Тесты компасы с примером решения. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Методика «Компасы» Методика предназначена для определения пространственных представлений. Поскольку существуют статистически значимые корреляции показателей пространственного представления с уровнем логического мышления, методика рекомендована для косвенной оценки уровня логического мышления. Методика используется с целью профотбора. Содержание методики:обследуемому предлагается на бланке 25 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя. Время выполнения задачи - 5 минут. Обработка Результаты обследования обрабатываются с помощью ключа. Определяются следующие показатели: общее количество просмотренных компасов - производительность (Р); время выполнения задания (Т); количество ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (n); относительная частота неправильных ответов (n / p); скорость работы: Стимульный материал к методике «Компасы» БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ Ключ Коэффициент успешности (А): где С - число всех компасов, отмеченных испытуемым; W - число неправильно отмеченных компасов; O - число компасов, которое следовало отметить; S - общее число просмотренных компасов. Таблица 50 Источники. 1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.

Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 9. Кубики Косса

Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики

Субтест 9. Кубики Косса

Общие правила:

1. Испытуемый должен сидеть прямо перед столом.

2. Задания «A», «B», «C», №№ 1-4 выполнять из 4-х кубиков, задания №№ 5-7 – из 9 кубиков.

3. Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9-ти кубиков только два кубика имели красную или красно-белую поверхность.

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии:

Объяснить и показать окраску кубиков («все кубики окрашены одинаково»).

Начинать с фигуры «А».

1. При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фигуру «A» как модель.

2. Предложить сложить их 4-х кубиков то же, что и на модели, расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти к фигуре «B».

Фигура «B»

1. За ширмой сложить фигуру «B». Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и, разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре «C», если задание «B» выполнено на 1 или 2 балла.

Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Фигура «C»

1. Положить перед испытуемым карточку «C», сказав: «Сейчас я сделал точно также, как на этой картинке. Смотри…» Сложить из четырех кубиков фигуру «C».

1. Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение, и, разрушив, снова предложить собрать по картинке. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре №1, если задание «C» выполнено на 1 или 2 балла.

Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Предложить задание №1. Прекратить при 2-х неудачах подряд (начиная с задания №1).

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:

Объяснить и показать окраску кубиков.

Начинать с фигуры «C» (см. выше).

При выполнении задания «C» с 1-й или 2-й попытки:

1. дать аванс за «A» и «B» (4 балла);

2. перейти к заданию № 1.

При невыполнении задания «C» со второй попытки – вернуться к «A» и «B» и прекратить.

Прекратить при двух неудачах подряд.

Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени выполнения.

Оценки и временные лимиты.

Таблица 4


Первое

задание, 2 с

Второе

задание, 1 с

Третье задание, 0,5 с

чет

нечет

чет

нечет

чет

нечет

78-96

85-47

24-36

21-37

36-92

37-25

86-28

9341

2844

3543

24-28

45-89

54-34

29-57

34-82

47-35

42-36

39-27

52-82

33-69

36-78

49-55

2844

37-29

48-36

47 93

58-22

57-81

36-82

85-33

36-54

23-27

36-82

85-33

58-22

57-81

22-48

51-33

2844

37-29

36-78

49-55

3246

7543

42-36

39-27

34-82

47-35

54-32

23-85

24-38

45-89

2844

3543

28-36

21-25

36-92

37-25

24-36

21-37

274

2

^ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЩУЩЕНИЯ

Ощущение - эти психический процесс отражения отдель­ных свойств реального мира, которые непосредственно воздей­ствуют на анализаторы субъекта, существуя независимо от него

Ощущение является первичным познавательным процес­сом, с помощью которого человек получает элементарную


информацию от внешней и внутренней среды. Через посредство ощущений человек узнает о свете, цвете, вкусе..., о состоянии своих внутренних органов. Каждому анализатору присущи определенные виды ощущений. Совокупность анализаторов называется сенсорной системой. Чувствительность анализато­ров может быть охарактеризована количественно путем изме­рения абсолютных и дифференциальных порогов. Абсолютные пороги разделяют на верхние и нижние.

^ Нижним абсолютным порогом называется та наименьшая величина раздражителя, которая способна вызвать едва заметное ощущение.

Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное раздражителю ощущение.

^ Дифференциальным порогом, или порогом различения, называется то наименьшее изменение раздражителя, которое вызывает едва заметное различие в ощущениях.

