Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми. А что у нас

В статье старость рассматривается в рамках авторской концепции «культур жизни человека». Он предлагает различать «культуру детства», «культуру отрочества и юности», несколько «культур взрослого человека». Каждая культура жизни человека характеризуется особенностями жизнедеятельности и видения (сознания), а также характером социализации. Приводится краткая характеристика каждой культуры жизни. Затем разбираются проблемы старости (расставание с привычным образом жизни, болезни, потеря смысла жизни и др.), а также традиционные способы, с помощью которых пожилые люди пытаются бороться с этими проблемами. Автор высказывает гипотезу, что сущность культуры старости - это выстраивание концепции старости и ее реализация. В свою очередь, последняя предполагает, с одной стороны, изменение реальности и нахождение смысла своей жизни, с другой - возобновление жизни в новых условиях. На примере понимания здоровья человека и места, которое оно должно занимать в старости, обсуждаются условия реализации этой гипотезы. Здоровье отдельного человека, утверждает автор, сегодня лучше понимать не как отсутствие болезней или иллюзорное благополучие, а, прежде всего, как работу человека и качество, характер жизни, складывающиеся под влиянием подобной работы. Главные ее составляющие такие. Построение личной концепции здоровья (а на последнем этапе жизни - концепции старости). Включение в нее социальных требований к здоровью. Одновременно нужно развивать критическое отношение к услугам, которые предлагает государство или медицинский бизнес, корректировать их на основе своей личной концепции здоровья. Минимизация болезней с использованием как личных возможностей (здоровый образ жизни, работа с собственными ценностями и пр.), так и всех средств, предоставляемых обществом. Формирование установок на возобновление жизни и здоровья, что предполагает смену форм поведения и отношения к своему здоровью по мере старения. Умение работать и справляться со своими проблемами и стрессами. Подчинение всей указанной работы общему сценарию правильной жизни. Завершается статья обсуждением трех условий воспроизводства старости как культуры. Первый: эту культуру поддерживает общество, создавая для старческой жизни специальные условия и институты. Второй: сама биологическая природа работает на воспроизводство старости - люди стареют, болеют, идут к своему концу. Третий момент: совместная работа человека и культуры - человек создает индивидуальные концепции старости и реализует их, культура производит различные семиотики старости, которыми пользуются люди.

Механизмы феномена старения - предмет активных исследований, но для ученых он пока во многом остается загадкой. Изучая процессы старения, люди надеются продлить жизнь и улучшить ее качество.

Крыса обычно живет не больше трех лет. Слон может дожить до 70, а кит до 200 лет. Француженка Жанна Кальман, самый старый человек в мире среди долгожителей, чей возраст достоверно известен, умерла в 1997 г., когда ей было 122 года. Все эти примеры наглядно иллюстрируют феномен старения — возрастных изменений, постепенно приводящих организм к смерти. Но можно ли говорить о старении бактерий, которые размножаются делением? Если бы они старели, каждое новое поколение становилось бы старше предыдущего, и все бактерии давно бы вымерли. Так что бактерии, как бы стары они ни были, практически бессмертны и вечно остаются молодыми.

Неизбежный процесс

Старению подвергаются организмы, размножающиеся с помощью половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток): в результате их слияния на свет появляется совершенно новая особь. Так размножаются, за немногими исключениями, все животные. По-видимому, процесс старения тесно связан с механизмами размножения. Можно даже утверждать, что организм начинает стареть лишь после достижения им половой зрелости. Возрастные изменения, несомненно, также предопределены генетическими факторами.

Существуют три основные гипотезы, объясняющие феномен старения. Одну выдвинул английский биолог Питер Медавар. Он считает, что если бы процессы старения, ухудшающие функции организмов, начинались до наступления половой зрелости, то их род рано или поздно прервался бы и они имели бы меньше шансов передать свои гены потомкам, чем организмы, приступающие к размножению в расцвете сил. С другой стороны, рассуждает ученый, если старение начинается после наступления половой зрелости, оно не мешает размножению и передаче генов потомкам. Естественный отбор не устраняет связанные со старением нежелательные изменения организмов, следовательно, ответственные за них гены могут передаваться потомству.

Американский эволюционист Джордж Уильямс полагает, что, если какой-либо признак (скажем, способность к старению) имеет среди живых организмов универсальное распространение, естественный отбор, видимо, способствует его сохранению. Из этого он заключает, что гены старения должны оказывать благотворный эффект на молодой организм, например увеличивать его плодовитость.

По мнению английского геронтолога Тома Кирквуда, старение связано с механизмом «временного перераспределения» энергетических ресурсов, когда организмы отдают предпочтение процессам воспроизводства потомства в ущерб поддержанию жизненно важных функций тела. С эволюционной точки зрения для сохранения вида организмам важнее потратить энергию на репродуктивные процессы, сохранив свои гены в молодом, здоровом следующем поколении, чем направлять усилия на восстановление собственных уже изношенных тел. При благоприятных условиях существования выгоднее переключить баланс в пользу долгожительства и поддержания своей жизнеспособности, чтобы продолжить успешно размножаться.

Эти современные гипотезы, дополняющие друг друга, к сожалению, пока не дают окончательного решения загадки старения.

Размеры тела и долголетие

Анализ продолжительности жизни животных помогает понять процессы старения. Почему слоны живут дольше мышей? Во-первых, конечно, у них меньше естественных врагов. В условиях напряженной борьбы за существование мало кто может похвастаться долголетием. А мыши становятся жертвами хищников гораздо чаще, чем крупные млекопитающие.

Летучие мыши, которые днем прячутся в укрытиях, живут до 15 лет. Черепахи, надежно защищенные панцирем, могут прожить больше 100 лет. Но даже в условиях полной безопасности мышь не сможет дожить до 100 лет. Таким образом, естественный отбор не наделил долголетием виды, которые в природе не имеют шансов прожить долгую жизнь: оно не принесло бы им пользы как видам. Тому факту, почему более крупные виды - но не отдельные особи! — живут дольше мелких, можно дать и логическое объяснение. Чем крупнее животное, тем дольше ему приходится расти, чтобы достигнуть зрелости. Поэтому и старости он, естественно, достигает в более позднем возрасте, чем мышь. Слониха рождает одного детеныша раз в несколько лет. Поскольку он один из немногих продолжателей рода, мамаша очень долго окружает его родительской заботой. У мышей риск погибнуть в начале жизни намного выше, но и детенышей у них рождается помногу.

В поисках эликсира молодости?

Старение вызывает у ученых не только теоретический интерес. Многие исследования имеют практические цели. И хотя тайна бессмертия до сих пор не раскрыта, по всему миру давно ведутся работы, направленные на борьбу с признаками старения и продление жизни. Попытки идентифицировать гены, ответственные за продолжительность жизни, и научиться управлять их работой не увенчались успехом. Такой подход оказался слишком простым. Предельный возраст, достичь которого может организм, зависит от взаимодействия множества факторов, связанных как с наследственностью, так и с внешними условиями.

Людей не покидает надежда отыскать чудодейственное средство против старения. Еще сравнительно недавно такие свойства приписывали антиоксидантам, которые «обезвреживают» так называемые свободные радикалы, но представляют серьезную опасность для живых тканей. Рекламодатели советовали употреблять пищу и пить таблетки, содержащие антиоксиданты, и даже наносить их на кожу, несмотря на то что до сих пор нет результатов, достоверно свидетельствующих, что они позволяют успешно противостоять старению.

Сторонники другой методики призывали сокращать потребление калорий. Этот способ увеличивал продолжительность жизни у крыс, но не у плодовых мушек. Инъекции дегидроэпиавдростерона, вещества, синтезируемого надпочечниками, в некоторых случаях слегка замедляли процессы старения, в других никаких результатов не приносили.

