Все о буддийском празднике зула хурал. Праздники в буддизме


Главными праздниками буддистов являются:

Сагаалган – Новый год

Дуйнхор-хурал – праздник Клачакры

Дончод-хурал - День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни

Майдари-хурал - Круговращение Майтреи

Лхабаб дуйсэн - нисхождение Будды с неба Тушита

Зула-хурал - День нирваны Будды Цонкапы.

Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный – Далай-лама родился 6 июля.

В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов – дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима – хозяина великолепия и счастья, или Луса – хозяина воды. На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня – помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

Сагаалган

В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.

Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.

Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.

Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).

В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал)


Празднование Дуйнхора связано с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры, которая является основой философии ваджраяны. Калачакра означает буквально «колесо времени» и является одной из самых эзотерических концепций буддийской тантры.

Главная цель учения Калачакра-тантры, равно как и любого другого буддийского учения — достижение состояния Просветления (состояния Будды), внутренней реализации.

Отличием Калачакра-тантры является то, что, следуя ее сложному комплексу психофизических упражнений, можно достичь Просветления не за длительный период множества перерождений, а за одну жизнь. Особое значение в этом учении придается практике мантры. В учении Калачакра-тантры была разработана концепция Адибудды — первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни (санскр. праджня — трансцедентальная мудрость и божественная интуиция), олицетворяющих слияние Времени и Пустоты.

По легенде, Калачакра-тантру начал распространять в Индии в 965 году аскет Цилупа, принесший это учение из легендарной страны Шамбала, где оно сохранялось с того времени, когда было проповедано Буддой царю этой страны Сучандре.

Отмечается Дуйнхор-хурал в течение трех дней, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря (апрель-май), при этом главное торжество приходится на 15-й лунный день.

Калачакра — божество медитации

В дни праздника в монастырях проводятся торжественные молебны (хуралы) с чтением трактата Калачакра-лагху-тантра-раджа. Характерным элементом этих молебнов является то, что во время их проведения монахи надевают на себя особые головные уборы и используют священные предметы, символизирующие элементы учения Калачакра-тантры. Особое значение в дни праздника придается чтению мантр. Стоит также отметить, что танки (изображения) идама Калачакры считаются сильнейшими помощниками тем, кто нуждается в душевной и физической силе — здоровье.

Дончод-хурал: День рождения, просветления и ухода в Нирвану Будды


Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Сага Дава. Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния второго месяца лунного календаря, он выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяца на санскрите — вишакха, пали весак — закрепилось и за этим праздником. Он посвящен трем самым главным событиям жизни Будды Шакьямуни: его Рождению (Джаянти), Просветлению (Бодхи) и Уходу в Нирвану (Паринирване). Между первым и последним событиями прошло 80 лет. Просветленным Будда стал в 35 лет. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество.

Дончод считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В это время во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов (вокруг священных деревьев и ступ) расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам. После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки, чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды — чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Круговращение Майтреи (Майдари-хурал)

Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода «правления нашим миром Будды Шакьямуни».

Согласно учению махаяны, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита, проповедует там Учение (Дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Это время наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет, и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист. Согласно сутрам Махаяны, Будда Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, также был воплощен на Небесах Тушита. Приняв решение совершить свое последнее перерождение в мире людей и уже спускаясь с небес Тушиты, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Майтреи.

Майдари-Хурал является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество людей. В этот день после праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.

Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.

В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы. Особенно культ Майтреи популярен в Центральной Азии, и именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. Его имя часто упоминается в комментариях буддийской литературы.

Лхабаб Дуйсэн. Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю


Согласно преданию, до того как обрести последнее земное воплощение, Будда Шакьямуни находился на небе Тушита (тиб. Гандэн, букв. «Сад Радости»). Тушита — четвертое небо, где обитают все бодхисаттвы до того, как станут буддами. Для того чтобы перевоплотиться на этом небе, необходимо развить в себе Четыре Безмерных Состояния Пробужденного Ума – Святую Любовь, Сострадание, Сорадование и Беспристрастность. Это Небеса неравнодушных существ, пусть у них еще и остаются чувственные желания.

