Возрастные особенности шестилетних детей. Как нормализовать АД детям

Детская лечебная физкультура (лфк) занимает важное место среди физиотерапевтических и прочих методов лечения ребенка. Она включает в себя различные виды физических упражнений, направленных на устранение симптомов различных заболеваний, укрепление организма и профилактику возникновения целого ряда нарушений здоровья.

В отличие от других способов лечения, лечебная физкультура подразумевает активное участие самого ребенка в процессе занятий, в то время как другие методы (например, массаж, минеральные ванны или процедуры, выполняемые с помощью различных приборов) не требуют каких-либо усилий со стороны пациента. Тем важнее и устойчивее достигнутый эффект, ведь все, что достигается с трудом, является более ценным и полезным, чем полученное без активного участия самого человека.

Специалисты клиники «СМ-Доктор» в Москве используют при работе с детьми различные комплексы упражнений, направленные на избавление от симптомов ряда заболеваний. В центре лечебной физкультуры проводятся занятия для детей и подростков, программа которых составлена с учетом индивидуальных особенностей организма каждого пациента.

Показания к применению

Лечебная физкультура применяется специалистами клиники «СМ-Доктор» для оздоровления детей с различными заболеваниями. Перечень показаний к использованию детской лфк достаточно обширен:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы вне фазы обострения;
  • болезни периферических сосудов;
  • хронические заболевания органов дыхания;
  • нарушения в работе системы пищеварения;
  • болезни почек и мочевыводящих путей;
  • нарушения обмена веществ, в том числе ожирение;
  • заболевания нервной системы;
  • при остеохондрозе, сколиозе и других заболеваниях позвоночника;
  • нарушения и травмы опорно-двигательного аппарата.

При принятии решения о назначении занятий лфк детский врач учитывает и возможные противопоказания к выполнению упражнений: воспалительные процессы в острой стадии, лихорадочные состояния, синусовая тахикардия, инфекционные заболевания, резко выраженный болевой синдром, склонность к кровотечениям, общее тяжелое состояние пациента.

Особенности детской лечебной физкультуры в «СМ-Доктор»

Детская лфк в Москве успешно применяется в клинике «СМ-Доктор». Квалифицированные специалисты проводят занятия с учетом необходимых показаний, степени физической подготовленности ребенка, фазы заболевания.

Перед проведением занятий для каждого пациента составляют индивидуальный курс, который состоит из вводного, основного и заключительного периода. Вначале физическая нагрузка повышается постепенно, а по мере улучшения уровня физической подготовки пациента интенсивность упражнений усиливается и доводится до необходимого уровня.

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются детьми под присмотром инструктора. Оздоровительный эффект достигается только при условии регулярного выполнения всего курса лфк. Особенное внимание во время проведения занятий уделяется правильному дыханию, умению расслаблять различные группы мышц.

Любые упражнения лучше выполнять под руководством и контролем специалиста, ведь в домашних условиях родителям трудно дозировать физическую нагрузку детям.

Стоимость занятий доступна по цене, а полученный эффект многократно окупает потраченные усилия.

Положительные результаты

Благодаря регулярным занятиям лечебной физкультурой достигается стойкий положительный эффект, который заключается в следующем:

  • нормализуется обмен веществ в организме;
  • происходит укрепление мышц и повышение мышечного тонуса;
  • улучшаются показатели координации движений и равновесия;
    повышается иммунитет;
  • улучшается крово- и лимфоток в организме;
  • нормализуется психоэмоциональное состояние ребенка;
  • улучшаются показатели работы сердца и органов дыхания.

Лечение заболеваний детской лечебной физкультурой

Специалисты клиники «СМ-Доктор» советуют выполнять упражнения комплекса лечебной физкультуры при наличии следующих заболеваний у детей:

  • заболевания обмена веществ;
  • дегенеративные процессы в костно-мышечных тканях (остеохондроз, сколиоз и пр.);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (при отсутствии противопоказаний);
  • травмы опорно-двигательного аппарата;
  • болезни органов пищеварения;
  • хронические заболевания органов дыхания вне фазы обострения.

Реабилитация с помощью детской лечебной физкультуры

Занятия лечебной физкультурой весьма благотворно влияют на организм ребенка после перенесенных заболеваний или полученных травм, поэтому рекомендованы в следующих случаях:

  • после операций на сердце, органах брюшной полости, легких с целью сокращения послеоперационного периода и восстановления необходимых функций органов;
  • в течение восстановительного периода после травм, ушибов, переломов;
  • после ортопедических операций;
  • для ускорения восстановительного периода после перенесенных заболеваний органов дыхания.

Применение детской лечебной физкультуры для профилактики заболеваний

Лечебная физкультура незаменима и в целях профилактики появления целого ряда заболеваний. Благодаря регулярной физической активности заметно повышается иммунитет ребенка, вследствие чего усиливается сопротивляемость организма к возникновению респираторных заболеваний.

В результате укрепления мышц и связок снижается риск растяжения, переломов и других повреждений, например, при случайном падении.

Физические упражнения являются чрезвычайно полезными для позвоночника. Благодаря укреплению позвоночного столба снижается вероятность развития остеохондроза, а в настоящее время указанное заболевание может появиться даже у подростков из-за сидячего образа жизни и многочасового пребывания за компьютером.

Занятия укрепляют также нервную систему ребенка, что очень важно для правильной организации процесса обучения и сохранения здоровья школьника. При условии регулярного выполнения упражнений улучшаются все показатели здоровья детей.

Врачи ведут прием в следующих клиниках:

Наименование услуги Цена (руб.)
Прием физиотерапевта 1800
Приём физиотерапевта (повторный) 1700
Консультация физиотерапевта, кандидата медицинских наук 2600
ЛФК при нарушении осанки (индивидуальное занятие) 1000
ЛФК при нарушении осанки (групповое занятие) 500
ЛФК при деформации голеней и стоп (индивидуальное занятие) 600
ЛФК при деформации голеней и стоп (групповое занятие) 300
ЛФК при заболеваниях опорно - двигательного аппарата (переломы, растяжения, контрактуры) (индивидуальное занятие) 800
ЛФК при заболеваниях опорно - двигательного аппарата (переломы, растяжения, контрактуры) (групповое занятие) 450
ЛФК при заболеваниях сердечно - сосудистой системы (индивидуальное занятие) 750
ЛФК при заболеваниях сердечно - сосудистой системы (групповое занятие) 500
ЛФК при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких (индивидуальное занятие) 800
ЛФК при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких (групповое занятие) 450
ЛФК при заболеваниях эндокринной системы (индивидуальное занятие) 750
ЛФК при заболеваниях эндокринной системы (групповое занятие) 400
Услуги детского отделения в городе Солнечногорске оказываются со скидкой 15% от указанных в прайс-листе цен

В 7-летнем возрасте ребенок начинает посещать школу, проводит длительное время за письменным столом. Возрастает нагрузка на нервную систему, позвоночник и суставы. Ничто так плохо не сказывается на здоровье малыша, как гиподинамия.

