Традиции празднования пасхи на руси. Пасха — история и традиции

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Ему предшествует суровый сорокадневный пост, к нему готовятся заранее: убирают в домах, красят яйца, готовят праздничную трапезу, пекут куличи. С ним связано множество традиций, обрядов и поверий. Но знаем ли мы, что это за праздник, Пасха? Как он появился и что означает? Какова история возникновения Пасхи?

Христианская пасха

Каждый год мы отмечает Пасху в разное время. В григорианском календаре этот праздник не имеет привязки к какому-то конкретному дню, так как с 325 года его дата рассчитывается по солнечно-лунным циклам: Пасха отмечается в первое воскресенье после полнолуния, что наступает после весеннего равноденствия.

Христианская или Новозаветная Пасха – это праздник, что наполнился новым смыслом: радостью воскресения сына Божьего, победой Жизни над смертью, света над тьмой. Очень символично то, что россияне празднуют Пасху в воскресенье: это служит нам напоминанием о том, что именно в этот день – в воскресенье, воскрес Иисус Христос.

История праздника Пасха в России. Православная Пасха

Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с крещением, и народ принял нового Бога – Иисуса Христа, передав ему функции Царь-Девицы. А вот традиции празднования остались прежними. Еще долго Пасха походила на языческое празднество.

Пасхальные традиции и обряды

Со временем появились у православных славян и новые поверья, ритуалы, обычаи. Многие приурочены Страстной неделе (Страстной седмице), предшествующей Великому дню Светлого Христова Воскресения.

В Чистый четверг до восхода солнца купались в проруби, реке или в бане, в этот день причащались и принимали таинство, убирали в избе, белили печи, ремонтировали ограды, приводили в порядок колодцы, а в Средней полосе России и на Севере окуривали жилища и хлева ветвями можжевельника. Можжевеловый дым считался целебным: люди верили, что он защищает близких и «животинку» от болезней и всякой нечисти. В Чистый четверг освящали соль и ставили ее на стол рядом с хлебом, пекли куличи, пасхальную бабу, медовые пряники, варили овсяный кисель, чтобы задобрить мороз.

Пасхальная трапеза

Исстари в воскресное утро вся семья собиралась за праздничным столом. После торжественного богослужения в храме возвращались домой, покрывали стол белой скатертью и раскладывали на нем принесенную из церкви обрядовую еду. Семейная трапеза начиналась с освященного яйца: его кусочек доставался каждому, кто сидел за столом. После этого всем полагалось по ложке творожной пасхи и куску кулича. И только потом на стол ставили другие блюда, приготовленные в честь праздника, и начиналось радостное застолье.В этот день украшали дома венками из зеленых веточек и живых цветов, звали в гости кумовьев и друзей, устраивали пышные застолья, христосовались друг с другом, обменивались яйцами, куличами и троекратными поцелуями, целый день отдыхали и общались.

На праздник в домах зажигали лампады и свечи. Священники в праздничных одеждах, подпоясанные белыми рушниками, совершали крестный ход вокруг храма, а после ходили по дворам. В деревнях с наступлением сумерек играли на скрипках. Всю Светлую неделю (ее также называли Красной неделей, Светлой седмицей) гуляли и веселились, а остатки освященной в церкви пищи закапывали в поле, чтобы урожай был богатым.Пасхальные символы и связанные с ними древние ритуалы

Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, зайцы, куличи – все эти символы Великого дня имеют корни в далеком прошлом. В самом празднике Пасхи воплощены древние верования разных народов. Вода очищает и защищает от болезней и несчастий. То, что в Чистый четверг нужно вымыться, чтобы целый год не болеть – и есть воплощение древних верований о силе ручьевой воды.

Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага. Огонь горячей свечи – в церковном понимании символ Воскресения.

Пасхальный венок – олицетворение вечной жизни. Яйцо еще у древних племен символизировало маленькое чудо рождения, зайцы у многих народов издавна считались символом плодородия и процветания, а прообразы куличей – бабки, славяне пекли с незапамятных времен.

