Воспитание ремнём. Можно ли бить ребенка

Я думаю что бить детей нужно ремнем, со всей силы,по голой попе, а потом голым (в присудствие родителей) поставить в угол.
Вот еще прочитайте историю.
Телефонный звонок разбудил меня часов в семь утра. В это день я был выходной и, чертыхаясь, что не дали выспаться, взял телефонную трубку.
-Слушаю Вас.
-Привет, Андрей, извини, что так рано. У тебя найдется для меня несколько минут?
-Привет, Серега! Конечно, я как раз сегодня выходной, приезжай.
-Спасибо, я скоро буду.

Странно, что это за срочность у него такая? И голос какой-то странный, словно не его.

Минут через сорок раздался звонок в дверь. Я открыл и увидел Сергея, мне сразу стало ясно, что у него не все в порядке.
-Заходи, Сережа, раздевайся и проходи в комнату.
-Извини, что я так рано, но кроме тебя мне не к кому пойти.
-Присаживайся, может кофе, или чай?
-Нет, спасибо. Андрей, я пришел к тебе не только как к своему старому знакомому, но и как к психологу.

Это меня очень удивило, Сергей всегда с иронией относился к психологам и считал, что он-то уж точно в нас не нуждается. -Рассказывай, Сергей, что произошло? -Помнишь, я тебе говорил, что мой брат с невесткой на год уехали работать по контракту? -Да, и твой племянник теперь живет у тебя. -Вот именно! Сначала все было спокойно. Максим, мой племянник скучал без друзей. Но потом он познакомился со своими сверстниками и все пошло нормально. Но вот как-то он пошел гулять и обещал быть дома около 10 часов вечера. Но, время 11, а его нет, 12 часов, Максима нет. Я места себе не нахожу и самое главное, что у него мобильный выключен. И вот в начале первого хлопнула входная дверь. Я вышел в прихожую.

Где ты был?
-Гулял.
-Ты знаешь сколько время? Почему ты так поздно?
-Отстань, я устал.
-Как ты разговариваешь?! Где у тебя телефон?
-Разрядился. Все, я спать пошел.
-Подождешь! А ну пошел в гостиную!
-Я иду спать,- твердо заявил Максим.
-Ты пойдешь туда, куда я скажу. Пошел в гостиную!

Я схватил его за шиворот и втолкнул в комнату.
-Что тебе еще надо от меня?
-Сейчас узнаешь,- и я расстегнул и вытащил из брюк ремень?
-Что ты задумал?- Максим смотрел на ремень, вытаращив глаза.
-Сейчас узнаешь. А ну снимай штаны!
-Ты не посмеешь! Пропусти меня!- как-то визгливо выкрикнул Максим.
-Кому сказано! Быстро трусы на пятки, футболку на голову!
-Ты урод! Только попробуй!

Я схватил его за загривок и попытался нагнуть. Максим изо всех сил старался вырваться. Но борьба была недолгой, и мне удалось зажать его голову между колен.
-Отпусти! Не вздумай!

Я, крепко зажав его между ног, спустил с него штаны и плавки. И вот, взвился ремень и звонко шлепнул по голой попе.
-А-а-а! Не смей!- Максим усиленно пытался вырваться, или хотя бы уклониться от ударов, но держал я его крепко и мой ремень всегда ложился ровно то на одну, то на вторую половинку.
- Больно! Не надо!
-Терпи! Нашкодил, так терпи и получай свое.- Его попа раскраснелась от порки и дрожала.
-Ну, Сережа, хватит. Прошу тебя хватит! Я больше так не буду.
-Получай! Это тебе за дело. Это за хамство.

И вот я отбросил ремень в сторону и отпустил его. Максим встал, потирая всю красную попу, так и поплелся к себе в комнату, даже не натянув штаны. На следующий день, у него были красные глаза от слез, и он старался даже не смотреть в мою сторону. Как мне было жаль его. Я уже раскаялся, что не сдержался. Но понимал, что получил, он за дело. Дальше все пошло по-прежнему. Максим был очень вежлив и послушен. Когда хотел уйти спрашивал разрешения, возвращался всегда вовремя. Так продолжалось неделю. А потом он пришел сильно выпивши. Я спросил его с кем он был, а в ответ опять хамство.

С кем ты был?
-С друзьями.
-Ты пьян. Что это за новости?
-Ой, вот только отстань. Я был на Днюхе. Подумаешь, выпил! Я сам себе хозяин,- сказал он пошатываясь.
-И вообще, не лезь ко мне. Понял?! Хожу куда хочу и с кем хочу.- Сказал Максим и демонстративно достал из кармана сигарету
-Так! Я вижу, что в прошлый раз до тебя не дошло? Значит продолжим!- Я взялся за свой ремень. -Штаны сам спустишь?
-Сам.- Но штаны и трусы он снял полностью и стоял глядя на меня.
-Ложись на диван.- Меня даже удивила такая его покорность.
-Ну, держись!- И я начал его пороть. Мне казалось, что в этот раз он должен получить покрепче, чем в прошлый раз.

