Учим цифры с ребенком. Ребенок и запоминание цифр: как быстро научить их ладить Учим цифры с детьми 2 3 лет

Вы приложили достаточно усилий чтобы ваше чадо научилось говорить. Теперь перед вами стоит следующая задача - обучение счету. Когда это нужно делать? Нуждается ли малыш в особых условиях? Как научить ребенка считать по цифрам? Какие методы наиболее эффективны? Постараемся помочь и сделать этот процесс интересным для вас и вашего ребенка.

Прежде чем начинать учить цифры с ребенком, стоит определиться, когда это будет уместно. Исследования, которые были проведены учеными и педагогами, показали что ребёнку возрастом от 2 до 3 лет объяснять числовые последовательности и другую новую информацию достаточно просто.

Дело в том, что детки сейчас буквально «впитывают» все новое, и именно в этот период родители должны позаботится о том, чтобы информация, которую они будут вкладывать была наиболее полезна для развития у крохи новых навыков и способностей. В этот период малыш сам тянется ко всему неизвестному, воспользуйтесь этим чтобы научить считать.

  • В возрасте от одного годика ребенок начинает осознавать, что «1» и «2» – разные понятия, хотя для того чтобы окончательно осмыслить количественные состояния он еще маловат. Его уже интересуют знаки и цифры своим видом, поэтому от 1 до 3 лет можно в игровой форме обучать ребенка устному счету.
  • Если поддерживать любопытство и заниматься развитием, детки в уже 5 лет не просто считают по цифрам, но и выполняют логические задачи. А пойдя первый класс считают по цифрам до ста и более, и выполняют задания связанные с ними. Правда, научить ребенка писать цифры можно и раньше.
  • Помните, что каждый малыш уникален, у каждого свой характер и особенности психических процессов. И если соседский мальчик в 1,5 года может запоминать цифры, а ваша кроха, которой едва исполнилось 3 года еще не знакома с ними - это не страшно.

Не сравнивая своего сына или дочку с другими, а поощряя и заинтересовывая, вы поможете ему или ей быстро выучить ряд чисел и даже складывать их, а также применять в жизни.

В каких условиях обучаем?

Здесь ограничений не существует. Для этого не нужен специально оборудованный класс. С малышом заниматься можно как с помощью специальных уроков, так и в процессе повседневных дел. Творческий подход мамы, папы и других близких помогут в этом.

Так, например :

  1. Детей учат считать предметы, окружающие их, во время прогулки и, особенно, во время похода по магазинам, составляя количество приобретенных продуктов;
  2. Находясь в очереди, можно считать рядом стоящих людей - сколько перед вами и сколько после.
  3. Акцентируйте внимание крохи, например, на количестве пуговиц на одежде другой мамы и на одежде ее сына или дочки. Пусть ваш малыш сравнивает;
  4. Можно проговаривать различные считалки, начиная с младенческого возраста, главное терпение и настойчивость. Через пару лет вы увидите результат. Таким образом, вы задействуете как слуховую, так и зрительную память.

Как научить ребенка цифрам

В этом поможет методика, которая состоит также из запланированных и регулярных уроков-пятиминуток. Один из способов как выучить состав числа - распечатать карточки, на которых написаны цифра 1 и нарисован кружочек, цифра 2, соответственно с 2 кружечками и т. д. Показывайте их быстро.

Далее закройте, к примеру, цифру 5, а картинки оставьте пусть кроха сам назовет ее. Со временем малыш запомнит выученные знаки и сможет, таким способом, без проблем выучить состав числа. Раскидывайте в хаотичном порядке и пусть подаст вам конкретную цифру. Эти занятия должны быть коротки, но регулярны.

Учимся считать до 10

Логика гласит, что изначально мы учим цифры до 10, ведь научившись понимать однозначные числа, освоить счет до 20 и до 100 уже проще. Правда, и цифровой ряд до десяти изучить сложновато. Поэтому первой должна быть цифра 5, и, соответственно все предшествующие ей.