ЛФК помогает повысить иммунитет, укрепить осанку, улучшить кровообращение и активизировать умственную деятельность.

ЛФК не только позволяет лечить имеющуюся патологию, но выполняет профилактическую функцию. Благодаря регулярным занятиям происходят положительные изменения:

  • повышается сопротивляемость организма к вирусам и бактериям;
  • организм приобретает устойчивость к переохлаждению, перегреванию, скачкам атмосферного давления;
  • активизируется работа головного мозга;
  • снижается гиперактивность, ребенок становится более внимательным и сосредоточенным;
  • нормализуется работа эндокринных органов;
  • улучшается эмоциональный фон;
  • аэробные нагрузки развивают дыхательную и сердечную систему, помогают снизить чувствительность к аллергенам;
  • организм быстрее адаптируется к школьным нагрузкам.

Важно! ЛФК для детей 7 лет помогает формированию правильной осанки, повышает выносливость организма, улучшает координацию движений.

Виды упражнений

Упражнения для детей можно разделить на 2 вида: общеукрепляющие и коррекционные. Последние используются для лечения сколиоза, плоскостопия и другой патологии. Существуют статические упражнения, в ходе которых удерживается определенное положение, и динамические – движения конечностями и туловищем.

В возрасте 7 лет ребенок не способен длительное время выполнять однообразные физические упражнения – ему хочется чего-то нового, интересного, сложного.

Поэтому важно избегать однообразия: чередовать виды движений, менять гимнастические снаряды, исходные позиции. Используются комплексы с палочкой, мячом, возле гимнастической стенки.

Упражнения выполняются стоя, сидя на полу и стуле, лежа на лавочке и коврике. В ходе занятия следует применять игровые и соревновательные элементы – «кто достанет самое высокое яблочко?», «кто дольше удержит мячик на голове?»

Правила занятий

Если у ребенка имеется нарушение осанки, следует посетить ортопеда, сделать рентгенографию позвоночника и получить рекомендации врача. Также следует оценить возможности организма, выяснить отсутствие патологий – заболеваний сердца, суставов, туберкулеза.

Важно! Любой комплекс упражнений должен включать в себя разминку, основную и завершающую часть. Продолжительность занятия с детьми 7-го года жизни составляет 20-30 минут.

Правила тренировок следующие:

  • постепенно увеличивают продолжительность занятия и интенсивность;
  • движения не должны вызывать дискомфорта и боли;
  • занятия проводятся перед приемом пищи или через час после него;
  • после занятия ребенок должен хорошо себя чувствовать, быть активным;
  • оптимальная температура воздуха в помещении – 22 градуса и ниже;
  • в ходе занятий применяются дыхательные, расслабляющие, растягивающие и координационные упражнения.

ЛФК противопоказана при:

  • лихорадке, остром воспалении;
  • миопатии;
  • аритмии;
  • дисплазиях костной ткани, остеопорозе;
  • инфекционных заболеваниях.

Общеукрепляющие упражнения

Ниже представлен примерный комплекс упражнений для детей 7 лет.

  1. Ходьба на месте с поднятием коленей – 30 секунд. Затем движения усложняются: правой рукой дотрагиваться до левого поднятого колена и наоборот.
  2. Стоя возле стены, ступни расположены на 15-20 см дальше от стенки. Прислонить кисти рук к стенке и потягиваться вверх, слегка прогнувшись в грудном отделе (вдох). Спина не соприкасается со стенкой. Опустить руки, прижаться спиной к стене, голову наклонить вперед-вниз (выдох). Упражнение можно усложнить, выполняя его на носочках.
  3. Стоя, руки расставлены в стороны, ноги – на ширину плеч. Приседая, наклониться вбок и дотронуться рукой до ступни – выдох. На вдохе вернуться в вертикальное положение. Выполнить вправо и влево по 6-8 раз. Усложнить: ступни соединить вместе.
  4. Стоя возле стены на расстоянии полутора шагов. Наклониться до пояса, касаясь пальцами вытянутых рук стенки – выдох. На вдохе выпрямиться, отвести руки назад. 6-8 повторов.
  5. Встать прямо, ноги соединить вместе. Согнуть ногу в колене, хлопнуть под ней в ладоши. Повторить для каждой ноги 12 раз. Усложнить упражнение: поднимать вперед выпрямленную в колене ногу.
  6. Поставить по бокам от ребенка по табуреты. Наклоняясь в сторону, хлопнуть рукой по сиденью, выпрямиться, сделать хлопок в ладоши над головой. Выполнить по 10 раз влево и вправо. Усложнить: наклоны в сторону, не сгибая ног в коленях.
  7. Прыжки на месте, руки на поясе – 40 секунд. Усложнить: прыгать, поворачивая корпус на 90 градусов в сторону.

Упражнения при сколиозе

Лечебной физкультуре при сколиозе принадлежит ведущая роль. Комплекс упражнений при сколиозе 1 степени включает в себя следующие части:

  • разминка;
  • лежа на спине;
  • лежа на животе;
  • стоя.

В начале занятия инструктор предлагает подойти к стенке и проверить осанку. Следует повторить с детьми, как правильно стоять: голова, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны находиться на одной линии. Затем детям предлагается походить на четвереньках 2-3 минуты.

Лежа на животе

Тренировка направлена на укрепление мышц брюшного пресса.

