Выжигание по ткани и дереву. Мастер-класс по гильошированию

Мастер-класс по технике выжигания по ткани

Мастер-класс по изготовлению портрета по технике гильоширования (выжигания по ткани)

Мастер-класс «Портрет Великого поэта татарского народа Габдуллы Тукая»

Автор: Мусина Гаугария Закиевна, учитель швейного дела ГБС(К)ОУ «Такталачукская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Актанышского района Республики Татарстан.
Мастер – класс предназначен для детей старшего школьного возраста и педагогов.
Назначение:данная творческая работа станет прекрасным атрибутом для оформления кабинета.
Цель: ознакомление с видами работ, выполненных по технике гильоширование (выжигание по ткани).
Задачи: развитие творческого воображения, фантазии; воспитание аккуратности, терпения, целеустремленности и эстетического вкуса.
В сердцах благородных доныне живешь,
Как прежде, люби и мечтай,
Как прежде, ты знаешь, где правда и ложь,
Поэт с большой буквы – Тукай.
Дорога без знаний – лишь мрак и тупик,
И, ни на что не взирая,
Учите и знайте татарский язык,
Чтоб лучше постигнуть Тукая.
Александр МАКСИМЕНКО

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс.
В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.
Он умер, прожив неполные двадцать семь лет.

Гильоширование (выжигание по ткани) – современный и увлекательный вид рукоделия, подразумевающий отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата. Его преимущество состоит в том, что на изготовление изделия требуется значительно меньше времени, чем на изделие, выполненное в технике вышивки.
Выжигание по ткани – это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками.

Необходимые материалы:

1. Электроприбор «Узор-1» - аппарат для выжигания по дереву с небольшими доработками, имеющий кончик как грифель карандаша (для заточки рабочего кончика иглы используется мелкая наждачная).
2. Ткани с искусственным волокном (искусственный шелк, шифон, органза, кристаллон):
- черного цвета (35х45 см)
- белого цвета (20х25 см)
3. Стекло 25х25
4. Металлическая фольга
5. Эскиз портрета.
6. Настольная лампа.
7. Копировальная бумага или прозрачная пленка.
8. Темный фломастер или маркер.
9. Подсобные инструменты: ножница, картон, пинцет с острыми кончиками (для снятия мелких вырезанных деталей); хлопчатобумажная ткань,которой снимается окалина с иглы в процессы работы.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Нарисовать простым карандашом эскиз портрета.


2. Обводить темным фломастером или маркером основные линии (линии выжигания).


3. На прозрачной пленке начертить маркером контур лица и вырезать вспомогательный трафарет.


4. По полученному прозрачному трафарету начертить на фольге со специально заточенной отверткой контур лица и вырезать основной трафарет.


5. С помощью металлического трафарета на белой ткани выжигаем контур лица.


6. На настольную лампу или на стол копировки под стекло накладываем эскиз и на готовой форме выжигаем основные линии лица и бант.


Готовую деталь (полученный контур лица) припаиваем к фоновой ткани.

Рукоделие - это способ отдохнуть от повседневных проблем. В разнообразии техник и способов рукоделия много таких, о которых знают не все. Одна из таких техник - гильоширование, или выжигание по ткани. Эта техника не так популярна, как вышивка или плетение из бисера, но тем не менее заслуживает внимания.

Гильоширование - вид рукоделия, который появился в Германии примерно в 80-х годах прошлого столетия. В этой технике можно создать салфетки, скатерти, панно, ламбрекены, шторы.

Процесс очень увлекательный и совсем не трудоемкий, как может показаться на первый взгляд. Этим искусством без труда овладевают даже дети старше 6 лет, конечно, под руководством взрослых.

Гильоширование заключается в различных элементов, а затем создании из них сложного рисунка для украшения вещей и предметов интерьера. В самом процессе нет ничего сложного, нужна аккуратность и усидчивость. Но это занятие требует первоначальных затрат на инструменты и специальные материалы.

Выбор материала и инструментов

Перед тем как приступить к технике выжигания по ткани, необходимо запастись следующими необходимыми инструментами:

Перед началом работы ткань обязательно проглаживается и хорошо фиксируется на рабочей поверхности.

Перед выжиганием основного рисунка опытные рукодельницы советуют сделать пробный вариант, чтобы понять технологию процесса и особенности работы инструмента.

