Занятия на тему осень старшая группа. Конспект занятия на тему: «Осень» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Елена Куринная.

Конспект занятия в старшей группе « Осень »

Программное содержание :

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы . Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами . Обогащать словарь детей. Учить наблюдать явления природы и устанавливать элементарные и причинно- следственные связи. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке. Чтение стихотворений об осени . Рассматривание иллюстраций об осени .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия .

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» ( осень )

Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии ? Об осени .

- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

Послушайте стихотворение про осень .

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый .

Утешает осень : Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

А какие еще приметы осени вы можете назвать ? Что еще меняется в природе? Птицы улетают на в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь и т. д., листопад

Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете ? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.

Правильно, сентябрь это первый месяц осени . В этот период осень называют ранней . Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.

Октябрь – это середина осени , когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени , после него наступает зима.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»

Осенью лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает) – тучи разгоняет, дует.

Молодцы, много слов подобрали.

2. Беседа по картине. «Золотая осень »

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень » . Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья)

Почему картина называется «Золотая Осень » (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?

Как можно назвать явление, когда падают листья с деревьев? Листопад

Послушайте стихотворение про это явление природы.

Листопад

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Листья желтые летят, скоро станет голым сад.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

3. Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да» , надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет» , положить руки на пояс.

Словесная игра «Да-нет»

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?.

Молодцы!

А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее . Но сначала подготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Фруктовая ладошка

Этот пальчик апельсин

Он конечно не один,

Этот пальчик – слива, вкусная красивая

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос

Этот пальчик – груша, просит : «Ну ка - скушай»

Этот пальчик ананас, фрукт для вас и для нас!

(дети раскрашивают картинку) .

Итог занятия .

Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии , какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!

Тема занятия: «И осень не кончается!»

Скороговорка дня: «Варит Варя щи, Варю не ищи».

Цель занятия : систематизировать и дополнить знания об осенних дарах природы.

Оборудование и материалы : свежие овощи и фрукты, муляжи грибов; карточки с изображениями даров осени; акварель, кисти.

Предварительная работа

Во время обеда, ужина обратим внимание детей на то, из чего приготовлены различные блюда. Отметим, какие продукты являются дарами осени, в чем польза каждого из них.

Выясним значение русских народных поговорок «Лето да осень весь год кормят», «Кто осенью трудился, тот весь год сыт», «Осень — запасиха, зима — подбериха».

Чтение.

Последнее яблоко

Ветрами наземь сбитая,

Листва в саду шуршит.

А яблоко забытое

На яблоне висит.

Скрипят деревья черные

«Да падай же, пора!»

Но яблоко упорное

Опять висит с утра...

Висит оно, качается,

И осень не кончается!

Ю. Коринец

Обсудим с ребятами, почему автор пишет: «Осень не кончается». Результатом всей работы по этой теме должны стать прощальные слова, которые дети скажут уходящей Осени. Им предстоит поблагодарить Осень за все, чему они научились вместе с ней, за те дары, которые она принесла.

Часть I. Дары осени

Цели: развитие сенсорных возможностей; развитие речи; формирование навыка классификации (выбор основания классификации).

Учебная задача. Детям нужно постараться вспомнить все дары осени и выбрать самый любимый из них. Задача «спрятана» в письме, которое прислала детям Осень. Она готовит к празднику угощение и хочет знать, все ли дары осени известны ребятам и что они любят больше всего.

Беседа на тему «Полезные подарки» . Рассмотрим изображения различных овощей, фруктов, грибов и ягод, созревающих осенью, вспомним, как они называются, чем полезны.

Расскажем детям о происхождении названий некоторых овощей и фруктов (по книге 3. Клепининой «Тайны окружающего мира»).

Помидор — это слово пришло к нам из Италии: «помидоро» — «золотое яблоко». Удивительно, но в одних странах помидор считают овощем, а в других — фруктом.

Обсудим, почему итальянцы так называют помидор. Чем он похож на яблоко?

Свекла и баклажан почти сохранили названия, которое им дали в тех странах, где научились их выращивать. Слово «сфеклэ» пришло из Древней Греции, а «паглыджан» — из Турции.

Картофель долгое время называли «картуфоль» от итальянского слова «тартуфоль». Это слово родилось из немецкого «эрдапфель» — земляное яблоко.

