Воспитание патриотизма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях. Участие учителя-логопеда в деятельности дошкольной организации по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей Работа логопеда презентация п
Разделы: Логопедия
На логопедических занятиях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, основное внимание уделяется формированию средств общения (коррекции произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя, развитию связной монологической речи).
Опыт работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи, указывает на необходимость целенаправленного развития коммуникативных навыков общения, а также речевой инициативы.
В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на занятиях по коррекции речи мы стараемся воспитать в учащихся патриотические чувства - гордости за свою страну, свой народ, уважения к героическому прошлому и настоящему народа нашей страны. Для чтения, слушания, декламации подбираем тексты, развивающие чувство гордости за соотечественников-ровесников, не пожалевших свои жизни во время Великой Отечественной войны. Тем самым расширяем кругозор школьников, формируем патриотическое мировоззрение.
На логопедических занятиях формирование навыка правильного чтения, автоматизацию, введение в речь поставленных звуков проводим на материале произведений о Великой Отечественной войне. Дети читают о маленьких героях большой войны, о том, как они сражались рядом со старшими-отцами, братьями. Сражались повсюду, и не дрогнули их юные сердца! Детство этих ребят было наполнено тяжелейшими испытаниями. Это было в истории нашей страны, было в судьбах её детей - обыкновенных девчонок и мальчишек.
Ученики с удовольствием слушают, читают о Зине Портновой, Володе Казначееве, Лёне Голикове и многих других юных героях.
Ещё до того, как дети с ограниченными возможностями здоровья научатся оценивать поступки героев, они учатся сочувствовать им. После чтения и обсуждения прочитанного, дети рисуют иллюстрации. Эти произведения открывают перед учащимися с ОВЗ мир новых знаний, опыт первых серьёзных переживаний. Слушая о Зине Портновой, о подвигах членов подпольной комсомольской организации “Юные мстители”, школьники стараются представить себя на месте героев. Они с восторгом пересказывают произведения, разыгрывают события, описанные в них. Это становится для них открытием мира. Слушая или читая, дети огорчаются, беспокоятся, радуются вместе с героями, что способствует их душевному и духовному росту. На материале этих книг воспитывается человечность - умение волноваться за героев, переживать чужую боль, как свою. Чувствовалось, как дети волновались за Зину, сумевшую осуществить жестокую и эффективную операцию по отравлению фашистов в столовой. Чтение товарищей о том, как “Юные мстители” расклеивали листовки, добывали для партизан сведения о действиях фашистов, как с их помощью были устроены диверсии на железной дороге, а это задержало отправление вражеских эшелонов на фронт, школьники слушали, затаив дыхание, пересказывали с дрожью в голосе.
Таким образом, на логопедических занятиях, кроме коррекционной, мы ставим цель воспитания гордости за свой народ, свою Родину. Ребята читают, что Марат Казей за мужество и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою. Так формируется патриотизм, чувство гордости за героев.
Детям нравятся уроки, на которых используется мультимедийные презентации, включающие фотографии, тексты, размеры которых можно изменять с учётом возможностей учащихся. К демонстрации такой презентации добавляем голосовое и музыкальное сопровождение. Школьники прослушивают и исполняют, с помощью музыкального работника, песни военных лет. Так прививается чувство сопричастности к делам и подвигам предыдущих поколений, происходит осмысление собственной жизни.
Понимание смысла текста основывается на знании значения отдельных слов, усвоении синтаксических отношений, в которые вступают данные слова, формировании общего смысла прочитанного. При смысловом анализе текста у учащихся развиваются навыки речевого мышления и познавательной деятельности в целом, а это оказывает влияние на формирование личности. На занятии идёт работа по обогащению словаря. По заданию учащиеся подбирают слова, обсуждают, сравнивают содержание с прочитанным ранее. Приведём пример такого задания: “Марат ходил в разведку; участвовал в рейдах; подрывал эшелоны; поднял своих товарищей в атаку; пробился сквозь вражеское кольцо; получил медаль “ За отвагу”. В мае 1944-го года Марат погиб, возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведки, они наткнулись на немцев; отстреливался; залёг в ложбинке; был тяжело ранен; держал оборону; одну гранату бросил в немцев; второй взорвал себя вместе с врагами”.
