Стиляги в ссср 50 е. Значение субкультуры стиляг

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено практически все, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен - молодежная субкультура, получившая название «стиляги».

(Всего 18 фото)

1. Стиляги-антисоветчики на агитках советского времени.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

2. Твист на картоне: бережем шузы.

3. Трибуна танцам не помеха.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве.

4. Стильный вид - наше все.

Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

5. Почти американские модницы.

Прически у стиляг также были необычные: парни делали прическу «кок», взбивая волосы на голове, а девушки носили высокие прически или завивали пряди, укладывая их вокруг головы. Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

6. Сознательная советская молодежь на параде…

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.

7. …а несознательная - на танцах.

И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений.

8. Эти молодые люди не имели ничего общего со стилягами.

Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы.

9. Пионерия в строю. Они пока еще не стиляги.

Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

10. Обложки западных журналов - предмета вожделения всех стиляг.

Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес.

11. Самые стильные парни Москвы.

Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

12. Такие брюки носили сознательные советские граждане, «по-стиляжьи» брюки ушивали в узкие дудочки.

Еще одна фишка стиляг - демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

13. Пластинки-малышки из рентгеновских снимков.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках.

14. Вот к чему стремились стиляги.

Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

15. Карикатуры из советских журналов: асоциальный элемент.

Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

16. Карикатуры из советских журналов: стиляги - западные агенты.

Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг «Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь». Выпускались и различные «разоблачительные» статьи и плакаты.

17. Разоблачительная статья в советской газете.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

18. Танцы-манцы победили!

(произношение «стилЯги») – стиль одежды представителей одноименной советской субкультуры, характеризующийся экстравагантностью, эклектичностью и подражанием западной моде 40-60-х годов, стилю .

В настоящее время к направлению относятся изделия и предметы гардероба, выполненные в стиле того времени.

Стиляги — молодежная субкультура в СССР конца 1940 — начала 1960-х годов, для которой характерны нонконформизм, следование западному образу жизни (стилю одежды, музыке, танцам и пр.), а также специфический сленг.

История субкультуры

  • Первые представители и суть движения

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

  • Появление термина «стиляга»

«…Таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша…»
Д. Г. Беляев, «Стиляга»

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах. Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.

  • Отношение общества к субкультуре

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.

  • Угасание движения стиляг

Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.

Черты стиля

Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.


Одежда

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие , выглядывающие из-под , цветные шелковые или гавайские , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.

Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, -трости, узкие галстуки-селедки.

К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие , брюки, яркие блузы с цветочным , туфли с удлиненным носком.

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.
У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».

Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Манеры

«В самом модном пиджаке, с видом безразличным,
Франт с колечком на руке ходит львом столичным…»
Б.Тимофеев

Стиляги имели особенные манеры движений, которые в фельетоне Беляева были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Сленг

«Был он Гришей, но сейчас носит имя Гарри.
Каждый день в обычный час Гарри на бульваре».
Б. Тимофеев

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) - пиджак.

Совпаршив – одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) - яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) - галстук.

Трузера , траузера , траузерса (англ. trousers) - брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) - плащ

Хэток (англ. hat) - шляпа.

Шузы , шузня (англ. shoes) - ботинки на высокой подошве.

Музыка

Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой – в первую очередь, джазом.

Современный стиль стиляг

Стиль стиляг в его современном понимании относится только к внешнему виду и отличается ироничностью, яркостью, контрастностью, сочетанием различных фактур, наличием заметных .

В период существования субкультуры наиболее ярко был выражен мужской образ стиляги. На него можно ориентироваться и при создании современного образа. Мужчинам полагается надевать носки яркого оттенка под укороченные брюки-дудочки, цветной галстук, завязанный на маленький узел, гавайскую или просто яркую рубашку.

Женский стиль не имел четких канонов в период существования субкультуры и сформировался уже во время возвращения в моду стиля стиляг.

Современное стиляги может быть узким и коротким, либо иметь приталенный верх и пышный подол длиной примерно до колена. Цвет наряда должен быть однотонным ярким, светлым или разноцветным. Важным элементом образа девушки-стиляги является ремень контрастного с платьем оттенка.

