Японские искусства рукоделия. Традиционные виды японского рукоделия: амиругуми, сашико, кумихимо, теримэн, темари, канзаси и другие

: сашико, кумихимо, мидзухики, фурошики, теримэн, кинусайга, фурошики, темари, канзаси, амигуруми.

Японское искусство вышивки сашико

Сашико представляет собой изысканное, но в тоже время простое японское , несколько похожее на пэчворк. Сашико – это своеобразная ручная вышивка. Слово «сашико» переводится с японского как «маленький прокол», что полностью характеризует технику выполнения стежков. Узоры сашико изначально использовали исключительно для утепления и простежки одежды: женщины бедных сословий складывали прохудившуюся ткань в несколько слоев и прошивали ее при помощи техники сашико, получая, таким образом, теплый стеганый материал. Сегодня японскую технику сашико широко применяют в декоративных целях.


Сашико имеет ряд отличительных принципов и особенностей. Ткань и должны быть контрастными: традиционный цвет ткани – индиго, темно-синий, ниток – белый. Нередко японские мастера использовали сочетание белого и черного цветов. Однако в настоящее время далеко не все мастера строго придерживаются данных сочетаний цветовой палитры. Стежки сашико должны иметь одинаковые размеры, а расстояние между стежками в идеале должно быть равномерным. На перекрестках орнамента стежки не должны пересекаться, между ними всегда должно оставаться некоторое расстояние.

Плетение шнурков кумихимо

Кумихимо является одним из древнейших видов шнурков. В переводе с японского языка «kumi» означает «складывание», а «himo» переводится как «нити». Шнурки, выполненные в технике кумихимо, носили весьма функциональный характер: из них делали крепления для самурайского оружия, использовали для связки доспехов на лошадях и тяжелых предметов. Также кумихимо применяли и в декоративных целях: для завязывания оби (пояса кимоно) и упаковки подарков.



Преимущественно шнурки кумихимо изготавливают на станках. Можно выделить два вида станков для плетения кумихимо - марудай и такадай . При использовании первого получают круглые шнуры, на втором – плоские.

Искусство завязывания шнуров мидзухики

Мидзухики является еще одним процветающим видом японского , которое по своей технологии очень напоминает , но в более миниатюрном и изящном варианте. Другими словами мидзухики представляет собой искусство завязывания различных узлов из шнуров, в результате чего получаются узоры потрясающей красоты. Область применения мидзухики разнообразна: письма, открытки, упаковки подарков, и даже прически. Однако широкое распространение мидзухики получило именно благодаря упаковке подарков.



В мидзухики существует такое великое множество разнообразных узлов и композиций, что далеко не каждый японец может похвастаться их знанием. Наряду с этим существуют и такие базовые узлы, которые в Японии знают практически все и традиционно используют для поздравления с днем рождения, свадьбой, поступлением в университет и т.д.

Японские тканевые фигурки тэримен

Тэримен – древний вид рукоделия, которое зародилось в Японии во времена позднего феодализма. Сущность этого заключается в создание небольших игрушечных фигурок из ткани, чаще всего в виде растений и животных. Теримэн является чисто женским видом рукоделия, мужчины в Японии им не занимаются.


В XVII веке в Японии появилось новое направление тэримен – изготовление декоративных мешочков, наполненных ароматными веществами. Такие мешочки использовали для ароматизации белья, а также носили при себе в качестве духов. Сегодня фигурки теримен чаще всего используют в качестве декоративных элементов для оформления домов.

Картины из шелка кинусайга

Японское рукоделие кинусайга соединило в себе несколько техник одновременно: аппликацию, мозаику и резьбу по дереву. Для создания картин кинусайга сначала делают эскиз на бумаге, а затем переносят его на деревянную доску. После этого на доске по контуру рисунка делают углубления – что-то наподобие канавок.



Затем в ход идет старое шелковое кимоно, из которого нарезают маленькие , после чего заполняют ими готовые углубления на доске. Получается , поражающая зрителя своей реалистичной красотой.

Японское искусство упаковки фурошики

Фурошики – один из традиционных видов японского , суть которого заключается в особой технике складывания тканей для создания оригинальных подарочных упаковок. Изначально фурошики представлял собой не что иное, как банный коврик, который японцы использовали для завертывания мокрых тапочек и кимоно после похода в .



Со временем грубую ткань фурошики заменили на более тонкий и мягкий материал, который постепенно начали использовать в качестве сумки, заворачивая в него личные вещи или подарки. Именно тогда фурошики превратился в полезную, красивую и оригинальную упаковку.

Искусство по вышивке шаров темари

Темари – стародавнее японское по вышивке шаров, имеющее много приверженцев во всем мире. Не смотря на то, что темари принято считать японским видом рукоделия, его родиной является Китай, а вот в Японию темари было завезено не более 600 лет назад. Первые темари выполняли роль детских игрушек, их изготавливали из остатков старых кимоно, и лишь после изобретения резины темари было возведено в ранг искусства.



В качестве подарка темари символизирует преданность и дружбу, более того, существует поверье, что эти декоративные шарики способны приносить счастье и удачу. В Японии профессионалом по темари считается тот человек, которым было пройдено четыре уровня мастерства, для чего нужно проучиться около 6 лет и сплести порядка 150 шаров.

