Стиль 40 х годов в одежде. Мода и стиль времен второй мировой войны

Советская мода 40-х годов, как, впрочем, и европейская, диктовалась не модными домами, а условиями, которые сложились во всех странах. Во время Второй Мировой войны ткани стали дефицитом и появился запрет на использование шелка, кожи и хлопка, если это не касалось военных нужд. Это привело к тому, что в моде 40-х годов практически отсутствуют элементы декора и прочие детали, которые требовали использование дополнительной ткани, господствовал минимализм. Основными стилями одежды столь тяжелого периода стали спортивный стиль и .

Что касается цветовой гаммы, то она не отличалась своим разнообразием, наиболее популярными цветами стали черный, серый, синий, хаки. Наиболее распространенными элементами в одежде стали юбка-карандаш, платье-рубашка и белые воротнички и манжеты. Огромным дефицитом в моде 40-х годов стала обувь. Выпускались только дерматиновые туфли с деревянной подошвой. На смену шляпам в сороковые годы пришли шарфы, береты и платки.

Немецкая мода 40-х годов

После захвата Парижа нацистами многие из дизайнеров эмигрировали, некоторые просто закрыли свои бутики, и ушли с модной сцены, среди них и Коко Шанель. Гитлер решает оставить Париж столицей моды, которая должна теперь работать на немецкую элиту. В 40-е годы мода поддалась влиянию нацистской культуры. В моду входят цветочные принты, клетчатые костюмы, вышивка на блузах и шляпы, выполненные из соломы. В разгар войны одежда и обувь является дефицитом, поэтому женщины начинают экономить и сами шить одежду.

В послевоенное время модная индустрия медленными шагами отходит от шока, и модельеры концентрируются на одежде для спорта и отдыха. В 1947 году в Париже загорается новая звезда модной индустрии – Кристиан Диор. Он демонстрирует миру свою модную коллекцию в стиле NewLook. Диор возвращает в моду элегантность и изящество и становится самым популярным модельером конца 40-х-начала 50-х годов.

Продолжаю рассказ о мужской моде,теперь уже 40х! Эти материалы более обширней показывают моду времен Свинга!

Несмотря на то, что мужская мода изменяется намного медленнее женской, различия в мужской одежде тридцатых и сороковых весьма значительны. Сороковые можно условно разделить на три периода: короткий довоенный, почти не отличающийся от тридцатых, военный, отмеченный ограничениями Комитета Военной Промышленности с одной стороны, и почти поголовным призывом - с другой, и послевоенный, отмеченный расточительством в использовании материалов и яркостью дизайна - то, что мы сейчас чаще всего и называем "стилем 40-х".

В начале десятилетия всё ещё были ощутимы последствия Великой Депрессии, несмотря на некоторое улучшение социально-экономических условий. Согласно официальной статистике США за 1940 год, только каждый пятый американец владел автомобилем, у каждого седьмого был телефон и всего 15 % молодёжи посещало колледж. Другая статистическая сводка показала, что у 60 % американских семей не было центрального отопления и три четверти ферм освещались керосиновыми лампами.

3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии за вторжение в Польшу и отказ вывести войска, в сентябре 1940 года США вступили в альянс с Великобританией, а ещё через год - 8 декабря 1941 года - Соединённые Штаты официально вступили во Вторую Мировую Войну.

8 марта 1942 года Комитет Военной Промышленности США выпустил закон "L-85", который регулировал крой каждой детали одежды и ограничивал использование натуральных волокон. В частности, поставка шерсти для гражданских целей была сокращена с 204000 до 136000 тонн в год, а самыми распространёнными материалами для изготовления одежды стали вискоза и ацетатный шёлк.

Стэнли Маркус, ставший консультантом Комитета Военной Промышленности, занял позицию, согласно которой долгом каждого патриотичного дизайнера является разработка фасонов, которые останутся стильными в течение нескольких сезонов и потребуют минимума ткани. Как следствие, мужские костюмы лишились жилетов, широких лацканов и клапанов на карманах, а брюки утратили манжеты и многочисленные складки. Компания "МакКоллс" производила выкройки для перешивания мужских костюмов в женские, поскольку большая часть мужчин была на войне и не нуждалась в них - и, конечно же, военная форма была самой почётной одеждой.