Туфли девушек-стиляг могут иметь каблук или плоскую подошву. Они должны сочетаться по цвету с ремнем, сумочкой или головным убором. Туфли чаще выполняются из лаковой кожи.

В качестве аксессуаров используется яркая массивная металлическая или пластиковая . Приветствуются украшения для волос – заколки, обручи, ленты. Девушка-стиляга может носить крупные кудри или локоны, а также собирать волосы в высокую «ракушку». Макияж должен быть ярким: черные стрелки на глазах, яркая помада и пр.

60-е годы прошлого века стали настоящей революцией в мире моды. Именно в это десятилетие возникло такое понятие, как «молодежная мода», которая кардинальным образом отличалась от манеры одеваться более старшего поколения. О том, чем примечательна такая мода, можно узнать из этой статьи.

Особенности моды 60-х годов

Одним из главных событий 60-х годов можно считать перенос столицы моды из Парижа с его утонченностью и изысканностью в Лондон, где царили бунтарские и дерзкие настроения. Мода резко поменяла свое направление и теперь одежда шилась преимущественно для молодого поколения.

Стандарты красоты также изменились: пышное телосложение отошло на второй план, уступив место образу щуплой девочки-подростка с угловатой фигурой.

Существенное влияние на молодежную моду начала 60-х годов оказали музыкальные исполнители Элвис Пресли, Мик Джагер и, разумеется, самая популярная группа всех времен «Битлз». Молодые люди, подражая своим кумирам, предпочитали носить строгие костюмы и простые рубашки.

Появился стиль «унисекс». Женщины носили брюки и мужские сорочки, отдавали предпочтение коротким стрижкам.

В 1962 году британский дизайнер Мэри Квант произвела настоящий переворот в общественном создании, выпустив коллекцию платьев мини с завышенной талией и туфли на низком каблуке.

Благодаря дешевизне и практичности широкую популярность в этот период получили искусственные материалы. Одежда шилась преимущественно из синтетических тканей: нейлона, полиэстера, кримплена и т.д.

Простой крой нарядов компенсировался яркими расцветками, сложным декором и объемными рисунками. Актуальные цвета: черный, белый, зеленый, салатовый, ярко-желтый, оранжевый, синий, голубой, розовый, блестящие золотые и серебряные оттенки.

Из принтов предпочтение отдавалось традиционному гороху, клетке и полосам, а также различным геометрическим узорам.

В моде были парики, шиньоны, накладные ресницы, яркая бижутерия из пластика.

В середине 60-х годов в СССР возникло молодежное течение под названием «стиляги», которое затронуло не только модную индустрию, но и все сферы жизни молодого поколения. Сочетание несочетаемого и буйство красок в одежде – вот основные черты образа стиляг.

Ближе к концу 60-х массовое распространение получила субкультура «хиппи», которая выступала за мир во всем мире, пропагандировала любовь и ненасилие, демонстрировала уход от действительности. Хиппи привнесли в моду этнические мотивы, яркие психоделические принты, украшения из бисера и, конечно же, джинсы.


Платья 60-х годов

  • Платья силуэта трапеция

Простое, но элегантное платье трапеция было излюбленной моделью модниц 60-х годов. Длина варьировалась от мини до миди. Благодаря свободному крою, акцент делался на стройных ногах, а не на талии. Часто образ дополнялся носочками-гольфами, колготками и чулками в сочетании с обувью на невысоком каблуке.

  • Пышные платья

Широкое распространение этот фасон получил именно в 60-е годы. Короткие и длинные модели шились из многослойной ткани, дополнительный объем достигался при помощи складок. Особенность платья – ярко выраженная талия. Верх мог быть самым разнообразным: закрытым с короткими и длинными рукавами, совсем без них, открытым с декольте.

  • Стиляги

Отличительными чертами платьев стиляг можно считать пышный фасон длины миди, наличие нескольких подъюбников, зачастую контрастных тонов, простой принт типа гороха и обязательное наличие яркого пояса, подчеркивающего талию.

