В каком году открылся первый детский сад. Когда появились детские сады

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ

1. Детский сад А.С. Симонович

2. Первый Kindergarten

4. Новые сады

1. Детский сад А.С. Симонович

Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "садовницей" - так она себя именовала официально. Симонович была большой фантазеркой, в программе ее "сада" были придуманные ей подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.

Но и этого ей показалось мало. "Садовница" хотела, чтобы идеи немецкого педагога Фребеля стали российской практикой, и начала издавать специальный журнал "Детский сад", посвящённый вопросам дошкольного образования. А.С. Симонович, открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К.Д. Ушинским.

Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад. Рассматривая детский сад как "связывающее звено между семьей и школой", она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. По мнению А.С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада. Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А.С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания.

Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д.

В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе.

Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков. В младшей группе детского сада с детьми трех, четырехлетнего возраста Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими.

Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2-3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях, почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. Занятия в старшей группе, с пяти, шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней.

Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов - растений, камешков и т. п.

На последующих занятиях Я.М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. В шотландском Нью-Ланарке при фабрике своего богатого тестя социалист-утопист Роберт Оуэн создал в 1802 году так называемую «школу для малышей» (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр).

С начала 1816 года Оуэн создал в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.

Напомню по этому поводу язвительное высказывание П.Ф. Лесгафта, который говаривал, что «с пеленок учить ребенка в школе - это значит умственно губить его».

Так или иначе, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой.

Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводили культурно-просветительные мероприятия. Позднее поиски форм и методов дошкольного воспитания продолжались, некоторые из них остались вообще вне поля зрения равнодушных потомков.

В 1832 году на свои средства Е. Гугель, П. Гурьев и А. Ободовский открыли небольшую экспериментальную «Школу для малолетних» при Сельском воспитательном доме в Гатчине под Петербургом. Сюда принимали малышей нежного возраста от двух до шести лет, дети, под присмотром учителя, «играючи, научаются весьма многому», без какого-либо строгого преподавания. «Невинные забавы, приучение к порядку и доброму поведению» - такова главная цель.

Все предметы преподавания служат только «средствами к приличному занятию детей». Гугель считал, что таковые заведения «особенно назначаются для детей неимущих родителей». Эта «Школа для малолетних», по сути, первое дошкольное воспитательное заведение в России.

2. Первый Kindergarten

В 1837 году в Бад-Бланкенбурге Фридрих В.Фрёбель - ученик и достойный продолжатель идей прославленного педагога Иоганна Г. Песталоцци - открыл первый Kindergarten. Двадцать лет исследований, педагогических экспериментов и напряженной практики предшествовали этому открытию, Фрёбель сумел совместить теоретические построения с практическим делом воспитания. Сам педагог мастерски умел вести кружки детского творчества, его ученики и ученицы рассказывают, что он неподражаемо играл, заражал детей весельем и серьезностью. Отказавшись от термина Kinderbewahranstalten, (дневной приют для малолетних), Фрёбель создал концептуальный термин «детский сад», а воспитательниц он вовсе не иронично называл «садовницами». Метафора «детский сад» прозрачна и не нуждается в банальных толкованиях, однако следует подчеркнуть природосообразный характер этого типа воспитания малышей: по замыслу основателя детский сад призван «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Выдающийся педагог создал «Дары Фрёбеля» - развивающий дидактический комплекс, с помощью которого «садовницы» играли с малышами: шерстяные шарики всех цветов радуги, шары, кубики, цилиндры из дерева. В то время власти предпочитали Kleinkinderschulen (школы для маленьких детей), где малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании». Первое время детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля - писала А. Симонович. Сад растит малышей, но отнюдь не «обучает», не «обрабатывает», как в иных якобы новаторских учреждениях, этих едва ли не «фабриках по шлифовке воспитанников» с навязчивым стремлением устроителей к технологическим аналогиям. В этом выращивании цветов жизни в саду содержится главная интрига: погрязшему в техницизме миру детский сад противопоставляет натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх.

Историко-педагогический анализ концепции приводит к первому неполному определению: детские сады занимаются воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано. С трудами Фрёбеля сумела ознакомиться лишь небольшая часть педагогической общественности, на русский их первоначально не переводили, что существенно тормозило распространение его идей в России.

Концепция А. Симанович дает краткое изложение самых существенных принципов педагогической системы дошкольного воспитания по Ф. Фрёбелю. Для маленького ребенка жизнь заключается в игре.

Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми, игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее, в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн - словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений». Ежедневно в течение восьми и более лет «дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность».

Детям врожденно чувство общественности. Человечество издревле проживало не в одиночку, а коллективно, чувство общественности у него прочно унаследовано: «На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фрёбеля и его детские сады, где дитя играет в обществе». Фрёбель впервые ввел все эти игры и работы в детский сад: «...он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь».

Фрёбель исследовал пристрастие малышей к рассказам, а также их любовь к животным. Оставив сказочные сюжеты семейному воспитанию, он создал для детского сада рассказы о животных. Заметив любовь детей к пению и цветам, Фрёбель использовал цветочные клумбы, за которыми ухаживали сами дети. Уверенный в непорочности детей, гуманист Фрёбель считал несовместимыми воспитание и наказания в детском саду. Исходя из наблюдения, что чем нежнее возраст, тем менее ребенок способен постигнуть отвлеченное, Фрёбель делает акцент на наглядном методе, основанном на конкретных впечатлениях ребенка. Концепция детских садов проста и лаконична: «...игра и работа детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы», которая «направляет игры детей, не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности, работает с ними в саду и никогда не наказывает». Тысячелетиями матери или бабушки и няни в селах и городах занимались воспитанием детей, отчего бы им не продолжить свою главную веками сложившуюся деятельность?

Именно в период промышленной революции в XIX веке в странах Европы происходило энергичное индустриальное развитие, что стимулировало создание дошкольных воспитательных учреждений, куда матери могли бы отдать своих детей на период рабочего дня. Настоятельная потребность активного участия женщин в процессе производства привела к созданию детских садов - совершенно иного, расположенного отнюдь не в домашних условиях, педагогического пространства, где «растить детей» призваны профессионалы воспитательного процесса. Важно, что детский сад формируется по образцу большой семьи, где «дети - братья и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать». Детский сад отнюдь не замена, но дополнение семейного воспитания при условии, если нет других малышей, если у матери нет времени или педагогического опыта, если нет особого помещения для игр, если житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. «Фребелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали вразрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства», - писала А. Симанович.

