«Волшебный мир театра!» (консультации для родителей) консультация на тему. Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду Консультации для родителей театрализованная деятельность старшая группа

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду» Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». Содержание театрализованных занятий Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений. Содержание театрализованных занятий включает в себя: Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста; Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами. Построение среды для театрализованной деятельности.

2 Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметнопространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; Особенности его эмоционально-личностного развития; Интересы, склонности, предпочтения и потребности; Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; Возрастные и полоролевые особенности; Театр и родители?! Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Родительское собрание: «Театр наш друг и помощник» Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие творческих способностей родителей. Форма проведения: круглый стол. План проведения: 1.Развитие детей в театрализованной деятельности. 2.Анкетирование родителей. 3.Играем, как дети. А)Волшебные средства понимания. Б) Игры со скороговорками

3 В) Пальчиковые игры со словами. Г) Пантомимические этюды и упражнения. 4.Наш театральный уголок. 5.Подведение итогов собрания. Принятие решения. Подготовительный этап: 1.Разработка сценария. 2.Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения круглого стола. 3.Оформления групповой комнаты. 4.Подготовка памятки для родителей. 5.Оформление цитат: Константин Сергеевич Станиславский «Театр начинается с вешалки». Николай Гоголь «Театр это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Вольтер. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Александр Герцен. «Театр высшая инстанция для решения жизненных вопросов». Развитие детей в театрализованной деятельности Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности. Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных).кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он

4 эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Предварительно было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования были оглашены на родительском собрании. Анкета для родителей 1.Сколько лет вашему ребенку? 2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение? 3.В каких формах у ребенка проявляется творчество? 4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду? 5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли? 6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок? 7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления? 8.Были ли вы со своим ребенком в театре? 9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду. Большое спасибо! Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятий по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы. *Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища). *Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как? *Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.) *Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания? *Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.) Игра «Узнай по голосу» Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами: Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай. Кто назвал тебя узнай! Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?» Игра «Иностранец»

5 Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту. Упражнения 1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление. 2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет). Игры со скороговорками Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз).скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Варианты скороговорок: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Король орел, орел-король. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Испорченный телефон Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды) Пальчиковые игры со словами Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память. Два щенка, на стол ребром Щека к щеке, Щиплют щетку левой, и наоборот. В уголке. Кулаки правой и левой руки поочередно становятся Кулачки трутся друг о друга. Правая ладонь обхватывает кончики пальцев Пантомимические этюды и упражнения Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений. Покажите, как: -вратарь ловит мяч; -зоолог ловит бабочку; -рыбак ловит большую рыбу;

6 -ребенок ловит муху. Попробуйте изобразить: -парикмахера; -пожарника; -строителя; -космонавта. Наш театральный уголок Благодарность. Большое спасибо всем родителям, кто откликнулся на нашу просьбу и помог материально пополнить базу уголка театрализованной деятельности! Теперь у нас есть несколько видов театра: театр картинок, настольный театр, театр масок, тактильный театр, пальчиковый театр, варежковый театр, магнитный, театр оригами, йогуртовый театр, театр помпонов, театр на нитках, на палочках. А какие у нас красивые верховые куклы на гапите и картонные и сшитые, из мягких игрушек, причем разных размеров. Так же имеются у нас ширмы и различные домики. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми. Все это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации, коммуникативности и расширению словарного запаса. В родительский уголок поместить памятку для родителей. Домашний театр Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Семейный театр особая среда для развития творческих способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребенка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама лисой, а дедушка медведем! Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии. Вариант решения родительского собрания:

7 1.Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках развития детей в театрализованной деятельности. 2.Поддерживать интерес детей к театральной деятельности в детском саду и дома. 3.Позаботиться родителям о технических средствах(диски, кассеты), способствующих развитию творческого потенциала детей. 4.Уделять серьезное внимание выбору художественной литературы для чтения детям.


