Внедрение технологии триз в старшую группу. Проведение занятий по технологии триз в детском саду

Алёна Сагалбекова
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР »

Сагалбекова Алёна Владимировна

Реформирование казахстанской системы дошкольного образования и воспитания предполагает создание условий, обеспечивающих развитие способностей каждого ребенка . В Законе Республики Казахстан «Об образовании» указано, что одной из задач системы образования является развитие и обогащение интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности .

Современная система образования в ДОУ во многом сохраняет традиционный подход в обучении детей. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий сводит к минимуму интерес к обучению . Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к интеллектуальному развитию . Выходом из сложившихся противоречий между усложняющимся содержанием образования и старыми методами его реализации является переход к инновационным методам, в большей степени ориентированным на развитие ребёнка , формирования его творческого потенциала. Что обуславливает необходимость приобщение к ТРИЗ детей старшего дошкольного возраста . Цель работы - обосновать и апробировать основные пути использования ТРИЗ- технологии в ДОУ , как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников .

Объект исследования – процесс развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ .

Предмет исследования – использование ТРИЗ- технологии , как одного из ведущих факторов развития (мышления и воображения) старших дошкольников .

Неоценимый вклад в исследование психологических основ , творческого процесса внесли видные учёные нашей Республики К. Б. Жарыкбаев, М. А. Кудайкулов, М. М. Муканов, Т. Т. Тажибаев, и многие другие. Необходимо также выделить ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам интеллектуальных способностей , которые провели казахстанские ученые Б. Ш. Байжуманова, Б. А. Тургунбаева, Л. Г. Дирксен, Т. У. Оспанова и другие.

ТРИЗ -теория решения изобретательских задач - была разработана учёным, писателем-фантастом Г. С. Альтшуллером. Дальнейшую разработку его идей и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л. М. Курбатова («Умка» , М. Шустерман и др.

В 1982 г. была создана Международная ассоциация ТРИЗ , которая в конце 1989 г. начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. ТРИЗ впервые применили в детском саду в 1987 г. в г. Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки". Знакомство с неживой природой (лед, пар, снег, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний. Они начали строить крепости, летать, плавать. Обстановка занятий непривычная : общение происходит свободно, можно сомневаться отвечая на вопросы, поправляться, угадывать, размышлять и совершать "открытия". ТРИЗ это технология , с помощью которой педагог формирует у детей качества творческой личности. Основными средствами работы с дошкольниками является педагогический поиск. Обучая детей, педагог идет от его природы, т. е. использует принцип природосообразности. Правило тризовцев : каждый индивид талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы достигнуть максимального эффекта.

Программа ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. В рамках этой программы недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. ТРИЗ это не составленные раз и навсегда приемы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа , призванная преодолевать психологическую инерцию, как детей, так и педагогов.

Главная цель, которую ставит ТРИЗ – педагог это формирование у ребёнка творческого мышления, т. е. воспитание креативной личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности . Это требует подготовки педагога, его желания находить новое, творить, искать нетрадиционное в обыкновенном.

Была разработана модель , как фактор развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста .

Опытно–экспериментальная работа подтвердила, что в данную модель необходимо включить следующие компоненты :

Целевой блок (постановка цели исследования) ;

Мотивационный блок (система поощрений, стимулирования познавательных интересов , формирование потребности в интеллектуальной деятельности );

Инструментальный блок (формы работы с детьми и методы ТРИЗ– технологии ) ;

Диагностический блок (диагностики развития мышления , воображения и интеллекта );

Результативный блок (анализ результатов, дальнейшее планирование работы по исследованию) .

Из 5 областей дошкольного образования , наиболее целесообразно использование таких как «Познание» и «Творчество» .

Чтобы стимулировать умственную активность детей и устранить отрицательное воздействие новизны используемых методов и элементов , применяемых в решении изобретательских задач, нами были опробированны более 20 методик и приёмов ТРИЗ .

По результатам опросов воспитателей детского сада, были выявлены основные критерии эффективного использования методов , элементов и приемов ТРИЗ в деятельности дошкольного учреждения :

Возможность быстро организовать учебный процесс;

Формирование интеллектуальных навыков ;

Предварительная подготовка;

Практико - ориентированность.

В результате, полученных данных были определенны наиболее эффективные методы и приёмы теории решения изобретательских задач.

Приемы фантазирования : уменьшить - увеличить используются для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. В старшем дошкольном возрасте математические представления только формируются, поэтому использования этого приёма способствует развитию этих представлений . Дети с интересом измеряют размер , вес на занятиях ФЭМП.

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ , позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот приём для детей старшего дошкольного возраста является актуальным, т. к. они ещё познают окружающий мир. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками в игре «Наоборот» . С детьми на занятие «Знакомство с окружающим миром» проигрываем упражнение «Наоборот» .

Методы творческих заданий :

Идеальный конечный результат (ИКР) . Суть метода заключается в том, что решать задачу начинают с конца. Определяют конечный результат - ответ.

ИКР - решение, которое мы хотели бы видеть в своих мечтах и которое выполняется существами или средствами (волшебные слова, волшебная палочка, шапка невидимка и т. д.) . С детьми использую постоянно данный метод, потому что это вызывает у них восторг и радостные ощущения. Отрывок занятия : «Ребята, сегодня нас ожидает интересное путешествие в страну «Умняшек» . Но для этой поездки нам нужен особый транспорт, который мы с вами должны изобрести. Особенность этого транспорта заключается в том, что в нем одновременно можно заниматься занятиями и путешествовать. На доске у меня вы видите две составляющие этого транспорта – парта и автомобиль.

Давайте мы с вами изобретём этот транспорт и дадим ему название (дети собирают транспорт и дают ему название – партомобиль, автопарта) ».

В “биноме фантазии” слова берутся не в их обычном значении, а освобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они “отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают в облаках.

