Воспитание гражданственности и патриотизма темы классных часов. Классный час, посвященный военно-патриотическому воспитанию «О Родине, о дедах, о войне!…

МОУ Богучарская средняя общеобразовательная школа№1

Программа

тематических классных часов

по гражданскому и патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов

«Растим патриота и гражданина России!»

Кусурова Ирина Витальевна,

учитель начальных классов, ВКК.

Программа предназначена

для учащихся 1-4 классов.

Год разработки 2007.

Контактные телефоны

(8 47366) 2-16- 85

Богучар 2007 г

I. Пояснительная записка

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006 – 2010 года дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

III. Цель и задачи Программы

Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :

    Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

    Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

    Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

    Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

    Воспитание уважения к защитникам Отечества.

    Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1 класс

«С чего начинается Родина?»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

Задачи:

1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Сотрудничать с родителями.

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Знакомьтесь – это мы»

Конкурс газет, фотогазет, листовок

«День бабушек»

(Ко Дню пожилых людей)

Акция «Забота»

« На кого я хочу быть похожим»

Классный час - вернисаж

«Моя столица, моя Москва»

Заочное путешествие

«Поможем птичкам перезимовать»

Мастерская умельцев

«Наши папы – защитники Родины»

Утренник

« Наши мамы самые красивые»

Музыкально-поэтический классный час

« Дорога в космос»

Игра-путешествие

«Дом, который построим мы»

Защита проектов

2 класс

«Моя малая родина»

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:

    Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

    Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.

    Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

    Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«На донском берегу»

Встреча с поэтом Г.И. Собко

«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»

Конкурс стихов и рисунков

«Золотая хохлома» (народные промыслы)

Утренник

«День освобождения Богучара»

Экскурсия в краеведческий музей

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

«Мы живем в России»

Заочное путешествие

«Песня – душа России»

Литературно-музыкальное состязание

«Папа, мама, я – дружная семья»

Игра-состязание

«За мирное детство – спасибо»

3 класс

«Россия – Родина моя».

Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

    Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.

    Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

    Экологическое воспитание.

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Важные вопросы»

«Русский народный костюм»

Экскурсия в музей народного костюма и кукол

«Степь да степь кругом»

Конкурс чтецов

«Конституция – главный закон страны»

Устный журнал

«Преданья старины глубокой»

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

«Наш земляк - М.Шолохов

Видеожурнал

«Земля - наш общий дом»

Экологический праздник.

«Этот День Победы»

Литературно-музыкальная композиция

4 класс

«Я - гражданин России».

Цель: Растить гражданина и патриота России.

Задачи:

    Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

    Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

    Создание условий для реализации полезных дел.

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

«Герб, флаг, гимн – символы России»

Видеожурнал

«Наш Пушкин»

Литературная конференция

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества

«Бабушки и внуки»

Семейный праздник

«Великий праздник»

Встреча со священнослужителем

МайПрограмма

И тематические консультации... воспитания российских школьников. Программа воспитания и социализации учащихся начальной ... Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы . - М.: Вако, 2006. Соловьев...

  • Программа кружка «я гражданин россии» в 3 классе

    Программа

    ... часа за год. Результативность курса. К концу 3 класса учащиеся ... тематическое ... для 4 класса начальной школы в... Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию : 1 – 4 классы . – М.: ВАКОЛ, ... программы «Патриотическое воспитание ...

  • МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    Апастовского муниципального района Республики Татарстан

    Классный час в 9Б классе

    (гражданско-патриотическое воспитание,

    с применением инновационных технологий обучения)

    Подготовила: учитель высшей квалификационной

    пгт Апастово,2015

    Классный час в 9Б классе

    Тема: «Патриотизм. Гражданственность. Долг».

    (гражданско-патриотическое воспитание, с применением инновационных технологий обучения)

    Детство-это каждодневное открытие мира. Нужно

    чтобы это открытие стало прежде всего познанием

    человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце

    входила красота настоящего человека, величие и ни

    с чем не сравнимая красота человечества”

    В.А. Сухомлинский

    Цель : продолжить работу по формированию у учащихся гражданско-патриотического сознания, верности Отечеству, воспитанию готовности к достойному служению обществу и государству, уважения к историческому прошлому Родины.