Садыкова Елена Николаевна воспитатель МБУ Д/С 5 «Филиппок» г. Тольятти, Самарская область ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ИГРА, В КОТОРОЙ РЕБЁНОК ПОЗНАЁТ МИР И РАЗВИВАЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ Аннотация: в данной

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в жизни детей» Автор составитель: Муравьева Елена Геннадьевна Воспитатель МБДОУ детский сад 58 г. Апатиты Мурманской области Цели консультации:

Развитие детей в театрализованной деятельности Театральная игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском

Для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности». Цели: 1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности; 2)способствовать повышению педагогической культуры

Консультация для родителей «Использование театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми» учителя дефектолога Потупиковой Натальи Владимировны. Организуя театрализованные игры с детьми дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 50 «Светофорик» города Невинномысска Консультация для родителей «Развитие детей в театральной деятельности».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Березка» Консультация родителей на тему: «Театр дома» Подготовила: Воспитатель Слекишина И.А. Р.п. Железнодорожный,

"Играем с детьми в театр дома" «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны:

Консультация для родителей «Театр дома» Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют

ТТГ «Ребенок и книга» Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Подготовила: Я.Н. Лукичева, воспитатель МБДОУ 6 «Светлячок» т. о Гаджиево 2017 год Театральная деятельность

Тема проекта: «Развитие речи посредством театрализованной деятельности». Авторы проекта: воспитатели 1 младшей группы: Безотечество Е. В. Чичканова Л. Ю. Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролево-игровой,

Театрализованная деятельность в детском саду Выполнила: воспитатель подготовительной группы Кощекова Т.А. Задачи театрализованной деятельности в подготовительной группе. Развивать самостоятельность в организации

Родительское собрание «Играем в театр» Цели: Раскрытие значения театрализованной деятельности во всестороннем развитии личности ребѐнка, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 28» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Воспитателя Саляхетдиновой О.В. Тема Театрально- игровая деятельность детей Театр это волшебный мир.

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитатель высшей квалификационной категории: Карамян Гермине Мартиновна Каждый год в детский сад приходят

Группа «АНЮТА» «Мы - артисты» театральная деятельность детей в нашей группе Младший возраст наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3 5 лет у детей активно развиваются все психические

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 4 «Берѐзка» Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка» Воспитатель:

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад 34 Центрального района г. Санкт- Петербурга «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего возраста» (Методическая

Проект по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки «Репка». Тема проекта "Играем в сказку «Репка». Автор составитель: Е. А. Лаврухина, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Театрализованная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательного речевого развития детей 15 «Радость»

Консультация для родителей «Театр дома» Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, и репертуар, как правило, составляют

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Автор-составитель: Т.М.Андриевская, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Развитие творчества детей через театральную деятельность Автор: Казакова Галина Васильевна Воспитатель МБДОУ ДС ОВ 28 пгт. Черноморского Театрализованная деятельность в детском саду Это хорошая возможность

Воспитатель Вавричина О.И. МБДОУ «Раздольненский детский сад 1 «Звездочка» 2018г Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения учить

Ярмухаметова Алена Сергеевна, воспитатель, МДОБУ ЦРР - детский сад «Сказка», Город Сибай, Республика Башкортостан ТЕАТР В ДЕТСКОМ САДУ С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно

МДОУ «Новомичуринский детский сад 1» Вид проекта: педагогический, игровой, творческий, продуктивный, групповой Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц Участники проекта: дети средней группы 5

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно, для этого ребенку нужно полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому в младшем дошкольном возрасте

Театрализованные игры как одно из эффективных средств успешной социализации дошкольников Театрализованные игры как одно из эффективных средств успешной социализации дошкольников Кунаева Надежда Григорьевна,

Пояснительная записка. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном

Презентация «Опыт работы по театрализованной деятельности в детском саду» Воспитатель Манза О.О. Театрализованная деятельность в детском саду Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка,

«Куклы могут все или почти ВСЕ Они творят чудеса!» Основные задачи Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными

Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Речь является одним из важных приобретений