С яйцом связано много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания, их клали к ногам богов и просили ниспослать благополучие и плодородие. В первых славянских городах крашеные яйца весной дарили друг другу влюбленные, выражая так свою симпатию. А любимым пасхальным развлечением на Руси было катание крашеных яиц.В России издавна существовала традиция изготовления стеклянных, деревянных, шоколадных, сахарных яиц, а также серебряных и золотых, украшенных драгоценными камнями. На писанках рисовали храмы, иконки, жанровые сценки, пейзажи.

Современные пасхальные традиции

У светлого праздника Воскресения Христова – свои особые традиции и обычаи. Покраска яиц на Пасху, христосование, торжественные утренние службы, на которых освящают свечи, воду и пищу для пасхального стола, праздничный обед в кругу семьи – эти обычаи очень давние, они сохранились не только в России, но и во многих других странах.

У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это очень простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «чокаться» с другим человеком.История Пасхи – это путешествие сквозь тысячелетия. Листая ее страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи – это переплетение языческих и христианских традиций, верований древних племен и обычаев разных народов.

П асха, или Светлое Христово Воскресение, - главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда - куличи, творожные пасхи, - красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями.

Вспоминаем, как отмечали Пасху в старину.

Игры

Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко - с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах - и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В каждом регионе образовались свои правила игры. Например, в Псковской области игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если участник добивался цели, то брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось. Часто использовали деревянные искусно расписанные яйца, иногда специально для этого развлечения изготавливали целые наборы таких яиц. В «каталочки» до сих пор играют в некоторых регионах.

Также на Пасху ставили карусели и большие качели, в Псковской области их называли «зыбки». Считалось, что от качания на них зависит будущий урожай. Именно поэтому качались чаще всего с Пасхи до Троицы, как раз во время активного роста пшеницы. Также существовало поверье, что качели помогают быстрее найти мужа или жену. В русских селах Удмуртской Республики это убеждение сохранилось в пасхальных песнях и частушках, которые пели во время качания: «Красное яичко! / Скажи жениха. / Не скажешь ты его - / Закачаем тебя», «На горе стоят качели, / Пойду покачаюся. / Нынче лето отгуляю, / Зимой повенчаюся», «Закачаем, залучаем, / За себя взамуж возму».

Качельная песня «Красное яичушко» в исполнении Д.П. Дубовцевой и Е.М. Барминой из города Ижевска Удмуртской Республики

Среди популярных была забава, известная под названием «в орла», «в орлянку». В нее чаще всего в играли на деньги. Самый простой способ игры: один из участников подбрасывал монету, а когда она падала на землю, вто­рой должен был не глядя отгадать, какой стороной она упала кверху. Аверс (орел) всегда означал выигрыш, реверс (решка) - проигрыш. Поэтому игра и получила свое название - «в орла». В некоторых селах она сохранилась и до сегодняшнего дня, например в селе Кадышево Ульяновской области .

Песни

До революции пасхальные песни передавались из поколения в поколение. С приходом советской власти в семьях эта традиция почти исчезла, однако фольклорные ансамбли при клубах часто знали и пели их.

Главное пасхальное песнопение - тропарь «Христос воскресе из мертвых» - исполняли во время церковной службы. Но в некоторых деревнях он звучал не только в храме. Например, в Смоленской области исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». Женщины, которые пели его, голоса не жалели. «Христа кричали» в любой обстановке - за работой, на улице, во время гуляний и праздничных застолий.

В некоторых регионах к каноническому тексту тропаря добавляли и слова от себя. Бога просили о главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Такие песни пели в Бежецком районе Тверской области . Здесь же долгое время сохранялась традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери - сельчане верили, что так защищали себя от всяческих бед.

В Псковской области девушки и женщины пели песни в первый же день Пасхи, а в казачьем хуторе Яминский Волгоградской области широкие гулянья начинались позже - в первое воскресенье после Пасхи (Красную горку), а заканчивались на Троицу. Отмечать здесь начинали, как правило, после обеда. Казаки собирались вместе на двух противоположных сторонах хутора, накрывали столы и пели песни - «люлейки» - так их называли из-за припева «ой, люли, люли». Затем двигались в центр хутора и накрывали общий стол на улице.