    Задачи:

      способствовать формированию умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения возникающих проблем;

      способствовать развитию интереса к историческому прошлому страны;

      развивать коммуникабельность, умения работать в коллективе;

      способствовать воспитанию стремления делать нравственный выбор.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; аудиозаписи музыкальных композиций, карточки Син, бумага для работы формата А3, разноцветные маркеры.

    Направление ВР: гражданско-патриотическое, нравственное

    Ход классного часа

      Введение.

    Вступительное слово классного руководителя:

    Добрый день, дорогие ребята, гости! Я рада приветствовать вас на мероприятии, посвященном гражданско-патриотическому воспитанию.

    В рамках патриотического воспитания мы поговорим о важных понятиях для нас и нашей страны.

    Ощущаете ли Вы себя гражданином –патриотом России?

    Обсудите с партнером по лицу. Объясните, почему?

    Начинает говорить партнер А.

    Какими качествами или какой должна быть личность гражданина – патриота России?

    Структура Плэйсмэт консенсус.

    Запишите максимальное количество идей по теме на своей части листа.

    Обменяйтесь своими идеями. Начинает говорить участник №1. Работайте жестами.

    Если вся команда пришла к консенсусу “большой палец вверх”запишите эту идею в центральный квадрат. Продолжаете до тех пор, пока все не поделятся своими идеями.

    Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.

    Пожалуйста, кто начнет разговор первым?

    Стол №2-какие у Вас версии?

    Спасибо за работу!

    Слайд №6.

    Слайд №7.Стихотворение читают:

    Класс читает стихотворение:

    Быть патриотом,… Что же это значит?
    А это значит - Родину любить,
    А это значит честно, бескорыстно
    Отечеству любимому служить.
    Любить его историю седую,
    Святые лики русских матерей,
    Которые не раз в годину злую
    В бой провожали собственных детей.
    Учить детей гордиться своим родом
    И честь его блюсти и сохранять,
    Быть лучшей частью русского народа,
    Которую не смог никто подмять.

    Честь и достоинство нашей Родины всегда защищала доблестная армия.

    Какие военно-патриотические праздники отмечают в России ежегодно?

    Обсудите с партнером по лицу.

    Слайд №8.

    9-№17

    Слайд №18. Обсудите с партнером по плечу.

    Стол №4, участник №1 что сказал Вам Ваш партнер по плечу? И т.д.

    Какой вклад можете внести Вы – нынешнее молодое поколение?

    Обсудите в группе – мозговой штурм. Участник №3 записывает варианты ответов.

    Стол №1 пожалуйста Ваше мнение!

    Стол №2-какие у Вас версии?

    Стол №3 – есть ли что добавить к сказанному?

    Стол №4? Прошу озвучьте Ваши варианты.

    Спасибо за работу!

    Слайд №19.

    В нашем государстве молодым всегда была дорога. Слайд №20,21

    Государственный совет Российской Федерации

    МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Слайд №22.

    «Молодым везде у нас дорога…» Опишите или нарисуйте эту дорогу.

    Какие меры на уровне класса и школы сегодня приняты!

    Слайд №23-35

    Перекрестная наметка идей.

    Патриотизм – это...”

    1.Возьмите лист бумаги формата А4 (у каждого ученика свой лист). Согните верхнюю часть листа на 2 сантиметра. Согните оставшуюся часть так, чтобы получилось 16 ячеек (4*4), и прочертите линии сгиба ручкой. На верхней линии листа запишите раздражитель

    Патриоизм – это...”

    2.При помощи сималтиниус раунд тейбл зарисуйте и запишите две идеи о патриотизме в любых двух ячейках.

    3. Зарисуйте и запишите еще 2 идеи в каждый лист.

    4. Участник №1 собирает все работы. Четные и нечетные столы обмениваются работами.

    5.Зарисуйте и запишите еще две идеи в любые две ячейки.

    6. зарисуйте и запишите еще две идеи в каждый лист при помощи Сималтиниус раунд тейбл .

    Тик –тэк-тоу.