Японские тканевые цветы канзаши

Канзаши представляет собой традиционные японские для волос, причем технология изготовления канзаши несколько напоминает оригами, только вместо бумаги здесь используют ткань (чаще всего атласную ленту). В японской культуре канзаши представляет собой целое направление, появившееся более четырех веков назад. В те времена женщины укладывали волосы в причудливо-необычные формы, пользуясь гребнями и шпильками канзаши. Несколько позже канзаши стали оригинальным атрибутом японских костюмов, ведь местные традиции не допускали использования ожерелий и наручных украшений.



Нельзя не отметить, что японская культура учитывает все, вплоть до рисунка, ткани и цвета, поэтому существует много разновидностей канзаши. Каждая японская женщина в зависимости от возраста, статуса и даже времени года, выбирает свои канзаши. Например, если незамужняя девушка может надеть на голову очень большое количество канзаши, то для замужних дам такое изобилие просто недопустимо, для них достаточным будет ношение одного-двух цветков.

Японские вязаные игрушки амигуруми

В переводе с японского амигуруми означает «вязаное-завернутое» и представляет собой еще один вид японского рукоделия, заключающийся в вязании спицами или крючком маленьких (5-10 см) человекоподобных существ, и неодушевленных предметов. Амигуруми, как правило, вяжут по спирали при помощи крючка или спиц несколько меньшего размера, чем диктует выбранная пряжа. Делается это для того, чтобы вязка получилась плотной, без дыр и зазоров, через которые мог бы выглядывать набивочный материал.



Чаще всего японские игрушки амигуруми состоят из нескольких частей, которые связаны между собой, однако встречаются и совершенно цельные конструкции. Наполнителем для таких служат: вата, синтепон, поролон и холофайбер. Самым распространенным способом вязания амиругуми, как отмечает , является вязание по спирали – этот способ получил название «кольцо амигуруми».

Красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках, в эпохуХэйан (794 -1185 гг) и даже обозначили ее особым понятием «моно-но аварэ» (яп.???? (??????)), что значит «печальное очарование вещей». «Очарование вещей» — одно из наиболее ранних в японской литературе определений прекрасного, оно связано с синтоистской верой в то, что в каждой вещи заключено своё божество — ками — и своё неповторимое очарование. Аварэ — это внутренняя суть вещей, то, что вызывает восторг, взволнованность.

Васи (wasi) или вагами (wagami).
Ручное изготовление бумаги. Средневековые японцы ценили васи не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что, впрочем, не лишало ее прочности. Васи изготавливается из коры дерева кодзо (шелковицы) и некоторых других деревьев.
Бумага васи сохраняется в течение столетий, свидетельство тому альбомы и тома старинной японской каллиграфии, картины, ширмы, гравюры, дошедшие сквозь века до наших дней.
Бумага Васи волокнистая, если посмотреть в микроскоп, будут видны щели, сквозь которые проникает воздух и солнечный свет. Это качество используется при изготовлении ширм и традиционных японских фонариков.
Сувениры из васи очень популярны среди европейцев. Множество маленьких и полезных предметов изготавливается из этой бумаги: кошельки, конверты, веера. Они достаточно прочны и при этом легки.

Комоно.
Что остается от кимоно, после того как оно отслужило свой срок? Думаете, его выбрасывают? Ничего подобного! Японцы не сделают так никогда. Кимоно вещь дорогая. Вот так просто выкинуть ее немыслимо и невозможно… Наряду с другими видами вторичного использования кимоно, из мелких лоскутков мастерицы делали маленькие сувениры. Это и маленькие игрушки детям, куколки, броши, гирлянды, женские украшения и прочие изделия, старое кимоно используется при изготовлении маленьких милых вещиц, которые обобщенно называются «комоно». Мелочи, которые будут жить собственной жизнью, продолжая путь кимоно. Это и означает слово «комоно».

Мидзухики.
Аналог макраме. Это древнее японское прикладное искусство завязывания различных узлов из специальных шнуров и создания узоров из них. Подобные произведения искусства имели чрезвычайно широкую область применения - от подарочных открыток и писем до причёсок и сумочек. В настоящее время мидзухики чрезвычайно широко используется в индустрии подарков - к каждому событию в жизни полагается подарок, завёрнутый и обвязанный совершенно определённым образом. Узлов и композиций в искусстве мидзухики существует чрезвычайно много и далеко не каждый японец знает их все наизусть. Конечно, существуют наиболее распространённые и простые узлы, которые используются наиболее часто: при поздравления с рождением ребёнка, на свадьбу или поминки, день рождения или поступление в университет.

Гохэй.
Талисман из бумажных полосок. Гохэй - ритуальный жезл синтоистского священника, к которому прикрепляются бумажные зигзагообразные полоски. Такие же полоски бумаги вывешивают у входа в синтоистский храм. Роль бумаги в синтоизме традиционно была очень велика, и изделиям из нее всегда придавался эзотерический смысл. А вера в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками - божество — объясняет и появление такого вида прикладного искусства, как гохэй. Синтоизм в чем-то очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй, который висит и сегодня перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. По преимуществу гохэй белого цвета, но встречаются также золотистые, серебристые и многих прочих оттенков. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

Анэсама.
Это изготовление кукол из бумаги. В 19 веке жены самураев делали из бумаги куклы, в которые играли дети, переодевая их в разные одежды. Во времена, когда не было игрушек, анэсама являлась для детей единственным собеседником, «исполняя» роль матери, старшей сестры, ребенка и друга.
Кукла сворачивается из японской бумаги васи, волосы делаются из жатой бумаги, окрашиваются тушью и покрываются клеем, что придает им глянец. Отличительной особенностью является миленький носик на удлиненном лице. Сегодня эта простая, не требующая ничего, кроме умелых рук, традиционная по форме игрушка продолжает изготавливаться так же, как и раньше.

