Театральный тренинг для детей дошкольников. Методические рекомендации «Тренинговые игры с дошкольниками Игра тренинг для детей второй младшей группы

Успех в жизни человека начинается с уверенности в себе с малых лет. Каждый ребенок имеет свой характер. Одни дети общительные и раскованные, другие замкнутые и нелюдимые. Однако тем и другим требуется помощь психолога для успешного общения с ровесниками и взрослыми людьми, для повышения самооценки, для возможности самореализации и т.д. В этом педагогам могут помочь игровые тренинги для дошкольников.

Специальные методики, составляющие основу детских тренингов, направлены на развитие определенных знаний и умений у дошкольников, формирование навыков и социальных установок. Игровые тренинги в недалекой перспективе способствуют лучшей адаптации дошкольников - будущих первоклассников - к школьному коллективу.

Программа занятий с дошкольниками преследует несколько целей.

  • Образовательные. Малыши учатся анализировать эмоциональное состояние, сосредотачивать внимание на конкретном виде деятельности, контролировать свои движения, делать их более выразительными;
  • Развивающие. Дошкольники на игровых тренингах учатся адекватно выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами. Особое внимание педагоги и психологи уделяют развитию речи, памяти, способности ребенка к нестандартному мышлению;
  • Воспитательные. Сподвигнуть ребенка на активацию положительного настроя - основная задача педагога-психолога. Положительный настрой способствует более легкому контакту со сверстниками и наставником. Более расположенный к общению дошкольник с удовольствием взаимодействует с другими участниками тренинга и доверяет указаниям психолога.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликовали важные материалы для руководителей ДОУ:

Новые формы взаимодействия с педагогами

Обучающие игровые тренинги, проводимые для дошкольников, чаще всего не требуют специального оборудования или конкретных игрушек. Организуя подобную деятельность, психолог может использовать материалы, оказавшиеся у него под рукой.

Настольно-печатным играм следует уделить особое внимание. Обычно, они тематические. Перед покупкой набора или книжного пособия специалисты советуют педагогам ориентироваться на темы, наиболее актуальные для дошкольного возраста. Такими темами могут быть: животные, растения, природа, погода, режим дня, буквы, счет, правила этикета и другие.

Виды игровых тренингов для дошкольников

Обучающие игровые тренинги реализуют сразу несколько педагогических задач, поэтому игры для дошкольников классифицируют по большому количеству критериев. Игра в зависимости от количества участников может быть групповой и индивидуальной.

В зависимости от цели проведения:

  • творческой;
  • воспитательной;
  • направленной на развитие речи;
  • математической;
  • логической и т.д.

Общепринятая в педагогической практике классификация игровых тренингов для дошкольников выделяет игры, направленные на развитие моторики; речи и коммуникативных навыков; когнитивных способностей ребенка.

  1. Дидактические предметные игры

Данный вид дидактических игр в дошкольном возрасте применяется для совершенствования моторики ребенка 4-6 лет, развития у него тактильного, слухового и зрительного восприятия. Дошкольник, манипулируя игрушками и другими предметами, развивает свое воображение и творческие способности. В процессе игры происходит общение дошколенка с другими участниками процесса: взрослыми и детьми.

Например, игровой тренинг “Учим материалы”. Суть игры: дети достают из корзины предметы и игрушки, изготовленные из различных материалов (резина, пластик, дерево, металл, стекло и т.д.). Опираясь на свои ощущения, дошкольники рассказывают из какого материала сделана та или иная игрушка (предмет).

  1. Настольно-печатные дидактические игры

В игровом процессе используются наглядные пособия, такие как сборники развивающих задачек, плакаты, макеты, карточки, игрушки и т.д. Чаще всего педагоги сами изготавливают такие пособия.

Например, игровой тренинг “Фрукты - овощи”. Суть игры: дошкольники достают из корзины карточки с изображениями овощей и фруктов. Задача детей: называть фрукт или овощ и складывать карточку в тарелку; овощи - в одной тарелке, фрукты - в другой.

  1. Словесные обучающие игры

Такие игры направлены на развитие у детей внимания и памяти. Воспитанники совершенствуют речь, учатся связно объясняться.

Пример - игровой тренинг “Придумай загадку”. Ребенок достает карточку с изображением конкретного предмета. Дошкольник описывает изображенный на карточке предмет, не называя его, а остальные участники должны угадать этот предмет.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Документы образовательной организации . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Пример игрового тренинга для дошкольников “Мы разные и удивительные”

Цель игрового психологического тренинга для дошкольников старшего возраста: развитие коммуникативной и личностных сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Тренинг проводится для:

  • формирования положительного настроя детей на совместную работу в группе;
  • развития у воспитанников умения понимать свое и чужое настроение, эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, понимание, сопереживание;
  • повышения социального статус ребенка, формирования чувства уверенности в себе;
  • снятия у детей мышечного напряжения.

Оборудование: “волшебная коробочка”, картинки с изображением предметов, разрезанные пополам, большой градусник из бумаги, цветные карандаши, “мешок грусти”, веселые смайлики, два сосуда: темный с водой и светлый без воды (радостный).

Ход тренинга для дошкольников:

1 этап. Организационный.

Ритуал приветствия. Приветствие: “Здравствуй друг!”

Дети встают в круг, психолог достает “волшебную коробочку” и просит каждого ребенка достать для себя карточку с изображением половины предметной картинки. Задача воспитанников - найти вторую половинку изображения и создать пару с ее обладателем. После формирования пар дошкольники приступают к приветствию.

Упражнение тренинга для дошкольников “Настроение в кармашке”. Дети сидят в форме полукруга. Один малыш выходит и произносит следующие слова:

“Утром рано поутру, в детский садик я иду.

И в кармашке я с собой настроение несу”.

Если ребенок изобразил веселое настроение, то такое настроение помещают в “мешок радости”, если грустное то соответственно в “мешок грусти”.

Упражнение тренинга для дошкольников “Градусник настроения”.