  1. Вытяжение позвоночника. Лежа, потянуть руки и ноги как можно дальше от туловища – 15 сек. Повторить 4 раза.
  2. Велосипед. Имитировать движения ногами, как при езде на велосипеде. Ступни держать на расстоянии 20 см от пола. Сделать 3 подхода по 30 сек.
  3. Махи ногами в вертикальном и горизонтальном направлении. 3 подхода по 30 сек. При выполнении махов в горизонтальном направлении держать ноги как можно ближе к полу.

Лежа на животе

Упражнения предназначены для укрепления мышц спины и выпрямления позвоночника.

  1. Лежа на животе потянуть руки и ноги как можно дальше от корпуса. 4 повтора по 15 секунд.
  2. «Плавание». Лежа на животе, лоб прижат к тыльной стороне ладоней. Одновременно приподнять голову, плечи, руки и ноги, выполнять движения руками, имитирующие плавание брассом.
  3. Лежа, голова прижата к кистям. Приподнять правую ногу и совершать ею махи в сторону, повторить для левой ноги.
  4. И.П. – то же. Взмахнуть ногой вверх, отрывая бедро от пола.
  5. И.П. – то же. Приподнять верхнюю часть туловища, развести руки в стороны, ладони развернуть к потолку. Удерживать положение 15 сек. Повторить 4 раза.

Упражнения стоя

  1. Круги руками. Кисти прислонить к плечам, вращать руки назад, амплитуда не должна быть слишком большой.
  2. Стоя, руки в стороны, ладони обращены вверх. Приподняться на носочках и присесть, выпрямиться. Повторить 10 раз.

Важно! Комплекс упражнений при сколиозе 2-4 степени подбирается индивидуально.

Упражнения на растяжение при сколиозе лучше выполнять на фитболе, а не на перекладине. Все движения выполняются в умеренном темпе, сочетаются с напряжением мускулатуры.

Упражнения при плоскостопии

Причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата голеностопного сустава и стопы. При плоскостопии происходит неравномерное распределение нагрузки на позвоночник и суставы, что в дальнейшем грозит нарушением осанки. Чем раньше будет начата лечебная гимнастика, тем быстрее стопа приобретет правильное положение.

  1. Ходьба на носочках и пяточках.
  2. Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни.
  3. Захватывание палочки пальцами ног.
  4. Ходьба с согнутыми пальцами.
  5. Перекатывание палочки или мячика стопой.
  6. Ходьба по бревну.

В теплое время года малышам будет полезно походить без обуви по траве или песку. Мероприятие повышает иммунитет, укрепляет мышцы ног, закаливает организм.

Вывод

ЛФК для детей – это не только комплексы гимнастических упражнений. Полезно заниматься в бассейне, бегать, ходить на лыжах. Если вы занимаетесь с ребенком дома, используйте самые простые упражнения, но делайте их регулярно.

Судмедэксперт, который обнаружил в крови погибшего в ДТП шестилетнего мальчика 2,7 промилле алкоголя, рассказал о новых обстоятельствах этой скандальной истории. Заведующий Железнодорожным отделением областного бюро судебно-медицинской экспертизы Михаил Клейменов считает, что «в глазах всей страны стал выглядеть каким-то ничтожеством», несмотря на то, что он относится ответственно к своим обязанностям.

Специалист заявил, что лично брал кровь для установления концентрации этилового спирта. Затем, по его словам, он направил опечатанные образцы в Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского (МОНИКИ). Позже ему поступило заключение, которое шокировало Клейменова.

Я был удивлен, когда увидел в анализе крови этиловый спирт и ацетальдегид - продукт распада алкоголя, который попал в организм еще при жизни. Я засомневался в результатах и доложил своему руководителю. Мы решили провести молекулярно-генетическое исследование крови, - цитирует слова эксперта kp.ru.

Как говорит Михаил Клейменов, результаты показали, что кровь из первого и второго образцов принадлежала одному и тому же лицу. Успокоившись, эксперт поставил в этом деле точку.

Еще на прошлой неделе судмедэксперт говорил совершенно противоположные вещи. Тогда он открестился от скандального медицинского заключения и заявил, что подписал документ, свидетельствовавший о наличии убойной дозы алкоголя в организме ребенка, не глядя.

«Бережёт ж**у свою и отмазывается», - прокомментировал Mash отец «пьяного» мальчика Роман Шимко.

Он намерен добиться возбуждения уголовного дела по данной экспертизе.

Эта экспертиза меня пока только удивляет. Если следователь не постеснялся ее мне отдать, то, значит, ошибки быть не может. Будет дополнительное разбирательство. Я надеюсь, что не будет так, что в итоге напишут допустимое количество промилле и все сомкнется на лаборанте, - рассказал отец шестилетнего погибшего ребенка.

Комсомольская правда

Также глава семейства заявил, что возможность того, что сын при жизни принял алкоголь, полностью исключена.

Доступа свободного к алкоголю нет, лекарств, влияющих на содержание алкоголя в крови, ребёнок не употреблял. Лишили ребёнка, так ещё пытаются очернить мою семью. Я буду пресекать это любыми способами, доступными законом, - говорит мужчина.

В подмосковном городе Железнодорожный женщина на иномарке сбила 6-летнего мальчика. Ребенок погиб. Экспертиза показала, что он был пьян. В крови ребёнка обнаружили 2,7 промилле алкоголя. Судя по бумагам, ребёнок каким-то образом употребил бутылку водки. Родители были в шоке. Сама вновница аварии, жена криминального авторитета, 31-летняя Ольга Алисова не верит, что ребенок был пьян.

Перепады артериального давления (АД) у взрослых никого не удивляют, подобные проблемы у детей волнуют всех. Тем более, что отклонения от нормы бывают не только у подростков, но и у грудничков. Молодой организм имеет эластичные стенки сосудов, потому и кровяное давление у младенцев ниже. У новорожденного систолическое давление – около 75 мм рт.ст. С ростом малыша оно постепенно увеличивается.

Возраст ребенка определяет степень эластичности сосудистой стенки, ширину просвета артерий и вен, общую площадь капиллярной сети, от которых зависит норма артериального давления у детей .

Медицинская практика отмечает существенный перепад АД у младенцев до года. Каждый месяц у малышей оно растет на 1 мм рт. ст.