Коррекционная работа направлена на формирование единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. На материале прочитанного идёт формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, закрепляется правильное звукопроизношение, расширяются познания о мире.
На таких занятиях перед учениками открывается ряд событий и обстоятельств, которые они осмысливают, переживают, пытаются ответить на множество вопросов. Дети учатся рассуждать: почему герои совершали свои подвиги, какие обстоятельства определяли их действия. На занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход, некоторым ученикам даёт пошаговую инструкцию в помощь оформления высказывания.
Совместное чтение книги о Великой Отечественной войне с учителем-логопедом систематизирует положительный жизненный опыт, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает чувство патриотизма.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья чтение – труд, и нужно сделать его интересным, занимательным, подвести их к выводу о том, что хорошо и что плохо. К выводу учащиеся приходят сами, с помощью педагога они получают информацию о мире, определяют своё отношение к нему.
Встреча с героическими личностями, интересными судьбами помогает открыть в себе запас доброты и душевной красоты. Школьники учатся жить в мире людей, оценивать поступки героев, характеризовать их. На таких занятиях дети особенно стараются правильно произносить “трудные” звуки, соблюдать нужную интонацию. Постепенно ребята учатся разбираться в собственных мыслях, чувствах, переживаниях. Во внеурочное время школьники рисуют понравившихся героев, пересказывают запомнившиеся эпизоды. Так формируются важнейшие нравственные ценности, образуется связь между военными событиями и поведением в реальной жизни. Часто логопедические занятия проводятся в виде организационно-коммуникативной игры, где язык произведения сближает участников, а само произведение способствует становлению творческих способностей.
Характер самостоятельного связного высказывания у школьников находится в зависимости от индивидуально-личностного отношения к тем или иным условиям общения и к содержанию высказывания. Общение строится по схеме “педагог-ученик”:это позволяет приобрести умение воспринимать информацию. Схема “ученик-ученик” способствует обучению учащихся совместному обсуждению произведения, выработке общих позиций, осуществлять самоконтроль за речью. Ребята учатся согласовывать своё мнение с мнением товарищей, вести диалог, составлять предварительный план высказывания в соответствии с задуманным.
Итак, в коррекционно-логопедической работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, мы используем произведения о героических и трагических годах Великой Отечественной войны, о детях-героях. Одновременно с коррекцией речи на логопедических занятиях идёт воспитание патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.
Отдел образования администрации Петровского района
Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №180 г. Донецка
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Творческий отчёт учителя-логопеда
Тема: «Развитие речи детей логопедической группы, через патриотическое воспитание»
Подготовила:
Масалитина
Оксана Владимировна
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого- с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л.С.Лихачев.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике за последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания -это шаг к возрождению республики.
Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...
Отношение к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Народные сказки, которые передаются от поколения к поколению.
Задачи по патриотическому воспитанию:
воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о родном городе;
знакомство детей с символами республики (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Решая задачи по патриотическому воспитанию, педагог должен строить свою работу учитывая следующие принципы:
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
с республикой;
с символами;
с праздниками и традициями;
с природой
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
сочетание разных видов деятельности;
деятельный подход;
Чувство любви к родному краю начинается через знакомство :
с семьей;
с детским садом;
со своей улицей;
Представление о родном городе
Город славен:
своей историей;
традициями;
достопримечательностями;
памятниками;
лучшими людьми;
народными промыслами и умельцами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
всех людей объединяет любовь к своей республике.
Огромное значение имеет пример взрослых:
прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной;
любовь к Отечеству;
уважение к ветеранам войны;
чтить память о погибших воинах;
знать героев республики;
знакомить с трудовыми подвигами;
соблюдать традиции.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Консультации
Семинары
Педагогические советы
Самообразование
Курсы повышения квалификации
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Уголки родного края
Изготовление макетов
Развивающие игры
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм
Фотоальбомы, иллюстрации
Художественная и познавательная литература
Мини-музеи
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения.
Объяснения в сочетании с показом.
Беседы о родном городе и республике.
Разучивание песен и стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
Ознакомление с произведениями народного творчества.
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Встречи с ветеранами, знаменитыми людьми.
