Сущность процесса воспитания. Принципы воспитания

Понятие воспитание – одно из ведущих в педагогике. оно употребляется в широком и вузком смысле.

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личности. В данном случае воспитание практически отождествляет с социализацией.

Воспитание в узком смысле рассматривается как социально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производственных сил общества, созидателями собственного счастья.

Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность.

    Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.

В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

    Воспитание-категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество . Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил, развитие человека.

    Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.

    Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта , в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.

Основным законом воспитания как общественного явления является закон обязательного присвоения подрастающим поколениям социального опыта старший поколений в качестве необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно- исторических условиях.

С основным законом органично связан закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многовековая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное-поддержание жизни, производство материальных благ.

Объективным законом воспитания является также обусловленность содержания, форм и методов воспитания и обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройки. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание педагогического процесса в обществе определяются интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, участия в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессов . Этот закон нашел свое выражение в требовании педагогики соединять воспитание и обучение с производительным трудом и с жизнью общества.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.

Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать как закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальный, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности.

Рассмотрим основные модели воспитания.

Прагматическая модель воспитания . Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления – научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности.

Антропоцентристская модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида.

Социетарная модель воспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.).

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях; по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское; индивидуалистическое и другое воспитание.

Духовное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. В этом процессе создается культура жизненного самоопределения.

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию-пониманию себя как целостной личности. Оно включает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Н.А. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Определение личностного смысла выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. Каждый человек, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять, зачем он живет, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности.

Личностный смысл жизни - понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. Он осознается как «значение–для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы.

Неумение осознать это приводит к тому, что он не находит своего места в жизни, не раскрывает свой внутренний потенциал. Утрата смысла жизни человеком приводит к депрессии и даже попыткам самоубийства.

В.Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» писал, что мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты поэтому воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть.

Человек обретает смысл жизни, понимая ценность жизни всего живого и каждого человека как венца творения природы, обогащая сознание «знанием всех богатств которые выработало человечество», развивая свои способности и склонности, потребности в самореализации, самоактуализации, выбирая профессию, отвечающую его способностям и интересам личности.

Умственное воспитание . Знание и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием составляют содержание понятия интеллектуальной культуры. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения (читать, писать, считать, излагать свои мысли) и специальные (читать карты, чертежи, пользоваться измерительными приборами и т.п.). Интеллектуальная культура формируется в процессе интеллектуального воспитания, которое осуществляется в процессе обучения и во внеклассной работе.

Задачи умственного воспитания:

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании; развитие всех видов мышления(теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и др.)., опыта познавательной деятельности, способности к творчеству;

развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности

Эти цели достигаются в учебном процессе, в процессе самообразования, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми.

Показатели интеллектуальной воспитанности : наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения, одним из элементов которого является теоретическое мышление.

Теоретическое мышление представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Нравственное воспитание - формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Как форма общественного сознания мораль представляет собой совокупность правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Она обусловлена обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, несет ответственность за свой выбор.

Нравственную структуру личности составляют знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственном идеале, этических ценностях и нормах, моральной мотивации и этических оценках. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Выделяют следующие уровни нравственного развития: доморальный-синкретический и конвенциональный - и автономной морали (Л.Колберг). На доморальном уровне ребенок соблюдает принятые нормы из страха наказания, стремления не выпасть из определенной социальной группы. На уровне автономной морали происходит осознание сущности нравственных понятий, принятие или непринятие тех или других, выбор нравственного поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, вовлечение детей в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор

Формирование самоуважения личности - одна из значимых задач нравственного воспитания. Не уважая себя, человек никогда не научится уважать других людей.

Этическое воспитание - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющие свой целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины. Оно является составляющей нравственного воспитания. Один из его главных методов - этические беседы.

Подобно всем направлениям воспитательной работы нравственное воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе. Содержание всех учебных предметов имеет нравственные аспекты.