В 1960-х гг. была сформулирована теория, согласно которой основной причиной старения является накопление возрастных генетических мутаций. Гены теряют способность правильно регулировать жизненно важные процессы вследствие повреждений в ДНК, а система репарации (способность исправлять нарушения), обеспечивающая относительную прочность структуры ДНК и надежность передачи наследственной информации, с возрастом ослабевает. Сегодня, однако, получены данные, опровергающие и эту гипотезу.

Так что, похоже, эпоха поиска эликсира молодости закончилась, по крайней мере для ученых. Но есть надежда, что геронтологические исследования позволят науке в скором будущем продвинуться в изучении механизмов старения и способов борьбы с ним.

В аннотации первого издания книги «От семидесяти до ста. Размышления и воспоминания» отмечалось, что автор, известный социолог и литератор, достигший солидного возраста (в июле 2014 года ему исполнилось 80 лет), делится своими впечатлениями и размышлениями по поводу наступившей старости, воспоминаниями о событиях, ей предшествовавших и ее сопровождающих. Подчеркивалось, что сделанные в книге выводы могут быть интересны всем, но особенно молодым, не задумывающимся об этом неизбежном этапе на их жизненном пути. Именно им автор адресовал свою книгу в первую очередь. Готовя второе издание книги, автор учел то обстоятельство, что в России насчитывается значительное число долгожителей, в том числе и перешагнувших столетний возрастной рубеж, в связи с чем название книги было несколько изменено. Теперь книга называется «От 70-ти до 100 и далее…». При этом размышления и воспоминания остались и осталась ее нацеленность на молодежь. В книге появились фотографии, иллюстрирующие представления автора об активной старости. Выражаю искреннюю благодарность за ценные советы коллегам: профессору В.В. Мартыненко, члену-корреспонденту РАН Ж.Т. Тощенко, профессору С.А. Тюшкевичу. Издание 2-е, дополненное.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От 70-ти до 100 и далее… Размышления и воспоминания (В. Н. Иванов, 2018) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Феномен старости

Старость же – последняя сцена в драме жизни.

Цицерон

Странно стариться, очень странно.

Недоступно то, что желанно.

Д. Самойлов

Устоявшейся точкой зрения является утверждение, что старость начинается с 70 лет. Правда, в последнее время она все чаще подвергается пересмотру. Появились термины «молодые старики» и «старые старики», третий и четвертый возраст.

Старость, как утверждает «Большая медицинская энциклопедия», – это период человеческой жизни, начинающийся в возрасте около семидесяти лет, в этот период происходят разные изменения, которые трактуются как вполне естественные.

По классификации Всемирной организации здравоохранения, выделяются следующие возрастные этапы: до 44 лет – молодой возраст, 45-59 – средний, 60–74 – пожилой, 75–89 – старческий, 90 лет и старше – долгожители. Есть и другие подходы, другие градации.

Своя шкала измерения возраста есть у геронтологов: до 45 лет человек считается молодым, с 45 по 59 – зрелый возраст, с 60 по 74 – пожилой, с 75 по 89 – старческий, 90 лет и выше – возраст долгожителей.

Мне представляется оптимальной такая градация: детство, отрочество, юность – до 20 лет; молодость – от 20 до 35 лет; зрелые годы – от 35 до 60 лет; пожилой возраст – 60–75 лет; старость – 75–90 лет; долгожительство – после 90 лет.

Существуют и различные определения старости: от серьезных философских до юмористических. Старость, считают философы, – заключительный этап жизненного цикла человека. Старость, считает народная мудрость, – это когда «видит око, да зуб неймет», желание есть, а сил его реализовать нет.

А поэт Александр Тимофеевский (83 года) так сказал по поводу старости:

Знаешь, что такое старость?

Старость – когда в сердце лед.

Водка с праздника осталась,

Но ее никто не пьет.

Старость, говорят юмористы, – это когда половина мочи уходит на анализы.

О старости написано немало, но эта тема всегда актуальна. Разные исторические условия, разный культурный уклад, разные социальные реалии рождают новые проблемы людей старческого возраста.

Первое, что бросается в глаза, – их становится все больше. Так, по данным Росстата, общая численность населения в нашей стране с 2006 до 2015 года выросла на 2 %, в то же время численность населения в возрасте старше трудоспособного (пожилом) – на 20 %. Если в 2006 году доля пожилых составляла 20,4 %, то в 2015 году – уже 24 %. По прогнозу того же Росстата, до 2031 года в России рост численности пожилых продолжится. Это, вообще говоря, общая тенденция для всех развитых стран. Она подтверждается и растущей ожидаемой продолжительностью жизни после шестидесяти лет. Так, в европейских странах она составит: в Германии – 23,51 года, в Швейцарии – 25,03, в Италии – 25,09, во Франции – 25,18, в России – 18,35.

Растущий удельный вес людей старших возрастов в составе населения страны обусловливает необходимость большего к ним внимания. Нужно создать и освоить культуру старости (старения). В этом залог не просто продления жизни, но и повышения ее качества на завершающем жизненный цикл этапе. Об этом, кстати, шла речь на проведенной в октябре 2016 года в Москве конференции на тему «Общество для всех возрастов». Как отметил на этой конференции писатель и телеведущий А. Дубас, «культура старости – это культура жизни».

Старость в наше время, как, собственно, и в другие времена, меняет многое в жизни человека. Статус, роли, возможности, перспективы, ожидания – все меняется. Меняется в целом образ жизни.

Жизнь, для мужчины в особенности, – это длинный список дел. Старость означает его сокращение. Вообще говоря, этот процесс начинается еще в преддверии старости. В 60–65 лет (еще не старость) человеку предлагают перейти на пенсию со всем, что к этому прилагается. Приходится принимать соответствующие решения. Дальше – больше. Реально наступает старость, и все, что с нею связано, ощущается в полной мере. Прежде всего, появляются горькие мысли: «Неужели и жизнь отшумела?» (А. Блок). Вопрос, требующий конкретного ответа. Он может быть и положительным, и отрицательным. Для тех, кто продолжает трудиться, кто не разрывает свои связи с социальной средой, жизнь продолжается, пусть и в несколько сокращенном масштабе. Для тех, кто этого сделать не сумел, ответ будет положительным. Вывод такого рода может вызвать смятение и даже страх, преодолеть который бывает непросто.

Как отмечает заведующий кафедрой гериатрии и геронтологии Первого московского медицинского университета профессор П. Воробьев, «резкий переход от активности до ничегонеделания часто не проходит даром. Поэтому нужно, чтобы люди в старшей возрастной группе трудились как можно дольше. Это сохраняет им здоровье и увеличивает продолжительность жизни. Кроме того, мудрость пожилого вполне уравновешивает импульсивность молодого. И в результате производительность такого тандема кратно растет».

Старость – это когда главное сделано: дом построен, дерево посажено, дети выросли, книги написаны. Но растут внуки и правнуки, дом требует ремонта, деревья – ухода, замысел новой книги – своей реализации. Объективно жизнь продолжается во всех случаях, как бы и кто бы ни воспринимал происшедшие изменения. Ощущение, что «я устал, устал, и крылья одряхлели» (С. Надсон), может быть преодолено. Конечно, при соответствующих волевых усилиях.

Вспоминается Р. Киплинг:

Умей принудить мысли, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все истлело

И только воля говорит: иди!

Шок осознания наступившей старости, как правило, со временем проходит. Человек успокаивается, примиряется с происшедшим. Появляется понимание того, что нужно осмыслить новое состояние и адаптироваться к нему. Хорошо об этом сказал наш современник, уже немолодой поэт (1941) Юрий Рыченков:

Ах, как бы научиться мудро жить:

Встречать рассветный час и помнить Бога,

Сомненьями себя не изводить,

Растя в душе гнетущую тревогу.

И поспешить, пока горит свеча,

Собрать все до единого каменья

И всех, с кем не поладил сгоряча,

Простить, понять и попросить прощения.