Танцы и хороводы

С окончанием Великого поста снимался и запрет на танцы. Неотъемлемой частью пасхального гулянья были хороводы, которые водили под особые песни. В деревне Стропицы Курской области водили танки́ - особые хороводы двух видов: круговые и продольные. Круговые были похожи на театральное представление. Танцоры пели сюжетные песни и играли в них разные роли. Продольные танки́ действовали по принципу ручейка. Эти танцы исполняли только один раз в году, на Красную горку.

Карагодная песня «Бросай, нянюшка, работу работать» в исполнении фольклорного ансамбля «Крестьянка» из села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области

Волочёбная песня «Волочилися волочёбнички» в исполнении У. В. и Е. В. Поздняковых из деревни Борисково Невельского района Псковской области

В Костромской области в первое воскресенье после Пасхи обходили дворы молодоженов. Этот обряд назывался «Вьюнец». Утром дети окликали новоиспеченных супругов под окнами и пели песню «Молодая молодица». Юноши и девушки приходили окликать молодоженов в середине дня, а взрослые - после обеда. Обходчики-вьюнишники сначала пели на крыльце, затем их приглашали в дом и угощали за столом.

У кукморских удмуртов также существовал обычай, напоминавший традиционные русские обходные обряды. Молодые девушки и парни верхом на празднично украшенных конях заезжали в каждый двор и пели хозяевам закличку «Урай!», вызывая их на улицу. Позже все садились за сто, и гостей угощали праздничной едой.

Пасха является не только самым большим, но и самым древним христианским праздником, установленным еще в апостольские времена. Встреча Пасхи на Руси имеет много традиций. А сама Пасха имеет значение возрождения, обновления.

Подготовка к Пасхе происходила на протяжении всей Страстной седмицы. Первым делом приводились в порядок и праздничный вид дома и дворы. Готовилась праздничная нарядная одежда. Готовились дрова для отопления жилищ и подготавливались корма скотине, чтобы в праздничную неделю меньше отвлекаться на дела обыденные. В чистый четверг до восход солнца нужно было искупаться, так как вода в этот день считается особой, исцеляющей телесные и душевные недуги, очищающей от всего скверного. Искупавшись и приведя мысли на положительный лад, хозяйки приступали к выпечке пасхальных куличей.


Дети красили и расписывали яйца. Мужчины занимались закупкой продуктов для праздничных угощений.


В четверг вечером все шли в храм, где начиналась служба страстям Христовым. Зажженную свечу в храме старались донести домой. Ею освещали свое жилище, защищая его от бед, а живущих в нем от болезней. В страстную пятницу ничего делать нелзя до окончания службы в храме и выноса плащаницы. Христос страдает на кресте и всяк человек скорбит!


Великая суббота- горячая пора для хозяек, идет приготовление праздничного угощения. Все, не зависимо от достатка, старались приготовить “пышный” стол, чтобы угостить всех, кто посетит дом, или простого прохожего, попросившего о милости.


В субботу все собирались в храм на ночное Пасхальное Богослужение. На эту службу в церковь приходили из деревень, сел. Все нарядно одеты, все в белом. По окончанию службы празднование охватывало всю Русь – от самой бедной лачуги до дворцовых стен.


Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок освяченой пасхи.


Потом шли домой, будили деток, даже самых маленьких, и садились за стол говеть.


Всю праздничную неделю зазывали гостей и сами обходили всех родственников, кумовей – “Христосовались”, посещали праздничные Богослужения. Звон колокола оповещает о празднике. А на Пасху каждый на время мог стать на время звонарем, церковь этого не запрещала.


Есть среди всех праздников один особенный - Пасха Господня. И нет человека на нашей Святой Руси, хоть раз в жизни не пережившего трепетную радость возрождения, слыша, как плывет над землей колокольный благовест, а все живущие в едином порыве славят Воскресшего Спасителя. Время стирало города и страны, слава самых известных вельмож превращалась в прах, и только весть о Воскресении Христа каждый год так же трепетно и радостно переживается верующим сердцем, как и много веков назад.

Что же о Пасхе говорит нам народная традиция?

Чистый четверг: традиции, обычаи и верования Заканчивается Великий пост. Еще несколько дней и пасхальный благовест возвестит по всей земле, что воскрес Христос. Всю неделю в храмах и монастырях Святой Руси не будут умолкать колокола. Праздников Праздник - "да радуются небеса, да веселятся людие". Вряд ли есть в жизни минута, важнее той, когда в храме запоют "Христос воскресе!".