Оригами.
Древнее искусство складывания фигурок из бумаги (яп. ???, букв.: «сложенная бумага»). Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо?льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.


Источник фото: http://sibanime.ru/2152-yaponskie-tradicii-origami.html

Киригами.
Киригами - искусство вырезания различных фигур из сложенного в несколько раз листа бумаги с помощью ножниц. Вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: ?? (киру) — резать, ? (гами) — бумага. Все мы в детстве любили вырезать снежинки - вариант киригами, вырезать в такой технике можно не только снежинки, но и различные фигурки, цветочки, гирлянды и другие милые вещи из бумаги. Эти изделия можно использовать в качестве трафаретов для принтов, украшения альбомов, открыток, фоторамок, в дизайне одежды, интерьера и другого различного декорирования.

Икэбана.
Икэбана, (яп??? или????) в переводе с японского языка - икэ” - жизнь, “бана” - цветы, или “цветы, которые живут”. Японское искусство аранжировки цветов - одна из красивейших традиций японского народа. При составлении икэбана наряду с цветами используются срезанные ветки, листья и побеги..Основополагающим является принцип изысканной простоты, для достижения которого стараются подчеркнуть естественную красоту растений. Икэбана -это создание новой природной формы, в которой гармонично соединяются красота цветка и красота души мастера, создающего композицию.
Сегодня в Японии существуют 4 крупнейших школы икэбана: Икэнобо (Ikenobo) , Корю (Koryu), Охара (Ohara), Согэцу (Sogetsu). Кроме них есть еще около тысячи различных направлений и течений, придерживающихся одной из этих школ.


Орибана.
В середине 17 века из икенобо отошли две школы охара (основная форма икэбаны - орибана) и корю (основная форма - ссека). Кстати, школа охара до сих пор изучает только орибану. Как говорят японцы, очень важно, чтобы оригами не превратилось в оригоми. Гоми по-японски значит мусор. Ведь как бывает, сложил бумажку, а дальше что с ней делать? Орибана предлагает очень много идей букетов для украшения интерьера. ORIBANA = ORIGAMI + IKEBANA

Ошибана.
Вид изобразительного искусства, рожденного флористикой. У нас флористика появилась восемь лет назад, хотя в Японии существует более шестисот лет. Когда-то в средние века самураи постигали путь воина. И ошибана была частью этого пути, такой же, как написание иероглифов и владение мечом. Смысл ошибаны заключался в том, что в состоянии тотального присутствия в моменте (сатори) мастер создавал картину из сухоцветов (пресованых цветов). Потом эта картина могла служить ключом, проводником для тех, кто был готов войти в безмолвие и пережить то самое сатори.
Суть искусства "ошибана" состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор создает при помощи растений поистине произведение "живописи". Другими словами, ошибана - это живопись растениями.
Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и фактуры растительного засушенного материала. Японцы разработали методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения. Суть ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается вакуум, который не дает растениям портиться.
Привлекает не только нетрадиционность этого искусства, но и возможность проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины.

Тэмари.
это традиционные японские геометрически вышитые шары, выполненые простейшими стежками, которые когда-то служили детской игрушкой, а теперь стали формой прикладного искусства, имеющим множество поклонников не только в Японии, но и во всем мире. Считается, что давным-давно данные изделия изготавливались женами самураев для развлечения. В самом начале они действительно использовались в качестве шара для игры в мяч, но шаг за шагом стали приобретать художественные элементы, превратившись позже в декоративные украшения. Нежная красота этих шаров известна по всей Японии. И сегодня красочные, тщательно изготовленные изделия, являются одним из видов народных промыслов Японии.


Юбинуки.
Японские наперстки, при ручном шитье или вышивке их надевают на среднюю фалангу среднего пальца рабочей руки, при помощи кончиков пальцев игле придаётся нужное направление, а кольцом на среднем пальце игла проталкивается в работе. Первоначально японские напёрстки юбинуки изготавливались довольно просто - полоска плотной ткани или кожи шириной около 1 см в несколько слоёв плотно оборачивалась вокруг пальца и была скреплена вместе несколькими простыми декоративными стежками. Поскольку юбинуки были необходимым предметом в каждом доме, их стали украшать геометрической вышивкой шелковыми нитями. Из переплетения стежков создавались красочные и сложные узоры. Юбинуки из простого предмета быта превратился также и в предмет для "любования", украшения повседневной жизни.
Юбинуки всё ещё используются при шитье и вышивке, но кроме этого их можно встретить и просто носимыми на руках на любом пальце, как декоративные кольца. Вышивкой в стиле юбинуки украшают разные предметы в форме кольца - кольца для салфеток, браслеты, подставки для темари, украшенные вышивкой юбинуки, ещё в таком же стиле бывают вышитые игольницы. Yзоры юбинуки могут быть прекрасным источником вдохновения для вышивки оби в темари.

