Капица в 1972 г. писал: «Я сделал за «Комсомольской правдой» маленький подсчет: если бы 100 млн. взрослых тратили на 40 млн. школьников 5% рабочего времени, то на класс из 40 школьников приходилось бы 200 часов педагогической работы взрослых в неделю. Не кажется ли вам, что пропаганду этой идеи о том, что общество должно тратить на школьников значительно больше интеллигентного и творчески индивидуализированного труда, следует настойчиво вести, особенно среди начальствующих лиц?». Я не рискую сказать лучше, чем академик Капица.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие социальное воспитание.

2. Перечислите проблемы воспитания в современной России

Литература

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000.

2.Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 1977.

3.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004.

4.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1979.

Принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда - меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки .

Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни, ухудшения экологической обстановки, падения нравственности большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми . Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства.

Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики. Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как руководящая воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе ?

  • Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие . Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
  • Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
  • В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.
  • В-четвертых, отсутствие хорошей дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
  • В-пятых, отсутствие системы наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет . Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому . Необходимо сузить круг людей до директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе .
  • В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно. Как же добиться желаемого результата? Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью .

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Литература:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —4е изд.,дораб.—М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второгопоколения).
  2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.
  3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61
  4. Лизинский В.М. "Практическое воспитание в школе”, М, Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  5. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание - М, 2000.
  7. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. - Калуга, 2000.
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

Фото : Марина Учеватова.



Публикации по теме