Необходимо обратить внимание на роль компьютера в процессе нравственного или безнравственного становления личности. С одной стороны, возможность приобщиться к богатствам мировой культуры, вступить в широчайший контакт с людьми разных стран, разных профессий и интересов - неисчерпаемый источник формирования и постижения нравственных норм и отношений. С другой- засоренность и бесконтрольность информации, которая размещается на разнообразных сайтах и в Интернете, жестокие и часто безнравственные игры, построенные на обмане, хитрости и предательстве, виртуальная реальность, в которой безнаказанно можно совершать любые преступления, превращают компьютер для подростков и молодежи в источник садистских развлечений, потребления порнографии, пробуждают самые неизменные и порочные человеческие наклонности.

Гражданское воспитание это процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Гражданская культура и гражданственность-результат гражданского воспитания. Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

В настоящее время нельзя говорить о полноценном формировании культуры современной личности без сформированности у нее глобального, общечеловеческого мышления. Следовательно, выделяют еще один вид воспитания- общечеловеческое воспитание .

Основные функции общечеловеческого воспитания:

развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению;

обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной и расовой терпимости с решением общечеловеческих задач;

налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество в области науки и культуры.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, помогающие свободному общению детей со взрослыми и между собой, в ходе которого углубляется понимание процессов, происходящих в

мире, расширяется кругозор. Школьники могут принимать непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, взаимодействие и взаимопонимание между народами, сохранение окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем являются знание и понимание их детьми. Показателем является интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность в этом направлении.

Политическое и правовое воспитание - основные компоненты гражданского воспитания.

Политическое воспитание – формирование политического сознания,отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них с духовно-нравственных позиций. Оно осуществляется на принципах: объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Формами политического воспитания могут быть политические информации: обзорные или тематические, информирующие о наиболее значимых политических событиях у нас и за рубежом, отвечающие на возникающие у школьников вопросы, но не навязывающие жестких оценок и суждений; «открытее трибуны», политическая панорама и т.п.; деятельность клубов, проведение фестивалей, международных обменов и встреч и т.п.

Правовое воспитание процесс формирования правовой культуры и правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения.

Нравственно-правовые и политические чувства - важнейший элемент правового сознания. Эти понятия подразумевают глубокое уважение к закону как проявлению воли народов, которое неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет гражданская совесть. Она является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. В процессе изучения дисциплин общественного блока, в специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащиеся постепенно овладевают элементарной юридической грамотностью, осознают права, обязанности и правовую ответственность.

Трудовое воспитание это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии.

В задачи трудового воспитания входят:

    политехническая и начальника экономическая подготовка;

    выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

    формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем, ответственности и чувства долга;

    подготовка к выбору профессии, профориентация.

Профориентация – оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение-готовность выпускника к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знания о профессии и ее требованиях к личности, понимание своих склонностей и индивидуальных способностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.

Основными компонентами профориентации являются: профессиональное просвещение, профконсультация, профдиагностика, профадаптация и профкоррекция. Типы профессиональной консультации: справочно-информационная, диагностическая, медицинская, корректирующая (когда профессиональные желания и интересы подростка не совсем согласуются с его потенциальными возможностями, способностями, здоровьем).

Экономическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления. Экономической сознание включает знания основных законов рыночной экономики, умение осмысливать новое в экономической жизни, понимать экономику как целостное явление.

Экологическое воспитание это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности.

В формировании экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществознание, право и экономика показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Школьники узнают о недостатках природоохранительной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе государственных и общественных организаций, всех людей. Литература, изобразительное искусство и музыка – эстетический цикл раскрывает эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение ко всему живому.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей .

Составными элементами эстетического воспитания как более широкого понятия являются художественное образование и художественное воспитание.

Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

Художественное воспитание – это процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Цель системы эстетического воспитания – обеспечить целостное эстетическое развитие личности, что связано с решением следующих задач: воспитать эстетические чувства; сформировать эстетическое сознание; обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; развить с помощью занятий искусством природные силы и психические свойства личности: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление; обучить начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве.

Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность – духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию. К основным средствам эстетического воздействия на школьников относятся различные виды искусства, воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, межличностных отношений.

Физическое воспитание – это система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособностью и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

В задачи физического воспитания входят: формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности и эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья: повышение физической и умственной работоспособности; развитие двигательных качестве, умений и навыков, закаливание, координация осанки; формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятия физической культурой и спортом; развитие волевых и спортивно-физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости); формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, психических свойствах и процессах, об основах гигиены, мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В школьную систему физического воспитания входят уроки физкультуры и ОБЖ, факультативные занятия, внеклассная спортивно-массовая работы: кружки, секции, спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продленного дня, медицинско-оздоровительные процедуры.