Пример : возьмем два слова : “жираф” и “котенок”. Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин : жираф с котенком; жираф у котенка; котенок жирафа и т. д. Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации. Использую данный метод на занятиях, что позволяет нам придумывать новые истории с неожиданными персонажами.

Метод проб и ошибок - суть : выдвижение и рассмотрение всех вариантов решения. Выдвигается любая идея. Ставится задача, и фраза «А что если.» помогает путем перебора самых невероятных предположений решить задачу. «А что если» - верная спутница эксперимента.

Для дошкольников этот метод может быть упражнением, первым посвящением в мыслительный процесс, но не более, потому что для того чтобы сделать шаг к решению конкретной проблемы, нужно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений.

В процессе работы с детьми использую данный метод в игровой деятельности , к примеру, играя в больницу у вас нет шприца. Чем можно заменить шприц. Дети начинают свои ответы со слов «а что если использовать… » .

Методы активизации перебора вариантов доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся : метод фокальных объектов; морфологический анализ; мозговой штурм, синектика, оператор РВС, системный оператор и др.

Метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову) .

интеллектуальных способностей развитие воображения и мышления. Во второй главе «Основные направления совершенствования использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников » была разработана программа по работе экспериментальной площадки на базе ГУ школы-сада №14 «Чайка» отдела образования г. Кокшетау Акмолинской области на период сентябрь 2012 - декабрь 2014 года.

Творческой группой школы - сада определены следующие актуальные вопросы с целью реализации программы с использованием технологии ТРИЗ в образовательный процесс :

– формирование условий для интеллектуальной самореализации ребенка;

развитие индивидуальных способностей , положительной мотивации и умений;

– воспитание культуры поведения дошкольника , необходимой для последующего освоения образовательных программ школы;

– пути развития и совершенствования познавательного интереса участников педагогического профессиональных компетенций педагогов по теме исследования;

Обеспечение образовательного процесса учебно-методическим материалом по теме.

Работа по программе экспериментальной площадки «Использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников » имеет практическую направленность, так как способствует достижению конечного результата – развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и повышению профессиональных навыков педагогов дошкольного учреждения .

База эксперимента : экспериментальная старшая группа - №5 ; контрольная старшая группа №8 .

Разработаны и апробированы пути использования ТРИЗ– технологии в ДОУ , как фактора , определяющего интеллектуальное развитие старших дошкольников . Внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс любого учебного и воспитательного учреждения связано с определенными педагогическими путями, позволяющими не только внедриться в процесс, но и качественно отслеживать его результаты.

Цель создание путей использования ТРИЗ- технологии заключается в повышении эффективности интеллектуального развития старших дошкольников . Участниками являются : дети, педагоги, родители.

Как известно, дошкольные учреждения в Республике Казахстан проводят работу по следующим образовательных областях : здоровье, коммуникация, творчество, познание, социум.

Нами для исследования развития интеллектуальных способностей у детей были выбраны две образовательные области :

- «Познание» (основы экологии, ФЭМП, конструирование, ознакомление с окружающим миром, т. к. в данной области лучше всего отследить развитие мышления .

Творчество, т. к. в данной области происходит развитие воображения .

Достижение конечного результата в каждой из указанных областей непосредственно связано с созданием специальных педагогических путей, требующих поэтапного, последовательного и научно – обоснованного подхода.

К путям внедрения технологии ТРИЗ мы относим :

Подготовка педагогов к овладению методикой на необходимом уровне;

Организация поэтапной работы внедрения ТРИЗ– технологии в образовательную деятельность ДОУ ;

Постепенное усложнение заданий и упражнений в рамках использования ТРИЗ , проблематизация содержания, новизна методов, средств и форм проведения;

Создание положительного эмоционального фона у детей при использовании ТРИЗ - технологии ;

Разнообразие практической деятельности детей , стимулирование активности и самостоятельности в ней;

Создание возможности для взаимодействия детей в ходе выполнения заданий ТРИЗ ;

Адаптация содержания образования к методам ТРИЗ ;

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми при выполнении заданий ТРИЗ .

Была проведена опытно–экспериментальная работа по использованию ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников .

В эксперименте участвовали 2 группы (49 детей) в возрасте от 4 до 6 лет. Экспериментальная старшая группа № 5 . Контрольная старшая группа № 8 .

Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на констатирующем этапе исследования, в конце формирующего и на контрольном этапах эксперимента, нами использовались , исследовательские методики и диагностики :

Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик «Развитие ;

- «Развитие ассоциативного воображения» А. И. Савенкова;

- «Развитие творческого воображения» автор О. М. Дьяченко;

- «Развитие вербального воображения» Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик;

- «Развитие интеллекта »

Были выявлены критерии показателей сформированности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников .

На формирующем этапе эксперимента – январь 2013 г – январь 2014 г. мы начали с работы с родителями в экспериментальной группе №5.

Было проведено собрание с родителями «ТРИЗ в детском саду и дома» , консультация для родителей на тему : «Хотите ли вы умного ребенка?» . Был проведён тренинг для родителей «Умный ребенок» .

Была разработана памятка для родителей «Как вести себя с почемучкой» ? Было проведено анкетирование родителей группы № 5 «Что я знаю о детском воображении» ? В анкетировании приняли участие 30 родителей.

Результаты анкетирования показали, что в работе с родителями необходима целенаправленная, продуманная просветительская работа, с целью разъяснения необходимости развития воображения , как одного из факторов формирования познавательных интересов ребенка .

В феврале 2013 г. была проведена интеллектуальная игра с использованием ТРИЗ элементов с участием родителей и детей «Калейдоскоп здоровья» в экспериментальной группе №5. С детьми экспериментальной группы № 5 были проведены разные формы обучения и методики ТРИЗ технологии для развития интеллектуальных способностей .

