Vii. сказочный грим

Всем хорошего дня, добро пожаловать на drawingforall! Сегодня мы расскажем вам о том, как рисовать Кощея Бессмертного, одного из основных героев русских былин и сказок.

Прототипы Кощея существуют в сказаниях почти каждого восточноевропейского народа, и каждый из этих прототипов обязательно является очень худым, злобным стариком, владеющим магией. Часто Кощей предстаёт в виде царя-тирана какого-либо реально существующего народа, либо правителя подземного царства, причём он обязательно должен быть богатым и гротескно — скупым.

Ну а иногда это просто одинокий злобный чародей, живущий в глубоком лесу или в заброшенной пещере и «чахнущий над своим златом» вместе со своим верным . Мы нарисуем знакомого нам по картинам Кощея — сутулого старика, опирающегося на посох и облачённого в мантию, а голову персонажа будет украшать корона. Итак, начинаем урок, посвящённый тому, как нарисовать Кощея !

Шаг 1

Обычно мы начинаем урок с рисованием стикмена, но комплекция нашего сегодняшнего героя такова, что почти стикменом мы и закончим. Обратите внимание на позу Кощея — очень характерной особенностью является его сутулость, которую отлично передаёт голова, втянутая в плечи, а также согнутая линия туловища — это нужно обязательно отобразить в стикмене. В итоге у нас должен получится вот такой стикмен фигуры сгорбленного, .

Шаг 2

Теперь дорисуем Кощею кисти — одна должна свисать, а вторая обхватывать посох. Кругами обозначим суставы, немного прорисуем контуры рук и туловища. Этот этап очень короткий, поэтому есть время для интересного факта — 16 ноября отмечается международный день борьбы с анорексией, утверждённый в 2005 году.

Шаг 3

Теперь набросим силуэт пояса и нижних конечностей. Кругами обозначим коленные суставы, длинными прямоугольниками — бедра и голени. Обозначаем ступни треугольниками и двигаемся далее.

Шаг 4

Облачим нашего Кощея в мантию. Пряжка этого одеяния должна располагаться под головой персонажа и немного сбоку. Не забудьте обозначить складки, которые идут от пряжки, ведь такие мелкие детали делают рисунок более реальным и естественным.

Складки ткани в совсем небольшом количестве находятся и на основной части плаща — чтобы их обозначить, потребуется нарисовать пару длинных вертикальных линий.

Также необходимо нарисовать загнутый край плаща — это добавит реалистичности. С плащом закончили, теперь нанесём разметку на овал лица (вообще это нужно делать в первых шагах, мы это сделать забыли, каемся). Набрасываем вертикальную линию лицевой симметрии и горизонтальную линию глаз, параллельно которой обозначаем короткие штрихи рта и носа. Используйте для этих действий лёгкие, едва заметные линии, практически не нажимая на .

Шаг 5

Приступаем к детальной прорисовке нашего пожилого анорексика, начиная, как всегда, с головы. Рекомендуем начать с глаз — рисуем их по намеченной в прошлом шаге линии.

Глаза должны быть обычной, миндалевидной формы, а вот брови над ними должны передавать нахмуренный, пристальный взгляд. Затем прорисуем заострённое ухо — оно будет располагаться достаточно высоко относительно глаз и носа для того, чтобы подчеркнуть наклон головы. Опускаемся чуть ниже и также по заранее намеченной линии рисуем , он должен быть длинным и крючковатым. Теперь остаётся только рот — длинная изогнутая линия, и можно переходить к короне.

Рисовать корону несложно, ведь она представляет собой обруч, от которого отходят зубцы в разные стороны. Постарайтесь, чтобы передние зубцы располагались на одинаковой расстоянии друг от друга и сохраняли одинаковую высоту. Задние должны быть короче для правильной передачи расстояния.

Шаг 6

Отлично, теперь добавим нашему Кощею возраста в виде глубоких и многочисленных морщин. Самые заметные морщины образуют круги под глазами, а одни из самых длинных проходят в области лба и виска.Также очень глубокие морщины должны обозначать носогубную складку. Этим же этапом прорисуем туловище Кощея -длинными волнистыми линиями обозначим выступающие рёбра, точкой пометим пупок. Теперь стираем все вспомогательные и направляющие линии туловища из прошлых этапов и переходим к следующему.

Шаг 7

Продолжаем рисовать Кощея , а в этом этапе займёмся его руками — обратите внимание, что они не должны быть объёмнее силуэтов из предыдущего шага, мы просто придаём им форму и намечаем еле заметные мышцы плеча и практически атрофированный бицепс.

На предплечьях рисуем по одной полоске, а вот на кисти уйдёт немного больше времени, ведь на левой нужно длинными линями обозначить сухожилия, а тремя короткими штрихами прорисовать костяшки. С правой кистью полегче — там рисуем только длинные тощие пальцы, которые должны буквально обвивать посох. Кстати говоря, не забудьте прорисовать посох и обозначить шар на его верхнем конце.

Шаг 8

Осталось немного, в этом шаге прорисуем нижнюю часть тела Кощея. Начинаем с пояса — рисуем набедренную повязку, которая, возможно, ранее была богатым одеянием, но со временем износилась и порвалась. Да уж, наш сегодняшний персонаж не очень эстетичный — если вы хотите нарисовать что-то красивое, попробуйте .