Средства физического воспитания включают гимнастики, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы - солнце, воздух и воды, гигиенические факторные силы – режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений. Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример, соревнования.

В процессе безопасной жизнедеятельности и формирования здорового образа жизни у детей появляется осознание опасности наркотического, токсического, алкогольного, никотинового отравления организма и психики, развивается нравственно-эстетическое отвращение и противодействие пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса лежат глубокие мировоззренческие, культорологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали, религии. Он должен быть построен на утверждении идеала норм здоровой, гармонической и счастливой жизни.

Гендерное воспитание – это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.

Можно назвать следующие задачи гендерного воспитания: правильная гендерная идентификация (отождествление); формирование нравственных межполовых взаимоотношений; подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям, воспитание культуры интимных чувств – привязанности, дружба, любви, верности, долга, заботливости, ответственности, бескорыстия, сострадания и т.п.; формирование установки на рождение и воспитание детей (репродуктивной установки); половое и сексуальное просвещение, формирование научных понятий и биологических и социальных проблемах пола, особенностях развития и поведения мужчины и женщины.

Изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Понятие «воспитание» центральная категория в педагогике. В буквальном смысле «воспитание» — вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И.И. Бец-ким .

Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления — социальный или пе-дагогический — представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явле-ние, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрас-тающего поколения в жизнь общества, результатом которо-го выступает культурно-историческая преемственность по-колений.

Воспитание (в социальном смысле) - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшему с целью подготовки младшего поколения к жизни и производительному труду.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

· это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

· воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизне-деятельности общества;

· на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкрет-но-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

· воспитание подрастающих поколений осуществляет-ся за счет освоения ими социального опыта в процессе об-щения и деятельности;

· по мере того как взрослые осознают свои воспита-тельные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педаго-гически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление — это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как обще-ственное явление чаще всего рассматривают как синоним по-нятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организа-цию), как усвоение субъектом элементов культуры, соци-альных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.


1. Воспитание как педагогическое явление (в широком смысле) — это целена-правленный, системно организованный процесс, реализуе-мый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориенти-рованный на освоение личностью норм и правил поведе-ния, принятых в обществе.

2. Воспитание (в узком смысле) - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ребенка с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи оп-ределенные признаки:

1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, кото-рый определяется позитивными изменениями, происходя-щими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на вос-питанника. Цель этого воздействия — стимулирование по-зитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком воспитания является взаимо-действие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление — это процесс, предполагающий конкретные качественные и количествен-ные изменения личностей, с которыми взаимодействует вос-питатель. Исходя из этого, воспитание как педагогическое яв-ление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, спе-циально организованная жизнедеятельность детей в усло-виях образовательного учреждения .

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педа-гогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспита-ния как общественного явления (социализации).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

Теория и методика воспитания как наука имеет долгую историю становления, в ходе которой люди, пытаясь осмыслить свое бытие и свой социальный опыт, вели поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. Специфика этих моделей была обусловлена как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский обосновал антропологическую концепцию воспитания, в которой убедительно доказал, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных всеми науками.

На современном этапе развития педагогической науки создается новая гуманистическая концепция воспитания личности, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в воспитательном процессе.

1. Понятие и сущность воспитания

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.

Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.

В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:

Воспитание - целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е. Ковалев) ;

Воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А.В. Петровский) ;

Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А.В. Мудрик) .

Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

Это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

Воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

На каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

По мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление - это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.

Итак, перечислим основные закономерности воспитания:

Воспитание детерминировано культурой общества;

Воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу.

Содержанием воспитания является культура личности. Внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педагогике исходят из основного положения - признания способности человека к саморазвитию.

Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в младшем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу в скором будущем потребует более широкого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.

2. Методы воспитания

Существуют различные трактовки понятия «метод воспитания». В.А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.

И.Ф. Харламов предлагает такое определение: под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Анализ определений понятия «метод воспитания» и различных классификаций показывает, что постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобладали методы убеждения и наказания, т.е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.

