Занятие елочные игрушки. Урок "Изготовление ёлочной игрушки"

Открытое занятие: «История новогодней игрушки»

Воспитатель

Развитие кругозора.

Знакомство с историей празднования Нового года и историей Новогодней игрушки

Изготовление елочной игрушки.

Формирование умения анализировать образец изделия по вопросам учителя, выполнять работать по образцу.

Развитие мелкой моторики рук, воображения, мышления.

Воспитание трудолюбия, дружеских отношений.

Ход занятия:

1. Дети выстраиваются в круг

Энергизатор:

Вот тебе моя рука…

Вот тебе моя рука…

Мы тепло всех наших рук раздадим друзьям вокруг

(Передавая, шар по кругу говорим добрые слова.)

2. Дети рассаживаются на рабочие места.

Какое время года за окном?

Назовите зимние месяцы?

Приближается самый любимый зимний праздник. Какой? (Новый год)

И тема нашего занятия: «Новый год у ворот….»

За что вы любите этот праздник?

К Новому году начинают заранее все готовиться. И вы на разных уроках тоже готовитесь к празднику. На рисовании рисовали новогодние рисунки для украшения класса и школы, на трудах делали новогодние игрушки и украшения, на музыке и ритмике разучиваете новогодние песни и хороводы, на чтении и логопедии разучивали стихи, на ОБЖ – повторяли правила ПБ при украшении елки и праздновании утренников.

Обратите внимание, кто к нам пришел в гости на занятия. (Милка)

Здравствуйте ребята! Как давно я вас не видела.

Ночью я слышала спор Новогодних игрушек в нашем классе. Кто из них самый старший?.В своем споре так ни к чему и не пришли, потому что они не знают истории Новогодней игрушки.


Мы поможем разрешить этот спор.

Познакомимся с историей Новогодней игрушки.

(Презентация «История Новогодней игрушки»)

В России обычай встречать Новый год ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом. Обычай наряжать елку пришел в Россию при Николае Первом.

Каждый раз, открывая потертую картонную коробку с елочными украшениями, мы с нескрываемым трепетом и нежностью достаем игрушки и развешиваем их на елке. Что может быть приятнее, чем найти игрушку, которую помнишь с детства. Такие игрушки бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, как реликвия.

А знаете ли вы, чем украшали игрушки много лет назад, когда наши бабушки и дедушки были еще детьми?

Давайте проследим историю этого знакомого с детства предмета.

Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные фигурки из теста, которые оборачивались в цветную фольгу, золоченые орехи и яблочки. Так же в России выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше. Первые стеклянные украшения были немецкого производства.

С 1927 по 1935 гг. празднование Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря , в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. Тогда–то ёлочные игрушки и стали прямым отражением советской истории.

Какие события истории нашей страны вы считаете самыми важными, ведь именно они наложили свой отпечаток на ёлочную игрушку?


Ответы детей.

Игрушки 30-х годов прошлого века выглядели соответственно историческим реалиям: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР». В 1937 году была выпущена серия елочных шариков… с изображением членов Политбюро! (наверное, было очень страшно их вешать на елку – а вдруг разобьешь кого из партийных деятелей?).

Новогодняя ёлка в мирное время – это действительно главный атрибут праздника. А какова могла быть её судьба в грозные годы Великой Отечественной войны?

Ответы детей.

В военные годы игрушки выпускались в ограниченном количестве. Но новогоднее украшение было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов…

С окончанием самой страшной войны ХХ века новогодние игрушки изменились. Как вы думаете, какие события послевоенной истории нашего государства могли они отражать теперь?

Ответы детей.

В 1949 году, к юбилею были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Пока у власти в стране находился Сталин, все, в том числе и производители игрушек, ориентировались на его мнение. Сталин очень уважал хоккей – соответственно, появились «елочные хоккеисты», любил цирк – на елках возникли цирковые персонажи. В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы… Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.

А какими достижениями отмечен хрущёвский период в отечественной истории?

Ответы детей.

В 1960-е годы на елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». А еще появились «спутники», «космонавты», «ракеты»

В 1970-е фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков»… В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках. В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги.

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года.

А обращаете ли вы внимание, как выглядят современные елки – красавицы в супермаркетах и на площадях?

Ответы детей.

Несколько лет назад появилась модная западная традиция украшать елки шарами двух цветов, сочетающихся между собой, например, красными и золотыми, синими и серебряными, а также завязывать на ветвях парчовые банты. И никакой мишуры или «дождя»!