Проводится с целью снижения психоэмоционального напряжения.

Воспитанники рисуют градусник настроения. Для отображения своего настроения дети выбирают определенный цвет карандаша. Этим цветом закрашивают половину градусника. Это означает, что в начале занятия настроение у детей было именно таким.

2 этап. Мотивационный.

Ведущий: “Дети, сегодня я хочу вас пригласить в страну “Хорошего настроения”. Но чтобы попасть в эту замечательную страну нам с вами нужно собрать чемодан в дорогу”.

Упражнение тренинга для дошкольников “Чемодан” (цель - развитие навыков общения).

Ведущий: “Ребята, представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан. Но ведь наш чемодан необычный, поэтому в него мы будем класть то, что желаем друг другу. К примеру, я положу в чемодан радость, дружбу, счастье, улыбку (хорошее настроение, крепкое здоровье и т.д.)”.

3 этап. Практический.

Упражнение тренинга для дошкольников “Зеркала” (цель - развитие невербальных средств общения и наблюдательности).

Ведущий показывает какое-либо движение. Говорить при этом запрещается! Все дети, выступая в роли зеркал, должны в точности повторять движения ведущего. Ведущий хлопает в ладоши, это означает, что нужно выбрать другого участника для роли водящего. Начинаем!

Динамическая пауза “Сороконожка”.

Воспитанники встают цепочкой друг за другом, каждый при этом держится за талию впереди стоящего. По команде педагога, проводящего игру, “сороконожка” начинает движение по комнате, затем приседает, прыгает на одной ноге, идет змейкой. Основная задача детей - постараться не разорвать цепочку и сохранить “сороконожку”.

Ведущий предлагает детям привести себя в порядок (выполняется легкий массаж).

Ведущий: “Ну вот, теперь мы отдохнули и готовы продолжить наше путешествие!”

Игра тренинга для дошкольников “Сосуд слез”.

Ведущий: “Ребята, только гляньте, у нас на пути образовался какой-то сосуд. Да это же “Сосуд слез!” В жизни бывают разные ситуации, когда люди плачут не только от обиды, несчастья, но и от радостных событий.

Давайте совершим маленькое волшебство: освободим сосуд от печальных слез и наполним его “слезами радости”.

Воды в сосуде на один стаканчик, педагог наливает воду в стакан из первого сосуда, а дети передают его друг другу, при этом улыбаясь. Последний ребенок переливает стакан с водой в яркий сосуд и передает его по цепочке обратно.

Игра тренинга для дошкольников “Ледышки и веснушки” (этюд на физическое и мышечное расслабление).

Группа детского сада делится на две команды - одна команда “ледышек”, другая “веснушек”.

По команде ведущего “Начали!” дети медленно, не толкаясь начинают перемещаться по залу. После одного хлопка замирают “ледышки” в той позе, в которой остановились. “Веснушки” в это время продолжают движение. После двух хлопков замирают “веснушки”.

4 этап игрового тренинга. Рефлексивный.

Ведущий дошкольникам: Выбирайте снова карандаш, с цветом которого ассоциируется ваше настроение, и закрашивайте вторую половину градусника.

Ритуал прощания. Воспитанники встают в круг, берутся за руки и хором говорят: “До свидания!” Спасибо всем!

Скачать примеры тренингов для дошкольников
Скачать в.docx

Полноценный обучающий игровой тренинг следует проводить именно с дошкольниками по следующим причинам.

  1. Малыши в возрасте 4- 6 лет обладают устойчивым вниманием. Игра может длиться примерно 20 минут, а может и дольше в случае заинтересованности ребенка.
  2. В данном возрастном диапазоне (до 6 лет) у детей улучшается сенсорное восприятие, образное мышление. Ребенок в детском саду уже обладает достаточно большим словарным запасом, без проблем изъясняется.
  3. У дошкольников уже проглядываются способности к конкретным видам деятельности, которые возможно развивать с помощью игрового тренинга.
  4. Четырех- и шестилетки уже способны следовать правилам игры, выполнять действия последовательно. Обучающая игра должна иметь четкий план и правила - это обязательные условия.

Возраст воспитанников ДОУ - классический возраст для игры. Игровые тренинги развивают дошкольников личностно и интеллектуально, способствуют формированию сложных психических навыков. В форме игры ребенка легче научить концентрации внимания и сдержанности. Цель детского тренинга для дошкольников - не просто развеселить, но сформировать полноценную психологически устойчивую личность, физически и интеллектуально развитую.

Татьяна Мартюшевская
Методические рекомендации «Тренинговые игры с дошкольниками»

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера , которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души» , социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

Наблюдая за воспитанниками, я выделила несколько характерных проблем : самой, на мой взгляд, распространенной и трудной для педагогов, является гиперактивность, затем я бы назвала застенчивость и тревожность, агрессию, реже встречается медлительность, или заторможенность. И, конечно, дефицит внимания, которым страдают многие дети, и который может сопутствовать всем вышеперечисленным типам поведения.

Трениговые игры - эффективный способ работы со всеми вышеперечисленными проблемами детской психологии.

В любой игре содержатся два типа правил - правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве. Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. И наконец, содержатся игры , в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

Эти два вида правил в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению.

Игра-приветствие

Дети сидят в кругу. У педагога в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому ребенку, называя того по имени :

– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!

– Привет, Сергей!

– Здравствуй, Оля!

Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка» .

Педагог. Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Какие фигуры вы видите в этой крыше?

Дети. Треугольники и квадраты.

А теперь положите «паутинку» на пол. Я осторожно сверну эти маленькие дорожки в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая поведет нас вперед.

Упражнение – разминка «Карандаши» .

Описание упражнения. Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого) . Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев.

Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д. Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения :

Поднять руки вверх и опустить их.

Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад.

Присесть, встать.

Наклониться вперед, назад.