Максим вскрикивал и стонал от боли. Он просил прощения и обещал, что больше этого не повторится. Но лежал и не пытался увернуться от ремня. После порки, Максим взял подмышку свои штаны и пошел к себе в комнату. Утром, он подошел, обнял меня и сказал "Сережа, прости меня, пожалуйста". Все было прекрасно, и мы зажили, душа в душу. Но, недолго, вчера он отколол номер почище. Он вообще пришел под утро. И тут произошло то, что меня просто ошарашило. Только я начал с ним разговор, как он взял и дал мне ремень. И начал раздеваться. Я смотрел на него и не мог вымолвить ни слова. Он разделся и лег на диван. Я не двигался с места, я был просто заворожен.
-Ты чего? Начинай.
-Ты сошел с ума,- сказал я, отбрасывая ремень
-Что с тобой? Я ведь это заслужил. -Одевайся немедленно!
-Ах, так, да?! Ты можешь быть смелым, только когда тебе хамят и сопротивляются? Да?
-Максим, иди к себе.
-Что все, смелости не хватает? Давай же, вот он я!

Я вышел из комнаты. Максим пошел следом за мной. Он стоял передо мной и держал в руке ремень. Он стал меня упрашивать, умалять его выпороть.
-Андрей, что это? Что мне с ним делать?
Ох, не легко мне было ему объяснить, что мальчику понравилась порка. Понравилось видеть в нем сильного и строгого воспитателя. И что, скорее всего у него уже были такие мысли и та первая порка, просто совпадения. Не было бы ее, он нашел бы со временем человека, который бы его порол. И теперь, он будет искать себе единомышленников. Я посоветовал ему пороть племянника периодически. Но не провоцировать его на плохие поступки, а пороть для ума. Серега ушел от меня весь белый.

Прошла неделя. Было воскресенье, и ко мне вновь пришел Сергей. -
Я сделал это.
-Что именно?
-Вчера, я устроил своему племяннику порку. Я все обдумал и понял, что ты прав.

Максим, принеси мне ремень.- Сказал я, когда мы были в гостиной.
-Ремень? Какой?
-Кожаный конечно.
-Но, зачем???
-Делай, что я тебе говорю.

Максим вышел из комнаты и вернулся с ремнем. Я взял у него ремень и сложил его пополам.
-Максим, начиная с сегодняшнего дня, каждую субботу я буду тебя наказывать ремнем. Что бы ты не забывал, как надо себя вести.
-Как это?
-Так, как я сказал. Если ты будешь примерным мальчиком, то ты будешь раз в неделю наказан по попе. Но, это не освобождает тебя от дополнительных наказаний, за плохую учебу и прочие проступки. Ясно?
-Да.
-А теперь снимай штаны и ложись на диван.

Я наказывал его хоть и строго, но не очень. Лишь иногда он постанывал. После порки Максим встал и хотел уже натянуть штаны.
-Ты ничего не забыл?
-Нет, а что?
-Ложись снова на диван.
-Но, за что?
-Сейчас узнаешь.- Я вновь взял ремень и раздался шлепок по попе.- Ты забыл сказать спасибо, за мою заботу, и за это получишь еще пять горяченьких.
После этого, Максим встал и сказал мне спасибо.

Так продолжалось пока не приехали его родители. Раз в неделю Максим давал Сергею ремень, раздевался и ложился на диван. Насколько я знаю, он отлично учился и других поводов для внеочередной порки не давал.

«Конечно НЕТ» ― ответят психологи и педагоги. «В некоторых случаях это просто необходимо» ― утверждают некоторые обыватели, да и что греха таить, некоторые психологи с педагогами.

Когда наказывают ремнем

Прежде чем перейти к вопросу «Бить ребенка ремнем или нет?», давайте подумаем: «А за что, собственно, можно бить ремнем?».

В Средневековье телесное наказание считалось нормой в воспитательном процессе. Били, правда, розгами, а не ремнем. И таким образом наказывали детей за любые провинности. Не слушает учителя ― 10 розг, не выполнил домашнее задание ― 15 розг, а о пререканиях со старшими и речи идти не могло. Давайте обратимся к истории и вспомним, что в Средневековье, во времена инквизиции, и взрослых казнили прилюдно на площади, и искусные приспособления для этого придумывали. При том, во всех странах Западной Европы и России, телесные наказания касались людей низших классов и детей. Разве не унизительно? Уже тогда против таких средств воспитания выступали Я. А. Коменский и мыслители эпохи Просвещения Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Песталоцци. И мы, кажется, движемся в правильном направлении, обращаясь к личности и взывая к совести ребенка. Да вот не везде: с конца августа 2011 года в Великобритании разрешили телесное наказание школьников розгами. Это бессилие педагогов или необходимость времени?