Работа с родителями
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления патриотизма. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, символике, профессиях, если ему известны имена тех, кто прославил наш город, республику, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Заповедь А.С. Макаренко для педагогов и родителей
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль, должно приходить к детям».
Тема выступления:"Патриотическое воспитание на логопедических занятиях"
«Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях.
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человка- гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам?Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, котрые помогут ему стать гражданином общества.
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.
Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.
Следующие темы: «Все профессии хороши» , где формируется понятие о нужности и важности всех профессий. Об уважении к труду людей.
В теме «Семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.
В тема «Природа родного края» - обращаю внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней.
Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и блогадарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.
Особое внимание уделяется теме о главном празднике для нашей страны «День Победы» . Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Особенно очень важно внаше ой простое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей.Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи. В которую входят следующие направления:
правильное звукопроизношение;
лекико-грамматический строй речи;
обогащение словарного запаса детей;
развитие связной речи.
Развитие правильного звуопроизношения.
В данном направлении по выщщеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:
АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.
На занятиях решаются речевые задачи - автоматизация звукопроизношения,развитие логического мышления и долговременной памяти.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Использую логопедические игры, например
«Сложи и расскажи»
Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.
Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен
Словообразование: граница- пограничник, пограничный;
Использование предлогов: моряк — в море,
Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат(каша -солдатская.(какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)
Глагоды(действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.
Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова -синонимы(Родина — отечество. Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.
Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны» , с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».
Таким образом на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!
Васильева Татьяна Анатольевна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МАДОУ "Детский сад № 368" г. Перми
Населённый пункт:
г. Пермь
Наименование материала:
статья
Тема:
"Если ваш ребенок плохо говорит"
Дата публикации:
07.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми
Духовно-нравственное воспитание
дошкольников с нарушениями речи в
условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно-
нравственному воспитанию по теме: «Духовно-
нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и
пути их решения»)
Подготовила: учитель-логопед МАДОУ
«Детский сад № 368» г. Перми
Васильева Татьяна Анатольевна
Пермь, 27 июня 2016 г.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с
нарушениями речи в условиях логопункта
Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по
духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи в условиях
логопункта детского сада
Дорогие коллеги, друзья!
Мы сегодня все понимаем,
Что без нравственности и духовности
Кого мы сейчас воспитаем?
Сейчас опасность в обществе нависла:
Не экономика разваливается – нет.
Агрессия, жестокость в нас проникла –
И справедливости, великодушью места нет.
Чтоб жизнь улучшилась в стране –
Нам надо нравственность поднять
И возродить духовные основы.
А, значит, христианские традиции вернуть опять,
И ценности культуры за основу.
На современном этапе развития образования духовно-нравственное
воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего
поколения. В нравственном воспитании современных детей появились
негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран
телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые
смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной
чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях
возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о
гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и
великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают
из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над
развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.
Педагоги
заново
пытаются
понять,
каким
образом
привить
современным
детям
духовно-нравственные ценности. Актуальность
этой
задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования.
Так в Общих
положениях
отмечено,
что
одним
из
основных
принципов
ДО
является
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Дошкольный возраст
– важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в
этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому
в этом возрасте ребенку необходимо закладывать основы системы духовно-
нравственных ценностей.
Однако не стоит рассчитывать на то, что нравственность развивается у
ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических
воздействий.
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач
как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и
детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако
наличие
у
детей
с
нарушениями
речи
определенных
психофизических
особенностей
в
отдельных
случаях
в
значительной
мере
затрудняет
формирование у них нравственных качеств личности.
Кому как не им - детям
с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения
со стороны нормально развивающихся сверстников?
Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с
нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные
трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер.
-
это
несформированность
чувства
языка,
неспособность
к
построению
развернутого
высказывания,
инертность
в
выборе
языковых
средств,
обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности, болезненное
переживание по поводу своего дефекта речи
Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой
общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в
формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной
регуляции
поведения.
Это
может
привести
к
нежеланию
общаться
со
сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым,
что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи
таких детей. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости,
они объясняют простым незнанием их.