    1. Пронумеруйте ячейки от 1 до 16. Прочитайте 16 разных идей на своем листе. 2. Создайте 1 предложение “Патриотизм – это...”, используя все слова или по горизонтали, или по вертикали, или по диагонали.

    3. Выполните сингл раунд робин, начиная с участника №3.

    Итог

    Любите Россию, ребята, и гордитесь тем, что вы её граждане! Её будущее - в ваших руках, и она будет такой, какой сделаете её вы.

    Слайд №36

    Спасибо за работу!

    ОГБПОУ «Шацкий агротехнологический техникум»

    Методическая разработка

    классного часа по патриотическому воспитанию

    «ПАМЯТЬ»

    преподаватель общественных дисциплин

    2017г.

      Введение ……………………………………………………………………………стр. 3

      Организация и проведение мероприятия……………………..…стр. 4

      Заключение………………………………………………………………………..стр. 9

      Использованная литература………………… ………………………….стр. 11

      Приложение….…………………………………………………………………..стр. 12

      Введение

    Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоречивыми тенденциями. Любое общество производит себя через молодое поколение. Молодежь представляет собой будущее страны, а поэтому ее настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально -психологический климат в обществе.

    Можно сказать, что молодежь - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим.Наша молодежь как социально -демографическая группа зависима от социально -экономических и политических отношений общества. Естественно, что она несет в себе все противоречия присущие обществу в целом. В настоящее время проявили себя серьезные отличия у «отцов» и «детей» и в ценностных ориентациях, и в способах коммуникации, а не редко и в образе жизни.

    В связи с этим сегодня наиболее актуально стоит вопрос воспитания чувства патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.

    Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения молодежи в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов.

      Организация и проведение мероприятия .

    Форма проведения: классный час

    Метод проведения: групповой

    Время проведения: 45 мин (внеаудиторное)

    Место проведения: читальный зал библиотеки техникума

    Цель:

    способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

    Задачи:

    Привить интерес к истории страны;

    Познакомить с героическими подвигами земляков;

    Способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».

    Оборудование:

    Сценарий классного часа;

    Мультимедийная установка для демонстрации фильма;

    Презентация;

    Записи видеороликов;

    Плакаты, книги, вырезки из газет для художественного оформления аудитории и книжной выставки;

    Цветы и подарки для воина-интернационалиста.

    Ход классного часа

    Ведущий 1.

    Здравствуйте, дорогие друзья!

    Вчера, 15 февраля, исполнилось 26 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Этой дате посвящается наше мероприятие под названием «Память».

    Вступительное слово для открытия мероприятия предоставляется директору техникума.

    (выступление директора техникума)

    Спасибо.

    Ведущий 2.

    Поэт Роберт Рождественский написал:

    Задохнулись канонады,

    В мире тишина.

    На большой земле однажды кончилась война.

    Будем вновь встречать рассветы,

    Верить и любить.

    Только не забыть бы это,

    Лишь бы не забыть.

    Эта память, верьте, люди,

    Всей Земле нужна.

    Если мы войну забудем,

    Вновь придет война.

    Видеоролик на песню «Афганистан»- ВИА «Голубые береты»)

    Ведущий 3.

    25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу СССР пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолёты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознамённого военного округа. Начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана.

    Ведущий 1.

    Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.

    И вдруг эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война

    Ведущий 2.

    Вчера мальчишки выпускной гуляли, Ломился стол от всяческих сластей. И в ночь подруги им судьбу гадали - И нагадали тысячу путей.

    Но выпала всем дальняя дорога В чужую, неизвестную страну.

    И не нашлось другой судьбы у Бога, Чем эта - через страшную войну.

    Ведущий 3.

    И им пришлось испить ее до края,

    И, обманув в письме отца и мать,

    Мол, не на бой - «по делу» вылетаем –

    В жестокой сече к смерти привыкать.

    Их уносили «Черные тюльпаны»

    Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

    За землю предков дрались там душманы,

    А мы за что? Никто не даст ответ.

    Ведущий 1.

    И вот вернулись парни. Поседели.

    У сердца - боевые ордена.

    И шрамы - как отметины - на теле.

    И в душах - не кончается война.

    И в снах - опять восстанет из могилы Тот, на твоих глазах погибший друг.

