Все признаки дисплазии тазобедренного сустава у новорожденного малыша: на что родители должны обращать внимание. Упражнение лягушка для грудничков как правильно делать Щелчок при движении

Незрелость тазобедренного сустава у новорожденных - патологическое состояние, при котором сочленение формируется недостаточно быстро. При рождении ребенка основная часть его тазобедренных сочленений состоит из хрящевых тканей. Ядра окостенения локализуются в области головок бедренных костей суставов, а их размеры ядра составляют 3-6 мм. Иногда такие зоны появляются позже, чаще до полугодовалого возраста.

Незрелость ядер бедренных костей нередко сочетается с различными формами дисплазии. Ранее эти понятия отождествляли, выделяя незрелость, как раннюю форму дисплазии. Теперь незрелость тазобедренных суставов рассматривается, как отдельное патологическое состояние, несмотря на схожесть диагностики и лечения. В терапии используются только консервативные способы - физиотерапевтические и массажные процедуры, ношение ортопедических приспособлений. А для устранения тяжелых форм дисплазии требуется хирургическая операция.

Характерные особенности патологии

Недоразвитие тазобедренного сустава (ТБС) диагностируется у более 20% новорожденных, причем в четыре раза чаще у девочек, чем у мальчиков. В отличие от дисплазии при незрелости ТБС способны формироваться правильно, но происходит это значительнее медленнее нормы.Поскольку детские суставы и позвоночник состоят из большого количества хрящевых тканей, то их временная незрелость вполне физиологична. Диагноз выставляется на основании задержки развития ядер окостенения. Остальные признаки незрелости считаются вариантом нормы:

  • большой размер вертлужных впадин;
  • их плоская форма;
  • повышенная эластичность элементов связочно-сухожильного аппарата.

Но при сочетании таких особенностей строения и незрелости ТБС возможно развитие и прогрессирование дисплазии - заболевания, опасного своими тяжелыми последствиями. Поэтому детские ортопеды не дожидаются формирования очагов окостенения, а принимают меры, позволяющие обеспечить полноценное развитие ТБС.

Причины и провоцирующие факторы

В некоторых случаях незрелость тазобедренных суставов у новорожденного можно спрогнозировать из-за осложненного течения беременности. Если во время вынашивания ребенка у женщины обостряются хронические заболевания или у нее обнаруживается острая форма инфекции, требуется прием лекарственных средств. Препараты определенных клинико-фармакологических групп (антибиотики, иммуномодуляторы, цитостатики) нередко провоцируют побочные реакции. Одним из них может стать замедление формирования ядер окостенения. Другие причины физиологической незрелости тазобедренных суставов у новорожденных:

  • ягодичное предлежание плода;
  • тяжелая форма токсикоза на протяжении большей части беременности;
  • отсутствие в рационе будущей матери достаточного количества микроэлементов, жиро- и водорастворимых витаминов;
  • резкие колебания гормонального уровня;
  • осложненные роды.

У недоношенных детей незрелость ТБС диагностируется практически всегда, и этому есть логическое объяснение. Ребенок преждевременно появился на свет, поэтому ядра окостенения находятся только на этапе формирования. Часто физиологическая незрелость спровоцирована недостаточным поступлением к плоду питательных и биологически активных веществ, необходимых для правильного развития опорно-двигательного аппарата. Но существуют и генетические предпосылки, обычно выявляемые на этапе планирования беременности.

На замедленное образования ядер окостенения влияет гормональный фон будущей матери. Например, перед родами начинает вырабатываться яичниками и плацентой повышенное количество релаксина. Этот гормон способствует расслаблению связок лонного сочленения тазовых костей, расширению таза, нормальному протеканию родов. Но избирательность для этого гормона не характерна. Поэтому одновременно размягчаются и костные структуры плода, провоцируя недоразвитие тазобедренных суставов.

Клиническая картина

Неразвитость тазобедренных суставов у новорожденных иногда обнаруживается в условиях роддома при первом осмотре детского ортопеда. Но в отличие от дисплазии незрелость ТБС не проявляется выраженной симптоматикой, особенно в течение первых дней жизни ребенка. Признаки замедленного окостенения и неправильного формирования сочленений обычно возникают после 3 месяцев. Что могут заметить родители или педиатр при очередном осмотре:

  • укорочение бедра;
  • снижение мышечного тонуса;
  • асимметричное расположение кожных складок;
  • возникновение препятствия при попытке отведения сочленения;
  • характерный щелчок при отведении ТБС.

Чем раньше диагностирована патология, тем быстрее и успешнее проходит терапия. Обнаружить недоразвитость позволяют внешний осмотр, жалобы родителей, проведение функционального тестирования. Подтвердить диагноз помогают результаты ультразвукового, рентгенологического исследований. Хотя рентгенография считается самым информативным методом, ее проведение противопоказано детям до 3 месяцев. Степень зрелости ТБС устанавливается по параметрам ультразвуковой классификации Графа. Например, тип 2а по Графу – это незрелый диспластичный сустав.

Окостенение бедренных головок происходит примерно в возрасте 7 месяцев у девочек, 9 - у мальчиков. Если лечение незрелости тазобедренных суставов проводится до достижения ребенком полугода, то в дальнейшем они формируются в пределах нормы.

Формы недоразвития тазобедренных суставов Краткое описание
Ацетабулярная форма Так называется врожденное недоразвитие вертлужной впадины у новорожденных. Для него характерны изменение централизации бедренной головки и повышенная эластичность связок. Отклонения незначительны, легко корректируются лечебными массажем и гимнастикой. В первые месяцы жизни подобное состояние той или иной степени выявляется у большинства младенцев. Станет ли оно предпосылкой для неправильного формирования ТБС, позволяют установить только последующие обследования, которые обычно проводятся через месяц
Диспластические изменения проксимального отдела бедренной кости Такая врожденная форма недоразвития выявляется при измерении шеечно-диафизарных углов. Параметр рассчитывается по линиям, объединяющим центры шеек и головок костей, и диафизарным линиям. У детей старше 3 месяцев недоразвитие бедренных головок устанавливается по рентгенографическим изображениям
Ротационное недоразвитие Нарушение развития, для которого характерны изменения углов между осями тазобедренных и коленных суставов в горизонтальных плоскостях. При отклонении полученных значений от нормы (у новорожденных – около 35°) диагностируется нарушение центрирования ТБС в вертлужной впадине

Методы лечения

При диагностировании гипоплазии (недоразвития) тазобедренных суставов у новорожденных устанавливается ее форма. Это позволяет детским ортопедам быстро определить необходимые методы лечения для коррекции дальнейшего формирования ТБС.