Самым сложным на пути адаптации к новой жизненной ситуации может стать состояние одиночества. Причины последнего могут быть разными, так же как и его характер. Одиночество может быть добровольным (и даже привлекательным) и вынужденным. В данном случае речь идет о последнем. Одиночество в известном смысле противоестественно, ибо человек – существо социальное, ориентированное на самые разнообразные контакты с себе подобными. Человеку одному в старости справиться со всей совокупностью возникших проблем очень сложно.

На уже упоминавшейся научно-практической конференции в Москве по теме «Общество для всех возрастов» были представлены первые итоги социологического исследования «Столетний гражданин». Социологами было изучено состояние здоровья и социальные условия жизни ста пожилых людей в условиях мегаполиса. Были сделаны, в частности, выводы, что в этом возрасте они не могут жить самостоятельно, одиноко, они нуждаются в поддержке и у них высокая потребность в получении социальной и медицинской помощи.

Старость – это время воспоминаний. Воспоминания представляют собой своеобразный способ приведения в порядок собственной жизни, попытку найти какую-то логику в своих поступках, а может быть, и оправдать некоторые из них, объяснить их смысл, причины и последствия, воскресить в памяти что-то самое главное и значимое в твоей жизни, что-то согревающее душу.

О чем вспоминают в старости? О многом. О делах и свершениях, о том, что удалось, что можно поставить себе в заслугу. Реже о том, что не свершилось и что вызывает сожаления. Иначе говоря, о многом из того, что составляло смысл прожитой жизни. Но не меньшее место в воспоминаниях занимают и сугубо личные коллизии. И здесь первое место принадлежит любви. Любовь. Влюбленность. Увлечения. Все, что наполняет жизнь особым смыслом, особой радостью. Конечно, не исключены и огорчения, и разочарования. Но все же радости, как правило, бывает больше. «И море, и Гомер – все движется любовью» (Осип Мандельштам). К этой вечной теме возвращаешься вновь и вновь и каждый раз находишь для себя что-то новое. В основном читая других авторов и сопоставляя прочитанное со своим видением, со своим личным опытом.

Попытка отразить познанное в любовных отношениях была сделана мною в книге «О любви. Феномен. Коллизии. Финалы». Казалось бы, что можно сказать нового после наших замечательных классиков, после Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Толстого, Куприна, после Блока, Есенина, Маяковского, Цветаевой, Симонова и т. д. И понимая, что сказано так много, все же пытаешься сказать что-то свое. Придает смелости мысль А.П. Чехова: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что “тайна сия велика есть”, все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и остались нерешенными». Старость – это как раз то время, когда можно подумать об этих нерешенных вопросах, понимая, что решить их в полной мере не удастся, но что-то добавить в общую копилку накопленных в этой области знаний имеет смысл.

Что касается моих личных воспоминаний, память почему-то удержала главным образом неудачи на любовном фронте, обломы, как нынче говорят. Не скажу, что я был донжуаном, но в юные годы влюблялся часто, и неудач было мало. Я старался держать под контролем свои чувства и если понимал, что нравящаяся мне женщина не ответит мне взаимностью, то пытался побыстрее ее забыть. Но получалось не всегда. Иногда чувства брали верх, даже в случаях явной бесперспективности, и тогда меня ждала неудача (облом). То, что связано с так называемыми победами на любовном фронте, оставило светлое, доброе, но какое-то аморфное воспоминание, за исключением некоторых уж очень ярких любовных вспышек. Все это относится, разумеется, к холостяцкой поре. Женитьба же все меняет в корне. Любовь «до» и «после» отличается уровнем ответственности и постоянства. Действуют разные жизненные установки. Легкомыслие молодости сменяется основательностью зрелого возраста.

У Вольтера есть интересный термин – «дух возраста». Он отмечал, что если человек не овладевает им, то несет на себе горе этого возраста.

«Дух возраста» требует своего своевременного осмысления и в известном смысле смирения на этой основе, ибо что позволительно юноше, то выглядит смешным в зрелом (пожилом) возрасте. Но человек, как правило, не хочет стареть. Он сопротивляется наступлению старости, хотя где-то в глубине души всегда понимает неотвратимость ее победы. В юности человек редко задумывается о неизбежном финале. Он живет полной жизнью. С возрастом его возможности объективно уменьшаются, и он становится, как говорил поэт, «скупее в своих желаниях» (С. Есенин). Это как правило. Но бывают и исключения, «бунт против возраста», и этот бунт несет в себе угрозу неизбежного поражения и, как следствие, разочарования. А. Шопенгауэр отмечал в этой связи, что «более разумные индивидуумы в этом периоде жизни стремятся к простому отсутствию страданий и беспокойств, нежели к наслаждениям». Но менее разумные поступают нередко по-другому.

Мои беседы со сверстниками убеждают в том, что особое место в воспоминаниях занимает детство. Оно окрашено в особые тона, и у всех, как правило, это радостные воспоминания, связанные с любовью родителей и к родителям, с многочисленными открытиями мира, с его познанием, его принятием. Детство – это фантазии и мечты. «Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери) – эта крылатая фраза полна глубокого смысла.

«Детство – «маленький рай» (Галина Головина). И, вполне понятно, воспоминания о нем всегда приятны, и чем дальше уносит нас время от этого «маленького рая», тем более дорогим и ярким он нам представляется.

Конечно, детство не лишено огорчений, но они быстро забываются.

О своем детстве, невзирая на то, что оно пришлось на военные и послевоенные годы, я тоже сохранил добрые воспоминания. В годы войны наша семья (мать, двое ребят и бабушка) была эвакуирована на Урал. Жили в деревне. Было тяжело, как и всем. Но были и радости. Впервые именно там я приобщился к верховой езде и сохранил на всю жизнь любовь к лошадям. Именно там я научился плавать. Понял смысл сельского труда. Ощущениям детства я посвятил четверостишье:

Что в прошлом? – Мой нелегкий труд,

Дел и ошибок грустное наследство

Что хочется из прошлого вернуть?

Сказать по совести, пожалуй, только детство.

Иногда в памяти совершенно неожиданно всплывают, казалось бы, малозначимые случайные эпизоды, фрагменты каких-то спектаклей и даже отдельные фразы, которые когда-то поразили своей точностью или парадоксальностью. В какой-то пьесе, сыгранной в советское время в одном из московских театров, дед говорит внуку: «Знаешь, чего в вашем поколении не хватает? Задумчивости». Наверное, это фраза на все времена. Молодым всегда не хватает времени сначала подумать, а уж потом сделать. Подумать, чтобы понять глубинную суть явлений и процессов, не ограничиваться тем, что лежит на поверхности.

Недавно встретил своего старого приятеля, с которым вместе учились в адъюнктуре ВПА имени В.И. Ленина. Обрадовались встрече, разговорились, и вдруг он меня спросил: «Ну как, ты еще “освежаешься”?» И мы оба рассмеялись. А предыстория этого bon mot такова. В годы учебы в адъюнктуре к моему соседу и другу Б.В. Сафронову приехал из Ленинграда его бывший сослуживец, полковник В. Собрались в моей комнате (она была самой вместительной). Разговор шел на самые различные темы, и вдруг наш гость спросил у Б.В. Сафронова: «Борис, у вас здесь все условия для донжуанства. Вы, надеюсь, пользуетесь ими?» Борис ответил отрицательно, на что полковник В. заметил: «Напрасно. Очень освежает». С тех пор, когда кто-нибудь из наших адъюнктов-холостяков шел на свидание или свидание проходило тут же, широко применялся термин «пошел освежиться» или «освежается». Этот термин как-то прозвучал на встрече с начальником политотдела академии, который приехал познакомиться с тем, как живут и трудятся адъюнкты. Всех собрали в комнате отдыха. Старший по этажу (была такая общественная должность) зачитывал список присутствующих, и было обнаружено отсутствие одного из адъюнктов. Когда начальник политотдела спросил, чем объяснить его отсутствие, кто-то из зала произнес: «Наверное, освежается». Начальник политотдела спросил: «Что, на прогулке?» И все дружно засмеялись.