Координатор: Музыкальный руководитель Воноканова А.А. Паспорт проекта. Проект: «Театр» Группа: все возрастные группы детского сада Координатор проекта: Воноканова Алена Александровна Участники проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида 183» Консультация для воспитателей: «Развитие интереса детей

Презентация на тему: «Волшебный мир театра» Лаптева Кристина Юрьевна Группа 2 Главные задачи поставленные перед педагогом создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что - то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку ребенок входит в наш

Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческой личности ребѐнка средствами театрализованной деятельности» «Театрализация это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

МБДОУ 3 «Ромашка» Руководитель кружка Лопаткина Ирина Александровна Театр эта самая настоящая игра, которая никогда не надоедает, потому что изменяется, усложняется и развивается вместе с детьми. Театральная

«Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в МАДОУ д/c 38 «Росинка» посредством театральной деятельности». Март 2015 Выполнила воспитатель МАДОУ д/c «Росинка» 38 Красовская Светлана

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Раздольненский детский сад 1 «Звездочка» Раздольненского района Республики Крым «Состояние работы с детьми по ОО «Речевое развитие» Выполнила

МКДОУ Детский сад 443 комбинированного вида Ленинского района Проект «Ребенок и театр» Разработан воспитателями Ивановой Е. А. Рабенок О. Ю. Кукольный театр в детском саду Театр - это волшебный край, в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 «Незабудка» Творческий проект по художественно-эстетическому развитию «От сказки к театру» Выполнили: воспитатели Туркина Ирина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 «Солнышко» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район Творческий проект «Театр - маленькие жители волшебной

Презентация парциальной образовательной программы «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАНАВЕС» Театр это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее О. П. Радынова Формирование общей культуры личности

Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с 7 ------------------- Ехлакова В.В. План работы Клуба «Театральные встречи» на 2013 2015 учебный год. Мероприятие Сроки Ответственный Категория участников Анкетирование

Развитие театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах. Кулакова И.А., старший воспитатель МДОУ ДС 7 «Солнышко» г. Ершова «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека.

Отчет по самообразованию - Браун Н.В., Кадникова Е.И. Слайд 1 С введением ФГОС ДО особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребенка является важнейшим

Развитие эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театральной деятельности. Театр одно из самых эмоциональных средств, формирующих вкус детей и его волевых качеств. Театр один из самых доступных

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1329» (Дошкольное отделение) Волшебный мир театра. Особенности театрализованной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками

Методический материал для педагогов «Театрализованная деятельность как средство социально-личностного и художественно-эстетического воспитания детей» С.А. Шашкова, воспитатель МАДОУ 22 «Театр это волшебный

Проект по теме «Театрализованная деятельность в детском саду». Сказка «Волк и семеро козлят». Это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может

Педагогический проект во второй младшей группе 5 «В игры-драматизации играя, все стороны личности мы развиваем» Воспитатели: Елисеева Т. А. Сухочева М. В. Актуальность В игре драматизации происходит совершенствование

МБДОУ детский сад 12 «Ромашка» г. Лакинск Светлана Николаевна Хабарова Воспитатель Высшая квалификационная категория Стаж работы 17 лет «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида 19 «Шустрик» Отчет по парциальной программе «От звука к букве» Е. В. Колесниковой Составили: воспитатель

МДОУ детский сад «Солнышко». Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Непоседы». Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет» Воспитатели: Рамазанова Л.А. Неделькина Н.И. Спирово 2015 Цель собрания:

Проект на тему: «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем» Средняя группа Михайлова Е.И. Актуальность проекта Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других,

2016 февраль Консультация для родителей Искусство делает внутренний мир богаче, развивает фантазию, помогает научиться понимать свои чувства и чувства других людей, уметь сопереживать. Поэтому так важно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 282» Проект по театрализованной деятельности в средней группе «Домик пчелки» Авторы: воспитатели Подъяблонская Н.Е. Присядкина