3. Первые сады в России в эпоху великих реформ

В эпоху великих реформ середины ХIХ века в нашей стране Kindergarten начали переводить на родную почву, в 1859 г. детский сад Седмиградского был открыт в Гельсингфорсе, в Финляндии (тогда в составе Российской империи).

В 1863 году под покровительством активно занимавшегося проблемами дошкольного воспитания Петербургского педагогического собрания на Васильевском острове открыли первый в России детский садик. Жена профессора К. Люгебиля Софья Андреевна открыла в Петербурге в 1863 году детский сад. Без какой бы то ни было программы малыши здесь резвились и занимались под присмотром воспитательниц.

Последовательница Фрёбеля С. Люгебиль активно рекомендовала занятия детей на природе и практиковала выезды со старшей группы за город. Сам процесс «выращивания» происходил отнюдь не изолированно, в детском саду вовсе не возбранялось родителям наблюдать за детскими играми. Однако в просвещенном обществе первоначально с недоверием относились этому начинанию, отчего детский сад Люгебиль излишне строго критиковали. Н. Пирогов в «Вопросах жизни» заявлял, что нисколько не жалеет, что рос в те времена, когда еще неизвестны были Фрёбелевы сады, ибо для пятилетних излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными. Сад закрыли в 1869 году по причине недостатка средств.

«Детская садовница» Симонович. Идея детского сада вдохновляла многих молодых энтузиастов в России. Одна из ярких фигур отечественного общественно-педагогического движения - Аделаида Симонович (в девичестве Бергман) - окончила школу, а потом занималась самообразованием, чтобы выдержать экзамен на звание домашней учительницы. Для продолжения образования Аделаида уехала вместе с мужем Я.Симоновичем в Швейцарию, где женщины могли посещать университеты. В Женеве она обучилась педагогике у племянницы Ф. Фрёбеля, узнавая в теории и на практике о появившихся там детских садах. Познакомившись с кумиром русской просвещенной молодежи А. Герценем, супруги по его рекомендации вернулись на Родину, где проводились реформы, где их образованность и талант оказались востребованы.

Двадцатидвухлетняя А. Симонович вместе со своим мужем врачом-педиатром открыла в 1866 году в Петербурге платный детский сад для малышей состоятельных родителей.

Сад был основательно оснащен для воспитательного процесса, здесь были просторные залы, рекреации, двор с садиком для игр и занятий. Воспитание в саду имело явно выраженный природосообразный подход с элементами идей К. Ушинского о национальном характере образования и весьма распространенного в то время в нашей стране россиеведения.

По мнению А. Симонович, детская садовница должна быть образованна, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, не придирчива, должна знать природу детей. Занимаясь не только практикой, но и теорией воспитания, А. Симонович исследовала весьма сложную проблему соотношения педагогического воздействия на ребенка и его личностной свободы. Воспитание происходило в процессе активных игр, в которых детям демонстрировали трудовую и бытовую жизнь русского крестьянства. Детей учили русскому народному творчеству: сказкам, песням и водить хороводы. Супруги Симоновичи издавали первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Не имевшие никаких лишних денег, муж и жена сами распространяли тираж своего журнала, сами отправляли бандероли по почте.

Рассказывая в журнальных статьях своим читателям о Фрёбеле и организации европейского дошкольного воспитания, А. Симонович активно развивает концепцию детского сада, прививая эту идею на русской почве. Аделаида Семеновна твердо уверена, что пока просвещенная часть общества не заинтересуется этим начинанием, детские сады не смогут стать доступными для детей из народа повсеместно во всей России. В 1869 году из-за нехватки средств садик пришлось закрыть, а журнал стала издавать Е. Бороздина, переименовав его в «Воспитание и обучение». Новое осмысление детского сада было как заведения, где в процессе игр «садовницы» воспитывают телесно, умственно и нравственно малышей вне зависимости от пола, религии и сословий. Основываясь на принципе непрерывного развития личности ребенка в процессе воспитания, А. Симонович толковала общие цели и особенные задачи дошкольного воспитания, повышая их до уровня младшего школьного возраста.

Неутомимое семейство Симоновичей переселилось на Кавказ, где в 1871 году (по разным данным, в период 1870-1876 годов) открыли детский сад для воспитания шумных малышей из нескольких семей жителей многонационального Тифлиса. Шесть лет А. Симонович работала в этом детском саду, а затем в 1878 году семья возвратилась в Петербург. Аделаида Семеновна стала посещать лекции на историко-филологическом факультете во вновь открытых Высших женских Бестужевских курсах. Бескорыстный интеллигент, замечательный детский доктор Я. Симонович более десяти лет служил в Елизаветинской детской больнице в Петербурге.

По воспоминаниям В. Серовой, он «тяготел к патриархальному, почти библейскому складу жизни». В 1883 году он заразился в больнице сыпным тифом и вскоре скончался, оставив вдову с шестью детьми. Аделаида Семеновна удочерила дочь умершего пациента мужа Ольгу Трубникову, а также воспитывала своего племянника, будущего известного художника Валентина Серова. Когда открыла крохотную частную школу, ее племянник преподавал здесь рисование. Симонович обобщила свой богатый педагогический опыт в книге «Детский сад», которую иллюстрировали ее дети и внуки-художники.

4. Новые сады

Изучая дошкольное воспитание в странах Западной Европы, Е. Водовозова с позиции демократических идей шестидесятых годов мечтала о создании широкой сети детских садов в России, при этом критиковала «мистические» элементы Фрёбеля, будто мяч должен символизировать для ребенка единство мира, а кубик - телесное выражение чистого покоя.