Считается, что Будда Шакьямуни переродился в этом Мире как Учитель по имени Шветакету и проповедовал Учение (Дхарму) небожителям и своей матери.

Проживая бодхисаттвой в царстве счастливых небожителей, Будда Шакьямуни понял, что ему нужно совершить последнее перерождение среди людей на земле в хорошо известном образе принца Сиддхартхи Гаутамы. Спускаясь с небес Тушиты в мир людей, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Грядущего Майтреи, который в настоящее время проповедует там Учение богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю.

Между тем Будда, обретя земное рождение, после 29 лет счастливой жизни во дворце ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, стал просветленным, то есть, буддой, и начал проповедовать Учение.

Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» — это и есть главная идея данного праздника.

В некоторых странах торжества Лхабаб Дуйсэн длятся почти целый месяц. Внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и проводятся молебны (хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия.

В странах буддизма Тхеравады Праздник Огней знаменует окончание монашеского уединения во время сезона дождей (Вассы) и посвящается нисхождению Будды с небес Траястринсы.

Во всех храмах и монастырях проводятся обряды и церемонии, посвященные этому празднику, а также выходу из монашеской общины (Сангхи) тех, кто вступил в нее на период сезона дождей. В ночь полнолуния городские площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами, масляными лампадами и электрическими лампочками. В некоторых монастырях под звуки духовых инструментов снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим действием сошествие Будды на Землю.

Праздник завершает церемония катхина (санскр. «одежда») — дарение одежды членам Сангхи, которая проводится во всех монастырях. Во многих районах подарки членам Сангхи вручаются поочередно: для этого в монастырях вывешиваются желтые флаги, указывающие на то, что в них проводится чтение священных текстов, которое сопровождает церемонию катхина. Некоторые миряне участвуют в нескольких церемониях катхина, стремясь получить таким образом как можно больше заслуг.

Характерным элементом этого праздника является подношение духам рек (Хозяину воды): на особых подносах устанавливают зажженные свечи, кладут монетки и еду, а затем пускают эти подносы по реке. Это подношение сопровождается праздничной процессией с фейерверками, боем барабанов и ударами гонга. Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Созданная Богдо Цзонхавой школа Гелуг («школа добродетели» — тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва («победитель» — тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула-хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.



Праздник Тысячи лампад, один из зрелищных и красивейших буддийских праздников в буддийских храмах Бурятии, когда сотни и тысячи маленьких масляных лампад зажигаются в храмах одновременно. Лампада () — символ света учения, рассекающего мрак неведения.

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») - важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Зонхабы (1357—1419), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула Хурал проходит в течение трёх дней.

Буддийская танка , Public Domain

Лама Богдо Зонхаба

Лама Зонхаба почитается как второй Будда, а два его основных сочинения - «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) - полностью охватывают духовную практику буддизма.

По преданию, сам лама Зонхаба в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния

Последователями реформ ламы Зонхабы отмечены четыре главных деяния, связанные с основанием школы Гелуг:

1. Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтрейи как знак тысячелетнего существования новой школы.

2. Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.

Буддийская танка , Public Domain

3. Учреждение праздника Монлам Ченмо, которое способствовало единению верующих и новой школы.

4. Строительство монастыря Гандан, или «земли Тушита», где обитает Майтрейя, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сандуй, Демчог и Дорже Жигжед.

Достижения школы Гелуг

Созданная Богдо Зонхабой школа Гелуг («школа добродетели» - тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета.

Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Гандан), носит титул жалва («победитель» - тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Зонхабы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения дацанам и ламам.

Фотогалерея

Полезная информация

Зула Хурал
Праздник тысячи лампад
День памяти (ухода в нирвану) Богдо Зонхабы

История праздника

Зула хурал – один из самых значительных праздников школы Гелуг.