  • Вечерние платья

Основной целью вечерних нарядов 60-х годов было подчеркнуть женственность и чувственность представительницы прекрасного пола. Дизайнеры того времени разработали пышные модели длиной в пол с воротником и широким поясом. Этот фасон и сейчас не теряет своей актуальности.

  • Свадебные платья

Свадебные платья 60-х годов отличает простота фасона и минимализм. Наиболее актуальными были наряды А-силуэта с кружевными рукавами, а также пышные платья длиной до колена. Основное внимание при создании стильного образа невесты уделялось аксессуарам: аккуратные шляпки, короткая фата, элегантная сумочка, перчатки и скромные украшения.

Юбки в моде 60-х годов

  • Мини-юбки

Эта модель одежды произвела эффект разорвавшейся бомбы. Стильная мини-юбка прямого кроя или силуэта трапеция помогла создать женственный и сексуальный, при этом абсолютно не вульгарный образ смелой уверенной в себе девушки.

  • Юбка трапеция длиной миди

Эта модель пользовалась наибольшим спросом. Свободный крой и длина до колена скрывала широкие бедра, а завышенная талия прекрасно подчеркивала эту часть женского тела. Некоторые модели дополнялись лаконичными складками, что придавало образу особый шарм.

Женские брюки в стиле ретро

Женские брюки являлись одной из культовых деталей гардероба модницы того периода. Популярностью пользовались расклешенные модели и капри.

Для деловых женщин дизайнеры представили брючные костюмы с укороченными жакетами и смокинги. Обязательным элементом являлись стрелки на брюках, придававшие образу утонченность и строгость.


Прически 60-х годов

Новый стиль в одежде повлек за собой появление нестандартных причесок. В моде были короткие мужские стрижки, например, укладка боб.

Те женщины, которые были не готовы расстаться с длинными волосами, делали себе сложные прически. Особую популярность имела укладка «Бабетта» — высокий начес, который формировался сзади в форме валика.

Среди других модных причесок можно выделить кудри и локоны, конский хвост, высокий пучок и распущенные волосы в стиле хиппи.

Макияж 60-х годов

В 60-е годы главный акцент в макияже делался на глазах. Выразительный взгляд достигался путем нанесения аккуратных черных стрелок и черной же туши в несколько слоев. Не пренебрегали модницы и накладными ресницами. В моде были перламутровые тени различных оттенков.

Загар не считался актуальным, поэтому цвет лица должен быть бледно бежевым. Помаду подбирали светлых розовых и персиковых оттенков, многие модницы обходились и вовсе без нее, довольствуясь гигиеническим бальзамом для губ.


Мужская мода

Мужская мода 60-х годов была более консервативной, но и она претерпела значительные изменения. Актуальны были узкие брюки-дудочки, а сам стиль стал более спортивным. Пиджаки стали длиннее и уже, часто они шились из отличных от брюк тканей.


К середине десятилетия жакеты заменили свитерами с ромбовидным рисунком или в полоску и однотонными кардиганами.

К концу 60-х в моду вошли свитера и водолазки под названием «лапша», рубашки ярких расцветок и брюки-клеш.


Большое влияние на мужской стиль 60-х годов оказывали различные субкультуры.

  1. Моды

Это молодежное течение возникло в 1959 году. Девиз модов — умеренность и аккуратность в одежде. Этот стиль предпочитали многие поп-звезды того времени, что и повлекло его массовое распространение среди молодых людей. Поклонники модов носили строгие костюмы, белые рубашки с узким воротником, тонкие галстуки в тон костюму, узконосые ботинки.

  1. Стиляги

Это явление характерно для СССР. Стиляги пропагандировали отказ от обыденности бытия и скучных будней. Главным предметом мужского гардероба поклонников этого направления были узкие брюки длиной до щиколотки в комплекте с цветными носками и узкими туфлями.

Немаловажную роль играл пиджак, часто в крупную клетку или полоску. Довершали образ яркая рубашка и узкий галстук.