В 1867 г. фрейлейн К. Герке открыла в квартире на третьем этаже, обставленной на «типично немецкий лад», своеобразный детский сад, куда принимали не только малолетних детей, но десятилетних. Здесь малышей учили искусству бальной церемонии, в том числе делать книксен на паркете. А. Бенуа вспоминал, как его, семилетнего, мать потащила в «пансион» (так он его именует. - Е.К.) к этой добродушной фрейлейн. Мальчику явно понравились интересные игры, несколько недель он ходил сюда с охотой. Однако, играя на гладко натертом полу, Саша поскользнулся и разбил нос, воспитательница отвела его домой, как «настоящего раненого». На следующий день он запротестовал и в «пансион фрейлейн Герке» больше не ходил, «несмотря на заплаченный триместр».

С «разрешения попечителя Московского учебного округа» Елизавета и Викентий Смидовичи в 1872 году открыли в Туле в собственном доме детский сад. Их сын Викентий - будущий писатель В. Вересаев, семь его братьев и сестер воспитывались в этом домашнем детском саду. Детский сад разместили в просторных комнатах, чтобы двадцати малышам можно было свободно играть и резвиться. В саду проводили праздники, ставили театральные постановки. К тому же детский сад Смидовичей с пансионом был бесплатным. В связи с недостатком средств Смидовичам пришлось закрыть свой садик в 1875 году.

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. По почину Н. Задлер (Раухфус) и Е. Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц в Готе, а также И. Паульсона и К. Раухфуса, в 1871 году открыли в Петербурге Фрёбелевское общество, при котором учредили курсы для подготовки детских садовниц. В 1866 году в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения (еще не было Фрёбелевского общества). педагог дошкольный образование

Здесь две воспитательницы занимались воспитанием 50 детей. В детском народном саду ввели минимальную плату (10 копеек в месяц), а дети из беднейших семей были освобождены от платы: Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются.

По данным Д. Северюхина, бесплатные детские сады для детей бедных горожан при Литейной и Выборгской Рукодельных школах были открыты Женским патриотическим обществом в начале 1890-х. Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, Общество попечения о бедных детях «Лепта», некоторые городские попечительства о бедных участвовали в устроении благотворительных детских садов. При Петербурском сиротском доме открыли детский сад на 50 мест.

Е. Калачева открыла в 1898 году бесплатный народный детский сад на острове Голодай, она возглавляла Петербурге Общество устройства народных детских садов, которое открыло дошкольное детское учреждение с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 году здесь содержали 49 мальчиков и 37 девочек).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Внешкольное воспитание в России в начале ХХ века. Первые детские сады в России. Направление воспитательной работы и подбор персонала. Платный детский сад А.С. Симонович для детей интеллигенции. Важность дошкольного периода в развитии личности ребенка.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2010

    Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2012

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Зарубежные семейные детские сады и отечественный опыт в организации групп семейного воспитания, их роль на современном этапе развития дошкольного образования. Особенности организации и методики проведения занятий с детьми по одному разделу программы.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Основная функция детского сада. Описание ситуации в системе дошкольного образования. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду. Влияние детского коллектива на развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2008

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Проблема оказания социально-педагогической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением. Программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и итоги ее реализации.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2013

    История становления общественного дошкольного воспитания в России. Влияние нормативных документов 20-30-х годов ХХ века на место воспитателя в образовательном процессе дошкольных учреждений данного периода. Роль педагога в организации детской жизни.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Обоснование необходимости преемственности семейного и общественного в воспитании детей дошкольного возраста. Особенности общественного и семейного воспитания в России. Основные педагогические закономерности и особенности воспитания и обучения детей.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Особенности дошкольного и школьного образования во Франции: детские сады, начальное образование, высшая школа. Обзор этапов и требований для обучения в коллеже и лицее во Франции. Отличительные черты высшего образования "короткого" и "длинного" цикла.

Шаброва Наталья
Воспитатель в дореволюционной России

Воспитатель - это человек , который осуществляет воспитание подрастающего человека. Если рассматривать данное понятие в узком профессиональном смысле, то воспитатель - это некое должностное лицо, осуществляющее, возложенные на него регламентом воспитательные функции .

В дореволюционной России высоко ценились педагогические труды Локка и Руссо. В своих работах эти ученые мужи неизменно отмечали, что воспитатель подрастающего поколения должен пользоваться в обществе особым статусом и уважением. Богатые семьи России нанимали воспитателей своим детям , как правило из числа жителей Западной Европы. В чести были гувернеры и гувернантки из Франции, Германии, Швеции и Дании. Реже встречались гувернеры из числа жителей Туманного Альбиона.

Известно, что у будущего великого поэта России Алесандра Сергеевича Пушкино было три гувернера. В девятилетнем возрасте ему пригласили в качестве домашнего воспитателя эмигранта-француза графа Монфора. Граф Монфор отличался изысканными манерами и прекрасным аристократическим воспитанием . Вероятно, воспоминания далекого детства легли в основу этих пушкинских строк :

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем , слава богу,

У нас немудрено блеснуть»

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» .

Вторым наставником молодого поэта стал иезуит Русло, который, впрочем, не долго задержался в имении родителей Александра. Сурового иезуита не устраивал дух вольнодумства, царивший в семье Пушкиных. Вскоре он отбыл по приглашению Санкт-Петербургского пансиона, куда его взяли в качестве учителя латыни. Третьи наставником стал месье Шедель. Однако этот француз оказался плутом и мошенником и ему вскоре отказали от дома.

Как видно на примере А. С. Пушкина в дореволюционной России не так-то просто было найти хорошего воспитателя для ребенка даже весьма обеспеченным семействам. А что уж говорить о простолюдинах? В лучшем случае детей воспитывали безграмотная бабка или старшие братья и сестры. Отцы и матери, вынужденные тяжелым трудом добывать хлеб насущный, не имели времени для полноценного и всестороннего воспитания детей .

Ведущие русские педагоги 19 века К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Конради в своих работах постоянно указывали на необходимость создания института детских воспитателей . В этом они видели залог полноценного развития детей. Ведущие педагоги писали, что воспитатели обязаны быть людьми всесторонне образованными, должны обладать передовыми взглядами и повсеместно применять новаторские методы воспитания и обучения детей . Особо отмечалось именно дошкольное воспитание , как фундамент будущего развития человека. Видный российский мыслитель Виссарион Белинский писал, что первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.

Педагог К. Д. Ушинский особую роль отводил в воспитании детей «детской садовнице» , как он именовал воспитательниц . В своих работах он описывал её не иначе, как «обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их".