С года до 6 лет, давление повышается мало. Где-то к пяти годам его показатели выравниваются для обоих полов, в дальнейшем у мальчиков наблюдают АД чуть выше, чем у девочек. С 6 лет и до подросткового возраста систолическое АД снова растет: у мальчиков – на 2 мм. рт. ст., у девочек – на 1 мм рт. ст. Если ребенок жалуется на слабость, повышенную утомляемость, не спешите давать ему таблетку от головной боли. .

Артериальное давление – общее понятие

Система кровотока в организме – это сердце и сосуды. Они заполнены кровью, обеспечивающей питательными веществами и кислородом органы и ткани. Главная роль в этой системе отведена сердцу – природному насосу, перекачивающему кровь. При сокращении оно выбрасывает кровь в артерии. Давление крови в них называют артериальным.

Под АД медики понимают силу, с которой кровь воздействует на сосуды. Чем больше их Ø, тем выше АД. Проталкивая порциями кровь в кровеносную систему, сердце и создает соответствующий напор. Нормальное давление важно для обменных процессов, так как с кровью транспортируются к органам все питательные вещества, выводятся шлаки, токсины.

Существует два вида АД – систолическое, связанное с работой сердца, сердечным выбросом, и диастолическое, которое зависит от тонуса сосудов. Систола и диастола представляют собой фазы цикла. Первый параметр характеризует период мышечного сокращения, когда давление возрастает до максимума, второй – период расслабления и понижения АД. Давление в сосудистой системе не одинаковое, в частности, в артериях оно более высокое, чем в венах.

Способы контроля давления

Используют прямой и непрямой способы контроля АД. Инвазивный способ, необходим при оперативном вмешательстве, когда в артерию вводится зонд и датчик. Неинвазивные способы – это компрессионные варианты:

  • Пальпаторный – самый сложный метод, требующий определенных навыков. Прижимая пальцами артерию, важно поймать в области, которая находится ниже сдавливаемого участка, момент максимального и минимального пульса.
  • Аускультативный метод хирурга Короткова – эталонный с 1905 года и по сегодняшний день прием. Он предусматривает применение тонометра, манометра и стетоскопа.
  • Осциллометрический способ лежит в основе принципа работы большинства автоматических тонометров. Он дает возможность проверить АД на плече, колене, запястье.
  • Допплерография определяет с помощью ультразвука лишь систолическое АД. Используют ее чаще для новорожденных и грудничков.

Современные тонометры позволяют измерять давление детям в домашних условиях без специальной медицинской подготовки. И все же элементарные правила измерения АД детям надо знать.

Как правильно измерять АД у детей

Лучше всего измерять ребенку АД утром . Важно, чтобы он был в спокойном состоянии, перед процедурой у него не должно быть никаких нагрузок. Измерять лучше спустя час после еды или прогулки, если малыш не замерз. Стоит перед процедурой сводить его и в туалет.

Если измерения проводят впервые, надо проверить две руки, чтобы впоследствии проводить измерения там, где результат был выше. Измерение АД у детей имеет свои особенности. Детям до 2-х лет обычно меряют давление в положении лежа. Малыш постарше может сидеть. Рука, приготовленная для измерений, не висит, а лежит на приставном столике параллельно туловищу ладошкой вверх. Ножки также должны быть на подставке, если стул не по росту. Обязательное условие – угол между плечом и кистью должен быть прямой (около 90º).

Особенности техники измерений подробно описаны в инструкции к тонометру и заключаются, в основном, в подборе точной манжетки. Если пользоваться манжетами для взрослых, результат будет неточный. Особенно это касается малышей раннего возраста. Правильные результаты можно получить лишь в том случае, если манжета соответствует ¾ расстояния от локтевого сгиба до подмышки. Одевают ее на предплечье и закрепляют при помощи липучек. Зазор должен быть таким, чтобы между манжетой и кожей проходил палец взрослого. После фиксации манжеты по всем правилам с помощью груши нагнетают воздух. Потом этот воздух спускают, нажимая на клапан.

Для измерения АД используют также фонендоскоп. Его прикладывают к ямке на внутренней стороне локтевого сгиба руки ребенка. После прикладывания фонендоскопа надо постараться отметить начало пульсации после спуска воздуха и последний удар пульса. Первый удар указывает верхний уровень АД, последний – нижний предел.

Чтобы рассчитать норму систолического давления, надо удвоить возраст и к произведению добавить 80. Диастолическое АД должно быть от ½ до ⅔ от значения верхнего АД. Для точных расчетов можно использовать специальную формулу. К примеру, для пятилетнего малыша надо произвести такие расчеты: 5 * 2 + 80 = 90 мм рт. ст. норма нижнего давления определяется как половина или ⅔ от этого параметра – от 45 до 60 мм рт. ст. Нормальное для конкретного ребенка давление будет зависеть не только от возраста, но и от ряда других факторов:

  • Комплекции;
  • Активности обменных процессов;
  • Настроения;
  • Переедания;
  • Усталости;
  • Качества сна;
  • Генетической предрасположенности;
  • Неблагоприятной погоды.

Норма АД у ребенка и особенности его изменения: таблица

Возраст Артериальное давление, мм рт. ст
Систолическое Диастолическое
минимум максимум минимум максимум
0-2 недели 60 96 40 50
2-4 недели 80 112 40 74
2-12 месяцев 90 112 50 74
2-3 года 100 112 60 74
3-5 лет 100 116 60 76
6-9 лет 100 122 60 78
10-12 лет 110 126 70 82
13-15 лет 110 136 70 86

Таблица с нормой пульса у детей:

Норма АД: грудничок до года

Эластичное сосудистое русло и густая сетка капилляров – главные предпосылки того, что у младенцев АД намного ниже, чем у их родителей. У новорожденного показатели давления – 60-96/40-50 мм рт. ст. С укреплением тонуса стенок растет и АД, к концу первого года оно колеблется в пределах от 80/40 до 112/74 мм рт. ст., с учетом веса малютки.

Если нет под рукой данных АД у детей (норма – в таблице), для ориентации можно пользоваться расчетами: 76 + 2 n, где n – возраст грудничка в месяцах. Для новорожденных ширина камеры детской манжетки – 3 см, для младенцев постарше – 5 см. Процедуру повторяют 3 раза, ориентируясь на минимальный результат. У младенцев проверяют только систолическое АД, определяя его пальпацией.