Как на этом фото:


Видео по теме статьи: Мода 60-х годов

Мы знаем, что мода имеет свойство повторяться. То, что было модным однажды, вернется на подиумы вновь. Давайте же подробно поговорим с вами о ретро, о стиле одежды родом из 60-х годов, а фото и наш небольшой ликбез отлично продемонстрируют Вам, как одевались модники и стиляги того времени.



Стиль одежды 60-х: основные модные тенденции

Стиль и мода 60-х — это новые веяния, вся палитра красок и полная неожиданность в модных тенденциях! Листая альбом со старыми фотографиями — восторгаюсь красотой модниц того времени: прическа взлохмаченная, пышная, стрижка аккуратная, волосы слегка завиты… Какая грация, какая элегантность! Говорят, глаза — зеркало души, и в шестидесятых весь акцент приходился именно на глаза. Знаменитые стрелки «бананы» и дорисованные карандашом веснушки украшали практически каждую стилягу! А ведь мы до сих пор рисуем эти стрелки!






Давайте на минуту телепортируемся на 50 лет и посмотрим одну из первых реклам модной одежды! Это просто прекрасно!

Что нравилось женщинам в те времена

«Мода сошла с ума!» — именно такими заглавиями пестрели журналы для модниц. Этот период отвергал все общепринятые нормы эпох предшественниц. Женская мода седьмого десятилетия прошлого века буквально подорвала все моральные и этические устои общества. Модельеры стали использовать яркие цвета и геометрические рисунки не только для женских моделей одежды, но и в мужских трендах. Серое, коричневое, все незаметное и скромное -ушло на задний план и женская одежда начала действительно украшать своих обладательниц, а не скрывать их достоинства. Посмотрите на фото ниже, какие экстравагантные наряды тогда носили женщины.

Фото подборка стильных девушек, 1960-е годы






Особенным спросом пользуются платья, конечно же, очень короткие (супер-мини). Раздельные костюмы носят все реже, а длинная юбка становится символом чопорности. Фасоны платьев настолько изысканы, что их хочется носить и сейчас, они стали абсолютным идеалом для всех мировых модельеров. Если вы ищете платье на вечеринку в стиле 60-х или просто хотите сшить себе эталонный наряд, посмотрите следующий видео фильм о вечерних и повседневных платьях в стиле ретро.

А что известные знаменитости?

Стиль шестидесятых широко использовали первые красавицы мира. Среди них была Жаклин Кеннеди, первая леди Америки, Твигги, звезда советских и иностранных подиумов Регина Збарская. На следующем видео можно посмотреть на фантастические кадры из прошлого, модный показ 1961 года с участием советской супермодели Regina Zbarskoi.

Как видите, именно к концу шестидесятых в моде проявляется демократизм, нет жестких правил и моральных устоев, все желающие могут проявить себя индивидуально.

Эта удивительная, испуганная девочка — Твигги, звезда и модный эталон молодежи.Глаза, как у Твигги — греза каждой красотки.


Жаклин Кеннеди выглядела поразительно стильно в то время. У неё был действительно «президентский» вкус.



В 1959 году выходит знаменитый фильм под названием «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо в главной роли. Не одно зрительское сердце покорил внешний вид этой красавицы. Образец для подражания, образ «сексуального котенка» — ее небрежно-взбитая прическа с начесом, которая после выхода фильма стает суперпопулярной. Как раз Бриджит вносит в моду начес, появляясь на публике с разными прическами на его основе. Знаменитая бабетта Бардо – еще один символ гламурных шестидесятых. Между прочим, она актуальна для элегантных и стройных женщин даже в наше время. Именно Бардо внесла в моду также и глубокий вырез, оголявший плечи, короткие юбки в клетку и бикини!


Мужская мода 60-х гг прошлого века

Немногим раньше одежду четко можно было разделить на мужскую, женскую, повседневную, выходную и формальную. Теперь же появился новый вид одежды, который могли носить и мужчины, и женщины – это джинсы. Они считались одеждой унисекс. Но какие же элементы одежды всегда были исконно-мужскими? Давайте разберемся, что носили мужчины в это прекрасное время. Парни-стиляги не отставали от модниц-дам!