Самое приятное, что все это великолепие уже появилось на прилавках! Новый год не за горами и при одной мысли об этом в нас просыпается предчувствие сказки. А прогулки по магазинам, уставленным коробочками с блестящими шариками и увешанным сияющей мишурой, обязательно поднимут настроение! В канун праздника подержите в руках ёлочную игрушку – эту частичку волшебства, в которое так хочется верить под Новый год!

А верите ли вы в новогоднее волшебство и в то, что любая новогодняя сказка может стать явью?

Рефлексия:

Сегодня на занятии мы должны закончить работу по изготовлению новогодней игрушки.


Занимаем рабочие места. Берём свои работы. Последний этап работы – украсить игрушку узорами из пластилина, бисером, бумажными фигурками и цветочками и т. д.

(дети украшают игрушку)

Красивые игрушки получились, нарядные.

Можно наряжать новогоднюю елку,

Но чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые правила.

Как вы думаете, почему стеклянные игрушки с большой осторожностью нужно вешать на елку?

(они могут разбиться и человек поранится)

Почему вату нельзя использовать для украшения елки?

(она может загореться и будет пожар.)

Можно украшать ёлку свечами, бенгальскими огнями?

(НЕТ, может загореться. Лучше повесить гирлянду на елку.)

Молодцы, правила безопасности мы вспомнили, можем спокойно наряжать ёлку.

Милка - Ой а где-же у нас ёлка, что мы будем наряжать?

Возьмите свои игрушки за петельки и постройтесь в круг.

Закройте глаза. Начинается волшебство. (в это время в круге появляется ученик в костюме ЁЛКИ.)

Сегодня у нас всё необычное и ёлка тоже необычная и нарядим её необычными игрушками (наряжаем «елку» сделанными игрушками)

Дети читают стихи:

Целый год в коробке спали
Новогодние игрушки
Очень в темноте скучали
Зайки, гномы и Петрушки,
Но не чуть не потускнели,
Так же ярок их наряд
Мы повесим их на елке -
Пусть сверкают, пусть горят!

Вот так красиво нарядил елочку Корней Чуковский, стихотворение так и называется «Про елочку»:

Были бы у елочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на елочке игрушки –

Разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на елочке флаги

Из пунцовой и серебряной бумаги.

Засмеялись бы на елочке Матрешки

И захлопали б от радости в ладошки.

Потому что нынче ночью у ворот

Постучался развеселый Новый год!

Развесёлый, разудалый Новый год!

И зовёт он вас ребята в хоровод!

Танец – хоровод.

Поздравляем гостей с наступающим Новым годом..

Сценарий образовательной ситуации в группе детей младшего возраста "Игрушки для ёлки"

Жорова Виктория Николаевна
Должность и место работы: воспитатель МДОУ "Детский сад №4 "Буратино" ТМР, г.Тутаев
Назначение материала: материал будет полезен для воспитателей группы детей младшего возраста