    И не найдется в целом мире силы,

    Чтоб разорвать порочный этот круг!

    Ведущий 2.

    Стихотворение «Афганистан» читает студент Шанаев Александр. 111гр.

    Ведущий 3.

    С первых дней войны из Афганистана не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... Военные действия в Афганистане продлились сто тринадцать месяцев, 3285 дней. 5 февраля 1989 года. За время присутствия советского контингента в Афганистане погибло около 15 тысяч человек из числа советских военнослужащих, почти 50 тысяч были ранены, более 300 человек до сих пор считаются без вести пропавшими.

    Видеоролик на песню А. Розенбаума «Черный тюльпан»

    Ведущий 1.

    Сегодня в нашем зале присутствует наш земляк, шатчанин, участник боевых действий в Афганистане, воин-интернационалист, наш герой, наша гордость Андрей Александрович Ераткин.

    Просим Вас выйти на сцену.

    Ведущий 2.

    Андрей Александрович - выпускник Шацкого техникума механизации сельского хозяйства, закончил наш техникум с Отличием.

    Андрей Александрович, расскажите, почему Вы решили поступать в техникум?

    Андрей Александрович, ребята хотели задать Вам несколько вопросов. Пожалуйста, вопрос.

    (Студенты задают вопросы афганцу. Выступление гостя сопровождается презентацией)

    Ведущий 3.

    Расскажите пожалуйста о своих наградах. Расскажите о своих боевых товарищах.

    Ведущий 1.

    А теперь, внимание на экран. Сейчас вы увидите фотографии из архива Андрея Александровича.

    (показ слайдов с фотографиями)

    Андрей Александрович, спасибо большое за рассказ, за Ваш героизм, за Ваш подвиг!

    Ведущий 2.

    Наше мероприятие называется «Память», мы всегда должны помнить тех, кто воевал, тех, кто выполнял свой интернациональный долг, тех, кто защищал свою Родину.

    Ведущий 3.

    В истории каждого государства есть свои войны..., а у каждого народа есть герои этих войн. Мы не можем судить о праведности или неправедности давно оставшихся в истории войн. Раны одинаково болят.

    Стихотворение «Война» читает студент 111 группы Дмитрий Катков.

    Ведущий 1.

    Воинов провожали на войну и ждали не смотря ни на что их матери... Молились, плакали, и всегда надеялись на лучшее...

    Стихотворение «Материнские руки» читает студент 111 группы Александр Шанаев.

    Ведущий 2.

    Андрей Александрович, студентка 211 группы Олеся Куркина читает для Вас отрывок из поэмы «Василий Теркин».

    Ведущий 3.

    Огромное спасибо всем, кто пришел на эту встречу. Спасибо, Андрей Александрович!

    (вручение памятного подарка воину-интернационалисту, коллективная

    фотография).

      Заключение.

    Память о подвигах наших старших товарищей – афганцев нужна нам всем, чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев.

    Главной целью этого классного часа было не просто познакомить учащихся с еще одной страницей истории нашей страны, но и дать понять, что на войне проявляются естественные человеческие качества: и героизм, и трусость; есть военные будни и плен.

    Война – это страшное слово. Кода его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда. Человек, который был на войне, лучше всех понимает, что значит быть патриотом.

    В ходе мероприятия, представленного в методической разработке, студенты ознакомятся с событиями, которые предшествовали и послужили поводом для ввода советских войск на территорию Афганистана. Они смогут осмыслить необходимость присутствия наших войск на территории этого государства с общечеловеческой точки зрения. Рассказы о подвигах солдат- афганцев подтвердили тот факт, что преемственность поколений не утрачена и воины- афганцы заслужили ратную славу и нашу горячую признательность, как и наши деды и прадеды, всегда стоящие на страже покоя, мира своего народа. А рассказ воина-интернационалиста, нашего земляка, выпускника Шацкого техникума Ераткина Андрея Александровича помог нам вживую представить события тех далеких лет. Мы гордимся, что такие герои живут рядом с нами!