Душа русского человека жаждет наступления этого Великого дня. Поэтому приготовления к нему начинаются задолго до Страстной седмицы. Но основные заботы ложатся на хозяек в Великий четверг.

Главная традиция Страстного Четверга - быть на службе в храме. Святая Церковь в этот день вспоминает события Тайной Вечери, когда Господь показал пример любви и смирения омыванием ног ученикам. В память об этом даже те, кто придерживается практики редкого причащения, стараются принять Святые Дары.

Канонические традиции на Чистый Четверг

В некоторых Кафедральных соборах и монастырях сохранился обычай "Умовения ног" во время Литургии Великого Четверга. Настоятель омывает ноги двенадцати священникам. В этот день Предстоятелями поместных Церквей освящается миро. Традиция берет начало в первые годы христианства - крестить оглашенных в Великую субботу. Во многих храмах совершается общее елеосвящение.

Народные обряды и приметы на Чистый Четверг В Древней Руси Великим днем называли первое воскресенье нового солнечного года, наступающее после равноденствия. С приходом христианства праздник обрел более глубинную сущность, но народная обрядовость осталась. Вот почему Чистый Четверг, как никакой другой день года, имеет много традиций, берущих начало в языческие времена.

На самом деле, эти обряды - пережиток древних верований, не имеющих ничего общего с православными традициями Великого Четверга. Они не имеют под собой особого смысла, но Церковью не запрещены.

Считается, что наряду с душой нужно очистить и тело. Нет ничего плохого в том, что люди, особенно больные, хотят встать пораньше и умыть тело чистой водой. Если только действие это не совмещено с каким-либо магическим и оккультным ритуалом. Говорили, что в этот день "даже ворона вороненка в луже моет".

В четверг достигает своего эпогея уборка дома. К празднику он должен, буквально, блестеть. Наши бабушки говорили: "Если убирать в Чистый Четверг, то целый год в чистоте проживешь".

Народ заметил, что холодный Чистый четверг предсказывает прохладную весну, а дождливый - мокрую.

Псевдохристианские обряды на Чистый Четверг

Бывает, что православными русскими традициями называют то, с чем Церковь боролась веками. Одно из множества суеверий, относящихся к дохристианской мифологии, - обычай готовить "четверговую (черную) соль". О нем в последние годы говорят все чаще.

Люди, поклоняясь божествам природы, верили, что "черная соль" исцеляет многие недуги людей и животных. Считали, что именно ее нужно подавать к главной трапезе, добавлять в тесто и в воду для умывания. Существовала традиция больному человеку десять дней подряд есть булочки, испеченные на черной соли. Часто для "освящения" брали соль с трех домов. Потом кристаллы растворяли в настойках душистых трав или квасной гуще, иногда смешивали ее с густой овсянкой. Ставили для кристаллизации в печь, пока не пойдет дым. Соль темнела, приобретая черный цвет.

В Церкви есть "Молитва над солию", одна из самых древних. Ведь этот продукт, в духовном смысле означающий спасительное учение Христово, - необходимейший для человека. Соль можно приносить в храм для освящения, но нет необходимости делать это в определенный день и готовить ее особым способом. Церковь не может освящать своим авторитетом суеверия. Со времени Стоглавого Собора (1551 года) это строго запрещено. Если когда-либо имели место уступки народным верованиям, это не значит, что они были христианизированными.

Подготовка к празднику начинается за несколько дней до него. Больше всего обрядов и традиций связано с четвергом. Его называют Чистым. Хозяйки в этот день пекут куличи. В это время в доме не должно быть чужих. Но приступать к выпечке без очищения помыслов нельзя - кулич не удастся.

Считается, что вода в этот день исцеляет от всех болезней души и тела. Поэтому до восхода солнца нужно искупаться, подготовив, таким образом, свое тело к празднику.

Издавна в селах существовала традиция после обеда разводить большие костры и сжигать в них весь собравшийся мусор. Огонь должен быть высоким, чтобы изгнать из земли всю нечисть и чтоб урожай был щедрым.