Канзаши.
Искусство украшения заколок для волос (чаще всего украшались цветами (бабочками и тд.) из ткани (в основном шёлк). Японская канзаши (kanzashi) — это длинная шпилька для традиционной японской женской прически. Они делались из дерева, лака, серебра, черепахового панциря, используемые в традиционных китайских и японских прическах. Примерно 400 лет назад, в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме - taregami (длинные прямые волосы) и стали укладывать их в затейливые и причудливые формы - nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы - шпильки, палочки, гребни. Именно тогда даже простая расческа-гребень kushi превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японский женский традиционный костюм не допускал наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для самовыражения - а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы. На гравюрах можно видеть - если присмотреться - как японки запросто навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши.
В настоящее время наблюдается возрождение традиций использовать канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изысканности и элегантности своим прическам, современные заколки могут быть украшены всего одним-двумя изящными рукодельными цветками.

Кумихимо.
Кумихимо - это японское плетение шнурков-косичек. При переплетении ниток получаются тесемки и шнурочки. Плетутся эти шнурки на специальных станках - Марудай и Такадай. Станок Марудай используется для плетения круглых шнурков, а Такадай - плоских. Кумихимо в переводе с японского означает «плетение веревок» (kumi — плетение, складывание вместе, himo — веревка, шнурок). Несмотря на то, что историки упорно настаивают, будто подобное плетение можно встретить у скандинавов и жителей Анд, японское искусство кумихимо — действительно одно из самых древних видов плетения. Первое упоминание о нем относится к 550 году, когда буддизм распространился по всей Японии и специальные церемонии потребовали специальных украшений. Позже шнурки кумихимо стали использовать как фиксатор пояса оби на женском кимоно, в качестве веревок для «упаковки» всего самурайского арсенала оружия (кумихимо самураи использовали в декоративных и функциональных целях, чтобы завязывать свои доспехи и доспехи лошади) а также для связки тяжелых предметов.
Разнообразные узоры современных кумихимо плетутся очень легко на самодельных станках из картона.


Суйбокуга или сумиэ.
японская живопись тушью. Этот китайский стиль живописи был заимствован японскими художниками в XIV в., а к концу XV в. превратился в основное направление живописи Японии. Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк. Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным — давно признали «цветами» туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы. Качество живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства, подобно тому, как кости держат на себе ткани.

Этэгами.
Рисованные открытки (э - картина, тэгами - письмо). Создание открыток своими руками - вообще очень популярное занятие в Японии, а перед праздником его популярность еще более возрастает. Японцы любят посылать открытки своим друзьям, и получать их тоже любят. Это вид быстрого письма на специальных бланках-заготовках, его можно отправить по почте без конверта. В этегами нет специальных правил или техник, это может любой человек без специальной подготовки. Этагами помогает точно выразить настроение, впечатления, это открытка сделанная своими руками состоящая из картины и краткого письма, передающая эмоции отправителя, такие как теплоту, страсть, заботу, любовь и т.д. Шлют эти открытки на праздники и просто так, изображая сезоны, действия, овощи и фрукты, людей и животных. Чем проще нарисована эта картина, тем интереснее она выглядит.


Фурошики.
Японская техника упаковки или искусство складывания ткани. Фурошики вошли в быт японцев давно. Сохранились древние свитки периодов Камакура-Муромати (1185 - 1573 гг.) с изображениями женщин, несущих на головах упакованные в ткани связки одежды. Эта интересная техника зародилась ещё в 710 - 794 нашей эры в Японии. Слово "фурошики" буквально переводится как "банный коврик" и представляет собой квадратный кусок ткани, который использовался для заворачивания и переноски предметов любых форм и размеров.
В старину в японских банях (фуро) было принято ходить в лёгких хлопковых кимоно, которые посетители приносили с собой из дома. Купальщик также приносил специальный коврик (шики), на котором стоял, пока раздевался. Переодевшись в "банное" кимоно, посетитель оборачивал свою одежду ковриком, а после бани заворачивал в коврик мокрое кимоно, чтобы донести его до дома. Таким образом, коврик для бани превратился в многофункциональную сумку.
Фурошики очень удобен в применении: ткань принимает форму предмета, который вы заворачиваете, а ручки позволяют легко перенести груз. Кроме того, подарок, завернутый не в жесткую бумагу, а в мягкую, многослойную ткань, приобретает особую выразительность. Существует множество схем складывания фурошики на любые случаи жизни, повседневные или праздничные.


Кинусайга.
Удивительный вид рукоделия из Японии. Кинусайга (kinusaiga, ???) это нечто среднее между батиком и лоскутным шитьем. Основная идея заключается в том, что из старых шелковых кимоно по кусочкам собирают новые картины - истинные произведения искусства.
Сначала художник делает эскиз на бумаге. Затем этот рисунок переводится на деревянную досточку. Контур рисунка прорезается желобками, или канавочками, А затем из старого шелкового кимоно нарезаются маленькие, подходящие по цвету и тону лоскутки, и края этих лоскутков заполняют канавки. Когда смотришь на такую картину, возникает ощущение, что смотришь на фотографию, или даже просто наблюдаешь пейзаж за окном, настолько они реалистичны.

