Заботливая альфа. Ольга писарик - привязанность - жизненно-важная связь Ольга писарик привязанность жизненно важная связь

Всем привет! В нашем современном мире многие родители сильно озабочены ранним развитием своих детей, стремятся как можно раньше сделать их максимально самостоятельным и независимым. Но так ли это правильно и насколько нужно самому ребенку? Мнение автора по этому вопросу мне очень импонирует:

Наша всеобщая озабоченность независимостью сильно нам мешает. У нас нет проблем принять зависимость младенцев, но как только ребёнок минует этот сладкий возраст, нашей основной программой воспитания становится «воспитание» независимости. Мы торопимся, что бы наши дети как можно раньше начинали самостоятельно одеваться, кушать, развлекать себя, думать за себя, решать свои проблемы. Мы радуемся их независимости, или тому, что мы понимаем под словом «независимость».
В действительности таким поведением мы не воспитываем независимость , мы воспитываем независимость от нас.

Но сперва немного о самой книге. Автор - Ольга Писарик, психолог и мама четырёх детей. Книга написана очень ёмко. За счёт этого, несмотря на небольшой объём, у меня на её чтение ушло несколько дней, так как я иногда просто не успевала переваривать информацию и вникать в новые термины Бывало, что совсем небольшой абзац приходилось перечитывать по несколько раз, чтобы понять, о чём тут речь. Ну, например:

Начните с когнитивного диссонанса. Добиться смешивания конфликтующих идей обычно проще, чем смешивания конфликтующих эмоций.

Обычно в такие моменты я понимаю, что хватит, пожалуй, чтения на сегодня Хотя вообще я бы не сказала, что книга слишком уж замудрённая.

Счастье, что у нас до сих пор нет пособий по внутриутробному развитию, и мы не озадачены ранним обучением младенцев в утробе дышать, есть, спать и быть готовыми ко всему, что ждёт его снаружи.

И правда

Многие идеи перекликаются с книгой Гордона Ньюфелда "Не упускайте своих детей", да и сама автор часто о нём упоминает. Только вот в книге О. Писарик раз в 5 меньше страниц! Хотя теперь я вдохновилась и на прочтение работы Ньюфелда.

  • Слушает нас;
  • Доверяет нам;
  • Прислушивается к нашим советам;
  • Принимает нашу ведущую роль ;
  • Ищет нашей помощи и поддержки;
  • Принимает нашу систему ценностей ;
  • Не имеет от нас секретов ;
  • Чувствует себя в безопасности и комфорте рядом с нами;
  • А также это ребёнок, которому мы нравимся и который, в свою очередь, хочет нравиться нам.

Однако, как всего это добиться? В чем секрет такого лёгкого родительства? По мнению автора, дело вовсе не в родительских навыках и умениях, и даже не в родительской любви. Ключом к лёгкому родительству, по её мнению, является исключительно привязанность ребенка к родителям:

Секрет лёгкого родительства кроется в отношениях между детьми и родителями. Когда ребёнок находится в правильных отношениях с родителями , он будет проявлять большинство характеристик «ребёнка, которого легко растить».

Такие отношения мы называем «привязанность».
Проще говоря, не любовь родителя к ребёнку является ключом к лёгкому родительству.
Ключом к лёгкому родительству является привязанность ребёнка к родителям.

Привязанность крайне важна и для успешного развития ребёнка. О. Писарик утверждает, что только насытившийся близостью с родителями ребёнок будет правильно развиваться, так, как это и задумано природой:

Независимость - продукт взросления. Наша задача - удовлетворять детскую потребность в зависимости. Когда мы справляемся с нашей работой по удовлетворению их потребности в зависимости, природа прекрасно справляется с их взрослением.
Это похоже на то, что мы не можем сделать наших детей выше, мы просто можем обеспечивать их необходимым питанием.

Мы думаем, что если не подтолкнём их немного, они никогда не покинут гнезда. Но люди не птицы, чем больше мы выталкиваем своих детей, тем сильнее они цепляются за нас. А если им не удаётся зацепиться за нас, они цепляются за кого-то другого.

Что же касается привязанности, то утверждается, что:

В основе 95% всех проблем поведения детей лежат всего две причины: проблемы с привязанностью и незрелость.

Также, оказывается, привязанность подразделяется на 6 уровней:

  1. чувства,
  2. подражание,
  3. принадлежность, лояльность,
  4. чувство важности для другого,
  5. любовь,
  6. чувство, что тебя знают.

Таким образом, первоочередная задача взрослого, который заботится о ребёнке (а это может быть не только родитель, но и няня, и учитель, и воспитатель в детском саду) состоит в укреплении детской привязанности.

Укрепление привязанности - это комплексная задача, и в книге рассмотрены различные варианты её решения, приводятся эффективные методы и приёмы. К примеру, О. Писарик советует, что прежде, чем обращаться к ребёнку, необходимо "завладеть" его вниманием по принципу "взгляд - улыбка - кивок":

Вы сможете легко понять этот принцип, представив себя в роли друга/подруги, которого попросили временно позаботиться о 6-8-месячном малыше. Оказавшись в такой ситуации, вы, прежде всего, постараетесь в дружественной манере попасть в зону внимания малыша, потом начнёте ему улыбаться для того, чтобы вызвать ответную реакцию, и только когда малыш улыбнётся вам в ответ, поймёте, что можете протянуть к нему руки. Попадание в зону внимания ребёнка (в дружественной манере!), улыбка и обращение с целью вызвать согласие и утвердительный кивок помогут установить контакт и со старшими детьми.

Также в книге рассмотрена проблема так называемого противления . Думаю, все сталкивались с ситуацией, когда ребёнок не слушается и делает всё наоборот. Автор утверждает, что это - совершенно нормальная реакция для ребёнка, как в общем-то и для любого человека:

Противление - это защитная реакция на осознаваемый контроль и принуждение. Противление не является осознанным актом, это инстинктивное поведение, присущее как детям, так и взрослым.