Воспоминания – это активированная память, соствляющая, по большому счету, основу нашего духовно-нравственного мира – память личности, память общности, память народа.

Воспоминания – тот пласт человеческого сознания, который специально не изучался социологами. Эту ситуацию следует исправить.

Я думаю, что анализ воспоминаний респондентов той или иной возрастной когорты может дать некоторое представление об их ценностных предпочтениях (частота, характер воспоминаний, а также вызванные им чувства). Методика социологического анализа воспоминаний должна включать, как мне представляется, три основных вопроса: «что?», «как часто?», «с каким чувством?». В качестве контрольного может быть поставлен вопрос: «Что бы вы изменили из прошлого, будь такая возможность?»

Призыв древнегреческого философа Протагора «Человек! Познай самого себя» – для всех и на все времена. Интерес человека к самому себе постоянен. Но характер самопознания на разных этапах его жизни разный, так же как и различаются по сути делаемые им открытия, от половой самоидентификации до ощущения приближающейся смерти.

Важно отметить и такой несомненный плюс, как наличие свободного времени. Уместно в этой связи вспомнить рассуждения К. Маркса о свободном времени как условии разностороннего развития личности. Конечно, свободное время для пенсионера преклонного возраста может выступить в некоторых случаях как продолжение рабочего времени, но это уже в другом режиме, и, как правило, в соответствии с его желанием, и нередко связано с занятием новыми видами деятельности.

Изменение социального статуса ставит перед пожилыми людьми новые вопросы, возникает проблема выбора нового для себя социального контекста обустройства своей жизни, освоения новых форм солидарности, участия, досуга.

Что касается актуальной общественной проблематики в беседах с моими респондентами, то ей также было уделено значительное внимание. В целом, характеризуя ее направленность и содержание, следует отметить, что ни один из участников бесед не высказал какого бы то ни было одобрения проводимому курсу либеральных реформ. Особенно резкой была критика в адрес властей в связи с недофинансированием российской экономики, продолжающимся размещением российских средств в иностранных банках, несмотря на фактически развязанную против России холодную войну и разного рода санкции, неэффективную борьбу с коррупцией и отсутствие четких представлений о желаемом будущем страны (какое государство мы хотим построить, какого человека хотим воспитать).

Жизнь постоянно порождает нестабильность и критические ситуации. Но люди разных возрастов по-разному воспринимают перемены. Общим является некоторое запаздывание в осмыслении и приспособлении к новым условиям. Но и здесь возраст людей имеет существенное значение. Молодому человеку, например, в 90-е годы было выжить легче, чем пожилому, легче ездить в другие страны в роли челнока, легче менять профессию и т. д.

Для пожилых людей актуальной становится проблема вторичной социализации, детерминированной как изменяющимися социальными условиями, так и возрастными проблемами.

Люди, сформировавшиеся в условиях тотальной мобилизации (идеологической, экономической, социальной и т. д.), оказавшись в условиях свободы (неопределенности), ощущают неизбежный дискомфорт. Последний возникает и на основе осознания отсутствия необходимых индивидуальных ресурсов (физических или профессиональных) для встраивания в новую социальную реальность, неприятия ситуации социальной поляризации и отказа властей от принципа социальной справедливости.

Нельзя не замечать, что отнюдь не способствуют успеху вторичной социализации пожилых людей некоторые получившие в последнее время широкое распространение в общественной жизни процессы, в частности, такие как культ скорости и связанная с ним ювенилизация: «Мы вынуждены, – пишет А.Б. Гофман, – постоянно и быстро переключаться с одного занятия на другое, делая это с большим или меньшим успехом. Но вряд ли можно сомневаться в том, что в принципе это плохо сказывается на каждом из занятий».

Понятно, что участие в подобного рода переключениях для пожилых людей весьма затруднительно. Но это объективные обстоятельства, с которыми следует считаться, решая житейские проблемы людей в возрасте.

Очевидно, что для пожилых людей становится невозможным сохранение прежнего modus vivendi. Новый образ жизни – жизни пенсионера – каждый формирует для себя сам, ориентируясь на заданные обществом параметры, а также свои жизненные ресурсы, знания, предпочтения и установки, свой опыт взаимодействия с социальной средой.

Альберт Швейцер утверждал, что его познание пессимистично, а воля и надежда оптимистичны.

Пессимизм, рожденный познанием, зиждется, в частности, на понимании несокрушимости и вечности зла, но мысль о том, что зло в его движении можно ограничить, что его объем может быть уменьшен при определенных волевых усилиях, рождает оптимистическую надежду.

Утрата интереса к себе самому – один из показателей утраты интереса к жизни как таковой. Процесс самопознания не должен прекращаться. Понять, что такое старость, найти в ней свои положительные моменты, безусловно, имеет большой смысл. Если взять за эталонный срок продолжительности человеческой жизни сто лет и начать отсчет старости с семидесяти, то получается полноценных тридцать лет. Срок немалый. Срок «большой старости». (И даже если не все тридцать удастся реализовать.) Она должна быть наполнена новым смыслом и новыми деяниями, адекватными этому возрасту. При этом сто лет не следует рассматривать как нечто фатальное. Все большее число наших соотечественников преодолевает этот возрастной рубеж.

Из всего, что удалось прочитать о старости, наибольшее мое внимание привлекли высказывания Л.Н. Толстого и Германа Гессе. Мысли Толстого у нас широко известны. Рассуждения Г. Гессе известны значительно меньше. Между тем его определение старости заслуживает безусловного внимания. «Старость, – писал Г. Гессе, – это ступень нашей жизни, имеющая, как и все другие ее ступени, свое собственное лицо, собственную атмосферу и температуру, собственные радости и горести. У нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя задача, придающая смысл нашему существованию». Понять эту задачу и попытаться решить ее всегда интересно.

Все прочитанное, услышанное, наблюдаемое убеждает в том, что у нас стихийно сложился трагический образ старости. Между тем в старости есть свой смысл и своя экзистенциальная миссия. В старости перед человеком открываются некоторые новые идентичности, недоступные в более ранние периоды жизни. Создать новый образ старости представляется актуальной и заслуживающей большего внимания задачей.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Подольская Инга Александровна. Феномен старости: 09.00.11 Подольская, Инга Александровна Феномен старости: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 Москва, 2002 125 с. РГБ ОД, 61:03-9/153-2

Введение

Глава 1. Образ старости: философский, религиозный, медицинский подходы 14

1.1 Развитие философских представлений о старости 15

1.2 Формирование образа старости в контексте религиозных культур 39

1.3 Становление геронтологических представлений 49

Глава 2. Образ старости в общественном и индивидуальном сознании 68

2.1 Феномен старости в индивидуальном сознании 68

2.2 Феномен старости в общественном сознании 81

2.3 Пожилой человек в системе социальных отношений 97

Заключение 108

Список литературы и источников 114

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В настоящее время происходят изменения в возрастной структуре населения. Рост численности возрастной группы пожилых людей является исторически беспрецедентным. Средний возраст населения становится все выше, а численность возрастных групп детей и молодежи сокращается, что квалифицируется социологами как «демографическая революция».

Из прогнозов ООН следует, что к 2025 году (при общей численности населения 8,5 миллиардов человек) 1,2 миллиарда человек перешагнут шестидесятилетний рубеж. Генеральной Ассамблеей ООН 1999 год был объявлен Международным годом пожилых людей в качестве «знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии».

Увеличение продолжительности жизни, падение рождаемости изменили количественное соотношение между возрастными группами. Процесс качественных сдвигов в образе, уровне жизни разных поколений, являющийся результатом модернизаций, урбанизации превращает пожилых людей в социальных изгоев, лишает их традиционного ореола мудрости, компенсирующего неизбежные социальные потери в позднем периоде жизни. Старость в общественном сознании предстает как период социальной дезадаптации.