Есть разнообразные подходы к построению занятий с использованием элементов ТРИЗ : построение занятия на одной алгоритмической цепочки (основное содержание является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных элементов. Мы изготовили Круги Луллия по теме : «Берегите природу» .

В старшем дошкольном возрасте организуются игры с самостоятельным использованием приема статики-динамики.

В течение всего дошкольного периода мы вычленяли приемы оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.

В конце формирующего этапа эксперимента были проведены диагностики, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

Работа по использованию технологии ТРИЗ в детском саду продолжалась. Проводились занятия, использовались элементы и приёмы ТРИЗ в игровой деятельности . Мы еженедельно устраивали выставку работ детей - рисунков, аппликаций.

На контрольном этапе эксперимента – февраль 2014 г. - май 2014 г. были использованы те же диагностики , что и на констатирующем и формирующем этапах исследования. Покажем лишь сравнительные результаты исследования в двух группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Диагностика Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик «Развитие наглядно-схематического мышления» .

развития наглядно–схематического мышления в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Высокий 0 % 4 чел - 16 % 0 % 1 чел - 4 %

Выше среднего 10 чел - 42 % 11 чел - 46 % 9 чел - 38 % 10 чел - 42 %

Средний 11 – чел 46 % 9 чел - 38 % 13 чел - 54 % 13 чел - 54 %

Ниже среднего 0 % 0 % 0 % 0 %

Низкий 3 чел - 12 % 0 % 2 чел - 8 % 0 %

Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате использования технологии ТРИЗ на занятиях и в игровой деятельности в экспериментальной группе количество детей с уровнем развития мышления намного повысился, в контрольной группе № 8 на контрольном этапе эксперимента произошло незначительное повышение результатов уровней развития наглядно–схематического мышления. Это свидетельствует о том, что технология ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию старших дошкольников развитие наглядно–схематического мышления.

Диагностика О. М. Дьяченко «Развитие творческого воображения» .

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития творческого воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 3. Сравнительные результаты исследования в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Уровни развития творческого воображения Первичная диагностика группа № 5 на сентябрь 2012г. Итоговая диагностика группа № 5 на март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на сентябрь 2012г. Итоговая диагностика группа № 8 на март 2014 г.

Высокий 6 чел - 24 % 18 чел - 72 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 %

Средний 14 чел - 56 % 7 чел - 28 % 12 чел - 48 % 13 чел - 52 %

Низкий 5 чел - 20 % 0 % 5 чел - 20 % 2 чел - 8 %

Анализ диаграммы показывает, что в экспериментальной группе № 5 уровень творческого воображения значительно повысился на контрольном этапе исследования, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей (воображения) . В контрольной группе № 8 технология ТРИЗ не использовалась - произошло незначительное повышение результатов.

Диагностика Г. Н. Матвеева, В. Н. Выбойщика уровень развития вербального воображения дошкольников .

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития вербального воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 4. Сравнительные результаты уровней развития вербального воображения в группах № 5 и № 8 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни развития вербального воображения Первичная диагностика группа № 5 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 5 март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 8 март 2014 г.

Высокий 10 чел - 40 % 17 чел - 68 % 10 чел - 40 % 11 чел - 44 %

Средний 9 чел - 36 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 % 11 чел - 44 %

Низкий 6 чел - 24 % 0 % 5 чел - 20 % 3 чел - 12 %

Анализ диаграммы итоговой диагностики показывает, что в контрольной группе № 8 произошло незначительное повышение результатов.

А в экспериментальной группе № 5 уровень вербального воображения значительно повысился, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников .

Диагностика уровня развития ассоциативного воображения у старших дошкольников по методике А . И. Савенкова.

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития ассоциативного воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 5. Сравнительные результаты уровней развития ассоциативного воображения в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Уровни развития ассоциативного воображения Первичная диагностика группа № 5 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 5 март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 8 март 2014 г.

Высокий 10 чел - 40 % 14 чел - 56 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 %

Средний 13 чел - 52 % 11 чел - 44 % 15 чел - 60 % 14 чел - 56 %

Низкий 2 чел - 8 % 0 % 2 чел - 8 % 1 чел - 4 %

Анализ диаграммы итоговой диагностики показывает, что в контрольной группе № 8 произошло незначительное повышение результатов. А в экспериментальной группе № 5 уровень ассоциативного воображения значительно повысился, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников .

Диагностика «Развитие интеллекта » с помощью теста Гудинаф–Харриса.

Сравнительный анализ диаграммы показывает, что в экспериментальной группе №5 на контрольном этапе эксперимента, норму результатов развития интеллекта по балльной системе имеют все 21 ребёнок. Не соответствие норме баллов в группе отсутствует. А в контрольной группе №8 на контрольном этапе исследования норму результатов развития интеллекта по балльной системе имеют 18 человек. Не соответствие норме баллов в группе составляет 3 человека.

Результаты диагностики говорят о том, что использование технологии ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию старших дошкольников , направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие мышления и воображения.

Заключение

1. Анализ теоретической литературы по проблеме использования ТРИЗ– технологии в деятельности ДОУ показал , что эта технология эффективно развивает интеллектуальные способности у старших дошкольников ;

Из 5 областей дошкольного образования , наиболее целесообразно использование таких как «Познание» и «Творчество» , потому что их содержание в большей степени направленно на развитие интеллектуальных способностей .

Использование методов и приёмов ТРИЗ– технологии оказывает воздействие на формирование всех интеллектуальных способностей , однако наиболее эффективно они влияют на развитие воображения и мышления.

2. Работу по формированию интеллектуальных способностей необходимо осуществлять на модельной основе. Для этого была разработана модель развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях применения ТРИЗ– технологии в ДОУ .

Модель это графическое отражение структуры педагогической системы формирования интеллектуальных способностей дошкольников .