Однако вернёмся к уроку. Нарисуйте порванные края и дыры на ткани повязки, не забудьте также про складки — буквально несколько плавных линий. Теперь ноги. Стираем лишние линии из предыдущих этапов и рисуем доспехи, которые закрывают всю нижнюю часть ноги, начиная от колена.

Шаг 9

Этот этап будет совсем небольшой, здесь мы нарисуем многочисленные дыры на мантии Кощея, а также вернёмся к складкам ткани. Нанесём несколько плавных горизонтальных линий на часть мантии, которая свисает с правой руки. Обратите внимание, что линии эти в конце загибаются, окутывая плечо Кощея. Наносим пару вертикальных линий на нижнюю часть мантии и переходим к следующему шагу.

Шаг 10

Остаётся последний этап — нанесение теней. В нашем рисунке тени будут лёгкие и не очень контрастные. Основная доля теней должна приходиться на участки мантии, свисающие за руками. Вообще на всех участках плаща, кроме плеч, тени наносятся лёгкой вертикальной штриховкой. Не забудьте заштриховать места вокруг глаз, а также участки на бёдрах, куда ложиться тень от повязки.

С вами были художники сайта Drawingforall, пишите ваши пожелания относительно тем новых уроков поэтапного рисования в комментарии! Всего наилучшего!

Баба Яга является ключевым персонажем многих русских сказок .

Образ старой ведьмы постоянно используют в театрализованных постановках, на детских утренниках , а также тематических вечеринках .

Порой кажется, что сделать грим бабушки Яги очень просто, но как доходит до дела, возникают вопросы. Давайте максимально изучим все тонкости этого макияжа.

5 правил грима

Целью грима является полное перевоплощение .

Чем реалистичней будет макияж, тем более достоверной получится Баба Яга.

Какие нюансы следует учесть:

  1. Главная достопримечательность Яги – большой крючковатый нос . Его рекомендуется сделать с помощью папье-маше, либо гуммоза – безопасного для кожи пластилина. Возможно контурировать нос, используя театральный грим, аквагрим или средства для макияжа.
  2. Старческое лицо всегда плывет вниз, поэтому все мимические морщины следует визуально опустить. Лицу необходимо придать землистый нездоровый оттенок.
  3. Добавляет характерности персонажу наличие бородавок . Их можно сделать с помощью клея ПВА и муки.
  4. Седые и взлохмаченные волосы создаются с помощью парика или талька . Возможно использование белых мелков для окрашивания прядок.
  5. Макияж наносится на лицо, шею, зону декольте и открытые участки рук.

О том, как сделать макияж Красной шапочки, вы можете узнать из нашей .

Материалы для превращения

Для создания образа Бабы Яги в домашних условиях вам понадобятся :

Грим, гуммоз и клей для лица можно купить в специализированных магазинах .

Театральный грим обычно сухой. Продается в наборах 3-12 цветов и стоит недорого.

Если у вас нет театрального грима или гуммоза не отчаивайтесь ! С помощью ваших обычных косметических средств макияж Бабы Яги вполне достижим.

Подготовка к нанесению

Перед наложением краски, нанесите на лицо жирный питательный крем или вазелин. Иначе грим или косметические средства забьют поры , и смыть макияж будет очень трудно.

Помимо этого в дешевых театральных гримах используются не самые щадящие химические средства. Крем поможет защитить кожу лица от раздражения.

Соберите волосы в пучок или повяжите повязку на лоб . Это поможет уберечь волосы от загрязнения. Теперь вы готовы к работе.

Пошаговая инструкция

Макияж Бабы-Яги на Новый Год – фото:

Как сделать макияж своими руками? Пользуясь данной инструкцией, вы легко перевоплотитесь в бабку Ёжку:

  1. Сформируйте нос . Большой, крючковатый да с горбинкой. Определитесь с размером и пропорциями. Вылепите носище из гуммоза и приклейте с помощью специального клея. Для этого клей нанесите на свой нос, предварительно смазанный защитным кремом, и прижмите к нему бутафорский. Линии прилегания тоже можно слегка промазать клеем для надежности. Загримируйте стыки.
  2. Сформируйте подбородок . У старой ведьмы он острый и смотрит слегка верх. Делаем его аналогично носу.
  3. Приклейте бородавки . Их можно легко сделать, смешав клей ПВА с мукой до консистенции теста. Вылепленные бородавки просто крепятся на грим. Для надежности можно воспользоваться клеем.
  4. Нанесите тональный крем . Только после того как накладные детали подсохли! Крем наносится с помощью спонжа или кисти на все лицо, маскируя огрехи.
  5. Оттените жуткую и ужасную рожицу . Используйте серо-зеленые краски или тени для всего лица. Болотный или землистый оттенок придает мрачности.
  6. «Вдавите» глаза . Обведите глазки коричневыми тенями, чтобы они визуально провалились.
  7. Нарисуйте глубокие морщины . Черным или иным темным карандашом углубите свои мимические морщинки. Можно состроить злую рожу и прочертить образовавшиеся морщины.
  8. Помните, что старое лицо плывет вниз. Направляйте линии в сторону шеи. Лоб украсьте продольными бороздами.