По данным, полученным в ходе обследования старших дошкольников
выяснилось, что 25% испытуемых среди детей с нарушениями речи имеют не
адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 13% дошкольников с
нормой развития имеют те же проявления.
Дети
с
нарушениямиречи
заостряют
свое
внимание
не
на
положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а
на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их
последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный
вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста.
Основные
задачи
нравственного
воспитания
дошкольников
с
нарушениями
речи
заключается
в
формировании
у
детей
нравственных
чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных
качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к
мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве непосредственной и опосредованной образовательной деятельности
детей.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями
речи
не
ограничивается
только
занятиями.
С
детьми
организуется
систематическая работа в разнообразных формах:
- логопедические занятия;
- чтение художественной литературы;
- краткосрочные образовательные практики;
- беседы;
- детско-родительские мероприятия в рамках работы детско-родительского
клуба МАДОУ «Детский сад № 368» «Семья от А до Я».
Так
как
дети
с
нарушениями
речи
обладают
преимущественно
наглядно-образным
мышлением,
необходимо
насытить
окружающую
действительность
предметами
и
пособиями,
позволяющими
детям
более
точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана
предметно-развивающая
среда,
содержащая
материал
по
ознакомлению
с
родным
городом
(иллюстрации,
наборы
открыток,
тематические
папки
«Пермь», «Экскурсия по Перми», карта города, символика города, макеты
детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей
области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области),
страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные
зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента
России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки
по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские
игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и
книги
–
раскраски,
дидактические
и
сюжетно-ролевые
игры),
а
также
материл
по
духовно-нравственному
воспитанию
детей
(фотографии
с
изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки,
былины, предания). Для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения
всегда готовится более подробный обширный наглядный материал.
В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками
речи входит:
- воспитание патриотизма;
- бережного отношения к природе;
- коллективизма, дружбы, товарищества;
- гуманного отношения к людям; культуры поведения;
- сознательной дисциплины; положительного отношения к труду;
- правовое воспитание и тесно взаимосвязанные эстетическое, трудовое и
экологическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь
к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но
начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к
своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье
закладываются
основы
патриотизма
духовно-нравственных
ценностей,
с е м е й н ы х
т р а д и ц и й,
в з а и м о о т н о ш е н и й
в
с е м ь е.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
с
нарушениями
речи
является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования
лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических
категорий родного языка; развития навыков связной речи.
Воспитание
патриотизма
невозможно
без
знакомства
с
историей
и
русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в
процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь»,
«Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город»,
«Моя улица».
В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за
счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему
«посуда»,
они
знакомятся
не
только
со
значениям
слов
«перечница»,
«соусник»,
«самовар»
и
др.,
но
и
«ухват»,
«коромысло»,
«ступка».
Они
узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не
только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.
Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма.
Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать
патриотическое воспитание дошкольников.
Изучая
на
логопедических
занятиях
различные
лексические
темы,
связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие
птицы»,
«Перелетные
птицы»,
«Животные»,
«Деревья»,
«Цветы»,
дети
знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна,
узнают,
что
ее
нужно
беречь:
зимой
подкармливать
птиц
и
животных,
бережно
относиться
к
деревьям
и
цветам,
а
также
решаются
чисто
логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных
прилагательных, единственного и множественного числа существительных и
прилагательных,
предлогов,
дети
учатся
образовывать
существительные
уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы
«У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы».
На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия»,
«Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их
привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий.
Кроме
непосредственно
логопедических
занятий,
мы
проводим
краткосрочные
образовательные
практики,
в
процессе
которых
знакомим
детей с русскими традициями и обычаями: КОП «Сказочники», где дети
слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы,
учатся их
пересказывать,
сочинять
и
анализировать. Сказки несут в себе глубокую
народную
мудрость,
пронизанную
христианской
нравственностью.
Совместный
с
детьми
анализ
сказочных
ситуаций
и
характеров
героев
способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных
ситуациях
(«Сестрица
Алёнушка
и
братец
Иванушка»,
«Волк
и
семеро
козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей
следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и
миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет,
следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги»,
«Не
завидуй»,
а
к
тем,
кто
нарушает
заповеди,
приходит
возмездие.
Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского
народа:
бескорыстия,
мужества,
справедливости,
чувства
собственного
достоинства, трудолюбия.
В формировании нравственных представлений, конечно же, важную
роль играет знакомство с родным языком. Поэтому неотъемлемой частью
логопедической
работы
в
детском
саду
является
приобщение
детей
родному языку, привитие любви к родной речи.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной
литературе,
особенно
в
произведениях
устного
народного
творчества
(сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Именно
фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном
творчестве
сохраняются
особенные
черты
национального
характера,
присущие ему нравственные ценности.
Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей,
являются пословицы и поговорки. На логопедических занятиях ежедневно
разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки.
Дети
дома
с
родителями
повторяют
разученные
пословицы,
поговорки,
чистоговорки
и
разучивают
новые.
Яркость,
емкость,
эмоциональность
образа
–
всё
это
воздействует
на
нравственно-эмоциональную
сферу
дошкольников.
В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко
оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные
качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Нельзя
не
отметить
с
точки
зрения
формирования
патриотических
чувств
праздники,
которые
проводятся
в
течение
учебного
года:
«День
победы»,
«День
Защитников
Отечества»,
«Масленница»,
«Рождество»,
«Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам учим с детьми стихи,
песни, роли.
Праздники
в
детском
саду
являются
эффективным
средство
эстетического
воздействия
на
подрастающее
поколение,
так
как
они
отражают национальные ценности нашего края, призывают к труду, добру, к
красивым
поступкам,
нравственному
поведению,
в
них
отражаются
традиции и обычаи русского народа.
Немаловажным
условием
нравственного
воспитания
дошкольника
с
речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с
этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как
именно
семья
является
основой,
в
которой
формируются
нравственные
качества
ребенка,
которые
так
необходимы
при
исправлении
речевых
недостатков.
Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу,
мы используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер-
классы, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Борьба за чистоту
речи», «Я у мамочки родился», «В гостях у сказки», «Использование в
работе по нравственно- патриотическому воспитанию детей в детском
саду воспитательного потенциала семьи », « Использование поэтических
произведений
в
воспитании
любви
к
родному
краю»,
групповые
и
индивидуальные
консультации
-
«
Система
взаимодействия
семьи
и
детского
сада
в
вопросах
нравственного
воспитания»,
«
Требования
современного общества к уровню развития ребёнка». В рамках клуба
организуются
речевые
детско
–
родительские
праздники
«Праздник
правильной речи», « Встречи с книжными героями», интеллектуальные
игры для каждой возрастной группы «Маленькие знатоки», « В стране
грамматики»;
консультации
для
родителей:
«Речевые
нарушения
и
причины их возникновения», «Советы для родителей, имеющих детей с
нарушениями речи», «Как развить слуховое восприятие у детей», «Мы
учим
детей
рассказывать»,
«Воспитание
и
обучение
ребенка
с
нарушениями речи».
Радует
тот
факт,
что
количество
заинтересованных
родителей,
участвующих в заседаниях клуба, возрастает. В рамках «Недели открытых
дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников
с флорой и фауной Урала и средней полосы России.
Итог
нашей
системной
работы
с
детьми,
имеющими
речевые
нарушения – дети самостоятельно научились рассказывать сказки, знают
много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают
стихи о природе, играют в народные игры, приобщились к народному
творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Дети
больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к
другу,
радоваться
успехам
своих
товарищей,
сопереживать
в
случае
неудачи. Дети научились построению развернутых высказываний, стали
более
уверенными
в
своих
коммуникативных
способностях,
и
как
следствие – стали более активно общаться со сверстниками и взрослыми.
Они стали с уважением относиться к людям других национальностей, к
труду взрослых и их отдыху.
Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет
в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества –
патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего
общества.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их
жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка
играет
среда,
в
которой
он
развивается
и
растет.
Поэтому
переоценить
важность
семьи
в
нравственном
воспитании
дошкольников
невозможно.
Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком,
и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Обобщая
вышесказанное,
можно
сказать,
что
в
организованной
определенным
образом
логопедической
работе
всегда
найдется
место
духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных
качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.