3. Опытно – экспериментальная работа показала важность разработки специальной программы использования ТРИЗ– технологии для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста .

4. На основе выше изложенного были разработаны научно - методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию детей , в условиях использования ТРИЗ– технологии в ДОУ .

Использование элементов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…». Это обусловлено, тем, что, овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. На протяжении дошкольного детства, дети, усваивая родной язык, овладевают важной формой речевого общения - устной речью, вместе с тем развивается культура речи, которая в дальнейшем определяет уровень образованности человека. Вопросами исследования речи детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди многих ученых, тех, кто внес, значимый вклад в осмысление этого вопроса выделяются представители зарубежной педагогики (Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци), русские педагоги, психологи, физиологи (Н.М.Аксарина, Л.С.Выготский, М.М.Кольцова, Н.И.Красногорский, Г.М.Лямина, А.А.Леонтьев, В.Ф.Одоевский, Е.И.Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др). По нашим наблюдениям, в настоящее время выделяется большое количество детей имеющих различные речевые нарушения. Общее недоразвитие речи является одним из них (ОНР). Оно включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны(лексики, грамматики). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности, одним из которых является бедность словарного запаса. На основе исследований А.Н. Гвоздева, Р.И. Жуковской, А.М. Леушиной, Н.П.Савельева, О.И. Соловьевой, можно сделать вывод, что чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее он мыслит, следовательно, лучше развита его речь. Также эти исследования указывают на то, что развитие речи ребенка дошкольника возможно лишь при условии систематического обучения. В дошкольном детстве ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, читать и понимать литературные произведения. Поэтому развитию словаря детей мы уделяем большое внимание. Дети с плохо развитой речью отстают в школе и оказываются в числе неуспевающих, иногда неправильно употребляют слова, недостаточно верно понимают их смысл, почти не используют в своей речи эпитетов, синонимов и антонимов. Бедность словаря мешает полноценному общению и напротив богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Вместе с этим, проводя словарную работу, мы решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность и навыки поведения, культура общения. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, т.к. здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, а самое главное формируется личность ребенка. В своей работе по развитию словарного запаса детей, мы остановили свой выбор на использовании в образовательном процессе элементов ТРИЗ технологии. ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Исходным положением технологии ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. В связи с этим целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. Принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, что позволяет максимально использовать возможности и интересы детей.

Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия - и рождается Действие, в котором все участвуют на равных. Использование специальной игрушки героя занятия, которая “помогает” педагогу. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся диалоги по теме. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. В нашем детском саду мы используем методы и приёмы, предлагае ТРИЗ-технологией: «Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. "Дидактический мяч» Активно используется пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. «Вертолина» Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Расширению и обогащению словаря детей способствуют такие игры, как:

Игра «Наоборот». Суть игры заключается в том, что дети подбирают противоположные по значению слова. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Эту игру можно усложнить, подбирая слова противоположные по функции. Например, волк «злой» - бабушка «добрая», карандаш (пишет) - резинка (стирает). Игра «Эхо». Детям напоминается, что такое эхо, что оно в точности повторяет то, что слышит. Детям предлагается сыграть роль эха, но повторить не всё слово, а лишь его концовку. Например, машина - шина, олень - лень и т.д. Игра «По кругу». Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок . Игра «Что - то - часть чего - то». Принцип этой игры взят из игровой телепередачи. Понадобится разрезная предметная картинка из 12 - 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке. Игра "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”. Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д. Игра"Хорошо-плохо". Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант : Д: Потому, что она сладкая. В: Съесть конфету - плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". 2 вариант : В: Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. То есть вопросы идут по цепочке. Игра «Узнавание». Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр: Какое бывает? Что делает? Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. Во время прогулок можно использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития речи детей, он уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

Список литературы . 1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год 2 . Крохина И.Н . Адаптированные методы ТРИЗ-РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (ч.1) 3. ФГОС ДО приказ Министерства Образования и науки от 17.10.2013 № 1155 г. Москва. 4.Страунинг А . Методы активизации творческого мышления / А. Страунинг // Дошкольное воспитание. — 1997. — N 3. — С. 46; N 4. — С. 13. 5. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст]: - М., 1981.

Мы и ТРИЗ.



« ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО »

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Вектор педагогической деятельности направлен на развитие творческих способностей, нестандартного видения мира, нового мышления ребенка. Творчество, фантазия, умение создавать новое - наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Период детства признан уникальным, и в ст. 1.2. ФГОС ДО подчеркивается самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека.

Ребенок не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимание. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

Цель ТРИЗ – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.

Так же ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Мы не должны давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, ребенок должен учиться сам находить ее. Педагог поэтапно ведет детей к разрешению противоречий.

П ервый этап - педагогическая ситуация, которая подводит ребенка к проблеме многофункционального использования объекта.

Второй этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Исследование объекта:

Что – то в нем хорошо, а что- то плохо,

Что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.

Третий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Четвертый этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, продуктивную, музыкальную.

Тематика игр, творческих заданий зависит от темы изучаемого материала.

Главное, предоставить возможность детям свободного высказывания. При обычных обсуждениях «генераторы» и «критики» часто мешают друг другу. Во избежание этого предлагается – «мозговой штурм»

«Мозговой штурм» - это построенный особым образом коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Цель: развитие быстроты мыслительных процессов. Правила:

  1. целесообразно работать с небольшой группой детей (от 2 до7)
  2. детям должна быть дана установка: можно высказывать любую мысль, т.к. исключается критика со стороны, как сверстников, так и воспитателя.
  3. необходимо поощрять свободное ассоциирование; чем более «дикой» кажется идея, тем она интереснее.
  4. идей должно быть как можно больше.
  5. высказанные идеи разрешается, как угодно комбинировать;
  6. в конце следует подвести итог, т.е. выбрать наиболее интересную идею.