Взаимодействие возрастных групп становится все более формальным, сменяясь растущим отчуждением, что способствует образованию субкультур. Прагматический подход к жизнедеятельности общества в

большинстве современных культур обуславливает положение пожилого человека «на обочине» жизни. В связи с этим в ущербном положении оказывается общество в целом. Проблема заключается не столько в самом явлении «старения населения», сколько в том, что современному обществу становится недоступным опыт пожилого человека в его чувственном, интеллектуальном, социокультурном проявлении.

Другой стороной проблемы является то, что подрастающее поколение должно учиться в «постаревшем» обществе. Знание обществом специфики протекания процесса старения, включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адаптивных возможностей является одним из условий оптимизации жизнедеятельности всего общества в целом.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Философское осмысление отношения к старости как итогу жизненного пути встречается в работах философов на протяжении всей истории философии. Данное исследование опирается на философские представления о старости Платона, Сенеки, Цицерона, философов средневековья, Ф. Бэкона, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Ясперса, А. Камю, М. Бубера.

В рамках естественнонаучной парадигмы вопросы старения изучались с начала зарождения медицинской науки. Гиппократ рассматривал старость с материалистической и естественнонаучной позиции. Новое знание о старении как биологическом процессе получает свой максимум в период развития естественнонаучного знания. В XIX - XX веках исследовались биологические, медицинские факторы старения, учитывалась социальная обусловленность процесса старения. Мечников И.И., русский биолог и патолог, сформулировал теорию «ортобиоза», то есть разумного отношения людей к своему здоровью.

Сторонниками подобного взгляда на старость выступали также английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон, советский ботаник В.

Ф. Купревич, отечественный ученый В. М. Дильман. Признание старости болезнью представлялось серьезным обоснованием реальной возможности ее предотвращения. Целью научных исследований будет обретение человеком бессмертия.

Другого взгляда на старость придерживались представители отечественной медицины академик Д. Ф. Чеботарев, патолог И. В. Давыдовский и др., делая акцент на закономерности старения и трактуя данный факт как доказательство его неизбежности, а значит, и неотвратимости старости.

Вторая половина XX века - проникновение в геронтологию идей и методов химии, физики, социологии, демографии, статистики, психологии и, как следствие этого процесса - дифференциация целостного представления о старении человека на представления о специфичности старения различных уровней его организации. Происходит интенсификация исследований биологии старения человека на молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системно - органном, организменном уровнях, ими занимались Ш. А. Медведев, В. В. Алпатов, Д. Ф. Чеботарев, В. В. Фролькис, В. Н. Никитин, Л. Бине, Ф. Бурльер, Б. Стрелер, К. Пархон и др.

Биолог В.Н. Никитин представил объемную классификацию теорий геронтогенеза этого периода, рассмотрев молекулярные теории старения, Теории, рассматривающие старение как результат изменения генетического аппарата клеток, теории аутоинтоксикации, разрушения иммунных свойств и борьбы тканей в организме, теории дифференцировки и специализации

В отечественной и зарубежной психологии вопросы старения рассматривали представители возрастной, социальной и клинической психологии, в том числе Б. Г. Ананьев, Л. Анциферова, Т. В. Карсаевская, О. В. Краснова, И. Кемпер, А. Кемпински, Э. Эриксон, П. Балтис, Ш. Бюлер, X. Томе и др.

В современных исследованиях глубокое развитие получили социальный и культурологический аспекты феномена старости, которым посвящены работы Коротчик Н.А. и Елютиной М.Э. Коротчик рассматривает исторические образы старости, выделяя древнеславянский, античный, христианский. Елютина М.Э. проводит социокультурный анализ современной старости.

В работе используются материалы художественных произведений А.
Данте, Д. Голсуорси, Р. Акутагавы, Я. Кавабаты, Ф. М. Достоевского. Во
второй главе диссертационной работы автор анализирует тексты
автобиографических заметок и писем П. Казальса, Дж. Верди, В. Вересаева.
Различие взглядов на процесс старения и старость как феномен
человеческой жизни обусловливается культурноисторическими

особенностями, социальными условиями, а также индивидуальными представлениями мыслителей. В вышеперечисленных работах существуют как сходные, так и полярные точки зрения на проблему. В диссертационном исследовании рассматриваются особенности формирования образа старости в индивидуальном и общественном сознании.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются социальные и индивидуально-психологические факторы, определяющие адаптацию личности в пожилом возрасте.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является феномен старости.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - раскрытие сущности феномена старости, определение социальной роли пожилого человека как активного субъекта успешного функционирования общества и развития общественных отношений.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Выявить различные аспекты отношения к пожилым людям в современном обществе, особенности религиозных и социальных

традиций различных культур в аспекте отношения к образу старости.

    Проанализировать особенности индивидуального восприятия старости пожилыми людьми на основе данных психологических, социологических исследований.

    Выявить сходство и различие в общественном и индивидуальном восприятии образа старости.

4. Рассмотреть значимость социального стереотипа «пожилой
человек» для успешного функционирования общества и
развития общественных отношений.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Автором избран комплексный диалектический подход, синтезирующий положительные моменты философского материализма, идеализма, религиозных воззрений, естественнонаучных представлений и явлений социальной жизни.

Данный подход включает следующие основные принципы:

объективность рассмотрения;

историзм;

конкретно-исторический подход;

единство исторического и логического;

системность;

синергетизм.

Методологической базой исследования послужили общие положения философского, в том числе диалектического анализа проблем социальной сферы. Значительное внимание было уделено концепциям отечественной и зарубежной философии и психологии, анализирующим проблемы старения, преемственности поколений, особенностей социального положения пожилых людей в обществе. В работе используются данные психологического экспериментального анализа, проведенного автором в

рамках лонгитюдного исследования совместно с психологами. Материалы исследования обработаны с помощью методов математической статистики и зафиксированы как дипломные исследования в Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского. Применялись методы психологического исследования и анализа художественных текстов. НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ заключается в следующем:

    Установлено, что понятие старости обозначает процесс изменения физиологических функций организма человека. С медицинской точки зрения невозможно сделать окончательный вывод о том, что такое старость, нельзя указать ее возрастные границы.

    Показано, что в общественном и индивидуальном сознании образ пожилого человека связан с его социальным статусом пенсионера. Сформированный в общественном сознании стереотип «пенсионер» обусловливает ускорение инволюционных процессов, способствует социальной дезадаптации человека, начинающего ощущать себя старым, невостребованным обществом субъектом.

    Выявлены противоречия в общественном и индивидуальном восприятии образа старости. В индивидуальном сознании человека, остающегося деятельным до конца своих дней, отсутствует ощущение дискретности жизни. В общественном сознании существует четкая граница, обозначающая переход индивида в статус «пожилого человека». Активность личностной позиции человека на протяжении всей жизни в его индивидуальном сознании воспринимается как норма, обычный ритм его жизни. Общественное сознание отражает активность пожилого человека как исключительное достижение отдельно взятого индивида.

4. Обозначена необходимость разрушения социального

стереотипа восприятия пожилого человека. Наличие данного стереотипа способствует отчуждению человека пенсионного возраста от жизнедеятельности общества. Старость является высшим итогом жизненного пути, понимаемого как постоянное развертывание человеческой духовности. Признание высокой социальной значимости старости, опыта пожилых людей, способно в значительной степени обеспечить успешное развитие общества. НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты диссертационного исследования позволяют выработать ряд рекомендаций при разработке методологических основ государственных и муниципальных программ социально-экономического развития, социального обеспечения. Материалы исследования можно использовать при чтении общих и специальных учебных курсов по социальной философии, возрастной психологии, социологии. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Понятие старости в различных отраслях естественнонаучного и
гуманитарного знания, религиозных мировоззрений трактуется
неоднозначно.