Поэтому, сталкиваясь с капризами ребёнка, всегда помните:

Он не ведёт себя так вам назло, это инстинктивное поведение, реакция ребёнка на то, что, как ему кажется, им помыкают.

Инстинкт противления не является проявлением воли ребёнка.

Реакция противления призвана, во-первых, защищать основную привязанность ребёнка и оберегать его от влияния взрослых, к которым он не привязан. А, во-вторых:

Когда ребёнок насыщен близостью и контактом со взрослым, к которому он привязан, он начинает отрицать волю взрослого, чтобы познать свою собственную волю, чтобы стать самим собой.

Вот так вот всё продуманно, оказывается

Помните: прежде, чем руководить, надо завладеть (глаза, улыбка, кивок).

Избегайте командного тона, предписаний, глаголов «должен», «надо», «обязан».
- Не демонстрируйте слишком откровенно свои намерения.

Используйте как можно меньше давления и принуждения.

Не фокусируйтесь на принуждении.
- Оставляйте ребёнку возможность демонстрировать свою волю.

Подробней о том, как давать ребёнку возможность демонстрировать его собственную волю:

Ваша задача - сосредоточиться на том, чтобы указать ребёнку на его собственную волю, которая приведёт к нужным Вам результатам. («Какую пижаму ты будешь надевать сегодня: с бабочками или с цветочками? Какой пастой - белой или розовой хочешь чистить зубы? Мы уберём вначале солдатиков или кубики?»)

Затронута и тема дисциплины . Дисциплина рассматривается исключительно как способ поддержания порядка:

Дисциплина - это «отношения, выражающиеся в соблюдении всеми членами группы установленных правил и норм, благодаря чему достигается согласованность действий».

В конце книги дополнительно даются ответы на распространённые вопросы - о совместном сне , о посещении детских дошкольных учреждений . По поводу последнего пункта, мне понравились цитата:

Как без травмы приучить ребёнка к садику?
Краткий ответ - никак.

И немного подробней о садиках:

Детский сад - это чуждое ребёнку место, неблагоприятное для его развития.

Решение о посещении ребёнком детского сада должно рассматриваться только в самой-самой безвыходной ситуации.

И сколько вы ни будете себя убеждать, что садик - это хорошо, полезно, социализация и бла, бла, бла, ребёнок будет чувствовать, что самые близкие люди его бросили.

В своём отзыве я перечислила лишь часть полезной, на мой взгляд, информации, не отметив при этом, наверное, и половины содержания книги. Вы обязательно найдёте для себя в ней много нового и полезного, к примеру, узнаете о таких полезных приёмах в воспитании, как "наведение мостов", режиссура проведения и так далее!

И завершить отзыв хотелось бы ещё одной замечательной цитатой:

Когда мы поймём, что отношения с нами - это самое ценное, что может быть у наших детей, тогда наши приоритеты сместятся с поведения детей на сохранение их привязанности к нам, чтобы они могли «держаться за нас», пока они не научатся «держаться сами за себя».

При желании, Вы можете ознакомиться с другими моими отзывами !