Таким образом, под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов, убеждений, выработки навыков и привычек по ведения, а также его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств личности.

Психологической основной этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий или поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств.

В структуре целостного педагогического процесса к методам формирования сознания школьников относится и метод положительного примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные действия, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

В механизме подражания можно выделить по крайней мере три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же. Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации .

Большое внимание заслуживает и такая деталь. Дети и подростки не всегда вдумчиво подходят в оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так следуя рискованному примеру своих товарищей, некоторые учащиеся начинают курить, употреблять горячительные напитки или пытаются воровать и т.д. В таких случаях большую роль играют индивидуальные беседы или коллективные разъяснительные мероприятия, например, «Мы - против курения» и т.п.

Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание еще К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью .

В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.

Метод упражнения (приучения) часто ассоциируется с принуждением, муштрой. А.С. Макаренко считал, что в процессе воспитания крайне важно вооружать детей практическим опытом, формировать у них навыки и привычки. Макаренко со всей определенностью указывал на необходимость нравственной натренированности воспитанников, вооружения их моральным опытом.

В процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. внутренние стимулы, которыми определяется внутренне поведение личности.

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или товарищей, выражаемые публично или в личной форме.

В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении.

Метод осуждения заставляет школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и требованиями коллектива. Все это заставляет более детально обдумывать свое повеление, и способствует выработке так называемых задерживающих способностей, умения сопротивляться соблазнам и тормозить неблаговидные действия.

Следовательно, смысл методов одобрения и осуждения заключается в том, чтобы развивать у учащихся нравственное сознание, критическое отношение к своему поведению и более требовательное отношение к себе.

Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Личность постоянно испытывает влияние множества разнообразных внешних воздействий и внутренних побуждений. Например, чрезмерное увлечение отдельными видами игр (компьютерных) может создавать помехи в учении, дружба с недисциплинированными сверстниками - вызвать склонность к неблаговидным действиям и поступкам и т.д.

Вот почему наряду с вышеперечисленными методами возникает необходимость предъявления требований, осуществления контроля за поведением учащихся, а также переключение с одного вида деятельности на другой.

Требование является способом непосредственного пробуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Требования позволяют учащимся осознавать те внутренние противоречия я между имеющимся и необходимым уровнем поведения.

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий и т требований.

Педагогическая действенность метода переключения связана с тем, что переключая внимание ученика или целого коллектива на новый вид деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.

Таким образом, учение складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, репродуктивное воспроизведение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам. Но вместе с тем, эти методы слабо развивают гибкость ума, его способность проникать в сущность явлений и понятий.

Все это определяет необходимость рассматривать эти методы в их единстве. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в специфике доминирующей цели их применения - формирование знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности. Педагогу нельзя забывать, что он всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.

3. Технологии воспитания

Технологический подход к воспитанию и обучению как новое направление, зародившееся в 60-70-е гг. XX в., привлек педагогов-практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательным процессом. Под педагогической технологией понимается систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Педагогические технологии позволяют создавать гибкую и подвижную структуру учебно-воспитательного процесса, корректируемую на любом ее этапе благодаря наличию постоянной обратной связи. Возможность поэтапного воспроизведения педагогической технологии обеспечивает достижение целей воспитания и обучения для всех учащихся.

Педагоги-теоретики не сразу приняли идеи технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. Многих смущал сам термин «технология», который будто бы исключал творчество в деятельности педагога, оставлял педагогу лишь роль манипулятора. Однако интерес к педагогическим технологиям возрастал, внедрение технологического подхода в практику обнаружило тенденцию к быстрому накоплению новых технологий. В Казани под руководством М.И. Махмутова разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное обучение; технологическая грамотность учителей росла вместе с пропагандой мастерства педагогов-новаторов.

Так, в 70-е гг. получила известность и распространение методика В.Ф. Шаталова. Опыт украинского учителя математики, физики и астрономии В.Ф. Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию, не поддавался анализу и оценке с точки зрения традиционной педагогики и психологии, вызывал массу споров и порождал противоположные мнения.

Внедрение технологий воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе.

На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных, - настроения, самочувствия педагога и детей.