В эту пору модников мужчин можно было увидеть в элегантных костюмах. Брюки были чуть заужены, крой пиджака тоже отличался от прежних классических образцов. Стало модным ходить в пиджаках и брюках, разных по цвету и структуре ткани. В общем, мужской стиль походил на современный кэжуал.

Лондонская высокая мода

Франция всегда считалась законодательницей мод и до сих пор предлагала миру только элегантные платья, гламур, жемчуг, костюмы и перчатки. Но новаторство берет свое и постепенно титул модной столицы завоевывает Лондон, ведь там еще с конца 50 годов начали открываться магазины для модной молодежи. Именно благодаря этому улицы Кингс-Роуд и Карнаби-стрит стали самыми модными улицами мира.


Здесь в этот же период известным парикмахером Видалом Сассуном создается новый вид стрижек. Он работает над геометрическими стрижками, которые будут легки в укладке и уходе. Именно он создал знаменитый «боб» для актрисы Ненси Кван, и эта же стрижка через какое-то время покорила современных модниц и была на всех обложках модных журналов.

А это Нэнси Кван — была знаменитой актрисой, а вошла в историю благодаря прическе.

Лондон стал родиной знаменитой мини юбки, самой скандальной в мире одежды. Молодежь сразу подхватила эту новинку, тем самым бунтуя и отвергая стандарты прошлого времени. Юбки мини стали предметом сексуальной революции. Молодежь всего мира была покорена новым веянием, в дальнейшем названным «стиль Лондон».
Как хорошие новости — модные тенденции быстро разлетелись по всему свету. В других крупных городах и столицах, кроме Лондона, начали появляться стилисты, которые работали и создавали моду только для молодежи. В домах высокой моды катастрофически не хватает клиентов, и они вынуждены налаживать свои линии одежды, уже учитывая сменившиеся вкусы общества. Как одевалась молодежь – экспрессивно и дерзко, и это становится основной тенденцией и направлением стиля всех последующих эпох.


Очень рекомендуем посмотреть ретро видео, прогулка по Кингс Роаду, будто онлайн трансляция с далеких шестидесятых. Это потрясающая возможность посмотреть в прошлое, на этих необычных и задорных людей, которыми тогда были лондонцы! Приятного просмотра!

Американская мода, покорившая мир в 60е годы

Молодежные настроения, царившие во всем мире, не обошли стороной и Америку. Известный красавец-стиляга Элвис Пресли стал кумиром в Америке и за ее пределами. Его аккуратная, высокая челка хохолком стала настоящим вызовом обществу. Дизайнеры пошли еще дальше: Руди Гернрейх представил вниманию публики купальный костюм «без верха», ставший своеобразной бомбой.


Молодые люди производили на пляжах настоящий фурор, а открытые купальники стали еще одним символом сексуальной революции шестидесятых.

Мода СССР: что носили девушки в союзе?

«Серая и строгая» — так позже называли образцы женской одежды в Союзе. Но в 60-х годах мода в СССР, подключаясь ко всемирным настроениям, выплеснула наружу свой нерастраченный потенциал. Стиль одежды советских женщин и мужчин кардинально сменился: цветовая гамма стала более веселой, а фасоны – более современными и интересными. Все, что было в моде раньше: блеклые цвета, модели эпохи Второй Мировой и незаметные украшения — теперь считалось скучным и старым, молодежь начинала требовать перемен и даже шила себе одежду сама. Возникает огромный спрос на аксессуары и парфюмерию.


Узнать всю правду о моде того времени, можно из небольшого ролика дальше.

Так же Вашему вниманию представляется скандальный документальный фильм, как одевались простые люди в Советском союзе и каковой была цена за возможность выглядеть «не как все»… Глубокая ностальгия и удивление остается от просмотра этого видео.

Шестидесятые стали примером для подражания. Многие гении дизайнерских проектов и сейчас пользуются изюминками прошлого. Стиль ретро стал классикой, которая до сих пор завоевывает сердца модников и модниц.

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено всё, связанное с Западом. И именно в то время появился общественный «капиталистический» феномен - стиляги.