    Для успешного проведения классного часа была проведена большая подготовительная работа: разработка сценария, поиск видеоматериалов, отражающих события афганской войны, подбор стихов, составление презентации классного часа, приглашение воина-интернационалиста, обеспечение мероприятия необходимым оборудованием для демонстрации слайдов, проведение репетиций.

    Аудитория украшена в соответствии с тематикой классного часа фотографиями, книгами, высказываниями характеризующими мужество и героизм солдат Афганской войны, портретами земляков-участников войны, вырезками из газет.

    Этот классный час - музыкально- литературная композиция, сопровождается музыкой и стихами. В ходе мероприятия использованы видеоклипы на песни ансамбля " Голубые береты" и Александра Розенбаума". Студенты читают стихи, они об Афганистане, о героях этой войны, о матерях, которые ждали своих героев. Мероприятие имеет огромное значение. Он воспитывает в студентах чувство патриотизма, любовь к Родине и Отечеству. Молодое поколение испытывает чувство гордости за подвиги солдат во время войны в Афгане. Урок формирует гражданскую позицию студентов.

      Использованная литература

      Четунова Н., Бобровская Е. Советский патриотизм и советская литература // Советская книга.1946. № 2.

      Полторацкий В. Андрей Платонов на войне Платонов А. Смерти нет! Рассказы.М: Советский писатель, 1970.

      «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» Москва СП «ИКПА» 1991;

      В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» Москва «Дрофа» 1999;

      Ресурсы интернета.























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
    • Раскрыть значение слова «патриот».
    • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

    Форма проведения: час общения.

    Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для
    демонстрации презентации.

    Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В.Суворова.

    План классного часа:

    1. Вступительное слово.
    2. Информационный блок.
    3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
    4. Выводы.
    5. Заключительное слово.

    ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    1. Вступительное слово

    – Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
    – Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине...». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
    – И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
    «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Л.М. Леонов
    – Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

    2. Информационный блок

    – Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский - кто из нас не знает это имя?
    – Что вы знаете о А. Невском?

    Сопровождается презентацией.

    – Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову – патриот. Определение на слайде.
    – Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.(33)
    «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
    – Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе.
    – Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?
    – Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война») .
    – Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.
    – Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего города. Назовем героев-земляков
    – Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

    3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

    Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?
    Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
    – Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

    4. Выводы:

    1. Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
    2. «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины».
      Л.М.Леонов
    3. «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины». И.П.Павлов

    5. Заключительное слово учителя

    – Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Это чувство долго дремлет в человеке, оно просыпается тогда, когда вы находитесь далеко от страны. До свидания, всего вам доброго.

    Классный час. Владислав Духин - герой нашего времени.


    (1980 – 2000)
    Пояснительная записка: О героях войны много написано и рассказано. Дети знают про их подвиги и стараются быть похожими на героев. Многих забрала война. Но не только гибли люди в войну, погибали молодыми ребята в Афганистане и Чечне.
    И наш сегодняшний разговор будет посвящён герою России – Владиславу Духину, который погиб в Чечне в возрасте 20 лет. Ему бы жить и жить, радоваться жизни, любить семью, растить своих детей, но не пришлось… Этот классный час предназначен для учащихся 7 - 8 классов.
    Цель: формирование представления учащихся о герое России – Владиславе Духине;
    Задачи: рассказать о Владиславе Духине, о его подвиге в Чечне;
    воспитывать патриотизм в душах и сердцах учащихся;
    учить учащихся помнить героев.
    Ход классного часа:
    1. Учитель: (звучит тихая музыка)
    Мы с вами живём в замечательное время. Над нами сияет голубое небо, светит ласковое солнце, люди живут полной жизнью: «люди встречаются, люди влюбляются, женятся», дети учатся в школе.
    И самое главное, что нет войны. Не слышно залпов орудий и взрывов, на улице и везде раздаются живые человеческие голоса. Приятно жить, творить и делать добрые дела!
    2. Ведущий (1)
    А много лет назад шла война, это было страшное время, шли бои, много людей погибало на фронтах Великой Отечественной войны, погибали дети в блокаду. Было много героев, защищавших нашу Родину.
    3. Чтец (1):
    Нас двадцать миллионов
    От неизвестных и до знаменитых,
    Сразить которых годы не вольны,

    Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
    Где путь, как на вершину, был не прям.
    Еще мы женам снимся молодыми,
    И мальчиками снимся матерям.