Цель: развитие активности и любознательности детей в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
Обучающие: познакомить с новогодней традицией украшать елку игрушками; закреплять умение выделять цвет (красный, жёлтый, синий, зелёный), форму, как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по двум сенсорным признакам: форме, цвету; продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением (елочные игрушки); расширять и активизировать словарный запас детей: «шнурок», «бусинка», «бусы», «круг», «квадрат», «игрушка».
Развивающие: обогащать чувственный опыт детей; развивать мелкую моторику; развивать эстетические чувства детей.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь; приучать детей к вежливости (здороваться, прощаться).
Оборудование: видеопроектор, экран, ноутбук, презентация «Игрушки для елки», елка, корзина, тарелка, елочные игрушки разной формы (квадратной, круглой), белый синтепон, две коробки с изображенными на них геометрическими фигурами, коробка под снежки, снежки из ваты, манная крупа, стол для рисования песком, деревянные бусины (красные, синие, зеленые, желтые), шнурки разных цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций новогодней елки и игрушек; дидактические игры: «Подбери по форме», «Повтори цепочку», «Шнуровка».
Организационно-мотивационный этап:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Здравствуйте, ручки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки, плюх-плюх-плюх.
Пухленькие щечки плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок.
Здравствуй, милый носик, бип-бип-бип.
Здравствуйте, гости. Здравствуйте!
(воспитатель обращает внимание детей на елку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что появилось у вас в группе?
Дети: Елка.
Воспитатель: Полюбуйтесь на нее. Потрогайте. Какая она?
Дети: Колючая, зеленая.
Воспитатель: Кто мне скажет, какой праздник мы будем скоро встречать?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Правильно. И на этот праздник принято наряжать елку.
(звук шагов по снегу)
Воспитатель: Кажется, кто-то идет.
(обращаем внимание на экран)
(Слайд №1 «Снеговик»)
Снеговик: Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро в детском саду вы будете встречать Новый год, и Дед Мороз собрал для вас игрушки, чтобы вы могли украсить елку к празднику. Я вез их вам, но по дороге поднялась сильная метель, и все игрушки выпали из саней, и рассыпались по лесу. Как же быть? Что теперь делать?
Воспитатель: Ребята, как мы поможем Снеговику? (ответы детей; подвести детей к тому, что нужно отправиться в лес, найти и собрать игрушки)
Воспитатель: А во что мы их соберем? (предлагается детям выбрать предмет: корзина или тарелка) Воспитатель спрашивает, почему дети сделали такой выбор. В случае затруднений помогает.
Воспитатель: Выберем считалкой, кто поможем мне нести корзину? (ответы детей; если желающих много, то выбираем считалкой)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы игрушки в лес идем искать.
Тут сорока прилетела,
Корзину нести тебе велела.
Воспитатель: Отправляемся в лес.
Стихотворение с движениями «Отправляемся в лес»
Мы пойдем в дремучий лес полный сказок и чудес.
По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Вот и елки на пути. Как же елки обойти?
Нагибайтесь ниже, ниже и идите тише, тише.
Вот и елки обошли, на полянку мы пришли.
Потянулись, оглянулись и, конечно, улыбнулись.
Основной этап:
(Слайд № 2 «Зимний лес»)
Воспитатель: Вот мы и в лесу.
Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!
Воспитатель: Ребята, зачем мы пришли в лес? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей.
Стихотворение с движениями «Зимняя прогулка»
Но вот сугробы на пути - поднимают руки вверх.
Здесь ребятам не пройти! - качают головой.
Чтобы сделать нам дорожку, - имитируют
Покопаем мы немножко. - работу лопатками.
Ох, устали мы копать. - вытирают «пот» со лба,
Дорожку надо протоптать - двигаются топающим шагом.
Воспитатель: Что такое? У нас на пути снежный сугроб! Что на нём лежит? (на «сугробе» лежат две коробки; воспитатель берет их и показывает детям)
Воспитатель: Посмотрите, на них изображены фигуры. Какие?
Дети: Круг, квадрат.
Воспитатель: Откроем, может, в них что-то есть? (дети открывают коробки; они оказываются пустыми)
Воспитатель: А где же игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Может, они в сугробе? (дети находят игрушки)
Дидактическая игра «Какой формы?»
Воспитатель: На какую фигуру похожа твоя игрушка? А твоя? В какую коробку мы ее положим? (дети раскладывают игрушки по коробкам и убирают в корзину)
(звук метели)

Воспитатель: Поднялась снежная метель. Чтобы нам с вами не замерзнуть, предлагаю согреться - поиграть в снежки. Но сначала их нужно слепить.
Имитационное упражнение «Лепка снежков»
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
А вот и снежки! (воспитатель высыпает «снежки» на пол)
Игра-развлечение «Снежки»
(бросание снежков)
Воспитатель: Как мы весело играли в снежки! Давайте соберем их. (дети собирают снежки)
Воспитатель: Смотрите, ребята, еще сугроб. Что здесь лежит?
(дети подходят к столу с манной крупой, где спрятаны бусинки; одна бусинка лежит поверх «сугроба»; шнурки лежат рядом с сугробом)
Дидактическая игра «Найди, что спрятано»
Воспитатель: Сугроб глубокий. Вдруг там еще что-нибудь спрятано. Найдем? (дети находят в крупе бусинки)
Воспитатель: Что это? На что они похожи? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать из бусинок и шнурков? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к столу.
Воспитатель: Попробуем собрать бусы. Какого цвета шнурок, такого цвета и бусинки на нем. (дети выполняют)
Дидактическая игра «Бусы для елочки»
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Бусы.
Воспитатель: Куда мы можем повесить такие бусы? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю положить их в корзину.
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова:
В ладоши хлопни, ногами топни.
Вокруг себя повернись и в саду очутись.
(дети говорят слова и выполняют движение)
(Слайд №3 «Пустой»)
Рефлексия:
Воспитатель: Смотрите, у нас полная корзина разных елочных игрушек. Ребята, что бы вы сейчас хотели сделать?
Дети: Нарядить елку.
(дети вешают бусы и игрушки на елку)
Воспитатель: Полюбуйтесь! Какая у нас получилась елка?
Дети: Нарядная, красивая. (воспитатель обращает внимание на экран)
(Слайд №4 «Танцующий снеговик»)
Воспитатель: Посмотрите, что делает Снеговик?
Дети: Он радуется, танцует.
Воспитатель: И я предлагаю вам потанцевать вокруг нарядной елки.
(дети вместе с воспитателем водят хоровод под песню «В лесу родилась елочка» сл. Р.А. Кудашевой, муз. Л.К. Бекман)
Воспитатель: Мы украсили елочку, поводили хоровод. Теперь нам пора прощаться с гостями. До свидания!