Воспитательные технологии в целостном педагогическом процессе представлены теми же основными сущностными характеристиками, что и образовательные технологии, но создавать их значительно сложнее.

Технология воспитания, также как и обучения, имеет следующие специфические черты:

Постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.). В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку;

Возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения; предварительная оценка уровня обученности или воспитанности; обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;

Обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.

Воспитание - сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.

Исходя из этого, воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой , эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

Материальные условия, включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно-ориентированная (Г.К. Селевко).

Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий, как и в обучающих технологиях, ставится цель, в которой четко сформулированы ожидаемые конкретные конечные результаты.

Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно-ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Заключение

Таким образом,под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит сущность процесса воспитания.

Одной из закономерностей воспитания является единство целей, содержания и методов воспитания.

Метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств.

Существуют следующие методы воспитания: убеждение; положительный пример; упражнение (приучение); одобрение; осуждение; требование; контроль за поведением; переключение на другие виды деятельности.

Воспитательные технологии являют собой систему научно обоснованных специализированных методик, которые способствуют установлению отношений между субъектами процесса, при этом достигается требуемая цель, а именно приобщение учеников к культурным ценностям. В основном результативность воспитательной технологии зависит от того, как концептуально увязаны между собой цели и содержание.

Следует отметить, что только умелое использование всей совокупности методов и технологий воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и формировании у них личностных качеств в частности.

Библиографический список

воспитание ученик закономерность опережающий

1. Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1998. - 457 с.

2. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1985. - 478 с.

3. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия / А.В. Мудрик // Классный руководитель. - 2002. - №5. - С. 4-11.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1988. - с. 213.

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

6. Куприянов Б.В. Методы воспитания как структуры взаимодействия взрослого и ребенка // Демократическая школа. - 2004. - №2. - C. 33-38.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 520 с.

8. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994. - 234 c.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Система принципов воспитания в современной педагогике. Анализ закономерностей воспитательного процесса как основы принципов воспитания. Характеристика главных принципов воспитания, основные пути их эффективной реализации в педагогической работе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Понятие и сущность процесса воспитания. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Закономерности, средства и методы воспитания, их характеристика. Стили семейного воспитания (отношений): авторитарный, демократический и попустительский.

    реферат , добавлен 28.03.2012

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Факторы, которые цементировали средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Спасение души как цель воспитания. Роль схоластики в развитии педагогической мысли раннего Средневековья. Переплетение языческих и христианских традиций.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2009

    Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения. Сущность и характеристика основных принципов системы физического воспитания, их взаимосвязь и значение.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания как общественного явления. Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды. Технологии воспитания личности ребенка в школе и личности студента в колледже.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Сущность и основные принципы семейного воспитания. Нравственное воспитание ребенка, управление его умственным развитием в семье. Распространенные ошибки семейного воспитания, роль родительского авторитета. Игра как одно из важнейших условий воспитания.

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воз-действия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготов-ки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но вос-питание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образова-нием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В на-правлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказываю-щие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют разли-чия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познава-тельных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, вос-питание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправ-ленный характер, который предполагает определенное направление воспита-тельной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осущест-вляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозгла-шенными тем или иным обществом.
Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитатель-ного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспи-тывать в человеке "общечеловеческие ценности", не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с "общечеловеческими ценностями" существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная госу-дарственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчиво-го, стремящегося к успеху человека.

Направления воспитания

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

Развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

Формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

Стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

А также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

Накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

Разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

Организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

Объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

Материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

Знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

Кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

Упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

Творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

Временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

Систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

Контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

Учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

Специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.


Похожая информация.


Сущность воспитания

Воспитание – это процесс формирования личности. Он объединяет обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье.

Воспитание ощущает на себе воздействие среды и социального окружения ребенка. Психологическая сущность воспитательного процесса представляется в переводе ребенка из одного состояния в другое. Результат воспитания - перевод внешнего опыта, знаний, ценностей, норм и правил в личностные убеждения, установки, поведение человека. Воспитание формирует психологическую структуру личности (рис.1).

Педагогическая трактовка процесса воспитания – организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. В данном определении делается акцент на активную деятельность объекта воспитания. Это так называемый личностно-деятельный подход к воспитанию. Он широко распространен в отечественной теории воспитания.