Достоинства «мозгового штурма»:

  1. метод весьма прост, доступен детям.
  2. Не требует предварительного обучения участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода.
  3. Можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения детей и для раскрепощения сознания детей.
  4. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и ошибкой.
  5. Учить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу.
  6. Поднимает статус робкого ребенка.

Этот метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки

Возможные темы «мозгового штурма: как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? Как обогреть людей на улицах в лютый мороз? Как не ссориться с мамой? Придумайте дом будущего? И т.д.

Наиболее эффективным методом развития детской фантазии является « метод фокальных объектов » - поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Цель метода – с овершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Летокраб”. Его родители: краб и птичка. Живет в на деревьях около морей. Дом его – гнездо. Очень быстро бегает по земле, летает и плавает в море. Может достать фрукты с высокого дерева. Алгоритм работы: в ыбор объекта и случайных объектов, определение характерных признаков случайных объектов, «перенос» этих признаков на выбранный объект, о ценка новых идей и отбор наиболее эффективных с точки зрения реализации, формулировка задачи на разработку новых модификаций объекта

В группах старшего дошкольного возраста, где дети умеют читать, целесообразно использовать таблицу.

Этот метод не только решает задачу развития творческого мышления и воображения детей, но и активно развивает речь.

Представление о мире, как о бесконечном сочетании различных элементов, которыми можно управлять, помогает сформировать метод морфологического анализа. Данный метод предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком. Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Алгоритм действий при морфологическом анализе: формулировка проблемы, определение важнейших элементов, определение вариантов исполнения элементов, фиксирование в таблицу, оценка всех имеющиеся в таблице варианты, выбор оптимального варианта. С амые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.

Для детей старшего возраста используется морфологическая таблица в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали. Мы так же можем добавить третью ось – тогда получится Морфологический ящик, а количество возможных вариантов возрастет втрое. Для примера возьмем использования морфологической таблицы при обучении детей составлять рассказы .

Основные части рассказа

Зачин (начало)

Однажды

много лет тому назад

жили –были

Услышал

Герои

Звери

Люди

Предметы (вещи)

Явления природы

Место действия

Город,

лес,

царство,

морское дно,

Кульминация

Пропал

сбежал,

заболел,

превратился

Развязка

Спасли,

Встрети

лись,

Выстроили дом

Сыграли свадьбу

На начальном этапе обучения воспитатель вместе с детьми составляет рассказ или сказку, используя созданную таблицу, в дальнейшем можно использовать карточки, например: А4,Б1,В3,Г2,Д4 – карточки могут быть как индивидуальные, так и на парту, стол, группу.

Для установления связи прошлого, настоящего и будущего можно использовать метод «многоэкранного мышления».

Воспитателю такой экран дает очень многое: он помогает определить тот объем знаний, который дети уже усвоили; организовать подачу нового материала в системе – от простого к сложному; использовать полученные знания для создания нового. Эту схему можно давать, начиная с младшего возраста, но не давать сразу все девять экранов, а заполнять их постепенно.

Наблюдение за ростом и развитием лука. Результаты так же можно отразить в таблице:

Так постепенно дети подводятся к работе с «девятиэкранником». Эта работа может выглядеть следующим образом:

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6. Грядки, где всегда росли тюльпаны.

3. Клумбы, газоны с разными по цвету и форме тюльпанами.

Произведения живописи или другие работы с этими цветами.

Система

4. Луковица тюльпана.

1. Тюльпан

7. Букет тюльпанов, луковицы для посадки на следующий год.

Подсистема

5. Корешки и росток у луковицы

2. Из чего состоит цветок, какой он по цвету, форме, запаху.

8. Чем тюльпаны отличаются друг от друга.

Многоэкранник дает возможность реализовать задачи приобщения детей к истока культуры, развитию цивилизации, так как позволяет взглянуть на предмет с двух сторон: исторической (история появления), генетической (технология изготовления)

Общение людей невозможно без вопросов человека человеку, педагога к воспитаннику, воспитанника к педагогу. Психологи считают, что наше мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. Вопрос – это форма мышления, в которой выражается затребование информации. Задавание вопросов – это управление мышлением и осуществление обратной связи между людьми. Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса к ответу и есть работа мысли. Именно с целью развить мышление рекомендуется научить детей правильно задавать вопросы. Одним из способов научить детей задавать вопросы является игра «Данетка»:

  1. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
  2. Игра «Данетка» абсолютна проста в проведении. Вы определяете тему и количество вопросов, за которое нужно отгадать.
  3. Легко варьировать уровень трудности игры.

«Данетки» могут быть составлены по литературным произведениям.

  1. Он от всех убегал, но его съели.
  2. Много хотела, с малым осталась
  3. Четверо собрались и злодеев напугали.

Теория решения изобретательских задач решает и еще одну задачу связной речи – обучение детей составлению загадок. Загадки делятся на:

  • загадки по признакам,
  • по ассоциациям

Работа с загадками развивает: логическое мышление детей, словарный запас,

Одной из основных задач развития связной речи воспитанников является

совершенствование монологической речи. Эта задача решается через

следующие виды речевой деятельности: составление описательных рассказов

о предметах, игрушках, объектах и явлениях природы; творческое

рассказывание; пересказ литературных текстов; составление рассказов из

личного опыта; рассказывание по картине или серии сюжетных картинок. Все

виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи

детей. Работа с детьми по составлению рассказов - это наиболее сложный вид

деятельности. Чаще всего содержание рассказов, составленных детьми, почти

одинаковое. Это, в основном, простое перечисление действующих лиц или

объектов картины. Но главным недостатком является то, что ребенок не

строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с незначительными

изменениями. На одном занятии воспитатель успевает опросить нескольких

детей, остальные являются пассивными слушателями. Дети теряют интерес к

этому виду деятельности. Наблюдается низкая речевая активность,

недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатленным

на картине, но и вообще к речевой деятельности.