  9. Создайте нос . Если вы не сформировали нос с помощью специальных средств, то сейчас самое время нарисовать нос. Темными цветом затените боковые части носика, а переносицу высветлите. Можно также предварительно прорисовать форму носа и растушевать краску кистью.
  10. Создайте скулы . Аналогично. Осветляются скулы и затеняются щеки.
  11. Сделайте брови . Существует два варианта: начернить брови карандашом, либо сделать их седыми с помощью маскировочного карандаша и светлых теней.

В итоге у вас получилась настоящая Баба Яга. Осталось сделать седые патлы .

Секрет седых волос

Седину волосам придает тальк или белая без примесей мука. Они хорошо смываются шампунем и не вредят волосам.

Втирайте порошок в корни волос с помощью рук или кисти. Обычно у Бабы Яги на голове красуется платок. Поэтому скорей всего обработки корней хватит. В противном случае насыпьте тальк в руки и распределите по всей длине волос.

Ошибки в создании образа

Если вы учтете все наши рекомендации, то не допустите ошибок в макияже Бабы Яги. Главная оплошность – нанесение грима только на лицо. Помимо лица покройте хотя бы тональным кремом уши, шею, зону декольте и открытые участки рук.

Создание образа – это творческий процесс . И тут ваш полет фантазии неограничен. Главное используйте щадящие, специально созданные для лица средства и обязательно предварительно наносите или иной крем.

Актерское мастерство - то, без чего не может обойтись ни один хороший фильм или театральная постановка. От игры актеров более чем наполовину зависит итоговая реакция зрителя на картину. Умение актера вжиться в роль немаловажно, однако тяжело представить себе, например, девочку в роли Минотавра или статного мужчину, играющего Анну Каренину, не так ли? Вышеуказанные случаи, разумеется, являют собой самую настоящую гиперболу (преувеличение), однако, к примеру, молодой человек вполне может сыграть старца, а женщина в возрасте - пятнадцатилетнюю девочку. В моменты такой необходимости на особое значение получает . Квалифицированный опытный специалист легко справится с такими задачами, как состарить лицо гримом или придать пятидесятилетней актрисе вид девчонки-подростка. Существует множество способов, позволяющих искуственно состарить человека, и о некоторых из них и пойдет речь ниже.

Старческий грим

Основные составляющие, на которые зритель обращает внимание - это лицо, волосы и руки актера. Это и неудивительно, ведь остальные части тела актера чаще всего находятся под одеждой. И если вопрос с волосами решается просто (парик или, на худой конец, можно и вовсе перекрасить волосы), то представить кожу в нужном свете поможет специальный старческий грим.
Идея основана на небольшом изменении цвета кожи и создании на ней искуственных морщин - основных признаков старения . В русском кино- и театральном производстве зачастую применяются бумажные салфетки, вымоченные в латексе. Принцип применения умопомрачительно прост: смоченная салфетка прикладывается к коже, и после высыхания вновь смачивается латексом, а затем с некоторым усилием разглаживается на коже. Химический эффект, подкрепленный физическим воздействием, оставляет на руках или лице отчетливо просматривающиеся морщины, которые, впрочем, уходят на следующие же сутки.
Цвет же, который предусматривает старика, во-первых, конкретного выражения не имеет: кожа разная бывает, а во-вторых, достигается огромным количеством способов: от гуаши до специальных колгот определенного цвета. Однако дьявол - в мелочах. Забыв покрыть легкой сединой виски или усы актера, недостаточно однородно проработав гримом лицо горе-гример рискует как уничтожить спектакль, так и лишиться работы.

Женский старческий грим

Если с мужчинами дело обстоит не столь сложно, то состарить женщину подчас становится серьезной проблемой: физиологические особенности женской кожи делают задачу несколько сложнее. К тому же, женщины с возрастом меняются сильнее, нежели мужчины, а потому и работы у гримера на порядок больше. Однако расстраиваться не стоит: работа сложная, но не невозможная.
Чтобы рассказ о том, как сделать грим старухи, получился нагляднее, в качестве примера возьмем всем нам с детства знакомый образ - Бабу Ягу.