Страстная Пятница

Вечером в четверг в храмах начинается служба страстям Христовым. Свечу, зажженную в церкви, стараются донести домой и освятить ею жилище. Она защищает дом от пожара, а живущих в нем - от болезней. До выноса плащаницы вечером пятницы уже ничего делать нельзя. Господь страдает на кресте, и молчит на земле всяк человек.

Великая Суббота

Воцарилась на земле тишина, утихла боль, а в сердце оживает огонек надежды. В этот день сходит на Гроб Господень в Иерусалиме Благодатный Огонь, как знамение того, что отпущен человечеству еще один год для покаяния.


У хозяек в этот день - горячая пора. Нужно успеть приготовить пасхальную трапезу. Начинают приготовления с окрашивания яиц. Ближе к вечеру собирают пасхальную корзину, в которую кладут кулич, яйца, сырную паску, масло, колечко колбасы, соль, а на Украине - еще и кусочек сала.

Светлая Пасхальная Литургия

Еще задолго до полуночи храм наполняется людьми. Священнослужители облачаются в светлейшие одежды и на протяжении всего богослужения меняют их несколько раз. Свечи возжигают ближе к заветной минуте и в полной тишине из алтаря раздается: "Христос воскрес!". Эти же слова слышали святые жены-мироносицы, когда, по обычаю, пришли ко гробу Господню помазать тело миром.

После этого все, кто собрался на богослужение, с зажженными свечами трижды обходят вокруг церкви, против часовой стрелки, навстречу Воскресшему Христу.


Дверь в храм в это время затворена, а когда после крестного хода отворяется, то первым в нее входит священник, по образу самого Христа, первым вошедшего в рай.


После окончания Литургии происходит освящение куличей, пасок, яиц и мяса для праздничной трапезы верующих.

Тишина этой Святой ночи наполняется благовестом колоколов.


В сознании людей Пасха всегда ассоциировалась с возрождением для новой жизни. На богослужение в храм одевались самые лучшие, сшитые для этого случая, одежды. Но, в первую очередь, заботились о душе. Старались забыть зло, простить обиды, отбросить в сторону все недоброе. Всю неделю не стихал над землей колокольный благовест. Поистине велик был праздник Светлого Христова Воскресения на Святой Руси.

Дела милосердия


Горюшкин - Сорокопудов. Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси

В старину люди старались освятить праздник делами благотворения. Они верили, что в эти дни Сам Господь вместе с апостолами ходит по земле в нищенских одеждах, благословляет тех, кто проявляет милосердие и наказывает жестокосердых. Подражая своими поступками Спасителю, благочестивые вельможи отворяли темницы, прощая заключенных. Двери домов простых христиан были отворены для всех страждущих, бедных и голодных.

Пасхальный кулич

Кулич с древности является традиционной едой. И хотя в разных местностях его называют по-другому (например, на Украине - паской), смысл остается тем же: это - хлеб радости и отражение нашего ликования. Это - продолжение древней агипи - вечери любви, когда после праздника христиане собирались за столом и вкушали пищу веселия. А освящать кулич нужно для того, чтобы Божие благословение пребывало и на пище, и на нас.

Православные христиане всю праздничную неделю за трапезой вкушали куличи - обрядовый хлеб, освященный на Пасхальной утрени. Существовала традиция угощать им всех приходящих в дом, поэтому и пекли их много. Освящать кулич в храм нес хозяин, а когда все возвращались домой, то касался им голов детей, чтоб те скорее подрастали. Если по какой-то причине кто-то из семьи оказывался далеко от дома, то хозяйка отрезала большой ломоть кулича, вместе с тремя яйцами заворачивала его в полотенце и ставила в Красном углу.

Почему красят яйца на Пасху: Первое пасхальное яйцо Мария Магдалина вручила императору Тиверию, сообщив жестокому вельможе, что воскрес Христос. Весть эта испугала Тиверия, он возразил, что это невозможно. Но в этот момент в его руках покраснело подаренное яйцо. Так появилась первая крашенка. Для православных христиан она является символом воскресения Спасителя.