Смородина получила название за резкий запах (по-древнерусски «смород»), идущий от ее плодов и листьев.

Вишня получила свое название от слова «висьна» или «висна». Этим словом в древнерусском языке обозначали провисание длинных тонких ветвей дерева под тяжестью плодов в урожайные годы.

Черника и голубика получили названия по цвету своих плодов. Такое же происхождение имеет слово брусника — в старославянском языке красный цвет называли «бруснъ». Дети, глядя на рисунки, скорее всего, сами догадаются, как возникли названия ягод.

Дидактическая игра «Раздели на группы» . Предложим детям разделить все карточки на группы. Работая в парах, нужно постараться выделить как можно больше различных групп. Помимо очевидных категорий (овощи, фрукты, ягоды, грибы), можно разделить дары осени по цвету, по форме, по месту произрастании; на те, которые ребенок пробовал, и те, что никогда не ел. Также можно выделить любимые детьми фрукты, овощи и ягоды.

Дидактическая игра «Загадки для носа» . Педагог сообщает детям, что Осень решила угостить их. Но сначала нужно угадать, что она приготовила.

Обсудим с детьми, как должны загадываться и отгадываться «загадки для носа», что умеет распознавать наш нос? Скорее всего, дети догадаются, что им нужно закрыть глаза и не рассматривать, а обнюхивать предлагаемые им яства.

Для игры нужно выбирать не более 3—4 овощей или фруктов, обладающих легко уловимым и хорошо различимым запахом: свежеразрезанные яблоки, ароматные груши, морковь, капусту. Выбор «вкусных» загадок ограничен, так как приходится выбирать из того, что растет в наших краях.

Правильность отгадки можно проверить на вкус.

Игра-разминка «Овощи, в корзину!» При помощи считалки (стихотворения Ю. Тувима «Овощи» в переводе С. Михалкова) выбираются водящие для каждого тура игры. Все игроки получают карточки с изображениями даров осени. Дети свободно двигаются в игровой зоне. Педагог командует: «Овощи, в корзину!», «Фрукты, в вазу!», «Грибы, в лукошко!», «Ягоды, в лукошко!» Игрокам с соответствующими картинками нужно забежать в круг, обозначающий корзину (вазу, лукошко), минуя водящего. Водящий проверяет правильность выполнения задания. Дети, допустившие более двух ошибок, выбывают из игры.

Сначала водящего выбирают из всех игроков, затем — только из детей, которых поймали. Общую часть всех строф стихотворения дети могут произносить по памяти.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Морковка?

Петрушка иль свекла?

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,

Морковка,

Петрушка и свекла.

И суп овощной оказался неплох!

Часть II. И осень не кончается!

Цели: развитие памяти; знакомство с приемами запоминания, формирование умения передавать последовательность событий, выделять результаты работы.

Проверим, удалось ли детям запомнить основные дары осени.

Игра на развитие кратковременной слуховой памяти «Я положу в корзину». В корзину можно мысленно положить любые фрукты, овощи, грибы и ягоды. Для знакомства с игрой сначала будем не только «наполнять» воображаемую корзину, но и выставлять названные предметы в ряд. Поясним детям: для того чтобы запомнить последовательность предметов, можно представлять их себе в виде подобного ряда.

Педагог . Я положу в корзину яблоко.

Каждый последующий участник добавляет по одному предмету, называя все, что уже «лежит в корзине».

Тот, кто затрудняется продолжить, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока есть участники. Отмечается число предметов, которые дети сумели положить в корзину.

При большом числе детей в группе удобно делить всех игроков на небольшие команды (по 5—7 человек).

Итог занятия. В гости к детям приходит Осень. Дети рассказывают ей о том, как они старались вспомнить, назвать и запомнить дары осени, называют свои любимые овощи и фрукты, ягоды и грибы.

Осень напоминает о предстоящем празднике, обсуждает с детьми различные идеи по его подготовке и проведению.

Последующая работа

Овощи и фрукты, послужившие в качестве подсказок в игре «Я положу в корзину», можно использовать еще несколько раз.

Дидактическая игра «Загадки для пальчиков». Нужно постараться отличить на ощупь овощи и фрукты. Доставая из «волшебного мешочка» каждый из даров Осени, постараемся описать его, сказать, к какой группе (овощи, фрукты) он относится. Для усложнения задачи в мешочек можно положить знакомые детям овощи и фрукты, которые не растут в наших краях.