Грим Бабы Яги своими руками

Самый сложный и одновременно узнаваемый элемент образа Бабы Яги - это ее нос. Создание длинного, крючковатого, узкого старушечьего носа представляет собой половину дела. Первым делом этот нос нужно слепить. Делается это при помощи специализированного театрального грима. В принципе, форму и некоторые детали вроде бородавок вы можете накидывать по своему усмотрению, но переусердствовать здесь, как и в любом другом деле, не стоит, потому что чрезмерный акцент на детали образа может отвлечь зрителя от главного - актерской игры. Что ж, предположим, что нос у вас получился на славу. Теперь его нужно приклеить туда, где он будет находиться на протяжении всего спектакля - на лицо актрисы.
Делается это с помощью специального клея для лица, в основе которого только натуральные и безвредные для человека вещества. Клей аккуратными мазками наносится на нос (и ни в коем случае не на лицо актрисы), после чего прикрепляется на настоящий нос будущей Бабы Яги. Нос прилеплен, следующий шаг - гримирование места приклеивания. Возможно, для опытного гримера эти слова покажутся давно известной истиной, но мы искренне надеемся, что опытным гримерам нашей страны вводные статьи, подобные этой, читать незачем.
Грим наносится плавными движениями от носа к линии приклеивания и дальше. Вы как бы «замазываете» место соединения. В итоге должно получиться максимально натурально. После создания носа следует перейти к подбородку. Подбородок Бабы Яги, как известно, острый и смотрит вверх - вот и все, что нужно знать. Степень остроты и другие факторы внешнего вида подбородка создаются на ваше усмотрение. Следует помнить, что один из важных элементов внешности нашей героини - обильное количество бородавок. Их можно налепить в огромном количестве из смеси клея ПВА и обычной пищевой муки. Получившиеся шарики достаточно легко лепятся на покрытое гримом лицо при помощи уже упомянутого в статье клея для кожи. Стоит отметить, что цвет бородавок должен абсолютно совпадать с общей цветовой гаммой лица.
Небольшой совет: для того чтобы Баба Яга смотрелась максимально устрашающе, неплохим решением будет использование серо-зеленых теней, причем не только при работе с глазами. Общий болотный цвет лица злодейки отлично поспособствует ее отнюдь не благородному образу. Разумеется, найдется работа и для заведующих реквизитом - ступа является непременным атрибутом настоящей Бабы Яги. Еще большим плюсом является присутствие на сцене избушки на курьих ножках, причем куда круче смотрится объемная изба, а не сруб, наспех нарисованный на заднике. Хотя, если образ Бабы Яги вам необходим для личных нужд, скажем, в качестве , то, пожалуй, можно обойтись клюкой и лукошком.
Но, что не вызывает сомнений, осноным фактором успеха театрального выступления является актерская игра. Все-таки люди ходят смотреть на актеров, а не на произведение. Как бы изысканно ни сделали свою работу гримеры, последний штрих всегда остается за теми, кто на сцене. К ним приковано внимание, от них ждут феерии. Возможно, именно грамотная гримерская работа добавит изюминку и без того великолепной работе со зрителем. В дополнение к статье мы подготовили для вас отличный видеоурок, наслаждайтесь:

В последнее время все чаще и чаще у людей возникает желание создавать эффектные образы для праздников, маскарадов и карнавалов. Основным элементом в создании такого образа является качественный грим, однако не в каждом городе можно найти специализированные театральные магазины, где продаются специальные краски. В таком случае можно прибегнуть к приготовлению грима своими руками в домашних условиях. Основным цветом в данном искусстве является белый, поскольку это основа для дальнейшего рисования. В рамках данной статьи рассмотрим основные принципы нанесения и изготовления белого грима без специального оборудования и труднодоступных компонентов.

Необходимые материалы для создания белого грима

Белый грим – это основа основ для моделирования простых и сложных образов. Применяя белый театральный грим можно качественно прорисовать следующие персонажи: мим, скелет, маска и пр.

Чтобы создать качественный макияж понадобятся следующие инструменты:

  • собственно белый театральный грим или пудра;
  • набор кистей для косметики;
  • ватные диски, спонжи, а так же салфетки;
  • понадобятся средства для снятия макияжа. Если используется профессиональный грим, то следует приготовить детский крем или вазелин.

Пошаговое выполнение белого грима для лица своими руками

От правильного нанесения грима во многом зависит то, как хорошо будет смотреться образ в целом. Белый цвет – основа, поэтому она должна лежать ровно и аккуратно, дабы не портить , наносимый поверх нее. Итак, какой бы грим не использовался – профессиональный, или изготовленный своими руками, — лицо нужно подготовить. Удалить излишки жира можно простым умыванием с мягким мылом для лица, или же воспользовавшись очищающим молочком. Кожу лучше смазать увлажняющим кремом или нанести основу под макияж. Сухой грим наносится немного влажной губкой, жидкий – сухим спонжем.

Первый шаг – покрыть тонким первым слоем всю желаемую поверхность. Потом можно нанести еще несколько слоев в зависимости от эффекта, которого нужно добиться. Большое значение в процессе имеет тщательная растушевка границ. При создании грима на лице ребенка, плотную основу создавать не стоит, дабы не перегружать нежную и чувствительную кожу.

В зависимости от того, какой образ нужно создать, и зависит дальнейший процесс. Для придания лицу реалистичности даже на белую основу рекомендуют наносить участки затемнения в области естественных изгибов лица – это помогает «оживить» вид, однако такое не всегда необходимо.

Снимать грим нужно с помощью средства для снятия макияжа. От самодельных вариантов без добавления жира можно избавиться и посредством обычного умывания теплой водой. После снятия обязательно нужно позаботиться о коже – нанести успокаивающую маску, увлажнить кремом.

Чем заменить белый грим или из чего его сделать?