Амигуруми.
Японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких мягких зверушек и человекоподобных существ. Амигуруми (яп. ????, букв.: «вязанное-завёрнутое»)— это чаще всего симпатичные животные (такие как мишки, зайчики, кошечки, собачки и др.), человечки, но это могут быть и неодушевлённые объекты наделённые человеческими свойствами. Например, кексы, шляпы, сумочки и другие. Амигуруми вяжут или спицами или крючком. В последнее время амигуруми связанные крючком стали более популярны и более часто встречаются.
вяжутся из пряжи простым способом вязания — по спирали и, в отличие от европейского способа вязания, круги обычно не соединяются. Они также вяжутся крючком меньшего размера относительно толщины пряжи, чтобы создать очень плотную ткань без каких-либо зазоров, через которые может вылезти набивочный материал. Амигуруми часто делают из частей и затем их соединяют, исключение составляют некоторые амигуруми, которые не имеют конечностей, а имеют только голову и туловище, которые составляют одно целое. Конечности иногда наполняются пластмассовыми кусочками, чтобы придать им живой вес, в то время как остальное тело наполняется волоконным наполнителем.
Распространению эстетики амигуруми способствует их миловидность («кавайность»).

Бонсаи.
Бонсай, как явление, появился более тысячи лет назад в Китае, однако пика своего развития эта культура достигла лишь в Японии. (бонсаи - яп. ?? букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Эти растения выращивались буддийскими монахами, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати.
Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.
Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.

Серия сообщений " ":
Часть 1 - Японские виды рукоделия

Обзор самых популярных видов японского рукоделия (вышивка, сашико, канзаши, темари, бунка).

Япония - страна загадок и самобытной культуры, цветущей весной сакуры и распускающихся осенью хризантем. Так уж исторически сложилась, что долгое время Япония оставалась «закрытым» государством (до 60-х годов XIX века в Японии запрещалась торговля с другими странами). Однако, возможно, именно благодаря этому «страна восходящего солнца» смогла сохранить свои культурные ценности и традиции. О некоторых видах традиционных японских ремёсел и рукоделий мы и расскажем дальше.

Красота японских кимоно, украшенных искусной вышивкой, поистине завораживает. Мастерицы вышивают гладью, так называемым «рисовальным швом», роскошные узоры с изображением птиц, бабочек, цветов хризантем, вишни и сливы.

Неудивительно, что такие вышитые шёлковые кимоно стоят очень дорого. В прошлые времена, кстати говоря, по качеству ткани и вышивке делали выводы о материальном положении человека. Вышивать шёлком весьма непросто, вот почему очень ценятся мастера, владеющие навыками вышивки шёлковыми нитками.

Сашико (Sachiko)

Буквальный перевод с японского слова «сашико» означает «большая удача, счастье». Своим появлением эта старинная техника вышивания обязана… бедности сельских жителей Японии. Не имея возможности заменить старую поношенную одежду новой (ткань в те времена стоила очень дорого), они придумали способ «реставрировать» её с помощью вышивки.

Традиционно узоры вышивались на ткани тёмных, в основном - синих, тонов белой нитью. Считалось, что расшитая символическими рисунками одежда охраняет от злых духов.

Бунка (Bunka)

Для данного вида вышивки используют специальную иголку (по типу иглы для швейной машинки). На ткань наносят желаемый рисунок и затем вводят иголку с вдетой ниткой, с изнанки должна остаться маленькая петелька.

Эта вышивка отличается быстротой работы, сложность заключается только в умении наносить штрихи и смешивать цвета. Таким способом вышивают целые картины, главное - подобрать нитки, чтобы получился реалистичный рисунок. Нитки используют для работы не совсем обычные - это специальный «шнур», который во время работы распускается и за счёт этого получается очень красивый и необычный стежок.

Темари (Temari)

В очень далёкие времена китайские мамы и бабушки из старых поношенных кимоно делали своим детям плотно свёрнутые клубочки для игры в ножной мяч - кемари. Приблизительно в 8 веке кемари попали в Японию, где весьма полюбились придворным дамам.

Красавицы знатного рода играли, перебрасывая мяч из рук в руки. А вскоре у них появилось ещё одно увлечение: вышивать мячики (теперь их называли темари - «мяч принцессы») шёлковыми, а то и золотыми, нитками.

Со временем вышивание шаров превратилось в народное искусство, и в каждой японской провинции были свои отличительные мотивы и узоры. Сегодня многочисленным поклонникам темари по всему миру не нужен перевод с китайского или японского языков: подаренные в знак дружбы вышитые шёлком шары всё расскажут без слов.

Канзаши (Kanzashi)

Очаровательные шёлковые канзаши - шпильки и гребешки для украшения головы - традиционно служат изящным дополнением к кимоно. Особую популярность завоевали «хана канзаши» - шпильки с цветочными украшениями из ткани.

Сделать их не совсем просто: нужно маленькие кусочки ткани сложить особым образом и сшить. Раньше по тому, как украшена голова женщины, можно было судить о её семейном положении и социальном статусе. Современные японки и сегодня носят такие украшения, но чаще если этого требует профессия (например, гейши) или надевают на свадьбу.

Красивые и стильные вещи, претендующие на статус произведений искусства, можно создать, используя самые простые и доступные материалы. Ткани являются распространенным элементом в рукоделии. Их применяют в процессе вышивания, создания одежды и элементов декора. Используются они и в таком виде мастерства, как японский пэчворк.