После того как освоена первая пятёрка, переходим ко второй. Самые удачные методы выучить цифры :

  • Элементарный счёт - один, два, три, четыре, пять, мы ведем, конечно же, с помощью пальчиков. Далее, учитывая это, следует распечатать карточки-изображения с различными предметами. Соблюдаем логику - изучаем цифру 1, показывая карточку с изображением одного предмета, 2 - двух предметов, 3 - трех, 4- четырех и т. д. Так мы выучим первый класс из пяти чисел;
  • Используем современные Интернет-ресурсы . Есть множество возможностей изучать цифры для детей при помощи Всемирной сети - это развивающие мультики и передачи на разных языках мира, смайлики цифрами, напечатанные в социальных сетях и с помощью приложений. Кроме того, можно распечатать найденные в сети красивые и интересно оформленные значки в виде чисел, например, цифры для Вконтакте;
  • Специальные игрушки. Это могут бытьпалочки, счеты, кубики и т.д.;
    однозначные числа всегда есть в детских стишках и потешках - не забывайте их учить с крохой;
  • В процессе бытовых дел малышу дать возможность вымыть 5 тарелок. Соедини их и проговори количество - раз тарелка, два тарелка, три тарелка и т. д. Такое изучение относится к самым простым способам научиться считать по цифрам, а далее и решать логические задачи. Это круто вдвойне - ребенок учится помогать взрослым и считать одновременно;
  • Пусть кроха запомнит что нужно купить и скажет список из 5 предметов. Когда все будет куплено - соедини и покажи вместе предметы.

Книжка своими руками в картинках

В ней может быть все, что связано с исчислением. Можно распечатать фото и вклеить их туда.

  • Учитывая то, что обработка цифровых фотографий не занимает много времени, сделать это будет несложно. Сфотографируй знакомые ребенку предметы и соедини в его воображении фото из книжки с реальной ситуацией. Оставь место, куда можно вклеивать значки и вести им счет;
  • Параллельно учитесь и писать по цифрам. Чтобы процесс написания был интересен сыну или дочке, рисуйте смайлики цифрами;
  • С детьми можно сделать раскраску, где изображены большие символы, которые следует выучить и предметы, соответствующее числу. Например, машинку и 4 колеса, или класс и несколько парт. Процесс раскрашивания неизбежно понравится малышу, и он ненавязчиво запомнит все необходимое.

Этими нехитрыми способами даже двухлетние дети осваивают цифры счет и легко оперируют ими.

  1. Не заставляйте кроху силой . Малыш не должен чувствовать, что перед ним класс с преподавателем, а наоборот уютный и любимый дом.
  2. Все должно быть в виде игры . Какие бы сложные задачи вы не ставили перед ребенком, постарайтесь постоянно с ним играть. Учеными и мамочками всего мира доказано что так малыш быстрее осваивает любую информацию.
  3. Уделяйте достаточно времени, но не перегибайте палку . Пусть это будет 5 минут в день, но ежедневно.
  4. Запоминание новой информации . Одновременно развивайте зрительную, слуховую и двигательную память.

Не менее важное правило – это не сравнивать своего кроху с другими детками. Не следует упрекать ребенка в том, что он не может считать, а соседский мальчик может.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», - всем известно это высказывание Ломоносова. В жизни математика помогает человеку решать разного рода задачи, видеть перспективу, планировать свои действия. Психологи подтверждают, что обучение детей счёту улучшает работу всех психических процессов, формирует логическое мышление и интеллект. Дети, умеющие оперировать числами и математическими понятиями, успешно обучаются в школе по всем предметам. Поэтому, как только малыш подрастет, заботливые родители сразу же начинают учить его считать. Однако обучение детей в домашних условиях требует специальной организации. Важно знать, когда и как правильно развивать элементарные математические представления. По мнению специалистов, возраст 2 -3 года считается лучшим периодом для начала обучения. Это объясняется тем, что у малышей уже есть опыт познания окружающего мира, понимание речи взрослого, умение наглядно представлять предметы и связывать с ними математические понятия, например: сколько, один - много, больше - меньше, поровну. На вопросы родителей, с чего начинать обучение малыша, ответ один: учимся считать от 1 до 5.

Счет предметов в пределах 5

Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил, тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и быстрее. Итак, как научить ребенка считать?