Случаются ситуации, когда есть острая необходимость в белом гриме, а его негде взять. В таких условиях приходится изощряться и идти на хитрости. Иногда выручает белый корректор – плотная пигментация дает ровный слой покрытия, и можно создать довольно светлое лицо. Однако хорошая косметика стоит немало и может понадобиться создание чистого, неестественного для человеческого лица белого цвета, что будет довольно сложно с обычными не театральными средствами. Как ни странно, но изготовить основу в домашних условиях реально и не так уж и сложно. Существует несколько распространенных рецептов, воспользоваться можно любым понравившимся.

Как сделать из муки своими руками

Для приготовления состава из муки понадобятся такие ингредиенты:

  • 2 столовые ложки муки;
  • ложка кукурузного крахмала;
  • немного чистой воды;
  • 2-3 капли глицерина.

В первую очередь смешиваются сухие ингредиенты, потом в них понемногу добавляется вода, должна получиться густая паста, она не должна растекаться. В конце в состав добавляют глицерин и тщательно перемешивают. Полученную кремообразную массу можно использовать для нанесения на лицо.

Делаем основу под грим из мела

С меловым составом нужно обращаться осторожно, так как он может сильно посушить лицо. Не стоит наносить его людям, которые и так обладают сухой кожей с выраженными участками шелушения. Для создания белого покрытия будет достаточно взять крем для лица и смешать его до получения пасты с измельченным белым мелом. Наносить такой состав удобней всего кисточкой для макияжа.

Как вариант можно воспользоваться смесью мела и топленого свиного жира, но этот способ довольно трудоемкий и полученная смесь тяжела для кожи.

Видео: как сделать черно-белый грим на хэллоуин

В рамках данного видео рассматривается специфика нанесения грима на лицо для создания образа скелета. Ролик наполнен поясняющими комментариями, которые позволяют четко осознавать каждый шаг наложения праздничного макияжа. Автор делится своим опытом и раскрывает секреты, позволяющие сделать образ более реалистичным.

Видео: выполнение белого грима пудрой

Видео является инструкцией для создания простого и эффектного образа на хелоуин. Мастер-класс посвящен прорисовке маски на лице при помощи белой пудры. Благодаря понятной подаче, качественному разъяснению и описанию каждого этапа наложения грима, процесс создания аналогичного образа в домашних условиях становится легко реализуемым.

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Театральный грим

История грима уходит корнями в далекие времена, когда наши предки во время обрядов, должны были преображаться.

В древности актеры так разрисовывали лицо, что внешне становились похожи на маски.

В Древней Греции актеры вместо грима использовали маски , но они не могли передать полноту чувств, поэтому со временем от масок отказались и начали гримироваться.
В средние века скоморохи, жонглеры, шпильманы разрисовывали лицо сажей , соком растений .

В каждую театральную эпоху (классицизм, романтизм, реализм) - использовали свою технику грима и таким образом совершенствовали его.

Чтобы умело загримироваться, актер должен изучить свое лицо, знать расположение мышц, складки, выпуклости.

Для сильного изменения лица используют объемные наклейки и налепки.

Из цветного пластыря гуммоза делают налепки на нос.

Наклейки из ваты, марли, трикотажа и крепа применяют для утолщения шеи, щек и подбородка. Также материалом для налепок служит и губчатая резина.

Краски для грима состоят из жирной массы, в состав которой входит белый вазелин, воск, и другие вещества, окрашенные в разные цвета минеральными красителями.

А в Китае в театральном гриме используют 12 цветов.

Каждый цвет является символом:

* желтый - принадлежность к императорскому роду, опытность, одаренность;
* красный - верность, честность;
* синий - деспотичность, надменность, варварское происхождение;
* серый , красно-бурый - старость, слабость;
* фиолетовый - прямодушие, хладнокровие, внимательность;
* золотой и серебряный - сверхъестественная сила, духи, боги, оборотни.

В каждом китайском театре и в наши дни существуют свои традиции в использовании грима.

Необходимой частью театрального грима является парик. Слово «парик » итальянского происхождения.

Парик - необходимая часть театрального грима. Его используют в театре для создания того или иного образа. Благодаря нему можно изменить овал лица, сделать моложе или состарить актера, показать черты характера. Парик с дополнениями - волосяными наклейками (борода, баки) дает возможность подчеркнуть эпоху, в которую разворачивается действие спектакля, возраст героя, его социальное положение.

Изготовление
Для начала шьют основу парика из ткани (тюль, газ и другие тонкие ткани) - монтюр. Затем к монтюру прикрепляются волосы (человечьи, шерсть животного (ангорских коз)) или синтетические нити - нейлон, капрон и другие.

Виды париков:
+ исторические: «мольеровские», пудренные, парики XVIII с буклями и «косой»,
+ гладкие женские парики XIX века с локонами, спадающими с висков;
+ гротесковые;
+ комедийные;
+ сатирические;
+ возрастные.

Чтобы создать нужный парик необходимо изучить ту эпоху, во время которой идет действие спектакля. Знать возраст, национальность, социальное положение героя. Это довольно сложный и кропотливый труд, поэтому в основном парики разрабатывают профессиональные художники.

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Грим (франц. grime, от староитальянского grimo - морщинистый), искусство изменять лицо актера с помощью специальных красок, пластических наклеек, подтяжек и пастижерных изделий (парика, бороды, усов, бакенбардов, ресниц и т.п.) в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Грим является одним из компонентов спектакля, оболочкой художественного образа.
Он связан с общим решением спектакля, поиски и нахождение грима - сложный творческий процесс.