Презентация на тему: Игрушки для елки

Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 87 1 вида»

Конспект занятия по конструированию (из бумаги)

в 3 «А» классе

Тема: «Новогодняя игрушка».

Воспитатель Павлова С.М.

г. Ульяновск 2015

Цель занятия : Формирование творческих и познавательных способностей в практической деятельности.

Задачи:

Образования:

Расширять кругозор детей, знакомить с традицией изготовления игрушек для елки.

Повторить правила безопасности во время украшения елки.

Воспитания:

Воспитывать желание и интерес участия в подготовке к праздникам.

Коррекции:

Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи;

Развивать творческие способности учеников.

Социализации:

- Посредством знакомства детей с традициями празднования Нового года готовить их к вхождению в социум.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.

Словарная работа:

Игрушки, снегурочка, гирлянды, шары,рыбки, свечи, Дед Мороз.

О борудование: Образец работы , дощечки, шаблон, салфетки, ножницы, кисточки, клей.

Ход урока:

I . Оргмомент:

Оденьте наушники*.

- Встаньте .

- Поздоровайтесь .

- Как вы слышите ?

- Я слышу хорошо (плохо) **.

- Андрей , спроси у Оксаны, как она слышит?

___________________

* Речь воспитателя

** Речь воспитанников

- Оксана, как ты слышишь?

- Я слышу хорошо.

Спроси у Максима, какой сейчас месяц?

Андрей, помоги (если не ответит Максим).

- Декабрь.

Какое время года Маша?

Оксана, Помоги (если не ответит Маша)

- Зима.

Какая зимой погода?

- Холодная.

- Идёт снег.

- Дети одеваются тепло.

- Играют в снежки.

Какой праздник у детворы зимой?

Стук в дверь. Заходит почтальон и отдает письмо.

Ребята, нам письмо: «Детям 3 « А » класса, школа –интернат № 87 1 вида » От кого же оно? Давайте откроем и узнаем, что в нем (распечатываю, достаю лист бумаги, читаю ):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро новый год. Мой друг Снеговик привезет Вам пушистую елку. Приготовил я игрушки на елку, налетела злая вьюга и разбила все игрушки. Чем украсить елку? Ребята, помогите, сделать игрушки для елки. Спасибо. Ждите на Ёлку!».

Ваш Дед Мороз».

Какой будет праздник?

- Новый год!

- Ребята, как вы думаете, сможем помочь Деду Морозу?

- Да.

- Какими игрушками можно украсить ёлку?

- бусами,

- гирляндами,

- звёздами,

- рыбками,

- хлопушками,

- домиками.

- Украсить зажженными свечами елку можно?

- Нет. Нельзя.

Что может случиться?

- Пожар.

- Правильно, нельзя наряжать елку свечами.

Какой у нас дежурный звук?

- звук «Р».

-АРА-ОРА-УРА-ИРА.

Посмотрите и послушайте.

Андрей читай.

Оксана читай.

Максим читай.

Маша читай.

Слова на букву « Р ».

Шар, рыбка, мороз, гирлянда,снегурочка.

Оксана читай.

Андрей читай.

Максим читай.

Маша читай.

(У учеников лежат листочки со слогами и словами, мы читаем вместе и индивидуально.)

Молодцы!

- Послушайте стихотворение про елочку ( стихотворение Е Александровой. ):

Маленькой ёлочке

Холодно зимой

Из лесу ёлочку

Взяли мы домой.

Бусы повесили

Встали в хоровод

Весело, весело,

Встретим

Новый год!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше в магазинах игрушек не было, новогодние игрушки делали сами из цветной бумаги.

Давайте и мы украсим елку самодельными игрушками. Для этого нам нужна бумага: У каждого на столе лежит альбомный лист, где нарисованы шаблоны дед Мороза. Нужно вырезать детали и склеить получится игрушка деда Мороза.

Посмотрите на образец, вот игрушка Дед Мороз.

Посмотрите внимательно и скажите:

Что лежит у вас на столе?

Ученики : Дощечка, бумага, ножницы, салфетка, кисточка,клей.

- Маша, чего у тебя нет?

-Клея?

-Молодец, Маша, внимательно посмотрела.

- Маша, возьми клей.

- Спасибо.

Как называются предметы, одним словом?