Будущие воспитатели детских садов посещали всевозможные курсы, где слушали лекции ведущих педагогов того времени. На обучающих курсах делался акцент на то, что воспитатель должен не только осуществлять кормление детей, уход и присмотр за ними, но и в совершенстве владеть методами, а также приемами обучения и развития ребенка. Именно воспитатели детских садов (которые появились в России во второй половине 19 века) зачастую стали носителями самых передовых педагогических идей того времени.

Первыми воспитательницами детских садов стали женщины. Социальный портрет их таков : молодая женщина от 18 до 25 лет, православного вероисповедания, из разночинцев, как правило выпускница гимназии либо курсистка. Иногда в качестве воспитателей выступали немки , окончившие в Германии курсы, которые открывали при Учительских женских семинариях.

Фундамент, который был заложен в дореволюционной России , оказался прочной основой и отправной точкой для развития института воспитателей дошкольных образовательных учреждений современной России .

Публикации по теме:

«Я - воспитатель» Видео У меня до сих пор нет водительских прав и своей машины. Я ни разу не была за границей. отпуск я провожу не на островах, а в деревне у родственников.

«С любовью к России». Мероприятие ко Дню России в летнем школьном лагере для учащихся 1–6 классов С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ. (мероприятие к 12.06 в летнем школьном лагере (центре дневного пребывания) для детей 1-6классов) Цель: познакомить с.

Цель:Прививать любовь к Родине, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать свою причастность к её жизни. День.

Информационная карта участника регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2017» [Леонова Татьяна Александровна 1. Общие сведения Субъект Российской Федерации РФ Населенный пункт г. Орел Дата рождения (день, месяц,.

Я - воспитатель. Я работаю в воспитателем в МБДОУ "Аликовский детский сад №1 "Родничок" в с. Аликово Чувашской республики. На свете есть.

Материалы для участия в III Всероссийском конкурсе «Воспитатель России» Материалы для участия в III Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» Номинация «Лучший воспитатель образовательной организации» 1. Общая.

В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных люден.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге в 1866 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович. С 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.

Организация и направление воспитательной работы в первых детских садах в России были различными. В отдельных детских садах применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всего немками, жившими в России, или русскими педагогами, окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелевских детских садов. В других детских садах воспитательницы искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного воспитания Фребеля и фребелев-ских детских садов, опираясь на высказывания К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого и других русских педагогов.

В детском саду С. А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г., стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься “по своему вкусу”, но при постоянном надзоре детской “садовницы”. Люгебиль наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами в их развитии, вела записи этих наблюдений. Весной и осенью все игры и занятия детей протекали в саду, воспитательницы проводили экскурсии со старшими детьми в природу; зимой дети тоже гуляли, катались с ледяной горки и т. п. Воспитательницы приглашали родителей присутствовать и наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы, как надо воспитывать детей.

Любовь к детям, близость к ним, активность С. А. Люгебиль в детских играх, занятиях и ручных работах, умение рассказывать сказки и рассказы, живо проводить беседы, стремление руководительницы каждую игру и занятие подготовить заблаговременно снискали ей расположение и детей, и родителей. В одной "из статей в журнале “Современник было написано: “Дети так привыкают к детскому саду, что потом домой нередко приходится уводить их силою и со слезами; это, думаем мы, служит самой лучшей рекомендацией детского сада”.

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились также и в детском саду А. С. Симонович, существовавшем в Петербурге с 1866 по 1869 г. В периодической печати того времени он отмечался как “лучший и разумнейший”.


Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в г. Туле Е. П. Смидович. Платный детский сад и элементарная школа Е. П. Смидович имели общее хорошее помещение, необходимое оборудование, учебные пособия, гимнастические снаряды, просторный двор для детских игр и содово-огородных работ. Воспитательницы этого детского сада вели работу по заранее намеченному плану, отступая от него в случае необходимости; они предоставляли также детям все возможности проявить инициативу и самодеятельность. Ежедневно отводилось время для свободных игр и занятий детей. Использовались некоторые ручные занятия по Фребелю (складывание из бумаги, вырезание, рисование, лепка, постройки из материалов и т. д.), но они не были строго регламентированы. Употреблялось много строительного материала из дерева: бруски, доски, кубики разных размеров, чтобы дети, осуществляя свои замыслы, могли выполнять разнообразные постройки, проводить коллективные строительные игры и занятия. Ручные работы в этом детском саду обычно сопровождались рассказами и беседами о материале, о форме вещей и т. д.; старшие дети решали простые арифметические задачи, задавали друг другу загадки. Иногда во время этих занятий пели песни. Старших детей систематически обучали рассказыванию; темами были русская природа, жизнь русского народа.

В качестве уступки родителям, которые скорее хотели видеть детей грамотными, в детском саду для шестилеток было введено обучение грамоте, письму и счету в систематическом порядке.

Весной и летом в детском саду занятия сильно изменялись: многие из так называемых “сидячих занятий проводились на открытом воздухе, в саду. Весной и летом дети вели наблюдения за разными насекомыми, следили, на каких деревьях они любят жить, собирали гусениц и наблюдали за их превращением. кормили их. Осенью собирали семена и сохраняли их до будущей весны. С первых дней учения дети легко входили в общую жизнь класса. У них не было тех проявлений индивидуализма, каким очень. часто отличались дети, пришедшие в школу из семьи.

Заслуживает. внимания и практика платного детского сада и элементарной школы. В. Соловьевой в Москве. В этом детском саду стремились обучение на занятиях поставить так, чтобы возбуждать у детей внимание и интерес к делу, самостоятельность мысли и действия. На занятиях ручным трудом воспитательницы индивидуально подходили к каждому: “всякому назначается работа, соответственная силам и умению”. Чтобы обеспечить естественный переход детей от игр и занятий детского сада к систематическим занятиям в школе, была сделана попытка включения некоторых игр и занятий, детского сада в I класс школы (рисование, лепка, пение, детские игры). Во всех классах элементарной школы занятия ежедневно оканчивались, как и в детском саду, подвижными играми.

Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (например, детский сад в Иркутске, открытый в 1869 г.).