Гримерное искусство прошло длинный путь развития - зародившись в первобытной общине в виде «магической» и «религиозной» раскраски тела, оно постоянно изменялось в зависимости от развития культуры.

С появлением театральных представлений гримерное искусство из росписи лица и тела преобразовалось в театральную маску (полумаску).

В театрах Древней Греции , Рима женские роли исполняли мужчины.
В театрах Востока (Китая, Японии) актерские группы так же полностью состояли из мужчин (Кабуки), поэтому грим должен был кардинально изменить внешность и «приукрасить» лицо.

В 17 веке появилась мода на пудру, которую наносили на кожу толстым слоем, предварительно смешав с яичным белком. При королевских дворах было принято сильно красить лицо.
Английская королева Елизавета 1 на слой пудры наносила тонкие кровеносные сосуды, чтоб подчеркнуть «полупрозрачность» кожи.

Театральный спектакль не повторяет слепо пьесу драматурга, он создается под влиянием художника-постановщика, режиссера, приобретая новые черты иногда более конкретные и острые. Драма воплощает действительность, а актеры передают ее через сценические образы.

Грим в драматическом театре многогранен, его типы можно разделить на «реалистический» и «условный».

При разработке реалистического грима зачастую невозможно ограничиваться изменением лица; гримируются все открытые участки тела, в первую очередь - руки и область декольте.

Скажем, когда молодая актриса играет возрастную роль, то гладкая, без морщин шея может разрушить правдоподобие образа.
Точно так же актер, исполняющий роль мавра Отелло, не может выйти на сцену с белыми, не загримированными руками.

Главная цель реалистического грима - достижение реальности изображаемого персонажа.

Здесь можно выделить такие направления грима:

1. Возрастной - искусственное старение или омоложение лица, когда реальный возраст актера не соответствует возрасту персонажа;

2. Национальный - расовые особенности персонажа, не соответствующие антропологическому типу актера (Мавр в Отелло Шекспира, китаец Херувим в Зойкиной квартире Булгакова и т.д.);

3. Исторический - когда внешность персонажей корректируется в связи с канонами или особенностями конкретной историко-социальной среды спектакля: использование принципов макияжа другого века, существенно отличающихся от современного макияжа;

4. Портретный - при изображении конкретного узнаваемого лица (Петр I, Пушкин, Ленин и т.д.);

5. Характерный - для отражения ярких особенностей внешности (длинный нос Сирано в Сирано де Бержераке Ростана и т.д.).

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Принципы условного грима основаны на отказе от реалистических традиций, на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа, или на использовании стилистики конкретного эстетического течения. Основные направления условного грима:

1. Жанровый (выбеленное лицо Пьеро в комедии дель арте; «масочные» гримы классических театров Востока; использование традиций античных трагедий; клоунские нарисованные улыбки во все лицо; и т.д.);

2. Гротескный - доведенный до максимума принцип характерного грима: резко асимметричный, сильно преувеличенный.

3. Сказочный , или фантастический используемый при воплощении вымышленных персонажей, либо «очеловеченных» образов: Баба-Яга или Кощей Бессмертный в русских сказках.

Грим в кинематографе отличается от театрального тонкостью исполнения. В кино часто бывают крупные планы, самые мелкие морщинки, родинки, пятна будут заметны. В отличии от оперных или балетных спектаклей, где между зрителем и актером огромное расстояние, присутствие оркестровой ямы. Роль художника-гримера в кино велика, особенно когда в фильме герой проживает целую жизнь - с детских лет до старости. Работа гримера начинается с чтения сценария, пробы актеров на роль.

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

Грим в русском театре

Профессиональный русский театр на Руси появился только в XVIII в. Истоки его уходят глубоко, в народные представления, которые проходили не только в городах, но и в деревнях Руси. Шуты и скоморохи разыгрывали смешные сатирические сценки, часто свои трюки они делали совместно с животными: медведем или козой. Во времена представлений артисты надевали на головы маски, рядились в мешковину или шкуры барана, медведя. Часто скоморохи раскрашивали себе лица сажей или цветными глинами, мелками, соком трав и плодов, например, свеклой, вишней. Грубо размалеванные лица вызывали смех зрителей. Если более внимательно изучать истоки русского театра, то можно узнать, что во все времена скоморохи вели пос!оянную борьбу с религиозными служителями, с богатыми, правящим классом.

Развитие театрального искусства на Руси (национального, профессионального) связано с именем Федора Волкова, сына Ярославского купца, талантливого актера, режиссера, в последующие года. Именно в это время в спектаклях появляется реалистический грим, который с трудом пробивался на сцену. Господствующая школа А.Ролера создавала идеализированный, прилизанный народный образ сценического персонажа. Кроме городского, придворного театров свои крепостные труппы были у богатых помещиков. Много талантливых жизней было исковеркано и загублено самодурами-помещиками. Трагические события, происходившие в крепостных театрах отражены в произведениях многих русских писателей, например, Герцена - «Сорока-воровка», Лескова - «Тупейный художник», рассказ Мамина-Сибиряка. Спектакли театра в Останкине, Кускове поражали великолепием и роскошью.