Норма АД: малыш 2-3 лет

После года рост АД замедляется. К 2-3 годам средние показатели верхнего давления находятся на уровне100-112 мм рт. ст., нижнего – 60-74 мм рт.ст. АД можно считать выше границ нормы, если тревожный результат сохраняется в течение 3-х недель. Формула для уточнения нормы: систолическое АД – (90 + 2n), диастолическое – (60 + n), где n – количество полных лет.

Норма АД: ребенок 3-5 лет

Изучая параметры таблицы, нетрудно заметить, что с 3-х до 5-ти лет динамика роста АД замедляется. Систолическое АД у таких детей – 100-116 мм рт. ст, диастолическое – 60-76 мм рт. ст. Надо учитывать, что данные тонометра на протяжении дня не совпадают: в светлое время суток они достигают максимума, к ночи падают и после полуночи, до 5 часов, они минимальны.

Норма АД: школьник 6-9 лет

Из табличных данных понятно, что минимальные показатели давления сохраняются на прежних позициях, немного увеличены только самые высокие параметры. Норма возраста – 100-122/60-78 мм рт. ст.

Начало школьной жизни характеризуется отклонениями, так как образ жизни ребенка меняется. После непривычных эмоциональных нагрузок, сокращения физической активности дети жалуются на усталость, головную боль, капризничают. Важно быть внимательным состоянию ребенка в этот период.

Норма АД: подросток 10-12 лет

Начальный период полового созревания характерен изменениями АД. В большей степени это относится к девочкам, опережающим сильный пол в темпах физического развития.

Несмотря на средние значения АД от 110/70 до 126/82 мм рт. ст., медики считают нормой верхний предел – 120 мм. рт. ст. Зависит этот показатель и от типа телосложения: высокие и худощавые астеники обычно имеют более низкое давление по сравнению с ровесниками атлетического типа.

Норма АД у юношей и девушек 12-15 лет

Переходный возраст преподносит подросткам и их родителям немало сюрпризов. Высокие нагрузки в школе, часы, проведенные за компьютером, стрессы, нестабильный гормональный фон могут провоцировать как гипертензию, так и гипотонию.

В норме давление у детей таблица демонстрирует ближе к взрослым значениям: 110-70/136-86 мм рт. ст., так как к 12 годам сосудистая система уже заканчивает свое формирование. При перепадах возможна тахикардия, обмороки, изменение частоты сердечных сокращений, головные боли и головокружения.

С возрастом недомогания обычно проходят, чтобы исключить нежелательные последствия, не лишним будет пройти обследование.

Осложнения перепадов давления у детей

Есть у медиков понятие – органы-мишени. Так называют органы, которые страдают в первую очередь. Обычно возникают проблемы со стороны сердца (ишемическая болезнь, инфаркт миокарда), проблемы центральной нервной системы, мозга (инсульты), поражение органов зрения вплоть до слепоты, почечная недостаточность. Опасность заключается в том, что артериальная гипертензия у детей, как правило бессимптомна.

Ребенок, особенно маленький, на самочувствие не жалуется. Проявляются отдельные признаки, на которые родители обязательно должны обращать внимание. Многие из них сходны с предпосылками гипертонии у взрослых.

  • Головная боль;
  • Носовые кровотечения;
  • Тошнота, рвота;
  • Слабость, усталость;
  • Неврологические проявления: судороги, парезы, параличи;
  • Нарушения зрения;Р
  • Изменение походки.

Если ребенок упал в обморок, надо обязательно показать его педиатру. Доктор направит вас к специалисту для дальнейшего обследования.

Артериальная гипертензия имеет наследственную компоненту: если в семье есть гипертоники, АД у ребенка надо периодически контролировать, так как 45-60% из них имеют отягощенную наследственность. Чтобы ребенок стал гипертоником, необходимо воздействие и модифицирующих факторов: стрессы, нездоровое питание, гиподинамия, спортивные перегрузки.

Если у родных встречается вариант гипотонии, то пониженное давление может быть для ребенка индивидуальным вариантом нормы. Пониженное давление может носить адаптивный характер, например, у спортсменов или тех, кто выезжает на высокогорье. Этот вариант скорее исключение, потому что симптомы низкого давления могут говорить и о пороках сердца, миокардитах, эндокринных расстройствах (проблемы щитовидной железы, недостаточность коры надпочечников связаны с низким давлением).

Как нормализовать АД детям

Повышенное АД отмечают у 13% детей. Это связано с неадекватной нагрузкой на сердечную мышцу, высоким тонусом артерий, спазмами сосудов. Различают первичную и вторичную гипертонию. Первая форма обусловлена изменениями гормонального фона, непосильными для детской психики стрессами, недосыпанием, перегрузками за компьютером или в спортивной секции, конфликтами с ровесниками. Кроме внешних причин, есть еще и скрытые факторы: сердечная и почечная недостаточность, проблемы с эндокринной системой.

Вторичную гипертонию провоцируют тяжелые заболевания почек, сердца, эндокринной и нервной системы, интоксикации, травмы головы. В контексте таких расстройств кроются грозные патологии: опухоль гипофиза, сужение почечной артерии, новообразования надпочечников, остеопороз, пороки сердца, энцефалит.

Гипотония у детей бывает физиологическая и патологическая. От низкого давления страдают 10% детей. Физиологические предпосылки могут быть наследственными (конституция тела, генетическая предрасположенность к гипотонии), так и внешними (избыток кислорода, неблагоприятные погодные условия, неадекватные физические нагрузки) причинами. Патологическую гипотензию провоцируют:

  • Респираторные инфекции;
  • Бронхиты, тонзиллиты с осложнениями;
  • Стрессы и расстройства психики;
  • Физические перегрузки или их полное отсутствие;
  • Авитаминоз, анемия;
  • Родовая травма, аллергии;

    Время тестирования не более 2 минут

    7 простых
    вопросов

    94% точность
    теста

    10 тысяч успешных
    тестирований

    Давление – важный параметр здоровья ребенка, но не самый главный. Так что относитесь к нему без звериной серьезности. АД – вещь вариабельная, способная колебаться в течение суток, в зависимости от настроения и физических нагрузок. Главное – чтобы ребенок был здоров и не давал повода для постоянного контроля АД.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Реформа средней общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает постепенный переход на обучение де­тей с 6-летнего возраста. Что собой представляет 6-летний ре­бенок, отличается ли от своих сверстников прошлых лет? В чем состоят различия детей 6 и 7 лет, начинающих обучение? Чему можно и нужно обучать 6-летнего ребенка? Ответы на эти и другие вопросы ищут психологи и педагоги, морфологи и фи­зиологи, врачи и социологи.