В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей “низших слоев населения. Это было благотворительное учреждение при “Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.), старшие дети один час в день занимались чтением и письмом и один час - беседами с педагогом. Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств.

Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в 80-х годах XIX в.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.

Название «детский сад» появилось не сразу. В 1837 году в Германии педагог Фридрих Фребель открыл заведение, которое назвал Kinderbewahranstalten — дневной приют для малолетних. Однако он практически сразу придумал более короткую альтернативу, Kindergarten - «детский сад».

Метафора названия заключалась в следующем: детский сад должен был стать не просто «фабрикой по шлифовке воспитанников», как писала последовательница Фребеля Аделаида Симонович, а скорее «садом для выращивания цветов жизни».

Дети, по мнению Фребеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью.

По замыслу основателя, детский сад был призван противопоставить «погрязшему в техницизме миру натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх».

Так как в то время особой популярностью пользовались «школы для маленьких детей», в которых малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании», Фребелю пришлось создать целый дидактический комплекс в противовес.

Согласно «Дарам Фребеля» так называемые «садовницы» — воспитательницы — играли с детьми при помощи шерстяных шариков всех цветов радуги, шаров, кубиков, цилиндров из дерева. Там же было дано первое историко-педагогическое определение детского сада как места, которое занимается воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано.

Спустя некоторое время опыт Фребеля дошел и до России: у нас первый детский сад был открыт в 1863 году в Петербурге женой профессора Карла Люгебиля. В то время это было платное учреждение, которое могли позволить для своих детей только очень обеспеченные родители. Туда принимали детей от трех до восьми лет, которых педагоги готовили к школе и чьи способности развивали.

Однако в просвещенном петербургском обществе к новому веянию отнеслись с недоверием: достаточно распространенным в то время было мнение, что детский сад ограничивает детей. Так, российский ученый в своей книге «Вопросы жизни» писал, что сам не хотел бы провести свое детство в таком заведении, так как «излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными».

Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение — голосу.

Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников — врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.

Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада вдохновила еще одну деятельную женщину — в 1866 году 22-летняя Аделаида Симонович вместе с мужем открыла еще один платный детский сад, время пребывания в котором ограничивалось четырьмя часами в день. Платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. Уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашел свое воплощение в книге «Детский сад».

С 1866 по 1870 год частными лицами было открыто еще несколько платных детских садов в Москве, Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси.

Мальчик из чулана под лестницей

Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году — он был организован при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Детей старшего дошкольного возраста там обучали священному писанию, молитвам, а также развивали мелкую моторику — дошкольники занимались плетением, рисованием и аппликацией.

Тогда же открылся детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоев. Он был организован Обществом попечения о бедных и больных детях и назывался народным. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно. Для всех остальных была введена минимальная плата — 10 копеек в месяц. Под присмотром двух воспитательниц в народном детском садике занимались 50 детей.

«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются», — писала Симонович об этом учреждении.

Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше — в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.

Постепенно в разных городах России стали появляться специализированные фребелевские общества, продолжавшие внедрять в массы идеи знаменитого основателя первого детского сада. Эти организации, в первую очередь, занимались подготовкой «садовниц», а также выпуском детской литературы и проведением летнего досуга детей из малоимущих семей. Впоследствии в Киеве в 1908 году был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц, при котором также были основаны педагогические и психологические лаборатории и детсады, предназначенные для практики обучающихся.

Кроме того, существовали и домашние детские сады — к 1908 году в Петербурге было 16 таких учреждений. Отличительной чертой таких детских садов было активное участие родителей в жизни детей — они выступали в качестве работников, а не сторонних наблюдателей. Таким образом условия детского сада напоминали ребенку семейную обстановку. К тому же в таком случае сокращались расходы на аренду помещения — занятия проводились по очереди на дому у каждого ребенка. Также домашние детские сады имели доступ к библиотекам, музеям и учебным пособиям - им даже предоставлялась скидка.

Об одном из таких детских садов, существовавшем в 1908-1909 годах, рассказала Ольга Кайданова на страницах педагогического журнала «Свободное воспитание».

Например, детям нужно было «сделать росу» — произвести опыт с блюдечком над самоваром».

Также детям часто задавали разглядывать и изучать птиц, которых они видят на улице или же отслеживать часы восхода и заката.

Спасение от «домашнего рабства»

К октябрю 1917 года в России было уже около 280 детсадов, включая народные, частные домашние детские сады, а также сады при учебных заведениях, которые сразу готовили к поступлению в школу. Среди них было много платных дошкольных учреждений для интеллигенции и бесплатных детских садов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

Наиболее бурное развитие система детских садов в России получила только в советский период, так как раньше их неотступно преследовали проблемы с финансированием. Стартом для формирования государственной системы дошкольного образования стала «Декларации по дошкольному воспитанию», принятая 20 декабря 1917 года. Согласно ее положениям, основными принципами дошкольного образования были бесплатность и доступность.

Главными задачами, которые ставились перед педагогами, стало формирование эмоций и поведения детей в соответствии с принципами коммунистической морали, а также привитие трудовых навыков. Помимо этого, немаловажным считалось укрепление здоровья детей и усвоение ими элементарных знаний. Со временем детский сад все больше приближался к школе, жестко регламентируя деятельность детей и педагогов.

Постепенно на первый план выходит еще одна важная задача таких заведений — необходимость разгрузки женщин от «домашнего рабства». Детский сад позволял женщинам раньше выйти на работу, при этом совмещая материнство и активную общественную деятельность.

Именно поэтому в 1937 году широкое распространение получили ведомственные детские сады, рассчитанные на детей работников определенного предприятия. Это позволяло женщинам спокойно трудиться на благо родины и не переживать за свое чадо, которое находилось в непосредственной близости и под присмотром.

В те же годы появляется еще один новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад.

По желанию родителей туда могли принять детей уже начиная с двух месяцев. Отличительной чертой того времени для детских садов стала скидка в 50% на содержание детей для одиноких матерей, которую определил указ Президиума Верховного Совета СССР. Такое нововведение было связано с большими потерями мужского населения, ушедшего на войну.