Задачи и методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах Автор: старший воспитатель МБДОУ детский сад 1 г. о. Самара Базарова Н.В. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» Круглый стол «Кукольный театр- дома и в детском саду» Воспитатель: Овчинникова О.В г.советский 2015 Родительское

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Опыт работы Арутюнян Анелии Рудольфовны воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного

Опыт работы на тему «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности». Сегодня Вашему вниманию я хочу представить опыт работу на тему: «Речевое развитие дошкольников посредством

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перспективный план театрального кружка Сентябрь Занятие 1 Цель. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с куклами театральной студии. Развивать

Консультация для родителей

«Развитие детей в театрализованной деятельности».

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Дед Данил дыню делил:

Дольку – Диме, Дольку дине.

Водовоз вез воду из водопровода.

У осы не усы, не усища, а усики.

Лежит ежик у елки, а у ежа иголки.

Волки рыщут – пищу ищут.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, (Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром )

Щека к щеке, (Кулачки трутся друг о друга .)

Щиплют щетку (Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.)

в уголке.

Ветер по лесу летал, дети качают руками над головой

Ветер листики считал вправо, влево

Вот дубовый, вот кленовый, загибают по пальчику.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки показывают ладошки.

Ветер бросил на тропинку.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как - вратарь ловит мяч; - зоолог ловит бабочку; - рыбак ловит большую рыбу; - ребенок ловит муху. Попробуйте изобразить: парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Покажи как вы рассердились на драчуна; - встретили знакомую девочку; - удивились; съели кислый лимон, обиделись.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Используемая литература:

Т.С Григорьева «Маленький актер»,

А.Я. Михайлова «Ребенок в мире театра. Я вхожу в театр»

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Доклады, педсоветы, семинары…, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 7 комбинированного типа «Золотая рыбка»
Месторасположение: г. Выкса, Нижегородская область

«Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников нельзя недооценить.

Занятия этим видом деятельности помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализацией требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

Через различные формы театрализованной игры дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, творческие способности, психические процессы. Полноценное участие детей в игре-драматизации требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умению выслушивать текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каковы герои, надо научиться анализировать их, понимать мораль произведения.

Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на руки (пальцы). Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

К режиссерским играм относятся:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Виды игр-драматизаций :

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Помимо выше перечисленных видов театра, которые используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров: театр «Живая рука»; театральные ростовые куклы; театр передников; театр из подушек; театр нестандартной игрушки; театр «Рукавичка»; театр на ложках; театр из шерстяных ниток.

Разнообразные виды театра делают театрализованную деятельность дошкольников интересной, разнообразной.

Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые помогают детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу; разыгрываются небольшие сценки, народные песенки, потешки. При этом используются игрушки и фигурки плоскостного театра.

В средней группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному.

Появляется уголок театрализованной деятельности, широко используем такие виды кукольных театров, как пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек. Обязательным элементом становится уголок ряженья. Дети активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступать в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей и помогает передать их с помощью движений, жестов, мимики. А благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Организация театральной зоны в разных возрастных группах ДОУ требует адресованности тетрального оборудования и материалов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.

В группе же для детей 5-7 лет должны быть более широко представлены все виды театров, а также самые разнообразные элементы театральных костюмов к спектаклям. Эта зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Место для театрального уголка педагоги выбирают сами с учетом :

  • эмоциональных и социально-психологических особенностей детей;
  • индивидуальных предпочтений и потребностей воспитанников группы;
  • любознательности и творческих способностей;
  • поло-ролевых особенностей.

Здесь находятся: различные виды театра; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; разные маски, декорации; персонажи с разным настроением; готовые и самодельные костюмы; уголок ряженья (для средней группы — готовое ряженье; для детей старшего возраста - элементы ряженья, парики и прочее).

Оснащение театральной зоны для групп раннего возраста:

  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
  • Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы — образы людей, животных, театр бибабо.
  • Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр и театр плоскостных игрушек.