Кто такие стиляги? Предшественники современных хипстеров? Советская «золотая молодежь»?

В нашей статье подробно разберём эту яркую молодёжную субкультуру.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Появление стиляг в СССР припадает на послевоенный период. Подражание западному стилю прослеживалось у стиляг всего советского периода, это и выражалось в стиле одежды, своеобразному сленгу и интересе к зарубежной музыке.

Стильные танцы

В каждом крупном городе имелась относительно небольшая группа молодых людей, выделявшаяся из серой массы. Типичные однотонные скромные одежды советского образца не устраивали наиболее «образованных» студентов, из которых, в основном, и состояло движение стиляг.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве. Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Практически американские модники


Выходцы из интеллигентных семей имели доступ к заграничным товарам, привозимых родителями из-за «бугра». Столичные стиляги были более обеспеченными материалами для соответствия выбранному образу. Граждане, работающие в иностранных посольствах, дипмиссиях и отбывающие в заграничную командировку, могли привести с собой на родину одежду, обувь, музыкальные произведения, магнитофоны и другую продукцию зарубежного производства. За «железным занавесом» эти товары были долгое время в дефиците, и являлись объектами желаний и зависти.

Представители этой альтернативной культуры в других крупных населенных пунктов получали все необходимые для стиляжничества вещи из столицы или портовых городов, в которые заходили иностранные суда. Но в большинстве случаев, стиляги одевались в пошитые кустарным способом одежды. Они перекраивались из производимых советскими фабриками материалов.

Самые модные парни Москвы


Если необходимую одежду и можно было достать в готовом виде, то с обувью дела обстояли сложнее. Ботинки на толстой каучуковой подошве и туфли с заостренным носом в советских обувных магазинах не продавались. За границей такая обувь стоила дорого, и была по карману только детям номенклатурщиков. Советские стиляги сами добавляли несколько слоев к подошве произведенной в Союзе обуви. Так достигалась нужная высота подошвы, и придавался «неповторимый» стиль. Такие «шузы» можно было часто увидеть на представителях этой пестрой стильной культуры.

Многие стиляги сами перекраивали немногочисленные пестрые вещи советского образца, придавая им нужный фасон. Ширпотреб и барахолка также помогали создавать стильный имидж выделяющейся молодежи. Индивидуальный пошив одежды и обуви позволял всем желающим стать представителями этой «стильной» культуры.

Стильная парочка

Прически молодых людей подчеркивали принадлежность к заграничному стилю. Набриллионенный кок, начесанный густой чуб, длинные волосы выделяли стилягу-парня из толпы. Были в моде и аккуратно приклеенные или выращенные усы «мерзавчики», которые дополняли ненормативный внешний образ. Стильными прическами у подружек стиляг были «Бабетта» (как у Бриджит Бордо в одноименном фильме) и короткая стрижка «под француженку». Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Девушкам-стилягам было труднее соответствовать выбранному полулегальному стилю. Нормы поведения и одежды для советской девушки отличались скромностью, а установленная нравственность вовсе не позволяла сделать шаг в сторону альтернативы. Юбки чуть выше колена рассматривались как развращенность, и тут же осуждались старшим поколением.


Рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот и другие зарубежные направления в музыке и танцев преобладали у стиляг. Аудиозаписи привозились из заграницы, а также нарезались специалистами кустарным способом, на рентгеновскую пленку. Но самим популярным и доступным было прослушивание иностранных радиопередач, в которых транслировалась нужная стилягам музыка.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках. Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Пластинки-малышки из рентгеновских снимков


Облаченные в яркие пестрые наряды стиляги делали местами своих тусовок центральные площади и улицы крупных городов. Прослушивание стильной музыки и танцы происходили на танцполах и в клубах. Советское стиляжничество стало прототипом для альтернативных молодежных течений в современной России.

Твист на картоне: бережём шузы


И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений. Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы. Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

Обложки западных журналов - предмета вожделения всех стиляг


Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес. Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

Вот к чему стремились стиляги

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.


Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.



Публикации по теме