ЧИСТИЛИЩЕ. Тимофей Цаплин специализировался на грабеже пенсионеров.Схема была всегда одинаковой-Он выслеживал пожилого человека,который казался ему наиболее состоятельным,затем ждал пока тот откроет дверь своей квартиры,забегал и угрожая пистолетом связывал жертву скотчем.Добыча как правило редко была богатой,но когда ничего не удавалось найти,Цаплин не брезговал и допросить пенсионера с пристрастием. После сбора денег и ценных вещей,он всегда плотно кушал из продуктовых запасов жертвы и уходил.Очередной жертвой Тимофей назначил отца Георгия,старенького протоиерея, настоятеля местного прихода.Вор был уверен,что у священника дома должно быть полным полно золота и серебра,по крайней мере деньжата должны водится. В запланированное время отец Георгий вместе с женой подъехал на своей "четвёрке" к дому.Тимофей сжимая рукоятку пистолета внимательно следил за ними из-за поленницы.Надев вязаную шапочку с прорезанными глазами Цаплин увидя как открывается входная дверь,стремительно поскакал прыжками к дому.-Стоять,не двигаться!крикнул он,направив пистолет на супружескую чету.Они спокойно сели на лавочку в прихожей.-Одумайся парень,-сказал священник,-не надо ни в кого стрелять,возьми в ящике стола деньги,там семь тысяч,у нас больше ничего нет.-Так уж и нет?иронически прогнусавил Цаплин доставая из кармана куртки скотч,-а золотишко,серебришко где?Священник поднялся с лавки.-Есть только серебряная ложка,принести?-Тащи папаша!что ещё есть?Цаплин прошёл к столу и вытащил из ящика деньги.Отец Георгий положил на стол серебряную ложку и спросил-Может желаешь покаяться сын мой?Господь простит тебя,если будешь искренен.-А то что поп?ангелы испепелят меня молниями?-Гораздо хуже сынок,ведь провести несколько минут в аду для грешника во стократ страшнее,чем например простоять до конца своих дней в келье полной червей,которые будут точить твоё тело.-Ха,ну ты даёшь поп,нет никакого ада! -Как знаешь сынок,но возможность покаяться есть только пока душа не покинула твоё тело,после смерти раскаяние уже не поможет, грехи останутся с тобой.Хочешь принять крещение?-Я хочу принять сто грамм папаша,на лови скотч,приматывай жену к стулу.Тимофей взял со стола красивую серебряную ложку и вдруг почувствовал холодную судорогу прошедшую по всему телу.В глазах потемнело,ноги ослабли и Цаплин провалился в какую то пустоту. Тимофей пришёл в себя и сразу вспомнил что он потерял сознание в доме священника. Странно,что за место?куда они его выволокли?почему темно?Потрогав себя,Цаплин был неприятно удивлен-одежда отсутствовала.Его ещё и раздели?Вот тебе и батюшка с матушкой!но всё же,где он?Под босыми ногами ощущался какой то мелкий мусор,его вывезли на свалку?Но ведь зима на дворе!он голый,ему не холодно,тьма непроглядная.Чем дальше он шёл во тьме и размышлял о происходящем,тем сильнее им завладевала паника.-Эй!кто нибудь! Помогите! прокричал Цаплин в темноту.Позади послышался какой-то шум похожий на топот ног.Тимофей обернулся и обомлел.К нему двигались несколько пар горящих красных глаз.-А-а! Что за чертовщина! Он побежал изо всех сил вперёд. Мысли смешались в немыслимую кашу.-Что происходит!что происходит?!кричал он во весь голос.Горящие глаза тем временем приближались.Вой,визг,хрипение,хлопанье крыльев слышались сзади совсем близко.Цаплина пронзила ужасающая догадка:-Он умер и попал в ад! Ноги стали ватными,страх так обострился,что стал физически ощутимым,как живое существо,проникшее в тело.Что то ледяное и липкое подхватило Тимофея под руки с двух сторон.Он пронзительно заорал во всё горло,-Черти,черти,отпустите меня!Ноги оторвались от земли,тёмные личности повлекли его куда то вверх.Посветлело.Цаплин увидел,что они несутся сквозь вихревой тоннель.Сопровождающие были как два плотных роя пчёл, рычащие и страшные,с красными сверкающими глазами.Тоннель привёл в какую то каменную пещеру.Везде шевелились разные существа,не похожие ни на одну форму жизни-Большие и малые сгустки слизи,ожившие камни меняющие форму,кричащие головы с крыльями,другие чудовища.Тимофей поскользнулся и упал на холодный каменный пол.Его тут же облепили неведомые твари,впиваясь в него своими щупальцами,жалами,колючками.Боль была дикой,Тимофей пытался сбросить с себя страшных существ,но не мог.Голос его превратился в сплошной визг,похожий на крысиный. Из за угла появился ещё один субъект, ещё отвратительней предыдущих. Всё тело состояло из сросшихся вопящих на разные голоса лиц,сверху одна лошадиная голова,с рядами острых зубов.Существо схватило Цаплина за ногу и потащило вглубь пещеры.Снова темнота.Тимофей волочился по каменистому полу крича от боли и ужаса.Твари,облепившие тело,висели на нём и не желали отпускать,раздирая челюстями плоть.-А почему собствено он чувствует боль,холод,страх,если он мёртв? Почему ужас не прекращается?почему он не теряет сознание,не впадает в небытие?Кошмар!бесконечный кошмар! Рассудок,какой он был,растворился без остатка,остался только неописуемый вечный ужас! Внезапно стало ещё холодней,мороз,сильнейший мороз.Тимофей вдруг ощутил,как в каждый сантиметр его тела впился маленький рыболовный крючок и каждый начал вытягивать свой участок кожи.Он запищал,голос превратился в писк.Каждая клетка умирала от боли.Теперь Цаплин понял,что его подвесили на тысячах нитей.Мрак немного рассеялся.Несколько существ серого цвета смотрели на Тимофея снизу вверх.Они были очень слабо похожи на людей,серые плоские лица выражали злорадство и свирепость.Они держали в руках раскалённые пруты и тыкали ими в тело Тимофея.Обезумевший человек превратился в комок оголенных нервов,переполненных ужасающей болью.Бесконечно долгая пытка сменилась другой-Цаплина сбросили в грязевой кипяток.Кожа слезала вместе с мясом,но сознание не покидало его.Тимофей варился в кипятке,как ему казалось,целую вечность.Наконец настало секундное облегчение-цепкие лапы вытащили его из кипятка.Цаплин огляделся.Вокруг висел зелёный, зловонный пар,ледяные сталоктиты и сталогмиты кишили какими то квакающими тварями.К серым уродам добавились другие-лохматые и большие,с зубастыми ртами.Один из них с размаху проткнул крюком язык Тимофея и его поволокло вверх.Язык вытянулся,тело извивалось в дикой пляске.Он висел подвешенный за язык,а уродливые черти внизу смеялись и восторженно танцевали.Время исчезло,пытка продолжалась и продолжувезлиОткуда-то сверху полилась струйка кислоты,прямо на лицо Тимофея.Он мог издать лишь полный мучений жалобный писк.Черти внизу начали жечь ноги Цаплина огнём. ************************************************Отец Георгий склонился над безжизненным телом незадачливого грабителя.Он лежал с выпучеными глазами и высунутым языком.Волосы стали седыми как снег.-Что это с ним?-спросила Евдокия Петровна.-Бог его покарал,-ответил священник,-жаль что умер без покаяния.Вызывай Евдокия скорую,полицию,а я помолюсь за его душу. Тело увезли,полицейские оформив происшествие уехали,а отец Георгий всё молился и молился за спасение души несчастного. ************************************************После того как жена Тимофея Цаплина опознала труп мужа,его приготовили к вскрытию.Патологоанатом Виталий Николаевич Резов уже занёс руку со скальпелем,когда труп вдруг пошевелился.-Ай,ай,ай!!!-вскрикнул Виталий Николаевич.-Уберите огонь!-крикнул труп.Резов плошмя рухнул на кафельный пол.Вошёл санитар Владимир,резко остановился увидев сидящего на столе покойника,ойкнул и стремглав помчался прочь.Тимофей Цаплин вдруг вспомнил,как что то светлое и тёплое выдернуло его из кромешного ада.Он встал со стола,похлопал по щекам патологоанатома,забрал у него халат,надел на себя и вышел из морга.Виталий Николаевич остался сидеть на полу. Цаплин торопился к отцу Георгию.В первую очередь нужно покаяться в грехах и подготовиться к таинству крещения. КОНЕЦ.