Изготовление трафарета

Для выжигания по ткани схемы-трафареты изготавливают из различных материалов, толщина и стойкость которых зависит от количества необходимых изделий. Для изготовления трафаретов можно использовать картон, фольгу или ватман.

Рисунок переносится на картон с помощью кальки, а затем вырезается маленькими ножницами или скальпелем. Если выбранный рисунок имеет в своем составе круглые отверстия, то их делают специальными пробойниками, например, металлическим стержнем или нагретым гвоздем. Вырезанный трафарет обрабатывают по краям от заусениц и неровностей, чтобы он мог хорошо прилегать к материалу и не повредить его.

Схемы для выжигания по ткани - это различные завитки, листочки, цветы и бабочки.

Выжигание для начинающих

Работу выжигателем начинают с середины рисунка или картины, чтобы избежать смещения.

До того как сделать первые штрихи, прибор прогревают и проверяют на работоспособность. Для этого прислоняют иглу к кусочку хлопчатобумажного материала. Если выжигатель прогрелся хорошо, то игла оставит коричневый след. Далее этот лоскут х/б ткани используют для очистки лезвия и снятия окалины в процессе работы.

После тестовых работ можно приступать к выжиганию гильошированных элементов. Для этого:

Во время работы необходимо помнить о технике безопасности и не прикасаться к игле во избежание ожога. Для аккуратной и качественной работы нужно следить за положением иголки: она должна быть строго перпендикулярна рабочей поверхности.

Немного тренировки, и с помощью техники гильоширования можно не только соорудить небольшое панно в рамке, но и подарочные салфетки, праздничную скатерть, и даже украшения для волос на детский праздник. Для первых работ можно выбрать схемы небольших цветов или растительных орнаментов, а затем приступать более масштабным изделиям, которые, порадуют и окружающих своей оригинальностью и самобытностью.

Гильоширование на ткани: фотогалерея























Вот мы не знали, хотя видели, и решили об этом написать и вам:)
Наверняка у вас завалялись вот такие платочки или скатерки или мамины-бабушкины воротнички:



Так вот, гильоширование (англ. guilloche) в рукоделии означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата (кстати, его можно сделать и самому;)


Самое интересное, что эта техника родом из России, придумала и запатентовала этот вид обработки ткани Зинаида Петровна Котенкова в 80-х годах. Ездила Зинаида Петровна по Рассее-матушке и обучала мастериц красиво выжигать, работала с Вячеславом Зайцевым, а от Энни Бурды получила благодарственное письмо.
Похожая техника существовала в Германии в 70-е гг. XIX в. и называлась пиротехникой .

Основу прорезного ажурного выжигания составляет вырезание горячей иглой сквозных отверстий различной конфигурации, формы и размера. Именно этот способ лежит в основе изготовления множества разнообразных ажурных вещей. Мастерицы советуют начинать осваивать гильоширование лучше всего именно с прорезного выжигания, так как это напоминает рисование разнообразных фигурок карандашом или ручкой, что всем знакомо с детства.

Выжигание по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками.

Глаза боятся, а руки делают!

Для работы нужно:

1. Ткань:
подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.
Кстати будьте аккуратны, если у вас есть аллергия, так как при выжигании синтетика дает запах и гарь.

2. Эскиз:
готовый или сделать рисунок самому, на плотной бумаге, желательно на ватмане, темным фломастером или маркером.
Можно взять рисунки для ришелье, рисунки из детских раскрасок, вытынанок...

3. Выжигательный аппарат:

Выглядит так, купить можно , или сделать самому;)

4. Копировальный столик, или по-народному "козлотрон"


В нашу студенческую бытность мы использовали короб с лампами дневного света, на который клали лист оргстекла..

5. Подсобные инструменты:
ножницы, картон, фольга, пинцет с острыми кончиками (для снятия мелких вырезанных деталей), маленькие кусочки ткани (используют для снятия нагара с горячей иглы) и мелкую наждачную бумагу или натфель (для заточки рабочего кончика простой иглы при ее изготовлении, а также при очистке горячей иглы от гари).

Вроде как все:)

Учиться будем на мастер-классе Стаценко Марии из Волгограда, который мы любезно одолжили на сайте www.osinka.ru

1. Нам понадобятся:

  • отрез ткани 20х20см (из синтетического волокна);
  • небольшой кусок ткани для орнамента;
  • узор, нарисованный на бумаге, монета и прибор для выжигания по дереву или заостренный паяльник.