В результате анализа существующих концепций и подходов к рассмотрению старости выявляются существенные различия в понимании сущности данного феномена: старость это а) зло, болезнь; б) закономерный этап жизни человека; в) высший итог жизни индивида, вершина его духовного развития.

2. В современных условиях жизнедеятельности общества статус
пенсионера способствует ограничению рамок жизнедеятельности
субъекта социальных отношений.

Понятие субъекта социальных отношений подразумевает активность его позиции, включенность в жизнь общества, наличие взаимодействия субъекта и общества. С выходом на пенсию человек превращается в объект социальных отношений, поскольку активность пенсионера не востребована обществом: ему предлагается забота, обеспечение, но не совместная деятельность.

3. Образ старости в общественном сознании вступает в противоречие с
образом старости в индивидуальном сознании конкретного субъекта
социальных отношений.

В общественном сознании существует четкая граница, обозначающая переход индивида в статус «пожилого человека», что характерно для технократического общества. Активность личностной позиции человека на протяжении всей жизни в его индивидуальном сознании воспринимается как норма, в общественном сознании - как исключение.

4. Стереотип «пожилого человека», сформированный в общественном
сознании, способствует отчуждению человека пенсионного возраста от
жизнедеятельности общества. Тем самым, общество оказывается
лишенным духовного и культурного опыта, носителями которого
являются пожилые люди.

Старость является высшим итогом жизненного пути, понимаемого как постоянное развертывание человеческой духовности. Признание высокой социальной значимости старости, опыта пожилых людей, способно в значительной степени обеспечить успешное развитие общества.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ определена задачами, методами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во введении обоснована актуальность темы, рассмотрена степень ее разработанности, определены цели, задачи, предмет, объект, методологическая основа исследования, раскрыта научная новизна работы. В главе 1 «Образ старости: философский, религиозный, медицинский подходы» исследуются различные подходы к проблеме старения, отношение к пожилым и старым людям в традициях различных культур.

В разделе 1.1. «Развитие философских представлений о старости» рассматриваются представления философов различных направлений о феномене старости и процессе старения. Основное внимание исследователя направлено на философское осмысление положения пожилого человека в системе социальных отношений.

В разделе 1.2. «Формирование образа старости в контексте религиозных культур» анализируются религиозные основы формирования отношения конкретной культурной общности к старости как временному периоду жизни. Анализируются отдельные характеристики религиозной идеологии в ракурсе взаимоотношения поколений (отношение к старцам, старикам).

В разделе 1.3. «Становление геронтологических представлений» сопоставляются исследования биологов, патологов, физиологов, представителей практической медицины. Основное направление исследование - понимание биологических основ процесса старения, изучение физиологических характеристик пожилого человека. В данном разделе отмечается размытость временной границы, означающей переход организма индивида в состояние недееспособности.

В главе 2 «Образ старости в общественном и индивидуальном сознании» анализируются социальные отношения пожилых людей с обществом, в структуре которого они осуществляют реализацию своих потребностей. Рассматриваются традиции отношения общества к

пенсионерам, и особенности личностного отношения восприятия пенсионерами своего социального статуса.

В разделе 2.1. «Феномен старости в индивидуальном сознании» диссертант опирается на данные практических исследований, результаты которых позволяют анализировать самовосприятие пожилых людей, а также восприятие своей будущей старости людьми зрелого возраста. Приводятся данные беседы с работающими пенсионерами и неработающими. Особое внимание направлено на изучение вопроса о взаимосвязи ускорения процесса старения в связи с потерей возможности самореализации в профессиональной деятельности.

В разделе 2.2. «Феномен старости в общественном сознании» рассматриваются особенности общественного восприятия пожилого человека как субъекта деятельности в системе социальных отношений. Отмечается, что пенсионеру отводится роль пассивного наблюдателя за жизнедеятельностью других субъектов социальных отношений. Пенсионеру предлагается либо роль социального иждивенца, либо человека «на обочине». Определяется понятие субкультуры пожилых людей, сформированной под воздействием существующих социальных стереотипов восприятия роли пенсионера.

В разделе 2.2. «Пожилой человек в системе социальных отношений» В данном разделе исследование опирается на выводы, полученные в предыдущих разделах второй главы. Анализируются последствия воздействия социальных стереотипов восприятия пенсионеров и их роли в жизнедеятельности общества. Вводится понятие геронто логического гуманизма, позволяющего соотнести декларируемые традиции и ценностные ориентиры современного общества с подлинным состоянием общественной идеологии отношения к старому человеку. Определяется необходимость разрушения социального стереотипа «пенсионер» для оптимизации функционирования и развития современного общества.

В заключении подводятся общие итоги исследования, делаются выводы, намечаются дальнейшие направления исследования по данной теме, а также формулируются несколько положений относительно практической деятельности по формированию новой модели восприятия пожилого человека и его места в системе социальных отношений.

Развитие философских представлений о старости

Впервые о старости, как явлении, требующем глубокого рассмотрения и изучения, задумались в Древней Греции, где наука о старости и старении обрела свое современное название. «Геронтология» означает учение о старости или стариках (geron, gerontos - старец, logos - понятие, учение). Этимологический смысл термина «геронтология» связан с понятием «герусия» (gerusia) - совет старейшин, как высший политический орган в Древней Греции, в состав которого, как правило, входили пожилые, умудренные жизненным опытом люди.

Греческая философия отстаивает идею равноправия возрастов жизни перед лицом вечности. Человек живет в мире и претерпевает все, что ему назначено. Поэтому в становлении индивидуальной жизни, в ее психической и социальной организации изучение особенностей «семи сезонов», как древние философы называли возрасты жизни, было необходимостью.

В период своего возникновения геронтология развивалась как единая, нерасчлененная дисциплина о старении человека, занимавшаяся в основном изучением и описанием внешних признаков старения людей пожилого возраста. Эти описания, как правило, носили поверхностный характер. Они не давали и не могли дать научного представления о старении человека как сложно организованном процессе качественно различных изменений. Однако, на данном этапе очевиден научный интерес античных философов к старости как этапу жизненного пути, как явлению, имеющему социальную и биологическую обусловленность.

Исследованием старости занимались Гиппократ, Платон,

Аристотель, Лукреций Кар, Сенека и другие. Гиппократ рассматривал старость с чисто материалистической, научной позиции. Он указывал на тесную связь человеческого организма с природой, окружающей средой. Зная роль характера питания в достижении долголетия, он говорил: «Одни питаются для возрастания и бытия, другие только для бытия, например, старики».

В сочинениях Софокла, Платона, Сенеки, Цицерона раскрывается иной смысл старости, связанный с понятиями мудрости, гармонии, провидения, святости.

В диалогах Платона старость предстает как разумность, рассудительность, справедливость, соразмерность, то есть то, что наиболее приближает к благу самому по себе.

Старики, по замыслу Платона как бы «цементируют» общество.

Примечательно, что Платон близок к определению тенденции реального общества: чем оно более статично, тем прочнее в нем положение стариков, стабильнее преемственность их правления. Поэтому причину назревающего кризис полиса, а, значит, традиций и норм полиса он видит, прежде всего, в утрате былой роли стариков в обществе. Платон идеализирует старость, представляет ее благом, эталоном, однако предписываемой ей роли старость в обществе не играла. В «Государстве», «Политике», «Законах)? и «Письмах» Платон сформулировал и обосновал концепцию геронтократической формы управления общественной жизнью. Понимание старости и отводимой ей роли в обществе вытекает из общефилософской теории Платона. Высшими формами деятельности, единственно приближающими человека к познанию самого себя и макрокосма, являются идеальные. Овладение ими и совершенствование в них не зависит от возраста. Исходя из своих представлений о бессмертии души, Платон считает, что сущность старости не выводима из тела и не зависит от его состояния. Она определяется душой, которая подвержена не старению, но совершенствованию. По мнению Платона, телесные немощи старости могут быть компенсированы ее интеллектуальной мощью.