Предисловие
Ребёнок, которого легко растить
Воспитывать детей становится всё труднее и труднее. И это явный знак, что что-то важное потеряно. Тысячи лет родители растили и воспитывали детей, и никогда это не было так сложно. Мы испытываем больше трудностей с нашими детьми, чем испытывали наши родители снами, или их родители - с ними.
При этом никогда раньше нам не было доступно столько книг о родитель- стве, никогда раньше у нас не было столько экспертов, рассказывающих нам что делать, не было столько информации по детской психологии развития. И никогда раньше у нас не было так мало детей, чтобы их воспитывать. Так что нечто действительно упущено.
Чтобы разобраться в этом нечто, давайте вначале зададим себе вопрос Почему воспитание ребёнка в современных условиях – это такое сложное дело Только зададим этот вопрос с другой стороны, потому что иногда ответить на вопрос легче, перефразировав его. А именно Что делает ребёнка легковоспитуемым? Какого ребёнка легко растить?
Основные характеристики
«ребёнка, которого легко растить»
Итак, это ребёнок, который слушает нас. Такого намного легче воспитывать, чем того, который не обращает на родительские слова никакого внима- ния.
Ребёнок, который
прислушивается к нашим советам о том, что делать как себя вести, как реагировать на разные события, что носить.
Ребёнок, который
доверяет нами непросто доверяет, а вверяет нам
себя .


6
Предисловие. Ребёнок, которого легко растить
Может быть секрет в том, чтобы быть ответственными родителями Это очень распространённое заблуждение, что чем более ответственными будут родители, тем большим количеством перечисленных выше характеристик будет обладать ребёнок. Вы можете быть самым ответственным родителем в мире, а ваш ребёнок будет неуправляем.
Ну и остаётся, кажется, только родительская любовь. Может быть дети, которых легко растить, становятся такими в результате родительской любви Отвечу сразу – нет. У очень любящих родителей могут быть дети, которые будут кусаться и царапаться, убегать из дома и бить своих родителей. Так что родительская любовь – это не ответ на вопрос Как вырастить ребёнка, которого легко растить. Но, по крайней мере, мы - на правильном пути. Потому что, если ваш ребёнок не тот, которого легко растить, то вам понадобится много, очень много любви, чтобы компенсировать это. Таких детей невероятно трудно воспитывать и очень трудно любить.
Так в чём же секрет лёгкого родительства? Если это не гены, не результат обучения, не связано с родительскими умениями и навыками , не зависит оттого, насколько ответственны родители и как сильно они любят своего ребён- ка, то что?
Секрет лёгкого родительства кроется в отношениях между детьми и родителями. Когда ребёнок находится в правильных отношениях с родителями, он будет проявлять большинство характеристик «ребёнка, которого легко растить, что создаст положительный контекст для воспитания и взросления и позволит родителям успешно справиться со своей задачей. Такие отношения мы называем «привязанность».
Проще говоря, нелюбовь родителя к ребёнку является ключом кл гкому родительству. Ключом кл гкому родительству является привязанность ребёнка к родителям.
Ребёнок, который
принимает нашу ведущую роль, смотрит на нас снизу вверх. Такое распределение ролей очень важно для успешного родитель- ства.
Ребёнок, который
ищет нашей помощи и поддержки, которому нравится быть в нашей компании. (Очень сложно воспитывать ребёнка, который не любит проводить снами время.)
Ребенок, который
чувствует себя снами в безопасности и комфорте, для которого его дом – это надёжная бухта, где он может укрыться от житейских невзгод.
Ребёнок, который следует за нами,
принимает нашу систему ценностей.
Ребенок, которому
мы нравимся, который хочет нравиться нами соответствовать нашим ожиданиям.
Ну и последнее ребёнок, у которого
нет от нас секретов, по крайней мере, таких секретов, которые могут разделить нас с ним.
Все перечисленные особенности, конечно, приблизительны. Но чем больше их будет в вашем ребёнке, тем легче вам будет его воспитывать. И наоборот, чем дальше ребёнок от перечисленного выше идеала, тем сложнее вам будет не то чтобы воспитывать, но даже просто уживаться со своим чадом.
«Дети, которых легко растить, откуда они берутся?
Может ли быть, что некоторые дети уже рождаются с перечисленными выше характеристиками В таком случае эти характеристики были бы постоянны и неизменны. Но ребёнок может быть «лёгким» для одного родителя, и совершенно невыносимым для другого, одним для одной бабушки и другим для другой, одним утром и другим вечером. Так что это не врождённые особенности личности, не результат генов.
Может быть это особенности поведения, которым можно ребёнка научить Может ли ребёнок выучиться быть послушным, внимательным, заботливым Сказать по правде - Нет. Ребёнка невозможно научить быть таким, но если эти характеристики присутствуют, то его можно научить очень и очень многим вещам. Такие дети легко обучаются.
Как насчёт родительских умений и навыков 95% современной литературы для родителей учит нас, что успех родительства в том, что и как выделаете, и даёт советы, как делать правильно как правильно разговаривать с ребёнком, как правильно приучать его к дисциплине, правильно наказывать и правильно заставлять хорошо учиться.
Если быть родителем – это навык, которому можно научиться, то как объяснить тот факт, что у вас может быть четверо детей, трое из которых будут обладать большим набором перечисленных выше характеристики растить их будет легко и приятно, а четвёртый ребёнок, не обладающий желанными качествами, будет кошмаром для родителей Одни и те же родители, один и тот же набор приёмов», - и очень разные дети