^ 2.1. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ЗРИТЕЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ

Оборудование: кольцо Ландольта.

Порядок исследования: Проводится с несколькими лицами, в комнате, освещенной хорошо и обязательно одинаково для всех исследуемых.

^ Учет результатов: При наблюдении следует установить, спокойно или напряженно всматривается исследуемый в объект. При опросе выяснить, когда он остановился: совершенно отчет­ливо увидев разрыв или только догадывался.

Количественные показатели получают измерением рас­стояния, с которого исследуемый впервые правильно увидел направление разрыва, у всех исследуемых при каждом повтор­ном эксперименте оно должно меняться. Эксперимент повто­ряется 5 раз.

^ Анализ результатов: Метод позволяет оценить измене­ния порога зрительного ощущения у исследуемого в результа­те утомления и определить его различие у разных лиц. Чем больше расстояние, с которого исследуемый увидел направле­ние разрыва, тем ниже его абсолютный порог зрительного ощущения и тем выше чувствительность. Если исследуемый видит разрыв кольца с расстояния М = 5, т.е. под углом 1°, то

его острота зрения 03 - 1, если же с меньшего расстояния, то она определяется по формуле Дондерса:

03 = М/5,

где М - расстояние, с которого испытуемый увидел разрыв.

^ 2.2. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ СЛУХОВОГО ОЩУЩЕНИЯ

Оборудование: Звуковой генератор с наушниками.

Порядок исследования: Экспериментатор, вращая диск генератора по часовой стрелке, усиливает звук; вращая против часовой стрелки - ослабляет его. Величина раздражения постепенно увеличивается до того момента; когда испытуемый впервые ощутит звук, а затем постепенно уменьшается до тех пор, когда исследуемый впервые перестанет слышать его.

^ Учет результатов: Наблюдение ведется за поведением обследуемого. При опросе надо выяснить, уверенно или не очень уверенно он реагировал на звук.

Количественные показатели сводят в протокол (отме­чая знаком «+» показания «СЛЫШУ и знаком «-» - «НЕ СЛЫШУ»).

^ Анализ результатов:

Абсолютный порог слухового ощущения Е определяется по формуле:

Е = (Е, + Е 2)/2,

где Е, - показания генератора, соответствующие появлению слышимости при усилении звука, а Е 2 - при его ослаблении.

^ 2.3. ТАКТИЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ

Оборудование: Эстезиометр или штангенциркуль.

Порядок исследования: Экспериментатор прикасается к руке исследуемого ножками эстезиометра, не надавливая на кожу, и сначала постепенно разводит их до появления ощу­щения 2 прикосновений, а затем сближает до появления ощущения одного прикосновения.

Анализ результатов проводится аналогично методике 2.2.

^ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ

И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ


Восприятие - это процесс отражения в сознании челове­ка непосредственно воздействующих на органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении.

В основе классификации восприятии, так же как ощущений, лежит различие в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осяза­тельные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение.

В соответствии с этой классификацией выделяют:

^ 3.1. МЕТОДИКА «КОМПАСЫ»

Методика предназначена для исследования восприятия про­странственных отношений и сообразительности.

Для проведения обследования необходимо иметь специаль­ные бланки, карандаши, секундомер и демонстрационный плакат.

Задание состоит в определении направления стрелки в каж­дом из 50 компасов, изображенных на бланке, в ограничен­ное время.

Дайте указание подписать бланки. Затем эксперт подает команду о начале работы и включает секундомер.

Результаты обследования обрабатываются с помощью клю­ча. Определяются следующие показатели:


  • общее количество просмотренных компасов - произво­
    дительность (Р);

  • время выполнения задания (Т);

  • количество ошибок - число неправильно отмеченных
    компасов (п);
279






280

Образец демонстрационного плаката



ключ

281


^ Шкала балльных

щенок производительности

Производи­тельность. (кол-во компасов)

Мень­ше 7

7-10

16-21

21-24

25-29

30-36

37-46

47-49

50

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

^ 3.2. МЕТОДИКА «ШКАЛЫ ПРИБОРОВ»

Методика предназначена для исследования зрительного вос­приятия приборной информации и способности быстрой и точ­ной ее оценки. Для проведения необходимы специальный бланк, карандаши, секундомер, демонстрационный плакат (рис.1).