Для разнообразия и усложнения задания возможно использовать те же варианты только с закрытыми глазами, или с произнесением допустим женских или мужских имен. Если упражнение выполняется под музыку, то можно ввести дополнительное условие - совершать движения в такт музыкальному произведению.

Психологический смысл упражнения заключается в умении ребенка ориентироваться на действия рядом стоящего. Развивается способность подстраиваться под ритмизацию (учет резкости, плавности совершаемых действий) на основе невербального восприятия друг друга. Упражнение способствует развитию толерантности по отношению к друг другу. Как правило в группе оказывается один или два участника с недостаточной моторной координацией, у которых карандаши падают и по условиям игры необходимо начинать все сначала.

Игра «Разноцветное настроение»

Цель : отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение :

красный – бодрое, активное настроение –

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры ;

желтый – веселое настроение –

хочется радоваться всему;

зеленый – общительное настроение –

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий – спокойное настроение –

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый – скучное настроение –

не знаю чем заняться;

коричневый – сердитое настроение –

я злюсь, я обижен;

черный – грустное настроение –

мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

Игра «Радостная песенка»

Цель : положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…» .

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

Игра «Мыльный пузырь»

Цель : развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Описание игры : Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь» . Потом они его надувают : дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая :

«Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся такой,

Да не лопайся!»

Получается большой круг. Затем педагог говорит : «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

Упражнение «Сухой душ»

Цель : создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ» .

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Упражнение завершение.

Участникам группы предлагается сесть за общий стол, на котором приготовлены вырезанные кружки из разноцветного картона и фломастеры. Также для выполнения задания необходимы прищепки.

Детям предлагается нарисовать в каждом выбранном кружке то, что он хотел бы подарить самому лучшему другу (улыбку, игрушку, угощение, свою дружбу – рукопожатие и т. д) . После того, как дети подготовят свои подарки в виде кружков, ведущий предлагает взять прищепки и прикрепить ими каждый кружок друг к другу. В результате должна получиться длинная гусеница.

Обратная связь. После выполнения последнего задания, ведущий вместе с детьми обобщает полученные в ходе занятия переживания, знания. Обращает внимание дошкольников на желание каждого ребенка и взрослого человека иметь добрых и верных друзей.

Для того, чтобы дружба была крепкой и надежной необходимо соблюдать рад правил. Дошкольники вместе с ведущим формулируют эти правила :

Будь с другом честным;

Помогай другу в беде;

Дал слово – держи;

Не жадничай, всегда умей делиться;

Умей жалеть, сочувствовать;

Радуйся успехам друга, не завидуй.

Игровой развивающий психологически тренинг для детей.

Предлагается план первых двух занятий. Последующие занятия можно выстраивать по такой же схеме, заменяя приведенные упражнения новыми.

Реквизит:

1.Фонограммы: спокойной музыки, веселой, релаксационной музыки, колыбельной (желательно без слов), звуки живой природы (например:«Птицы в дождливом лесу»), колыбельная из м/ф «Умка», Сен-Санс «Карнавал животных».

2. Бумага для рисования, карандаши, фломастеры или мелки, пластилин.

3. Мяч среднего размера или воздушный шарик.

4. Полоски ткани для завязывания глаз.

5. Мячи, кубики, гимнастические палки.

6. Детские стульчики, скамеечки.

Ход тренинга.

Первое занятие.

На протяжении всего занятия тихо звучит спокойная музыка.

Шеринг. Садимся в круг. Говорим о своем настроении, самочувствии.

Продолжительность 5-7мин.

Рекомендации: Занятия желательно проводить на полу (для этого будут необходимы теплый пол или мягкий палас) - это сократит дистанцию между взрослым ведущим и маленькими участниками, расположит детей к доверительной беседе.

I Разогревающее упражнение, которое поможет создать теплую атмосферу в группе.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» (1)

Продолжительность 10-15 мин.

Ход упражнения:

Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности)

Рекомендации: т.к. детям бывает сложно вспомнить слова вежливости, можно перед игрой проговорить как можно больше таких слов. Если в ходе игры возникли сложности, называем несколько слов сами, чтоб ребенок мог выбрать.

Обязательно обсуждаем, понравилось ли нам упражнение, как мы себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.

Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом. Во время обсуждения дети учатся прислушиваться к себе, к тому, что они чувствуют, когда говорят добрые слова другим, когда слышат их в свой адрес. В дальнейшем это поможет им налаживать контакт, как с другими детьми, так и со взрослыми.

II Упражнение-разминка. «ТЕРЕМОК» (2)

Пальчиковая игра

Продолжительность 2 мин.

«На поляне теремок, ладони сложить «домиком»

Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.

Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки

Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить.

Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.

Открывайте! широко развести руки в стороны.

Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна поперек другой.

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

III Упражнение «Пресс-конференция» (1)

Продолжительность 20-25 мин., по 4-5 мин на каждого участника.

Каждый из ребят по очереди становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации: Темы пресс-конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «На прогулке» и т.д. Можно написать названия тем на отдельных карточках и предложить вытянуть их не глядя. Следите за тем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

Вопросы могут звучать так:

«Мой режим дня»: Соблюдаешь ли режим дня? Во сколько ты встаешь? Чем занимаешься после садика, школы? и т.д.

«На прогулке»: Где обычно проходит твоя прогулка? С кем ты гуляешь на улице? Что тебе больше всего запомнилось на последней прогулке? и т.д.

Обсуждение: по кругу спрашиваем детей, какие темы им понравились больше, кому и на какие темы было легче/труднее задавать вопросы.

Цели: упражнение учит задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствует развитию речи.

Продолжительность 10-15 мин

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

1) Рассказать известное стихотворение: 1.очень быстро - «с пулеметной скоростью»; 2.как иностранец; 3. как робот; 4.шепотом; 5.очень медленно - со скоростью черепахи.

2) Пройти как: 1.трусливый заяц, 2.лев, 3.младенец, 4.старичок.