Совершенно очевидно, что необходимо менять способы работы педагога на

занятиях по обучению дошкольников составлению рассказов. В этой работе

нам поможет ТРИЗ. Технология ТРИЗ предлагает применять приемы

фантазирования, ведет детей шаг за шагом на каждом этапе рассматривания

картины. Они из пассивных слушателей превращаются в активных

участников.

Работа по обучению детей составлению рассказ по картине делится на

несколько этапов.

  1. Аналитический этап. Появление волшебника «Дели» - определение состава картины. Цель – выявить как можно больше объектов (использование «подзорной трубы », «волшебного окна» - все названные предметы и объекты появляются на доске)
  2. Синтетический этап. Появление волшебника «Объединяй» - нахождение связей. (Игровые упражнения: «Ищу друзей» - нахождение объектов, связанных по взаимному расположению; «Ищу недругов» - поиск объектов не связанных по расположению)
  3. Усиление образности характеристик. Появление волшебника «Любознайка». (Игровое упражнение «Войди в картину» задействование сенсорных анализаторов). Представьте, что вы попали в эту картину. Что вы услышали. Какие запахи вы уловили. Включение осязания – описание предмета на ощупь. Вкусовые качества.
  4. Выразительные средства речи. Появление волшебника «Загадайка». Обучение составлению загадок
  5. Линия развития (прошлое, но относящееся к настоящему: что было 5 минут назад, час назад, день, год). Появление волшебника «Отставай и забегай»
  6. Будущее (что произойдет, будет – относящееся к данному сюжету)
  7. Другая точка зрения.
  • с точки зрения героя,
  • одушевленного или неодушевленного предмета
  • зависимости от эмоционального, физического состояния героя
  1. «Дай название картине». Цель – научить подбирать пословицы и поговорки, подходящие к содержанию картины.
  2. Дети составляют рассказ.

Таким образом, в результате использования ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОО, у детей преодолевается застенчивость, развивается логика мышления, творчество и фантазия. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность. Технология ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Используемая литература:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Дошкольные воспитания: № 3, 11,12 1997г.
  3. Дошкольное воспитание № 3 1998г.
  4. Мурашковская И.Н. , Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). – СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  5. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. – Рига: Издательство «Эксперимент», 1994.
  6. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1993.
  7. «Развитие творческого мышления ребёнка» Ю.Г. Тамберг Речь. Санкт-Петербург
  8. «Ребёнок в детском саду» №1,2,4 2001г., № 5,6 2002 г.
  9. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.
  10. Хоменко Н.Н. Использование Игры «Да-нет» при обучении ТРИЗ. – Минск, 1995.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка - детский сад № 51»

городской округ Электросталь

Московская область

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Тема «Использование технологии ТРИЗ - РТВ

в образовательном процессе ДОУ»

Выполнил:

Шершнева Ангелина Валерьевна - воспитатель

г.о. Электросталь

Актуальность проблемы и обоснование необходимости ее решения

Качественные изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не затронуть систему общего образования, которая в этих условиях вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворить новый социальный заказ развивающегося общества и государства. В условиях перехода к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом является ориентир на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ - РТВ. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.

Доказано, что главным показателем умственного, личностного и творческого развития является не столько сумма знаний, приобретенных ребенком, сколько совокупность и уровень развития, интеллектуальных умений и мыслительных приемов и логических операций. Особое внимание придается развитию творческих способностей детей. Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы нужно развивать у каждого ребенка с детства.

Проблема развития творческого системного мышления, воображения психолого-педагогической литературе представлена широко в трудах Э.А. Голубевай, Т.Н. Дороновой. Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления, творческого воображения в процессе развития творчества дошкольников исследовали: Г.С. Альтшуллер, В.Н. Данченко, А.М.Страунинг. Е.Н. Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности ребенка, творческие возможности в развитии творческой активности детей.

Как показывает опыт, уровень развития творческого мышления у детей недостаточно высок. Об успешности развития у детей творческой деятельности свидетельствуют увлеченность, способность переноса приобретенных знаний и умений в практическую деятельность, развитое критическое, творческое, системное мышление, фантазия и воображение, способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения творческих задач. Низкая логическая «вооруженность», низкий уровень видения объектов окружающего мира в системе проявляется в неумении самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать.

Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей детей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ-РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Технология ТРИЗ-РТВ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов умственного, личностного, творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время становится очевидной необходимость разработки учебно-методического комплекса «ТРИЗ-РТВ в детском саду», включающего механизм творческого, умственного, личностного развития ребенка, индивидуальные учебные планы с использованием развивающей технологии ТРИЗ - РТВ в непосредственно организованной деятельности и в режимных моментах, динамическую и мониторинговую системы.

Сфера использования, объект проекта - образовательное пространство ДОУ.

Круг пользователей - педагоги дошкольных учреждений, родители.

Ступень обучения, для которой реализуется инновационный проект

3-4 года - младший возраст

4-5 лет - средний возраст

5-7 лет - старший возраст.

Сроки реализации проекта 2012 - 2016 г.г.

Тема проекта

«Использование технологии ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ»

Цель проекта

Внедрение технологии ТРИЗ-РТВ в образовательный процесс МДОУ как фактора повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды

Задачи проекта

  1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ-РТВ.
  1. Создание единого социально - образовательного пространства, включающего ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
  1. Формирование требований к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию средств ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе. Организация повышения квалификации педагогов.
  2. Развитие взаимодействия и социального партнерства со школой.

Гипотеза:

При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ-РТВ будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).

Обоснование актуальности разработки

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та-кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-РТВ технология позволит воспитывать и обу-чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под-вижность, системность, диалектичность; с другой — (поисковой) разработка содержания программы по ТРИЗ-РТВ, а также формы и методы обучения активнос-ти, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Вместе с тем ТРИЗ-РТВ технология в систему работы дошкольных учрежде-ний массово не внедряется, поскольку недостаточно разработа-ны содержание программы по ТРИЗ-РТВ, а также формы и методы обучения.