    А в День Победы сходим с пьедесталов,
    И в окнах свет покуда не погас,
    Мы все от рядовых до генералов
    Находимся незримо среди вас.

    Есть у войны печальный день начальный,
    А в этот день вы радостью пьяны.

    4. Чтец (2):
    Мы не забылись вековыми снами,
    И всякий раз у Вечного огня
    Вам долг велит советоваться с нами,
    Как бы в раздумье головы клоня.

    И пусть не покидает вас забота
    Знать волю не вернувшихся с войны,
    И перед награждением кого-то
    И перед осуждением вины.

    Все то, что мы в окопах защищали
    Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
    Беречь и защищать вам завещали,
    Единственные жизни положив.

    Как на медалях, после нас отлитых,
    Мы все перед Отечеством равны
    Нас двадцать миллионов незабытых,
    Убитых, не вернувшихся с войны.

    Где в облаках зияет шрам наскальный,
    В любом часу от солнца до луны
    Бьет колокол над нами поминальный
    И гул венчальный льется с вышины.

    И хоть списали нас военкоматы,
    Но недругу придется взять в расчет,
    Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
    Когда живых тревога призовет.

    Будь отвратима, адова година.
    Но мы готовы на передовой,
    Воскреснув,
    вновь погибнуть до едина,

    Чтоб не погиб там ни один живой.

    И вы должны, о многом беспокоясь,
    Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
    На нашу незапятнанную совесть
    Достойное равнение держать.

    Живите долго, праведно живите,
    Стремясь весь мир к собратству
    сопричесть,
    И никакой из наций не хулите,
    Храня в зените собственную честь.

    Каких имен нет на могильных плитах!
    Их всех племен оставили сыны.
    Нас двадцать миллионов незабытых,
    Убитых, не вернувшихся с войны.

    Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
    А ветки ив плакучих склонены.
    Бьет колокол над нами поминальный,
    И гул венчальный льется с вышины.
    (Расул Гамзатов)
    5. Давайте послушаем знаменитую песню из кинофильма «Офицеры» - «Герои былых времён»

    6. Ведущий (2):
    Ребята! А кто такие герои?
    Ответы учащихся:
    Герои – это люди, у которых есть цель в жизни.
    Герои- это те, которые совершают подвиги ради других людей.
    Для меня герой – Александр Матросов, который закрыл своим телом амбразуру вражеского пулемёта.
    Герои не ищут славы, они совершают подвиги по велению сердца.
    Для меня герой – Николай Гастелло, который направил свой самолёт на фашистские бензобаки.
    Для меня герои – это молодые парни, погибшие в Афганистане и Чечне.
    7. Чтец (1):
    Нет оправданий для войны,
    Но только войны не стихают
    И снова гибнут пацаны
    И снова близкие рыдают…
    Опять потери, вновь бои,
    Как и в Афгане, гор преграда,


    Чужие там, а здесь свои,
    Но кровь одна, одни награды.
    Поймав, снаряд гудит броня,
    У БМП движок дымится.
    Тогда Афган, сейчас Чечня,
    Никак война не прекратится.
    Война приходит в города,
    Лицо до времени скрывает
    И ночью спящие дома
    Из мирной жизни вырывает.
    Не утихает боль войны,
    О ней всю жизнь не забывают
    И с сединою, пацаны,
    Друзей погибших поминают…


    В Чечне
    8. Ведущий (1):
    Много ребят погибли в Чечне и Афганистане.
    И сегодня мы вспомним Владислава Духина, который погиб в Чечне совсем молодым.
    Он рос обычным боевым мальчишкой с сильным характером и волей.
    Родился 26 марта 1980 года в городе Ставрополь в семье служащих.
    Родился Влад – родители назвали его в честь великого хоккейного вратаря Владислава Третьяка – 26 марта 1980 года в Ставрополе.
    – В детстве он очень любил играть со старшим братом Женькой в войну и при этом всегда был десантником, – рассказывает его отец Анатолий Духин. – Владу часто снился один и тот же сон: идет бой, его окружают «черные» люди. До 14 лет он даже спал с игрушечным пистолетом под подушкой.
    Учился Владислав в 24-й средней школе. Он не был примерным учеником, хотя слыл умным и способным.
    Что говорит о нём его отец?
    «Он был очень подвижным парнем, – говорит Духин-старший. – Любил баскетбол, волейбол, настольный теннис, увлекался стрельбой, много читал. Да и девчонки от него без ума были. Когда он брал в руки гитару, все собирались вокруг. Репертуар был разнообразным. Но больше пел об афганских героях. У него всегда получалось хорошо все, за что бы он ни брался, будь то работа или спорт. Влада все любили за доброту, порядочность, честность, смелость»