Глава I. Три функции мозга
8
Три функции мозга
В области психоэмоционального регулирования наш мозг выполняет три основных функции:
заботится о сохранении контакта и близости (привязанность развивается, созревает, взрослеет защищает нас от невыносимой уязвимости Эти функции очень тесно взаимосвязаны.
Психологическое взросление - это роскошь, которую мозг может себе позволить только в состоянии насыщения надёжной привязанностью. Если привязанность ненадёжна, приносит слишком много боли , стыда, разделения, то мозг включает защиту от уязвимости. Возникает либо онемение чувств, когда человек не ощущает болезненных эмоций (ну и что, мне всё равно, какая разница, либо эмоциональная слепота, когда человек не видит потенциально опасных, болезненных ситуаций, теряет ощущение опасности.
Онемение чувств не проходит бесследно, эмоции невозможно подавлять избирательно. Если мозг подавляет желание близости, страх разделения, тревожность, то он также подавляет чувства защищённости, безопасности, психологического комфорта. Человек выживает в неблагоприятной психологической обстановке, но какой ценой?
Дело в том, что мозг не может делать две работы одновременно - немо- жет и развиваться, и защищать себя от уязвимости. И эмоциональное онемение тормозит психоэмоциональное развитие.
Преодолению последствий защиты от уязвимости посвящён весь психоанализ. Вообще, психоанализ и теория привязанности - это две стороны одной медали. Психоанализ раскручивает клубок с конца (какие условия/события в детстве послужили причиной болезненных состояний во взрослом возрасте, а мы изучаем его сначала (что благоприятно, а что нет для нормального психоэмоционального развития человека).
Ста́сис Краса́ускас (лит. Stasys Фрагмент гравюры из цикла эстампов Вечно живые (1975).

Ольга Писарик Привязанность - жизненно-важная связь
10
Глава I. Три функции мозга
10
щих детям взрослеть. В современном урбанизированном обществе интуитивное бессознательное знание утеряно, так что будем его озвучивать и разбираться во всём через голову».
Итак, что нужно ребёнку, чтобы он смог реализовать свой человеческий потенциал, стать самостоятельным взрослым Под словами реализовать потенциал я имею ввиду не столько реализацию себя профессионально, сколько реализацию себя как человеческого существа, потому что застрявшие люди вполне в состоянии себя профессионально реализовывать. Искусство от невроза распространённое явление, но творящий невротик никогда не может быть удовлетворён, он творит не от полноты себя, а от дыры в себе, которую он постоянно пытается заштопать и не может.
Так вот, для того, чтобы ребёнок мог нормально развиваться и реализовать свой человеческий потенциал, ему нужны два условия:
Первое
– приглашение существовать в нашей жизни, чувство глубокой близости и безопасности, чтобы ребёнок на подсознательном уровне чувствовал он желанен, его любят, ему не надо постоянно добиваться контакта и близости. Речь идет, конечно же, о привязанности. Если мозг ребёнка уверен в надёжности своих привязанностей, то он может расслабиться и начать исследовать мир. Ещё Джон Боулби писало том, что мать для маленького ребенка является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. (Стоит отметить, что над жной базой для ребёнка может быть не только мать, а любой заботящийся о ребёнке взрослый, с которым у него сформирована привязанность. Однако эта исследовательская активность стабильна и адекватна лишь в тех случаях, когда ребенок уверен, что он может в любой момент вернуться под защиту взрослого. Только из точки успокоения, расслабления возможно появление энергии дерзновения, всплеск креативности , желание познавать себя и мир вокруг.
Второе
приглашение, которое мы даём нашим детям – это приглашение к исследованию, когда мы создаём пространство для развития, для познания всё большей ответственности.
Но если первое условие не работает, то о втором не может быть и речи. Дети
– существа, зависящие от привязанности. Привязанность первична, а взросление вторично. Если у ребёнка нарушена привязанность, то всю энергию мозг будет тратить не на познание, а на поиски удержание контакта и близости. Так что второе условие имеет значение только при наличии первого, потому что мозг в первую очередь решает задачу привязанности, а уж потом – развития.
Пока ребёнок находится в утробе, он привязан к матери физически. Когда малыш появляется на свети мы перерезаем пуповину, наша задача – компенсировать ему потерю физической привязанности, создать ребёнку психологическую утробу, невидимую пуповину, которая позволит ему жить, развиваться ив конце концов, стать беременным собой и родить самого себя на свет.
Чтобы понять свою роль в создании и поддержании психологической утробы, можно посмотреть, как происходит развитие ребёнка в утробе физической. Пока малыш находится внутри матери, то лучшее, что мы можем сделать – это Незрелый мозг неспособен к интегративному мышлению. Исследования очень импульсивных людей показали, что те участки коры головного мозга, которые отвечают за смешивание чувств (префронтальная кора) развиты у них на уровне четырёхлетних детей. Эти люди не могут думать две мысли одновременно, не могут охватить единовременно две противоположные концепции, мыслят исключительно в чёрно-белых тонах, живут исключительно на эмоциях Когда префронтальная кора головного мозга неразвита, то эмоции становятся непросто основным, а единственным мотором взросления. Любые попытки научить ребёнка быть взрослым будут упираться в эмоциональную составляющую такого обучения, будут упираться в привязанность, - которая очень уязвима- но без неё невозможно развитие, - без которого невозможно принятие уязвимости - итак далее, по кругу.
Так что привязанность - это не самоцель, она нам нужна именно для того, чтобы ребёнок мог успешно развиваться. Данный курс сфокусирован на том, чтобы углубить понимание взрослыми важности привязанности. Основная идея чтобы быть для наших детей теми, в ком они нуждаются, мы должны быть сними в правильных отношениях.

Два условия для развития
Прежде, чем писать про роль взрослого в жизни ребёнка, нелишне определиться с нашими родительскими целями. Основная цель родительства в рамках психологии развития – помочь ребёнку стать зрелой личностью , чтобы он смог полностью реализовать свой человеческий потенциал.
Что мы под этим понимаем Человек достигает своего потенциала, когда становится физически и психологически независимым, самодостаточным он может сам себя содержать, может самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, заботиться о других. Это человек, наполненный собой, осознающий свою ценность и реализующий себя. И это человек чувствующий, умеющий отдавать и получать, который принимает свою уязвимость без онемения чувств.
Так что если вы видите свою задачу в том, чтобы любыми способами вырастить из ребёнка гения, великого спортсмена, сиделку вам к старости или реализуете в ребёнке любые другие свои собственные сценарии, эта информация вряд ли вам пригодится.
Все дети рождаются со способностью реализовать себя (тяжёлые органические повреждения мозга мы рассматривать не будем. Становление зрелой личности не зависит от места рождения, национальности, материального положения или престижности посещаемой школы. Но, несмотря на то, что шанс есть у всех, не все достигают в жизни своего потенциала, не все становятся зрелыми взрослыми.
Вырасти – не значит повзрослеть, и на пути к взрослению многие дети застревают в своём развитии. Незрелость всегда была проблемой человечества, ив традиционных культурах существует целый арсенал подпорок, помогаю