Можно сделать все загадки двойными. Первая часть загадки адресована водящему — он пытается отгадать продукт на ощупь. Вторая часть загадки — для других игроков: водящий описывает вслух обследуемый им предмет.

Рисуем натюрморт. Дети выбирают из всех даров Осени 2—3, которые им хочется нарисовать. Расположим фрукты в вазе, овощи — на тарелке, грибы — в лукошке. Вспомним, как называются картины, на которых изображены подобные композиции (натюрморты). Предложим детям рассказать, как Осень научила их получать необходимые цвета, смешивая краски. Какие краски нам понадобятся? Поможем ребятам сделать наброски и раскрасить рисунки.

Готовые натюрморты станут прекрасным дополнением к выставке детских работ.

Приготовим фруктовые и овощные салаты из даров осени.

Дидактическая игра «Что лишнее?» Основой для составления задания послужат знания детей о фруктах, ягодах, овощах, об их свойствах, местах произрастания, о способах классификации даров осени. По мере освоения правил игры должна расти сложность заданий: увеличиваться число предметов, из которых нужно выбрать лишний, количество правильных ответов, расширяться выбор признаков классификации.

Игра малой подвижности «Здравствуй, золотая Осень!» может проводиться на материале данной темы во время прогулки. Она поможет не только организовать детей, но и актуализировать знания детей о дарах осени, активизировать соответствующий словарь.

Педагог. Осень принесла нам такое множество подарков, что их хватит на целый год. Давайте их назовем.

Дети держатся за руки, идут по кругу и приговаривают:

Здравствуй, золотая Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

С последними словами дети останавливаются. Тот, кто остановится напротив водящего, играющего роль Осени, должен назвать что-либо из ее даров. Также нужно поблагодарить Осень за этот подарок, указав его полезные свойства.

Ответ игрока может звучать так: «Свекла. Спасибо тебе, Осень, ведь без свеклы не сваришь борщ». Осень отвечает: «На здоровье!» «Пожалуйста», «Люблю дарить подарки» и т.д.

Правильно ответивший игрок становится водящим. Игрокам дается установка: нужно постараться не допускать повторений, называя дары осени.

Продолжаем готовиться к празднику. Объявим семейный конкурс на лучший рецепт осеннего салата. Дома родители вместе с детьми попробуют приготовить салаты по рецептам, предложенным разными семьями. Победитель выбирается самими участниками конкурса.

Детям и взрослым предлагается выбрать, кем они будут на празднике из тех зверей и птиц, которым ребята разослали приглашения. Нужно найти или придумать стихотворение, загадку (описание или пантомиму) о своем животном, подобрать соответствующий костюм. Также нужно подобрать загадки о различных дарах осени.

Экскурсию по выставке «Наша осень» для родителей, воспитателей, младших детей и гостей сада проводят сами дети.

Тема: «Осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени, находить их самостоятельно, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Формировать связанную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, умение выслушивать других детей.

Продолжать обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть противоположности в предметах, называть их;

Ход занятия (сюрпризный момент появление осени )

1. Игра «Осень в гости к нам пришла”…

Собрали разноцветные листочки, полюбовались, подули на них.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

Подбросили их вверх, пусть листочки летят, укроют разноцветным ковром

всю землю.

2.Беседа с детьми по теме: «Осень». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и просит назвать, какое время года сейчас. Затем уточняет детей:

После, какого времени года наступает осень?

Назовите осенние месяцы.

Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

Какая погода бывает осенью? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель поясняет, если идёт дождь — дождливая, дует ветер — ветреная, если на улице холодно – холодная и т. д.

3. Дидактическая игра «Исправь ошибки». В гости к детям приходит зайчик здоровается с детьми, предлагает поиграть в игру.

Осенние месяцы — февраль, июнь, март?

Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь?

Осенью погода ясная, солнечная, тёплая?

Когда бывает такая погода: в начале или конце осени?

— Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии?

Осенью дети надевают куртки и сапоги?

Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?

4.Физкульт минутка:

Ветер дует нам в лицо (помахать руками в лицо)

Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками – вниз)

Деревцо все выше, выше (потянуться вверх) .

5.Лес, лесок стоит богат,

Угощает всех ребят:

Девчонок – земляникой, черникой,

Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.

Посмотрим, что же нам сегодня приготовил в подарок «чудесный мешочек”.