Диспластические изменения нередко сопутствуют незрелости тазобедренных суставов. Самый опасный - врожденный вывих ТБС, при отсутствии лечения приводящий к косолапости, хромоте, нарушениям осанки. Предвывихи и подвывихи обнаруживаются чаще, но и значительно легче поддаются коррекции консервативными методами.

Консервативная терапия

Лечение недоразвитости тазобедренных суставов у новорожденных легкой степени начинается с массажа. Процедуру выполняет только специалист с медицинским образованием, хорошо знакомый с анатомией маленьких детей. В последующем, после выздоровления ребенка, массаж могут делать родители для пролонгирования клинического эффекта и в целях профилактики.

Описание упражнений:

Подробнее

К терапии незрелости ТБС, осложненной диспластическими изменениями, требуется несколько другой подход. На некоторое время тазобедренные суставы фиксируются для окостенения в физиологичном положении. Сделать это можно правильным пеленанием новорожденного:

  • пеленка складывается так, чтобы сформировался треугольник, направленный вершиной вниз;
  • надеть на малыша подгузник и положить его на пеленку, чтобы ее верхние концы располагались по обеим сторонам пояса;
  • согнуть ноги под углом 80°;
  • боковые стороны пеленки обернуть вокруг ножек, а нижнюю часть закрепить на поясе.

Если пеленание проведено правильно, то малыш оказывается в позе «лягушки». В некоторых случаях для придания такой позиции показано ношение подушки Фрейка, кокситной повязки или других ортопедических приспособлений. Они используются на протяжении нескольких месяцев, а при диагностировании серьезных диспластических изменений - 1-2 года.

Правильному формированию ТБС способствуют ежедневные занятия лечебной гимнастикой. Комплекс упражнений разрабатывает врач ЛФК, который и проводит первые занятия. Он показывает родителям, как сгибать ножки малыша, вращать ступни, разминать пяточки. Очень полезно упражнение «велосипед», при выполнении которого задействуются все структуры сочленения.

Если ребенок уже научился ходить, то педиатры рекомендуют приобрести ортопедический коврик. Его поверхность имитирует речную гальку, крупные камушки или песок. Хождение по такому коврику стимулирует кровообращение в ногах, способствует ускоренному выздоровлению.

Лечение суставов Подробнее >>

Фармакологические препараты редко используются в лечение недоразвития тазобедренного сустава у новорожденных. Детские ортопеды рекомендуют прием витаминов, ускоряющих регенерационные процессы. Также назначаются физиотерапевтические процедуры, обычно электрофорез. На тазобедренное сочленение накладываются тампоны, пропитанные растворами лекарственных средств, а сверху устанавливаются металлические пластины. Через них пропускается электрический ток, под воздействием которого молекулы препаратов проникают и равномерно распределяются во всех тканях сочленения. При проведении лечебных процедур используется обычно раствор кальция для ускорения формирования ядер окостенения.

Хирургическое вмешательство

При неэффективности консервативного лечения врач может принять решение о проведении операции. При диагностировании обычной незрелости такой способ терапии не используется. Хирургическое вмешательство необходимо при обнаружении сопутствующей дисплазии - врожденного вывиха ТБС. Если ребенку исполнился год, то врач назначает бескровное вправление сустава по методу Адольфа Лоренца. Под наркозом хирург возвращает головку бедренной кости в физиологичное положение. Затем таз и ноги иммобилизуются примерно на полгода. Для этого накладывается кокситная гипсовая повязка, фиксирующая ноги ребенка в разведенном положении.

История лечения:

Реже проводятся операции открытым способом. Это вправление врожденного вывиха с рассечением суставной сумки, а иногда и углублением вертлужной впадины. Для придания правильной конфигурации бедренной кости производится остеотомия. При выборе лучшего метода хирург учитывает степень деформации впадины тазовой области и эластичность связок. В период реабилитации показаны массажные и физиотерапевтические процедуры, ежедневная лечебная гимнастика.

Терапия недоразвития ТБС проводится сразу после диагностирования, так как ребенок растет, а ядра окостенения не формируются. В суставах слишком много эластичных хрящевых тканей, которые не превращаются в кости. Поэтому одной из основных задач современной детской ортопедии становится раннее выявление патологического состояния.

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

  • Повышенный тонус (гипертонус).

    Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме "фиги"). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).
  • Пониженный тонус (гипотонус).

    При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.
  • Асимметрия мышечного тонуса.

    При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.
  • Неравномерный тонус (дистония).

    При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Диагностика мышечного тонуса

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности . Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые "остаточные" (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

  • Разведение бедер.

    Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.
  • Присаживание за руки.

    Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.
  • Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

    Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.
  • Симметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.
  • Асимметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.
  • Тонический рефлекс.

    Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он "закроется", подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).
    В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.
  • Рефлексы Моро и Бабинского.

    Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое "авось" и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Исцеляющий массаж

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно "подгоняется" под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения ( , неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить "остаточные" рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.


При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж , который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество "рубящих" движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура , например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа . Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние , обычно ослабленной в это время года.

Наталья Алешина
Консультант — детский врач-невропатолог Князева Инна Викторовна.

21.12.2008 10:50:45, Елена

у меня вопрос, ребенку 3,5 месяца и он сильно запракидывает голову назад когда лежит на спине, что это может быть?

20.12.2008 22:06:34, кирилл

Спасибо, статья хорошая, согласно с высказыванием Леси. Перед приемом у невропатолога, приведите малыша в нормальное состояние. Мы крепко спали - спящую раздели, доктор осматривает - детеныш мягкий, как котенок, рефлексы слабые,ручки раскинули, дрыхнем...в результате - диагноз "Дифузионный гипотонус " Хотя не стану отрицать, тонус все же понижен, но так как напугался врач, лучше никому не видеть, потом напугалась я, и детенышу не есть хорошо.На втором приеме все устаканилось - гипотонус есть, но не сильный. Делаем массаж (250 за сеанс,x 20 раз, у ребенка цены нет), едим Кавентон (Вимпоцетин) для улучшения мозгового кровообращения.Все восстанавливаемо, мамы, не переживайте.