Основной день этого молебна всегда приходится на 25 лунные сутки десятого лунного месяца – именно в этот день в 1419 году ушел в Паринирвану основоположник школы Гелуг (т.н. школы Добродетели) – буддийский философ и реформатор Дже Цзонхава (или Цонкапа).

Дже Цзонхава

Широко известен буддистам как автор книг «Ламрим» («Большое руководство по этапам пути к Пробуждению») и «Нагрим» («Большое руководство по этапам пути тантры»), таким образом Цзонхава соединил в школе Гелуг сутру и тантру, сделав их как бы двумя равными крыльями этой линии буддизма.

Впоследствии линия Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ буддизма. С середины XVII в. она утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае.

Буддийская традиционная Сангха России является также приверженцем этой школы.

19 декабря в Иволгинском дацане "Хамбын Хурээ" под руководством Главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева прошла декламация священного Ганжура1. 20 декабря, в основной день хурала, всем верующим была предоставлена драгоценная возможность поклониться Эрдэнитэ Мунхэ Бэе2. Также в этот день проводилась церемония "Подношение Вселенной". 21 декабря состоялся заключительный Сахюусан хурал (молебен Защитникам Учения). В этот день также были проведены обряды сэржэм3, даллага4.

Зула хурал посвящен уходу в Нирвану Богдо Цзонхавы5 - основателя школы гелуг, последователями которой являются традиционные буддисты России. Он отмечается 25-го числа десятого месяца по лунному календарю. Название получил от того, что в этот праздник принято зажигать зула - масляные лампады.

Церемония "Подношение Вселенной"

20 декабря с 11.00 до 18.00 на стадионе Иволгинского дацана прошла торжественная церемония "Подношение Вселенной". 1000 небесных зула, освященных Хамбо ламой Итигэловым, были зажжены и подняты небо над Иволгинским дацаном. Горящая лампада нагревает воздух внутри небольшого воздушного шара, который и поднимает ее в небо.

Свет лампад символизирует мудрость, рассеивающую тьму неведения. Совершая подношение подобной лампады, Вы устраняете собственную темноту неведения и всех, о ком памятуете в этот важный момент.

К непосредственному участию к церемонии допускались все желающие.

Церемония "Подношение Вселенной" проводилась во второй раз в истории Иволгинского дацана.

Что следует делать верующим во время Зула хурала?

В дни празднования Зула хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: возжигать лампады, молиться, налагать на себя обеты, совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям, почитать Эрдэни Мунхэ Бэе.

Примечания:

  1. Ганжур, тиб. - священный буддийский канон, состоящий из 108 томов. Заключает в себе переведенное на тибетский язык Слово Будды.
  2. Эрдэнитэ Мунхэ Бэе, бур. - Драгоценное и Неиссякаемое Тело Пандито Хамбо ламы XII Даша Доржо Итигэлова.
  3. Сэржэм - это божественный напиток в виде чая, молока или водки. При совершении обряда сэржэм водкой ламы мысленно преображают эту «дьявольскую пищу» в «золотой напиток», лишь затем преподносят ее божествам.
  4. Даллага – это символическое собрание всех благих качеств: доброта, счастье, богатство в виде яств. Следует принести сладости, печенье, фрукты. Зайдя в храм, разложите все подношения перед алтарем в специальном месте. Когда начнется обряд даллага, возьмите продукты на руки и синхронно с ламами, вращая по ходу солнца, мысленно призывайте счастье, благополучие, здоровье и т.п., провозглашая "А-хурай!». После проведения обряда верхнюю, самую лучшую часть освященной пищи оставьте на алтаре, остальное заберите домой и раздайте домочадцам.
  5. Богдо Цзонхава (1357-1419) - основатель школы гелугпа, реформатор и философ. Почитается как земное воплощение бодхисаттвы Манжушри. Второй Будда, два его сочинения - «Ламрим» и «Нагрим» охватывают духовную практику буддизма во всем объёме. Сам Цонхава в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Созданная Цзонхавой школа гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. С середины XVII века школа гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве

11, 12 и 13 декабря 2017 года в дацанах Буддийской традиционной Сангхи России состоится один из великих буддийских праздников — Зула хурал, Праздник Тысячи лампад.