Сад в бомбоубежище

Великая Отечественная война оказала большое влияние на развитие системы детских садов — в военные годы их количество резко возросло: если в 1941 году их было около 14,3 тысяч, то в 1945 — уже более 25 тысяч. Происходило это в основном из-за того, что стране срочно требовались рабочие руки. Еще одной веской причиной было большое число эвакуированных детей из разных областей, с которым уже существующие сады просто не справлялись.

Огромную роль в те годы сыграла самоотверженность «садовниц». Воспитатели и нянечки прилагали максимум усилий, чтобы садик стал для детей вторым домом, а группа — семьей.

Так, зимой 1941 многие неэвакуированные детские сады Москвы пришлось перевести в бомбоубежища. По воспоминаниям воспитательниц, в темных закрытых помещениях детям было очень страшно, детский плач не стихал. Ситуацию спасла пожилая нянечка сада №12, Прасковья Федорова, которая на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила днем и ночью, чтобы они не погасли. Еще одной ее идеей было показывать детям теневой театр.

В шотландском Нью-Ланарке при фабрике своего богатого тестя социалист-утопист Роберт Оуэн создал в 1802 году так называемую «школу для малышей» (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр). С начала 1816 года Оуэн создал в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения. Напомню по этому поводу язвительное высказывание П.Ф.Лесгафта, который говаривал, что «с пеленок учить ребенка в школе - это значит умственно губить его». Так или иначе, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводили культурно-просветительные мероприятия. Позднее поиски форм и методов дошкольного воспитания продолжались, некоторые из них остались вообще вне поля зрения равнодушных потомков.
В 1832 году на свои средства Е.Гугель, П.Гурьев и А.Ободовский открыли небольшую экспериментальную «Школу для малолетних» при Сельском воспитательном доме в Гатчине под Петербургом. Сюда принимали малышей нежного возраста от двух до шести лет, дети, под присмотром учителя, «играючи, научаются весьма многому», без какого-либо строгого преподавания. «Невинные забавы, приучение к порядку и доброму поведению» - такова главная цель. Все предметы преподавания служат только «средствами к приличному занятию детей». Гугель считал, что таковые заведения «особенно назначаются для детей неимущих родителей». Эта «Школа для малолетних», по сути, первое дошкольное воспитательное заведение в России.

Первый Kindergarten
В 1837 году в Бад-Бланкенбурге Фридрих В.Фрёбель - ученик и достойный продолжатель идей прославленного педагога Иоганна Г.Песталоцци - открыл первый Kindergarten. Двадцать лет исследований, педагогических экспериментов и напряженной практики предшествовали этому открытию, Фрёбель сумел совместить теоретические построения с практическим делом воспитания. Сам педагог мастерски умел вести кружки детского творчества, его ученики и ученицы рассказывают, что он неподражаемо играл, заражал детей весельем и серьезностью. Отказавшись от термина Kinderbewahranstalten, (дневной приют для малолетних), Фрёбель создал концептуальный термин «детский сад», а воспитательниц он вовсе не иронично называл «садовницами». Метафора «детский сад» прозрачна и не нуждается в банальных толкованиях, однако следует подчеркнуть природосообразный характер этого типа воспитания малышей: по замыслу основателя детский сад призван «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми».
Выдающийся педагог создал «Дары Фрёбеля» - развивающий дидактический комплекс, с помощью которого «садовницы» играли с малышами: шерстяные шарики всех цветов радуги, шары, кубики, цилиндры из дерева. В то время власти предпочитали Kleinkinderschulen (школы для маленьких детей), где малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании». Первое время детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля - писала А.Симонович. Сад растит малышей, но отнюдь не «обучает», не «обрабатывает», как в иных якобы новаторских учреждениях, этих едва ли не «фабриках по шлифовке воспитанников» с навязчивым стремлением устроителей к технологическим аналогиям. В этом выращивании цветов жизни в саду содержится главная интрига: погрязшему в техницизме миру детский сад противопоставляет натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх.
Историко-педагогический анализ концепции приводит к первому неполному определению: детские сады занимаются воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано. С трудами Фрёбеля сумела ознакомиться лишь небольшая часть педагогической общественности, на русский их первоначально не переводили, что существенно тормозило распространение его идей в России.

Концепция
А.Симанович дает краткое изложение самых существенных принципов педагогической системы дошкольного воспитания по Ф. Фрёбелю.
Для маленького ребенка жизнь заключается в игре. Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми; игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее; в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн - словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений». Ежедневно в течение восьми и более лет «дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность».
Детям врожденно чувство общественности. Человечество издревле проживало не в одиночку, а коллективно, чувство общественности у него прочно унаследовано: «На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фрёбеля и его детские сады, где дитя играет в обществе». Фрёбель впервые ввел все эти игры и работы в детский сад: «...он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь».
Фрёбель исследовал пристрастие малышей к рассказам, а также их любовь к животным. Оставив сказочные сюжеты семейному воспитанию, он создал для детского сада рассказы о животных.
Заметив любовь детей к пению и цветам, Фрёбель использовал цветочные клумбы, за которыми ухаживали сами дети.
Уверенный в непорочности детей, гуманист Фрёбель считал несовместимыми воспитание и наказания в детском саду.
Исходя из наблюдения, что чем нежнее возраст, тем менее ребенок способен постигнуть отвлеченное, Фрёбель делает акцент на наглядном методе, основанном на конкретных впечатлениях ребенка. Концепция детских садов проста и лаконична: «...игра и работа детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы», которая «направляет игры детей, не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности, работает с ними в саду и никогда не наказывает».
Тысячелетиями матери или бабушки и няни в селах и городах занимались воспитанием детей, отчего бы им не продолжить свою главную веками сложившуюся деятельность? Именно в период промышленной революции в XIX веке в странах Европы происходило энергичное индустриальное развитие, что стимулировало создание дошкольных воспитательных учреждений, куда матери могли бы отдать своих детей на период рабочего дня. Настоятельная потребность активного участия женщин в процессе производства привела к созданию детских садов - совершенно иного, расположенного отнюдь не в домашних условиях, педагогического пространства, где «растить детей» призваны профессионалы воспитательного процесса. Важно, что детский сад формируется по образцу большой семьи, где «дети - братья и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать». Детский сад отнюдь не замена, но дополнение семейного воспитания при условии, если нет других малышей; если у матери нет времени или педагогического опыта; если нет особого помещения для игр; если житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. «Фребелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали вразрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства», - писала А.Симанович.