10.08.2005 14:57:26, Юлия

09.02.2005 17:37:17, ЮриК

Эта статья нам очень помогла.Когда мой ребенок в 2 месяца первый раз попал на проф. обследование к неврологу, то к этому времени уже был изрядно измучен предыдущими обследованиями педиатра и хирурга, да и еще подходило время кормления. Потому неудивительно, что когда мы вошли с ним в кабинет врача, то он был сжатым комком нервов. Как следует осмотреть такого ребенка, которого уже все достало и он недовольно орал, не в силах никакой врач, тем более невролог. В итоге ребенку, при таком состоянии, поставили диагноз: гиперестезия кожи, гипертонус мышц конечностей и выписали лекарства. Вооружась сведениями об этих болезнях и сравнивая их с повседневным поведением своего малыша, я никак не могла согласиться с диагнозом невролога. Даже рефлексы, которые применяются для установления тонуса (ими пользуются неврологи, но мы их нашли в вашей статье и сами использовали) не давали подтверждения такого диагноза. Никакое предписанное лечение мы не производили, тем более, что выписанные врачом лекарства применяются при лечении тяжелых болезней, а дождались трьохмесячного возраста ребенка и отправились с визитом к опытному неврологу. Главное и ребенка подготовили: он был сытым и наслаждался ауканием. Как мы и ожидали, врач никаких отклонений в развитии не нашел. Поэтому, отправляясь к неврологу, надо найти подходящее время именно для ребенка, чтобы его состояние не давало повода к ошибочным диагнозам.

18.06.2004 23:19:15, Леся

Добрый день, очень полезная статья, спасибо большое. Нашей Настеньке сегодня 4 мес. У нас ассиметричный тонус, сейчас уже исправляется при помощи массажа. Участковый нервапотолог в 3 мес. прописал Кавинтон,необходимо ли его принимать, что это за препарат, или может лучше проконсультировать ребенка еще у одного специалиста?

19.09.2003 18:36:43, Юлия

Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедлительно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по "книжному", сколько по своему собственному "графику", и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Малыш не сосет, не реагирует на свет, спит с вытянутыми вдоль туловища ручками и ножками.

1 месяц

В этом возрасте малыш замечает яркие предметы. Он вздрагивает или мигает, если слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Появляются первые неопределенные звуки — гуление, первая улыбка. На несколько секунд, в основном лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет упереться ножками в опору (например, в пол). С момента рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Что должно встревожить родителей? Малыш не реагирует на резкие звуки, спит мало (бодрствует между двумя-тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить), плохо ест (не доедает положенный объем пищи).

2 месяца

Малыш хорошо следит глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет. Лежа на животе, он поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет стоять, правда, пока подгибая ножки. Исчезает способность удерживаться в висячем положении и стремление ползать. Он улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо. Ребенок пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.

Что должно встревожить родителей? Малыш не проявляет эмоций, безразличен к окружающему, не реагирует на улыбку близких, не удерживает предметы рукой и не съедает положенный объем пищи.

3 месяца

Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предмете" 5-6 минут. Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Лежа на животе, он может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок, держать голову. Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушки, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Теперь малыш узнает маму, начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.

Что должно встревожить родителей? К концу третьего месяца малыш не может удерживать полову сам, не следит за движущимися предметами, не улыбается и не меняет выражения лица, пугается при появлении чего-то необычного, не координирует движения.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте до 3 месяцев? Внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. Приучите малыша спать в собственной кроватке. В этом возрасте ребенку необходимы погремушки, они должны быть подвешены над кроваткой так, чтобы он мог сначала ударять по ним, а потом и хватать ручками.

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его "песенках" появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается со спины на живот, не удерживает предметы и не реагирует на посторонних людей.

5 месяцев

Малыш по-разному реагирует на разных людей. Он уверенно хватает предметы руками и так же уверенно тянет их в рот. Теперь малыш хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, не подгибая ножки.

Что должно встревожить родителей? Малыш плохо сидит или не делает попыток сесть, не узнает родителей.

6 месяцев

Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот. Теперь он сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках. Если вы подтянете его за руки, он поднимется на ножки, а если поддержите за грудь — сделает первые попытки переступить с одной ноги на другую. Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы. Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей. Малыш пытается произносить слоги, он назовет маму — "ма", а бабушку — "ба".

Что должно встревожить родителей? Малыш не может сидеть даже с поддержкой.

7 месяцев

Начало пути маленького исследователя малыш тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему. Теперь он сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку, становится на четвереньки, ползает, сидит, встает на колени, опираясь на перила кроватки. Если вы будете поддерживать его под мышки, он начнет шагать. Его движения становятся целеустремленными, например, он умеет перекладывать предмет из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает повторять слоги: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается с живота на спину и обратно, ему трудно доносить предметы до рта. Опираясь на ноги, он не способен выдержать собственный вес. Малыш ничему не радуется, не обнимает маму и папу, не следит глазами за движущимися предметами, не проявляет интереса к игре в "ку-ку", не лепечет.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 4-7 месяцев? Он нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей, и в этом удовольствии ему нельзя отказывать, ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. В этом возрасте малышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние "друзья": погремушки, кольца.


8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в "ладушки", то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не сидит, не пытается встать или не может долго стоять. У него постоянно плохое настроение, ему не доставляют радости ни игрушки, ни присутствие родителей.

9 месяцев

Теперь малыш уже сам ищет спрятанный или упавший предмет. Он делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом (берется руками за спинку стула и двигает его вперед). Если вы поддержите его за обе ручки, он сможет сесть и встать на колени. Малыш уже может собирать мелкие предметы, глазами следит за падением предметов. Во время еды пробует пользоваться... собственным пальцем. Ребенок начинает осваивать жесты, например, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет.