Решит ли это проблему воспитания? Наверное нет. Просто так легче: взял палку/ремень, отстегал, как положено, чтобы неповадно было, чтобы боялся ребенок и больше не поступал так. А вот объяснять, искать причины «нехорошего» поведения дитяти, да и что-то менять в себе и окружении ребенка не хочется, сложно слишком.

Любое поведение ребенка объяснимо. Вот только непонятно, за какие проступки можно бить ремнем.

Многие сталкивались с тем, что подросток пришел домой с запахом табака, значит ― курил. Следовательно ― вредил своему здоровью. Беспокойный отец берет ремень и… отбивает охоту курить. Кто перестал после этого употреблять табак? Никто, собственно. Позже тот же ребенок начинает просто еще употреблять спиртные напитки. Дело в ребенке? Не доходит? Нет, просто он делает то, что хочет, просто компания попалась подходящая, а где отец? Он занят своими делами. Он зарабатывает деньги, в лучшем случае, а то и дома просиживает, демонстративно попивая пиво и покуривая сигареты. В первом случае родитель обеспечивает деньгами на вредные привычки, а во втором ― подает пример. Как быть? Вести здоровый образ жизни и прививать его ребенку через совместные занятия спортом. А иначе, ради справедливости, попросите того же подростка побить и вас.

За что еще применяют как наказание ремень?

За испорченную вещь, например: разбитое окно, сломанную игрушку, порванное платье или родительскую машину. Просто дорого обходятся все эти вещи, а дитя не понимает этого, не знает, «как тяжело зарабатываются деньги». Только когда вы в следующий раз нарушите правила дорожного движения, попросите инспектора ГАИ отколотить вас. А почему бы не порадоваться, что ваше чадо осталось живым и здоровым?

За то, что мама/папа опоздали куда-то из-за медлительности ребенка (медленно одевался, шел по скользкой улице не так быстро, как хотелось бы) или его капризов («не то платье», «не хочу никуда идти»). Только в следующий раз, когда вы будете принаряжаться, меняя одно платье/костюм на другое, собираясь в гости, прихватите с собой и ремень, что бы там уже вас наказали за опоздание по вашей вине.

Почему ремню НЕТ

Именно потому, что:

  • физическое наказание может повлечь физическое увечье ребенка: шлепнув в сердцах кроху, можно причинить не только боль, но и вред его здоровью;
  • наказание ремнем ― это возмещение за неоправданные амбиции родителей, а каково это для ребенка, они не задумываются, поэтому родительской слабости и бессилию мы говорим НЕТ;
  • телесное наказание ― это способ показать ребенку свое превосходство над ним, по этой причине мы утверждаем: НЕТ ремню;
  • причинение боли и страданий более слабому ― это низко и подло, это воспитывает жестокость, поэтому: НЕТ битью детей;
  • это бесполезно для ребенка, поэтому: НЕТ, НЕТ и НЕТ НАКАЗАНИЯМ РЕМНЕМ, РОЗГАМИ и т.п.

Эти средства не являются сами по себе воспитательными.

Как реагировать, когда «по ребенку ремень плачет»?

Лучшими воспитателями являются наш пример, наша любовь и внимание.

Если поведение ребенка несет в себе угрозу его жизни:

  1. Предупредите его об этом.
  2. Подайте пример правильного выбора (только не на словах, а на деле). Малыша дошкольного возраста стоит остановить, придержав спокойно и тихо за локоть или плечи, как вариант, можно обнять.
  3. Иногда дайте возможность «упасть», чтобы было с чем сравнить.
  4. Поддержите в хороших начинаниях.

Если действия ребенка несут разрушающий характер для окружающего мира (ломает, крушит, портит):

  1. Остановите.
  2. Когда порывы гнева/истерики ребенка прекратятся, объясните неправильность поведения и свои чувства по этому поводу.
  3. Предложите исправить ситуацию: вытереть пролитое, отремонтировать сломанное, зашить порванное. Для малышей – вместе с вами. Для более старших, как вариант ― возместить материальную ценность: отработать (прибраться в доме, забрать младшего брата из школы/детского сада ― главное, чтобы это было помимо постоянных обязанностей ребенка), найти способ заработать (разработать план заработка и реализовать его ― в современном мире технологий это не так уж и сложно).

Понимания нам наших детей, и пусть растут достойными людьми с чувством самодостаточности и уверенности. А ремень в этом деле нам не помощник.

Почему нельзя бить ребенка, смотрите видео - консультацию психологической службы:

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, можно ли бить детей в целях воспитания. В данной статье мы рассмотрим причины такого поведения родителей, возможные последствия данных действий для детей, узнаем альтернативный вариант выхода из сложившейся ситуации.