Механизм реализации проекта

  • Разработка учебно - методического комплекса «ТРИЗ - в детском саду».
  • Создание системы отслеживание результатов, разработка процедуры оценки, определение критериальных показателей. Мониторинг реализации мероприятий и результативности проекта.
  • Развитие межведомственного взаимодействия, социального партнерства.

Участники проекта муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 54»

Источники финансирования проекта спонсорская и благотворительная помощь, внебюджетные средства

Результаты инновационной деятельности

1.Увеличится число детей имеющих высокий уровень социально - личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально - личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке. Интеллектуальная сфера: острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно - прикладных занятиях и играх.

2.Увеличится количество педагогов активно внедряющих технологию ТРИЗ-РТВ, повысится их квалификация, профессионализм.

Повысятся профессиональные умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.

3.Сформируется активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

4.Совершенствуется преемственность с начальной школой по использованию ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ и школы.

Полученные образовательные продукты

Нормативные документы;

УМК «ТРИЗ - РТВ в детском саду»;

Механизм развития творческой личности средствами ТРИЗ - РТВ;

Дидактические материалы;

Диагностический инструментарий.

Общественная презентация результатов инновационной деятельности

Семинары;

Научно-практические конференции;

Открытые мероприятия;

Консультации;

Публикации.

Сроки и основные этапы проекта

Этапы проекта

Сроки проекта

Пути реализации проекта

Подготовительный

2012-2013 г.г.

Разработка нормативно правовой базы проекта. Повышение квалификации педагогов, участвующих в проекте. Составление рабочих программ, учитывая специфику ДОУ.

Проектировочно-практический

Реализация проекта. Разработка УМК «ТРИЗ в детском саду». Координация мероприятий соисполнителей проекта. Диагностика, мониторинг, контроль реализации проекта в ДОУ.

Обобщающий

2015-2016 г.г.

Анализ и обобщение опыта работы по реализации инновационного проекта.

Механизм управления проектом

  1. Научно - методическое сопровождение

обеспечение программно-методическими и информационными ресурсами;

разработка диагностического инструментария для реализации проекта;

координация выполнения мероприятий соисполнителями проекта;

демонстрация педагогами опыта инновационной деятельности по теме проекта (открытые мероприятия, мастер-классы, участие в профессиональных конкурсах, публикации).

  1. Апробация и внедрение участниками проекта (администрация, педагоги ДОУ):

описание ожидаемых результатов, учитывая специфику ДОУ;

разработка плана мероприятий сопровождения проекта, учитывая специфику ДОУ;

разработка необходимой нормативной документации;

коррекция учебных планов;

проведение педсоветов, методических мероприятий;

разработка учебно- методического комплекса «ТРИЗ - РТВ в детском саду»;

мониторинг эффективности педагогических условий, направленных на развитие;

диагностика достижений воспитанников, педагогов;

обобщение и трансляция опыта деятельности ДОУ по развитию в СМИ, конференциях и т.п.

Прогноз возможных негативных последствий и пути решения

Технология ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе

Решение проблемы развития способностей, компетентностей, творчества предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровни развития ребенка (личностного, интеллектуального, творческого) зависят от содержания и методов обучения.

Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ - РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой комплексной образовательной программы. Технология ТРИЗ - РТВ, ее инструменты способствуют внесению новых идей в разработку содержания и методов развития способностей, компетентностей, творчества у детей дошкольного возраста.ТРИЗ - РТВ -это уникальный инструмент для поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем, развития детей.

Основные функции ТРИЗ - РТВ: решение творческих и изобретательских задач любой сложности, прогнозирование развития систем и получение перспективных решений, развитие качеств творческой личности, выявление проблем, трудностей и задач при решении различных ситуаций, максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем. объективная оценка решений, систематизирование знаний всех образовательных областей дошкольного образования, позволяющее эффективнее использовать эти знания. Значение ТРИЗ - РТВ в развитии и воспитании личности уникально. Средства ТРИЗ - РТВ позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач, ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основания говорить о влияние ТРИЗ - РТВ на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности.

Таким образом, если объединить средства ТРИЗ - РТВ включающие методы, игры, задания, занятия на системное рассмотрение окружающего мира, сочинение чего-то нового, непривычного и практику обучения, воспитания и развития дошкольников, создать условия для развития способности, компетентности и творчества, разработать механизм развития познавательной, социально - личностной, интеллектуальной сфер, то это даст возможность сформировать развитую личность.

Осуществление выбора средств ТРИЗ - РТВ обеспечивающих социально - личностное, интеллектуальное, творческое развитие детей дошкольного возраста, создание механизма использования этих средств в образовательном процессе ДОУ.

  1. Создание механизма использования средств ТРИЗ - РТВ (методов, игр, приемов, инструментов) в образовательном процессе ДОУ.
  1. Создание методических рекомендаций по эффективному применению средств ТРИЗ - РТВ во всех образовательных областях дошкольного образования и во всех видах деятельности.
  1. Обучение педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников.
  1. Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Ожидаемые результаты:

Компетенции

Показатели

Ценностно-смысловые компетенции

понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции

обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере).

Учебно-познавательные компетенции

знать и уметь ставить цели, планировать, анализировать, проводить рефлексию, проводить самооценку учебно-познавательной деятельности.

Информационные компетенции

уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции

знать, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь навыки работать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовые компетенции

владеть знаниями и опытом в сфере семейных отношений и обязанностей, в области социально - трудовой сферы.

Компетенции личностного самосовершенствования

непрерывное самопознание и развитие личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Способности

Показатели

Познавательные способности и навыки

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно-следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результата.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. Богатое воображение.