Первые сады в России
В эпоху великих реформ середины ХIХ века в нашей стране Kindergarten начали переводить на родную почву, в 1859 г. детский сад Седмиградского был открыт в Гельсингфорсе, в Финляндии (тогда в составе Российской империи). В 1863 году под покровительством активно занимавшегося проблемами дошкольного воспитания Петербургского педагогического собрания на Васильевском острове открыли первый в России детский садик. Жена профессора К.Люгебиля Софья Андреевна открыла в Петербурге в 1863 году детский сад. Без какой бы то ни было программы малыши здесь резвились и занимались под присмотром воспитательниц. Последовательница Фрёбеля С.Люгебиль активно рекомендовала занятия детей на природе и практиковала выезды со старшей группы за город. Сам процесс «выращивания» происходил отнюдь не изолированно, в детском саду вовсе не возбранялось родителям наблюдать за детскими играми. Однако в просвещенном обществе первоначально с недоверием относились этому начинанию, отчего детский сад Люгебиль излишне строго критиковали. Н.Пирогов в «Вопросах жизни» заявлял, что нисколько не жалеет, что рос в те времена, когда еще неизвестны были Фрёбелевы сады, ибо для пятилетних излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными. Сад закрыли в 1869 году по причине недостатка средств.

«Детская садовница» Симонович
Идея детского сада вдохновляла многих молодых энтузиастов в России. Одна из ярких фигур отечественного общественно-педагогического движения - Аделаида Симонович (в девичестве Бергман) - окончила школу, а потом занималась самообразованием, чтобы выдержать экзамен на звание домашней учительницы. Для продолжения образования Аделаида уехала вместе с мужем Я.Симоновичем в Швейцарию, где женщины могли посещать университеты. В Женеве она обучилась педагогике у племянницы Ф.Фрёбеля, узнавая в теории и на практике о появившихся там детских садах. Познакомившись с кумиром русской просвещенной молодежи А.Герценем, супруги по его рекомендации вернулись на Родину, где проводились реформы, где их образованность и талант оказались востребованы.
Двадцатидвухлетняя А.Симонович вместе со своим мужем врачом-педиатром открыла в 1866 году в Петербурге платный детский сад для малышей состоятельных родителей. Сад был основательно оснащен для воспитательного процесса, здесь были просторные залы, рекреации, двор с садиком для игр и занятий. Воспитание в саду имело явно выраженный природосообразный подход с элементами идей К.Ушинского о национальном характере образования и весьма распространенного в то время в нашей стране россиеведения. По мнению А.Симонович, детская садовница должна быть образованна, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, не придирчива, должна знать природу детей. Занимаясь не только практикой, но и теорией воспитания, А.Симонович исследовала весьма сложную проблему соотношения педагогического воздействия на ребенка и его личностной свободы.