Причины применения насилия

Задаваясь вопросом, можно ли бить ребенка по попе, некоторые родители ответят положительно, но уточнят, что исключительно в воспитательных целях. Чем же продиктовано подобное утверждение. Во-первых, собственным опытом. Вероятно, будучи детьми, такие родители также воспитывались ремнем и считают, что это на них оказало положительное влияние. А какие же еще факторы, влияют на принятие подобного решения?

  1. Родитель может применять силу против своего карапуза, реализуя, таким образом, свои детские обиды и зачастую даже не осознавая этого.
  2. Является проявлением собственной несостоятельности. Данная ситуация совсем печальна, потому что такие родители вымещают всю свою злость, проблемы, возникшие на работе, неурядицы в личной жизни на ребенке, независимо от того совершил он какой-то проступок или нет. Он может просто попадаться под горячую руку.
  3. Некоторые родители прибегают к подобному методу наказания из-за нехватки времени или нежелания спокойно обо всем поговорить со своим ребенком, обсудить его поступок, объяснить, почему так нельзя поступать и к чему такое поведение может привести.
  4. Явление беспомощности. Некоторые папы и мамы просто не знают, как необходимо себя вести, общаясь с малышом, каким еще способом его наказывать.
  5. Нестабильность психики. Некоторые родители просто не в силах справиться со своими эмоциями, приступами гнева. Вот они и не находят другого способа выместить накопившийся негатив. Как правило, такой папа или мама после нанесения телесных наказаний, будет плакать вместе с карапузом, и корить себя за свой поступок.

Возможные последствия

Можно ребенка бить ремнем или нет? Если данный вопрос возникает в ваших головах, то самое время узнать, почему такие действия недопустимы и противоправны.

Как видите, применение физических наказаний приводит к большим проблемам подрастающего поколения, серьезно травмирует психику детей. Они вырастают либо угнетенными, либо психически неуравновешенными, либо тиранами и деспотами.

Как остановиться

Очень важно, чтобы родителям вовремя пришло осознание того, что применение сил в качестве наказания является неприемлемым. Чтобы остановить себя, сдержаться, не позволить своему гневу взять над собой верх, можно применять следующие методы.

  1. Представьте себя на месте ребенка, а в вашей роли пусть выступает какой-то огромный и злой человек.
  2. Если у вас возникает желание ответить на непослушание карапуза, скажите ему, что вы огорчены его поступком и спокойно, молча отправьтесь в свою комнату.
  3. Чтоб успокоиться, можно посчитать от одного до десяти.
  4. Задумайтесь, стоит ли сложившаяся ситуация такого наказания.
  5. Если злость так и рвется наружу, переключитесь с произошедшего события, например, на одежду малыша, его волосы, глазки.
  6. При первых желаниях распустить руки, представьте, что вы находитесь на людях и на вас все смотрят, и оценивают ваше поведение.
  7. Если малыш вас разозлил, вместо криков, начните петь песни.
  8. Применение рукоприкладства можно заменить простым действием. Вам достаточно взять ребенка за плечи, посмотреть ему в глаза и строгим голосом произнести свою просьбу о хорошем поведении.
  9. При пробуждении сильного желания дать сыну или дочери по попе, представьте, что это чужой малыш, и вы не имеете никакого права так себя вести.
  10. В момент непослушания, можно напоминать карапузу о подобных случаях из сказок, рассказывайте, что послушные получают награды, а непослушные всегда наказаны тем или иным способом.

Иные способы наказания

Очень важно, чтобы родители понимали, что существуют прочее методы воздействия на ребенка в воспитательных целях.

  1. Лишите непослушного малыша, например, просмотра мультфильмов.
  2. Если вы находитесь на улице, обратитесь к проходящему мимо дядечки или тетеньки, спросив, хорошо ли ведет себя ваш малыш. Большинству детей будет очень стыдно за свое поведение.
  3. На определенное время перестаньте общаться с провинившимся карапузом, делайте вид, что вы его не замечаете.
  4. Измените интонацию голоса, обратитесь к ребенку на повышенных тонах или наоборот заговорите слишком тихо. Главное, чтобы чувствовалась уверенность и строгость в вашем произношении.
  5. Поставьте ребенка в угол, заберите его любимые игрушки, оставьте без любимых занятий. Однако нужно учитывать, что подобные наказания должны быть кратковременными.
  6. Когда карапуз продолжительное время пытается, например, насыпать сахар в суп или соль в чай, не стоит на него кричать, указывая на неправильность действий. Достаточно разрешить совершить задуманный поступок. Ребенок сам осознает, что был не прав. Для него это станет хорошим уроком.
  7. Можно приобрести стол для наказаний. Малыш должен знать, что если провиниться, будет сидеть на нем определенное время, нисходя с места.
  8. Можно предложить ребенку самому решить, каким у него будет наказание.