В начале сороковых из жёстких правил Комитета Военной Промышленности было только одно исключение - zoot suit. Но не потому, что он был разрешён - на самом деле эти костюмы воспринимались во время войны как "преступные". Этот фасон, появившийся в середине тридцатых в гарлемских ночных клубах, требовал метров и метров ткани - длинный пиджак с широкими лацканами и очень широкие брюки,с завышенной линией пояса, резко сужающиеся к лодыжке. Подобные костюмы носили в основном представители маргинальных слоёв общества, они были способом заявить "нам наплевать на нужды фронта", и, соответственно, носящий этот наряд вызывал бурю негодования, особенно со стороны военных - примером тому стали знаменитые Zoot Suit Riots.

После войны последовала реакция на дефицит военного времени - политика ограничения была прекращена и фасоны мужских костюмов изменились практически за одну ночь. На сцену вышли двубортные пиджаки, широкие брюки, длинные пальто, накладные карманы - и всё это великолепие выпускалось в широчайшем спектре оттенков - от деликатного "кофе с молоком" до режущего глаз ярко-красного. Яркие шёлковые галстуки, расписанные вручную, были наиболее распространены, также как и однотонные красные, синие и белые галстуки, завязанные "виндзорским узлом". И словно всего этого было недостаточно - мужская одежда была дополнена широкими зажимами для галстуков, золотыми булавками с цепочками и большими пуговицами.

Одной из наиболее ярких перемен в послевоенной мужской моде стало возникновение так называемой casual одежды - в первую очередь гавайских рубашек, которые в 1946 и 1947 годах начали носить в Калифорнии и Флориде, откуда мода на эти яркие рубашки, украшенные изображениями фруктов, цветов, русалок и водорослей, перекинулась на остальные штаты. К концу десятилетия вид мужчины, идущего по нью-йоркской улице без пиджака, перестал вызывать удивление. Тогда же вошёл в моду так называемый loafer coat - свободно скроенный двухцветный спортивный жакет с вытянутым рубашечным воротником и накладными карманами.

В 1949 году журнал "Esquire" начал пропагандировать новый образ, охарактеризованный свободным однобортным пиджаком с подчёркнутой линией плеча, округлыми лацканами и застёжкой на три пуговицы. Острые лацканы стали уделом двубортных костюмов, которые утратили былую популярность.

Сегодня мы обсудим наиболее популярные в 40-х годах фасоны платьев и оценим то, что предлагают современные производители, выпускающие одежду в подобном стиле

В наше время сложно представить эпоху тотального дефицита или нехватки определенной группы товаров.

Но, как не странно, именно сейчас, когда прилавки магазинов ломятся от изобилия товаров, предугадывая и удовлетворяя запросы потребителей, вновь растет популярность на стиль и моду военного времени прошлого века. Вот почему платья 40-х годов снова на гребне популярности.

Сегодня мы расскажем вам о том, каковы принципиальные отличия фасонов платьев в стиле 40-х, почему и как зародился этот стиль, кто шьет и кто носит такие платья в наши дни и кому идет подобный образ.

Мода 40 на платья и этапы её развития

Если обратить внимание на то как развивалась мода 20 30 40 годов фото платья тогдашних десятилетий разительно отличаются между собой. В 20-30 годах отличительными признаками являлись роскошные ткани, вычурные силуэты, непрактичная длина в пол и прямой крой, без явной линии талии.

Однако постепенно всё начинает меняться и если взглянуть на тогдашние фото платьев в моде 30 40 годов, можно заметить разительные перемены в крое, изменения в длине и силуэте.

На протяжении 1940-1947 года мода на платья практически не менялась, однако окончание войны привело к появлению более легких фасонов с расклешенным низом, использованием более яркой цветовой гаммы, применением новых тканей, которые держали силуэт и позволяли усовершенствовать его формы.

Линия плеч постепенно уменьшалась, в то время, как низ платьев конца 40-х неуклонно расширялся. Возросла популярность на легкие пышные модели без рукавов и воротника с овальной лодочкой.

Платья в стиле 40х: ключевые признаки

Работающей женщине приходилось проводить весь день за прилавком магазина, в офисе, у школьной доски, у фабричного станка. Все эти обстоятельства и необходимость посвящать себя обеспечению своей семьи в сложное военное время, привело к упрощению фасонов и появлению практичных и удобных силуэтов.