3) Попрыгать как: 1.кузнечик, 2.лягушка, 3.козлик, 4.обезьянка.

4) Сесть в позе: 1.птички на ветке, 2.пчелы на цветке, 3.наездника на лошади.

5) Нахмуриться как: 1.рассерженная мама, 2.осенняя туча, 3.разъяренный лев.

Обсуждаем: кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

V Заключительное арт-терапийное упражнение. (Автор А.Киахиди)

(Фактически, это ролевая гимнастика под музыку.) Продолжительность 5-7 мин.

Звучит фонограмма: К.Сен-Санс, «Карнавал животных» ч.1 «Королевский марш льва» Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках(львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях(львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать(на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка.(Колыбельная без слов) «Львы засыпают».

Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

Финальный шеринг.

Позитивно настраиваемся на следующее занятие.

Второе занятие.

Ход занятия.

Звучит тихая спокойная музыка либо запись звуков живой природы.

I Разогревающее упражнение, помогающее наладить контакт между участниками.

«ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ» (1)

Продолжительность 5-10 мин.

Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.

Обсуждаем, что понравилось в упражнении, что и кому было трудно/легко выполнять.

Цели: Включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.

II Упражнение «МОИ ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА»(1)

Продолжительность 10-15 мин.

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все участники, сидя в круге, по очереди рассказывают о себе.

Рекомендации: Дайте возможность высказаться каждому из детей. Ребята должны рассказать, что помогает им быть уверенными, почему они так считают. Если возникает спор, предложите каждому участнику доказать свою точку зрения.

Цель: Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.

III Арт-терапийная игра «НАРИСУЕМ ГНЕВ» (1)

Продолжительность 15-20 мин.

Предложите детям нарисовать (или слепить из пластилина) гнев или человека в момент агрессии. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребенок испытывал чувство гнева, и нарисовать ее.

Рекомендации: рисование помогает детям снять агрессию. Сначала предложите вспомнить ситуацию проявления агрессии, а затем нарисовать ее. Обязательно обратите внимание, какие цвета используют участники. Если очень темные, мрачные, это означает, что ребенок все еще подсознательно переживает эту ситуацию.

Когда задание выполнено, все участники обсуждают рисунки и предлагают свои способы выхода из ситуации без проявления агрессии.

Цели: Игра помогает снять состояние агрессии, понять свое эмоциональное состояние, учит выражать свои эмоции с помощью рисунка, говорить о них,(т.о. вентилировать), а также создавать модели ассертивного поведения в конфликтных ситуациях. (Говоря детским языком -« хорошего, спокойного» поведения, « помогает сохранить дружбу, добрые отношения» и т.д.)

IV Упражнение «ПАРОВОЗИК» (1)

Продолжительность 10 -15мин.

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

После упражнения обсуждаем, как чувствовали себя участники, будучи в роли паровозика и вагончика.

Цели: Упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

V Ролевая игра «СЛУЧАЙ В ЛЕСУ»(3)

Продолжительность 10 -15мин.

Звучит веселая музыка, но не очень громко.

Ведущий рассказывает детям сказку, а ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».

«Жила-была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идет она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост. (Ребенок показывает, как идет лиса по лесу.) Какая это лисичка? Что она делает? (Хвастается)

А зайка, маленький совсем, только что поменял свою шубку с серой на белую и тоже захотел ее всем показать. В это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать, гримасничать, очень ему хотелось, чтобы охотники только на него смотрели». (Ребенок изображает зайца.) Что заяц делает неправильно? Что может случиться? Как ему лучше поступить? («Заяц» ищет укромное место и прячется от охотников.)

« А теперь сыграем сказку о волке и мышонке. (Следующие участники готовятся изображать новых героев.)

Однажды в лесу волк притаился. Мышонок говорит:

Если только захочу,

Волка я за хвост схвачу,

Кулаком ударю в бок,

Вырву волку шерсти клок -

Убежит в испуге волк!

Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и... выбежал из-за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и...» Что дальше произошло? Как вел себя мышонок? Почему рассердился волк?

Обсуждаем, как вели себя герои сказки, захотят ли с ними дружить другие жители леса. Можно ли хвастаться, кривляться и дразниться, почему? Как можно восстановить мир в лесу?

Рекомендации: перед игрой можно поговорить о лесе, животных, которые там живут, попробовать изобразить их (мимикой, жестами), а ведущему отгадать, кто это. И наоборот, ведущий может назвать животное, а ребята его изображают. Затем - «сказка начинается, ребята превращаются...» переходим к инсценировке.

Цели: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности.

VI Релаксационное упражнение. «ЗВЕРИ ОТДЫХАЮТ»(3)

(Продолжение предыдущей игры)

Продолжительность 5-7мин.

Дети садятся или становятся в круг. «Звери хотят показать, что они сегодня делали».

Дети показывают, как звери умываются, греют лапы, чешут уши, питаются, виляют хвостом и т.д.

Звучит спокойная танцевальная русская народная музыка.

«Вечером все звери укладывают малышей спать. Мама-медведица тоже уложила своих медвежат.

Звучит колыбельная из м/ф «Умка» или любая другая.

Уснули медвежата, а во сне им приснились и глупый кривляка-зайчонок, и волк с мышонком. А еще им приснилось, как мама принесла им каждому по горшочку меда. Проснулись медвежата и видят - перед каждым стоит горшочек меда. Поели, сказали маме...что? Тихо в лесу.

Финальный шеринг.

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Как всегда, позитивно настраиваемся на следующее занятие.

Приведу еще несколько игр и упражнений для тренинга.(4)

Для развития внимания

«ВСЕ НАОБОРОТ»
Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте "легализовать" их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести ее назад и т.п.

Примечание. Как вы, наверное, заметили, от игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите внимание ребенка на то, что противоположное - это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы Например, ведущий скажет "теплый", игрок тут же должен ответить "холодный" (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать - стоять, сухой - мокрый, добро - зло, быстро - медленно, много - мало и т. д.).

«ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»
Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.
Спросите у ребят, какие они знают "волшебные" слова и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. "Волшебные" слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будет выступать ведущий. А дети будут внимательными собеседниками, чувствительными к тому, сказал ли он слово "пожалуйста". Если во фразе вы его произносите (например, говорите:"Подними, пожалуйста, руки вверх!"), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, "Хлопни три раза в ладоши!"), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.
Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.

На релаксацию:

«ПРИКОСНОВЕНИЕ»

Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

«СОЛДАТ И ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»
Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.
Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово "солдат". После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

На развитие волевой регуляции:

РАЗМИНКА «ЗАМРИ»
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок могут прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игроки должны замереть на месте в той позе, в которой их застала тишина.

Примечание. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).

«ГОВОРИ ПО СИГНАЛУ»
Сейчас вы будете просто общаться с ребятами, задавая им любые вопросы. Но отвечать они вам должны не сразу, а только когда увидят условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете его самооценку, помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной темы на занятии в группе, вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

На коммуникацию:

«ГОЛОВОМЯЧ»
В этой игре, чтобы быть успешным, каждому ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. В общем привычная для него импульсивность делу не поможет.
Итак, пусть каждый ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием "старт". Положите на этой черте карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.
В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.
А напоследок предложите задание посложнее - мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером). Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу. Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.
Примечание. Если у ребенка не сразу получилось сотрудничать с другими детьми, то (когда его сверстники станут выполнять задание) обратите внимание, как пара играющих согласовывает свои действия: переговаривается между собой, быстрый подстраивается под более медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и т.п.

(для этого будут необходимы теплый пол или мягкий палас) - это сократит дистанцию между взрослым ведущим и маленькими участниками, расположит детей к доверительной беседе.

Шеринг можно начать с себя, поговорить о том, как погода или какие-то события дня повлияли на настроение и самочувствие. Также можно начинать с более активных либо со старших ребят; они подадут пример застенчивым детям, которые в начале занятия неохотно вступают в беседу.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Как правило, дети с удовольствием играют в эту несложную игру, заметно оживляясь и преодолевая смущение первых минут встречи. Начинают с односложных выражений, а заканчивают витиеватыми комплиментами друг другу.

«ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ» Следите за тем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

Перед началом всех РОЛЕВЫХ ИГР, где есть главные и второстепенные персонажи, могут возникнуть трудности с распределением ролей, т.к. каждому ребенку хочется быть главным. На своем опыте я убедилась, что очень хорошо начинать распределение ролей со второстепенных персонажей, постепенно доходя до главных. Так как самые активные всегда сразу «рвутся в бой», то они быстро расхватывают роли, которые были предложены первыми. А застенчивым ребятам могут достаться главные роли, что, естественно, помогает им повысить самооценку. Конечно, при повторении игры на следующем занятии, дети могут и не поддаться на эту хитрость, но тут я обычно включаю золотое правило - «все по очереди». Сегодня один, а в следующий раз другой играет главную роль.

Важно помнить, что результаты работы по коррекции поведения у детей со всеми перечисленными проблемами, можно ожидать не раньше, чем через полгода. Конечно, при активном участии родителей возможны сдвиги в положительную сторону уже через 4 месяца. Под участием я подразумеваю: во-первых, заинтересованность в гармоничном развитии ребенка, осознании и признание проблем, которые выявляются в процессе психологического тестирования. Во-вторых, следование советам психолога по изменению модели взаимоотношений в семье, если они являются причиной проблемного поведения ребенка. Важно донести до родителей, что изменить характер или вредные привычки можно только, если все близкие малыша заинтересованы в этом, и готовы взаимодействовать.

Однако, несмотря на то, что заметные изменения наступят не скоро, некоторые отличия в поведении детей на тренинге очень заметны сразу. У меня есть возможность сравнивать, как ведут себя дети на музыкальных занятиях, куда они приходят группами по 15-20 человек, и на игровом тренинге.

Например, один мальчик семи лет на музыкальных занятиях буквально «спал на ходу», т.е. не слышал, что говорю я или воспитатель, его приходилось водить за руку и все время напоминать, что надо делать. В общем, создавал впечатление очень заторможенного ребенка. На моем тренинге он раскрылся, как актер! Я раньше никогда не видела, чтобы этот мальчик улыбался, а тут он с удовольствием эмоционально исполнял свою роль, которую сам вызвался играть!

Другой ребенок, непоседа, который считался «трудноуправляемым» и невнимательным, показал чудеса наблюдательности на первом же занятии. Участвуя в упражнении «Пресс-конференция» он задавал интересные вопросы об увлечениях девочек. Я подумала, что у него есть сестра. Оказалось, нет. Просто этот шустрый человечек, которого часто ругают, за беготню и шум в группе, хорошо замечает и запоминает, что делается вокруг, и может обстоятельно это обсудить.


Дворник Светлана Анатольевна

Эльзара Гутуева
Игровой тренинг на эмоциональное и познавательное развитие для детей второй младшей группы «Солнышко»

Цель и задачи :

1) Способствовать развитию сенсорного опыта детей ;

2) Развивать внимание , память, тонкую моторику пальчиков;

3) Обогащать и закреплять знания детей об окружающем мире и развивать внутренний мир ребенка через использование арт-терапевтической техники;

4) Повышать самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе.

5) Способствовать взаимодействию родитель – ребенок – воспитатель. Учить выражать любовь родителей к своим детям через сделанную работу в форме рисунка ребенка, на котором каждый родитель пишет своему ребенку ласковые слова.

1) Упражнение «Ходит солнышко по кругу »

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, солнышко ! Передавайте его по кругу :

Ходит солнышко по кругу ,

Дарит деткам теплый свет,

А за светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет !

Ребята, а какое солнышко ? (желтое, теплое, яркое, ласковое и т. д.)

Ребята, солнышко хочет с вами познакомиться !