Однако, стоит учитывать, что в первую очередь родители должны объяснять малышу, почему и что делать нельзя, как правильно себя вести в той или иной ситуации.

На меня родители никогда не поднимали руку. Хоть, как сказал бы мой муж, это обусловлено тем, что я всегда была послушной и исполнительной, не давала повода для любого вида наказания. В воспитании своего сына я также не применяю физического насилия. Но не скрою, что иногда не сдерживаюсь, и начинаю его ругать, повышая голос. Потом чувствую себя отвратительно, зачастую прошу прощения. Понимаю, что такими действиями я не оказываю положительного эффекта на воспитательный процесс, но ничего не могу с собой поделать.

Меры предостережения

Для того, чтобы не допускать даже мысли о физическом наказании ребенка, родителям следует придерживаться особых правил.

  1. Если карапуз пытается дотянуться до предмета, который представляет для него опасность или хочет закатить истерику , просто переключите его внимание на какую-то игрушку, завлеките игрой, предложите взглянуть на поведение другого ребенка.
  2. Чтоб малыш полностью осознал, например, какую опасность таит горячий утюг, продемонстрируйте это, слегка притронувшись к подошве прибора. Тихонько вскрикнув, произнесите вслух, какой он горячий и как вам теперь больно. Такая демонстрация намного сильнее закрепиться в сознании ребенка, чем ваш словесный запрет.
  3. Родители должны понимать, что недопустимы и моральные оскорбления. Карапуз должен чувствовать, что его любят и уважают.
  4. Если ребенок подвержен приближающейся опасности, важно сохранять спокойствие и без лишних криков, огородить его от нее.
  5. Полностью откажитесь от угроз в адрес малыша, особенно если они заведомо неисполнимы.
  6. Не нужно изолировать ребенка от всех опасностей, даже самых маленьких, которые его окружают. Малыш все равно будет пытаться познавать мир, но, как известно, такое рвение ребенка будет вызывать негодование у родителей. Чтобы этого не допустить, можно вместе с карапузом совершать познавательные действия.

Теперь вы знаете, что подобное поведение является недопустимым в воспитании ребенка. Каждый раз, когда у вас возникает мысль о том, чтобы взять в руки ремень или просто ударить ребенка ладошкой по попе или по лицу, задумайтесь над всеми возможными последствиями применения физической силы. Всегда помните об альтернативных методах наказания. Очень важно, чтобы малыш рос не только со здоровым телом, но и с сильным духом, с крепкой психикой.

Юная фотограф из Венгрии Fanni Putnoczki сделала это фото своей младшей сестры с «подрисованными» синяками, чтобы показать ужас насилия над детьми. Для многих детей этот ужас – реален. Фото: World Photography Organization

У насилия над детьми нет безопасных форм. Нет приемлемой силы, с которой сильный и взрослый имеет право ударить слабого и безответного. Тому, кто не может обойтись современными методами воспитания, лучше вообще не заводить детей.

Пока обсуждение законопроекта о противодействии домашнему насилию в Беларуси принимает самые разнообразные обороты, новостные порталы продолжают освещать дело о жестоком убийстве двухлетней девочки в Слуцке. Какая же жуткая, дьявольская ирония в соседстве этих новостей.

Никто в здравом уме не будет оправдывать родителей, забивающих своих детей насмерть. Но там, где разворачивается дискуссия о домашнем насилии, непременно всплывает множество «но», «если» и «иногда». Выясняется, что в исключительных случаях, за исключительные проступки, только если другие методы не помогли, несильно, по попе, чисто в воспитательных целях, без какого-либо садистического удовольствия... Да что там, даже полезно, оказывается!

Этот текст будет не о юридических аспектах домашнего насилия, не об абьюзерах и жертвах – он будет о границе. О той абстрактной черте, которая отделяет явления, состояния и объекты от противоположных или смежных. И в этом тексте будет очень много вопросительных предложений.

Все ощущают разницу между родителем-садистом из криминальных сводок и человеком, допускающим, что ребёнка можно шлёпнуть по попе, если по-другому не понимает. Мы прекрасно осознаём, как далеко одно от другого – и между этими двумя полюсами существует целый спектр переходных, промежуточных вариантов-сценариев.

…Отшлёпать, чтоб знал; дать подзатыльник, чтоб не путался под ногами; всыпать по первое число за двойку; дать пощёчину за немытую посуду; избить до синяков за позднее возвращение; отшвырнуть плачущего грудничка… Сломать ему ручку или проломить голову, но не со зла, а потому, что надоел его плач… И наконец – забить. До смерти. Двухлетку.

Вы хотите поискать себе безопасную точку на этой шкале, ведущей от оправдания легких ударов к бесчеловечным побоям?