Ольга Писарик Привязанность - жизненно-важная связь
12

Позиция заботливой альфы
Психологи и этнологи часто пишут про альфа-позицию в контексте социальных иерархий. Я думаю, все хоть раз слышали выражение «альфа-самец» или «альфа-самка», призванное описать доминирующую в стае особь, постоянно отстаивающую свой статус ив качестве вознаграждения имеющую доступ к лучшим ресурсам. При этом в погоне за описанием личных преимуществ/из- держек альфа-статуса упускается из виду важное общественное значение альфы, которое заключается в том, чтобы обеспечить выживание стаи или группы людей, за которых он несет ответственность. Альфа удовлетворён, когда удовлетворена вся стая/группа, он смотрит в будущее, способен принимать стратегически важные решения, следит за справедливым распределением ресурсов в группе и разрешает внутренние конфликты. Другие члены группы уверены в вожаке и подчиняются ему, что сильно уменьшает степень насилия внутри группы и повышает степень её сплочённости в борьбе с внешними трудностями. Это - в общем об альфе. А теперь вернёмся к привязанности.
Отношения привязанности - это комплекс взаимозависимых отношений. Если мы присмотримся, то внутри привязанности обнаружим две группы инстинктов инстинкт зависеть, смотреть снизу вверх, следовать за, улавливать намёки от, внимать и вторая группа инстинктов – это ответ на позицию смотрящего снизу вверх давать указания , показывать направление, предлагать поддержку, отвечать на нужду в контакте и близости.
Так что стремление доминировать - это часть комплекса привязанности. Ив своей незамутнённой форме оно призвано исходить из стремления заботиться. Когда человек стремится доминировать, контролировать, брать на себя ответственность, указывать направление, то природой предполагается, что всё это происходит в контексте заботы о другом, о том, кто нуждается, кто зависим.
обеспечить благоприятные условия, комфортную физическую привязанность, чтобы ребёнок не боролся в утробе за существование, а направил свою энергию на развитие. Тогда природа сделает своё дело, зародыш разовьётся и ребё- ночек родится. Счастье, что у нас до сих пор нет пособий по внутриутробному развитию, и мы не озадачены ранним обучением младенцев в утробе дышать, есть, спать и быть готовыми ко всему, что ждёт его снаружи.
Точно также при создании психологической утробы самое лучшее, что мы можем сделать - это обеспечить условия. Мы не можем натренировать ребёнка быть самим собой, мы не можем его насильно повзрослеть - это работа природы. Номы можем создать и поддерживать надёжную и психологически комфортную привязанность ребёнка к нам, чтобы его мозг мог насытиться близостью, расслабиться и начать развиваться

Ольга Писарик Привязанность - жизненно-важная связь
14
Глава II. Позиция заботливой альфы
снилась. Поэтому ребёнку очень важно знать, что человек, которому он доверяет, знает, что делать, знает, как надои решит все проблемы.
К сожалению, в современном обществе многие родители смотрят на своих детей снизу вверх, пытаются от детей получать руководство к действию, считывать их желания. Вместо того, чтобы найти в себе заботливую альфу, задают слишком много вопросов Мы родили ребёнка, а теперь не знаем, что с ним делать, как нам его правильно воспитывать Для ребёнка ощущение родительского бессилия - одно из самых тревожных переживаний. Поэтому, когда вы не знаете, как надо - блефуйте Ребёнку неважно, куда вы идёте, потому что фокус его внимания - на вас, а не на цели вашего путешествия.
Для иллюстрации данной мысли я хочу привести историю, рассказанную Гордоном Ньюфелдом. Год семья жила во Франции, и путешествуя по стране на машине, отец семейства часто сбивался с дороги. Как истинный мужчина, найти в себе мужество признаться в этом он мог не раньше, чем через час после свершившегося факта. Однажды его летний сын с детской проницательностью заметил ему Папочка , тыне волнуйся. Ты, возможно, потерялся, номы то никогда не теряемся, потому что мы всегда с тобой».
Вы можете не знать ответа, или сбиться с пути, но пока ваши дети верят в вас, они никогда не потеряются.
Важно не только то, как дети смотрят на вас, но и то, как высмотрите на детей.
Однажды знакомая женщина рассказывала мне о своём сыне, с обидой упомянув, что он способен на подлости. Выяснилось, что подлости он делал влет, в то время, когда (на минуточку) мать разводилась сего отцом, и у небыли отношения с другим мужчиной. Мать много лет обижается на подлые поступки летнего ребёнка и не может ему их простить.
Нельзя ставить себя на уровень ребёнка и относиться к нему, как к равному вам. Всегда помните, что он зависит от вас, и все его поступки - это ваша зона ответственности. Конечно, вы даёте ему определённое количество свободы, ответственности, но, по большому счёту, основная ответственность всё равно на вас. Например, если вы с ребёнком решили, что рыбок будет кормить они ребёнок забыл покормить их день, два, три - неделю (а вы же решили, что кормит только он, пусть учится отвечать за свои поступки, когда рыбки издохнут, вина за это ляжет не на ребёнка, а на вас. Это вы не смогли предусмотреть посильный уровень ответственности для своего чада и дали ему ношу тяжелее, чем он смог унести.
Представьте себя капитаном корабля. Жизнь всей команды зависит от вас, особенно в шторм. Капитан корабля не будет варить макароны за повара, или драить палубу за юнгу, но он в Стремление к привязанности - одно из самых сильных человеческих стремлений. Ещё Харлоу показал в опытах с резус-макаками, что потребность в привязанности у млекопитающих - одна из самых базовых потребностей, важнее еды. Рождаясь, ребёнок (его мозг) старается оценить свои шансы на выживаемость. Самостоятельно человеческий детёныш выжить не может, ему нужны взрослые, готовые заботиться он м, ему нужна привязанность.
И первая задача привязанности - организовать зависимость, организовать отношения в иерархическом порядке, в порядке доминирования и подчинения. Это могут быть только вертикальные отношения, цель которых - облегчить задачу заботиться и принимать заботу.
Например, возьмём пару ребёнок - заботящийся он м взрослый.
Привязанность помогает ребёнку зависеть от взрослого. Детине рождаются, чтобы слушаться всех подряд, чтобы о них заботился любой встречный, выразивший такое желание. Они не протягивают руки любому, и следуют не за любым, а только за теми, к кому они привязаны. Привязанность облегчает ребёнку задачу быть восприимчивым к тому, что он м заботятся, он слушает нас, подражает нам, воспринимает нас, как безопасную базу, ищет у нас утешения и помощи.
С другой стороны, когда мы отвечаем на нужду ребёнка в заботе и ласке, мы автоматически становимся в доминирующую позицию заботливой альфы. Мы тут же осознаём нашу ответственность за его жизнь и благополучие. Мы готовы заботиться он м, защищать, удовлетворять все его нужды. Его страдания сводят нас сума, аза его улыбку во сне мы готовы простить все бессонные ночи.
Альфа-позиция всегда несёт очень конкретный посыл не волнуйся, взрослые в ответе, всё будет хорошо, ты можешь рассчитывать на нас, ты за нами, как за каменной стеной. Чтобы успешно развиваться , дети всегда должны быть в зависимой позиции, а взрослые – в позиции заботливой альфы, когда вы непросто знаете ответы на их вопросы, вы сами являетесь ответом на все их вопросы и все их нужды. Это очень важно ив ответ вызывает желание опереться на вас.
Детям легче опираться на нас, когда мы обладаем альфа-презентацией. Наша уверенность в себе, убеждённость, авторитет, решительность, победоносность подталкивает ребёнка полагаться на нас.
(Моя институтская подруга рассказывала, как жила с мамой в голодные е. Мама приходила домой и плакала, что денег нет, работы нет, и они умрут с голоду. Подруга была уже взрослой девушкой, старшеклассницей, но эта родительская беспомощность очень болезненно врезалась ей в память. Однажды в разговоре со мной она заметила, что родители не должны так себя вести, это слишком травматично для ребёнка).
Что бы ни случилось, вы для ребёнка - надёжная гавань, остров спокойствия в океане жизненных бурь. А бурь у ребёнка очень много, ведь для него всё впервые и ему постоянно приходится «овнутрять» новый опыт, что очень энергозатратно. Его мозг работает с такой нагрузкой, которая взрослыми не