- Оборудование.

Правильно. Оборудование, которое помогает в работе.

С чего мы начинаем работу?

Внимательно смотрите и скажите:

Что у меня в руках?

- Бумага с шаблонами.

Что будем вырезать по шаблону?

- Вырезаем части тела.

- Какие части тела?

-Называем все вместе части тела.

Правильно.

Чем будем вырезать детали?

Максим.

- Ножницами.

Как нужно пользоваться ножницами?

Маша.

-Аккуратно (внимательно, осторожно).

Молодец.

Перед работай « Согреем ручки » упражнение на кисти рук.Сжимаем и разжимаем кисти рук и трём ладонь об ладонь.

Посмотрите,что у меня в руках?

- Бумага с шаблонами.

Посмотрите, что я буду делать?

Вначале вырезаем большую часть – шубу.

Вы можете вместе со мной вырезать.

Что мы вырезаем?

Максим

- Шубу.

Вырезали?

Можем её склеивать.

Что будем склеивать?

Маша.

Шубу.

Что будем вырезать сейчас?

Андрей?

Вырезаем лицо и голову.

Молодец.

Склеиваем.

Что сейчас делаем, Максим?

Склеиваем.

Смотрите как я буду надевать голову на туловище.

Максим,что я делаю?

Надеваем голову на туловище.

Делаем.

Смотрим,что я буду делать?

Оксана.Что я делаю?

Вырезаем правую и левую руки.

Все выполнили.

Посмотрите есть маленькая варежка и мешок с подарками.

Будем вырезать.

Посмотрите, как я буду склеивать детали.

В правую руку мы наклеим мешок с подарками, а в левую руку варежку.

Максим,что будем наклеивать в правую руку и левую руку?

В правую руку наклеиваем мешок с подарками, а в левую варежку

Делаем.

Посмотрите,что мы делаем?

Правую руку наклеиваем с правой стороны, а левую с левой.

Андрей,что мы будем склеивать?

Правую руку справой стороны, а левую руку с левой стороны.

Молодец!

Все детали наклеили?

Маша,все наклеили.

Кто у нас получился?

Игрушка деда Мороза.

Воспитатель : в процессе работы подхожу к каждому ребёнку,если требуется помощь,помогаю.

Воспитатель: Молодцы, очень красивые получились игрушки.

Заключительная часть:

Дети приносят свои работы на просмотр (ставят на стол).

Воспитатель: Ребята, какими игрушками украшают елку?

Кому понравилось делать елочные игрушки?

А кому было трудно в работе?

Молодцы, у всех получились красивые новогодние игрушки. До праздника осталось несколько дней, наши игрушки высохнуть, а потом украсим елку. Я думаю, игрушки будут красиво смотреться на елке.

Стук в дверь - игрушка мишка.

МИШКА: Здравствуйте, ребята! Я от Деда Мороза пришла узнать выполнили вы его просьбу.

Ученики: Да.

МИШКА: Молодцы, какие красивые игрушки сделали на елку… радуется. За отличную работу Дед Мороз дал вам шоколад.

Воспитатель: Спасибо большое тебе МИШКА и Деду Морозу за шоколад.

МИШКА: До свидания, ребята. Уходит.

Воспитатель: Занятие закончено, снимите наушники.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Открытое занятие

«НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ»

Разработала и провела: педагог

дополнительного образования

Плигина Н.В.

Рузаевка 2015

«Изготовление новогодней игрушки»

Тема занятия : «Новогодняя игрушка».

Тип занятия : изучение нового материала и закрепление полученных знаний и навыков.

Цель:

    создание условий учащимся для развития творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности;

    знакомство с историей и традициями новогоднего праздника;

    научить детей поэтапно изготавливать новогодние украшения из бумаги;

Задачи:

    закрепить полученные знания и умения;

    научить работать по образцу, шаблонам;

    воспитать художественный и эстетический вкус;

    воспитать культуру труда;

    воспитать аккуратность и точность в работе, усидчивость и трудолюбие;

    развивать внимание, умение сравнивать, анализировать;

    развивать моторику кистей рук и пальцев

    использование на занятии здоровье сберегающих элементов (физкультминутки, смена деятельности);

    следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на занятии.

Форма занятия: традиционная.

Методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный

Для учителя: компьютер, проектор, демонстрационный экран, правила техники безопасности, образец готовой игрушки, раздаточный материал.

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей карандаш, шаблоны, тесьма для петельки..

Ход занятия.

    Вводная часть.

1.1 Организационный момент.

Проверьте все ли готово к проведению занятия

1.2 Инструктаж по технике безопасности.

Техника безопасности при работе с ножницами.