Что должно встревожить родителей? Малыш не может шагать, не умеет стоять без опоры и найти спрятанный предмет.

10 месяцев

Малыш стоит и поднимается без опоры и делает попытки передвигаться, держась за одну руку. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не стоит, не пытается ходить, не произносит слоги.

11-12 месяцев

В конце 1-го года жизни (11-12 месяцев) малыш уже может наложить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается не приседая, чтобы поднять предмет, хорошо ходит, держась за одну руку (в 11 месяцев), делает первые шаги сам (в 12 месяцев). Он знает названия многих предметов, различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова: мама, папа. С удовольствием имитирует действия других людей.

Что должно встревожить родителей? В возрасте 8-12 месяцев малыш не ползает, ползает с трудом или ползет в какую-нибудь одну сторону, не может стоять без поддержки. Он не пользуется жестами, например не машет ручкой на прощанье, не произносит простые слова. Не может изменить позу — переместиться из положения сидя на четвереньки, не способен брать игрушки из коробки.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 8-12 месяцев? Малыш любит двигаться, играть с взрослыми, он требует к себе внимания, активно участвует во всех домашних делах. Ему необходимы игрушки (например, мячи и механические игрушки) и пространство для активной игры (комната, где бы малыш мог свободно передвигаться).

2-й год жизни

Малыш уверенно ходит, его словарный запас обогащается: теперь он произносит отдельные слова (к 15-18 месяцам), а затем предложения из двух, трех слов (к 18-24 месяцам). Он различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Начинает бегать, поднимается и спускается с лестницы. Теперь он сам может снять что-то из одежды, знает и показывает, где находятся нос, глаза. Малыш берет предметы большим и указательным пальцем, учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых.

Что должно встревожить родителей? В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова, он не может выполнить простую просьбу, с трудом играет в "ладушки", к 18 месяцам так и не начал ходить. Свои потребности он выражает плачем, не беспокоится по поводу отсутствия мамы, папы.

Подведем итог. Что необходимо двухлетнему малышу? И снова главное для малыша — ваше внимание, поэтому проводите с ним больше времени. Подарите ему детский стол, стульчик, кубики, пирамиду, состоящую из 3-4 колец, стаканчики разной формы. Не забудьте про мягкие игрушки, предметы для игры в воде, "хозяйственные инструменты" (молоток, колышки, посуду). Обзаведитесь игрушками для прогулки: ведром, лопаткой, машинками.

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не может передвигаться сам, снимать одежду, строить простые фразы, он путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

Подведем итог. Что необходимо трехлетнему малышу? Ему важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его деятельность, что для них он — самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь. Малыш должен иметь вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки, игрушки. Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показать и назвать персонажей. Учите ребенка конструировать предметы, отвинчивать и завинчивать крышки.

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.

Любовь Харитонова, врач-педиатр

Статья из майского номера журнала.

Обсуждение

согласна с Мартой у меня тоже самое - спим на руках. Третий ребенок. Со вторым был такой же период - месяца 2-3 "промучались" - но ничего сейчас я об этом даже и не вспоминаю. Поняла одно - все дети индивидуальны - как и мы. У них с рождения свои желания и предпочтения и не надо их ломать. А мамочкам терпения и еще раз терпения...

06.12.2008 10:30:17, Рахель

Ребёнку 11 месяцев искуственник недостаток веса 2 кг.Как быстро набрать вес?

12.08.2008 21:54:45

моему ребенку 1,6 года он по словам врача мало весит для своего возраста 11 кг. рост 82см. что делать.

16.01.2007 19:04:47, Оксана

не знаю как у кого, а нам 6,5 мес, и мы не переворачиваемся, ни туда, ни сюда....малыш активный, улыбается, смеётся.и на животе не любит лежать. а вот поставь его на ножки поддерживая подмышки, может долго стоять, и хнычет. если так его не держат.мы ещё не сидим.вот и не знаю, почитаешь одних, чуть ли не ДЦП говорят, а другие мамочки говорят. всё нормально.... крыша скоро у меня поедет

19.12.2005 18:13:49, Елена

Статья вызывает неприкрытый ужас! Старший сын сел, встал, пополз около 8 мес., а переворачиваться начал в 4,5. Дочке 5 мес. - на бок перевернуться это нам легко, но на живот пока не получается. При этом сын учится уже во 2 классе - лучший ученик, никаких проблем никогда не наблюдали, Да и девочка моя не похожа не плохо развивающуюся или отстающую.
Нельзя так категорично определять сроки! Каждый ребенок сугубо индивидуален.

26.02.2004 13:25:42, Наталия

Совершенно согласна с автором последнего отклика: сроки в статье даны сверхконкретные, что может ввести в заблуждение многих родителей. На самом деле ничего страшного не произойдет, если ребенок начнет сидеть или стоять несколько позже (или раньше), чем ему *велят* педиатры - все дети разные! Моя дочка в 7 месяцев и 2 дня встала в кроватке самостоятельно, а вот ползать отказывалась вообще. Сейчас ей 4 года 8 мес. - умница и прекрасно развита физически. Кабы подобная статья мне попалась 4 года назад, я бы, наверное, здорово испереживалась - не ползает же!

09.08.2003 17:32:17, Ирина.

Бред какой-то, выходит, если мой ребенок не переворачивается в 4,5 мес, так он недоразвит??? Так вот, чтобы вы знали, это происходит между 3-6,5 месяцами и не пугайте молодых родителей. я просто в ужасе, господа!

12.02.2003 12:29:07, ,

Не переживайте, а наберитесь терпения. У нас было то же самое. Сейчас дочке почти 4 месяца. В кроватке спать по прежнему не очень любит, спит с мамой и папой. Днем один "большой сон" около 3 часов к ряду. Дальше спит по полчаса - часу с перерывами около 2 часов. До 2.5 месяцев все было как Вы описываете. Мне помогало только одно - спали на руках у мамы или с мамой в кровати. Конечно, при таком раскладе можно забыть про домашние дела и себя любимую, но нужно утешаться тем, что это продлиться недолго. Мне кажется, что не стоит "воспитывать" ребенка в этом возрасте приучая его спать в кроватке и т.д. Просто делайте так, как сердце подскажет - ребенок отблагодарит хорошим настрением и широкой улыбкой.