Ольга Писарик Привязанность - жизненно-важная связь
16


Ольга Писарик

Предисловие

Ребёнок, которого легко растить

Основные характеристики «ребёнка, которого легко растить»

«Дети, которых легко растить», откуда они берутся?

Три функции мозга

Два условия для развития

Позиция заботливой альфы

Тёмная сторона альфа-инстинкта

Привязанность

Шесть уровней привязанности

Как укреплять привязанность?

Работайте над отношениями

Приглашение зависеть

Конкурирующие привязанности

Поляризация

Застенчивость защищает наши привязанности.

Как же создаются конкурирующие привязанности?

Конкурирующая привязанность к ровесникам.

Компенсация проблемы

Культивируйте более глубокие привязанности.

Восстановление и сохранение уз, которые делают нас сильнее

Страх разделения

Проблемы разделяющей дисциплины

Агрессия

Схематичное описание агрессии

Про шлепки, битьё и адаптацию

Противление

Противление, как результат проблем с привязанностью.

Дисциплина

ПЯТЬ основополагающих принципов безопасной и эффективной дисциплины.

ЧЕТЫРЕ принципа для компенсации незрелости ребёнка.

ТРИ практики, помогающие ребёнку повзрослеть.

О детских садах

Теперь длинный ответ

Идеальный детский сад

Ольга Писарик

Привязанность - жизненно-важная связь

Предисловие

Ребёнок, которого легко растить

Воспитывать детей становится всё труднее и труднее. И это явный знак, что что-то важное потеряно. Тысячи лет родители растили и воспитывали детей, и никогда это не было так сложно. Мы испытываем больше трудностей с нашими детьми, чем испытывали наши родители с нами, или их родители - с ними.

При этом никогда раньше нам не было доступно столько книг о родительстве, никогда раньше у нас не было столько экспертов, рассказывающих нам что делать, не было столько информации по детской психологии развития. И никогда раньше у нас не было так мало детей, чтобы их воспитывать. Так что нечто действительно упущено.

Чтобы разобраться в этом «нечто», давайте вначале зададим себе вопрос: Почему воспитание ребёнка в современных условиях - это такое сложное дело? Только зададим этот вопрос с другой стороны, потому что иногда ответить на вопрос легче, перефразировав его. А именно: Что делает ребёнка легковоспитуемым? Какого ребёнка легко растить?

Основные характеристики «ребёнка, которого легко растить»

Итак, это ребёнок, который слушает нас. Такого намного легче воспитывать, чем того, который не обращает на родительские слова никакого внима-

Ребёнок, который прислушивается к нашим советам о том, что делать: как себя вести, как реагировать на разные события, что носить.

Ребёнок, который доверяет нам, и не просто доверяет, а вверяет нам себя.

Ребёнок, который принимает нашу ведущую роль, смотрит на нас снизу вверх. Такое распределение ролей очень важно для успешного родительства.

Ребёнок, который ищет нашей помощи и поддержки, которому нравится быть в нашей компании. (Очень сложно воспитывать ребёнка, который не любит проводить с нами время.)