2) Упражнение «Мое имя»

К кому солнышко попадет в ручки , тот скажет ему свое имя.

Спасибо, ребята! Я приглашаю вас поехать на веселом паровозике на солнечную полянку . Встаньте друг за другом, вперед…

3) Упражнение «Паровозик» (трек 2, 40 сек)

Дети «едут» , преодолевая препятствия (с помощью гимнастической палочки) .

Вот мы приехали на полянку.

4) Игра – релаксация «Солнышко » (под спокойную музыку)

Посмотрите, как здесь красиво. Представьте, что каждый из вас – маленькое солнышко .

Я – маленькое солнышко . Я просыпаюсь, я – подтягиваюсь, я - умываюсь, я расчесываю свои лучики. Я чувствую радость. Я – улыбаюсь. (Дети встают в круг, поднимают ручки вверх, становятся на носочки, тянуться вверх, наслаждаясь теплыми лучиками).

Посмотрите, ребята, наше солнышко загрустило . Давайте спросим – почему?

Солнышко : Мне грустно потому, вы сейчас пойдете гулять , вам будет весело вместе, а мне пора возвращаться домой, у меня нет друзей.

5) Рисование пальчиками гуашью лучиков для Солнышка (спокойная музыка)

Ребята, давайте развеселим наше Солнышко и подарим ему много лучиков. Какого цвета лучики вы рисуете? (помогают воспитатель и няня) .

Полюбуйтесь, какие красивые появились у нашего Солнышка друзья !

(дети рассматривают работы)

Ребята, попрощайтесь с Солнышком . Скажите : «До свидания!»

6) Логоритмика Железновых «Червячки» .

Вечером родителям предлагается красочно оформить солнышко : в середине фото ребенка, на лучиках написать семейные прозвища или ласковые производные имени ребенка. Совместные работы располагаются на творческой выставке.

Публикации по теме:

«Солнышко в гостях у детей» Непосредственно образовательная деятельность для детей второй младшей группы. Цель: познакомить детей с образом солнца. Учить отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь. Передавать в рисунке образ солнца, развивать.

Физкультурно-познавательное развлечение для детей второй младшей группы «В огороде бабушки и в саду у дедушки» Цель: воспитание любви и уважения к пожилым людям. Задачи: - вызвать интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше. -налаживание.

Игровой тренинг для воспитателей «Развитие устной речи у детей дошкольного возраста» Цель: - повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по развитию устной речи у детей дошкольного возраста Задачи.

Конспект интегрированной НОД во 2 младшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Познакомить детей с такими профессиями,.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для второй младшей группы Тема: «Водичка, водичка…» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие».

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми второй младшей группы «Путешествие в зоопарк» Задачи: Образовательные задачи – продолжать знакомить детей с дикими животными (медведь, заяц, белка); расширить знания о мире животных,.

Конспект НОД в области ФГОС «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы «Лесные жители Кузбасса». Программное содержание:Цель: познакомить детей с окружающим миром, лесными обитателями, которые живут в лесах Кузбасса. Задачи: 1. Развивать.

Психологические игры и упражнения с дошкольниками

Психологические игры для дошкольников

«Кактусы растут в пустыне»

Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:

«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.

Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»

Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).

После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие - не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.

Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.

«Медвежата на прогулке»

Сначала ведущий говорит: «Вы все - маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас - самый старший, он следит за всеми остальными».

Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат - переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.

В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) - как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.

После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.

Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.

«Далеко-далеко, в густом лесу…»

Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.

Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.

В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или - когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»

Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание - именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.

«Кораблекрушение»

Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»

Ситуация может быть и другой, главное - чтобы из нее существовало несколько выходов.

Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то - другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.

В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая - другой.

«Пожарная команда»

В начале игры выбирается ведущий. Остальные игроки представляют из себя «пожарную команду». Ведущий должен отправить их «пожар» тушить. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие-то бестолковые действия. Задача ведущего - суметь их «собрать» и заставить «потушить пожар». В результате каждый игрок дает по пятибалльной шкале свою оценку поведению ведущего.

Затем игроки меняются местами - ведущим становится кто-то другой. Игра повторяется. Далее каждый из игроков снова дает свою оценку поведению ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего. Победителем будет тот, кто получил больше баллов.

«Фотограф»

В начале игры выбирается ведущий - «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя - следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».

Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале. Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.

«Я самый лучший, а ты?»

Все ребятишки должны ощутить сплоченность и получить порцию ободрения и одобрения, а в атмосфере взаимовосприятия и хорошего настроения дети хоть на некоторое время позабудут о своих страхах и сомнениях. Игра рассчитана на участие не слишком большого числа детей (от 3 до 5).

Одного из ребятишек под всеобщие возгласы одобрения взгромождают на стул, и на некоторое время мечта оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты становится реальностью. Остальные плотным кольцом окружают стул и хлопают в ладоши.

На этом почетном месте должен побывать каждый из игроков, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет.

«По главной улице с оркестром»

Игра помогает детям избавиться от негативных эмоций, а также представить себя важным дирижером оркестра. Это упражнение не только взбадривает, но и создает ощущение спаянности. Для игры пригодится кассета с записью задорной и веселой музыки, которая нравилась бы детям и вызывала у них положительные эмоции.

Все ребятишки должны вспомнить дирижера и те движения, которые он выполняет в оркестровой яме. Всем вместе надо встать в общий круг, представить себя дирижерами и «дирижировать» воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи, ладони…

«Садовник»

Желательно, чтобы число участников было не меньше 10.

Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек.

Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы не откликнулись, когда назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого здесь нет, то вы проиграли. Игра начинается сначала.

Нос, рот…

Обычно ведущим становится взрослый человек. Сядьте лицом к детям, рассадив их полукругом. Начните игру, произнося: «Нос, нос, нос, нос…». При этом вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны делать то же самое. Вдруг измените слово: «Нос, нос, рот…», но прикоснуться вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей - дотронуться до той же части головы, что и вы, а не до той, которую вы назвали. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры.