Ключевыми признаками ретро моды 40 годов на платья можно считать следующие моменты:

Цветовая гамма в платьях 40 годов

В военное время было не до изысков, однако пастельная гамма также не приобрела поплуярность, в виду своей непрактичности. Преобладали простые оттенки:

Для шитья платьев в 40-е годы использовали легкую шерсть, костюмные смесовые ткани для холодной поры, хлопчатобумажные материалы, ацетатный шелк для повседневных нужд, а также легкий шифон и тонкие виды искусственного шелка для вечерних нарядов.

Синее платье 1942 года

Стильи платьев 40-х годов

Для выделения выгодных частей фигуры использовались контрастная окантовка, например бежевые или белоснежные банты на однотонном, черном или темно-синем платье. Часто наряды украшались контрастным кантом по линии обтачки изделия, рядом пуговиц контрастного цвета.

Среди узоров тогдашнего времени приветствовались цветочные мотивы с мелким рисунком на нейтральном пепельно-желтом, салатовом, голубом фоне, а также мелкий цветочек или ягодный принт в виде вишенок на темно-синем, бардовом, коричневом, черном фоне.


Кроме того, вошел в моду гороховый принт. Чаще всего можно было встретить черно-белое, красно-белое сочетание горошин небольшого размера.

Абстракции, геометрия и градиентные переходы были не в моде в виду сложности изготовления и неуместности в то время.

Фасоны платьев 40 годов

Мы собрали 10 наиболее популярных фасонов платья 40 годов фото которых позволяют оценить разнообразие тогдашней женской моды в условиях тотального дефицита, нехватки средств к существованию, не говоря уже о покупке нарядов. И всё же, дамы находили возможность оставаться привлекательными и женственными, перешивая старые вещи согласно формирующимся канонам моды тогдашнего времени.

Платье 40х с английской блузой

Особенностью такого фасона являлось наличие крупных пуговиц спереди изделия, драпированные рукава, присобранные на манжетах и возможность регулировать уровень декольте, с помощью расстегнутых пуговок.

Также передняя полочка была снабжена драпировками, что позволяло оставлять место для груди, не прибегая к вытачкам.

Такой фасон оказался настолько удобным и подходящим для любого возраста, что продержался в фаворитах вплоть до 50-х.


Отличительные черты фасона: пуговицы на передней полочке, отложной воротник

Платье в стиле 40 годов на пуговицах

В отличие от предыдущего варианта, роль пуговиц в этом фасоне зачастую была декоративной. Платья 40 х годово нередко украшали одним а то и двумя рядами пуговиц по всей длине изделия. Это придавало силуэту большую рельефность, подчеркивая изгибы бедер и груди а также, тонкую талию.

Юные девушки предпочитали платья с круглыми воротниками в стиле Питера Пена, подчеркивающими кукольный образ, в то время как зрелые дамы выбирали фасоны платьев 40 годов с традиционным рубашечным воротником.


Платья 40х с запахом

Многие всерьез уверены в том, что платье с запахом ввела в моду Дайан Ферстенберг. однако уже в военное время такой фасон был популярен в повседневном быту.

Чаще всего запах фиксировался боковой застежкой, создавая М-образный вырез на горловине, без воротника.

Некоторые платья 40 годов фасон с запахом имели лишь в верхней части, в то время как юбка оставалась цельной, другие — напоминали по крою халат и застегивались сбоку с помощью пуговиц или пояса.


Драпированные платья 40 годов

Присобранные рукава, передняя часть полочки отвлекали взгляд от несовершенных частей фигуры и позволяли сместить акцент на талии, даже если её не было и в помине. Драпировки на рукавах придавали фигуре пропорциональность, складки на груди визуально увеличивали её, скрывая нехватку объемов.


В стиле свинг

На фоне военной обстановки молодежь того времени пыталась всячески отвлечься. И удачным способом являлись танцы в стиле свинг. Зарождение буги-вуги, бальбоа, линди поп пришлось на 40-е годы. Платья для таких танцев должны были привлекать к себе внимание, сохраняя рамки приличий.


Примеры фото платьев в стиле Свинг из моды 40 годов

Пышный низ и облегающий верх с короткими рукавами — характерный признак платьев в стиле свинг эпохи 40-х годов.


Отличительная сообенность платьев 40-х в стиле Свинг: расклешенный низ, короткие рукава или их отсутствие, яркие принты и наличие нижней юбки для создания воздушного силуэта

Платье 40-х фото в морском стиле

1940 год ознаменовался выходом мелодраммы Kitty Foyle с Джинджер Роджерс в главной роли. Одноименная героиня блистала в платьицах темного цвета и контрастной окантовкой в морском стиле. Девушки той эпохи всячески копировали стиль персонажа, что породило название целому стилю платьев 40 годов — Kitty Foyle. У нас подобный стиль ассоциируется с морским флотом, благодаря темно-синему цвету и светлой контрастной окантовке.