20.11.2002 19:22:10, Марта

Если возможно, буду очень рада консультации. Дело в том, что нам 1 месяц и 1 неделя, мальчик, но спать по 20 часов в сутки-это не про нас. В лучшем случае спим ночью, после купания,с перерывом для кормлений-2 или 3 раза, а днем не спим. Как только ложу в кроватку, перед этим вроде бы заснули на руках, тотчас же просыпаемся с криком, как будто что-то испугало, или спим всего полчаса.Когда сосем грудь, то вдруг внезапно начинаем плакать, как будто что-то резко кольнуло. Медсестра говорит, что это желудочные колики, а что скажете Вы.Очень жду.За месяц набрали вес с 3250 до 4400, рост с 52 до 55,5.

15.11.2001 12:11:29, Катя

Здравствуйте!
Мой вопрос может быть не по теме, но очень хочется чтобы помогли с именами.Т.е. может имеется где либо источник с перечнем имен мальчиков и девочек.
Заранее большое спасибо.
Марина.

28.05.2001 16:41:31, Левадная Марина

Комментировать статью "От 0 до 4, или Как развивается здоровый ребенок"

Нанесение вреда психическому здоровью малолетних при изъятии их из семьи. Часть 1

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т.е., влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящуюся фигуру. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы: а) маленькие дети до 4 лет б) дети от 4 до 16 лет Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года...

«Чудо детки» – новый детский бренд от марки «Чудо»

Начало обучения в школе – очень важный и в то же время непростой период для ребенка. Его образ жизни кардинально меняется, и нагрузки значительно возрастают: учеба в школе, домашние задания, кружки и спортивные секции, общение и активные игры со сверстниками. Все это при том, что детский организм активно развивается и у ребёнка возрастает умственная и физическая нагрузка. Чтобы оставаться энергичным и все успевать, ребенку необходимо здоровое и сбалансированное питание, одним из основных...

5 новинок от «Агуши»

В линейке «Агуша Я Сам!» появилось 5 новинок – йогурты и творожки с сочными кусочками фруктов и мякотью ягод. Теперь подрастающие детки смогут попробовать вкусность и полезность буквально «на зубок»! Бренд «Агуша Я Сам!» решил поддержать желание детей «подражать» взрослым. Команда бренда провела исследование и обнаружила, что около 30% мамочек начинает давать малышам в возрасте от 1,5 до 4 лет «взрослые» молочные продукты с кусочками фруктов. А все потому, что в этом возрасте дети начинают...

Часто болеющие дети

Термином “Часто болеющие дети” объединяют детей, которые болеют ОРЗ - до 1 года - 4 и более раз году - до 3х лет - 6 и более раз в году - в возрасте 4-5 лет - 5 и более раз в году - с 5 лет - 4 и более раз в году В эту группу входят так же те, кто болеет длительно, например, 2-3 раза в год, но по 14-20 дней. Этот термин не является диагнозом. Почему ребенок болеет часто? Внутренние факторы: - отклонения в иммунной системе - слабый местный иммунитет - аллергия - очаги - инфекции в глотке...

Подарки от «Раннего старта» юным покорителям спортивных вершин

Домашний спорткомплекс – отличное решение для родителей веселых любознательных непосед. Ваш ребенок будет расти крепким, сильным и ловким, приобретая спортивные навыки в игре, покоряя вершины домашнего «Олимпа», а не шкафы и подоконники. Ребенок занят полезным делом, растет и развивается, а мама не волнуется о том, что он может упасть и что-то сломать или удариться. «Олимп» - это название как раз такого замечательного детского спортивного комплекса, созданного в помощь маме и на радость детям...

Первый прикорм – как вводить?

В соответствии с рекомендациями, представленными в Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: «Введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4-6 месяцев. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, с учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть к восприятию...

Головной педикулез. Мифы и факты

Как известно, педикулез – заболевание с внушительной историей. Возможно, именно поэтому оно окружено самыми разнообразными мифами. При этом многие из них закрепились в сознании людей очень стойко. Врач-дерматолог, эксперт программы «Счастливое детство без педикулеза» Оксана Кожевина поможет разобраться, какие из этих фактов имеют под собой основание, а какие – являются всего лишь распространенными заблуждениями. ГДЕ И КАК МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ ВШАМИ? Миф 1. Вши могут прыгать с головы на голову...

Abbott запускает новое детское питание

В течение первых месяцев жизни желудочно-кишечный тракт ребенка адаптируется к различным питательным веществам, при этом формируются его пищеварительная, всасывающая и иммунологическая функции. В этот стрессовый период младенцы могут страдать от многих желудочно-кишечных нарушений. В среднем, 66% детей во всем мире имеют проблемы с пищеварением. Расстройства пищеварения довольно распространены, и мамы часто меняют детское питание в поисках решения. Однако переход на неподходящую смесь...

Все в инклюзивный сад!

Несколько лет назад правительство и Минобрнауки установило курс на безбарьерное образование. В России начали развиваться инклюзивные детские сады и школы. Однако, как показывают социологические опросы, отношение общества к инклюзии до сих пор неоднозначное. Паралимпийские игры в Сочи показали, что люди с ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью и добиваться высоких результатов в различных сферах, даже в профессиональном спорте. Российские чемпионы Паралимпиады...

Программа развития ребенка

Математика Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) . 4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету...

На что стоит обратить внимание, чтобы родить здорового ребенка?

С каждым годом растет количество детей, рожденных с различными патологиями, пороками. Связано это со многими причинами: общей экологией, уровнем жизни, образом жизни, который ведет женщина. Сейчас девушки начинают вступать в половую жизнь в раннем возрасте, большое количество женщин курит, еще больше – употребляют алкоголь. Причем вредные привычки также начинают входить в жизнь девушек с довольно раннего возраста. Все это приводит к развитию у плода различных отклонений. Чтобы такого не...

Как защитить ребенка от педикулеза

Проблема головного педикулеза актуальна для многих стран мира. В странах Латинской Америки и Азии зараженность головными вшами школьников может быть очень высокой - от 13% до 44% и более. Даже в значительно более благополучных в социально-экономическом отношении странах Европы доля детей с головным педикулезом при массовых осмотрах также может достигать относительно высокого уровня: в Германии - 6,9%, Греции - 12,0% , Чехии - 14,1%. Официальный показатель заболеваемости головным педикулезом...