Зула хурал – один из самых значительных праздников школы Гелуг. Этот молебен посвящён Дню ухода в Паринирвану основоположника школы Гелуг – буддийского философа и реформатора Дже Цзонхавы (или Цонкапы), который известен среди буддистов как автор книг «Ламрим» («Большое руководство к этапам пути к Пробуждению») и «Нагрим» («Большое руководство по этапам пути тантры»). Цзонхава (1357 – 1419 гг.) также почитается как воплощение Божества Мудрости Манджушри. Впоследствии школа Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ буддизма. С середины XVII в. эта школа утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае. Буддийская традиционная Сангха России является также приверженцем этой школы.В этот день мы возжигаем лампадки как жест сорадования Великому Учителю, достигшему Нирваны. Считается, что масло в лампадах равно океану, а зажженный огонь, подносимый всем Буддам, Бодхисаттвам и хранителям, освещает мир трех тысяч мирозданий, устраняя страдания и рассеивая мрак. Поднося зула – мы подносим свет. Подношение света кармически воздействует на создание условий для рассеивания мрака неведения и развития мудрости. В этот день также принято зажигать зула или свечи дома перед алтарем.
Из истории праздника:В 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю ушёл в Паринирвану великий буддийский философ, Учитель и реформатор Дже Цзонхава. На рассвете 25-го дня он начал медитацию на Пустоту. Находясь в позе лотоса, Учитель принял форму юного Манджушри (Будды Мудрости). От его тела исходили многочисленные разноцветные лучи во всех направлениях…Это событие – свершение величайшего ухода в Паринирвану ламы Цзонхавы – для буддистов всего мира является великим духовным праздником. В этот день верующие традиционно возжигают тысячу лампад (зула). Цзонхаве посвящена великая молитва «МИГЗЭМ».

Традиция подношения зула – масляной лампадки – берет свое начало от Будды Дипанкара. Будда Дипанкара – третий Будда Благой кальпы, шестой из семи Будд Героев, Будда прошлого, также его называют Будда Кашьяпа. Однажды царь Сэржи-Лагба спросил у Будды Кашьяпы: «Почему Вас называют Дипанкара (создавший лампаду)? Не в том ли причина, что из Вашего тела исходит свет?» На что Будда ответил: «Во времена, когда я был обычной личностью, для порождения Бодхичитты, я вставил в тело ватные палочки в многочисленные отверстия и, залив масло, преподнес лампадки Буддам десяти сторон, отсюда я обрел это имя». Восхитившийся этим Царь Сержи-Лагба вставил себе в правую руку ватную палочку и, залив маслом зажег, а левую руку, вознеся вверх, обратился к Буддам десяти сторон и личному учителю Бхагавану Дипанкара, без сожаления, выражая благопожелание, поднёс нерушимое подношение ясно видящим Буддам десяти сторон. При этом он сказал так: «Этот Сосуд масляной лампады – пусть будет [равен] областью Трех тысяч великих тысячных миров. (Трехтысячный великий тысячный мир – это Вселенная, в ней миллиард миров, а именно: 1000 «Сумеру-миров» (малый тысячный мир) х 1000 = 1000000 «Сумеру-миров» (средний тысячный мир) х 1000 = 1000000000 (миллиард) «Сумеру-миров» (великий тысячный мир)) Этот фитиль пусть будет [равен] царю гор Сумеру (гора, которая является центром мира). Свет [масляной лампады] пусть будет светочем, от макушки Сансары до самых страшных адов, или же озарит и рассеет область [тьмы], [начиная] от внешней задней стороны великой железной горы вплоть до великой тёмной тьмы – затемнённой личными кармическими клешами, где не видно [даже] вытянутые свои руки. Период этот – пусть присутствует до прихода нисхождения Будд трех времен. Расстояние этого [света] – пусть рассеивает от обителей Будд десяти сторон до бесконечного взора Будд. Лампада эта – пусть озарит и рассеит сферу без материи…» и т.д. И с такими пожелания Царь Сэржи-Лагба преподнес зула Буддам. С тех пор зула считается одним из основных подношений, озаряющий и рассеивающий клеши и препятствия. При подношении зула начитывайте мантру: ОМ БАЗАР АЛОГЕ А ХУМ и дхарани Будды Дипанкара: ОМ А-ДИ-САМ ГА-РА ХУМ.