Для обнаружения оснований геронтократических принципов правления Платон обращает внимание на специфические качества старости. «Как надо жить?», «В чем состоят цели человека, и каковы средства их осуществления?» - эти вопросы, волновавшие Платона, были порождены потребностями социальной жизни полиса, процессом возрастающей самостоятельности индивида. Решая эту проблему, Платон заключает, что именно старость олицетворяет совершенство человека. Она наделяется высокими познавательными способностями, умением разбираться в людях, дальновидностью, пророческим даром, обладанием истиной, справедливостью. Старики олицетворяют соразмерность и являются органами памяти. Им присуща мудрость, как способность поступать соответствующим образом на основе знания. «Размышления о сущности и пользе всего этого появляются с трудом, долгое время спустя, после многих страданий и учения, если вообще это приходит, поэтому только старики могут быть разумными правителями».

Формирование образа старости в контексте религиозных культур

Человеческое поведение, деятельность, образ мышления, этические, нравственные нормы формируются под влиянием социальной среды, условий воспитания. Религиозное мировоззрение личности формируется под влиянием той религии, которая является господствующей в конкретном обществе. Несмотря на то, что в условиях современного общества, в котором религиозные воззрения по большей части остаются в сознании людей либо в форме суеверий, либо в форме модернизированного восприятия Бога, филогенетически сформировавшиеся представления становятся зачастую определяющими поведение конкретного индивида, его отношение к идеалам, восприятие ценностей.

Основой европейского религиозного восприятия мира является христианское видение. Различие в особенностях совершения богослужений, чтении молитв, традиций оснащения храмов в протестантских, католических, православных традициях не является основанием для дифференцированного восприятия образа старости, поскольку основной источник формирования религиозного мировоззрения - Ветхий и Новый Завет - чтится всеми представителями христианских культур. С точки зрения христианского подхода старость представляется одним из наиболее важных моментов жизненного пути человека. Путы мирской суеты ослабевают, и остается больше времени для размышлений.

В христианском понимании старость - это время, когда мысль о Боге должна наполнять все человеческое существо, поскольку смерть близка. Святость - это основной идеал христианской Руси: святость земли, государства, семьи, творчества, святость личности, как сотворенной по образу Божию. Христианский образ старости и наиболее яркое его проявление - святая старость, есть реализация того, что подспудно заложено внутри каждого человека, его сопричастность божественному, сакральному. К старости ослабляются инстинкты, побуждающие человека к греховным плотским проявлениям, ослабление плоти идет также и за счет сопутствующих старости болезней. В результате создаются естественные предпосылки духовного просветления и обращения к Богу. Ослабление социальных связей угрожает пожилому человеку одиночеством, спасение от которого он находит в религии. Возможность обращения к Богу ослабляет трагизм личностной ситуации. Б. Миюскович считает, что Августин «Даже в своей «Исповеди», - не одинок». , поскольку он имеет возможность обращаться к Богу. Далее он цитирует Ф. Ницше, упоминая о том, что и у философа мы находим утверждение состояния полного одиночества человека со смертью или отрицанием Бога.

Восточные религии, в корне отличные от христианства пониманием сущности божественного, представляют образ старости как вершинный этап жизни. Отношение к пожилым, как в христианской религии, основывается на одной из заповеди, одной из ведущих норм морали, которая обязывает любого человека быть почтительным по отношению к своим родителям, своим предкам.

Феномен старости в индивидуальном сознании

Уникальность человека, его природа и сущность являются предметом изучения мыслителей всех направлений научного знания. Каждый художник, творящий в какой-либо из областей искусства, раскрывает образы человека, но каждый раз с субъективной позиции. В психологическом знании принято считать, что каждый человек раскрывает то или иное явление с учетом собственных потребностей. Так, художник пишет портреты людей, в которых даждый раз узнает какие-то свои черты. С точки зрения К. Г. Юнга, все, сформированное в процессе филогенеза и онтогенеза в бессознательном, играет роль в жизнедеятельности индивидуума. Фактор субъективности зачастую играет определяющую роль в объективном исследовании состояния другого человека. Принцип дополнительности Нильса Бора, сформулированный для естественнонаучного знания оказывается непреложен для познания человека.

Человек дуалистичен во всех своих проявлениях. Потребность человека в коммуникации с другими людьми сосуществует с потребностью находиться в одиночестве, потребности души и тела вступают в неразрешимое противоречие, изменяя поведение человека, вызывая у него глубокие переживания. Та же двойственность присуща и осознанию собственной жизни. Двойственность - это упрощенное представление, но если распределить множество градаций восприятия человеком самого себя на позитивные и негативные, то получается два полюса одного явления.

Осознание ценности своей жизни зависит от того образа результата, который индивид представляет себе. Знание о смертности побуждает каждого задумываться об итоге своей жизни: для чего мы живем, и «стоит ли жизнь труда быть прожитой».

О важности наличия образа результата для реализации любой деятельности писали отечественные психологи Выготский Л.С, Леонтьев А.Н. и последователи их школы. Представление этого образа определяет в значительной мере успешность любой деятельности: хорошо понимая все аспекты выбранного нами образа результата, мы имеем возможность определить необходимые средства, условия и способы достижения результата нашей деятельности. Конечно, в первую очередь это касается предметной деятельности. Жизнь, как таковую, анализировать по канонам предметной деятельности невозможно: это значило бы слишком упростить сущность человеческого бытия. С другой стороны, формирование представлений о жизненных ценностях, и нормах поведения, общения, творчества и познания всегда соответствуют какому-то образу, который складывается из многих составляющих. Каждый человек обладает своим видением мира, и субъективная картина мира должна быть относительно адекватной существующему миру, непротиворечивой самой себе, включать в себя окружающий мир, самого субъекта, и его представления об окружающем мире и о себе.

Возрастно-психологические исследования (Э. Эриксон, Ш. Бюлер, Б. Ананьев) показывают, что в определенном возрасте с формированием самосознания человек задается вопросами: кто я? к чему я иду? чего я хочу достичь? В большинстве случаев, ответ на эти вопросы связан с деятельностью и реализацией себя в профессиональном и личностном плане. Вопрос «для чего я все это делаю?» возникает позже, уже в зрелом возрасте. Исследования, проводимые нами, показали, что люди редко задумываются о возможности собственной реализации в том возрасте, который принято определять как геронтологический. Представление о собственной старости возникает значительно реже, чем представление о собственной смерти. Зачастую на вопрос о том, что человек будет делать на пенсии, в 60 лет, в 70 лет, люди среднего возраста отвечают: «Я до этого не доживу, да и не хочу быть старым... Я себя пенсионером не представляю... Я никогда не выйду на пенсию... А что мне делать дома?» По всем этим ответам можно представить себе отношение человека к старости как к чему-то ужасному, нежелательному, бездеятельному и беспросветному в своем одиночестве. Этот образ старости формируется в индивидуальном сознании под влиянием многих факторов: условий воспитания, личного опыта общения с пожилыми людьми, идеологии государства, проявляющейся в политике социального отношения к пожилым. Пожилые люди свой возраст воспринимают по-разному. Интересным представляется сопоставление различных состояний пожилого человека в зависимости от субъективного отношения к себе как к пожилому.

Гениальный музыкант, Пабло Казальс, проживший 97 лет, писал в день 93-летия: «Это, конечно, не молодость. Это, правду сказать, ближе к старости, чем даже 90. Но ведь возраст - вещь относительная. Когда продолжаешь работать, впитывать красоту окружающего мира, то убеждаешься, что становиться старше - не всегда непременно значит стареть. Во всяком случае, в общепринятом смысле слова. Я многое воспринимаю теперь острее, чем прежде, и жизнь для меня становится все увлекательнее».