Воспитание происходило в процессе активных игр, в которых детям демонстрировали трудовую и бытовую жизнь русского крестьянства. Детей учили русскому народному творчеству: сказкам, песням и водить хороводы. Супруги Симоновичи издавали первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Не имевшие никаких лишних денег, муж и жена сами распространяли тираж своего журнала, сами отправляли бандероли по почте. Рассказывая в журнальных статьях своим читателям о Фрёбеле и организации европейского дошкольного воспитания, А.Симонович активно развивает концепцию детского сада, прививая эту идею на русской почве. Аделаида Семеновна твердо уверена, что пока просвещенная часть общества не заинтересуется этим начинанием, детские сады не смогут стать доступными для детей из народа повсеместно во всей России. В 1869 году из-за нехватки средств садик пришлось закрыть, а журнал стала издавать Е.Бороздина, переименовав его в «Воспитание и обучение». Новое осмысление детского сада было как заведения, где в процессе игр «садовницы» воспитывают телесно, умственно и нравственно малышей вне зависимости от пола, религии и сословий. Основываясь на принципе непрерывного развития личности ребенка в процессе воспитания, А.Симонович толковала общие цели и особенные задачи дошкольного воспитания, повышая их до уровня младшего школьного возраста.
Неутомимое семейство Симоновичей переселилось на Кавказ, где в 1871 году (по разным данным, в период 1870-1876 годов) открыли детский сад для воспитания шумных малышей из нескольких семей жителей многонационального Тифлиса. Шесть лет А.Симонович работала в этом детском саду, а затем в 1878 году семья возвратилась в Петербург. Аделаида Семеновна стала посещать лекции на историко-филологическом факультете во вновь открытых Высших женских Бестужевских курсах. Бескорыстный интеллигент, замечательный детский доктор Я.Симонович более десяти лет служил в Елизаветинской детской больнице в Петербурге. По воспоминаниям В.Серовой, он «тяготел к патриархальному, почти библейскому складу жизни». В 1883 году он заразился в больнице сыпным тифом и вскоре скончался, оставив вдову с шестью детьми. Аделаида Семеновна удочерила дочь умершего пациента мужа Ольгу Трубникову, а также воспитывала своего племянника, будущего известного художника Валентина Серова. Когда открыла крохотную частную школу, ее племянник преподавал здесь рисование. Симонович обобщила свой богатый педагогический опыт в книге «Детский сад», которую иллюстрировали ее дети и внуки-художники.
Новые сады
Изучая дошкольное воспитание в странах Западной Европы, Е.Водовозова с позиции демократических идей шестидесятых годов мечтала о создании широкой сети детских садов в России, при этом критиковала «мистические» элементы Фрёбеля, будто мяч должен символизировать для ребенка единство мира, а кубик - телесное выражение чистого покоя.
В 1867 г. фрейлейн К.Герке открыла в квартире на третьем этаже, обставленной на «типично немецкий лад», своеобразный детский сад, куда принимали не только малолетних детей, но десятилетних. Здесь малышей учили искусству бальной церемонии, в том числе делать книксен на паркете. А.Бенуа вспоминал, как его, семилетнего, мать потащила в «пансион» (так он его именует. - Е.К.) к этой добродушной фрейлейн. Мальчику явно понравились интересные игры, несколько недель он ходил сюда с охотой. Однако, играя на гладко натертом полу, Саша поскользнулся и разбил нос, воспитательница отвела его домой, как «настоящего раненого». На следующий день он запротестовал и в «пансион фрейлейн Герке» больше не ходил, «несмотря на заплаченный триместр».
С «разрешения попечителя Московского учебного округа» Елизавета и Викентий Смидовичи в 1872 году открыли в Туле в собственном доме детский сад. Их сын Викентий - будущий писатель В.Вересаев, семь его братьев и сестер воспитывались в этом домашнем детском саду. Детский сад разместили в просторных комнатах, чтобы двадцати малышам можно было свободно играть и резвиться. В саду проводили праздники, ставили театральные постановки. К тому же детский сад Смидовичей с пансионом был бесплатным. В связи с недостатком средств Смидовичам пришлось закрыть свой садик в 1875 году.
Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. По почину Н.Задлер (Раухфус) и Е.Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц в Готе, а также И.Паульсона и К.Раухфуса, в 1871 году открыли в Петербурге Фрёбелевское общество, при котором учредили курсы для подготовки детских садовниц. В 1866 году в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения (еще не было Фрёбелевского общества). Здесь две воспитательницы занимались воспитанием 50 детей. В детском народном саду ввели минимальную плату (10 копеек в месяц), а дети из беднейших семей были освобождены от платы: «Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой. В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются». По данным Д.Северюхина, бесплатные детские сады для детей бедных горожан при Литейной и Выборгской Рукодельных школах были открыты Женским патриотическим обществом в начале 1890-х. Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, Общество попечения о бедных детях «Лепта», некоторые городские попечительства о бедных участвовали в устроении благотворительных детских садов. При Петербурском сиротском доме открыли детский сад на 50 мест. Е.Калачева открыла в 1898 году бесплатный народный детский сад на острове Голодай, она возглавляла Петербурге Общество устройства народных детских садов, которое открыло детский сад с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 году здесь содержали 49 мальчиков и 37 девочек).
Во второй половине XIX века в разных городах России стали создавать фрёбелевские общества, занимавшиеся целым спектром социокультурных начинаний: подготовкой воспитательниц, садовниц, организацией детского досуга в летнее время, выпуском детской литературы, выездами за город для детей из малоимущих семей. Например, в Петербурге два народных детских сада зимой посещали до 120 детей, а летний народный детский сад ежедневно в течение лета посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения. В Киеве в 1908 году был основан Фрёбелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц. Здесь преподавали новый цикл учебных дисциплин: биологию и физиологию человека, общую гигиену, психологию, педагогику, историю педагогических учений, детскую литературу, иностранные языки, игры, ручной труд, при институте были созданы педагогические и психологические лаборатории и детсады, в которых проводились практические занятия.
Однако создание детских садов породило многочисленных противников, как в Европе, так и в России. Отнюдь не все открытия Фрёбеля прижились, хотя он тщательно разрабатывал последовательность применения методов от простого к сложному, научения детей плетению, вырезанию и другим навыкам. Педагогическая реальность внесла свои коррективы, которые не изменили сущности принципов детского сада. Серьезной критики подвергли начинание врачи, полагавшие, что детские сады служат рассадниками болезней, с чем можно было бороться, не позволяя приводить заболевших детей. Имелись и другие возражения: мелкие работы вредят детскому зрению, а громкое пение - голосу, в детском саду-де слишком много заботятся об умственном развитии детей, и они вследствие этого делаются нервными. В ответ в детских садах отказывались от слишком утомительного для зрения вышивания, сидячую деятельность заменили подвижными играми.
По данным А.Симонович, в конце ХIХ века в Москве работали 13 дошкольных учреждений по 20 детей в каждом, однако это не были «учебные заведения для маленьких детей», где обучали чтению, письму, счету, иностранным языкам. Принципы концепции нарушены, ибо вовсе не требовалось создавать начальные школы, кроме того, в детском саду все строилось на принципе семейности, то есть не предполагали никакого отделения девочек от мальчиков друг от друга, как в казенных учебных заведениях. В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. К октябрю 1917 года в России было уже 280 детсадов.
В 1900 году в Москве Ф.Pay открыла первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей, готовивший к поступлению в училища для глухонемых. Детей старшего дошкольного возраста учили умению сочетать звуки в слова и простейшие фразы, а также чтению с губ, здесь проводили фрёбелевские занятия и учили рукоделию. Детские игры специально приспосабливали к упражнению чтения с губ и речи.
Широкое распространение в Москве получили детские сады домашнего типа А.Розенберг, Е.Дмитриевой, которые посещали максимум 10 детей. Детские сады Е.Залесской, М.Оксаковской, Н.Трескиной были созданы при учебных заведениях, их численность составляла более 25 детей. Частный домашний детский сад с пансионом А.Лампрехт, по сути, занимался подготовкой для поступления в школу, принадлежавшую той же владелице. Московский детский сад Е.Залесской оказался долгожителем (с 1897 по 1912 год). Начиная занятия по методу Фрёбеля, Е.Залесская трансформировала педагогическую концепцию работы с детьми, сделав ее эклектичной.
Кроме домашних, существовали народные детские сады. С 1905 года Луиза Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом «Сетлемент» (позднее общество «Детский труд и отдых»), возглавляемым С.Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада. С 1919 года этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Теория свободного воспитания была положена в основу педагогической концепции этого сада, детям предоставляли право выбора занятий и игр. Шлегер - автор работ «Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду», обогативших отечественное дошкольное воспитание. Она так формулировала принципы концепции свободного воспитания применительно к дошкольным образовательным учреждениям:
«1) дети имеют право на собственную жизнь;
2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст;
3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;
4) свободная работа служит нам показателем роста;
5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;
6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;
7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».
Единой программы воспитательной работы в народном садике не стали разрабатывать, хотя Л.Шлегер вскоре разделила занятия на «предложенные» и обязательные по плану воспитательницы. В 1913 году при Обществе содействия дошкольному воспитанию в Петербурге Елизавета Тихеева организовала детский сад, она выступала за необходимость использования системы дидактических материалов для развития речи, разработала рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей.

Е.КНЯЗЕВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием
ИППО МГПУ



Публикации по теме