Стиль героини одноименного фильма Китти Фойли в платьях 40-х годов: темно-синй цвет, белая окантовка, воротник и пуговицы,

С баской

В 40 е годо платья с баской пользовались популярностью в женщин в формах. Благодаря втаченой короткой юбке поверх платья, именуемой, баской, удачно скрывался животик и подчеркивалась линия талии. Подобный фасон пользовался возрожденной популярностью в начале 80-х прошлого века и не так давно, несколько лет назад.


В стиле дирндль

Именно так называется национальный женский костюм Баварии. Он являет собой присобранную блузку светлого оттенка, с длинными или короткими рукавами фонариками и контрастную по цвету нижнюю часть, иногда являющуюся сарафаном. В таком платье можно было щеголять по выходным, прогуливаться с молодым человеком и заниматься домашними делами.

Платье сарафан с воланами

Еще одна разновидность платья с сарафаном, напоминающим фартук, была прерогативой домохозяек. В таком виде женщины проводили большую часть свободного времени у себя дома. Фартук декорировался воланами и позволял сочетать различные образы, чередуя цвета блуз.

В стиле пин ап

Во времена, когда фасон карандаш еще не приобрел всеобщую популярность, женщинам всё же хотелось выглядеть соблазнительно и подчеркнуть красоту изгибов собственного тела. Платья в стиле пин ап успешно справлялись со своей задачей, благодаря облегающему крою нижней части, жесткому каркасу, позволяющему втянуть излишки в талии и животе в облегающий верх, подчеркнув грудь и красоту рук.


Отличительные особенности платьев 40-х в стиле пин-ап: сочетание белого, красного, темно-синего, облегающий фасон, комбинации контрастных цветов в нижней и верхней части.

Чаще всего, платья в стиле пин ап выполнялись двухцветными, напоминая блузку и юбку, визуально разделяя фигуру на верхнюю и нижнюю часть.

Как можно заметить, фасон платьев 40 годов не слишком разнообразен в нижней части, в то время как верхняя часть имела немало вариаций в дизайне, что позволяло обеспечить спрос среди женщин различного возраста и комплекции.

Вечерние платья 40 годов фото

Невзирая на тяжелое экономическое положение по обе стороны Атлантического океана, среди покупателей всегда оставались люди, имеющие возможность покупать дорогие вечерние платья в 40 годах.

Вечернее женское платье 40 х годов чаще всего имело удлиненный слегка расклешенный силуэт, с выраженным декольте, зачастую, обнаженной спиной. Такой наряд отлично дополняли натуральные меха, длинные перчатки и надежное мужское плечо, в компании автомобиля и личного водителя.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образование детей
«Большеболдинский Дом детского творчества»

Мода сороковых годов.

Слайд2

Материал подготовила:

педагог дополнительного образования

руководитель школы-студии «ДИВО»

Сковородова Татьяна Владимировна

Большое Болдино

2014 год.

9 мая – это день Великой победы! Это день, за который мы благодарны людям, отважно сражавшихся до конца за свою Родину, за нашу будущую жизнь. Спасибо этим людям за то, что они были сильны духом и полны верой в то тяжелое время. Да, в военные годы жизнь была нелегка, но женщины не переставали оставаться женщинами, такими же красивыми и модными.

К началу 1940 года советская мода сближается с европейской. Это происходит, потому что к Советскому союзу присоединяются страны Прибалтики, а так же Западная Белоруссия и Западная Украина, которые входили в состав Польши. Возвращается Бессарабия, являющаяся в тот момент частью Румынии и Выборг, являвшийся территорией Финляндии. Благодаря этому на советском пространстве произошло обновление и расширение такого понятия как мода.

Известно, что модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и народа - как эмоциональное, так и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности. Не стала исключением и эпоха военного времени.

Первые признаки моды 40-х появились еще во второй половине 30-х. Предчувствие войны ощущалось в воздухе и оказывало влияние на модные тенденции. Поэтому часто моду 40-х еще называют военной модой.

Вся промышленность переориентировалась на производство для нужд фронта. В режиме строжайшей экономии женщины не могли позволить себе ни пышных юбок, ни украшений. Силуэты одежды стали заметно меняться. Героиня 40-х - это строгая, но очень элегантная дама.