    Маленький Влад


    Влад - школьник
    В дневнике у него рядом мирно уживались «пятерки» и «двойки», – вспоминает отец. – А школу сын заканчивал уже в вечернем лицее.
    В свободное от учебы время веселый и жизнерадостный Влад гонял в футбол с другими мальчишками. После школы пошел работать в автомастерскую, поступать в ВУЗ не захотел пока не отслужит в армии.
    9. Ведущий (2):
    В мае 1998 году был призван в Российскую Армию Промышленным райвоенкоматом города Ставрополя. Службу проходил в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, расквартированной в городе Пскове. Был командиром боевой машины - наводчиком орудия. В составе миротворческого контингента был в четырехмесячной командировке в Абхазии. С начал 2000 года в принимал участие в боевых действиях в Чеченской республике.
    Первое боевое столкновение в бандитами произошло 8 февраля. Духин с отделением находился в боевом охранении, когда заметил противника. По его приказу десантник открыли внезапный огнь, несколько боевиков были убиты, остальные отошли.
    10. Ведущий (1):
    29 февраля 2000 года гвардии младший сержант Духин в составе 6-й роты занимал оборону на одной на высоте 776.0 (Шатойский район). Утром 1 марта позиции десантников были в очередной раз атакованы большой группой боевиков, появились убитые и раненые. Не обращая внимание на свое ранение, Духин выносил раненых товарищей в безопасное место. Во время выноса очередного раненого младший сержант увидел, что бандиты пытаются обойти позиции десантников с трех сторон. Зная, что рота ведет тяжелый бой и помощи ждать неоткуда, Духин принял решение самому сдерживать боевиков. Заняв удобную позицию, он открыл прицельный огонь из автомата. Когда закончились боеприпасы, десантник дождался, когда враги приблизились, и с последней гранатой в руках бросился в их гущу. Владислав Духин погиб, уничтожив при этом взрывом гранаты десять боевиков.
    11. Ведущий (2):
    Владу было всего 20 лет.
    Как вы думаете, какие чувства испытывал Влад, когда к нему приблизились враги? Почему он принял такое решение?
    12. Ведущий (1):
    Указом Президента Российской Федерации N484 от 12 марта 2000 года за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо - Кавказском регионе, гвардии младшему сержанту Духину Владиславу Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
    13. Ведущий (2):
    Похоронен на родине в городе Ставрополе.


    Чтец (1):
    Навек запомни
    Куда б ни шёл, ни ехал ты,
    Но здесь остановись.
    Могиле этой дорогой
    Всем сердцем поклонись.
    Кто б ни был ты -
    Рыбак, шахтёр,
    Учёный иль пастух, -
    Навек запомни: здесь лежит
    Твой самый лучший друг.
    И для тебя, и для меня
    Он сделал всё, что мог:
    Себя в бою не пожалел,
    А Родину сберёг.
    (М. Исаковский)
    В Ставрополе в его честь названа одна из новых улиц, на здании лицея установлена мемориальная доска. С 2001 года в Ставропольском крае проводятся, ставшими традиционными, детские футбольные турниры, посвященные памяти Героя России Владислава Духина. В октябре 2003 года отец Героя с местным священником отцом Александром, ротой спецназовцев и ребят из военно-спортивного клуба «Русские Витязи» (город Ставрополь) установили на одной из вершин Кавказского хребта на территории Карачаево-Черкессии поклонный православный крест в память Владислава Духина и во славу подвига восьмидесяти четырех русских солдат. Гора получила неофициальное название - Духина гора.

    Публикации по теме