Президент Лукашенко раскритиковал концепцию законопроекта о противодействии домашнему насилию: «Все это дурь, взятая прежде всего с Запада... Мы будем исходить исключительно из собственных интересов, наших белорусских, славянских традиций и нашего жизненного опыта». «Хороший ремень иногда тоже полезен для ребенка», – считает глава государства.

Допустим, ребёнок ведёт себя всё хуже (что неудивительно), и родительские наказания становятся всё строже. В какой момент вы перестаёте быть справедливым родителем, сторонником умеренных традиционных наказаний, проверенных поколениями, и становитесь немножечко садистом? Ещё не тем, который зверски издевается над безропотным малышом, но уже – самую чуточку – опасным? То есть так, чтобы один удар назад было ещё приемлемо, а чуть сильнее приложиться – нет, уже недопустимо. Я не уверена, что кто-либо может показать мне эту точку невозврата.

А с какого возраста можно начинать бить своего ребёнка? Грудничка, наверное, ещё не стоит? Когда начнёт ходить – уже можно? Рановато, наверное, всё-таки еле стоит на ножках. Может, в детском саду, когда он раз в пять меньше взрослого? Неспортивно как-то. Наверное, в школе, как раз начнутся плохие оценки, будет множество поводов. Главное – вовремя закончить, потому что подросток может внезапно ответить на удар. А сколько историй, когда дети, над которыми годами издевались, убивали своих родителей с неправдоподобной жестокостью и не испытывали раскаяния. В этом нет ничего хорошего, но и ничего странного тоже нет.

Как сильно можно бить своего ребенка и по каким частям тела? По попе – понятно, мы чтим традиции. Можно ли использовать ремень с утяжеляющими элементами? Должны ли оставаться следы в назидание? Этично ли бить таким образом девочек или следует наказывать ремнём со спущенными штанами только мальчиков? Не выглядит ли это в конце концов как какая-то совершенно болезненная девиация?

Как родители приходят к мысли о том, что им нужно начать бить ребенка? Воспитание складывается из последовательности действий и решений воспитателя. Родитель, не справившийся со своими задачами, пытается наверстать упущенное битьём? Занося руку для удара, он расписывается в своём бессилии и своей несостоятельности как воспитателя. Бьет ребенка не потому, что тот виноват, а потому, что агрессор не может справиться с гневом, раздражением и недовольством своими же педагогическими успехами. Перед ним со спущенными для наказания штанами стоит результат череды его плохих решений. Он говорит о неуправляемости, не желая признать, что попросту облажался.

Или же ребенка бьют с рождения? То есть родитель изначально в свои воспитательные планы закладывает эти меры как допустимые? За что можно – хотя бы слегка – шлёпать младенца, чем он может заслужить наказание? Тем, что голоден? Тем, что хотел на ручки?

Кого-то от случая к случаю лупят истероидные родители, впадая в гнев («Я не могу с ним больше», «Смотри до чего ты меня довёл!», «Ты был плохим и разозлил мамочку»). Кого-то избивают постоянно и сильно – просто потому, что родители – асоциальные бесчеловечные психопаты, слишком неизбежно, к сожалению, попадающие в новостные сводки. Так ли далеко одно от другого?

«Нас били – и мы выросли нормальными людьми», – вот стандартная отговорка сторонников ремня, в которую закралась ошибочка. Не выросли они нормальными. Они продолжают транслировать из поколения в поколение эту нездоровую схему адвокации насилия над слабым и беззащитным. Иногда – совершенно беспомощным, доверяющим, неспособным что-либо противопоставить жестокости.

Жестокость, вторгшаяся в миропонимание несформированной личности, поселится там, вытеснив норму; подросший ребёнок будет жесток к людям, животным, самому себе и когда-нибудь – к своим стареющим родителям. Побои за побои, пусть никто не удивляется. Даже одно единственное несправедливое, неприемлемое родительское наказание может отпечататься в памяти на всю жизнь, и потом ваш взрослый ребёнок будет вспоминать об этом, давясь рыданиями, с ненавистью к вам, живому или мёртвому.

Традиции зарождаются, укрепляются, наследуются, устаревают и отмирают, у каждой есть свой жизненный цикл, в этом и суть культурного прогресса. Понятие нормы со временем смещается, корректируется, приводится в соответствие с современностью; воспитывать детей битьём – это очень и очень давно не норма, это анахронизм.

От шлепка по попе до смертельных побоев очень далеко, но на этом отрезке нет никаких отметок. У насилия над детьми нет безопасных форм. Нет приемлемой силы, с которой сильный и взрослый имеет право ударить слабого и безответного, на детском теле нет допустимых мест для битья. Тому, кто не может обойтись современными методами воспитания, лучше вообще не заводить детей.