Развитие здоровой самооценки у ребенка

Очень серьезный вопрос в воспитании ребенка – формирование здоровой самооценки малыша. Многие из нас нередко встречали очень талантливых людей, которые сдерживали свою деятельность и не развивались из-за низкой самооценки или неверия в себя. Такие люди занижают свои способности и настраивают себя на неудачу еще до того, как принимаются за работу. Чтобы избежать такого поведения у своих детей, необходимо с ранних лет развивать у ребенка положительную самооценку и чувство уверенности в себе...

Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального

Отобранные дети: как живут маленькие жертвы ювеналов [ссылка-1] Жанна Куприянова, клинический психолог Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального и личностного развития? В последнее время мы все больше слышим о случаях насильственного изъятия детей из семей. Будоражащие душу истории приходят к нам из Финляндии, Германии, США. Мы узнаем, что родителей там теперь лишают прав по смехотворным причинам, типа запрета есть сладкое. В этих...

«Мир детства» вновь присоединяется к акции «Расти здоровым, малыш!»

Уже не первый год «Мир детства» принимает участие в акциях, направленных на развитие и воспитание малышей. С 1 сентября стартовал очередной этап программы «Расти здоровым, малыш!». Традиционно компания подготовила молодым мамам полезные подарки. С 1 сентября по 30 ноября при выписке из роддомов страны мамы будут получать в подарок блокнотик от «Мира детства» с полезными советами для первого года жизни малыша. «Блокнотик моей мамы» – творческий проект компании «Мир детства», эксперта в области...

Ребенок должен расти здоровым.7.

Помогите, доктор! Без конфликтов, должно быть, не обходится не одна семья. От маленьких, ничтожных – до глубоких, приводящих к расколу семьи и иным драмам… Все дело в том, чтобы суметь погасить конфликт, не дать ему разрастись, как из маленького, оставленного в лемму костерка или даже от горящей сигареты может заняться и заполыхать пожар. Испепеляющий лесной пожар. Испепеляющий пожар семейного раздора. Но – это между взрослыми… А с детьми-то, с маленькими – какие конфликты? Какие пожары? Из...

Ребенок должен расти здоровым.4.

Эгоист В русском переводе: с е б я л ю б е ц. Человек, способный любить только себя! Нередко взрослые воспитывают в ребенке черты характера, которые потом им не нравятся. - Не давай чужим ребятам свои книжки!.. Зачем ты позволил чужому мальчишке кататься на твоем велосипеде?! Не даст. Не позволит. Один раз, другой… И вдруг мама совсем по другому поводу замечает в ребенке эгоистические черты. И удивляется: - Почему ты такой жадный? Почему ты такой вредный?! Как – почему? Не ты ли учила его...

Планирование ребенка. Готовимся к зачатию

Планирование ребенка в жизни каждой семьи является ответственным шагом. Вопросы, связанные с рождением здорового, красивого и умного малыша, бесспорно, являются самыми значимыми для большинства женщин. И чтобы желаемое стало действительным, необходимо серьезно подойти к вопросу о планировании ребенка. В последнее время, планирование ребенка является нормальным явлением, при котором оба родителя смогут подготовиться физически и морально. Безусловно, следует отметить, что беременность может...

Мама, я маленький ребенок Заури Абуладзе

Мама, я маленький ребенок Заури Абуладзе Родители с первых же лет жизни своего ребенка начинают из самых лучших, казалось бы, побуждений насиловать его. Каждый состоятельный родитель хочет из своего ребенка с помощью денег сделать «шедевр» или вундеркинда. Они хотят всесторонне развивать своих детей и начинают форсировать. Мамы и папы умудряются определить своих детей в 3 - 6 кружков и секций, притом в каждом кружке занятия проходит 2 - 3 раз в неделю… Представьте себе взрослого мужчину...

Отчего умирают дети первых дней жизни? Одна из самых распространенных причин

Все 9 месяцев у вас под сердцем растет малыш, который окружен не только вашей любовью и лаской, но и надежной защитой из околоплодных оболочек и амниотической жидкости. Плодный пузырь образует герметичный резервуар со стерильной средой, благодаря которой ребенок защищен от инфекции. В норме разрыв плодных оболочек и излитие околоплодных вод происходит перед родами (когда шейка матки полностью раскрыта) или непосредственно в процессе родов. Если целостность пузыря была нарушена раньше, это...

Дословное значение дисплазии – неправильный рост. Причина заболевания – неполноценное развитие мышечной, костной, хрящевой, нервной ткани, связок и предполагает обязательное лечение. У новорожденных и малышей до года в большинстве случаев диагностируют дисплазию тазобедренных суставов. Она проявляется в неправильном положении бедренной кости в месте крепления к тазовому кольцу. В большинстве случаев заболевание врожденное, реже – приобретенное.

Почему важно сразу диагностировать?

Отклонения в развитии костно-мышечной системы у новорожденного являются причиной нарушения опорно-двигательной функции. Успешное лечение возможно при постановке диагноза на ранних стадиях заболевания. В этом случае можно избежать неблагоприятных для будущего развития ребенка последствий. Несвоевременное лечение и тяжелое протекание дисплазии тазобедренных суставов могут привести к хромоте, инвалидности.

Признаки заболевания

Грудничка нужно положить на спину, согнуть его ножки в коленях и развести в разные стороны так, как на фото, чтобы получилась поза «лягушки». У здорового малыша это не вызовет неудобства, колени почти соприкасаются с поверхность, на которой он лежит. При поражении сустава ему трудно принять такую позу: неправильное суставное расположение мешает разогнуть или сильно развести ножки.

Такой метод выявления отклонений в развитии тазобедренных суставов у малыша дает более точные результаты и является важным поводом обращения к врачу.

Щелчок при движении

Сгибание ножки малыша или отведение в сторону вызывает щелкающий звук, который вызывается вправлением вывиха сустава. При обратном движении щелчок повторяется.