Основу ее гардероба составляют форменные платья и костюмы. Самый распространенный женский костюм: приталенный жакет, с жесткими небольшими подплечниками, прямой юбкой до колена. Подкладные плечи становятся главной стилеобразующей деталью 40-х годов.

Слайд 3.


Кроме того, в одежде появляются детали, характерные для стиля милитари и спортивного направления - накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики. В моде перепоясанная талия. Женские юбки становятся короче, чем в 1930 годы, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели.

Слайд 4.

В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими. Они так же носили подкладные плечики. Приталенные пиджаки с юбками.

Слайд 5.

Сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено.

Слайд 6.


Блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами.

Слайд 7.

Цветовая гамма тканей была сдержанной и включала черный, темно-синий, серый, хаки и коричневый тона. Ткани становятся дефицитом, в частности, существовал запрет на использование хлопка, шелка, кожи не для военных нужд.

Помимо однотонных, в ходу были ткани с принтами в виде мелких цветочков и горошка: такие расцветки были удобны в раскрое, так как легко совмещались и позволяли свести отходы от изготовления изделий до минимума.

Слайд 8.


В большом дефиците была белая ткань, поэтому в моду вошли съемные воротнички и манжеты этого цвета, освежающие и придающие элегантность строгим и темным моделям одежды. Это тоже следствие экономии: шить белые блузки и рубашки было не из чего, а выглядеть элегантно и аккуратно хотелось вне зависимости от сводок с фронтов войны.

Слайд 9.

В начале 1940-х годов очень модными становятся расширяющиеся книзу пальто из габардина с большими подкладными плечами, часто с рукавом реглан. Кроме того, популярны двубортные пальто и пальто приталенных силуэтов с поясом. Советские модели верхней одежды того периода соответствовали мировым модным тенденциям. Кроме габардина в СССР пальто шили из шерсти бостон, корда, коверкота и из самых распространенных тканей тех лет - фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.

Слайд 10.

Обувь.

1940-е - это время обуви на платформе и танкетке. Женщины всего мира предпочитали носить подобную обувь. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью.

Слайд 11.

В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Получалось что-то наподобие модной обуви.

Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940- х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.

Слайд 12.

Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщинчасто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод.

Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины красили ноги и рисовали карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах.

Слайд 13.

В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки . Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.

Слайд 14.

Аксессуары.

Головные уборы.

Из головных уборов в начале 40-х входят в моду высокие шляпы в тирольско - боварском стиле.

Слайд 15.

Во время войны шляпки сначала уменьшаются в размерах, а затем и вовсе сменяются платочками.

В это время носят маленькие фетровые шляпы.

Слайд 16.

Слайд 17.

Также в моде разнообразные шляпки с вуалями, береты.

Особенно модны были тюрбаны . Слайд 18.

Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку или шарфик на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел. Таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора.

Сумочки.

Важную роль в гардеробе женщин 40-х годов играли сумочки.

Слайд 19.

Очень популярными в сороковые годы стали сумки через плечо, которые являлись прототипом сумки для противогаза и военной планшетки.

Перчатки

Обязательным аксессуаром костюма по правилам хорошего тона были перчатки. Только из-за дефицита кожи во время войны они изготавливались из тканей.

Слайд 20.

Все остальные аксессуары и декоративные элементы были признаны излишеством и проявлением вульгарного вкуса.

Прически.

Короткие, уложенные волнами волосы, столь популярные в 1930-е годы, в 1940-е постепенно выходят из моды, делать их самостоятельно было сложно, многие парикмахерские в этот период закрылись. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. В мировой моде утвердились завивки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, а также всевозможные прически с косами.

Слайд 21.

Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо

лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой.

Слайд 22.

Или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы.

Слайд 23.

А также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой.

Макияж

Макияж 1940-х годов практически не отличался от макияжа 1930-х. Главные акценты в макияже 40-х годов - на губы и брови. Брови 40-х годов должны были выглядеть как тонкие и длинные дуги. Их по-прежнему выщипывали и подрисовывали идеальную линию карандашом, а чтобы предать им блеск, смазывали вазелином. Губы должны были быть с четко очерченным контуром. Модные цвета губной помады – ярко-красные и темно-красные .

Слайд 24.

С началом войны косметические товары промышленность не выпускала. Женщины находили способы оттенить свою красоту с помощью натуральных средств, известных с древнейших времен: вместо губной помады использовали свеклу и красное вино, а брови подкрашивали с помощью древесного угля.

