В каком возрасте происходит полуростовой скачок. Филиппинский тест: как узнать, готов ли ребенок к школе

Андрей у меня февральский, и на 1 сентября ему будет 6,5 лет. То есть можно отдать в школу на следующий учебный год, а можно подождать еще годик… Никак не могу принять окончательного решения, как же лучше поступить.

В очередной раз бороздила интернет в поисках ответа на свои вопросы и сомнения. И нашла интересный способ определения готовности к школе, который раньше мне почему-то не попадался - филиппинский тест .

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости» .

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много.

Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Ребёнок пойдёт в первый класс. «Как он будет учиться?» – этот вопрос задаёт каждый родитель. «Всё зависит от готовности ребёнка к обучению», – говорят учителя. Что это такое – готовность ребёнка к школе? На эту тему можно найти десятки статей в интернете, написанные как специалистами, так и дилетантами. Родители, которые решат самостоятельно изучить вопрос, могут элементарно запутаться. На протяжении многих лет я профессионально занималась этим предметом, поэтому хочу предложить вашему вниманию три статьи, которые помогут разобраться в данном вопросе. Первая статья расскажет о физиологической готовности, вторая – о личностной готовности, третья – об интеллектуальной. Все три компонента очень важны для успешного обучения ребенка в школе.

Сначала поговорим о физиологическом развитии . В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в росте ребенка, изменяются пропорции его тела, удлиняются руки и ноги. К моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточного роста, чтобы поместиться за партой. Проверить пропорции тела дошкольника на «подготовленность» легко. Выполните следующий тест: попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослых это не вызывает затруднений, у школьника – тоже, а пятилетний ребёнок не сможет сделать такую простую вещь, руки у него пока ещё слишком коротки. Этот тест называют филиппинским. Результат теста характеризует биологический возраст ребёнка и показывает степень физиологической зрелости организма, созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Помните, что филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев школьной зрелости.

Следующим показателем физиологического развития являются физическая выносливость, навыки самообслуживания, параметры крупной и мелкой моторики – здесь родители прекрасно знают достижения своих детей. Информацию о выносливости ребёнка можно получить, наблюдая за ним в туристических поездках, в музеях, на экскурсиях и других культурно-развлекательных местах.

Также существует мнение, что признаком физиологической зрелости является смена передних зубов у ребёнка. Так ли это? Мнения специалистов расходятся. Одна группа физиологов и психологов утверждает, что смена передних зубов является важной частью гормональной перестройки в организме ребёнка — это значит, что мозг дошкольника перестроился и готов к обучению в школе. Другая группа специалистов считает, что этот показатель не так важен. Они пишут о том, что современные дети отличаются неравномерным темпом развития различных систем детского организма, кроме того, из-за особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в росте и физическом развитии.

Эксперт нашего журнала Тамара Геннадиевна Богданова относится ко второй группе специалистов. Она считает, что проблемы с учёбой редко начинаются из-за отставания сроков роста передних зубов, гораздо чаще – из-за неусидчивости, неумения сосредоточиться, недостаточного развития мелкой моторики и слабой физической выносливости.

Рано или поздно физиологическая зрелость придёт к ребенку – к кому-то в шесть лет, а к кому-то в восемь. Но ни родители, ни учителя не должны сидеть сложа руки. Существуют проверенные временем методики, которые помогают детям достичь этой зрелости, они успешно применяются в словенских детских дошкольных учреждениях. Так, в дошкольных группах Люблянской школы дополнительного образования «Весёлые ребята» педагоги по специальным методикам и авторским программам развивают у детей крупную и мелкую моторику, совершенствуют навыки самообслуживания, развивают выносливость и двигательные способности.

На сегодня всё. Интересно услышать мнение родителей: что думаете вы о физиологической зрелости ребёнка, каков ваш опыт?

В следующей статье мы поговорим о личностной готовности к школе.

Интересные факты по теме

На Филиппинах. Родители определяют биологическую зрелость ребёнка следующим образом: ребёнок любой рукой точно через макушку головы пытается дотянуться до противоположной от руки мочки уха. Если дотянулся, значит, созрел для школы.

В средневековом Китае и Японии . Зрелость ребёнка определяли моментом окончания смены молочных зубов. Считалось, что только тогда ребёнок «вошёл в разум».

В России до революции 1917 года. В классическую гимназию дети зачислялись с 9 лет – считалось, что это возраст созревания нервной системы ребёнка.

В России сегодня. Обучение детей в школах, в соответствии с законом, начинается с шести с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. То есть, закон ориентирован на паспортный возраст ребенка, но не на его школьную зрелость.


Андрей у меня февральский, и на 1 сентября ему будет 6,5 лет. То есть можно отдать в школу на следующий учебный год, а можно подождать еще годик… Никак не могу принять окончательного решения, как же лучше поступить.

В очередной раз бороздила интернет в поисках ответа на свои вопросы и сомнения. И нашла интересный способ определения готовности к школе, который раньше мне почему-то не попадался — филиппинский тест .

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости» .

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много.

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Вот такой интересный тест… Жду Андрюху из садика, чтобы проверить

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости» .

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много.

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Вот такой интересный тест…

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма

Полуростовой скачок роста

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать - руки еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других - только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года - это очень много.

Полуростовой скачок - один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится - клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие - они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена ).опубликовано



Публикации по теме