Граф Шереметев был большой любитель театра, сам принимал участие в музыкальных вечерах. Костюмы, парики, гримы выполняли крепостные, среди которых было много талантливых самоучек, художников. Сценические персонажи были преукрашены, наряды были по последней моде как и парики, прически. Индивидуальные характеристики отсутствовали как и портретное сходство. Персонажи трагедий Сумарокова, Княжнина носили характер обобщенных страстей. Современники так описывают внешность Самозванцева из произведения в исполнении актера Дмитревского. Самозванец представлял мужчину с пудреными незавитыми волосами, перевязанными черной лентой с бантом на затылке. Прическу дополняли маленькие усики нарисованные тушью. Сначала актеры гримировались на европейский манер, но постепенно грим становится более тонким, несмотря на обобщенность образов. Наряду с профессиональными актерами в театрах часто участвовали и любители и любительницы.

Большой вклад в развитие гримерного искусства внесли отдельные актеры разных театров в XIX в. Реалистический грим особенно проявился во внешнем оформлении сценических персонажей Щепкина, Мочалова, Давыдова, Самойлова, Ленского А.П. Ленский написал свои высказывания, обобщив их в «Заметках о мимике и гриме». Книга «Грим» Лебединского (1911) не утратила своего значения и сегодня.

Значимый этап развития грима связан с Московским Художественным театром. Режисер - актер К.С.Станиславский серьезно подходил к поискам грима персонажей. В своей замечательной книге «Моя жизнь в искусстве» он много теплых слов посвятил художникам гримерам Гремиславским. Сам Станиславский гримировался превосходно, учитывал самые малейшие детали, глубоко вживаясь в облик своего сценического персонажа. Грим делали тщательно не только для главных героев, но и участников массовки. Грим в Художественном театре видоизменялся в зависимости от методов сценической интерпретации. Поражают своей емкостью гримы спектакля «Царь Федор», «Анатема», «Жизнь человека», «Драма жизни». В поисках грима актерам помогали художники - гримеры: Гольцов, Гремиславские (муж и жена), Фалеев и др.

Основоположником династии Гремиславских был крепостной умелец Иван. Однажды его пригласили гримировать в Малый театр великого Щепкина так как гример театра заболел и некому его было заменить. Восхищенный талантом крепостного самоучки Щепкин окрестил раннее бесфамильного Ивана фамилией «Греми слава», отсюда и пошла фамилия Гремиславских. Во время гастролей в Европе и Америке публика приходила в восхищение не только от игры актеров, но от сценического оформления, костюмов и гримов участников. Грим видоизменяется в зависимости от жанра представления. В музыкальных спектаклях: опере, оперетте, балете, мюзикле гримы более яркие, все обобщено, нет мелких деталей. Примером могут служить гримы, созданные Федором Шаляпиным. Артист хорошо рисбвал, лепил, это помогало ему рисовать эскизы грима своих ролей и воплощать их на своем лице.

Он гримировал не только лицо, но и руки, грудь, спину. В своей книге «Душа и маска» Ф.Шаляпин подробно рассказывает как он мучился в поисках того или другого грима образа.

Среди актеров создавших наиболее запоминавшиеся гримы можно назвать многих талантливых актеров, но мы познакомим вас только с некоторыми: Николай Мордвинов, Растислав Плятт, Анаталий Папанов, др. Грим актрис менее сложен, в нем большая роль принадлежит прическе, примеров того могут считаться гримы, созданные Верой Марецкой.

Грим Драматического театра менее ярок, более жизненный, незаметный, но без грима совсем драматическому актеру выходить не следует, так как свет на сцене сделает его лицо более бледным, серым, плоским.

Особый грим выполняют артисты цирка, эстрады. Все вы бывали в цирке и восхищались мастерством гимнастов, жонглеров, наездников, дрессировщиков. Грим клоунов - общих любимцев публики оригинален, но каждый сам создает свой образ. Существует два классических образа - это белый и рыжий клоун. Но мы помним и Олега Попова с его клетчатой кепкой и Юрия Никулина, изображавшего растяпу в клетчатом пиджаке.

Эстрада также требует грима, «король эстрады» Аркадий Райкин использовал для своих номеров маски и полумаски, удачные облеки нашли для себя многие артисты.

С появлением разнообразных косметических средств в театре стали их использовать, актрисы ограничиваются макияжем и прической, а к гриму прибегают только играя характерные роли. С развитием промышленности появился аквагрим, напоминающий грим театра Востока, жидкие, пастообразные, кремовидные тона для лица. Для спектаклей сказок применяют блестки, фосфорицирующие краски.

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

Грим в театре Востока

В каждой театральной системе под влиянием особенностей жанра, художественного оформления создаются свои формы грима. В этом отношении уникален театр Востока. В Китае, Японии, Корее издавна существовал грим, в котором ощущалась символика цветов, наряду со сложной росписью лица применяли маски из папье-маше, картона, кожи.