Соблюдаем принципы обучения

Взрослые должны понимать, что маленьким детям не всегда удается быстро освоить новые знания. Чтобы у малышей не потерялся интерес к занятиям из-за сложности материала, обучение должно идти:

  • от простого к сложному;
  • постепенно и поэтапно;
  • длительность занятий на начальном этапе не превышает 10 минут;
  • не надо нагружать ребенка излишней информацией;
  • необходимо постоянно повторять полученные знания.

Программа домашнего обучения счету в пределах 5 состоит из следующих этапов:

  1. Составление количества предметов в пределах 5 и счет их в прямом и обратном порядке (сначала от 1 до 5, потом от 5 до 1).
  2. Количественный (вопрос: сколько предметов? ) и порядковый (вопрос: который по счёту? ) счёт в пределах 5.
  3. Соотнесение числа и цифры: соединяем слуховое восприятие числа с его обозначением (написанием).

Готовим к осмысленному восприятию математических знаний

Педагоги утверждают, что даже самый маленький ребенок может без труда считать предметы: один, два, три и т. д. Это успокаивает родителей, они думают, что их малыш умеет считать. Однако зачастую кроха просто повторяет за взрослым и механически запоминает название числительных. Оказавшись в иных условиях, он может элементарно путать их. Родители поймут, осмысленно ли их малыш считает, если будут менять условия, например, составлять количество из разные игрушек, перемешивать их с бытовыми предметами, считать нарисованные объекты, счетные палочки. Для точности восприятия и осмысленности счета нужно учить ребенка действовать правильно: считать предметы, дотрагиваясь до них рукой, слева направо. При назывании последнего числительного спрашивать, сколько всего предметов.

Не забывать! Числительное "один" нельзя подменять словом "раз"!

Считаем в прямом и обратном порядке

Обучая малыша количественному счету, важно показать ему, что можно считать в прямом и обратном порядке. Специалисты говорят, что такие навыки необходимы для дальнейших, более сложных, действий с числами, например, обучения вычитанию. Научить ребятишек обратному счету в пределах 5 помогут простые игры, например: выложить из кубиков лесенку, по которой вверх - вниз шагают игрушки под счет 1, 2, 3, 4, 5 и 5, 4, 3, 2, 1. Или поиграть в игру "Что изменилось?" (взрослый составляет количество из 5 мелких предметов, малыш пересчитывает их, делает вывод: игрушек всего 5. Затем закрывает глаза, а взрослый убирает игрушку, ребенок пересчитывает и делает вывод: всего игрушек 4 и т. д.).

Учим порядковому счету

После того как малыш усвоит количественный счет, необходимо переходить к порядковому. При таком счете каждый предмет получает свой порядковый номер: первый, второй... Считать по порядку можно только слева направо. Полезны при закреплении навыков порядкового счета пальчиковые игры, например, загибая пальцы, считать вместе с ребенком:

"Первый пальчик - самый большой, указательный - второй, третий палец - средний самый, а четвертый - безымянный, пятый пальчик - наш любимчик, а зовут его - мизинчик!".

Или "Первый пальчик - дедушка, второй пальчик - бабушка, третий пальчик - папочка, четвертый пальчик - мамочка, пятый пальчик - наш малыш и зовут его (имя ребенка)".

Полезна будет игра "Какой игрушки не стало?" (каждому предмету присваивается порядковый номер: первый - мишка, второй - мячик, третий - слоник, четвертый - кубик, пятый - домик. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из игрушек и спрашивает, какого по счету предмета не стало).

Соединяем число и соответствующую цифру

Дети могут научиться быстро соотносить число и цифру. Важно правильное обучение, в котором лучший прием, когда кроху учат числительным и соответствующим им цифрам постоянно, в повседневных ситуациях. Например, дома пересчитывают и пронумеровывают книжки, расставляя их по порядку; считают ступеньки, обозначенные цифрами; голубей на площадке, деревья в парке. Полезно создавать для ребенка проблемную ситуацию, специально пропуская какое-то числительное, например: "Соберем листья для букета, первый листик, второй, ... четвертый. Правильно?" При этом обращать внимание, что число можно записать, искать цифры в окружающих предметах: в книжках, номерах дома, автобуса.