Рис 1 Демонстрационный плакат к методике «ШКАЛЫ ПРИБОРОВ»

При обработке результатов учитывается количество оши­бок и время выполнения задания в секундах

^ Шкала балльных оценок времени выполнения задачи


Выполне-

ние зада-

141

123-

102-

93-

84-

72-

60-

57-

51-

50

ния, с

и >

140

122

101

92

83

71

59

56

и

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Обеспечение Секундомер (или часы с секундной стрелкой). Демонстрационный плакат с изображением 50 компасов (или индивидуальные бланки задания аналогичного содержания).


Инструкция
сов с указанием в виде черточки на одну из 8 сторон света (ЮЗ, С, СВ и т.д.). Задание: определить, в какую сторону света направлена стрелка, изображенная на каждом компасе. На выполнение задания отводится 10 мин. Ответы записываются в виде названий сторон света (СЗ, ЮВ, Ю,...) в 50 кружках бланка ответов, расположенных так же, как компасы на демонстрационном плакате. Вращать индивидуальный бланк-задание в целях облегчения принятия решения не разрешается.
Оценка осуществляется в баллах по количеству правильных ответов в соответствии с таблицей:





Количество правильных ответов испытуемого находится из эталонной таблицы, содержащей правильные ответы:

Инструкция Испытуемому предлагается на ощупь (при полном отсутствии зрительного контакта с ней) воспринять и запомнить фигуру. Через 1 мин, убрав ее из поля зрения испытуемого, по - просить его нарисовать данную фигуру на бумаге. Убрать листок с зарисовкой и предложить испытуемо - му теперь уже зрительно (в течение не более 1 мин) воспринять фигуру и вновь зарисовать ее на бумаге. Выполнить описанные операции с каждой из шести фигур.
Анализ и интерпретация результатов
Качество выполнения задания оценивается в баллах (от 1 до 5) по степени совпадения каждой фигуры с ее двумя зарисовками (при тактильном и зрительном восприятии) Баллы выставляются в соответствии со шкалой, представленной в таблице:
Итоги сравнения заносятся в таблицу результатов.

(КТВ):

где Nср.т., Ncp.3p. - соответственно средний балл при тактильном и зрительном восприятии.

Еще по теме Методика изучения восприятияпространственных отношений («Компасы»):

  1. 11.7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
  2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
  3. Степанищев А.Т.. Методика преподавания и изучения истории: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений: В 2 ч. Ч. 1., 2002
  4. Степанищев А.Т.. Методика преподавания и изучения истории: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений: В 2 ч.Ч. 2., 2002
Для определения сторон горизонта нужно придать компасу горизонтальное положение, отпустить тормоз и установить прибор так, чтобы северный конец стрелки совпадал с нулевым делением лимба: тогда подписи на лимбе (С, Ю, В и 3) будут обращены соответственно на север, юг, восток и запад. Определив стороны...
  • Определение сторон горизонта без компаса
    Как было сказано выше, самый простой и надежный способ определения сторон горизонта – по компасу. Но есть много других способов, которые необходимо знать на случай неисправности или отсутствия прибора. Стороны горизонта можно определить: по Солнцу; Солнцу и часам; Солнцу и тени; Луне; Полярной...
    (Защита населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций. Основы топографии)
  • Ориентирование на местности без компаса Где север и где юг?
    Если хочешь найти восток, то встань, глядя на север, и в правой руке получишь искомое. Но где же север? Как определить хотя бы одну сторону горизонта? Способов много. Например... Ориентирование по солнцу с помощью часов и ... стихотворения Направьте стрелку часовую На солнце, в точку золотую....
    (МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТУРИЗМ В ДЕТСКОМ САДУ)
  • Компас и работа с ним
    Рис. 85. Компас Адрианова Компас - это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге или карте, а в пространстве). Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в XIX веке русским военным...
    (ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ)
  • о компасе
    Мы привыкли думать, что стрелка компаса всегда обращена одним концом на север, другим - на юг. Нам покажется поэтому совершенно несуразным следующий вопрос: Где на земном шаре магнитная стрелка показывает на север обоими концами? И еще нелепее прозвучит вопрос: Где на земном шаре магнитная стрелка...
    (ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА. В 2 КН. КНИГА 2)


  • Публикации по теме