На Руси существовала традиция окрашивать яйца луковой шелухой. Назывались они крашенками. Но если на общем фоне изображались полоски, точки и извилинки, то это были крапинками. Расписанные орнаментальным узором яйца получили название писанок.

Кондитеры готовили к празднику сахарные и шоколадные яйца, а ювелиры создавали настоящие шедевры из камня, костей и фарфора, украшенные позолотой. Каждый год в канун праздника к Царскому двору поставлялось огромное количество пасхальных яиц. На Пасху Государь одаривал ими своих подданных.

Пасхальная трапеза

По возвращении из храма начиналась праздничная трапеза. К столу подавались скоромные блюда. Рыбу, как правило, на Пасху не ели. Обязательно, в дань евангельской традиции, на кулич клали сахарного, а на сырную паску - масляного барашка. Для их изготовления существовали специальные формы. Хозяин дома с миской крашенок и освященным куличом обходил вокруг стола, останавливался перед иконами, разрезал несколько освященных яиц, раздавал их собравшимся и говорил: "Дай, Боже, и через год дождаться Пасхи в здоровье и счастье".
Во многих местах был обычай после разговления умываться водой, в которую клали крашенки и медную монету. Остатки пищи от пасхальной трапезы в Юрьев день разбрасывали по полю, или закапывали на меже.

Обычай христосования

В конце пасхальной утрени священник призывает собравшихся обнять друг друга, а ненавидящих и обижающих простить воскресением. Люди приветствуют и близких, и совершенно незнакомых словами "Христос воскрес!", те в ответ произносят "Воистину воскрес!" и одаривают друг друга пасхальными яйцами.

В эту светозарную и дивную ночь нужно бодрствовать, славя Христа. Все дни, до Вознесения принято вместо обычного приветствия христосоваться, как бы продолжая апостольскую традицию возвещения миру радостной вести о Воскресении Христа.

Светлая седмица

Существует благочестивый обычай в первую неделю после праздника Пасхи не пропускать ни одной церковной службы. Но современному человеку осуществить это бывает трудно. А вот сотворить добро иногда очень легко. На то и даны эти светлые дни, чтобы помочь нуждающимся и утешить страждущих. Нужно также проведать родных, знакомых и тех, кого некому поздравить. В монастырях всю Пасхальную неделю не умолкает колокольный звон. Причем, звонарями по очереди становятся все желающие.

Радоница

После Светлой седмицы, хоть уже и не так торжественно, но праздник продолжается еще 32 дня - до Вознесения. Девятым днем по Пасхе, посещают могилки родственников, чтобы вместе с умершими разделить радость Воскресения Спасителя в надежде на всеобщее воскресение. На кладбище приносят яйца, куличи, сладости и раздают их стареньким, бедным или детям.

В душе каждого человека Господь воскресает каждый раз после искреннего покаяния. Пасха - главный праздник года, заставляющий еще раз задуматься о том, для чего мы пришли в этот мир.

Народные поверья и обряды

Издавна крестьяне на Руси верили, что в этот день отверсто Небо и у Господа можно испросить все. В чудесное исполнение желания все верили беспрекословно. Старались запомнить, что первым бросится в глаза, как только выйдешь на улицу после пасхального стола. Это считалось указанием на то, что принесет успех в делах. Люди подкарауливали как "солнце играет", считая, что сам Христос, таким образом, приветствует верующих в Него. Кланялись в пояс и говорили: "Слава Тебе, Господи, за личико Твое!". На второй день праздника женщины оставались дома, а мужчины отправлялись христосоваться к родным и друзьям. Дети, как на Рождество, ходили от дома к дому, славя воскресшего Христа. Их одаривали пасхальными яйцами и сладостями. С этого дня начинались гулянья парней и девушек, это, также, было лучшее время для смотрин.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято.

Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы “молили паску”, то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.

В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых “волочебники” или “христованники”, которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: “Христос воскрес, сыне Божий!”.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего - катание яиц по земле или со специальных лотков, а также “битки” - битье крашеными яйцами.



.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников. На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Охотники при возгласе священника “Христос Воскресе!” стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа “Воистину воскресе!” говорили: “А у меня рыба есть!”, чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи. По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде - увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр - узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг , поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название “Звонильной”. Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.



Публикации по теме