Такой способ является наиболее достоверным для диагностирования дисплазии тазобедренных суставов у детей до года. Он позволяет выявить заболевание у грудничка на самой ранней стадии, но при легком заболевании признаки исчезают на 8 день после рождения. Наличие посторонних звуков, хруста при сгибании-разгибании сустава должно насторожить родителей.

Одна ножка длиннее другой, что заметно внешне

Если согнуть ножки, а стопы поставить на поверхность, где лежит малыш, колени должны располагаться на одном уровне. На стороне пораженного сустава одно колено будет ниже другого. По такому признаку сложно выявить двухстороннюю дисплазию.

При малейших подозрениях нужно обратиться к врачу, чтобы исключить симптомы заболевания, или начать срочное лечение при подтверждении недуга. Для диагностики болезни чаще используют рентгенологическое или ультразвуковое исследование.

Рентген

Для выявления наличия и степени заболевания у грудничка рентген малоэффективен. У новорожденного исследуемые области – головка бедра и тазовое кольцо, состоят из хрящевой ткани, отклонения в которой на рентгеновском снимке не просматриваются. Это не дает полную картину и требует дополнительных вычислений.

УЗИ

Точно установить или исключить диагноз помогает УЗИ, которое безвредно для ребенка и не причиняет болевых ощущений. Оно позволяет выявить заболевание у новорожденных и детей младше 3 месяцев.

Другие признаки

Если на ранней стадии не поставлен диагноз и не назначено лечение, появляются другие признаки:

  • Прихрамывание. До года большинство малышей начинает ходить, из-за хромоты формируется «утиная походка».
  • Боль в деформированном суставе, особенно при движении, что может сопровождаться плачем, капризами, явным нежеланием ребенка двигаться.
  • Деформация тазовых костей, что в тяжелых случаях приводит к проблемам с внутренними органами.

Формы заболевания

Дисплазия по-другому называется вывихом сустава и имеет несколько стадий.

Незрелость тазобедренных суставов

Небольшое отклонение от нормы, для которого характерны некоторые утолщения в углублении тазовой кости. Из-за образований головка бедренной кости охватывается частично. Такое отклонение часто встречается у недоношенных детей. Если со временем сустав развивается полноценно, и заболевание не переходит в другую стадию, то лечение не требуется.

Предвывих

Заключается в неправильном соотношении размеров вертлужной впадины и бедренной головки, которая может быть немного больше или меньше и уходит вверх и в сторону.

Подвывих

Сопровождается сдвигом головки бедренной кости и её частичным выходом из углубления вертлужной впадины. При этом сохраняется их соприкосновение.

Вывих

Характеризуется полным смещением бедренной головки по отношению к углублению тазовой кости. Эта тяжелая степень дисплазии тазобедренных суставов приводит к невозможности полноценного функционирования конечности, иногда к разрыву сустава. При его выявлении необходимо срочное лечение, чтобы избежать стойкого формирования патологии и возможной инвалидности.

Причины заболевания

Существует несколько факторов, вызывающих дисплазию у детей до года:

  1. Продольное расположение плода и осложнения во время родов вызывают дисплазию тазобедренного сустава у детей. Особенности внутриутробного расположения ребенка часто обуславливают признаки деформации суставов с левой стороны;
  2. Заболевание может передаваться наследственным путем по материнской линии почти в трети случаев. У новорожденных девочек оно встречается в несколько раз чаще;
  3. Недостаток у ребенка витаминов группы В, минералов кальция, йода, железа, фосфора, витамина Е провоцируют развитие дисплазии. Формирование костно-мышечной ткани у детей начинается после месяца внутриутробного развития. Значительная часть малышей с поражением суставов рождаются в зимнее время, что обусловлено весенним дефицитом витаминов в рационе беременной женщины и авитаминозом у ребенка;
  4. Нарушение обмена веществ и водно-солевого баланса препятствует нормальному формированию тканей;
  5. Заболевания эндокринной системы и инфекционного характера во время беременности, применение лекарственных средств могут вызвать осложнения у ребенка;
  6. Гормональные нарушения. Перед родами женский организм производит больше прогестерона, чтобы расслабить связки, мышцы для прохождения ребенка через родовые пути. В избытке гормон поступает и в организм малыша, способствуя слабости и деформации связок. У новорожденного уровень прогестерона нормализуется в первые дни жизни, эластичность связок восстанавливается и вывих может сам вправиться;
  7. Нарушение развития спинного мозга – одна из частых причин диагностирования дисплазии у детей до года;
  8. Ограничение движения плода во время беременности из-за повышения мышечного тонуса матки или маленького количества околоплодных вод. Недостаток активности препятствует нормальному формированию опорно-двигательного аппарата;
  9. Неблагоприятная экологическая обстановка в некоторых районах вызывает увеличение уровня заболеваемости новорожденных в 3-4 раза по сравнению с теми, кто живет в благоприятных условиях;
  10. Тугое пеленание до года способствует развитию приобретенной дисплазии, особенно у детей со слабыми связками. В результате исследования заболеваемости в странах Африки, где детей почти не пеленают, в Японии перешли к свободному пеленанию или отказались от него. Это позволило снизить уровень заболевания почти в 10 раз.

Лечение заболевания на ранней стадии дает хорошие результаты, поэтому важно вовремя обращаться к педиатру, если у ребенка подозреваются признаки заболевания. При этом проводится комплексная терапия, при необходимости лечение хирургическим путем.

Дисплазия тазобедренных суставов, или врожденный вывих бедра – это частая патология у грудных детей, которая является врожденной и заключается в недоразвитии на момент рождения структурных элементов тазобедренного сустава. Это в свою очередь приводит к несоответствию суставных поверхностей и вывиху.

Несмотря на то, что этот диагноз очень широко распространен и приводит родителей в ужас, врожденный вывих бедра прекрасно поддается лечению при условии, что патология замечена вовремя и у родителей есть время и терпение на то, чтобы заниматься здоровьем своего малыша.

В большинстве случаев поможет лечебная гимнастика и массаж при дисплазии тазобедренных суставов. В более сложных вариантах прибегают к применению лечения положением (специальные фиксирующие ортопедические приспособления для ребенка) и хирургической коррекции вывиха.

Как вовремя заподозрить проблему?