Современный 6-летний ребенок существенно отличается от своего сверстника нескольких десятилетий назад. В какой-то степени и на детей этого возраста оказало влияние явление, известное под названием акселерация, т. е. ускорение роста и развития. Сущность этих изменений состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического развития и завершении созревания организма. Однако до сих пор неясно, идут ли процессы увеличения длины тела, его массы, более ранняя смена молочных зубов на постоянные и другие проявле­ния акселерации в соматическом (телесное, физическое) раз­витии параллельно с ускорением в умственном развитии (пси­хическая акселерация). Имеются тревожные данные о наруше­нии подобной гармонии и снижении работоспособности при этом.

Тем не менее, уровень развития 6-летних детей значительно отличается от такового детей 7 лет, возраста, в котором до сих пор начиналось школьное обучение.

По многочисленным данным советских физиологов и врачей, 6-летние дети отличаются от 7-летних прежде всего по ряду по­казателей высшей нервной деятельности. Так, выработка системы условных словесных реакций (отражающих функцио­нальное состояние коры головного мозга ребенка), имеющая большое значение для обучения, у детей 7 лет происходит от­носительно быстро (после 1-4 повторений словесной инструк­ции). Для большинства же 6-летних детей свойствен более низкий уровень функций коры головного мозга.

Несмотря на возрастные различия, организм ребенка к 6 го­дам достиг уже известной степени зрелости. А многочисленные данные психологов и педагогов свидетельствуют о возрос­ших познавательных возможностях современного 6-летнего ребенка, об активном стремлении его к приобретению знаний. Все это позволило положительно ответить на вопрос о том, можно ли обучать 6-летних детей.

Вместе с тем еще не закончено развитие важнейших для обу­чения систем. Главная особенность морфофункционального раз­вития 6-летних детей состоит в незавершенности структурного и функционального развития коры головного мозга.

Известно, что деятельность коры больших полушарий голов­ного мозга определяется двумя основными процессами: воз­буждением и торможением, от соотношения которых зависит работоспособность. Чем младше ребенок, тем сильнее выраже­но у него преобладание процессов возбуждения над торможе­нием. К 6 годам значительное развитие получают такие основ­ные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако все эти свойства характеризуются неустойчивостью. Процессы возбуждения и торможения легко распространяются на большие участки коры. Особенности нервной системы детей обусловливают малую устойчивость внимания, быструю истощаемость нервной системы и, следо­вательно, утомляемость ребенка. Быстро развивающееся «ох­ранительное возбуждение» проявляется в нарастании двига­тельного беспокойства, отвлечениях во время занятий. Такие изменения поведения детей младшего возраста считаются пер­выми признаками утомления.

Кто видел кинокартину «Внимание, черепаха!» (режиссер Р. Быков), тот наверное, помнит сцену, где первоклассники, не выдержав длительного и однообразного раздражителя - чтения вслух учителем - начинают заниматься посторонними делами (девочки играют в куклы, мальчики - в солдатики). Физиологические особенности детей таковы, что не позво­ляют начавшим обучение и занимающимся в младших классах школы длительно сосредоточиваться на одной и той же работе, подолгу сидеть неподвижно и молча. Происхо­дит непроизвольное отключение внимания. Установлено, что дети в возрасте 5-7 лет могут сохранять активное внимание в течение всего 15-20 мин.

Незавершенность развития коры головного мозга влечет за собой целый ряд психологических особенностей. У детей 6-летнего возраста непроизвольное (пассивное) внимание преобладает над произвольным, активным, а именно послед­нее необходимо для усвоения знаний. Непроизвольное внима­ние основывается на эмоциональной активности ребенка. Вни­мание дошкольника концентрируется на предмете, который оказывает сильное эмоциональное впечатление, заинтересовывает его новизной, необычностью, яркостью. Формированию произ­вольного, волевого внимания ребенка способствует участие в занятиях, играх, предполагающих наличие замысла, состав­ление плана. Это сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, конструирование, аппликация и т.п.

В дошкольном возрасте выполнение требований ребенком в значительной степени основывается на эмоциональном отно­шении его к данному, конкретному человеку, предъявляющему эти требования, - боязни наказания или ожидании награды.

Среди важных психологических особенностей детей, нахо­дящихся на границе дошкольного и школьного возраста, пси­хологи отмечают появление ориентации на социальные тре­бования. Для появления осознанного отношения к нормам общественного поведения, к социальным требованиям боль­шое значение имеют подвижные и дидактические игры с пра­вилами, особенно коллективные.

Поведением ребенка 6 лет в значительной степени еще дви­жут эмоции. Так, дисциплина 6-летних детей на уроке, в отли­чие от сознательной дисциплины школьников более старшего возраста держится в основном на эмоциональной заинтересо­ванности в уроке.

О незавершенности развития коры головного мозга детей 6 лет говорит преобладание активности правого полушария мозга, с чем связано конкретное, образное восприятие внеш­него мира. Мышление детей 6 лет носит образный, конкрет­ный характер. Крупнейший педагог К. Д. Ушинский писал, что дети младшего возраста мыслят формами, красками, звуками.

Лишь к 7-8 годам доминирующую роль начинает играть левое полушарие мозга ребенка, с чем связано развитие вто­рой сигнальной системы - восприятие речи. Это имеет зна­чение в дальнейшем в школьном обучении, основанном на вербальном, словесном преподавании многих школьных дис­циплин. В возрасте же 6 лет у детей возникают трудности при отвлечении от конкретных явлений, предметов, ситуаций.

Эти психофизиологические особенности 6-летних опреде­ляют важность применения наглядного метода в обучении. Ис­пользование разнообразных наглядных пособий на уроках (цветные картинки, кубики, кружки и др.) повышает интерес детей, делает учебный материал более доступным для восприя­тия и понимания.