Некоторые удивятся и сочтут этот вопрос весьма странным, ведь общеизвестно, что физическое наказание – не самая лучшая из дисциплинарных стратегий.

Тем не менее, некоторые родители до сих пор придерживаются мнения, что воспитание кнутом существенно эффективнее, нежели популярное ныне воспитание пряником. Следует разобраться, где находится та грань, которая разделяет разумное наказание и неоправданную жестокость.

Вопрос, бить или не бить ребёнка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.

В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.

Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.

Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.

Помимо этого, дети в трёхлетнем возрасте вступают в особый кризисный период, когда в их поведении появляются упрямство, деспотизм, негативизм, строптивость, своевольные «нотки». Некоторые малыши и вовсе становятся полностью неуправляемыми.

Не отличаются примерным поведением и подростки, подверженные эгоцентризму, максимализму и склонности к манипуляционным действиям.

Вот почему нечастые вспышки гнева и желание шлёпнуть своё ненаглядное чадо в сердцах посещают даже самых любящих и максимально либеральных родителей. И это вполне нормально, однако существуют ситуации, когда стремление наказать ребёнка физически можно считать чем-то аномальным.

Другие причины применения телесных наказаний

Статистические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство отечественных родителей признавалось в том, что в детские годы родители применяли по отношению к ним физическое наказание.

Более того, 65 % всех опрошенных до сих пор находятся в полной уверенности, что применение их родителями столь строгих дисциплинарных мер пошло им только во благо, поэтому изредка применяют телесные наказания и к своим детям.

Каковы же источники таких неоднозначных родительских решений?

  1. Семейные традиции. Некоторые взрослые могут вымещать собственные детские обиды и комплексы на своём ребёнке. Причём мамы и папы даже не воспринимают прочие методы убеждения и воспитания, считая, что подзатыльником и хорошим словом можно добиться большего, нежели просто хорошим словом.
  2. Нежелание воспитывать или нехватка времени. Как уже было отмечено, воспитание – процесс сложный, поэтому некоторым родителям существенно проще ударить ребёнка, чем вести с ним продолжительные беседы, доказывая его неправоту.
  3. Родительская беспомощность. Взрослые хватаются за ремешок от безысходности и банального недостатка знаний о том, как справиться с непослушным или неуправляемым ребёнком.
  4. Собственная несостоятельность. Иногда родители бьют ребёнка по попе только потому, что им нужно на ком-либо вымещать злость за собственные неудачи. Любой детский проступок становится поводом сорваться и «оторваться» на малыше за свои проблемы на работе или в личной жизни.
  5. Психическая нестабильность. Некоторым мамам и папам жизненно необходимы сильные эмоции. Они их получают, когда кричат, лупят детей почём зря. Затем, подпитавшись сильными эмоциями, избивший ребёнка родитель плачет вместе с ним.

Таким образом, причин для использования жёстких дисциплинарных мер достаточно много. И неправы те, кто думает, что такими воспитательными методами увлекаются лишь родители-алкоголики или другие асоциальные личности. Осталось понять, почему подобные меры нежелательны.

Почему нельзя бить ребёнка?

К счастью, многие взрослые, применяющие физические наказания детей, умеют вовремя остановиться и не бьют их в полную силу.

Однако даже лёгкий тумак (особенно по голове) может навредить детскому организму. И чем младше ребёнок, тем серьёзнее последствия. Причём многие из них незаметны неспециалисту.

Если не принимать во внимание совсем уже тяжёлые случаи насилия над детьми в семье, то можно обнаружить огромное количество родителей, которые периодически позволяют себе прибегать к телесному наказанию.

Они убеждены, что бить ребёнка по рукам или мягкому месту можно, поскольку подобные меры не вредят здоровью, зато дают хороший воспитательный эффект.

Однако такие мамы и папы забывают, что наказание может сказаться не только на физическом, но и психологическом уровне.

  1. Нежелательный телесный контакт (шлепки, тычки, тряска, порка ремнём) нарушает личностные границы ребёнка. У него не формируется умение отстаивать пределы своего «Я». То есть чужие мнения, слова будут иметь для подросшего человека слишком большое значение.
  2. На основе взаимоотношений с матерью и отцом формируется базовое доверие к миру. Насилие со стороны наиболее близкого человека становится причиной недоверия к людям, что негативно влияет на социализацию.
  3. Постоянные шлепки заставляют ребёнка испытывать унижение, что чревато падением самооценки. А это уже может привести к потере таких важных качеств, как инициативность, упорство, самоуважение и настойчивость.
  4. Бьющий родитель подаёт пример агрессивного поведения. Ребёнок, который столкнулся с жёсткостью отца либо матери, считает, что конфликты необходимо решать с помощью силы, угрозы и прочих агрессивных актов.
  5. Если пороть детей, то они начинают разделять всех людей на «жертв» и «агрессоров», и подсознательно выбирать себе соответствующую роль. Женщины-жертвы выходят замуж за агрессивных представителей сильного пола, а мужчины-агрессоры будут подавлять жён и детей через угрозы или физическое насилие.