Победителем считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.

«Продуктовая база»

Выбирается ведущий. Он будет «директором продуктовой базы». Еще один - «директором магазина». Остальные игроки являются «продавцами». Суть игры заключается в следующем - к «директору продуктовой базы» приходит один «продавец» и спрашивает его о том, какие продукты есть в наличии. «Директор базы» называет ему определенный список, например: «Есть мороженое, колбаса „Останкинская“, колбаса „Салями“, копченые сосиски, сыр „Голландский“, чай „Индийский“, молоко, масло, маргарин».

«Продавец» должен все запомнить и передать «директору магазина». Сложность в том, что записывать наименование продуктов нельзя, можно только запоминать. При этом сами ведущие вполне могут записать то, что сказали, чтобы потом проверить игроков. За каждый верно названный продукт игрок получает очко. Побеждают те, кто наберет их больше.

«Музыка и цвет»

Играющие рассаживаются полукругом. Ведущий располагается напротив. Детям раздаются картонные квадраты разных цветов и оттенков. Ведущий на 2—3 минуты ставит какую-либо симфоническую, оркестровую или инструментальную музыку.

Задача играющих - поднять вверх квадрат, окрашенный в цвет, который, на их взгляд, передает то же настроение, что и слышимая музыка. Если кто-то из детей поднял квадрат, резко отличающийся цветом от поднятых остальными, ведущий просит его обосновать свое мнение, а затем продолжает коллективное обсуждение.

Игра научит детей сопоставлять оттенки цвета и краски музыки и находить между ними связь и отличие. По окончании игры можно попросить детей рассказать про цвета и ответить на вопросы типа: что это за цвет, на что он похож, какая музыка и инструменты ему соответствуют?

«Облака, белогривые лошадки»

Эту игру можно проводить среди членов своей семьи. Следует подобрать теплый солнечный день, когда в небе множество разных, быстро проплывающих мимо облаков. Играющие должны лечь на спину и, посмотрев на небо, выбрать себе одно облачко. Затем каждый должен описать свое облако: рассказать, на что оно похоже, какой цвет имеет, от кого убегает (описать облако-соперника, следующего за ним) и какое настроение несет.

Выигрывает тот, кто составит наиболее живописный рассказ. Чтобы заинтересовать детей, ведущий (родитель) должен подать пример первым.

«Узнай героя»

Ведущий выбирает в качестве основы для игры любую детскую сказку с достаточно простым и ясным сюжетом. Для детей дошкольного возраста нужно выбрать сказку, в которой не очень много персонажей и главные герои однозначны, то есть являются положительными или отрицательными.

Участники игры садятся в один общий круг. Ведущий выразительно прочитывает вслух всю сказку. После этого он просит игроков по очереди охарактеризовать каждого персонажа (героя) сказки, аргументируя свой ответ, подкрепляя примерами. Ребенок должен постараться ответить, почему он так думает.

Затем, когда все мнения будут высказаны, можно провести общее обсуждение. В игре не ставится задача выявить победителя, важно научить каждого ребенка адекватно и верно оценивать поступки героев, потому что свои знания дети могут применить и к реальным людям.

«Кто носит очки?»

Дети часто переживают, если им приходится носить очки. Эта игра направлена на то, чтобы помочь им избавиться от этого комплекса. К игре желательно подготовиться заранее. Для этого нужно найти в журналах, газетах фотографии самых разных известных и не очень людей, которые носят очки.

Также для игры нужно подобрать несколько пар очков, можно использовать любые - солнечные, для плавания или просто вырезанные из бумаги.

Желательно, чтобы ведущий сам был в очках. Он предлагает ребятам попробовать выбрать себе очки по вкусу из тех, которые имеются в наличии. Каждый игрок надевает какие-то очки. Игра заключается в том, что сначала ведущий показывает фотографии известных людей в очках, затем предлагает каждому сказать что-то хорошее относительно выбора очков.

Участники игры по очереди высказывают свое мнение. Оно может быть каким угодно. Можно сказать, что носить очки - это стильно, особенно если они красивые и модные, или что носить очки - удобно, так как все видно и в глаза не попадает пыль. Когда все выскажутся таким образом, ведущий выбирает автора самой содержательной речи. В игре нет победителей и побежденных, но самый сообразительный может быть поощрен каким-то призом. Для этой игры можно взять «полароид», чтобы все могли сфотографироваться на память в очках.

Давайте споем

Можно не быть певцом и не иметь хорошего голоса, но при этом не стесняться петь в присутствии друзей или знакомых. Пение не только повышает настроение, но и развивает голос. А это очень полезное качество, оно пригодится как на уроках, так и в других случаях. Тем не менее, некоторые дети стесняются петь. Они уверены, что у них это получается крайне плохо. А все оттого, что кто-то когда-то сказал им, что у них ничего не получится. Данная игра помогает избавиться от этого комплекса.

Каждый должен спеть любую песню, какая ему нравится: современную, романс, русскую народную. А можно и придуманную самостоятельно. Если он стесняется и не может петь в полный голос, задача ведущего - помочь ему. В этом случае он предлагает присутствующим спеть эту песню хором. В результате даже самые робкие ребята включатся в общее пение. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право проявить свое умение петь.

Придумай сказку

Ведущий показывает всем картинку, на которой может быть изображено что угодно, начиная с яблока и заканчивая человеком, а игроки по очереди должны сочинить сказку о том, что изображено на картинке.

У кого интересней?

Направлена игра на развитие творческого воображения ребенка и его умения устанавливать логические связи.

Ведущий произносит любую фразу с незаконченной мыслью, например: «Сегодня утром я вышел из дома…». Второй игрок сразу же сочиняет продолжение: "… и увидел, что навстречу мне несется огромный автомобиль…». Каждый игрок добавляет свою фразу и в итоге должен получиться рассказ или сказка.