Оснащение театрального уголка для младшей группы:

  • Коврограф (фланелеграф).
  • Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
  • Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
  • Маленькая ширма для настольного театра.
  • Атрибуты для ряженья: элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие

музыкальные игрушки - погремушки, бубен, барабан.

Так же необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки. Тематика наборов определяется образовательной программой.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера. Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение театрального уголка для средней группы:

  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
  • Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  • Стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  • Атрибуты для «Разноцветных сказок».
  • Театр математики.
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки - погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе групп:

  • Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  • Стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  • Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  • Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений.
  • Технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
  • И грушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

В содержание работы по театрализованной деятельности входит: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности); литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».

Занятия театрализованной деятельностью позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребенок впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора; ребенок постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях, может пронизывать все режимные моменты.

Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Консультация

"Театрализованная деятельность - самый короткий путь эмоционального раскрепощения".

Консультация

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10- 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: "недоиграл", т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе "сотворения игры". Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Как же научить проявлять свои эмоции?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Она - неисчерпаемый источник развития чувству, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация - это не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и.т.д. т.е. со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению" т.е. владел основами актерского мастерства. Одно из главных условий- эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувству педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Однако переигрывать - для создания звукоподражательных эффектов - не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов:

  • Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения "Котята" С. Маршака можно спросить у детей: " Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?"

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если " он не переживает борьбу зла и добра, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу" (В.А. Сухомлинский)

В соответствии с этим перед педагогом встают две основные задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствуют ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоко и серьезны;
  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернутся его содействие персонажам произведения.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образ героев, можно использовать проблемные ситуации типа "Ты с этим согласен?" Например, педагог читает отрывок из сказки и спрашивает: "Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки "Волк и семеро козлят"? Почему вы так думаете?" Или, показывая иллюстрацию с лисой, спрашивает: "Вы согласны, что эта лиса из сказки "Лиса, заяц, петух"? Почему вы так решили? Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети "вынуждены" вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках ("Что с ним?", "Почему он плачет?")

Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения.

Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй идр. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово): "Дай мне куклу", "мама пришла за мной". При этом не забывайте, что интонации педагога - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального выражения.

Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

Решению этой задачи способствуют задания типа "Разные настроения" (по карточкам - пиктограммам).

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили куклу, как ребенок испугался медведя и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (Или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.

Таким образом, занятия театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и.т.д.)

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление эмоционально- чувственного опыта - длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками ("Любимые сказки", "Театральные вечеринки" и.т.д.); домашнее сочинение сказок и различных историй, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов и.т.д.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
  • насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
  • постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличие интересных им эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Ольга Михайловна
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский писал :

«Необходимо расширять опыт ребенка,

если мы хотим создать достаточно прочные основы

его творческой деятельности »

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты : включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей . Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Театрализованная игра на занятиях : во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых : это совместная деятельность детей на прогулке , вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей : в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых , в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей .

Театрализованная деятельность способствует тому , чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач :

Познавательное развитие Социальное развитие Речевое развитие Эстетическое развитие Развитие движений

Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра , профессии людей, создающих спектакль);

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности ;

Развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

Овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) .

Приобщение к высокохудожественной литературе;

Развитие воображения;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Согласование действий и сопровождающей

Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

Выразительность исполнения основных видов движений.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми , которые делятся на две группы : режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе) . Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры : настольный театр игрушек , настольный театр картинок , теневой театр , театр на фланелеграфе .

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности : интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка» , Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди» ). Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой.

Игры-драматизации с куклами би – ба - бо - в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-7 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру : творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том , что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Виды театров для всех возрастных групп

1 младшая

группа 2 младшая

группа Средняя

группа Старшая

группа Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д. Театр ложек , верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой , основами кукловождения. Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой» , обучение технике управления этими куклами. Знакомство с куклами с «живой рукой» , людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

Гапит – деревянный стержень.

Кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

Куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.

Кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.



Публикации по теме