2. Для работы используем стекло, под которое подкладываем лампу. На стекло кладем бумагу с изображением орнамента и сверху ткань лицевой стороной к бумаге. Вырезаем паяльником (или прибором для выжигания) контур узора, который должен быть переведен на основу.

3. Аккуратно убираем излишки ткани. Сам узор остается на бумаге.

4. Для удаления мелких ненужных деталей используем нож, чтобы их поддеть.

5. На готовый узор, закрепленный на бумаге, накладываем основную ткань (также лицевой стороной к бумаге). Паяльником в некоторых местах точечно "прихватываем" узор. Каждую точку, нанесенную паяльником, необходимо быстро придавливать пальцем, чтобы скрепить узор и ткань.

6. Теперь ножиком поддеваем узор вместе с основой и отделяем от бумаги. Вот наш будущий узор переведен на ткань.

7. Далее самый долгий процесс. Все линии узора надо прижигать точечно паяльником, не забывая прижимать каждые 2-3 точки пальцем. Переводим узор в соответствии с рисунком. В некоторых местах можно сделать сквозные отверстия для придания ажура.

8. По внешнему контуру рисунка паяльником отрезаем лишнюю основную ткань.

9. Берем монету и частично по ней обводим контур по всему периметру платочка.

10. центре каждого полукруга вырезаем кружочки. Вот и готов наш платочек.

11. По аналогичной схеме можно сделать более сложный рисунок с использованием двух слоев ткани в орнаменте. Для этого сначала переводится рисунок из полупрозрачной органзы, прихватывается точками, потом рисунок из белой ткани также прихватывается и окончательно закрепляются оба слоя.

Для того чтобы процесс выжигания по дереву прошел успешно, вам нужно запастись прибором для выжигания по дереву. На конце прибора должна быть острая игла. Температура иглы не должна превышать отметку в 300 градусов Цельсия. Также вам понадобится ткань, на которой вы будете выжигать. Встарь мастерицы использовали натуральный шелк, мы вместо шелка берем любую искусственную или синтетическую ткань.

Если вы хотите заниматься гильошированием всерьез, соорудите копировальный столик. Копировальный столик представляет собой деревянный каркас с укрепленным на его поверхности стеклом. Внутри каркаса устанавливаются две лампочки, выключатели от которых выводятся наружу. Чтобы столик не перегревался, проделайте в деревянном каркасе несколько вентиляционных отверстий.

Начинаем работу

Выберите или придумайте рисунок. Нарисуйте изображение темным фломастером или маркером на листе ватмана. Затем подберите кусок искусственной ткани, прогладьте его утюгом и иголочками прикрепите к ватману поверх рисунка. Положите эскиз с тканью на стекло копировального столика, включите лампочки. Лампочки будут просвечивать, и рисунок будет вам отлично виден сквозь бумагу и ткань.

После установки копировального столика возьмите в правую руку карандаш аппарата для выжигания по дереву и включите устройство в сеть. Иглу нужно держать перпендикулярно рисунку, выжигание следует начинать от середины эскиза к его краям. Проверьте температуру иглы на кусочке такой же ткани, как та, над которой будет проводиться операция. Сделав несколько пробных прорезов, приступайте к работе.

Процесс выжигания

Держите иглу так, как держите шариковую ручку, только без наклона, перпендикулярно стеклянной поверхности копировального столика. Касайтесь ткани иглой, регулируя нажим и внимательно следя за тем, что получается. Ткань нужно прорезать насквозь в строго определенных местах. Для того чтобы ткань не смещалась, перед каждым прорезом ее слегка натягивают пальцами левой руки.

В процессе выжигания на кончик иглы налипают частицы расплавившейся ткани. Эти частицы могут деформировать и испортить рисунок. Во избежание порчи регулярно осматривайте кончик иглы. Если вы увидите, что игла испачкалась, очистите ее, воспользовавшись куском хлопчатобумажной ткани, наждачной бумагой или лезвием.

При помощи горячей иглы можно не только делать прорезы, но и резать ткань, выжигать небольшие отверстия, сваривать вместе куски ткани, наносить орнамент: точки, бусинки, обколку. Опытные мастерицы умеют проводить точечную и сплошную сварку деталей, делать «мережку» и формировать прорезы различной степени сложности.



Публикации по теме