Ведущий может дать в начале игры направление этому рассказу, определившись с канвой сюжета. В таком случае игроки будут подбирать свои фразы, но в соответствии с заранее определенным началом и концом сюжета, однако элемент импровизации не исключается.

Сюжетом для коллективного рассказа может служить как обыденная история, так и волшебная сказка, чудесная и фантастическая история.

«Что бывает горьким?»

В этой игре по возможности должно играть как можно больше детей. Ведущий задает вопросы: «Что бывает красным? Горьким? Страшным? Смешным? Мягким?». Вопросы могут быть самые разнообразные, а ответы должны подходить по смыслу.

Правила можно усложнить: например, ввести время на обдумывание ответа. Не сообразивший вовремя - выходит из игры, а побеждает тот, кто дал больше ответов. Слова ведущего, с помощью которых составляются словосочетания, могут быть следующие: жесткий, жидкий, редкий, частый, низкий, мелкий, легкий, косой, живой, полный, ровный, светлый, темный, крепкий, сильный…

Для детей постарше, которые учатся в начальной школе, можно усложнить задачу. Пусть они придумывают не только словосочетания, но и предложения с этими словами. Они должны выражать законченную мысль и быть грамотно и интересно составленными.

«Ученик феи»

Играть может даже один ребенок. Он с помощью своего воображения представляет, что встречает фею, которая на некоторое время становится его покровительницей и защитницей. Фея дарит ребенку волшебную палочку (ниточку, иголочку, кольцо… то есть то, что больше всего из этих предметов понравится ребенку), чтобы с помощью этого предмета можно было позвать на помощь в опасный момент.

Дальнейшие события зависят от воображения ребенка, который предлагает различные варианты и придумывает ситуации, из которых можно выбраться только с помощью волшебного предмета. Это может быть встреча с пришельцами, грозным чудовищем….

Придуманные ребенком интересные и занимательные сюжеты можно разыграть, что развивает не только воображение, но и актерские способности. Конец приключений (или злоключений), естественно, должен быть счастливым: добро побеждает зло. Роли в этой игре ни за кем конкретным не закрепляются, то есть ребенок представляет себя тем, кем ему хочется быть больше всего.

Играть можно на улице, в комнате, на столе, за ширмой… Единственное, что может предложить взрослый ребенку перед игрой, это план, по которому предстоит развиваться примерным событиям, но элемент импровизации должен присутствовать в этой игре в любом случае, потому что только с помощью воображения ребенка может что-то происходить.

Примерный план:

1. Встреча ребенка и феи.

2. Фея забирает героя в сказочную и удивительную страну.

3. Возвращение домой.

Этот план условный, можно изменять его в любом направлении.

«Слоник сердится»

Выбирается ведущий. Остальные ребятишки должны изобразить, как сердятся самые разные люди, сказочные герои или звери. Ведущий обращается к каждому участнику игры: «Катя, покажи, как сердится слоник?». Катя должна изобразить, как она это себе представляет. Таким образом можно придумать самые разные сюжеты - как сердится учитель, ученик, слон, кошка, мышка и т. д. В игре нет победителей и побежденных. Но автор наиболее удачных сюжетов может считаться победителем.

Упражнения для тренингов управления гневом и агрессией

Камушек в ботинке

Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в ботинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу "У меня в ботинке камушек!" всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.

Да и нет

Цели: Эта игра, так же, как и предыдущая, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра "Да и нет" может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в классе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет жуткий шум и гам.

Материалы: Небольшой колокольчик.

Инструкция: Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?

Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово "да", а кто — слово "нет". Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Учимся сотрудничеству в играх и упражнениях

Неожиданные картинки

Цели: "Неожиданные картинки" — пример прекрасной коллективной работы для маленьких детей. Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

— Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

— Какой рисунок тебе нравится больше всего?

— Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

Небоскреб

Цели: В этой игре участвует сразу вся группа. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность.

Материалы: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребенка. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера. Среди них должно быть несколько деревянных цилиндров.

Инструкция: Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.

Время от времени измеряйте высоту получающегося небоскреба. Было бы хорошо, если бы Вы могли комментировать действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживайте все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

Картонные башни

Цели: Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду. Есть два варианта игры:

Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.

Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.

Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Возможно, этот вариант проведения игры более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте.

Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы — свой), кроме тога каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.

Инструкция: Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент — пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

— Хватило ли твоей группе материала?

— Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?

— Как работала ваша группа?

— Кто из детей в вашей группе начал строительство?

— Был ли у вас ведущий?

— Все ли дети участвовали в игре?

— Какое настроение царило в вашей группе?

— Как ты чувствовал себя в ходе работы?

— Что самое приятное было в вашей работе?

— Как вы понимали друг друга?

— Доволен ли ты своей работой в группе?

— Ты был хорошим членом команды?

— Сердился ли ты на кого-нибудь?

— Что бы ты в следующий раз сделал по-другому?

— Какая башня тебе нравится больше всего?

— Доволен ли ты башней своей команды?

— От чего зависит работа в такой команде?

Упражнения для коррекции страхов и тревожности

Упражнение «Веселый страх»

Цель: коррекция тревожности, страхов.

Психолог рассказывает сказку: «Жил - был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты.

Упражнение «Пещера страхов»

Цель: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.

Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные.

Форма: индивидуальная.

Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

Материал:

Эскиз «пещера страхов».

Цветные карандаши (краски, фломастеры).

Ход занятия:

Часть 1. Рисунок

Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов. Инструкция задается психологом в свободной форме.

Часть 2. Беседа

Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?

Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

Почему выбрал эти цвета, линии?

Часть 3. Экспрессивная пауза

Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

Игра «Зверушки в норке»

Возраст: для детей 3-4 лет.

Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.

Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

Игра «Смелый разведчик»

Цель: коррекция страхов, тревожности.

Возраст: для детей 5-8 лет.

Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

Упражнение «Избавление от тревог»

Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Необходимое время: 5-10 мин.

Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!



Публикации по теме