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

3. Не держите ножницы лезвием вверх.

4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

6. Кладите ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

8. Не режьте ножницами на ходу. Не подходите к товарищу во время работы.

    Теоретическая часть.

Сообщение темы. Беседа.

Добрый день ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Оно связано с праздником. В ночь с 31 декабря на 1 января мы будем праздновать самый волшебный и замечательный праздник Новый год! А вы ждете этот праздник? Конечно, во всех странах мира этот праздник считается особым, потому, что в новогоднюю ночь загадывают желания и дарят друг другу подарки. Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.

Слыша бой часов, мы прислушиваемся, как уходит старый год, с замиранием сердца ждем новый год. Мы все верим, что в новом году все сложится, год будет удачным и счастливым. С большим желанием выбираем подарки близким, готовим вкусные блюда, украшаем наш дом и устраиваем праздник для себя и своих близких.

И один из моментов подготовки – это оформление и украшение нашего дома. Как вы, ребята, украшаете свои дома?

Пусть удачу Вам подарит новый год,
Сложные решит задачи,
И успех с собою принесет,
Счастье и любовь в придачу!

Сегодня мы с вами будем делать елочные игрушки своими руками. Кто-нибудь знает, как появилась традиция украшать новогоднюю елку игрушками?

Об истории появления традиции украшать елки нам расскажет Надя Третьяк. Она подготовила сообщение на эту тему.

Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Конечно же, это был картофель. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим. На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи – в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое! А еще был пряник! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз.

Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги. Украшение интерьера к Новому году – очень увлекательный, но в то же время ответственный процесс, и чтобы сделать праздник ярким и незабываемым, готовиться к нему необходимо заранее.

Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословление... Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

В начале XX века елки украшались ватными игрушками, бумажными гирляндами, фигурками из папье-маше и. Производство елочных игрушек в России было очень незначительным - в Петербурге и в Клину. Первое в России специализированное стеклянное ёлочное производство открыли под , в имении князя Меньшикова, в начале .

Ватные игрушки выполняли из скрученного прессованного хлопка, который накручивали на каркасы-скелетики в форме животных и людей. Раскрашенные заготовки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жесткими и чуть блестели. Эти игрушки - фрукты и овощи, сказочные персонажи и зверушки - помещались обычно на нижних ветвях елки - дети могли их трогать и даже играть с ними. Из папье-маше делали маски и игрушки по простой технологии: намоченную бумагу приклеивали слоями на каркас, высохшие изделия разрисовывали.

Стеклянные шары в нашей стране тоже были дорогим удовольствием: в прошлом один шарик стоил, чуть ли не как современный автомобиль. Поэтому в России даже продавали специальные альбомы для создания самодельных игрушек, где по инструкциям вырезали и клеили. К тому же, только у нас изготавливали стеклянные сосульки.

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником - соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

К середине XX века ассортимент елочных игрушек стал очень богатым, хотя делали их из менее эффективных материалов, чем сегодня. Зато в них было вложено много фантазии. Из посеребренного картона штамповали разнообразных птичек и зверей.

3. Практическая часть.

А сейчас мы с вами сделаем собственные уникальные новогодние игрушки. Я вам расскажу последовательность выполнения задания, а затем вы приступите к его выполнению . Для этого мы нам понадобиться наша презентация, которую я вам подготовила.

Физкультминутка (разминка для рук)

А теперь подготовим руки к работе, чтобы наши пальчики были гибкими и ловкими их нужно разогреть. -сжимаем и разжимаем кулачки; -сжимаем и разжимаем пальцы; -растираем ладони друг об друга; -руки сжимаем в кулачки и делаем ими круговые движения; -похлопаем в ладоши.

Новогодний шарик.

Самые распространённые и универсальные игрушки на новый год – это ёлочные шарики. Сделать их своими руками можно из любой плотной бумаги: цветного картона, пёстрых открыток или старых обложек журналов. Однотонные шарики придадут единый стиль помещению, а разноцветные – атмосферу веселья и сказочного волшебства.

Для изготовления шарика из бумаги Вам понадобится:


Надо нарисовать 20 кружков на бумаге, одинакового размера. В кружки надо вписать равносторонний треугольник! Для этого мы будем использовать уже готовые шаблоны. Теперь вырезаем этот кружок с вписанным в него равносторонним треугольником, продавливаем линии получившегося треугольника ножницами (чтобы они красиво и ровненько сгибались).