Красивые и стильные вещи, претендующие на статус произведений искусства, можно создать, используя самые простые и доступные материалы

История возникновения этого направления в рукоделии связана с необходимостью экономии и рационального использования тканей, поскольку стоимость материи была высокой. По своей сути пэчворк представляет собой лоскутное шитье, которое со временем из простого домашнего мастерства, позволяющего создавать необходимые в быту вещи, перерос в направление современного искусства, активно использующегося известными дизайнерами.

Созданные своими руками пледы или одеяла, в основе которых лежат лоскуты и обрезки тканей, вдохновили не только модельеров, но и производителей. Именно поэтому современные фабрики выпускают ткани, имитирующие сшитые между собой обрезки.

Активно этот вид рукоделия развивался в Англии, где качество работ было настолько высоким, что изделия привлекли внимание ценителей прекрасного по всему миру. В других странах, включая и Россию, изделия из лоскутков также присутствовали в домах, позволяя экономить ткани и одновременно украшать интерьер.

Особого внимания заслуживает японская разновидность пэчворка. В этой стране лоскуты использовались не только для создания необходимых элементов домашнего обихода, но и стали основой для медитации и качественного, полноценного отдыха, поскольку техника выполнения переросла из обычного шиться в творческий процесс.


Особого внимания заслуживает японская разновидность пэчворка

Пэчворк японцев отличается от европейского – работа выполняется не спеша, ткани подбираются специально, чтобы избежать резких контрастов и неправильных сочетаний в цветах и оттенках.

Галерея: японский пэчворк (25 фото)


















Японский пэчворк: отличие от китайского и английского

Япония не сразу стала эталоном этого вида мастерства. Лоскутное шитье развивалось здесь постепенно, впитывая лучшие элементы китайского и английского направлений. Свое отражение в работах находили и традиционные одеяния монахов. Одним из отличительных особенностей шитья в японском стиле является специальная стежка. Она выполняется таким образом, чтобы надежно соединять несколько слоев ткани, образуя геометрические узоры или силуэты на готовых изделиях – одежде, покрывалах, наволочках. Использовалась стежка также и тогда, когда была необходимость в починке старой одежды.


Япония не сразу стала эталоном этого вида мастерства

Традиционный для японцев предмет домашнего обихода – футон (матрас) выполнялся именно с использованием этой техники шитья. Так как ткани стояли дорого, износившиеся места заделывали новыми лоскутами, в результате чего изделия выглядели как новые и были вполне пригодны для дальнейшего использования. Также отличительной чертой японской техники является применение во время работы специальных деревянных дощечек. Они помогали создавать картины из лоскутов, благодаря чему готовые изделия были похожи на настоящие произведения искусства.

Отличия

Несмотря на то, что в независимости от выбранной техники готовые лоскутные изделия выглядят красиво и стильно, японский вариант имеет ряд особенностей и отличительных черт, которые не позволяют спутать пэчворк с китайским или английским:

  • Используются специальные стежки;
  • Применяется техника соединения лоскутного шитья (традиционного) и крепления элементов стежками одновременно;
  • Основные картины на изделиях – природные мотивы (цветы и поля);
  • Геометрическими фигурами выстраиваются изображения цветов и растений;
  • Основные ткани, применяющиеся в работе – шелковые (английский вариант – хлопчатобумажные);
  • В процессе работы используется особая техника вышивания, называемая сашико, выполняемая в технике «иголку вперед».

Мастер обязательно украсит изделие кистями или бахромой, что позволяет изделию выглядеть не только красиво, но и по-настоящему богато. Также для японского пэчворка характерная аппликация – она помогает дополнить общую картину, создаваемую из лоскутов. Современные мастера используют для работы швейные машинки.

Мастер-класс по японской аппликации (видео)

Японский пэчворк: мастер-класс для начинающих – стильные штучки своими руками

Создать предмет в стиле пэчворк несложно. Если выбран японский вариант исполнения, то перед человеком открывается простор, где творчество и самовыражение приветствуются.

Одним из необходимых в быту предметов является тканевый кошелек (косметичка). Для ее изготовления потребуется:

  • Схема;
  • Ткань (можно использовать хлопчатобумажную);
  • Мулине (нити);
  • Флизелин;
  • Синтепон (тонкий);
  • Булавки;
  • Мыло или мел;
  • Нитки для сшивания;
  • Молния (для застежки);
  • Элементы украшения (кружево, пуговицы, жемчужины).

Ткань, которая является основной, должна быть чистой и хорошо отутюженной.

Этапы работы

  • Перевести выкройку на подготовленную ткань (используя мел или мыло);
  • Аккуратно вырезать все детали передней и задний частей (важно сделать припуск на швы около 5-7 см);
  • Сшить все элементы между собой;
  • Разгладить швы утюгом;
  • Вырезать прямоугольник из флизелина и синтепона (он должен быть больше по размерам, чем основная деталь;
  • С помощью булавок прикрепить прямоугольник к основному элементу изделия;
  • Прошить все стежки и детали;
  • Закрепить молнию в верхней части;
  • Украсить изделия, используя подготовленные для этой цели элементы.

Создать предмет в стиле пэчворк несложно

Как видно, сложностей в этой работе нет. Главное условие – отсутствие спешки. Японский стиль направлен на отдых и полное расслабление – об этом важно помнить, прежде чем начинать процесс создания лоскутного изделия.