«Грушевый сад» («Ли-юань») китайский классический театр возник в VIII веке н.э. Молодые китайские актеры объединились в труппу при императорском дворе Танской династии Сюань-Цзуна. Со временем театр из придворного становится общедоступным, народным. Общую любовь завоевали комический персонаж «чоу», разговор которого был понятен простому народу. В спектаклях используют пять «амплуа», которые становятся стандартными для китайского театра. Актеры стали придерживаться установившимся законам театральной игры.

Китайские спектакли сильно отличаются от европейских, на сцене не было нагромождения декораций, бутафории; старинные здания, где проходили спектакли имели только дневное освещение. Главным в театре считали актера, игра которого должна была быть высоко профессиональной. Актеры должны были изучать и придерживаться установленных канонов, которые определяли речь, мимику, жесты, весь внешний облик в том числе и грим. Этим объясняется своеобразие движений, эмоциональные элементы, пение, жесты. Задачей китайского актера было создать тип, а не индивидуальный характер.

Грим наносили не для подчеркивания индивидуального характера, индивидуальных деталей, особенностей лица и мимики, а для символического изображения всего комплекса черт характера определенного персонажа, прибегая к помощи условной росписи лица, цвета которой имеют символическое значение. Каждый цвет в гриме имеет свое значение, например, белый цвет преобладает в красках лица злого и коварного персонажа. Считалось, сто жестокие негодяи творят свои черные дела хладнокровно, без эмоций, перемены мимики лица. В гриме порядочного, честного человека преобладали красные краски, так как думали, что он краснеет, если произносит лживые обещания или принимает в дурном поступке. Если в лице превалировали зеленые цвета, то это обозначало, что этот человек живет в лесу, возможно это разбойник или борющийся за свои права повстанец. Очень темный цвет лица отличал честного человека, таким своеобразным манером была увековечена память о справедливом, мудрым и честным министре Бао, прославившегося добрыми делами в Сунскую эпоху. Имя этого министра стало синонимом порядочности.

Цветами «неестественного характера» гримировали фантастические существа, среди них выделяли оборотней, духов, фей и демонов. К таким цветам относили -пурпуровые и синие. Для мужских ролей «изин», «хуаляно» (раскрашенное лицо) применяли сложный, условный грим лица, в каталоге можно было насчитать более 60 вариантов различной росписи лица. Сценические персонажи принадлежавшие к отрицательным, обладающие скверным характерами, а также воинственные герои могли нарисовать на своем лице подобные рисунки. В китайском гриме имел значение не только цвет, но и рисунок, так симметрическая роспись обозначала положительный характер, а асимметричная - отрицательный.

Сценические персонажи могут иметь значки, рисунки, которые наглядно указывают на индивидуальность, черты характера, например, актеру изображавшего императора рисовали дракона над глазом, а точки обозначали небесное светило, являясь как бы символическим изображением солнца. Точку разрешалось ставить на лице только основателя династии. Рисунком можно было переделать состоятельность, богатство, счастье, радость, горе, например, значок поставленный на переносье в виде летучей мыши (иероглиф «фу» - счастье) свидетельствует о том, этот человек родился под счастливой звездой, ему сопутствует удача. Большое значение в гриме было отведено бороде, она могла определять возраст, черты характера.

Женские гримы ограничивались приукрашиванием лица, лица сильно белили и румянили, чернили брови и глаза. Уникален грим в японском театре. В XYI в. в эпоху позднего феодализма возник театр «Но», позднее - "Кобуки". В театре «Но» применяли маски из папье-маше, кожи, которые носили ведущие актеры. Существовал прием в гриме, называемый «кумадори», характеризующийся смелыми мазками синего, черного, красного, серого на белом фоне. Красные линии символизируют гнев, раздувшиеся вены, потрясение от неблаговидных поступков. Техника гримирования была такая же как и в китайском театре, использовали сухие краски разводимые на воде, с добавлением нескольких капель ароматического масла. Наложение грима происходило ладонями рук, рисунок на «загрунтованное» (покрытое общим тоном) лицо рисовали кисточками.

В индийском театре при показе малабарских мистерий -«катакхали» грим актеров превращался в маску, мимики не было только застывшее выражение лица. Существовала условно-символистическая раскраска, характеризующая тип, сценический персонаж. Грим делали в несколько приемов, сначала наносили кашицу из рисового клейстера несколько слоев, по мере его подсыхания. На высохшую поверхность наносили символические рисунки. Многие сюжеты спектаклей были заимствованы из индийского эпоса - «Рамаяна», «Махабхарата». Персонажи разделяли на несколько групп, каждая имела свой рисунок грима. В малайском театре на лицо актера надевали овальную дощечку, на которой было нарисовано лицо, сделаны отверстия для глаз, рта, носа. Внутри маски была палочка, которую актер должен был держать во рту, так крепилась маска на лице. Текст пьесы читал актер-чтец.

В Индонезии театр масок «Топенг» был создан на основе культа мертвых, отсюда и название самого театра. Слово «топенг» обозначает «маска усопшего». Маски персонажей были просты, представляли овальные дощечки с нарисованными на них выражениями лица: радость, грусть, злость. Крепилась маска на лицо при помощи петельки с внутренней стороны, которую актер зажимал ртом, так делали для пантомимы, для других спектаклей маску привязывали вокруг головы веревочкой.



Публикации по теме