Занятие логопеда по патриотическому воспитанию. Методические указания и рекомендации «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма. Необходимо уделять внимание этому направлению при развитии речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.

Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на нравственно-патриотическое воспитание детей.

Например, изучается тема “ Тело человека. ”

Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, формирование элементарных знаний о правах ребёнка.

Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:

“Что для чего нужно?” / Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить... руки, уши, рот, глаза и т.д./;

”Подбери признак” / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т.д./;

“Назови ласково” /Голова-головушка, ноги-ножки, колени-коленки, спина-спинка/.

Дети учатся образованию сложных слов. /У меня русые волосы -я русоволосый, у тебя голубые глаза - ты голубоглазый и т.д./

Дошкольники начинают более внимательно относиться к себе и к своим товарищам. Они видят, что все они разные.

И это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.

Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.

Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.

Используются следующие дидактические словесные игры:

“Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;

“Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/

Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

В лексической теме “Детский сад” пополняется словарный запас, развивается связная речь.

Задачи: знакомство со всеми службами и профессиями сотрудников детского сада; воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелёгкому труду-заботе о детях и любви к своему второму дому.

Через игру “Кто что делает?” развивается и совершенствуется глагольный словарь /Что делает воспитательница? - учит, объясняет, заботится, помогает. Что делает повар? - варит, жарит, моет, режет, печёт. Что делает младший воспитатель? и т.д./ Дети учатся составлять предложения о людях, работающих в детском саду.

Дети составляют рассказы по сюжетным и сериям картинок “Один день в детском саду”, “Чем мы занимаемся в детском саду”.

Планируя цикл занятий по темам “Растения. Животные. Птицы.”, отрабатываются лексико-грамматические категории.

Задачи: формирование бережного отношения и любви ко всему живому реализуются через игры “С какого дерева лист?”, “Чей это хвост?” “Кто как голос подаёт?” Игра “У кого кто? «Пойдём в огород, да расскажем, что в Рязани на грядках растёт», «А в Рязани грибы с глазами, в гости леший пригласил, грибы собрать вас попросил».

В теме “Профессии”.

Задачи: закрепление представлений о наиболее распространённых профессиях, создание интереса к изучению неизвестных профессий, воспитание уважения к труду.

В играх: "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Угадай, кем я хочу быть?", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение", "Небылицы" дети обогащают свой словарный запас названиями профессий:

  • Они учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей и на темы “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”, “Все профессии нужны, все профессии важны...”.

В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.

Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.

В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./

Первый весенний месяц всегда посвящен теме “Международный женский день”.

Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю.

Используются словесные дидактические игры:

“Расскажи какая?” /мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др./; “Назови ласково” - .

При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.

Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.

Игры:

  • «Букет красивых слов»- Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу/
  • Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.

  • «Собери герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развить логическое мышление, память дошкольника.

  • «ГЕРБ родного края»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного края; уметь выделять герб Рязани, родного поселка из других знаков.

В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.

Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашисткими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.

Используются игры:

“Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;

“Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./ .

Вот так, решая очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, мы -логопеды ДОУ выполняем свои прямые профессиональные обязанности - развиваем речь детей, работая над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.


Тема выступления:"Патриотическое воспитание на логопедических занятиях"

«Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях.

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человка- гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам?Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, котрые помогут ему стать гражданином общества.

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.

Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.

Следующие темы: «Все профессии хороши» , где формируется понятие о нужности и важности всех профессий. Об уважении к труду людей.

В теме «Семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.

В тема «Природа родного края» - обращаю внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней.

Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и блогадарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.

Особое внимание уделяется теме о главном празднике для нашей страны «День Победы» . Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Особенно очень важно внаше ой простое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей.Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи. В которую входят следующие направления:

    правильное звукопроизношение;

    лекико-грамматический строй речи;

    обогащение словарного запаса детей;

    развитие связной речи.

Развитие правильного звуопроизношения.

В данном направлении по выщщеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:

АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.

На занятиях решаются речевые задачи - автоматизация звукопроизношения,развитие логического мышления и долговременной памяти.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Использую логопедические игры, например

«Сложи и расскажи»

Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.

Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен

Словообразование: граница- пограничник, пограничный;

Использование предлогов: моряк — в море,

Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат(каша -солдатская.(какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)

Глагоды(действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.

Обогащение словарного запаса детей.

Подбираем слова -синонимы(Родина — отечество. Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.

Развитие связной речи.

Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны» , с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».

Таким образом на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!


Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи – это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности и являющегося средством в коррекционно- развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.


Программы и пособия по нравственно- патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведа - туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» и другие. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», В.Н. Вишневская «Свет Руси», В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведа-туристской деятельности», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведа-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» и другие. Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» и другие.


Авторы в своих работах указывают на использование: личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребенка, ориентированные на новые модели организации деятельности интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребенка, ориентированные на новые модели организации деятельности


Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивает их психическое развитие, обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую деятельность, развивает мыслительную и речевую деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности. способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности.


Программа «С чего начинается Родина?» Л.А.Кондрыкинская положительно- эмоциональный стиль отношений между взрослым и ребёнком постоянную смену видов деятельности, методов и приёмов работы, форм организации обязательное использование наглядности учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей


Задачи нравственно- патриотического воспитания детей с ТНР Знакомить с окружающим миром, помочь осознать свое место в нем Развивать интеллект, речь Формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками Нравственно воспитывать, развивая доброе, заботливое отношение к природе, людям, городу, стране Способствовать физическому развитию Учить ориентироваться в социальной среде обитания


«позитивный центризм» непрерывность и преемственность педагогического процесса дифференцированный подход, максимальный учёт психологических особенностей, возможностей и интересов рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок деятельный подход развивающий характер обучения Принципы нравственно- патриотического воспитания






Организовав оптимальное функционирование целостной педагогической системы в дошкольном учреждении, учитывая индивидуально- дифференцированный подход и психолого- педагогические особенности детей с нарушениями речи, мы можем обеспечить высокую эффективность воспитания патриотизма дошкольников с речевыми нарушениями, используя патриотическое воспитание как средство в коррекционно- развивающей работе. Организовав оптимальное функционирование целостной педагогической системы в дошкольном учреждении, учитывая индивидуально- дифференцированный подход и психолого- педагогические особенности детей с нарушениями речи, мы можем обеспечить высокую эффективность воспитания патриотизма дошкольников с речевыми нарушениями, используя патриотическое воспитание как средство в коррекционно- развивающей работе.



Организация: МБДОУ Детский сад №328

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).

В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.

Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению с родным краем, нами были разработаны:

  • комплексное перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию «Люби и знай свой родной край»;
  • конспекты коррекционно – развивающих занятий по воспитанию патриотических чувств;
  • методические рекомендации к проведению занятий.

Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной детской деятельности.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Учитель-логопед проводит комплекс интегрированных занятий с воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания и осуществляет логопедическую коррекцию на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение музея боевой славы ребятами старшего дошкольного возраста.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности Самарского края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.

Поэтому для педагогов нашего образовательного учреждения организуются семинары, круглые столы, мастер – классы, посещение курсов повышения квалификации, консультирование с целью содействия патриотическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи с учетом их актуальных и потенциальных возможностей

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка сотрудники уделяют большое внимание созданию, как в группах, так и в помещении ДОУ “краеведческих уголков”, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал, иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства), которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у воспитателей, дошкольников и их родителей.

Работу ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В детском саду проводятся родительские собрания посвященные проблеме патриотического воспитания, анкетирование родителей, деловые игры по теме «Люби и знай свой родной край», в рамках перечисленных мероприятий мы расширяем представления взрослых о родном крае, побуждаем проводить работу с детьми по изучению истории, культурного наследия нашего края, воспитывать любовь к культуре и историческому прошлому Самарской области, желание познать и стать настоящими ценителями и хранителями своего Отечества. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.

Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.

Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

Нужно чтобы у дошкольника сформировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
  2. Борисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2010. – №1 том 3,
  3. Борисова Е. В. Патриотическое воспитание в логопедической работе с дошкольниками // Логопедия. – 2009.- №3 (25).- С.65-67 (0,2 п. л.)


Публикации по теме