Виды японского пэчворка, техника выполнения

Создавать прекрасные и необычные вещи в технике японского пэчворка можно, выбрав один из нескольких популярных видов:

  • Пояги (появился в Корее, но применяется и в Японии);
  • Лоскутное шитье;
  • Аппликация;
  • Сашико.

Также активно применяется техника, появившаяся в Англии – квилтинг.

Пояги выполняется путем сшивания двух слоев ткани. В первоначальном варианте предполагалась, что использоваться будет упаковочная ткань. В дальнейшем она была заменена на шелковую. Основное, что необходимо сделать – прошить 2 слоя ткани.


Создавать прекрасные и необычные вещи в технике японского пэчворка можно, выбрав один из нескольких популярных видов

Лоскутное шитье – традиционный вид рукоделия, используемый в Японии. Элементы ткани подбираются гармонично – должен совпадать цвет или оттенок, рисунок или символ. Наиболее ценным является бесшовный способ создания изделий или настоящих картин. Основная суть техники заключается в использовании гладкой дощечки, на которую наносится контур будущего рисунка. По контуру прорезаются бороздки, позволяющие удерживать ткань. После этого необходимо подобрать соответствующие заданной теме лоскутки (они должны подходить по цвету, размеру и форме). Их следует заправить в прорези. Современные мастера используют вместо дощечек пенопласт.

Аппликации – техника, очень популярная в Японии. Лоскуты подбираются согласно имеющемуся рисунку. Требуется создать заготовку из бумаги, затем из ткани, только после этого аккуратно пришить ее в то место, где требуется по задумке автора. Это могут быть домики, деревья, кроны, цветы или различные геометрические фигуры, молы (шары). Особое внимание следует уделить подбору цветов – они должны быть контрастными, но здесь есть нюанс – в Японии это – серый и белый, коричневый и бежевый.

Лоскутное шитье в японском стиле: схемы

Существует разнообразие предложений готовых к использованию схем. Их можно подобрать на специальных ресурсах, посвященных рукоделию, или создать самостоятельно. Второй вариант позволит раскрыть свой творческий потенциал в полном объеме, поскольку потребуется не только подбирать ткани и подходящие цвета, но и разрабатывать эскиз будущего изделия, что потребует полной отдачи от человека.

Если выбор пол именно на японский стиль в лоскутном шитье, то важно помнить о приоритетах, которые имеются в работе – приглушенные оттенки, тематика природы, гармоничная обстановка, позволяющая создать уединение. Соединение элементов производится аккуратными стежками, поэтому в итоге можно наблюдать не просто текстильную вещь, а произведение искусства. Опытные мастера выполняют сшивание так, чтобы стежки были практически незаметными. Среди схем представлены не только традиционные покрывала, одеяла или скатерти, но и предметы одежды, различные аксессуары.

Японский пэчворк: сумки (видео)

Желание реализовать свои творческие способности знакомит человека с разнообразными видами рукоделия. Пэчворк является одним из самых необычных, а также экономных, поскольку в основе всего лежат лоскуты ткани. Имеющиеся схемы помогут начать процесс обучения или создавать уникальные вещи, которые украсят собой любой интерьер. Японский пэчворк, в свою очередь – способ больше узнать о традициях и культуре этой страны.

О некоторых видах Вы наверняка слышали, может быть сами стали творить в этой технике; некоторые не столь популярны за пределами самой Японии. Отличительной чертой японского рукоделия является аккуратность, терпение и усидчивость, хотя… скорее всего эти черты можно отнести к рукоделию мировому 🙂

Амигуруми - японские вязаные игрушки

Японские канзаши - цветы из ткани

- с этим видом японского рукодельного творчества мы также знакомились . Добавлю лишь, что хендмейдом по созданию канзаши стало заниматься все большее количество человек, и неудивительно, насколько потрясающей красоты цветы получаются из обычных атласных лент. Конечно тут стоит оговориться, что настоящие канзаши делают из шелковой ткани и скрепляют рисовым клеем. А атласные ленты и сшивание их это уже адаптация под наши реалии. Канзаши сродни по своей технологии оригами.

Темари - древнее японское искусство по вышивке шаров

Древнее японское искусство по вышивке шаров, завоевавшее много поклонников во всем мире. Правда Родиной Темари является Китай, в Японию это рукоделие было завезено примерно 600 лет назад. Изначально темари изготавливали для детей используя остатки старых кимоно, с изобретением резины оплетение шаров стало считаться декоративно-прикладным искусством. Темари в качестве подарка символизирует дружбу и преданность, также существует поверье, что они приносят удачу и счастье. Профессионалом по темари считается в Японии тот человек, который прошел 4 уровня мастерства, для этого нужно сплести 150 шаров темари и проучиться порядка 6 лет!

Мидзухики - японское искусство завязывания шнуров

еще один процветающий вид японского прикладного искусства, по технологии своей напоминает плетение макраме, но более изящное и миниатюрное.

Итак, что же такое мидзухики - это искусство завязывания из шнуров различных узлов, в результате которого создаются потрясающей красоты узоры, своими корнями уходит в 18 век.

Область применения также разнообразна - открытки, письма, прически, сумочки, упаковка подарков. Кстати, именно благодаря упаковке подарков мидзухики получили широкое распространение. Ведь подарки полагаются к каждому событию в жизни человека. Существует такое громадное количество узлов и композиций в мидзухики, что даже не каждый японец знает их все наизусть, наряду с этим существуют и базовые наиболее распространенные узлы, которые используются для поздравления с рождением ребенка, на свадьбу, поминки, день рождение или поступление в университет.