Современная теория предполагает, что воспитание это не прямое воздействие, а в большей степени социальное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Результат работы педагога выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.

  • взаимодействие,
  • сотрудничество,
  • воспитательные отношения,
  • педагогическая ситуация,
  • социальная ситуация развития.

На практике воспитывать, значит организовывать содержательную часть жизни и развивающую деятельность детей вместе с взрослыми. В таком взаимодействии у каждого свои роли, цели, взаимоотношения.

На воспитательный процесс оказывает влияние множество факторов:

  • семья,
  • школа,
  • микросреда,
  • общественные организации,
  • искусство и культура,
  • социально-экономическая ситуация и другие.

Такая многофакторность делает воспитание, с одной стороны богатым, легким, но и параллельно сложным. При большом количестве факторов, влияющих на процесс трудно им управлять, он подвержен стихийности и негативно действующим влияниям. Таким примером могут быть СМИ, которые носят полярный характер влияния на образование.

Назначение воспитания

В современной педагогике воспитание имеет множество задач:

  • формирование целостной и всесторонне развитой личности;
  • привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
  • привитие нравственных и эстетических качеств человеку;
  • развитие воли, целеустремленности и эмоциональной устойчивости личности;
  • присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности в соответствии с потребностями государства;
  • анагенез личных способностей, склонностей и потребностей человека в различных областях;
  • создание возможностей для реализации разных видов познавательной деятельности для расширения мировоззрения, роста уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие способности адаптироваться к изменениям в социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Воспитание - это долговременный и непрерывный процесс, на более поздних этапах он должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в отсроченности результата и его оценочной разницы. Очень много зависит от факторов, влияющих на личность воспитуемого и его внутренних ресурсов.

Задачи, стоящие перед воспитанием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении содержательных вопросов воспитания. Содержание воспитания формируется из системы знаний и навыков, убеждений и личностных качеств, поведенческой составляющей, идеологических взглядов человека. Именно они являются целью воспитательного процесса.

Воспитательный процесс разносторонний и многоуровневый, он охватывает разные стороны жизнедеятельности и в зависимости от направленности обладает своим специфическим содержанием и особенностями.

Генерирование научного мировоззрения в своем содержании предполагает развитие взглядов и убеждений, которое возможно при наличии развитого мышления и целеустремленности. Мало просто дать человеку знания, следует воспитать в нем способность к дальнейшему анагенезу своего интеллекта, к анализу, рассуждению, исследованию.

Гражданское воспитание заключается в вырабатывании у гражданина патриотических чувств, культуру поведения в межнациональном социуме, уважения к своей стране и истории.

Нравственное воспитание находится во взаимосвязи с социализацией человека. В процессе реализации воспитания и социализации человек обучается правилам поведения в данном социуме и вырабатывает отношение к обществу, к людям, природе, культурным ценностям, обычаям и правилам, принятым в его социуме. Основа нравственного воспитания – гуманность. Это формирование в человеке сочувствия и понимания, отзывчивости и терпимости, уважения других людей в их выборе и особенностях. Примером нравственности должен выступать сам педагог по отношению к воспитанникам. Нравственное воспитание реализуется через коллективную деятельность, разбор и обсуждение проблем и сложных ситуаций. В процессе такого взаимодействия и дискуссии дети формируют личную нравственную позицию. Большая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит идеалам.

Трудовое воспитание – основа советского общества, к сожалению, в сегодняшних реалиях отходит на задний план, как в образовательных учреждениях, так и в семье. В отсутствии трудового воспитания не формируется ответственность, мотивация к прикладному использованию теоретических знаний, трудолюбие.

Эстетическое воспитание призвано развивать творческое мышление, формировать духовные ценности. Оно способствует эмоционально воспринимать искусство и понимать его.

Воспитание физическое помогает развитию целостной и гармоничной личности, формирует положительное отношение к двигательной активности, учит соблюдать правила гигиены.

Организованный воспитательный процесс имеет прямую и обратную связь: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. В этой схеме очень важна обратная связь. Благодаря такому взаимодействию, можно правильно разработать план воспитания отдельной личности, подобрать эффективные методы работы.



Публикации по теме