Послушайте, что он говорит:

Я мешочек не простой

Я мешок – с секретом,

Как узнаешь, что во мне-

Расскажи об этом.

6.Игра «чудесный мешочек”.

Развязываем мешочек, поочередно вынимаем, называем, что там.

Что это? Фрукты.

Чем фрукты отличаются друг от друга?

(цвет, форма, размер)

Чем они похожи? (растут в саду)

Покатать по столу. Почему одни фрукты катятся, а другие нет?

7. Как вы думаете, фрукты вкусные?

Хотите попробовать?

Игра «Угадай на вкус”.

Что ты съел? Как догадался, что это яблоко? (вкус яблока)

Какое яблоко на вкус? (сладкое, ароматное, хрустящее)

И тд. все фрукты

Что можно приготовить из этих фруктов?

Сок из яблока какой? – яблочный

Из груши –

Из апельсина – Угощение конфетами

Открытое занятие на тему: «Золотая осень».

Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»

Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях .

Задачи :

Обучающие:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени , изменения в природе, использую образные слова и выражения, художественное слово

Развивающие:

1. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда :

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Зайчик (кукольный театр), ширма.

Письмо от зайцев. Фишки. Акварельные краски, кисти, шаблоны листочков на каждого ребенка.

Иллюстрация картин "Ранняя осень ", "Поздняя осень » , Мнемотаблицы к стихотворению.

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса» .

Словарная работа

Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки.

Педагогические технологии : ИКТ, музыкальное воздействие.

Предварительная работа:

Праздник Осенний, просмотр познавательного мультфильма «Почему опадают листья», зучивание стихов про Осень, пословиц, чтение поговорок. Беседы, наблюдения на прогулках, занятиях об изменениях в природе

ХОД :

Воспитатель : Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку :

Воспитатель :

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала : За мною нагрянет зима.

Дети : Осень .

(звучит музыка из-за ширмы выглядывает Зайчик, здороваеться и говорит что случилось, зачем он к нам пришел, читает письмо которое написали зайцы с заячьей поляны пригородного леса

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение : пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель : Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель : Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель : Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч : мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель : Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Воспитатель : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель : А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети : (Ранняя, поздняя)

Воспитатель : Вы видите несколько картин с изображением осени (на мониторе ИКТ). Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют, аргументируют ответ почему так считают, кто согласен?)

Воспитатель : Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : А какой сейчас месяц? Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети : Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети : Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети : Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель : А сейчас Геворг и Никита расскажут нам стихотворения про осень.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетают журавли

Все летит, должно быть это

Пролетает мимо лето

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землей

А, Осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой

Воспитатель : Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Физкультминутка «Танец с листочками»

Воспитатель: А сейчас ребята я прочитаю вам стихотворение написанное, точнее нарисованное на таблице - схеме (мониторе)

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит береза тоже плакала

Воспитатель: Как выдумаете, почему плакала береза?

Дети: Жалела, что окончилась лето, что опадают листья.

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья? Вспомните мы с вами смотрели познавательный мультфильм «Почему опадают листья?»

Дети: Мало солнца, стало холодно, мало влаги

Воспитатель: Правильно ребята! Какие вы молодцы. А сейчас по вашему желанию я предлагаю подойти к столам кто куда хочет, присаживайтесь. И расскрасте листья которые лежат на столах. Но обратите внимание на столах стоят значки. Какого цвета значок (зеленый, оранжевый, желтый) такого цвета вы и раскрашиваете листья.

Воспитатель: Молодцы ребята какие красивые листья у вас получились.

Воспитатель : Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова (за ответ ребята получают фишки. Кто больше назовет слов, у того больше фишек. Тот молодец) (считаем фишки)

Дети : Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель : Вот подошло наше путешествие к концу.

Итог занятия

Воспитатель : Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети : Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель : Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, вы старались, я довольна вами. Ребята, а какое настроение вызвало наше занятие, покажите гостям эмоциями лица, жестами рук.

Воспитатель: А теперь попросим гостей, тоже оценить нас.

На этом наше путешествие подошло к концу. Досвидания.


По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие
в старшей группе

Воспитатель: Куликова Е.П.
Детский сад № 204 ОАО «РЖД»
г. Абакан

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да) .

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки) .

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить) .

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут) .

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.



Публикации по теме