Дже Цонкапу — тибетского мыслителя и проповедника XIV века, которого считают вторым Буддой, — очень расстраивала ситуация, творившаяся в тибетской монашеской среде. Монахи постоянно нарушали дисциплину, вольно и оттого неверно толковали Дхарму. Особенно расстраивала Цонкапу распространившаяся среди тибетских тантриков сексуальная практика — по мнению Цонкапы, вещь совершенно несовместимая с высокими монашескими идеалами и учением Будды.

Обеспокоенный Цонкапа начал реформу тибетского буддизма, направленную на создание новой традиции, согласно которой большое внимание должно уделяться следованию Винайи — каноническому своду правил и распорядку буддийской общины, — тщательному изучению философии и тантрической практике, которая бы соответствовала монашеской добродетели. Для достижения своей цели Цонкапа основал новую школу, названную Гелуг — Добродетель. Согласно традиции, великое будущее Цонкапе было предсказано Буддой: рассказывается, что в одной из предыдущих жизней Цонкапа, еще будучи ребенком, поднес Будде Шакьямуни хрустальные четки, получив взамен раковину. После этого Будда предрек, что мальчик переродиться в Тибете и сыграет главную роль в возрождении учения Дхармы.

Кроме реформ Цонкапа известен тем, что преподавал философию и активно занимался духовными практиками: йогой, медитацией и различными очистительными практиками. Ему неоднократно являлись йидамы — просветленные существа Тантры — и Манджушри — «хранитель Рая на востоке», учитель будд и духовный отец бодхисаттв. Последний отвечал на вопросы Цонкапы и разъяснял глубинные аспекты учения. Кроме этого Цонкапа множество раз уходил в затворничество, самое длительное из которых продолжалось четыре года. И, конечно, Цонкапа много писал: его перу принадлежат сотни трудов по всем аспектам буддийского учения и разъяснения особенно трудных для понимания места Сутраяны и Мантраяны. Два его основных сочинения, «Ламрим» и «Нагрим», охватывают буддийскую духовную практику полностью. Прочтение этих трудов Цонкапа обозначил как равноценное встрече с ним, по этой причине перед смертью он не велел будущим ученикам печалиться, что они не встретились с учителем лично.

Цонкапа скончался в возрасте шестидесяти лет в 1419 году. Произошло это на двадцать пятый день десятого месяца тибетского календаря. Его ученики свидетельствовали, что тело учителя после смерти преобразилось в юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что, несомненно, говорило о том, что Цонкапа ушел в нирвану. Ученики продолжили дело Цонкапы, и школа Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. В XVII веке учение пришло в Монголию, Бурятию, Калмыкию и Туву, где и укрепилось.

В день смерти великого учителя и реформатора — 25 день десятого месяца — начинают отмечать праздник Зула Хурал, или Праздник тысячи лампад, который является одним из основных религиозных буддийских праздников. Празднование длится три дня. В первый вечер праздника, как только появляется созвездие Бэчи, или плеяды, зажигают лампады, отчего монастырь кажется залитым огнем. Внутри посреди кумирни устанавливают стол со 108 лампадами, также лампы устанавливают на уступах, по кровле кумирни, на земле и на крыльце. Лампы горят до самого рассвета. Монахи читают молитвы, а прихожане делают подношения храму: деньги, еду — чаще молоко, чай и сладости, — одежду и масло для лампад. Устраивают торжественные шествия, обязательным атрибутом которых являются зажженные факелы и скульптура Цонкапы.



Публикации по теме