Осмысленно запомнить число и соединить его с цифрой помогут детские игры, стишки, считалочки. Например, на слова С. Маршака: "Вот один иль единица, очень тонкая, как спица. А вот это цифра два. Полюбуйся, какова: выгибает двойка шею, волочится хвост за нею..." взрослый выкладывает из подручного материала цифры или рисует их. Можно нарисовать цифрами имена котят в считалочке С. Михалкова: "Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Один, Два, Три, Четыре, Пять". Или подарить ребяткам картинки с цифрами и поиграть: "Будем бегать и играть, я решил вас посчитать: один, два, три, четыре, пять...".

Обучаем действиям с числами

Запоминание чисел пойдет гораздо быстрее, если дошкольник научится активно действовать с ними, например, складывать. С детишками 2 - 3 лет переходят к сложению чисел только тогда, когда они овладеют осмысленным счетом. Не надо волноваться, если трехлетний малыш пока не понимает сложения. Для этого умения необходимы знания по составу числа, оно может сформироваться и позже, к четырехлетнему возрасту, что тоже является нормой. Чтобы ребенок понял состав числа, используются счетные палочки как тренажер: "Положи одну палочку слева и две справа, сколько всего? Какое число получилось?".

Учим детей счету до 5 в играх

Таким учебным требованиям отвечает . Особым успехом в усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов. Для закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры, которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер счета от 1 до 5. Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом. Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.

"Пять пальцев"

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять!

"Считаем пальчики"

Математические игры на счет

Любая игра может быть математическим занятием для дошколят, главное - соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с цифрами, математическими понятиями (один - много, больше - меньше), активно действовать с числами.

"Наш помощник"

Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его принести два огурца, три помидора, один перец для салата.

"Составь фигуру"

Задание используется как тренажер для развития мелкой моторики, счета в пределах 5, закрепления цифр, названий геометрических форм. Взрослый заранее готовит несколько цветных геометрических фигур (квадрат, круг), которые разрезаются на 5 частей. Каждая часть помечается соответствующей цифрой. Дошкольник должен подобрать части и посчитать их количество для каждой фигуры. Для разнообразия можно предложить соревнование "Кто быстрее соберет фигуру!" Обязательно дать возможность выиграть малышу и поощрить его.

"Малыши - карандаши"

Дошколята знакомятся с составом числа из единиц, повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши. Взрослый достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш, желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом последующих чисел. В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает стихи по мотивам произведения А. Степанова, а ребенок рисует картинку:

Лежат в коробке малыши,
Малыши - карандаши.
Один, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.
Нарисуй красивый дом,
Будем жить с тобою в нем.
А над домом рисуй солнце,
Чтоб светило нам в оконце.
И на небе - облака,
К нам бегут издалека.
А внизу ручей, трава,
И на дереве - листва.

"Нарисуй число"

Задание знакомит дошколят с составом числа, помогает соотносить число и цифру, упражняет в количественном счете. Взрослый предлагает ребенку "нарисовать" число из каких-либо предметов: карандашей, мелких игрушек, счетных палочек, затем пересчитать количество предметов.

"Паровозик"

В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно, используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики "паровозиком", малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить, всем ли пассажирам хватит места. Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть таким: "Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый ". Можно разнообразить действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.

"Математические пазлы"

Игра развивает память, внимание, пространственное мышление, тренирует в запоминании чисел. Подготовить материал для такой настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой. Ребенок должен собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться называть "соседей" числа (у 2 "соседи" 1 и 3).

Дети быстро и легко обучатся счету, если взрослые будут постоянно упражнять их!

Когда вы начинаете изучать с ребенком число 2, постарайтесь как можно более неожиданно привлечь его внимание к этому материалу. Этой целью рекомендуем вам использовать загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, стихи . Отлично подойдут презентация, фото цифры с картинками. Все указанные пособия и материалы можно скачать на сайте. Они наверняка станут отличными помощниками для учителей, которые идут на урок математики в 1 класс.

Римские цифры

Фото

Красивые фотографии цифры 2

Математика и развитие речи

Изучая число 2, можно параллельно развивать речь детей. С этой целью в перерывах между заданиями предлагайте им скороговорки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Скороговорки помогут не только закрепить материал, но и выработать четкую речь. В русском языке есть скороговорки, в которых активно участвуют числа. Их тоже можно скачать на сайте.