Ребенок, который чувствует себя с нами в безопасности и комфорте, для которого его дом - это надёжная бухта, где он может укрыться от житейских невзгод.

Ребёнок, который следует за нами, принимает нашу систему ценностей.

Ребенок, которому мы нравимся, который хочет нравиться нам и соответствовать нашим ожиданиям.

Ну и последнее: ребёнок, у которого нет от нас секретов, по крайней мере, таких секретов, которые могут разделить нас с ним.

Все перечисленные особенности, конечно, приблизительны. Но чем больше их будет в вашем ребёнке, тем легче вам будет его воспитывать. И наоборот, чем дальше ребёнок от перечисленного выше идеала, тем сложнее вам будет не то чтобы воспитывать, но даже просто уживаться со своим чадом.

«Дети, которых легко растить», откуда они берутся?

Может ли быть, что некоторые дети уже рождаются с перечисленными выше характеристиками? В таком случае эти характеристики были бы постоянны и неизменны. Но ребёнок может быть «лёгким» для одного родителя, и совершенно «невыносимым» для другого, одним для одной бабушки и другим для другой, одним утром и другим вечером. Так что это не врождённые особенности личности, не результат генов.

Может быть это особенности поведения, которым можно ребёнка научить? Может ли ребёнок выучиться быть послушным, внимательным, заботливым? Сказать по правде? - Нет. Ребёнка невозможно научить быть таким, но если эти характеристики присутствуют, то его можно научить очень и очень многим вещам. Такие дети легко обучаются.

Как насчёт родительских умений и навыков? 95% современной литературы для родителей учит нас, что успех родительства в том, что и как вы делаете, и даёт советы, как делать правильно: как правильно разговаривать с ребёнком, как правильно приучать его к дисциплине, правильно наказывать и правильно заставлять хорошо учиться.

Если быть родителем - это навык, которому можно научиться, то как объяснить тот факт, что у вас может быть четверо детей, трое из которых будут обладать большим набором перечисленных выше характеристик и растить их будет легко и приятно, а четвёртый ребёнок, не обладающий желанными качествами, будет кошмаром для родителей? Одни и те же родители, один и тот же «набор приёмов», - и очень разные дети.

Может быть секрет в том, чтобы быть ответственными родителями? Эго очень распространённое заблуждение, что чем более ответственными будут родители, тем большим количеством перечисленных выше характеристик будет обладать ребёнок. Вы можете быть самым ответственным родителем в мире, а ваш ребёнок будет неуправляем.

Ну и остаётся, кажется, только родительская любовь. Может быть «дети, которых легко растить», становятся такими в результате родительской любви? Отвечу сразу - нет. У очень любящих родителей могут быть дети, которые будут кусаться и царапаться, убегать из дома и бить своих родителей. Так что родительская любовь - это не ответ на вопрос «Как вырастить ребёнка, которого легко растить?». Но, по крайней мере, мы - на правильном пути. Потому что, если ваш ребёнок не тот, «которого легко растить», то вам понадобится много, очень много любви, чтобы компенсировать это. Таких детей невероятно трудно воспитывать и очень трудно любить.

Читаю сразу несколько книг- не знаю на сколько это правильно, но по другому не получается что-то! Время бы еще, чтобы написать отзывы для вас!

"Ребенок, которого легко растить"

ыть родителями становится всё труднее и труднее. И это явный знак, что что-то важное потеряно. Тысячи лет родители растили и воспитывали детей, и никогда это не было так сложно. Мы испытываем больше трудностей с нашими детьми, чем испытывали наши родители с нами, или их родители - с ними.

При этом, никогда раньше нам не было доступно столько книг о родительстве, никогда раньше у нас не было столько экспертов, рассказывающих нам что делать, не было столько информации по детской психологии развития. И никогда раньше у нас не было так мало детей, чтобы их воспитывать.Так что нечто действительно упущено.

Чтобы разобраться в этом «нечто», давайте вначале зададим себе вопрос: Почему воспитание ребёнка в современных условиях – это такое сложное дело? Только зададим этот вопрос с другой стороны, потому что иногда ответить на вопрос легче, перефразировав его. А именно: Что делает ребёнка лекговоспитуемым? Какого ребёнка легко растить?

П опробую обозначить основные характеристики «ребёнка, которого легко растить» .

  • Итак, это ребёнок, который слушает нас . Такого намного легче воспитывать чем того, который не обращает на родительские слова никакого внимания.
  • Ребёнок, который прислушивается к нашим советам о том, что делать: как себя вести, как реагировать на разные события, что носить.
  • Ребёнок, который доверяет нам , и не просто доверяет, авверяет нам себя .
  • Ребёнок, который принимает нашу ведущую роль, смотрит на нас снизу вверх . Такое распределение ролей очень важно для успешного родительства.
  • Ребёнок, который ищет нашей помощи и поддержки .
  • Которому нравится быть в нашей компании . Очень сложно воспитывать ребёнка, который не любит проводить с нами время.
  • Который чувствует себя с нами в безопасности и комфорте , для которого его дом – это надёжная бухта, где он может укрыться от житейских невзгод.
  • Ребёнок, который следует за нами, принимает нашу систему ценностей .
  • Которому мы нравимся , который хочет нравиться нам исоответствовать нашим ожиданиям .
  • Ну и последнее, ребёнок, у которого нет от нас секретов , по крайней мере таких секретов, которые могут разделить нас с ребёнком.

Все перечисленные особенности, конечно, приблизительны. Но чем больше их будет в вашем ребёнке, тем легче вам будет его воспитывать. И наоборот, чем дальше ребёнок от перечисленного выше идеала, тем сложнее вам будет не то чтобы воспитывать, но даже просто уживаться со своим чадом.

Итак, «дети, которых легко растить» , откуда они берутся?"

Я пока читала только блог Ольги в ЖЖ, но мне понравились идеи. Теперь вот планирую прочесть сборник статей (в ссылке можно скачать) 68 страниц...

КТО СО МНОЙ? потом поделимся впечатлениями!!!



Публикации по теме