У ребенка в возрасте 6 лет в стадии развития и совершен­ствования находятся зрительный и слуховой анализаторы. Острота слуха на слова - ниже, чем на тоны; только еще начинает формироваться глубинное зрение, острота зрения составляет 0,86, а способность к стереоскопическому (объем­ное) восприятию и различительная чувствительность к цвету ниже, чем в более старшем возрасте.

Возраст, о котором мы говорим, по данным офтальмологов, является наиболее ответственным периодом для формирова­ния у детей нормальной рефракции (Рефракция глаза - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях).

В этом периоде под влиянием увеличивающейся зрительной нагрузки легко нарушается нормальное развитие глаза. Если среди 3-летних детей имеется 1,5 %, страдающих от близорукости, то в пе­риод от 5 до 6 лет - их втрое больше (4-5 %). Ограничение видов занятий, требующих напряжения зрения, облегчение зрительного восприятия учебного материала, в том числе оформление школьных учебников в соответствии с гигиени­ческими требованиями (достаточная высота шрифта и длина строки, отвечающие возрастным особенностям, использование цвета в иллюстрациях и т. п.),- все это направлено на ох­рану зрения детей, предупреждение близорукости.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется и разви­вается мышечная система, а также нервная регуляция ее деятельности. Дети становятся способными выполнять раз­нообразные физические упражнения, требующие определен­ной координации (согласованность) движений. Они овладе­вают умением быстро бегать, прыгать. Им становятся доступ­ны движения, необходимые для рисования, лепки, плетения, хотя и выполняемые с трудом. У 6-летнего ребенка еще слабо развиты мелкие мышцы пальцев и кистей рук, поэтому нагруз­ка на них должна быть ограничена, иначе быстро наступает утомлении, и могут появиться нарушения в здоровье.

Не получили еще полного развития опорно-двигательный аппарат ребенка, костная и мышечная системы. Не закончено окостенение всех отделов грудной клетки ребенка. Достаточно развиты крупные мышцы тела, рук, ног, но мелкие мышцы спи­ны, имеющие большое значение в удержании правильного по­ложения позвоночника, относительно слабы, и позвоночник легко поддается деформирующим влияниям. В дошкольном возрасте отмечается преобладание тонуса мышц сгибателей над разгибателями, поэтому дети часто принимают неправильные по­зы (наклоненная голова, сутулая спина, запавшая грудь). Неправильная поза во время занятий, увеличение статической нагрузки при длительном сидении, неравномерность (асим­метрия) нагрузки на мышцы правой и левой половины тела легко вызывают сначала временные, так называемые функцио­нальные, а затем и стойкие искривления позвоночника. В ко­нечном счете, нарушается формирование осанки ребенка. Для предупреждения деформаций большое значение имеют уп­ражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота, особен­но мышц разгибателей, а также такие виды двигательной ак­тивности как ходьба, бег, лазание и т. п.

На 6-м и 7-м годах жизни происходит интенсивный рост размеров и массы тела. Годовая прибавка роста (длины тела) возрастает до 8-10 см. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличива­ется на 2,0-2,5 см. В связи с разным темпом роста частей тела ребенка меняются пропорции тела: относительно удлиня­ются ноги, руки, туловище. В 5-6 лет начинается смена мо­лочных зубов на постоянные.

Продолжает совершенствоваться работа внутренних орга­нов. Частота дыхания уменьшается до 26-22 дыхательных движений в минуту, глубже становится вдох и продолжи­тельнее выдох. В этом возрасте наблюдаются значительные изменения в строении и деятельности органов кровообраще­ния: в период от 5 до 6 лет увеличивается масса сердца (до 80 г), нарастает сила сердечных мышц и выносливость сердца. Частота сердечных сокращений у детей 6 лет колеблется от 90 до 95 ударов в минуту. Артериальное давление составляет 95/58 мм ртутного столба.

Интенсивное развитие организма делает 5-6-летнего ребен­ка очень чувствительным к различным неблагоприятным влия­ниям, нередко приводит к так называемым функциональным расстройствам, т. е. изменениям, повышающим риск заболе­ваний. Нередко начало школьного обучения как бы выявляет (провоцирует) те отклонения в здоровье, которые были у ребенка ранее и протекали скрыто, незаметно.

В связи с интенсивным и неравномерным темпом развития различных систем организма и особенностями условий жизни, дети одного возраста имеют значительные индивидуальные различия в состоянии здоровья и уровне функционального развития. Не у всех детей, достигших 6-летнего возраста, по­лучают достаточное развитие те функции и системы, которые испытывают большую нагрузку на начальном этапе школьного обучения. Чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и вы­полнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня физического и пси­хического развития, так называемой школьной зрелости. Не­достаточная функциональная готовность ребенка к школе свя­зана не с общим отставанием в развитии организма, а с недостаточностью тех функций, которые необходимы для обучения в школе.

Это касается прежде всего развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе процесса обучения. Должны быть выработаны способность тормозить на определенное время свойственную де­тям высокую двигательную активность, умение без излишнего напряжения мышц сохранять необходимую рабочую позу. Для выполнения письма и рисования необходимы опре­деленное развитие мелких мышц кисти, координация (согла­сованность) движений пальцев рук. Важную роль в дальней­шем обучении играет совершенствование речи ребенка.

Развитие психики, моторики и речи в целом определяют уровень функциональной готовности детей к школе.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКАК ШКОЛЕ И ПРИВЫКАНИЕ ЕГО К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ребенок должен прийти в школу достаточно подготовлен­ным. Это не значит, что дети, идущие в школу, уже должны уметь читать и писать. Безусловно, родители не могут в пол­ной мере заменить учителя, так как не владеют методикой обу­чения чтению и письму, которая принята в современной школе. Учителю приходится переучивать детей, которых начали обу­чать родители, а это трудно и для учителя, и, особенно, для первоклассника.

Однако родители могут и должны подготовить ребенка к шко­ле (тем более, если он не посещает детский сад), проводя ежедневные обязательные занятия, как только ему испол­нится 5 лет. Необходимо приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосре­доточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учеба. В част­ности, умению сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сна­чала 10-15, затем 15-20 мин.
Обратите внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций - речи. Хорошо развивают кисть руки занятия ри­сованием, лепка из пластилина, конструирование, изготов­ление различных поделок. Попросите сына или дочь изобра­зить орнамент, состоящий из повторений определенных фигур (палочек, зигзагов, кружочков и т.п.). Пои конструировании желательно пользоваться мелкими деталями. Научите ребенка под контролем взрослого пользоваться ножницами с закруг­ленными тупыми концами, поручите ему вырезать из бумаги, ткани различные фигурки. Очень полезны все виды руко­делия: вышивание, вязание крючком и т. п. Их надо обяза­тельно включать в занятия с детьми.