Телесное наказание не влияет на причину непослушания и отличается кратковременностью действия. Поначалу страх перед шлепком присутствует, но затем ребёнок адаптируется и продолжает играть на родительских нервах.

Мнение американских учёных

Истина, гласящая о том, что детские переживания влияют на дальнейшую жизнь, знакома каждому. Физическое насилие со стороны близких людей – распространённый фактор возникновения психоэмоциональных отклонений и неврологических болезней во взрослом возрасте.

Учёные из США, изучающие последствия применения физических наказаний с воспитательной целью, приводят несколько шокирующих данных. Так, люди, которым регулярно отвешивали оплеухи и подзатыльники, отличались пониженными интеллектуальными способностями.

В особо тяжёлых случаях речь шла даже об умственных и физических нарушениях, поскольку серьёзно повреждались центры, отвечающие за переработку и хранение информации, речевые и двигательные функции.

Кроме того, по данным всё тех же американских учёных, дети, подвергающиеся телесным наказаниям, более склонны при взрослении к сосудистым болезням, диабету, артриту и другим не менее серьёзным заболеваниям.

Также подростки, чьё детство было омрачено родительской агрессией, чаще становятся наркоманами, алкоголиками и преступниками. А ещё они перенимают жестокий стиль воспитания и переносят его на собственных ребятишек. То есть формируется своеобразный замкнутый круг, в котором агрессию порождает жестокость.

Следует всё же отметить, что эта работа была раскритикована другими специалистами. Некоторые учёные посчитали, что в представленных данных имеются определённые перегибы. К примеру, исследователи не потрудились разделить на группы родителей-садистов и тех мам и пап, которые изредка применяют лёгкие телесные наказания.

Именно поэтому судить, действительно ли шлепки и подзатыльники могут аукнуться умственной недостаточностью или проблемами с сердцем во взрослом возрасте, крайне сложно.

Отказ от использования физических «аргументов» в общении с ребёнком не означает, что стоит полностью отказаться от дисциплинарного воздействия как эффективной меры.

Если чадо совершило по-настоящему серьёзный проступок, взрослые должны предпринять определённые шаги. Иначе редкие случаи недостойного поведения могут стать массовым явлением, бороться с которым будет крайне сложно.

Как правильно наказывать?

Каков для ребёнка? Об этом, а также о том, чем заменить компьютер, рассказывает врач-педиатр

Ну а высший родительский «пилотаж» – умение предвосхищать конфликтные ситуации. Прежде всего, нужно понимать, что основным источником нехорошего поведения становится желание привлечь внимание взрослых. Если вы станете почаще общаться с ребёнком, количество капризов и проступков сразу уменьшится.

Альтернативные меры не работают: что делать?

Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешенна.

Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.

В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние).

Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:

  • детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
  • ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).

После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.

Родителей в студию!

Любопытно, что думают по этому поводу сами мамы и папы? Как и обычно бывает в вопросах воспитания, мнения существенно разнятся. Одни родители убеждены, что порка и обычные шлепки по пятой точке – вполне эффективный метод дисциплинарного воздействия.

Мол, лупили же розгами за провинности наших предков, и ничего – выросли не хуже остальных.

Другие же взрослые выступают против любых силовых воздействий по отношению к ребёнку, считая, что лучшим способом воспитания являются беседы, объяснения, рассказы и наглядные примеры. Приведём конкретные высказывания родителей.

Анастасия, будущая мама: «А мне частенько по попе прилетало: и ремнём, и ладонью. И ничего – всё нормально. Сейчас сама думаю, что если разговор не помогает, можно и силу применить. Но не избить, конечно, а просто по мягкому месту легонько. Ребёнка необходимо изредка по попе бить, если он нормальных слов не понимает».

Кристина, мама двухлетнего Ярослава: «Меня в детские годы частенько ремнём лупили, до сих пор обижаюсь на мать. Она и сейчас думает, что если избила ребенка, то никаких проблем и нет. Я же твёрдо решила, что своих малышей шлёпать не буду. И все трудности с сыном стараюсь решать без ремня и шлепков. Пробую договариваться, хотя он ещё маленький. Вроде действуют спокойные разговоры».

Безусловно, только вам решать, какие методы воспитания применимы конкретно к вашему ребёнку. Однако следует понимать, что закладывание личности происходит с раннего детства, и именно от родителей зависит, что унесёт в будущую жизнь нынешний малыш.

Многие специалисты выступают против физического наказания, приводя достаточно аргументированные примеры того, почему нельзя бить своих детей. Возможно, их доводы помогут вам решить, что лучше – кнут или пряник.



Публикации по теме