Развитая интуиция

Особенности эмоциональной сферы

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

I этап: 2012 - 2013 учебный год - подготовительный.

На данном этапе предполагается изучить практику внедрения ТРИЗ-технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в г. Электросталь. Предполагается также показать родителям ценность ТРИЗ-технологии для воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Данную работу планируется проводить через организацию открытых занятий с разными группами детей: по возрастам и по уровню подготовленности к изучению ТРИЗ и РТВ; через презентацию проекта, а также через тренинги для родительской общественности и педагогического состава.

Выявление группы воспитателей, проявивших интерес к данным методикам, позволит сформировать творческую группу, которая пройдет обучение.

Актив родителей также организует творческую группу, которая в дальнейшем будет оказывать помощь в организации воспитательной деятельности и исследовательской работе.

II этап: 2013-2015 учебный год - проектировочно-практический.

На данном этапе будет создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу должны войти:

Программы;

Разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, раздаточный материал);

В этот же период будет разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:

  1. определение качества усвоения учебного материала в НОД, которая ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.Будет открыта страничка на сайте ДОУ для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта. анализ проделанной работы, мониторинг, подведение итогов. Изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов РТВ (открытые занятия, Фестиваль фантазеров, результативность участия в конкурсах), демонстрация полученных знаний через проектные работы.
  2. Также будет осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.
  3. Данный этап предполагает подведение итогов:
  4. III этап: 2015 - 2016 учебный год - обобщающий.
  5. Будет организован семейный клуб для родителей "Играем вместе".
  6. На данном этапе будут созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).

Мероприятия

Этапы, сроки их выполнения .

Результат

Исполнители

Проведение диагностики воспитанников на входе

Справка по итогам диагностики, диаграммы сформированности ключевых компетентностей

Зам.зав по ВР,

педагоги

Создание творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект

Протоколы заседаний творческой группы

Зам.зав по ВР,

творческая группа

Дистанционное обучение педагогов

Сертификаты о прохождении обучения

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка и внедрение программы подготовки педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников

Программа подготовки педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников

Заведующий

Подбор средств ТРИЗ-РТВ создание методической базы, необходимой для реализации проекта

Методическая база проекта

Зам.зав по ВР,

творческая группа

Изучение (корректировка) программ по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп

Выбор программы, написание рабочих программ

Зам.зав по ВР,

педагоги

Выявление педагогической осведомленности семьи, а также готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ

Результаты анкетирования родителей

Заведующий,

зам.зав по ВР

Родительские собрания «Внедрение образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»

Протоколы родительских собраний

Заведующий,

зам.зав по ВР

Организация семейного клуба для родителей "Играем вместе".

Создание творческой группы родителей

Зам.зав по ВР

Организация предметной развивающей среды.

Уголок «Изобретатель» в группах, дидактический, наглядный и раздаточный материал

Заведующий,

зам.зав по ВР

педагоги

Рецензирование рабочих программ по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп

Программы, готовые к реализации

зам.зав по ВР

Подготовка презентации проекта

Презентация проекта для педагогов ДОУ

зам.зав по ВР

творческая группа

Смотр знаний воспитанников (2 раза в год по полугодиям)

Публикация результатов в печатных изданиях, демонстрация творческих продуктов на сайте.

зам.зав по ВР

педагоги

Открытые занятия по ТРИЗ и РТВ для родителей

Сценарий, протокол

зам.зав по ВР

педагоги

Мастер-класс на разных возрастных группах дошкольников

Публикация материалов

зам.зав по ВР

Диагностические занятия в ТРИЗовских группах, 2 раза в год

Фиксирование результатов, составление сравнительного анализа с предыдущими показателями

зам.зав по ВР

педагоги

Фестивали творческих работ по каждой возрастной группе.

зам.зав по ВР

педагоги

Участие в конкурсах детского прикладного творчества, выставках творческих работ воспитанников ДОУ

Творческие работы воспитанников ДОУ

зам.зав по ВР

педагоги

Круглый стол для родителей

Выявление отношения к данному проекту.

зам.зав по ВР

творческая группа

Семинар для педагогов ДОУ города

«ТРИЗ в дошкольном учреждении» (рабочее название»

Знакомство педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологий, возможность их использования в образовательном пространстве детского

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка учебно- методического комплекса

«ТРИЗ в детском саду»

Издание сборника материалов, включающего систему занятий, комплексно - тематические планы с использованием средств в непосредственно образовательной деятельности, циклограмму использования средств ТРИЗ-РТВ в режимных моментах и т.д.

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка информационного материала, презентаций по итогам проекта

УМК, сайт «Мир другими глазами» (рабочее название)

Заведующий,

зам.зав по ВР

творческая группа

Итоги работы проекта

анализ результатов, коррекция планов, сбор информации для осуществления следующего этапа.

Заведующий,

зам.зав по ВР

творческая группа

Ожидаемый продукт

Создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу входят:

    • программы;
    • разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, дидактический материал);
    • Разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:
  1. определение качества усвоения курсов ТРИЗ и РТВ;
  2. определение качества усвоения учебного материала по разным предметам, преподавание которых ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.Созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).
  3. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта
  4. Создана страничка на сайте ДОУ для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта
  1. Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание)
  2. Внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ-технологий интегрировать темы занятий.
  3. Просвещение родительской общественности.
  4. Расширение возможностей для реализации творческих потребностей воспитанников: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях.
  5. Создание программ, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных.
  6. Разработка учебно-методического комплекса «ТРИЗ в детском саду». 2.Как стать гением: Жизненная стратегия твор-ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 19944.Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»6.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
  7. 7.Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.
  8. 5.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
  9. 3.Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992.
  10. 1.И тут появился изобретатель/ Альтов Г. - Москва.- 1989
  11. ЛИТЕРАТУРА


Публикации по теме