Пословицы и поговорки представляют собой назидательные жанры фольклора. Применяйте их в интересных рассказах, где задействовано число 2, по ходу урока. Также пословицы и поговорки будут прекрасным дополнением открытого урока.

Для развития речи и закрепления выученного материала используйте стихи. Можно взять для примера или других современных авторов. На нашем сайте вы найдете подборку стихов, действующим лицом которых выступает число 2.

Развивать смекалку и сообразительность помогут загадки. Строятся загадки на основе описания предмета так, чтобы другой человек мог по описанию догадаться, о чем идет речь. На нашем сайте вы обнаружите подборку загадок, в которых зашифрована цифра 2.

Не лишним для развития творческого мышления будет вопрос: на что похожа цифра 2. Не подсказывайте сами: пусть ребята подумают, на что она похожа. Возможно, цифра будет похожа на крючок, на лебедя, изогнувшего шею. Такое упражнение прекрасно развивает фантазию. В качестве домашнего задания тоже можно предложить вопрос: на что похожа цифра.

Пособия для визуализации

Визуальными пособиями в процессе изучения числа 2 могут стать презентация, фото, раскраска, прописи, картинка.

  • — презентация для первоклассников.

Видео презентация может быть использована учителем, который идет на урок в 1 класс, для привлечения внимания малышей к материалу. Презентация содержит не только фото и картинки, но и пояснения к ним. Также презентация может познакомить ребят с тем, что существует не только арабская, но и римская цифра 2.

Раскраски

Раскраска – это картинка, которую ребенок должен разрисовать разными цветами. Раскраска тренирует усидчивость, аккуратность, внимательность. Когда малыш рисует, он старается не вылезать за линии, проявляет сдержанность в своих действиях. Раскраска является чудесной подготовкой к письму, тренируя мелкую моторику. Также раскраска может послужить домашним заданием для дошкольников или ребят, посещающих 1 класс.


Активное развитие ребенка должно происходить с ранних лет жизни, поэтому в 3 года стоит начать учить цифры, используя для этой цели различные игры, пособия, дидактические материалы. В зависимости от способностей конкретного малыша можно осваивать счет до 10 или даже до 100, главное – чтобы крохе все было понятно и он получал удовольствие от занятий.

Лучший возраст

Есть известная фраза «после трех уже поздно». Действительно, учеными доказано, что малыши в 2,5-3 годика отличаются уникальной способностью к запоминанию, которая с возрастом ослабевает. Поэтому трехлетки вполне способны совершить первое путешествие в мир математики и разучить цифры, это поможет их развитию и станет отличным методом подготовки к школе. Кроме того, работа с дидактическими материалами, например палочками Кюизенера, способствует улучшению мелкой моторики, что, в свою очередь, благотворно влияет на речь.

Вот почему первые уроки по арифметике можно проводить уже в 3 года. Однако если малыш еще не готов к этому, стоит дать ему время, отложить начало уроков до 4-5 лет.

Правила организации занятия

Чтобы знакомство с цифрами не обернулось для малыша «катаргой», следует использовать следующие принципы работы.

  • Обучение в процессе игры. Постоянными гостями на занятиях должны стать игрушки, куклы, выдуманные сказочные персонажи.
  • Похвала – лучшая мотивация, а ругать малыша не стоит. Родителям важно помнить, что ребенок не понимает, почему взрослые им недовольны, ведь он действительно старался. Такое отношение может навсегда убить в нем стремление к обучению. Поэтому про строгость следует забыть.
  • Занятия должны вестись непрерывно, поэтому можно поместить на стену в комнате малыша крупные яркие карточки с цифрами, числовые ряды. Главное – на картинках должна присутствовать не только сама цифра, но и обозначаемое ею количество. Например, двойка и два апельсина.
  • Совмещать разные виды деятельность. Так, лепка из теста или пластилина фигурок-цифр не только помогает их усвоению, но и способствует развитию мелкой моторики.
  • Не следует перегружать малыша новыми знаниями, для одного дня знакомства с одной новой цифрой вполне достаточно. Когда он научился четко себе представлять, что 1 – это один предмет, а 7 – семь, можно приступать к обучению счету.