Некоторые эксперты утверждают, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще, а уж тем более во время войны. Но везде, где есть женщины – есть и красота. А где красота – там и одежда и, соответственно, Ее Величество Мода.

Журналы в СССР выходили даже во время войны, но модели в них почти не менялись, так как вся легкая промышленность работает на военные нужды. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и других изданиях.

Слайд 25.


Но, если говорить именно о моде, то эта грань присутствовала в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. Большинство было озабоченно мыслями о том, чтобы достать хоть какую-то одежду, скопить денег на покупку насущных вещей. Быт был очень тяжелым и неустроенным. Если жители столицы и крупных городов, жили в условиях дефицита и преодолении трудностей, мало интересуясь модой, то для глубинки понятие моды было чем-то непонятным, далеким и малозначимым.

С началом войны в СССР стали закрываться, магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин - рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

Слайды 26, 27.




А вот артисткам, которые ездили на фронт, нужны были вечерние платья. Даже в то время были частные портнихи, которые продолжали шить наряды. Для модных нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

Слайд 28.

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило содействовать возрождению моделирования модной одежды в стране и открыло в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» - Кузнецкий Мост, дом № 14. А в 1945 возобновил свою работу Ленинградский дом моделей.

Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать новые модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов. Такое намерение было еще в конце 1930-х годов, но война помешала осуществить все это на практике в масштабах страны.

Слайд 29.

Среди создательниц советской моды 40-х годов было немало талантливых мастеров, одна из них, безусловно, племянница Надежды Петровны Ламановой Надежда Макарова, возглавляющая после войны Московский Дом моделей, там же работали Фекла Гореленкова, Валерия Горовиц, Тамара Файдель, Вера Аралова, Антонина Донская, Тамара Турчановская, Валерия Николаевская и многие другие. Самобытные туалеты создавали актриса немого кино Анель Судакевич, работавшая в эти годы в МДМ и Мария Карагодская, работавшая в ателье «Главтрикотаж», модельер Елена Райзман, портниха Валентина Соловьева из ателье Совета министров .

При воспоминании о женщинах и девушках 1940-х годов, в голове не возникает образ неопрятной, убогой и жалкой советской гражданки. Рисуется статная девчонка в военной форме с кудряшками на голове, каким-то невероятным образом завитыми где-нибудь в блиндаже.

Слайд 31.



Или романтичная девушка в цветастом платьице с красиво уложенными косами.

Слайд 32.

Или женщина в затейливом платье с меховой горжеткой, красными губами и замысловатой укладкой.

Слайд 33.

.

Хр онология моды 40-х годов:

1940 - 1945 года – на смену пышным юбкам и светскому костюму пришла одежда в стиле «милитари» – прямые и в складку юбки и платья до колена, строгий приталенный силуэт с поясом, рукава в три четверти и отложные воротнички. Женский костюм украшали белые манжеты и воротник, платья шили из искусственного шелка, джерси и льняной ткани с мелким рисунком.

1942 год – с прилавков исчезли платья удлиненных фасонов, на смену им пришли прямые юбки с жакетами и кардиганами, блузы и строгие, «военные» пиджаки декорировались мелкими пуговками.

В 1943 году исчезли шелковые чулки и шляпы – последние признаки роскоши – появились косынки и платки в качестве головных уборов.

1944 год – мода ушла из Парижа в США и Берлин. А главным трендом стала идея универсальности - мужские костюмы перешивались в женские, а из женской одежды делали детские платья. Появился новый тренд – платье-рубашка, застегивающееся на пуговицы.

1945 – 1949 года – в послевоенные годы мода опять вернулась в Париж, закончился экономический кризис.

1945-1946 год – юбки стали удлиненными и многослойными, появилась полоска, рукава фонариком и большие банты. Вместо блуз женщины носили рубашки простого и консервативного кроя. Женский силуэт вновь приобрел стройность и утонченность за счет широких «плечиков», по-прежнему сохранялось отсутствие декора.

1949 год – женские платья длиной до середины голени шили из шерстяного крепа, в моде были черные, серые и бордовые цвета. Мужчины носили спортивные костюмы с курткой на молнии. Произошли яркие изменения в обувных тенденциях. Туфли-лодочки, сандалии и коктейльные туфли на узком и высоком каблуке впервые "увидели свет" в эту эпоху.

Источники



Публикации по теме