Осиэ - японское искусство создания объемных картин из ткани и картона

Осиэ - японский хендмейд по созданию объемных картин из картона и ткани или бумаги с использованием технологии аппликации. Очень популярен этот вид рукоделия в Японии, у нас в России он пока не получил особого распространения, хотя научиться создавать картины в технике осиэ очень просто. Для создания осиэ-картин необходимы японская бумага васи (в основе которой лежат волокна тутового дерева, гампи, мицумата и ряда других растений) ткани, картон, ватин, клей, ножницы.

Использование японских материалов - ткани и бумаги в этом виде искусства принципиально, ведь бумага васи, например, по своим свойствам напоминает ткань, а, следовательно, прочнее и пластичнее обычной. А что касается ткани, то здесь применяется ткань, из которой шьют кимоно. Конечно же японские мастерицы, не покупали для осиэ специально новую ткань, они давали своим старым кимоно новую жизнь, используя ее при создании картин. Традиционно, на осиэ-картинах изображались гейши, самураи, дети в национальных костюмах, сцены из сказок.

Если Вы решитесь постигать основы этого искусства могу предложить Вам мастер-класс , правда он на японском, но с фотографиями можно будет разобраться.

Перед тем, как приступить к работе нужно выбрать рисунок для картины, такой, чтобы все его элементы имели законченный четкий вид, все линии должны быть замкнуты, как в детской раскраске. Вкратце, технология создания осиэ такова: каждый картонный элемент рисунка оборачивается тканью, предварительно на картон наклеивается ватин. За счет ватина картине и придается объем.

Японское рукоделие кинусайга - картины из шелка

Соединила в себе сразу несколько техник: резьбу по дереву, пэчворк, аппликацию, мозаику. Для создания картины кинусайга нужно сначала сделать эскиз на бумаге, перенести затем его на деревянную досточку. На досточке по контуру рисунка делаются углубления, своего рода канавки. После чего из старого шелкового кимоно нарезаются маленькие лоскутки, которые затем заполняют прорезанные канавки на дощечке. В результате полученная картина кинусайга поражает своей красотой и реалистичностью.

Фурошики - японское искусство упаковки

Японское искусство складывания ткани, историю появления и основные способы упаковки в этой технике мы рассматривали в статье . Использовать эту технику для упаковки, красиво, выгодно, удобно. А на японском рынке компьютерной техники новый тренд - ноутбуки упакованные в стиле Фурошики. Согласитесь, очень оригинально!

Тэримен - тканевая скульптура в миниатюре

Теримэн (Chirimen craft) - старинное японское рукоделие, зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства - создание игрушечных фигурок из ткани, в основном воплощение животных и растений. Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений «тэримен» стало изготовление декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, их носили при себе (как духи) или использовали для ароматизации свежего белья (своего рода ). В настоящее время фигурки теримен используются для как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.

Кумихимо - плетение шнурков

Один из самых древних видов плетения шнурков, первые упоминания относятся к 50 году. В переводе с японского kumi - складывание, himo - нити (складывание нитей). Шнурки использовались как в функциональных - крепление самурайского оружия, завязывание доспех на лошадях, связка тяжелых предметов, так и в декоративных целях - завязывание пояса кимоно (оби), упаковка подарков. Плетут шнурки кумихимо преимущественно на станках, различают их два вида, такадай и марудай, при использовании первого получаются плоские шнуры, на втором - круглые.

Сашико - японское искусство вышивки

Простое и изысканное японское рукоделие, чем-то схожее с пэчворком. Сашико – это простая и вместе с тем изысканная ручная вышивка. В переводе с японского слово «сашико» означает «маленький прокол», что полностью дает характеристику технике выполнения стежков. Изначально узоры сашико использовались для простежки и утепления одежды, небогатые женщины складывали поношенную ткань в несколько слоев и соединяли ее с помощью техники сашико, таким образом, получалась одна теплая стеганая куртка. В настоящее время сашико широко используется в декоративных целях.

Основные принципы сашико:

  • Контраст ткани и нити - традиционный цвет ткани темно-синий, индиго, цвет ниток - белый, часто использовались сочетание черного и белого цветов. Сейчас конечно цветовой палитры так строго не придерживаются.
  • Стежки никогда не должны пересекаться на перекрестках орнамента, между ними должно оставаться расстояние.
  • Стежки должны одинакового размера, расстояние между ними также не должно отличаться неравномерностью.

Кусудама - искусство создания шаров

В переводе с японского кусури (лекарство) и тама (шар), буквально «лекарственный шар». Искусство кусудамы происходит от древних японских традиций, когда кусудамы использовались для благовоний и смеси сухих лепестков. Вообще кусудама представляет собой бумажный шар, состоящий из большого количества модулей, сложенных из квадратного листа бумаги (символизирующих цветы).

Отдельные модули могут быть соединены между собой по средствам клея или ниток. Иногда к нижней части кусудамы прикрепляют кисточку. В итоге получается очень оригинальный букет цветов, который можно подарить или украсить интерьер. Шары-кусудама считают предшественниками модульного оригами. Кусудаму бывает путают с модульным оригами, так как элементы ее не вложены друг в друга, а сшиты или склеены.



Публикации по теме