Один или два раза в неделю следует заниматься специаль­ной подготовкой руки ребенка к письму. Помогут вам спе­циальные пособия («Тетрадь для подготовки дошкольников к письму»), содержащие образцы бордюров, узо­ров и элементов письма, помогающие детям освоить приемы движения пальцев и кисти руки, необходимые для дальней­шего овладения навыком письма в школе. Следует помнить, что 5-6-летний ребенок не может писать непрерывно более 3 мин, он устает, появляются ошибки, поэтому через 2-3 мин нужно сделать перерыв - провести физкультпаузу, во время которой ребенок несколько раз должен сжать в ку­лак пальцы и разжать их. Запомните: малышу необходима похвала даже за небольшие успехи в освоении навыков письма.

Развитию и совершенствованию важной психической функ­ции - речи - служат заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов, их пересказ, составление рассказа по картинке, об увиденном на прогулке, в кино, по телевидению. Во время рассказа ребенка обращайте внима­ние на произношение звуков, слов, правильность понимания содержания. Ошибки надо мягко, но настойчиво исправлять.

Навык правильной речи приобретается в раннем детстве - дома, в дошкольном учреждении. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, обобщению, к осозна­нию своих действий. Без умения правильно и четко выражать свои мысли, произносить звуки ребенок не сможет научиться грамотно писать.
Наличие у ребенка дефектов речи (заикание, неправиль­ность произношения звуков) может затруднить его обучение. Для правильного формирования навыков чтения необходимо еще до начала обучения в школе устранить имеющиеся у ребен­ка дефекты речи. Врач-логопед определит степень речевого на­рушения, проведет специальные занятия, даст советы родите­лям. Если те или иные нарушения речи имеются у 6-летнего ребенка уже приступившего к школьным занятиям, то не поздно начать заниматься у логопеда и обучаясь в первом классе школы.

С приходом в школу изменяется весь образ жизни и дея­тельности ребенка. Первый год обучения является одним из су­щественных переломных периодов в жизни ребенка, ведь от того, как пойдет приспособление (адаптация), привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работо­способность, состояние здоровья, успешность учебы в началь­ной школе и в последующие годы.

Школа предъявляет новые, большие и разнообразные тре­бования к организму ребенка - интеллектуальные, физи­ческие и социальные. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад его жиз­ни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учеб­ные занятия. Они требуют напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребен­ка 6 лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная актив­ность ребенка становится в 2 раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все де­ти готовы к этому. Некоторые «не умеют принимать помощь»» учителя, и это сказывается на результатах обучения. Первоклассникам необходимо научиться выполнять требования школьной дисциплины. Появляются новые школьные обязан­ности, связанные с учебной работой.

Большинство 6-летних детей по уровню интеллектуального развития могут обучаться в школе, но детям в этом возрасте очень трудно переносить социально-личностную нагрузку, в которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих шестилеток-первоклассников трудна со (скрытность, злобность, агрессивность, повышенная тревож­ность и напряженность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками в классе и с учителем. Такие дети невни­мательны на уроках, так как полностью сосредоточены на своих внутренних переживаниях. Постоянная нагрузка на нервную систему быстро приводит ребенка к утомлению и может вызвать заболевание.

Дети, живущие в неблагоприятных семейных условиях, как правило, оказываются без должного контроля со стороны взрослых, нередко бывают предоставлены сами себе. Не умея еще правильно организовать свое время, дети не ложатся во­время спать, засиживаются перед телевизором, у них наруша­ется режим питания и отдыха на свежем воздухе - все это уменьшает работоспособность и повышает утомляемость при учебе. Повышенное внимание со стороны педагога до некото­рой степени может восполнить недостаток родительской за­боты и помочь этим детям в преодолении трудностей на на­чальном этапе обучения.

Но даже и в благополучных семьях не всегда складываются правильные взаимоотношения родителей с детьми. Нередко создается культ ребенка, воспитывается сознание исключи­тельности личности, или же имеет место неровное отношение к ребенку, несогласованность воспитательных действий роди­телей. Правильное, доброжелательное отношение родителей к детям 5-6 лет, понимание их внутреннего мира оказывает по­ложительное влияние на формирование личности, преду­преждает появление нарушений в характере ребенка, которые затрудняют его взаимоотношения в классе с другими детьми, жизнь и учебу в коллективе.

Не все дети, достигшие 6-летнего возраста, по медико-педа­гогическим критериям могут начать учебу в школе без ущерба для их здоровья и дальнейшего развития. Чтобы исключить неблагоприятные последствия раннего обучения, врачами и пе­дагогами уже у 5-летних детей определяется функциональная готовность к школе, оценивается здоровье на основании углуб­ленного медицинского осмотра детским врачом дошкольного учреждения или детской поликлиники с привлечением вра­чей разных специальностей - невропатолога, окулиста, хи­рурга, стоматолога и др. На основании этого даются рекомен­дации о необходимости предварительного оздоровления, лече­ния ребенка, коррекции (исправления) недостающего уровня развития тех или иных функций, необходимых для обучения в школе. Проверка эффективности проведенных мероприятий при повторном осмотре дает возможность сделать квалифици­рованное заключение о том, может ли ребенок в 6 лет идти в школу или же он нуждается во временной (на один год) отсрочке в связи с отклонениями в состоянии здоровья.

В настоящее время обучение 6-летних детей по программе первого класса школы организуется как в школе, так и в детском саду. Как показывают врачебные наблюдения, детям 6 лет, функционально неготовым к школе или имеющим откло­нения в состоянии здоровья, лучше обучаться в детском саду, где больше возможностей для оздоровления, закаливания, где наряду с обязательными занятиями много внимания уделяет­ся общему развитию, шире возможности для учета индиви­дуальных особенностей ребенка. Нельзя не учитывать и бла­гоприятный психологический микроклимат дошкольного уч­реждения, привычность обстановки.



Публикации по теме