Первой понять, что с малышом что-то не так должна мама, потому обращаем внимание на признаки, которые указывают на врожденный вывих бедра у новорожденного:

  • длина ножек у ребенка неодинаковая: если у лежащего на спине малыша согнуть нижние конечности в коленях, а пяточки придвинуть к ягодицам, то коленки должны находиться на одинаковом уровне, если этого нет – ноги имеют различную длину;
  • асимметрические складочки на ножках и ягодицах, но этот признак часто встречается у здоровых детей, у которых просто неравномерно распределена подкожная жировая клетчатка;
  • неполное разведение ножек ребенка, согнутых в коленках: у здорового малыша угол такого отведения достигает 80-90 градусов, при дисплазии он ограничен, но нельзя забывать о физиологическом гипертонусе мышц новорожденного до 3-4 месяцев, который может создавать псевдоограничение разведения ножек;
  • симптом щелчка: при разведении ножек мама ощущает характерный щелчок в тазобедренных суставах.


Асимметрия кожных складочек при дисплазии тазобедренного сустава

Описанные выше признаки не являются такими, которые подтверждают диагноз, потому при обнаружении их у своего ребенка, не стоит паниковать – покажите малыша педиатру и ортопеду. Диагноз дисплазии тазобедренного сустава подтверждают при помощи УЗИ до 3 месячного возраста, после трех месяцев нужно выполнять рентгенографию тазобедренных суставов.

Массаж при дисплазии

Массаж при дисплазии тазобедренных суставов входит в комплексное лечение и является неотъемлемой его частью. Лечебный массаж наряду с гимнастикой позволяют добиться стабилизации тазобедренного сустава, вправления вывиха, укрепления мышц, восстановления полного объема движений в суставе, гармонического физического развития малыша.

Массаж должен назначаться только врачом (педиатром или детским ортопедом), делать его можно также только специально обученному медицинскому персоналу, например, врач-массажист, который специализируется на данном нарушении у детей.

Но родители могут освоить не специальный лечебный массаж, а общеразвивающий и общеукрепляющий, который принесет только пользу, как ребенку с дисплазией, так и абсолютно здоровому. Выполнять его рекомендуют вечером перед сном.


Для большей эффективности массажа ребенок во время сеанса должен иметь хорошее настроение

Если ребенку показано ношение специальных ортопедических конструкций, то массаж можно выполнять, даже не снимая их. У детей применяются не все техники массажа и движения, а только поглаживание и растирание.

  • малыша на время сеанса массажа укладывают на ровную и твердую поверхность, идеально – пеленальный столик;
  • под ребенка нужно постелить специальную пеленку, которая упитывает влагу, так как массажные движения могут спровоцировать мочеиспускание;
  • массаж проводится один раз в день, курс включает 10-15 сеансов;
  • выполнять массаж нужно только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не голоден и не хочет спать;
  • необходимо 2-3 курса массажа с перерывами между ними 1-1,5 месяца.

Схема общего развивающего массажа для грудного ребенка

Положение ребенка – лежа на спине. Начинаем выполнять легкие поглаживающие движения живота, грудной клетки, рук и ног. Потом переходим к легкому растиранию всех названных частей тела. Заканчивают также поглаживанием.

Положение ребенка – лежа на животике с согнутыми и разведенными ножками. Начинаем с поглаживания ног, их растирание и поочередное отведение в стороны. Массажируем спину и поясницу. Далее опускаемся на ягодицы. Здесь, кроме поглаживания и растирания, можно применять легкое похлопывание пальцами. Далее массажируем область тазобедренного сустава и наружные стороны бедер.

Лечебная гимнастика для малыша

Лечебная гимнастика при дисплазии может и должна выполняться родителями ребенка после их обучения педиатром или ортопедом. Это вовсе не сложные упражнения, которые позволят быстро добиться положительных результатов. Делать их можно на протяжении дня, когда удобно ребенку (учитывать нужно, чтобы малыш был в хорошем настроении, не голоден и не хотел спать). Можно повторять комплекс по 3-4 раза на день. Как правило, такие занятия нравятся детям, особенно, когда их проводит мама.


ЛФК могут выполнять сами родители несколько раз в день

Комплекс ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов:

  1. Малыш лежат на спинке. Мама или папа сгибают его ножки в коленных и тазобедренных суставах и медленно разводят в стороны в позу лягушки. Старайтесь сделать упражнение так, чтобы коленные суставы коснулись поверхности стола при разведении ног.
  2. Положение на животе. Повторяем предыдущее упражнение. Сгибаем ноги в коленях и тазобедренных суставах, разводим их в стороны (как при ползании).
  3. Положение – лежа на спине. Выполняем сгибание прямых ног к голове ребенка.
  4. Лежа на спине, выпрямляем ножки ребенку. Прямые ноги разводим в стороны.
  5. Прямые ножки ребенка подтягиваем к голове и из этого положения разводим их в стороны.
  6. Складываем ножки малыша в позу полулотоса, левая ножка должна быть сверху.
  7. Попеременно сгибаем ноги в коленных и тазобедренных суставах.
  8. Переворачиваем ребенка на живот. Поочередно подтягиваем его ножки на уровень таза с постановкой на стопу.
  9. Ребенок лежит на спине. Сгибаем ноги в коленных суставах и разводим их в стороны, как открываем книгу.
  10. Ребенок лежит на животе. Правой рукой берем пятки малыша и придавливаем их к ягодичкам, выполняем лягушку.

Важно помнить, что любые упражнения в положении сидя и стоя на корточках можно выполнять только с разрешения специалиста, так как такие вертикальные нагрузки могут усугубить вывих.

Противопоказания к массажу и гимнастике

Существует несколько противопоказаний, когда выполнять массаж и гимнастику запрещено:

  • повышение температуры тела;
  • острое инфекционное заболевание;
  • наличие у ребенка не вправляемых грыжевых выпячиваний;
  • врожденный порок сердца.

Лечение дисплазии является обязательным, ведь в случае осложнений у ребенка не только нарушится походка, но и может возникнуть асептический некроз головки бедренной кости, что приводит к тяжелой инвалидности и невозможности самостоятельно передвигаться. Занимайтесь – и вы победите дисплазию.



Публикации по теме