Больше карандаш и линейка Вам не понадобятся. Теперь пришёл черёд клея! Склеиваем получившиеся заготовки, соединяя попарно "ушки":


Больше карандаш и линейка Вам не понадобятся. Теперь пришёл черёд клея ! Склеиваем получившиеся заготовки, соединяя попарно "ушки":


Сначала склеиваем вместе 5 треугольников :


Отдельно склеиваем аналогично 4 треугольника, но перед тем, как приклеить последний, пятый, вставляем петельку для подвешивания . Внутри должен быть большой узелок, привязанная бусина, пуговица или кусочек бумаги (это будет потом мешать петельке вылезти наружу):



Приклеиваем пятый
треугольник , получаем готовую верхнюю часть бумажного шарика с петелькой для подвешивания:

Из оставшихся 10 элементов мы сделаем середину нашего необычного шарика. Склеиваем отдельные фрагменты в полоску и замыкаем ее в кольцо. Нам осталось лишь собрать шарик, склеив воедино верх, дно и серединку.

Верхнюю и нижнюю «крышечку» последовательно приклейте к основе.

Клеим, клеим, клеим своими руками , пока не получим шарик. В зависимости от исходного радиуса окружности зависят конечные размеры получившегося новогоднего шарика :

Если сделать такой шарик из прозрачного прочного упругого пластика , то внутрь можно вложить что-нибудь для красоты. Например, скрученную мишуру или даже новогодний подарок !
Шарики можно сделать своими руками из старых новогодних открыток или календарей, можно раскрасить акварельными или любыми другими имеющимися красками. Можно наклеить на заготовки фольгу, покрыть шарики лаком для волос с блёстками...

4.Заключительная часть.

Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. (демонстрация изготовленных сувениров). Посмотрите, какие красивые и интересные украшения у вас получились. (Рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом). Молодцы ребята! Все справились с работой. Вам самим понравились ваши поделки? Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные украшения для вашего дома. Я думаю, что вашим близким тоже понравятся. А вам понравилось наше занятие. Спасибо всем кто принимал участие в нашем занятии. Давайте уберём инструменты и приведем своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено.

Спасибо всем большое за участие.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Хыркасинская детская школа искусств»

Чебоксарского района Чувашской Республики

Конспект учебного занятия

по декоротивно-прикладному искусству

для учащихся первого года обучения

преподователя

Шатаевой Тамары Анатольевны

Тема занятия: изготовление ёлочной игрушки «Снегурочка»

2016г.

План-конспект занятия по изготовлению ёлочной игрушки "Снегурочка"

Раздел программы: «Поделки к новогоднему празднику»

Тема занятия: «Изготовление ёлочной игрушки»

Форма организации обучения: урок

Тип занятия: Комбинированный

Форма работы: Фронтальная

Методы обучения: рассказ, демонстрация, показ, репродуктивный, частично-поисковый

Цель: Научить изготавливать новогоднюю игрушку

Задачи

Образовательные:

- формировать познавательный интерес к изучению традиций новогоднего праздника, истории возникновения ёлочной игрушки;

Прививать детям понимание того, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны;

- расширять представление детей о приемах бумагопластики для создания новых форм;

Отработка навыков работы по шаблонам;

Развивающие:

Развить познавательные навыки;

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны;

Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года;

Продолжительность занятия: 60 мин.

Возраст участников: 1-й год обучения(2-4 классы)

Средства обучения: цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, ножницы, карандаш, линейка, фломастеры, нитки.

Раздаточный материал: Шаблоны, карточки (Рефлексия)

Программно-технические средства: Ноутбук, проектор, экран

План занятия:

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

3. Просмотр видеоролика

4. Сообщение темы и цели занятия.

5. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий:

– анализ образца изделия;

– составление устного плана предстоящей работы

6. Закрепление правил техники безопасности

7. Практическая работа детей - выполнение задания

8. Проведение физкультминутки

9. Анализ детских работ, подведение итогов занятия

10. Рефлексия

11. Уборка рабочих мест

Ход занятия

Организационный момент

Ребята! Сегодня к нам пришли гости, они посмотрят, как мы работаем, чему уже научились, и что будем делать на этом занятии. Давайте поздороваемся с ними.

Здравствуйте! Тихо сели.

Вступительное слово

Ребята, сейчас какое время года?

Правильно, зима. Зимушка-зима. Так ласково называют в русском народе самое суровое время года. Но я думаю, что для всех нас зима ещё радостная, долгожданная и любимая пора. Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. «Что такое Новый год?», «Кто его придумал?» «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?» и «Как украшали елку в старину наши предки?»

Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Конечно же, это был картофель. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим. На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи – в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое! А еще был пряник! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не

ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз. Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги. Украшение интерьера к Новому году – очень увлекательный, но в то же время ответственный процесс, и чтобы сделать праздник ярким и незабываемым, готовиться к нему необходимо заранее. В преддверии Нового года и Рождества хочется украсить свой дом. Есть одна красивая традиция, пришедшая к нам с Западных стран – вешать рождественский венок на дверь. Конечно, можно купить венок в магазине, но интересней сделать самому. Ребята, я вам предлагаю изготовить рождественский веночек из пахучих хвойных веточек, который наполнит ваш дом приятным ароматом. По народным традициям Рождественский Веночек должен появиться в доме за четыре недели до Рождества. Каждое воскресенье до праздника в него вставляют по свече, каждая из которых символизирует определенное светлое чувство: любовь, веру, надежду и дружбу. А также я хочу предложить вам сделать новогоднее украшение на елочку ангела-хранителя. Фигурка ангела традиционно ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Педагог: Ребята, вы определились с выбором сувенира ?

Сообщение темы и цели занятия

Действительно под Новый год полно чудес, у всех радостное, прекрасное настроение, все ждут подарков и встречают гостей. И так получилось, что и наше занятие проходит в преддверии этого замечательного праздника. Вы знаете, что Новый год – это самый древний и самый популярный из всех существующих праздников на Земле.

А вы, ребята, любите Новый год ?

Почему вы его любите?

Какие новогодние традиции вы соблюдаете в вашей семье?

Молодцы! Очень хорошо! Вы все прекрасно, знаете, без чего не обходится этот праздник. А что же из перечисленного является самым главным, без чего Новый год

Встречать не хочется?

Конечно ёлка!

Какими украшениями можно нарядить ёлку?

А где можно взять игрушки для ёлочки?

Можно ли сделать игрушки самим и украсить ими ёлку?

Ребята, кто из вас уже догадался, какая работа вам предстоит сегодня на уроке?

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

Тема: «Изготовление ёлочной игрушки»

Мы действительно сегодня будем делать новогоднее украшение для ёлочки.

Демонстрация готовой игрушки «Снегурочка»

Предварительное планирование предстоящих трудовых действий

Прежде, чем начать работу, давайте определимся, из какого материала мы будем делать поделку?

Правильно, из бумаги.

Почему?

(Дети отвечают)

Чтобы выполнить работу нам нужно составить устный план.

Составление устного плана действий:

Подбор нужного материала и инструментов;

Выполним гофрирование листа бумаги (вначале можно украсить лист);

Сложим лист «гармошкой» и с помощью клея и полоски бумаги скрепим её чуть выше середины (получится туловище);

В верхней части «гармошки» сделаем два надреза;

Две боковые полоски отогнём в разные стороны (это будут руки);

Среднюю полоску расправим (это будет шея, к ней мы приклеим голову);

С помощью шаблонов обведём голову и шапочку;

Нарисуем лицо (оформляем по собственному желанию);

Соединим все детали и приклеим петельку;

Напоминание о правилах техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Практическая работа

Приступим к работе. Вспомните, что говорится в правиле «рабочего человека» - «Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше».

Педагог следит за осанкой, за правильным выполнением операций. Поощряет, поправляет, напоминает о рациональном использовании материала.

В середине занятия педагог проводит физкультминутку. (Приложение 1)

Ребята продолжают работу, собирают поделку. Помогают отстающим

Анализ детских работ. Подведение итогов

По окончании работы педагог проводит анализ детских работ:

Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Мы достигли своей цели? Выполнили задание?

Вы довольны результатом своего труда?

Что в работе было самым трудным для вас?

Что было интересным?

В завершении педагог обращается к детям:

Молодцы ребята, хорошо потрудились. Вы сегодня научились делать ёлочную игрушку – «снегурочку». Теперь у вас есть новогоднее украшение, созданное собственными руками, а эта работа, не важно, насколько умело она сделана, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на ней остались следы ваших пальцев и тепло вашего сердца! Уверена, что вы с удовольствием украсите ею свою новогоднюю красавицу ёлочку.

Рефлексия

Могу работать самостоятельно;

Могу работать с помощью учителя;

Ничего не понял;

(разноцветные квадраты).

С каким настроением вы пойдёте с урока?

Дети отвечают.

Я всех поздравляю с наступающим Новым годом! А сейчас, приведите своё рабочее место в порядок, урок окончен.

Приложение 1

Физкультминутка

Крутим мельницу вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)

Наклоняться будем все,

Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд)

А потом назад прогнёмся,

Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад)

И попрыгать нам пора,

Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте)

Шаг на месте в заключенье,

Это тоже упражненье. (Ходьба на месте)

Поскакали, потянулись –

Вот и славно отдохнули. (Дети садятся)



Публикации по теме