В октябре 2005 года в московской клинике врачи сделали первую операцию пациентке, страдающей синдромом преждевременного старения. Прогерия – весьма редкая болезнь. Медицинские светила всего мира утверждают, что с момента «пробуждения» в организме этого заболевания люди в среднем живут всего 13 лет.


По статистике, с подобным генетическим дефектом рождается примерно 1 человек на 4 миллиона. Прогерию подразделяют на детскую, называемую синдромом Хатчинсона-Гилфорда, и прогерию у взрослых – синдром Вернера. В обоих случаях происходит поломка генного механизма и начинается противоестественное истощение всех систем жизнеобеспечения. При синдроме Гетчинсона-Гилфорда задерживается физическое развитие детей при одновременном появлении у них в первые же месяцы жизни признаков старческого поседения, облысения, морщин.

К пяти годам такой ребенок страдает всеми старческими недугами: снижением слуха, артритом, атеросклерозом, и не доживает даже до 13 лет. При синдроме Вернера молодые люди начинают быстро стареть в возрасте 16-20 лет, и уже к 30-40 годам такие больные умирают при всех симптомах глубокой старости.

Лекарства от прогерии нет – используя все научные достижения, можно лишь замедлить необратимый процесс.

Похищенная молодость

Случаи внезапного старения весьма прозаичны: живущий в нормальных условиях ребенок поначалу удивляет окружающих своим быстрым развитием. В малолетнем возрасте он выглядит как совершеннолетний, а затем у него начинают проявляться все признаки... приближающейся старости.



В 1716 году в английском городе Ноттингеме умер восемнадцатилетний сын графа Уильяма Шеффилда, начавший стареть в тринадцатилетнем возрасте. Молодой Шеффилд выглядел намного старше своего отца: cедые волосы, наполовину выпавшие зубы, морщинистая кожа. У злосчастного юноши был вид потрепанного жизнью мужчины, он очень от этого страдал и принял смерть как избавление от мук.

Есть случаи подобного рода и среди представителей королевских родов. Венгерский король Людвиг II в девятилетнем возрасте уже достиг полового созревания и с удовольствием развлекался с придворными девицами. В четырнадцать он обзавелся густой окладистой бородой и стал выглядеть минимум на 35 лет. Год спустя он женился, а к шестнадцатилетию супруга подарила ему сына. Но в восемнадцать лет Людвиг полностью поседел, а еще два года спустя скончался со всеми признаками старческого одряхления.

Любопытно, что ни сын короля, ни дальнейшие его потомки подобной болезни не унаследовали. Из примеров ХIХ века можно выделить историю простой деревенской девушки, француженки Луизы Равальяк. В восьмилетнем возрасте Луиза, полностью сформировавшаяся как женщина, забеременела от местного пастуха и родила вполне здорового ребенка. К шестнадцатилетию у нее уже было трое детей и она выглядела старше своей матери, в 25 она превратилась в дряхлую старуху и, не дожив до 26, умерла от старости.

Не меньший интерес вызывают судьбы тех, кто жил в XX веке. Кое-кому из них повезло несколько больше, чем другим. Например, родившийся в 1905 году житель американского города Сан-Бернардино Майкл Соммерс, рано созревший и постаревший, смог дожить до 31 года. Поначалу сверхбыстрое вступление во взрослую жизнь его даже радовало. Но когда в семнадцать Майкл с ужасом понял, что начал стареть, он стал предпринимать отчаянные попытки остановить этот губительный процесс.

Но врачи только разводили руками, не в силах чем-либо помочь. Немного замедлить дряхление Соммерсу удалось после того, как он, перебравшись на постоянное жительство в деревню, стал проводить много времени на свежем воздухе. Но все же к 30 годам он превратился в старика, а через год его доконал обыкновенный грипп. Среди прочих подобных феноменов можно выделить англичанку Барбару Дэлин, которая умерла в 1982 году в возрасте 26 лет.

К 20 годам успевшая побывать замужем и родить двоих детей, Барбара быстро и необратимо состарилась. Именно поэтому ее бросил молодой муж, не пожелавший жить со «старой развалиной». В 22 года от ухудшения здоровья и перенесенных потрясений «старушка» ослепла и до самой смерти передвигалась на ощупь или в сопровождении собаки-поводыря, подаренной ей властями ее родного Бирмингема.

Полю Демонжо из французского города Марселя двадцать три года. При этом выглядит он на все 60 и ощущает себя человеком преклонного возраста. Однако пока не теряет надежды, что свершится чудо и будет найдено средство, которое прекратит его стремительное одряхление. Его собрату по несчастью, сицилийцу из города Сиракузы Марио Термини нет и 20 лет лет, однако на вид ему намного больше 30. Сын богатых родителей, Термини ни в чем себе не отказывает, встречается с местными красотками и ведет разгульный образ жизни.

А что у нас?

«Скороспелые» люди жили и в нашей стране. Еще во времена Ивана Грозного сын бояр Михайловых Василий умер в 19-лет дряхлым стариком. В 1968 году в возрасте 22 лет в Свердловске скончался рабочий одного из заводов Николай Шориков. Стареть он начал еще в шестнадцатилетнем возрасте, чем крайне озадачил врачей. Светила медицины только разводили руками: «Такого не может быть!»

Став стариком в том возрасте, когда все только начинается, Николай потерял всякий интерес к жизни и покончил с собой, наглотавшись таблеток... А тринадцать лет спустя в Ленинграде умер 28-летний «старец» Сергей Ефимов. Юношеский период у него закончился к одиннадцати годам, а заметно стареть он начал после двадцати и умер дряхлым стариком, за год до смерти почти полностью потеряв способность здраво мыслить.

Во всем виноваты гены

Многие ученые считают, что основная причина этого заболевания – генетическая мутация, ведущая к накоплению большого количества протеина в клетках. Экстрасенсы и маги утверждают, что есть специальные методики насылания «порчи» с целью состарить человека.


Кстати, эта болезнь встречается не только у людей, но и у животных. У них также жизненные циклы и периоды порой идут по сценарию год за три, а то и за десять лет. Возможно, решение проблемы будет найдено именно после многолетних экспериментов на братьях наших меньших.

Как удалось установить исследователям из Калифорнийского Университета, препарат под названием «ингибитор фарнезилтрансферазы» существенно снижает скорость проявления симптомов преждевременного старения у лабораторных мышей. Возможно, это лекарство окажется пригодным и для лечения людей.

Вот как характеризует симптомы недуга у детей кандидат биологических наук Игорь Быков: «Прогерия возникает внезапно с появления крупных пигментных пятен на теле. Затем людей начинают одолевать самые настоящие старческие хвори. У них развиваются болезни сердца, сосудов, диабет, выпадают волосы и зубы, исчезает подкожный жир. Кости делаются ломкими, кожа морщинистой, а тела – сгорбленными. Процесс старения у таких больных протекает примерно в десять раз быстрее, чем у здорового человека. Зло коренится, скорее всего, в генах. Есть гипотеза, что они вдруг перестают отдавать клеткам команду делиться. И те быстро приходят в негодность».

Гены перестают отдавать клеткам команду делится вроде бы от того, что укорачиваются кончики ДНК в хромосомах, – так называемые теломеры, длиной которых предположительно и отмерен срок человеческой жизни. Подобные процессы идут и у нормальных людей, но гораздо медленнее. Но совершенно непонятно, в результате какого именно нарушения укорачиваются теломеры и начинается ускорение старения как минимум в 10 раз. Сейчас ученые с помощью ферментов пытаются удлинить теломеры. Появились даже сообщения, что американским генетикам удалось таким образом продлить жизнь мухам. Но до результатов, применимых на практике, пока далеко. Людям не удается помочь даже на уровне экспериментов. К счастью, по наследству недуг не передается.

Предполагается, что сбой в геноме происходит еще в период внутриутробного развития. Пока наука не может отслеживать и управлять этим сбоем: она может только констатировать факт, но, возможно в недалеком будущем геронтология ответит миру на этот вопрос.



Публикации по теме