Соблюдение этих несложных правил поможет родителям не только передать крохе полезные знания, но и получить удовольствие от самого занятия и от общения.

Этапы обучающего процесса

Научить ребенка цифрам непросто, к этому делу следует подойти внимательно и серьезно – так выстроить работу, чтобы соблюдать логику «от простого к сложному».

Можно выделить несколько этапов работы.

  1. Знакомство. Родитель заранее готовит материал: карточку, на которой изображена, например, единица или двойка, подбирает необходимое количество одинаковых предметов. После этого поясняет, что «сегодня мы знакомимся с цифрой «Один», она обозначает один предмет. Вот, посмотри, мишка один». Сколько мишек ты видишь?».
  2. Запоминание. Предложение ребенку различных заданий, которые помогут ему запомнить, как выглядит единица и что она означает. Допустимо немного помогать ему. Задания должны быть двух типов: сначала те, которые помогают соотнести цифру с конкретным количеством, а затем – направленные на запоминание внешнего вида цифры.
  3. Закрепление. Следующая «порция» заданий, которые малыш уже должен выполнить полностью самостоятельно.
  4. Новый материал.

Следует подчеркивать связь с прошлым, показать одного медведя и спросить, сколько мишек видит ребенок, после чего выставить второго, сказать, что мишек теперь два. Не стоит перегружать ребенка, знакомство с каждой последующей цифрой стоит проводить только тогда, когда предыдущая хорошо усвоена. Если у родителей нет возможности покупать одинаковые игрушки, на помощь придут карточки, конфеты, фрукты, овощи. Решая, с чего начинать, упражнения необходимо подобрать таким образом, чтобы каждое из них было доступно крохе.

Занятия с дидактическими материалами

Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.

Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.

  • Найти три желтые палочки.
  • Сколько палочек я показываю?
  • Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
  • Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.
  • Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
  • Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
  • Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: Учить с ребёнком в игре цифры здорово. И можно это делать не только дома. А например, поднимаясь по лестнице и считая ступеньки. Главное, если ребёнок их не запоминает, не переживайте, пусть пройдёт немного времени и у него все уложится. Например, то, что ребёнок неделями запоминает в 3 года, в 5 он сможет запомнить за считанные минуты, если у него проснётся «познавательный интерес».

Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.

Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.

  • Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
  • Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
  • Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.

Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.

Разнообразие упражнений

Есть большое число упражнений, выполнение которых поможет малышу 3 лет познакомиться с цифрами, запомнить, как они выглядят и какое количество означают. Некоторые из них могут использоваться в возрасте 4 лет. Начинать надо с того, что ребенок хорошо знает.

  • Выборка. Мама ставит перед ребенком блюдо, на котором лежат фрукты или конфеты, и просит его набрать, например, три штуки (например, «дай маме три конфеты»). Второй вариант задания – мама сама откладывает некое количество конфет и просит ребенка посчитать их, а потом сказать, сколько сладостей в кучке.
  • Найти цифру. Взрослый просит дошкольника показать ему все единицы, которые представлены на заранее подготовленном плакате. Это поможет крохе запомнить, как цифра выглядит.
  • Найди пару. Родитель готовит две серии картинок: на одних изображены крупные цифры, на других – знакомые детям иллюстрации к сказкам. Например, два Ивана, три медведя, семь Симеонов и прочее. Задача малыша – соотнести картинку и цифру.
  • Посчитай свои пальчики (после знакомства с пятеркой).
  • Сюжетно-тематическая игра «Домики». Родитель заранее рисует на листе бумаги определенное количество домиков и просит ребенка принести столько игрушек, чтобы всех их можно было «заселить» и ни одного пустого домика не осталось.
  • Игра «По грибы». Родитель заранее размещает в комнате «грибы» (картинки, кубики), ребенок берет с собой корзинку и идет из собирать, найдя первый, он произносит «один», второй – «два», и так далее.

Игр огромное множество, поэтому каждый день следует предлагать ребенку что-нибудь новенькое. Заниматься можно и за компьютером, прося малыша посчитать число предметов на экране.

Использование различных форм работы

Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать.

  • Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
  • Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
  • Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.

Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.

Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений. Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития.



Публикации по теме